Определение №ПК/3249/24 Определение от 30 мая 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Определение

 

 

О ВОЗБУЖДЕНИИ ДЕЛА № 011/05/5-523/2024

И НАЗНАЧЕНИИ ДЕЛА К РАССМОТРЕНИЮ

 

30 мая 2024 года город Сыктывкар

 

Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми (далее – Коми УФАС России) по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, <...>, рассмотрев материалы проверки по обращению депутата Государственного Совета Республики Коми <...>., направленные письмом Службы Республики Коми стройжилтехнадзора от 08.05.2024 № 01-09-03-05-231491 (вх. № 4722/24 от 13.05.2024), по факту нарушения требований Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Коми УФАС России поступили материалы проверки по обращению депутата Государственного Совета Республики Коми <...>, направленные письмом Службы Республики Коми стройжилтехнадзора от 08.05.2024 № 01-09-03-05-231491 (вх. № 4722/24 от 13.05.2024), о нарушении рекламного законодательства в связи с распространением листовок с извещением о проведении поверки приборов учета воды (далее – материалы).

Из материалов следует, что по почтовым ящикам многоквартирных домов жителей микрорайонов Давпон и Орбита города Сыктывкара распространяются листовки в форме извещений «ЖилСервис Сыктывкар» о проведении поверки приборов учета воды.

В материалах имеется копия листовки, в которой, в том числе указано:

- «ИЗВЕЩЕНИЕ № 6415-14 Извещение за АПРЕЛЬ 2024 г. телефон для справок 8 (8212) 33-00-02 ЖилСервис ЖилСервис СЫКТЫВКАР»,

- «Предупреждаем Вас, что согласно Федеральному Закону от 26.06.2008 г. №102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» и Постановлению Правительства РФ от 06.06.2011 №354, индивидуальные приборы учета воды ДОЛЖНЫ ПРОЙТИ ОБЯЗАТЕЛЬНУЮ МЕТРОЛОГИЧЕСКУЮ ПОВЕРКУ, без проведения которой приборы считаются непригодными для учета водопотребления. Во избежание начисления платы за потребление по общему нормативу, а также в целях соблюдения Федерального Закона, Вам необходимо согласовать дату и время процедуры проведения поверки приборов учета воды по телефону 8 (8212) 33-00-02. В случае невыполнения п. 60 Постановления Правительства № 354 произойдет увеличение оплаты за коммунальные услуги на 50 процентов, т.е. расчет будет производиться по нормативу с повышающим коэффициентом 1,5. Работы по поверке будут проводиться с 01.04 по 30.04.2024г.».

В листовке в виде таблицы приведен пример расчета оплаты за коммунальные услуги по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и водоотведению в случае истечения межповерочного интервала.

Также в листовке указана категория плательщика – Б (умеренный плательщик с периодом просрочки 1-3 мес.), размещены QR-код и штрих-код.

Как указывает Служба Республики Коми стройжилтехнадзора, в рассматриваемом извещении отсутствуют необходимые идентификаторы платежного документа, в том числе реквизиты для оплаты услуг. По телефону, указанному в листовках, пояснили, что при сканировании QR-кода выполняется переход на сайт организации и не предлагается оплата каких-либо услуг. Однако при попытке перейти по размещенным в извещении кодам появляется уведомление о том, что «страница не найдена», «куар-код не обнаружен».

Листовки содержат информацию о необходимости поверять индивидуальные приборы учета.

Как пояснила Служба Республики Коми стройжилтехнадзора, ответственность за своевременную поверку приборов учета воды возложена на потребителей. Каждый прибор учета имеет свой индивидуальный срок поверки, зависимый от даты ввода прибора учета в эксплуатацию. Как правило, прибор учета холодной воды нужно поверять раз в шесть лет, прибор учета горячей воды – раз в четыре года. Дата последней поверки указана в паспорте прибора учета или акте поверки. По истечении срока поверки потребитель может установить новый прибор учета или провести поверку уже имеющегося прибора.

