Решение №ПК/4793/23 Решение от 31 июля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF


 

Решение


 

 

Общество с ограниченной ответственностью Микрокредитная компания «Академическая»

 

630132, Новосибирская область, г.о. город Новосибирск, г. Новосибирск, ул. Красноярская, д. 35, оф. 1204

 

<...>

 

<...>

 

Общество с ограниченной ответственностью «Т2 Мобайл»

 

Киевское шоссе 22-й километр, домовладение 6, стр. 1, этаж 5, комн. 33, поселение Московский, г. Москва, 108811 FAS@tele2.ru

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

 

31 июля 2023 года г. Сыктывкар

(изготовление решения в полном объеме)

17 июля 2023 года

(оглашение резолютивной части)

 

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми (далее – Комиссия, Коми УФАС России) по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, в составе:

председатель Комиссии – <...>; члены Комиссии: <...>; <...>;

рассмотрев дело № 011/05/18-424/2023, возбужденное в отношении общества с ограниченной ответственностью Микрокредитная компания «Академическая», ОГРН: 1195476007605, ИНН: 5407973316, адрес места нахождения: 630132, Новосибирская обл., г. Новосибирск, ул. Красноярская, д. 35, офис 1204 (далее - ООО МКК «Академическая», Общество), по факту распространения на абонентский номер <...> с абонентского номера с буквенным обозначением «webzaim.ru» СМС-сообщения с признаками нарушения требований ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе),

в присутствии защитника ООО «Т2 Мобайл» посредством видеоконференцсвязи — <...>;

в отсутствие:

<...>, <...>, надлежащим образом извещенных о дате, времени и месте рассмотрения дела, направивших ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие;

представителя ООО МКК «Академическая», надлежащим образом извещенного о дате, времени и месте рассмотрения дела,

 

 

УСТАНОВИЛА:

 

 

В Коми УФАС России поступило заявление <...> от 15.03.2023 (вх. № Ш-13 от 15.03.2023) и дополнение к заявлению от 21.03.2023 (вх. № 1342-э от 21.03.2023) о распространении на его абонентский номер рекламного СМС-сообщения с нарушением требований рекламного законодательства.

По результатам рассмотрения указанного заявления принято решение о возбуждении дела № 011/05/18-424/2023 в отношении ООО МКК «Академическая» по признакам нарушения ч. 1 ст. 18 Закона о рекламе, о чем вынесено соответствующее определение № ПК/3189/23 от 15.05.2023.

Определением от 15.06.2023 № АГ/3944/23 срок рассмотрения дела № 011/05/18-424/2023 продлен, рассмотрение дела отложено на 17.07.2023, к участию в рассмотрении дела в качестве лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, привлечено общество с ограниченной ответственностью «Т2 Мобайл» (ОГРН: 1137746610088 , ИНН 7743895280, КПП 997750001), место нахождения: 108811, город Москва, поселение Московский, Киевское шоссе 22-й километр, домовладение 6, строение 1 (далее - ООО «Т2 Мобайл»).

Из материалов дела № 011/05/18-424/2023 (далее – рекламное дело) установлено нижеследующее.

Из заявления следует, что на мобильный телефон с абонентским номером <...> с абонентского номера с буквенным обозначением «webzaim.ru» 13.03.2023 в 08 часов 05 минут поступило рекламное СМС-сообщение следующего содержания:

«Ваши 30 000 рублей с 0% https://wbzm.ru/znuhz0 МКК Академическая».

В соответствии с п. 1 ст. 3 Закона о рекламе, реклама – информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Вышеуказанная информация содержит все правовые признаки рекламы:

- распространена посредством СМС-сообщения;

- адресована неопределенному кругу лиц;

- направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования: услугам МКК Академическая, формирование или поддержание интереса к ним, и их продвижение на рынке.

Таким образом, указанная информация, распространенная посредством СМС-сообщения на абонентский номер <...>, является рекламой (далее — рассматриваемая реклама).

Из материалов заявления следует, что абонентский номер <...> в момент поступления рассматриваемой рекламы был зарегистрирован за <...>. В ходе рассмотрения рекламного дела было установлено, что <...> передала в пользование <...> номер телефона <...> на постоянной основе.

