Решение (комиссия) №ОД/6403/23 Решение № РНП-11-206 от 12.10.2023 от 17 октября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р Е Ш Е Н И Е
по внеплановой проверке № 011/06/99-860/2023

 

 

12 октября 2023 года                                                                                   № РНП-11-206

 г. Сыктывкар

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по проведению внеплановых проверок, в составе: <........> (далее - Комиссия Коми УФАС России), рассмотрев обращение администрации муниципального района «Усть-Цилемский» Республики Коми (далее — администрация муниципального района «Усть-Цилемский», заказчик) от 05.10.2023 № 010730001030000003 (вх. № 6876/23 от 06.10.2023) о включении информации об обществе с ограниченной ответственностью «Строй-Сервис» (далее - ООО «Строй-Сервис») в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения муниципального контракта № 03073000472230000220001 от 17.04.2023 на выполнение работ по обустройству спортивной площадки, расположенной по адресу: Республика Коми, Усть-Цилемский район, с. Усть-Цильма, ул. им. В.Ф. Батманова, в районе д. 84, заключенного с ООО «Строй-Сервис» по результатам закупки, осуществленной путем проведения электронного аукциона (извещение № 0307300047223000022),

УСТАНОВИЛА:

Согласно частям 1, 2, 4, 7 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе) ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее также - реестр недобросовестных поставщиков) осуществляется в единой информационной системе путем размещения в ней федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, информации, предусмотренной настоящей статьей.

В реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.

Заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом "б" пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом "в" пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 настоящего Федерального закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.

В течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта, о расторжении контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или об отсутствии оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта.

По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.

В соответствии с частью 4 статьи 104 Закона о контрактной системе администрацией муниципального района «Усть-Цилемский» в Коми УФАС России представлено обращение о включении информации об ООО «Строй-Сервис» в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения муниципального контракта (далее - обращение).

Согласно пункту 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе контрольный орган в сфере закупок проводит внеплановую проверку по следующему основанию: получение обращения о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

В соответствии с подпунктом а) пункта 13 раздела III Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 № 1078 (далее - Правила), не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля осуществляет совокупность действий, в том числе, рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта, о расторжении контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или об отсутствии оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Федерального закона.

Администрация муниципального района «Усть-Цилемский», ООО «Строй-Сервис» надлежащим образом о месте и времени рассмотрения обращения и проведения внеплановой проверки извещены.

Администрацией муниципального района «Усть-Цилемский» письмами от 11.10.2023 № 07-30-5110 (вх. № 7031/23 от 11.10.2023), от 12.10.2023 (вх. № 7054-эп/23 от 12.10.2023) в материалы обращения представлены дополнительные копии документов и письменная информация, а также заявлено ходатайство о рассмотрении обращения в отсутствие представителя администрации.

ООО «Строй-Сервис» письмами от 11.10.2023 № 79 (вх. № 7047-эп/23 от 12.10.2023), от 12.10.2023 (вх. № 7055-эп/23 от 12.10.2023) в материалы обращения представлены дополнительные копии документов и письменная информация, а также заявлено ходатайство о рассмотрении обращения в отсутствие представителя общества.

Отсутствие представителей администрации муниципального района «УстьЦилемский», ООО «Строй-Сервис» не препятствует рассмотрению обращения по существу.

Комиссия Коми УФАС России по результатам рассмотрения материалов обращения и проведения на основании пункта 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, подпункта «а» пункта 13 раздела III Правил внеплановой проверки, пришла к нижеследующим выводам.

1. 28.03.2023 уполномоченным органом - Финансовым управлением администрации муниципального района «Усть-Цилемский» Республики Коми на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок – www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт, ЕИС) размещено извещение о проведении электронного аукциона для закупки № 0307300047223000022.

Заказчиком закупки явилась администрация муниципального района «Усть-Цилемский».

Наименование объекта закупки – «Выполнение работ по обустройству спортивной площадки, расположенной по адресу: Республика Коми, Усть-Цилемский район, с. Усть-Цильма, ул. им В.Ф. Батманова, в районе д. 84».

Начальная (максимальная) цена контракта составила 3 293 136,67 руб.

Дата и время окончания срока подачи заявок - 05.04.2023 08:30.