В соответствии с положениями, установленными пунктом 1 статьи 3 Закона о рекламе, реклама – информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Рассматриваемая информация содержит следующие признаки рекламы:

- распространена в виде листовок в форме извещений по почтовым ящикам многоквартирных домов г. Сыктывкара;

- адресована неопределенному кругу лиц;

- направлена на привлечение внимания к объектам рекламирования – «ЖилСервис Сыктывкар» и оказываемым им услугам по поверке приборов учета воды, формирование или поддержание интереса к ним, и их продвижение на рынке.

Таким образом, вышеуказанная информация является рекламой (далее – рассматриваемая реклама).

В силу части 1 статьи 5 Закона о рекламе реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

В соответствии с пунктами 2, 3 части 3 статьи 5 Закона о рекламе недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения:

- о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара;

- об ассортименте и о комплектации товаров, а также о возможности их приобретения в определенном месте или в течение определенного срока.

Целью рекламы является не просто продвижение соответствующего товара (работы, услуги), а доведение до потребителя всех необходимых сведений, способных вызвать у ее потребителя правильное (неискаженное) представление об объекте рекламирования. Недостаточная информированность потребителя обо всех условиях рекламируемого товара (работы, услуги), имеющая место в силу недобросовестного поведения организации, предоставляющей услуги или реализующей товар, может привести к неоправданным ожиданиям потребителя.

Согласно Постановлению Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами ФЗ «О рекламе» информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах.

Использование в рассматриваемой рекламе следующих утверждений: «индивидуальные приборы учета воды должны пройти обязательную метрологическую поверку», «во избежание начисления платы за потребление по общему нормативу... Вам необходимо согласовать дату и время процедуры проведения поверки», «работы по поверке будут проводиться с 01.04 по 30.04.2024г.» создает у потребителей впечатление об обязательности приобретения данной услуги именно у «ЖилСервис Сыктывкар».

Кроме того, учитывая форму изложения рекламной информации в виде извещения за апрель 2024 г. с размещенным на нем штрих-кодом, такая информация может быть воспринята потребителями как обязательное к исполнению распоряжение снабжающей организации к совершению действий по поверке приборов учета воды в указанные в листовке (извещении) сроки, а также обязательности приобретения данной услуги у «ЖилСервис Сыктывкар».

Ссылки в рассматриваемой рекламе на нормативно-правовые акты, а также утверждение об обязательности поверки приборов учета могут ввести потребителей в заблуждение, создать впечатление о проведении данных работ определенной организацией и необходимости обращения в «ЖилСервис Сыктывкар» для соблюдения требований действующего законодательства.

В рассматриваемой рекламе указано, что поверка будет проводиться с 01.04 по 30.04.2024. Такое указание в рекламе создает у потребителей впечатление о плановости проведения работ. Вместе с тем из имеющихся материалов не усматривается, что такие работы являются плановыми, проводятся в соответствии с графиком и т.д.

При таких обстоятельствах из имеющихся материалов усматривается, что рассматриваемая реклама содержит недостоверные сведения относительно характеристик и условий потребления рекламируемых услуг, а также возможности их приобретения в определенное время.

В связи с чем, рассматриваемая реклама распространена с признаками нарушения требований пунктов 2, 3 части 3 статьи 5 Закона о рекламе.

В соответствии с частью 6 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за распространение рекламы, не соответствующей требованиям пунктов 2, 3 части 3 статьи 5 Закона о рекламе, несет рекламодатель.

Частью 8 статьи 38 Закона о рекламе предусмотрено, что рекламопроизводитель несет ответственность за нарушение требований, указанных в части 6 настоящей статьи, в случае, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине.

В соответствии с пунктом 5 статьи 3 Закона о рекламе рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Согласно пункту 6 статьи 3 Закона о рекламе рекламопроизводитель – лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму.

Из имеющихся материалов усматривается, что рекламодателем рассматриваемой рекламы является индивидуальный предприниматель <...>

На основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктом 24 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.2020 № 1922,

 

ОПРЕДЕЛИЛА:

 

1. Возбудить производство по делу № 011/05/5-523/2024 по признакам нарушения пунктов 2, 3 части 3 статьи 5 Закона о рекламе.