В силу положений, установленных ч. 1 ст. 18 Закона о рекламе, распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы.

Согласно п. 15 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» в данном случае под абонентом или адресатом надлежит понимать лицо, на чей адрес электронной почты или телефон поступило соответствующее рекламное сообщение. Закон о рекламе не определяет порядок и форму получения предварительного согласия абонента на получение рекламы по сетям электросвязи. Следовательно, согласие абонента может быть выражено в любой форме, достаточной для его идентификации и подтверждения волеизъявления на получение рекламы от конкретного рекламораспространителя.

<...> указывает, что согласия на получение рассматриваемой рекламы им не давалось. При таких обстоятельствах рассматриваемая реклама размещена в нарушение ч. 1 ст. 18 Закона о рекламе.

Согласно ч. 7 ст. 38 Закона о рекламе за нарушение требований, установленных ч. 1 ст. 18 Закона о рекламе, несет ответственность рекламораспространитель.

В силу п. 7 ст. 3 Закона о рекламе рекламораспространитель – лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

ООО «Т2 Мобайл» письмом исх. №2000/.25/5436-23 от 21.04.2023 (вх № 2006э от 21.04.2023, № 2170/23 от 02.05.2023, № 2492-эп/23 от 12.05.2023) сообщило, что лицом, направившим СМС-сообщение с абонентского номера с буквенным обозначением «webzaim.ru» является Общество с ограниченной ответственностью Микрокредитная компания «Академическая», ОГРН: 1195476007605, ИНН: 5407973316 (далее - ООО МКК «Академическая»).

Как следует из материалов заявления, между ООО МКК «Академическая» и ООО «Т2 Мобайл» заключено дополнительное соглашение № 2 к Договору об оказании услуг связи № 88705258 от 14.07.2022 от 01.12.2022 (далее — Дополнительное соглашение).

В соответствии с пунктом 2.1 Дополнительного соглашения в соответствии с настоящим Соглашением Оператор (ООО «Т2 Мобайл) из представленных Абонентом (ООО МКК «Академическая») клиентов формирует целевую аудиторию по выбранным Абонентом атрибутам, а также предоставляет Абоненту доступ к интерфейсу, обеспечивающему возможность формировать и отправлять с имени отправителя сообщения адресатам и доставку отправленных сообщений до оборудования Оператора (SMS-центр), а Абонент обязуется принять оказанные услуги и оплатить их в порядке и в размере, установленном настоящим Соглашением и договором.

Согласно пункту 3.2 Дополнительного соглашения, направляемые Абонентом адресатам сообщения, содержащие рекламу, должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации о рекламе, в том числе Закону о рекламе.

Таким образом, было установлено, что лицом, направившим СМС-сообщение 13.03.2023 в 08 часов 05 минут, является ООО МКК «Академическая».

Согласно письменным пояснениям, представленным ООО МКК «Академическая» в материалы рекламного дела, Общество осуществляет профессиональную деятельность по предоставлению займов физическим лицам дистанционно, посредством информационнокоммуникационной сети «Интернет» на сайте Общества https://webzaim.ru/ на основании Лицензионного договора № 01-20/1 от 09.01.2020 с 09.01.2020. Согласно п. 6.1. дополнительного соглашения № 2 от 01.12.2022 к договору оказания услуг связи № 88705258 от 14.07.2022, заключенному между Обществом (рекламодатель, рекламопроизводитель) и ООО «Т2 Мобайл» (рекламораспространитель), стороны согласовали Имя отправителя Абонента (Общество): webzaim.ru.

Также ООО МКК «Академическая» пояснило следующее.

