Решение №РНП-11-32 - от 17 февраля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Не указана
Процедура
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Управление Федеральной антимонопольной службы

по республике Коми

 

 

 

Государственное бюджетное учреждение здравоохранения

Республики Коми «Республиканский противотуберкулезный

диспансер»

 

через единую информационную систему

 

                                             Индивидуальный предприниматель

<…….>

 

через единую информационную систему

 

                                                                                                  

 

РЕШЕНИЕ

№ внеплановой проверки 011/06/99-119/2023

 

17 февраля 2023 года

 

 

 

                            № РНП-11-32

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по проведению внеплановых проверок, созданная Приказом Коми УФАС России от 03.11.2022 № 158 в составе: <……> (далее - Комиссия Коми УФАС России), рассмотрев обращение государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Коми «Республиканский противотуберкулезный диспансер» (далее – ГБУЗ РК «РПТД», заказчик), поданное посредством единой информационной системы в сфере закупок (далее – ЕИС), от 10.02.2023 № 107 (вх. от 10.02.2023 № 693-э.) о рассмотрении вопроса о включении сведений об индивидуальном предпринимателе <……> (далее – индивидуальный предприниматель, ИП <……>., участник закупки) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с уклонением ИП <……> от заключения договора по результатам закупки осуществленной путем проведения запроса котировок в электронной форме «Поставка куриных яиц  (Воркутинский филиал)», извещение № 0307200017523000015,

в отсутствие сторон,

УСТАНОВИЛА:

 

В соответствии с частью 4 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013             № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе) ГБУЗ РК «РПТД» представлено обращение о включении сведений об ИП <……> в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с уклонением ИП <……> от заключения договора по результатам осуществления закупки.

Согласно пункту 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе контрольный орган в сфере закупок проводит внеплановую проверку по следующему основанию: получение обращения о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

В соответствии с подпунктом а) пункта 13 раздела III Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 № 1078 (далее - Правила), не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля осуществляет совокупность действий, в том числе, рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе.

ГБУЗ РК «РПТД», ИП <……> надлежащим образом о времени и месте рассмотрения обращения и проведения внеплановой проверки извещены.

ГБУЗ РК «РПТД» письмом от 14.02.2023 № 119 (вх. от 14.02.2023 № 753-э., от 17.02.2023 № 554) просило рассмотреть обращение в отсутствие представителя ГБУЗ РК «РПТД».

ГБУЗ РК «РПТД» письмом от 14.02.2023 № 118 (вх. от 14.02.2023 № 754-э., от 17.02.2023 № 554) представлены дополнительные пояснения и копии документов.

Комиссия Коми УФАС России, по результатам рассмотрения материалов обращения и проведения внеплановой проверки  на основании пункта 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, подпункта а) пункта 13 раздела III Правил внеплановой проверки, пришла к нижеследующим  выводам.

           1. Заказчиком закупки явилось ГБУЗ РК «РПТД».

Объект закупки – «Поставка куриных яиц  (Воркутинский филиал)».

Начальная (максимальная) цена контракта - 2 070,00 руб.

Источником финансирования являются средства бюджетного учреждения, полученные от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности (КВР: 244).

Извещение о проведении электронного аукциона размещено на официальном сайте ЕИС – 30.01.2023.

Извещением о проведении электронного аукциона установлено преимущество в соответствии со статьей 28 Закона о контрактной системе

2. Согласно части 1 статьи 51 Закона о контрактной системе по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, с иным участником закупки (далее в настоящей статье - участник закупки, с которым заключается контракт) не ранее чем через десять дней (если настоящим Федеральным законом не установлено иное) с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), протокола, предусмотренного подпунктом «а» пункта 2 части 6 настоящей статьи, после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона (если требование обеспечения исполнения контракта установлено в извещении об осуществлении закупки). Участники закупки, заявки которых не отозваны в соответствии с настоящим Федеральным законом, обязаны подписать контракт в порядке, установленном настоящей статьей.

Согласно части 6 статьи 50 Закона о контрактной системе заключение контракта по результатам проведения электронного запроса котировок осуществляется в порядке, установленном статьей 51 настоящего Федерального закона, с учетом следующих особенностей:

1) заказчик формирует и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта не позднее одного рабочего дня, следующего за днем размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя);

2) участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет действия, предусмотренные пунктом 1 части 3 статьи 51 настоящего Федерального закона, не позднее одного рабочего дня, следующего за днем осуществления заказчиком действий в соответствии с пунктом 1 настоящей части;

3) заказчик осуществляет действия, предусмотренные пунктом 1 части 4 статьи 51 настоящего Федерального закона, не позднее одного рабочего дня, следующего за днем осуществления участником закупки, с которым заключается контракт, действий в соответствии с пунктом 2 настоящей части, но не ранее чем через два рабочих дня, следующих за днем размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя);

4) осуществление действий, предусмотренных пунктом 2 части 2, пунктом 2 части 3, пунктами 2 и 3 части 4 статьи 51 настоящего Федерального закона, не допускается.