Дата проведения процедуры подачи предложений о цене контракта либо о сумме цен единиц товара, работы, услуги — 05.04.2023.

Дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) – 07.04.2023.

2. По результатам осуществления закупки, на основании протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) № 0307300047223000022 от 06.04.2023, между администрацией муниципального района «Усть-Цилемский» и ООО «Строй-Сервис» (далее – Подрядчик) 17.04.2023 заключен муниципальный контракт № 03073000472230000220001 на выполнение работ по обустройству спортивной площадки, расположенной по адресу: Республика Коми, Усть-Цилемский район, с. Усть-Цильма, ул. им. В.Ф. Батманова, в районе д. 84 (далее - Контракт, муниципальный контракт № 03073000472230000220001 от 17.04.2023).

Согласно пунктам 1.1, 1.2 Контракта Подрядчик обязался по заданию Заказчика выполнить работы по обустройству спортивной площадки, расположенной по адресу: Республика Коми, Усть-Цилемский район, с. Усть-Цильма, ул. им. В.Ф. Батманова, в районе д. 84 (далее - объект), предусмотренные Контрактом, а Заказчик обязался принять и оплатить эти работы.

Перечень действий, которые должен совершить Подрядчик, приведены в Техническом задании (Приложение №1 к Контракту).

Место выполнения работ: Республика Коми, Усть-Цилемский р-он, с. Усть-Цильма, ул. им В.Ф. Батманова, в районе д. 84 в соответствии с Техническим заданием (Приложение №1 к Контракту).

Цена контракта, согласно пункту 2.1, составляет 2 801 808 (два миллиона восемьсот одна тысяча восемьсот восемь) рублей 79 копеек (НДС не облагается).

В силу пунктов 2.6 - 2.8 Контракта:

«Аванс не предусмотрен.

Оплата выполненных работ производится по документам о приемке, подписанных Подрядчиком и Заказчиком и составленных в соответствии с Ведомостью объемов работ Технического задания (Приложение №1 к Контракту), с учетом Расчета стоимости работ по форме, установленной в Приложение № 2 к Контракту.

Предусмотрена возможность промежуточной оплаты выполненных работ на основании документов о приемке, предусмотренных п. 2.7. Контракта.

Заказчик производит оплату в течение 7 рабочих дней с даты подписания Заказчиком, без замечаний документов о приемке».

В соответствии с Техническим заданием (приложение № 1 к муниципальному контракту): «В рамках контракта Подрядчик обязан выполнить работы по обустройству спортивной площадки, расположенной по адресу: Республика Коми, Усть-Цилемский район, с. Усть-Цильма, ул. им В.Ф. Батманова, в районе д. 84 в соответствии с ведомостью объемов работ, действующими СниП, с действующими правилами пожарной безопасности, техники безопасности и охраны окружающей среды, условиями контракта и другими нормативно-техническими документами, действующими на момент передачи результата работ Заказчику.

В рамках закупки выполнить обустройство спортивной площадки:

- Зона для прыжков в длину (дорожка для разбега 40*1,22 м. место приземления 2,75*7м);

- Прямая беговая дорожка, дистанция 100м и 110 м (110*2,485 м.);

- Зона толкания (круг общей площадью 7 м2. площадь участка с прорезиненной крошкой 3 м2), приземления ядра (сектор площадью 195 м2);

- Открытая дренажная канава (прямоугольного сечения);

- Изготовление, установка информационного стенда».

Согласно пункту 4.1 - 4.4 Контракта: «Срок выполнения работ:

Начало выполнения работ – с даты заключения контракта.

Завершение работ –15.08.2023г.

Допускается досрочное выполнение работ предусмотренных настоящим Контрактом.

Все материалы и оборудование, необходимые для выполнения работ, предоставляет Подрядчик обязан предоставлять Заказчику достоверную информацию о ходе исполнения своих обязательств, в том числе о сложностях, возникающих при исполнении Контракта.

Ответственный представитель Заказчика осуществляет технический надзор и контроль за качеством и сроками выполнения работ, а также производит проверку соответствия используемых Подрядчиком материалов и оборудования условиям Контракта».

В силу подпунктов 3.1.2 -3.1.20 пункта 3.1 Контракта Подрядчик обязуется:

- Выполнить работы качественно, в порядке, объеме, предусмотренные Контрактом.