Между Обществом и ООО «Т2 Мобайл» заключены договор об оказании услуг связи № 88705258 от 14.07.2022 и дополнительное соглашение № 2 от 01.12.2022 к данному договору, опосредующие распространение рассматриваемой рекламы. На основании дополнительного соглашения № 2 от 01.12.2022 к договору оказания услуг связи № 88705258 от 14.07.2022 Обществу подключена услуга, согласно которой ООО «Т2 Мобайл» осуществляет сбор базы потенциальных клиентов и данных о них. ООО «Т2 Мобайл» предоставлена Обществу такая услуга, как услуга «SMS-Таргет». Согласно Условий оказания услуги «SMS-Таргет» Оператор (ООО «Т2 Мобайл») предоставляет Абоненту (Обществу) доступ к Интерфейсу, обеспечивающему возможность формирования и отправки Абонентом с Имени отправителя Сообщений Адресатам, доставки отправленных сообщений до оборудования Оператора (SMS-центр) при отправке Абонентом сообщений Адресатам, являющимся абонентами (пользователями услуг связи) Оператора. В базе Общества отсутствуют абонентский номер <...>, а также сведения о заключении договоров потребительского займа с <...>, <...>, в связи с чем, отсутствует согласие на получение рекламы.

Согласно п. 3.5. Условий оказания услуги «SMS-Таргет» до отправки Абонентом (Обществом) Сообщений Абонент обязуется получить надлежащим образом оформленное согласие от Адресата на получение Сообщений от Абонента. Согласие, указанное в настоящем пункте Условий, должно однозначно идентифицировать Адресата и позволять достоверно установить его волеизъявление на получение Сообщений от Абонента, в обязательном порядке содержать абонентский номер, указанный в международном формате (например: +7 (9ХХ) ХХХ - ХХ - ХХ), по которому Адресат согласен получать Сообщения от Абонента, а также согласие должно содержать подтверждение Адресата о возможности передачи сведений, указанных в таком согласии, в том числе об Адресате, Оператору (ООО «Т2 Мобайл»), иным операторам связи, а также третьим лицам, привлеченным иными операторами связи и Оператором для оказания Услуги. Указанное в настоящем пункте Условий требование об обязанности получения Абонентом предварительных согласий от Адресатов на получение ими Сообщений от Абонента не распространяется на случаи отправки Сообщений Адресатам, входящим в Клиентскую базу Оператора, а также в Клиентскую базу Абонента, являющимся абонентами (пользователями услуг связи) Оператора в случае применения Абонентом Таргета «согласие».

На основании п. 3.5.2. Условий оказания услуги «SMS-Таргет» при отправке Абонентом Сообщений Адресатам, входящим в Клиентскую базу Оператора, а также в Клиентскую базу Абонента, являющихся абонентами (пользователями услуг связи) Оператора в случае применения Абонентом Таргета «согласие», Оператор обеспечивает для Абонента проверку на наличие у таких Адресатов согласия на получение ими рекламы от третьих лиц.

Таким образом, направление рассматриваемой рекламы на абонентский номер <...> осуществлялось Обществом на основании заключенного между Адресатом, за которым зарегистрирован абонентский номер <...>, и Оператором ООО «Т2 Мобайл» согласия на получение им рекламы от третьих лиц.

Рассматриваемая реклама направляется всем подходящим по Атрибутам, выбранным Обществом, Адресатам, оператором которых является ООО «Т2 Мобайл», а также с которыми ООО «Т2 Мобайл» заключено согласие на получение ими рекламы от третьих лиц Общества, что подтверждается договором об оказании услуг связи № 88705258 от 14.07.2022, дополнительным соглашением № 2 от 01.12.2022 к указанному договору, а также Условиями оказания услуги «SMS-Таргет».

В связи с чем, ООО МКК «Академическая» полагает, что Обществом требования ч. 1 ст. 18 Закона о рекламе соблюдаются в полном объеме.

Согласно письменным пояснениям, представленным ООО «Т2 Мобайл» в материалы рекламного дела, направление СМС-сообщения 13.03.2023 в 08.05 ч. абоненту <...> от отправителя «webzaim.ru» осуществлено на основании заключенного с оператором договора об оказании услуг связи № 88705258 от 14.07.2022 в рамках подключенной услуги «SMS-Таргет».

Рассылка производилась по клиентской базе Оператора с применением таргета «согласие», т.е. среди абонентов оператора, выразивших согласие на получение рекламы.