Согласно части 6 статьи 51 Закона о контрактной системе в случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, не выполнены требования, предусмотренные частью 3 (за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 части 3 настоящей статьи, а также случая, если таким участником закупки в срок, установленный частью 3 настоящей статьи, не выполнены требования пункта 3 части 3 настоящей статьи) и частью 5 настоящей статьи:

1) такой участник закупки считается уклонившимся от заключения контракта;

2) заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем истечения срока выполнения участником закупки требований, предусмотренных частями 3 и 5 настоящей статьи:

а) формирует с использованием единой информационной системы и подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) протокол об уклонении участника закупки от заключения контракта, содержащий дату подписания такого протокола, идентификационный номер заявки участника закупки, уклонившегося от заключения контракта, указание на требования, не выполненные участником закупки;

б) формирует и направляет в соответствии с порядком, предусмотренным частью 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, в день размещения в единой информационной системе протокола, предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта, обращение о включении информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей);

3) оператор электронной площадки не позднее одного часа с момента размещения в соответствии с подпунктом «а» пункта 2 настоящей части протокола об уклонении участника закупки от заключения контракта направляет такому участнику закупки уведомление о таком размещении.

Согласно части 2 статьи 96 Закона о контрактной системе заказчик вправе установить в извещении об осуществлении закупки, проекте контракта требование обеспечения исполнения контракта при осуществлении закупок путем проведения электронного запроса котировок (за исключением случая, предусмотренного подпунктом «б» пункта 2 части 10 статьи 24 настоящего Федерального закона), а также закупок, предусмотренных пунктами 1, 2 (если правовыми актами, предусмотренными указанным пунктом, не предусмотрена обязанность заказчика установить требование обеспечения исполнения контракта), 4 - 11, 13 - 15, 17, 20 - 23, 26, 28 - 34, 40 - 42, 44, 45, 46, 47 - 48 (если контрактами, заключаемыми в соответствии с пунктами 47 - 48, не предусмотрена выплата аванса), 51 - 53, 55 - 58, 59 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона.

Извещением о проведении запроса котировок в электронной форме установлен размер обеспечения исполнения контракта в сумме 103,50 руб.

Пунктом 8.1 проекта договора установлено, что обеспечение исполнения контракта установлено в размере 5% от начальной (максимальной) цены контракта.

3. По протоколу от 08.02.2023 № ИЗК1 подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) для электронного запроса котировок                              № 0307200017523000015, по окончании срока подачи заявок на участие в закупке подана только одна заявка на участие в закупке – ИП <……> предложение о цене которого составило – 1710,00 руб.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 52 Закона о контрактной системе. электронная процедура признана несостоявшейся.

По результатам осуществления закупки, контракт заключается в соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.

Согласно информации, представленной оператором электронной площадки, направление проекта контракта участнику заказчик осуществил 08.02.2023, следовательно, регламентированный срок подписания участником проекта контракта, либо формирования протокола разногласий 23:59 ч. 09.02.2023 года.

ИП <……> в регламентированный срок не направлен подписанный сертификатом усиленной квалифицированной электронной цифровой подписи проект контракта со своей стороны.

Следовательно, с учетом положений пункта 1 части 6 статьи 51 Закона о контрактной системе, участник закупки, не подписавший контракт в регламентированный срок, признается уклонившимся от заключения контракта (т.е. участник признается уклонившимся от заключения контракта 10.02.2023).

Согласно подпункту «а» пункта 2 части 6 статьи 51 Закона о контрактной системе, заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем истечения срока выполнения участником закупки требований, предусмотренных частями 3 и 5 настоящей статьи формирует с использованием единой информационной системы и подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) протокол об уклонении участника закупки от заключения контракта, содержащий дату подписания такого протокола, идентификационный номер заявки участника закупки, уклонившегося от заключения контракта, указание на требования, не выполненные участником закупки

Протокол от 10.02.2023 признания участника уклонившимся от заключения контракта (далее – протокол) сформирован и размещен в ЕИС 10.02.2023.

В протоколе указано, что ИП <……> не выполнил требования части 3 статьи 51 Закона о контрактной системе в части неподписания проекта договора.

Таким образом, нарушений заказчиком  установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к направлению участнику закупки проекта контракта, заключению контракта, признанию участника закупки уклонившимся от заключения контракта; а также, к определению участника закупки лицом, с которым заключается контракт,  Комиссией Коми УФАС России не установлено.

3.1. Согласно письменным пояснениям ГБУЗ РК «РПТД» от 14.02.2023 № 118 (вх. от 14.02.2023 № 754-э., от 17.02.2023 № 553), ИП <……> предприняты меры по направлению денежных средств на расчетный счет заказчика в целях обеспечения исполнения договора по запросу котировок в электронной форме, о чем свидетельствует платежное поручение от 09.02.2023 № 187 на сумму 103,50 руб., направленное ИП <……> в день направления со стороны заказчика проекта контракта.