- Приступить к выполнению работ и закончить их в сроки, предусмотренные настоящим Контрактом.

- В течение 5 дней с момента заключения Контракта представить Заказчику:

- на согласование и утверждение разбивку цены Контракта по видам работ по форме, установленной в приложении № 2 к Контракту;

- в письменном виде предоставить информацию об адресе электронной почты, факсе на которые Заказчик вправе направлять письма, уведомления, замечания, предписания, акты, ведомости, мотивированный отказ в приемке выполненных работ и другие документы, образуемые в процессе исполнения настоящего Контракта, в том числе на этапе исполнения гарантийных обязательств.

Надлежащим отправлением документа Подрядчику признается:

- в случае отправления по факсу – автоматические сведения о результатах отправления факса, либо при отсутствии автоматических сведений, сведения о получении факса с указанием лица, получившего факс;

- в случае отправления по электронной почте – сведения о результатах отправления электронной почты (скриншот).

Подрядчик обязан обеспечить работоспособность указанных в настоящем пункте средств связи или при их изменении незамедлительно проинформировать Заказчика.

- Содержать рабочую площадку и прилегающие участки свободными от отходов, накапливаемых в результате выполнения работ и обеспечить их уборку и вывоз.

- На срок действия настоящего Контракта взаимодействовать с администрацией муниципального района «Усть-Цилемский», на территории которого находится объект и другими органами исполнительной власти, учреждениями и организациями по вопросам реализации настоящего Контракта.

- Информировать Заказчика путем телефонного звонка по номеру 91561 или 92-0-80 о всех случаях повреждения объекта в результате размывов, оползней, стихийных бедствий и других обстоятельств непреодолимой силы и сообщать о принятых мерах, также о вышеперечисленных случаях информировать диспетчерскую службу ЕДДС администрации муниципального района «Усть-Цилемский» по номеру телефона 92961 или 05.

- Принимать необходимые меры по взысканию с виновных лиц затрат по восстановлению поврежденных и разрушенных участков объекта.

- Обеспечить при выполнении работ необходимые противопожарные мероприятия, мероприятий по технике безопасности и охране окружающей среды.

- Принимать участие в работе инспекционных комиссий по контролю качества содержания объекта.

- Подрядчик, получив от Заказчика уведомление о проведении внепланового мероприятия по обследованию объекта, поступившего в порядке, предусмотренном п. 3.2.4.1. настоящего Контракта, обязан направить в указанное в уведомлении время и место, уполномоченного представителя для участия в проводимом внеплановом мероприятии.

- В случае неисполнения обязанности установленной в п. 3.1.11. Подрядчик несет ответственность, предусмотренную настоящим Контрактом.

- Обеспечивать по требованию уполномоченных Заказчиком представителей доступ на участок выполнения работ.

- Предоставлять по требованию уполномоченного представителя Заказчика производственно-финансовые материалы для документальной проверки объемов выполненных работ.

- Обеспечивать выполнение мероприятий Заказчика по временному ограничению или прекращению движения, включая организацию контроля за выполнением введенного ограничения или прекращения.

- Устранять за свой счет дефекты, связанные с ненадлежащим содержанием объекта в установленные Заказчиком сроки.

- Гарантировать полноту и достоверность предоставляемой информации о ходе исполнения своих обязательств.

- По требованию Заказчика, направленному любым доступным способом, в течение 3 дней предоставить фото или видеоматериалы, подтверждающие факт выполнения работ, на которых отображено дата и время проведения фото или видео фиксации.

- В письменном виде в течение 3-х рабочих дней уведомить Заказчика об изменении банковских реквизитов.

- Привлекать к выполнению работ по Контракту субподрядные организации только по согласованию Заказчика. Подрядчик несет ответственность перед Заказчиком за надлежащее исполнение работ по настоящему Контракту субподрядными организациями (при наличии).

- Информировать Заказчика обо всех происшествиях на объекте, в том числе об авариях или о возникновении угрозы аварии на объекте, несчастных случаях на объекте, повлекших причинение вреда жизни и (или) здоровью работников подрядчика и иных лиц, не позднее 24 (двадцати четырех) часов с момента, когда возникновение аварии или несчастного случая, или угроза аварии или несчастного случая стали известны или должны были быть известны подрядчику.