Услуга «SMS-Таргет» - деятельность Оператора, состоящая в предоставлении абонентам (заказчикам рассылки) доступа к интерфейсу, обеспечивающему возможность формирования и отправки абонентом от имени отправителя сообщений адресатам, доставке отправленных сообщений до оборудования оператора (смс-центр) при отправке абонентом сообщений адресатам, являющимся абонентами (пользователями услуг связи) Оператора.

ООО «Т2 Мобайл» указывает, что ООО МКК «Академическая» определило объект рекламирования и содержание рекламного сообщения, осуществило приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму и осуществило доставку сообщения до оборудования Оператора (SMS-центр). Таким образом, рекламодателем, рекламопроизводителем и рекламораспространителем рассматриваемой рекламы является ООО МКК «Академическая». В соответствии с п. 5.2 Условий оказания услуги «SMS-Таргет» и п. 3.2 дополнительного соглашения № 2 от 01.12.2022 к Договору направляемые Абонентом адресатам в сообщениях материалы, содержащие рекламу, должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации о рекламе, в том числе Федеральному закону от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе». При этом ООО МКК Академическая» подтверждает, что при рассылке адресатам в сообщениях материалов, содержащих рекламу, Оператор не является рекламодателем, рекламопроизводителем, рекламораспространителем, как эти термины определены в соответствии с законом о рекламе.

Направление рассматриваемой рекламы в адрес абонента <...> произведено однократно – 13.03.2023 в 08:05 ч. Распространение рассматриваемой рекламы в рамках условий Договора с ООО МКК «Академическая» ограничено сроками вступления в силу дополнительного соглашения № 2 – 01.12.2022 г. и окончанием срока его действия – до 11.01.2024 г. При этом реклама, являющаяся предметом рассмотрения в рамках настоящего дела, распространялась только в марте 2023.

Оператор по указанным ООО МКК «Академическая» критериям формирует целевую аудиторию (группу абонентов), которые могут быть заинтересованы в получении сообщения и которые выразили согласие на получение от Оператора и иных лиц рекламной информации, распространяемой по сетям связи. Имя отправителя «webzaim.ru» заранее согласовано в Договоре с ООО МКК «Академическая». Текст сообщения формируется ООО МКК «Академическая», загружается в программу и направляется ООО МКК «Академическая» до SMS-центра Оператора. После чего осуществляется доставка сообщения до конечного абонента.

На дату распространения рекламы, являющейся предметом оценки в рамках настоящего дела – 13.03.2023 – абонентский номер <...> был выделен <...>.

При заключении 03 января 2012 года договора об оказании услуг связи по номеру <...> абонентом <...> было выражено согласие на возможность получения рекламной информации, распространяемой по сетям связи. Ни при заключении договора, ни в дальнейшем при оказании услуг вплоть до сегодняшнего дня абонент, использующий номер <...>, к оператору с заявлениями об отзыве указанного согласия не обращался. Таким образом, на дату направления рассматриваемого смс-сообщения согласие абонента на получение рекламы у ООО «Т2 Мобайл» объективно имелось.

С 21 марта 2023 года абонентский номер <...> переоформлен на <...>. При заключении договора <...> также выражено согласие на возможность получения от Оператора и иных лиц рекламной информации, распространяемой по сетям связи.

ООО «Т2 Мобайл» также указало, что Оказывая услугу по передаче смс-сообщений в рамках договора об оказании услуг связи, оператор осуществляет только передачу получателю информации, сформированной отправителем, имея целью оказание услуги связи, а не распространение рекламы. В соответствии с п. 5.9 Условий оказания услуги SMS-таргет и п. 3.10 Договора № 88705258 от 14.07.2022, содержащиеся в смс-сообщении материалы должны иметь отношение к осуществляемой ООО МКК «Академическая» деятельности, а используемое имя отправителя «webzaim.ru» должно относится к соответствующему виду деятельности ООО МКК «Академическая». Инициирование отправки смс-сообщений в отношении деятельности третьих лиц или с использованием имен отправителя, которые не соответствуют деятельности ООО МКК «Академическая», не допускается. Таким образом, распространителем рекламы в данном случае является в т.ч. ООО МКК «Академическая», то есть лицо, определившее объект рекламирования и использующее для распространения рекламы услуги связи, оказываемые ООО «Т2 Мобайл».