2. Признать лицами, участвующими в деле:

2.1. заявителя – депутата Государственного Совета Республики Коми <...>;

2.2. лицо, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, – ИП <...>, ОГРНИП <...>, ИНН <...>.

3. Назначить дело № 011/05/5-523/2024 к рассмотрению на 28 июня 2024 года на 12 часов 00 минут по адресу: Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Интернациональная, д. 160, корпус А.

4. ИП <...> в срок не позднее 26 июня 2024 года представить следующие копии документов и письменную информацию:

4.1. О рекламодателе, рекламопроизводителе и рекламораспространителе рассматриваемой рекламы, с указанием по каждому такому лицу: полного наименования, адреса места нахождения – для юридических лиц; Ф.И.О., адреса места регистрации – для физических лиц.

4.2. Копии всех документов со всеми изменениями, дополнениями и приложениями (в том числе, приказов, распоряжений, заявок, договоров, счетов, счетов-фактур, платежных поручений, актов выполненных работ, электронной переписки), опосредующих производство и распространение рассматриваемой рекламы.

4.3. Письменные пояснения каждого последовательно совершенного действия, направленного на производство и распространение рассматриваемой рекламы.

4.4. Поясняющие, кто определил содержание рассматриваемой рекламы, ее наполнение, кем, когда и каким образом одобрена (утверждена, согласована) реклама; в случае если реклама не утверждалась и не согласовывалась, представьте соответствующую поясняющую письменную информацию с указанием причин непринятия мер по согласованию.

4.5. О периоде распространения рассматриваемой рекламы, с указанием дат начала и окончания распространения; если распространение продолжается на дату представления ответа – с указанием соответствующей поясняющей информации и даты начала распространения.

4.6. О территории (укажите субъекты РФ) распространения рассматриваемой рекламы.

4.7. О причинах распространения рассматриваемой рекламы без учета требований пунктов 2, 3 части 3 статьи 5 Закона о рекламе.

4.8. О лице, фактически оказывающем указанные в рассматриваемой рекламе услуги по поверке приборов учета воды (с приложением подтверждающих документов). Если «ЖилСервис Сыктывкар» не является таким лицом – укажите причины указания его в рассматриваемой рекламе.

4.9. Иные документы и письменную информацию, имеющие значение для рассмотрения дела (при наличии).

5. <...> в срок не позднее 26 июня 2024 года представить имеющуюся письменную информацию о периоде распространения рассматриваемой рекламы, с указанием дат начала и окончания распространения; если распространение продолжается на дату представления ответа – с указанием соответствующей поясняющей информации и даты начала распространения.

6. ИП <...> вправе (с паспортом) явиться лично и (или) обеспечить явку представителя (с надлежащим образом оформленной доверенностью) для участия в рассмотрении дела, либо письменно сообщить о возможности рассмотрения дела в свое отсутствие в срок до 26 июня 2024 года.

7. <...> вправе (с паспортом) явиться лично и (или) обеспечить явку представителя (с надлежащим образом оформленной доверенностью) для участия в рассмотрении дела, либо письменно сообщить о возможности рассмотрения дела в свое отсутствие в срок до 26 июня 2024 года.

 

Примечание:

 

При ответе на настоящее определение необходимо соблюдение нумерации пунктов, по приложениям необходимо указать, к какому пункту определения они прилагаются, с указанием номера пункта.

В случае отсутствия документов и письменной информации по отдельным пунктам настоящего определения укажите на их отсутствие с пояснением причин отсутствия и указанием источника, где запрашиваемое может быть получено.

Представленное на определение должно быть подписано уполномоченным лицом, прилагаемые копии надлежащим образом заверены, подтверждена их достоверность и полнота.

 

В соответствии с ч. 6 ст. 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях непредставление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган сведений (информации), предусмотренных законодательством о рекламе, а равно представление таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде либо представление недостоверных сведений (информации) – влечет наложение административного штрафа.

 

 

Председатель комиссии <...>

Связанные организации

Связанные организации не указаны