В соответствии с подпунктами 3.2.1 -3.2.5 пункта 3.2 Контракта Заказчик обязуется:

- Осуществлять контроль за исполнением условий Контракта.

- Обеспечить приемку выполненной работы в соответствии с условиями Контракта.

- Оплатить Подрядчику выполненные работы в порядке и на условиях, предусмотренных Контрактом.

- Обеспечить в течение всего периода выполнения работ технический надзор за выполнением работ. в том числе путем проведения внеплановых мероприятий по обследованию объекта, организованных на основании поступившей информации от физических и юридических лиц.

- При поступлении информации о некачественных выполненных работах на объекте от физических и юридических лиц, Заказчик, в течение 3 рабочих дней, с момента поступления информации организует проведение внепланового мероприятия по обследованию объекта, с уведомлением Подрядчика о месте и времени проведения внепланового мероприятия.

Уведомление о проведении внепланового мероприятия направляется Подрядчику не позднее, чем за 4 часа до начала проведения такого обследования, посредством:

- факсимильной связи или телефонной связи (сотовой или стационарной), с фиксацией фамилии, имени, отчества получившего информацию, даты и времени поступления информации. Уведомление направляется на номера телефонов, предоставленные Подрядчиком в соответствии с п.3.1.4. настоящего Контракта;

- электронной связи, путем направления электронного сообщения на адрес электронной почты, указанный Подрядчиком в информации, предоставленной в соответствии с п.3.1.4. настоящего Контракта.

- В случае неявки уполномоченного представителя Подрядчика в назначенное время и место, проведение внепланового мероприятия по обследованию выполненных работ на объекте, проводится без участия Подрядчика, с применением фото или видео записывающих устройств, о чем в акте обследования делается соответствующая запись.

- Результаты внепланового мероприятия по обследованию выполненных работ оформляются актом обследования объекта.

- Проводить проверку предоставленных подрядчиком результатов работ, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта.

Заказчик проводит экспертизу результатов работ, предусмотренных контрактом, самостоятельно или с привлечением экспертов, экспертных организаций на основании контрактов, заключенных в соответствии с законом о контрактной системе.

Пунктами 8.2, 11.1 Контракта предусмотрено: «Расторжение настоящего Контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии гражданским законодательством Российской Федерации.

Контракт действует с даты заключения Контракта по «29» декабря 2023 года, а в части не исполненных Подрядчиком обязательств и оплаты выполненных работ, до полного исполнения сторонами своих обязательств».

3. Как следует из материалов обращения, муниципальный контракт № 03073000472230000220001 от 17.04.2023 расторгнут администрацией муниципального района «Усть-Цилемский» 03.10.2023 в одностороннем порядке.

Причиной принятия администрацией муниципального района «Усть-Цилемский» решения об одностороннем отказе от исполнения такого контракта послужило следующее.

Согласно условиям муниципального контракта ООО «Строй-Сервис» взяло на себя обязательства по выполнению работ по обустройству спортивной площадки, расположенной по адресу: Республика Коми, Усть-Цилемский район, с. Усть-Цильма, ул. им. В.Ф. Батманова, в районе д. 84 в срок до 15.08.2023.

18.09.2023 в адрес ООО «Строй-Сервис» Заказчиком направлено уведомление № 07-30/3020 от 18.09.2023 о запланированном на 19.09.2023 в 09 часов 30 минут внеплановом мероприятии по обследованию объекта - обустройство спортивной площадки, расположенной по адресу: Республика Коми, Усть-Цилемский район, с. Усть-Цильма, ул. им. В.Ф. Батманова, в районе д. 84, с просьбой обеспечения присутствия на объекте уполномоченного представителя общества.

Согласно Акту обследования объекта от 19.09.2023, составленного Заказчиком по результатам внепланового мероприятия по обследованию указанного выше объекта без участия представителя подрядчика, в ходе осмотра выявлено ненадлежащее качество выполнения работ, а именно: разработка грунта в дренажной канаве выполнена с неровностями, заливка бетонного основания у бордюрного камня на прямой беговой дорожке выполнена с неровностями.

Подрядчику указано на необходимость в безотлагательном порядке устранения выявленных недостатков и приведения выполненных работ в соответствии с техническим заданием.