Из пояснений ООО «Т2 Мобайл» следует, что дело возбуждено по факту обращения <...>. Поскольку на дату распространения рекламы – 13.03.2023 – <...> не был абонентом ООО «Т2 Мобайл», и ему не был выделен абонентский номер <...>, то Оператор не направлял указанному лицу никакого смс-сообщения, т.е. указанным смс-сообщением его права и законные интересы не затрагиваются. Из определения УФАС невозможно достоверно установить, заявляла ли <...> о нарушении ее прав рассматриваемым смс-сообщением от 13.03.2023.

По мнению ООО «Т2 Мобайл», в отсутствие заявления <...> оснований для возбуждения дела по факту нарушения рекламного законодательства не имелось.

Также ООО «Т2 Мобайл» указало, что было получено согласие <...> на получение рекламы, что подтверждается договором оказания услуг связи от 21.03.2023, заключенным между ООО «Т2 Мобайл» и <...>.

Рассмотрев материалы рекламного дела, изучив представленные сторонами доводы, Комиссия Коми УФАС России приходит к нижеследующим выводам.

В силу положений, установленных ч. 1 ст. 18 Закона о рекламе, распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. При этом реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено. Рекламораспространитель обязан немедленно прекратить распространение рекламы в адрес лица, обратившегося к нему с таким требованием.

Частью 7 статьи 38 Закона о рекламе установлено, что ответственность за нарушение требований, установленных частью 1 статьи 18 данного закона, несёт рекламораспространитель. При этом Законом о рекламе не установлено ограничений в отношении количества лиц, которых можно признать рекламораспространителями.

Рекламораспространителями являются лица, осуществляющие фактическое доведение содержания объекта рекламирования до сведения потребителей.

Обязанность по получению согласия и подтверждению наличия соответствующего согласия лежит на рекламораспространителе. При этом рекламораспространителем выступает лицо, которое совершило определенные действия по доведению рекламы до потребителя. Поставщик услуг связи (телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи), который только обеспечил подключение к сети электросвязи и не осуществляет непосредственно распространение рекламы, рекламораспространителем не является.

Коми УФАС России установлено, что рассматриваемая реклама распространена в интересах ООО МКК «Академическая». СМС-сообщение, посредством которого распространялась реклама, на абонентский номер <...> направлялась Обществом на основании заключенного между <...>, за которой был зарегистрирован абонентский номер <...>, и ООО «Т2 Мобайл» согласия на получение им рекламы от третьих лиц.

Из содержания пунктов 3.5, 3.5.2 Условий оказания услуги «SMS-Таргет» следует, что до отправки Абонентом (ООО МКК «Академическая») Сообщений Абонент обязуется получить надлежащим образом оформленное согласие от Адресата на получение Сообщений от Абонента.

Указанное требование об обязанности получения Абонентом предварительных согласий от Адресатов на получение ими Сообщений от Абонента не распространяется на случаи отправки Сообщений Адресатам, входящим в Клиентскую базу Оператора (ООО «Т2 Мобайл»), а также в Клиентскую базу Абонента, являющимся абонентами (пользователями услуг связи) Оператора в случае применения Абонентом Таргета «согласие».

Из материалов дела следует, что в СМС-сообщение направлено на абонентский номер <...> в рамках услуги «Таргета «согласие», в связи с чем, лицом, ответственным за наличие согласия у абонента на получение им рекламы являлось ООО «Т2 Мобайл» в соответствии с договором об оказании услуг связи № 88705258 от 14.07.2022 и дополнительным соглашением № 2 от 01.12.2022, заключенным между ООО МКК «Академическая» и ООО «Т2 Мобайл», Условиями оказания услуги «SMS-Таргет».

Коми УФАС России, с учётом всех обстоятельств рекламного дела, в том числе роли ООО МКК «Академическая» и ООО «Т2 Мобайл» в распространении рассматриваемой рекламы, приходит к выводу, что в данном случае рекламораспространителями являются ООО МКК «Академическая» и ООО «Т2 Мобайл», поскольку оба указанных лица участвовали в распространении рассматриваемой рекламы и именно их совместными действиями осуществлялось непосредственное доведение рекламы до конечного получателя.