Как указано ГБУЗ РК «РПТД» в письменных пояснениях от 14.02.2023 № 118 (вх. от 14.02.2023 № 754-э., от 17.02.2023 № 553), ИП <……>. является постоянным участником в электронных процедурах в рамках Закона о контрактной системе; ГБУЗ РК «РПТД» и ИП <……> успешно сотрудничают на протяжении многих лет.

Комиссия Коми УФАС России приходит к выводу, что участником закупки в срок до признания его уклонившимся от заключения контракта осуществлены действия, свидетельствующие об отсутствии намерения уклониться от заключения контракта, что подтверждается, в том числе, исполнением обязательств по внесению обеспечения исполнения договора.

4. Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе  в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.

Согласно правовой позиции, выраженной в Постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 30 июля 2001 года № 13-П и от 21 ноября 2002 года                № 15-П, меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Применяемые государственными органами санкции должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционного защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.

Следовательно, для возникновения таких правовых последствий как признание участника закупки недобросовестным поставщиком, антимонопольный орган не вправе ограничиваться формальным установлением факта несоблюдения положений законодательства, а в рамках выполнения возложенной на него функции обязан выяснить все обстоятельства, определить вину, характер действий и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения победителя закупки в реестр недобросовестных поставщиков.

В силу части 3 статьи 17, части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации исходящее из принципа справедливости конституционное требование соразмерности установления правовой ответственности предполагает в качестве общего правила ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания.

Внесение информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в процедурах по закупкам.

Следовательно, включение информации о лице в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица.

Исходя из подпункта «б» пункта 14 раздела III Правил, орган контроля принимает решение об отказе во включении информации об участнике закупки (если основанием для направления обращения является уклонение участника закупки от заключения контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом «а» пункта 13 настоящих Правил:

участником закупки в срок до признания его в соответствии с Федеральным законом уклонившимся от заключения контракта осуществлены действия, свидетельствующие об отсутствии намерения уклониться от заключения контракта.

В данном случае, ИП <……> до признания его уклонившимся от заключения договора внес обеспечение исполнения в полном объеме, в целях исполнения обязательств по подписанию контракта, что свидетельствует о том, что умысла у ИП <……> уклониться от заключения договора не было.

Кроме того, ГБУЗ РК «РПТД» в письме от 14.02.2023 № 118 (вх. от 14.02.2023              № 754-э., от 17.02.2023 № 553) уведомило Комиссию Коми УФАС России о том, что негативных последствий, связанных с уклонением ИП <……> от заключения договора не наступило. Более того, согласно сведениям с ЕИС, ИП <……> находятся в стадии исполнения иные контракты, заключенные с ГБУЗ РК «РПТД».

Принимая во внимание вышеизложенное, Комиссия Коми УФАС России считает, что признаки недобросовестного поведения, уклонения от заключения контракта в действиях ИП <……> отсутствуют.

          Таким образом, из имеющихся в материалах обращения документов, не усматривается наличие прямого умысла ИП <……>, направленного на незаключение контракта.

Нарушение победителем своих обязательств по подписанию контракта при отсутствии у него намерения уклониться от его заключения не может являться основанием для включения сведений о таком лице в реестр недобросовестных поставщиков.

Неустранимые сомнения относительно вины лица трактуются в пользу этого лица, в связи с чем, Комиссия Коми УФАС России не находит достаточных оснований для включения ИП <……> в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Кроме того, ИП <……> является субъектом малого предпринимательства, для которого участие в закупках представляет собой возможность стабильного продолжения осуществления предпринимательской деятельности.

Таким образом, бесспорных доказательств, подтверждающих намеренное уклонение победителя аукциона – ИП <……> от заключения договора, в материалах обращения не имеется.

Следовательно, сведения в отношении ИП <……> не подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков.

С учетом всех вышеизложенных обстоятельств, руководствуясь частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе, подпунктом «б» пункта 14 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 № 1078, Комиссия Коми УФАС России,

РЕШИЛА:

 

1. Отказать ГБУЗ РК «РПТД» во включении сведений об ИП <……> (место нахождения: <……>; ИНН: <……>) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с уклонением ИП <……> от заключения договора по результатам закупки осуществленной путем проведения запроса котировок в электронной форме «Поставка светильников светодиодных внутреннего освещения», извещение № 0307300120823000048.

2. По результатам внеплановой проверки при рассмотрении обращения в действиях заказчика – ГБУЗ РК «РПТД», нарушений Закона о контрактной системе и иных нормативно-правовых актов в сфере закупок, не выявлено.

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Председатель комиссии:                                                                                   <……>

 

члены комиссии:                                                                                                 <……>

                                                                                                                

                                                                                                                                 <……>

                                                                                                                         

Связанные организации

Связанные организации не указаны