21.09.2023 Заказчиком в адрес ООО «Строй-Сервис» письмом № 07-30/3074 направлена претензия о выплате неустойки за ненадлежащее исполнение обязательств по муниципальному контракту, с выставлением, в том числе требования о выполнении работ.

В связи с непринятием Подрядчиком соответствующих мер на заявленные Заказчиком требования об исполнении условий муниципального контракта, работы в полном объеме Подрядчиком по состоянию на 22.09.2023 так и не были завершены, администрацией муниципального района «Усть-Цилемский», руководствуясь частью 2 статьи 715 Гражданского кодекса Российской Федерации, частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе, пунктом 8.2 Контракта, 22.09.2023 принято решение об одностороннем отказе от исполнения муниципального контракта № 03073000472230000220001 от 17.04.2023.

В ответ на принятое Заказчиком решение об одностороннем отказе от исполнения муниципального контракта ООО «Строй-Сервис» в адрес Заказчика направлено письмо от 02.10.2023 № 75 с просьбой отзыва принятого решения и заверением о выполнении работ и устранении всех обозначенных Заказчиком замечаний в срок до 31.10.2023.

02.10.2023 посредством Единой информационной системы в сфере закупок ООО «Строй-Сервис» размещен Акт о приемке выполненных работ № 1 от 02.10.2023 на сумму 483 209,30 руб., который на дату рассмотрения обращения со стороны Заказчика не подписан.

исполнения муниципального контракта № 0107300017123000106 от 26.05.2023.

4. Согласно частям 8, 9 статьи 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.

Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.

Согласно части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:

1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;

2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);

3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

В силу части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Частью 14 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.

Решение об одностороннем отказе от исполнения муниципального контракта № 3073000472230000220001 от 17.04.2023 администрацией муниципального района «Усть-Цилемский» размещено на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок 22.09.2023.

Согласно пункту 2 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю).

Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель).

В ходе обзора официального сайта единой информационной системе установлено, что датой поступления подрядчику указанного выше решения является дата – 22.09.2023. Согласно пункту 3 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Таким образом, датой надлежащего уведомления ООО «Строй-Сервис» об одностороннем отказе от исполнения контракта следует считать дату – 22.09.2023.

В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Согласно статье 191 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.

Таким образом, первым днем начала исчисления срока, установленного частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе, будет день, следующий за днем надлежащего уведомления поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта. Следовательно, на одиннадцатый день с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта такой контракт считается расторгнутым.

Десятый день с даты надлежащего уведомления ООО «Строй-Сервис» об одностороннем отказе от исполнения контракта выпал на дату – 02.10.2023.

Таким образом, принимая во внимание толкование части 13 статьи 95 Закона контрактной системе, датой вступления в силу решения заказчика от 22.09.2023 об одностороннем отказе от исполнения муниципального контракта № 3073000472230000220001 от 17.04.2023, а также датой расторжения контракта является – 03.10.2023.

5. Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.

В силу части 3 статьи 17, части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации исходящее из принципа справедливости конституционное требование соразмерности установления правовой ответственности предполагает в качестве общего правила ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания.

Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является такое ненадлежащее исполнение контракта, которое предполагает недобросовестное поведение исполнителя, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведших к невозможности надлежащего исполнения контракта и нарушающих права заказчика, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств.

Недобросовестное поведение поставщика (подрядчика, исполнителя) заключается в неоднократном умышленном нарушении сроков поставки товара (выполнения работ оказания услуг), отказе поставщика (подрядчика, исполнителя) от выполнения условий контракта, введения заказчика в заблуждение относительно соответствия выполняемых работ (услуг) условиям документации и требованиям контракта.

Внесение информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в процедурах по закупкам. Следовательно, включение информации о лице в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица.

В соответствии с частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик вправе установить требование об отсутствии в предусмотренном настоящим Федеральным законом реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе о лицах, информация о которых содержится в заявке на участие в закупке в соответствии с подпунктом "в" пункта 1 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона, если Правительством Российской Федерации не установлено иное.

В силу подпункта «а» пункта 13 раздела III Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 № 1078 (далее – Правила), не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля осуществляет совокупность действий, в том числе, рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе.

Согласно подпункту «б» пункта 13 раздела III Правил по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 настоящих Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона, в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В соответствии с пунктом 15 раздела III Правил орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:

а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;

б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;

в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие: принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;

надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц (далее - санкции), и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее - меры ограничительного характера). К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.