Как следует из материалов рекламного дела, распространение рассматриваемой рекламы осуществлено в результате совместных последовательных действий ООО МКК «Академическая» и ООО «Т2 Мобайл».

Признание оператора сотовой связи рекламораспространителем возможно, если есть сведения об осведомлении об использовании СМС-услуг для доведения рекламной информации до абонента и у оператора имелась правовая и техническая возможность оценить содержание СМС-рассылки и проверить у заказчика рассылки наличие согласия абонента на ее получение.

Из материалов рекламного дела следует, что ООО «Т2 Мобайл» имело возможность предварительно проверить наличие согласия абонента на получение рекламы. Вместе с тем, у ООО МКК «Академическая» данная возможность отсутствовала. ООО МКК «Академическая» действовало в рамках договора об оказании услуг связи № 88705258 от 14.07.2022 и дополнительного соглашения № 2 от 01.12.2022 к данному договору, Условий оказания услуги «SMS-Таргет», опосредующих распространение рассматриваемой рекламы, в соответствии с которыми в обязанность ООО «Т2 Мобайл» входит получение у абонентов, входящих в базу ООО «Т2 Мобайл», согласия на получение рекламы.

Судебная практика также придерживается позиции о том, что признание того или иного лица рекламораспространителем осуществляется в результате анализа последовательности договорных отношений между лицами, участвующими в распространении рекламы по сетям электросвязи, с учётом взаимосвязанности их действий (Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 14.02.2020 № Ф01-8441/2019 по делу № А79-4574/2019).

Комиссия Коми УФАС России, с учётом всех обстоятельств рекламного дела, в том числе роли ООО МКК «Академическая» и ООО «Т2 Мобайл» в распространении рассматриваемой рекламы, приходит к выводу, что в данном случае рекламораспространителями являются ООО МКК «Академическая» и ООО «Т2 Мобайл», поскольку оба указанных лица участвовали в распространении рассматриваемой рекламы и именно их совместными действиями осуществлялось непосредственное доведение рекламы до конечных получателей.

ООО «Т2 Мобайл» в письменных пояснениях, представленных в материалы рекламного дела, указало, что при заключении 03 января 2012 года договора об оказании услуг связи по номеру <...> абонентом<...> было выражено согласие на возможность получения рекламной информации, распространяемой по сетям связи. Ни при заключении договора, ни в дальнейшем при оказании услуг абонент, использующий номер <...>, к оператору с заявлениями об отзыве указанного согласия не обращался. Таким образом, на дату направления рассматриваемого СМС-сообщения согласие абонента на получение рекламы у ООО «Т2 Мобайл» объективно имелось. Договор об оказании услуг связи с <...> в архиве ООО «Т2 Мобайл» не сохранился, в связи с чем, предоставить его копию не представляется возможным.

Комиссия Коми УФАС России в ходе рассмотрения рекламного дела запрашивала у <...> информацию о наличии (отсутствии) ее согласия на получение рекламной информации. <...> запрашиваемая информация в материалы рекламного дела не представлена. Вместе с тем, ООО «Т2 Мобайл» в ходе рассмотрения рекламного дела не были представлены доказательства, подтверждающие наличие у <...> согласия на получение рекламной информации, распространяемой по сетям связи, в том числе не представлен договор об оказании услуг связи с абонентом, использующим номер <...>, на момент распространения рассматриваемой рекламы. При этом, согласно части 1 статьи 18 Закона о рекламе обязанность доказывания наличия согласия абонента на получение рекламы лежит на рекламораспространителе рекламы.

Таким образом, в материалах дела отсутствуют доказательства наличия согласия <...> на получение рекламной информации, распространяемой по сетям связи, по состоянию на 13.03.2023.

По доводу ООО «Т2 Мобайл» в части наличия у <...> согласия на получение рекламы Комиссией Коми УФАС России установлено следующее.