Комиссия Коми УФАС России отмечает, что оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.

Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения.

Следовательно, исходя из презумпции добросовестности и разумности участников гражданских правоотношений и общего принципа доказывания лицо, от которого требуются разумность или добросовестность при осуществлении права, признается действующим разумно и добросовестно, пока не доказано обратное. Бремя доказывания лежит на лице, утверждающем, что управомоченный употребил свое право исключительно во зло другому лицу.

С учетом изложенного контрольный орган в сфере закупок при рассмотрении вопроса о включении или невключении определенного субъекта в реестр недобросовестных поставщиков не может ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. При этом действующее законодательство не содержит безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.

Исходя из этого, для возникновения таких правовых последствий как признание ООО «Строй-Сервис» недобросовестным подрядчиком, контролирующий орган в сфере закупок обязан выяснить все обстоятельства, определить вину лица, характер его действий и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения победителя аукциона в реестр недобросовестных поставщиков.

Согласно письменным пояснениям ООО «Строй-Сервис», представленным в адрес Коми УФАС России от 11.10.2023 № 79 (вх. № 7047-эп/23 от 12.10.2023), работы по муниципальному контракту выполнялись в сроки, оговоренные с заказчиком, по мере возможностей, с учетом того, что вся нагрузка по закупке материалов, необходимых для выполнения работ, финансовые и трудовые ресурсы были возложены на подрядчика, при этом в период выполнения работ по муниципальному контракту у подрядчика имелись обязательства по иным контрактам.

Между тем, указанные доводы не могут быть приняты во внимание по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предпринимательской деятельностью является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение, прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

ООО «Строй-Сервис», участвуя в закупке, выразило согласие на выполнение работ на условиях закупки.

Закон о контрактной системе, за исключением прямо указанных в законе случаев, не устанавливает обязанности субъектов предпринимательской деятельности участвовать в процедурах проведения государственных закупок. Однако, принимая участие в таких процедурах соответствующий субъект добровольно принимает на себя обязательства выполнить работы (оказать услуги) в соответствии на условиях, предложенных Заказчиком.

Победитель закупки должен понимать последствия совершения действий (бездействия) по неисполнению контракта и принимать организационные и экономические меры, в первую очередь, для исполнения контракта в случае признания его заявки лучшей; осознавать, что как участник рынка, несет риск ответственности при отказе от заключения контракта.

Участник аукциона, самостоятельно принявший решение об участии в закупке и претендующий на заключение государственного (муниципального) контракта и его надлежащее исполнение, обязан учесть специфику заключения и исполнения контракта и соблюсти все предусмотренные для этого условия. В ином случае для него возникает риск наступления соответствующих неблагоприятных последствий, в том числе риск принятия контролирующим органом решения о включении его в реестр недобросовестных поставщиков.

В соответствии со статьей 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

В силу части 1 статьи 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.

Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.

Частью 3 статьи 401 ГК РФ определено, что если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.

ООО «Строй-Сервис» как субъекту, осуществляющему предпринимательскую деятельность на свой риск, надлежало до подачи заявки на участие в закупке оценить свои возможности по исполнению обязательств по муниципальному контракту в соответствии с требованиями закупки.

Изучив представленные материалы, Комиссия Коми УФАС России усматривает в действиях ООО «Строй-Сервис» факт недобросовестности в части исполнения, взятых на себя обязательств по муниципальному контракту № 03073000472230000220001 от 17.04.2023.

В ходе рассмотрения обращения установлено, что работы по обустройству спортивной площадки, расположенной по адресу: Республика Коми, Усть-Цилемский район, с. Усть-Цильма, ул. им. В.Ф. Батманова, в районе д. 84 в полном объеме ООО «Строй-Сервис» не завершены.

Из материалов обращения не следует, что ООО «Строй-Сервис» обращалось к Заказчику с уведомлением о невозможности исполнения контракта в срок, определенный пунктом 4.1 Контракта, в том числе вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельствах.

Комиссия Коми УФАС России отмечает, что представленные ООО «Строй-Сервис» в материалы обращения копии документов, в том числе платежное поручение № 400 от 29.09.2023 на сумму 384 220,50 руб. (частичная оплата в адрес ООО «ГАМБИТ» товара по счету № 6/09/0001 от 26.09.2023 на сумму 768 441,00), в отсутствие документа, подтверждающего факт доставки закупленного товара в адрес ООО «Строй-Сервис» в целях выполнения работ в полном объеме по муниципальному контракту, не подтверждает намерение общества на устранение нарушений условий контракта, послуживших основанием для принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, в срок определенный частью 14 статьи 95 Закона о контрактной системе.

В результате бездействия ООО «Строй-Сервис» Заказчик лишился того, на что рассчитывал при осуществлении закупки, а именно обустройства спортивной площадки.

Комиссия Коми УФАС России считает необходимым отметить, что извещение о проведении электронного аукциона для закупки № 0307300047223000022 («Выполнение работ по обустройству спортивной площадки, расположенной по адресу: Республика Коми, Усть-Цилемский район, с. Усть-Цильма, ул. им В.Ф. Батманова, в районе д. 84») со всеми входящими в его состав документами, в том числе описанием объекта закупки, проектом контракта, было опубликовано на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок заблаговременно, следовательно, у ООО «Строй-Сервис», как участника закупки, была возможность ознакомиться со всеми условиями такой закупки и оценить возможность исполнения муниципального контракта в установленный срок в полном объеме.

При этом недобросовестность ООО «Строй-Сервис» определяется не его виной, как субъективным отношением к содеянному, а исключительно той степенью заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота.

Рассматриваемые отношения носят публичный характер, поэтому подрядчик, принимая решение о заключении контракта, несет повышенную ответственность за свои действия, следовательно, должен действовать с особой разумностью и осмотрительностью

Таким образом, из имеющихся в материалах обращения документов не следует, что ООО «СтройСервис» были предприняты все меры для надлежащего исполнения обязательств по муниципальному контракту.

На основании изложенного, учитывая доказанный факт ненадлежащего исполнения ООО «Строй-Сервис» своих обязательств по муниципальному контракту, существенность допущенных им нарушений, а также то обстоятельство, что заказчик в конечном итоге был лишен того, на что он рассчитывал при заключении муниципального контракта, отсутствие со стороны ООО «Строй-Сервис» доказательств объективной невозможности исполнения своих обязательств по муниципальному контракту, Комиссия Коми УФАС России приходит к выводу о допущенной ООО «Строй-Сервис» недобросовестности, а потому считает в настоящем случае целесообразным применение к нему мер публично-правовой ответственности в виде включения сведений о нем в реестр недобросовестных поставщиков.

С учетом вышеизложенного, руководствуясь подпунктом «б» пункта 13 Правил, частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе, Комиссия Коми УФАС России,

РЕШИЛА:

1. Включить представленную администрацией муниципального района «Усть-Цилемский» информацию в отношении ООО «Строй-Сервис» (ИНН: 1120004721; адрес: 169480, Республика Коми, Усть-Цилемский район, Усть-Цильма село, Новый квартал улица, 24А, директор: <.......>, ИНН: <......>) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения муниципального контракта № 03073000472230000220001 от 17.04.2023 на выполнение работ по обустройству спортивной площадки, расположенной по адресу: Республика Коми, Усть-Цилемский район, с. Усть-Цильма, ул. им. В.Ф. Батманова, в районе д. 84, заключенного с ООО «Строй-Сервис» по результатам закупки, осуществленной путем проведения электронного аукциона, извещение № 0307300047223000022 (ИКЗ 233112000529911200100100030024299244) сроком на два года.

2. Датой включения информации в отношении ООО «Строй-Сервис» в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) считать дату размещения указанной информации в единой информационной системе в сфере закупок.

3. По результатам внеплановой проверки при рассмотрении обращения в действиях заказчика - администрации муниципального района «Усть-Цилемский» нарушений установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения муниципального контракта, направления его подрядчику и размещения в Единой информационной системе, не установлено.

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия

 

Председатель комиссии                                                                                                                  <.....................>                                  

   

Члены комиссии:                                                                                                                             <.....................>

 

                                                                                                                                                           <....................>

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2023-4110

 

 

Связанные организации

ООО "СТРОЙ-СЕРВИС"
ИНН 1120004721, ОГРН 1031101070770
Администрация муниципального района «Усть-Цилемский»
ИНН 1120005299, ОГРН 1061105009954