Между ООО «Т2 Мобайл» и <...> заключен договор об оказании услуг связи от 21.03.2023. Из содержания указанного договора следует, что Шапенковым Д.М. выражено согласие на получение от Оператора и иных лиц рекламной информации, распространяемой по сетям связи. Таким образом согласие <...> на получение рекламы было получено ООО «Т2 Мобайл» только 21.03.2023. Вместе с тем, материалами рекламного дела установлено, что рассматриваемая реклама была распространена 13.03.2023. По состоянию на указанную дату абонентский номер <...> был зарегистрирован на <...>. Доказательств наличия у <...>. согласия на получение рекламы ООО «Т2 Мобайл» в материалы рекламного дела не представлено.

Учитывая вышеизложенное, поскольку в рассматриваемом случае на дату распространения рассматриваемой рекламы — 13.03.2023, согласие абонента, на которого был зарегистрирован абонентский номер <...>, на получение рекламы отсутствовало, ООО «Т2 Мобайл», являясь рекламораспространителем рассматриваемой рекламы, нарушило требования части 1 статьи 18 Закона о рекламе.

По доводу ООО «Т2 Мобайл» в части отсутствия основания для возбуждения дела по факту нарушения рекламного законодательства установлено следующее.

Согласно части 1 статьи 33 Закона о рекламе антимонопольный орган осуществляет в пределах своих полномочий:

1) федеральный государственный контроль (надзор) в сфере рекламы;

2) возбуждение и рассмотрение дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Согласно подпункту «в» пункта 13 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24.11.2020 N 1922 «Об утверждении Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе» (далее — Правила), основанием для возбуждения и рассмотрения антимонопольным органом дела являются, в том числе, заявление о нарушении законодательства.

В соответствии с подпунктами «б», «в» пункта 18 Правил при рассмотрении заявления о нарушении законодательства и приложенных к нему документов и материалов антимонопольный орган:

б) устанавливает наличие признаков нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе и определяет нормы, которые подлежат применению;

в) определяет круг лиц, подлежащих привлечению к участию в деле.

Подпунктом «а» пункта 20 Правил установлено, что по результатам рассмотрения заявления о нарушении законодательства антимонопольный орган принимает решение о возбуждении дела.

Согласно пункту 24 Правил при наличии признаков нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе антимонопольный орган принимает решение о возбуждении дела и выносит определение о назначении дела к рассмотрению.

Как следует из материалов рекламного дела, в Коми УФАС России поступило заявление <...> от 15.03.2023 (вх. № Ш-13 от 15.03.2023) и дополнение к заявлению от 21.03.2023 (вх. № 1342-э от 21.03.2023) о распространении на его абонентский номер рекламного СМС-сообщения с нарушением требований рекламного законодательства. По результатам рассмотрения указанного заявления в действиях рекламораспространителя, направившего на абонентский номер <...> с абонентского номера с буквенным обозначением «webzaim.ru» СМС-сообщения рекламного характера, усматривались признаки нарушения части 1 статьи 18 Закона о защите конкуренции, в связи с чем, Коми УФАС России было возбуждено рекламное дело № 011/05/18-424/2023.

Исходя из вышеизложенного, Коми УФАС России в ходе реализации своих полномочий, в результате рассмотрения заявления о нарушении законодательства о рекламе было возбуждено дело № 011/05/18-424/2023 в соответствии с требованиями установленными Правилами.

Согласно письменным пояснениям, представленным ООО «Т2 Мобайл» в материалы рекламного дела, ответственным за распространение рассматриваемых реклам является <...>.

В материалы рекламного дела ООО «Т2 Мобайл» представлены копии дополнительного соглашения к трудовому договору от 05.11.2013 № 13, заключенному с <...>, от 01.04.2023 № 5, приказ ООО «Т2 Мобайл» от 01.04.2022 №МС-04.01.2-ЛС о переводе работника на другую работу и письменные объяснения <...>.

В соответствии с пунктом 1.2 дополнительного соглашения к трудовому договору от 05.11.2013 № 13, заключенному между <...> и ООО «Т2 Мобайл», от 01.04.2023 № 5 (далее — дополнительное соглашение), работник принимается на работу по настоящему трудовому договору согласно штатному расписанию на должность <...>.

Согласно пункту 2, 5 Приложения № 1 дополнительного соглашения к трудовому договору от 05.11.2013 № 13, заключенному с <...>, от 01.04.2023 № 5, в трудовые обязанности <...> входит управление портфелем корпоративных проектов в целом (контроль) и самостоятельное ведение ключевых проектов. Управление сотрудниками подразделения: приоритеты, контроль качества и сроков работ.

Согласно пояснениям <...>, представленным в материалы рекламного дела, в зону его ответственности в рамках трудовых обязанностей, в том числе входит контроль за соблюдением ООО «Т2 Мобайл» законодательства в сфере связи и в сфере рекламы при оказании услуги «SMS-таргет» корпоративным клиентам оператора связи.

Комиссией в ходе рассмотрения рекламного дела установлено, что нарушение требований ч. 1 ст. 18 Закона о рекламе произошло по вине ООО «Т2 Мобайл» и должностного лица ООО «Т2 Мобайл»<...>.

Обстоятельств, как исключающих возможность соблюдения ООО «Т2 Мобайл» и должностным лицом ООО «Т2 Мобайл» – <...> требований рекламного законодательства, так и свидетельствующих о принятии ими всех зависящих от них мер по соблюдению требований рекламного законодательства, не усматривается.

Таким образом, ООО «Т2 Мобайл» и <...> нарушены требования ч. 1 ст. 18 Закона о рекламе.

Поскольку в действиях ООО МКК «Академическая» вины в нарушении законодательства о рекламе Комиссией не установлено, производство по делу № 011/05/18-424/2023 в отношении ООО МКК «Академическая» подлежит прекращению.

В контексте Закона о рекламе «распространение» не означает направление электросигнала, транслирующего рекламу, к приемному устройству, а означает момент, когда реклама становится доступной для восприятия потребителя; местом совершения правонарушения будет являться территория субъекта Российской Федерации, на которой была распространена (доведена до потребителя) реклама.

Из материалов рекламного дела усматривается, что абонентский номер заявителя входит в диапазон номеров, выделенный оператору сотовой связи на территории Республики Коми. Заявитель проживает в Республике Коми.

Следовательно, субъектом Российской Федерации, на территории которого была распространена (доведена до потребителя) реклама, является Республика Коми.

Как следует из материалов рекламного дела, абонентский номер <...> принадлежит <...> с 21.03.2023, что подтверждается договором оказания услуг связи от 21.03.2023.<...> выражено согласие на получение рекламной информации, распространяемой по сетям связи.

В связи с чем, Комиссия сочла нецелесообразной выдачу ООО «Т2 Мобайл» предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе и прекращении распространения рассматриваемой рекламы на абонентский номер <...>.

На основании изложенного, руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 33, п. 7 ч. 2 ст. 33, ч. 1 ст. 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 42-48, 54 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.11.2020 № 1922, Комиссия

 

Р Е Ш И Л А:

 

 

1. Признать рекламу, распространенную на абонентский номер <...> с абонентского номера с буквенным обозначением «webzaim.ru» в форме СМС-сообщений следующего содержания: «Ваши 30 000 рублей с 0% https://wbzm.ru/znuhz0 МКК Академическая», 13.03.2023 в 08 часов 05 минут, ненадлежащей, поскольку она распространены с нарушением требований ч. 1 ст. 18 Закона о рекламе.

2. Предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе ООО «Т2 Мобайл» (ОГРН: 1137746610088 , ИНН 7743895280, КПП 997750001) не выдавать, поскольку распространение рекламы, указанной в п. 1 настоящего решения, прекращено.

3. Производство по делу № 011/05/18-424/2023 в отношении ООО МКК «Академическая» прекратить.

4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Коми УФАС России для возбуждения в отношении ООО «Т2 Мобайл» (ОГРН: 1137746610088 , ИНН 7743895280, КПП 997750001) и <...> дел об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Решение в полном объеме изготовлено 31 июля 2023 года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия решения в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

Председатель Комиссии

 

<...>

 

 

 

Члены Комиссии

 

<...>

 

 

 

 

 

<...>

 

 

2023-2201

 

 

Связанные организации

ООО «Т2 Мобайл»
ИНН 7743895280, ОГРН 1137746610088
ООО МКК «Академическая»
ИНН 5407973316, ОГРН 1195476007605