Решение (комиссия) №ОД/852/24 РЕШЕНИЕ от 13 февраля 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF


 

Решение


 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

по внеплановой проверке 011/06/99-107/2024

12 февраля 2024 года                                                                                                             № РНП-11-30

г. Сыктывкар

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по проведению внеплановых проверок, созданная приказом Коми УФАС России от 03.11.2022 № 158 «О создании постоянно действующей комиссии по проведению внеплановых проверок осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», в составе: <...> (далее - Комиссия Коми УФАС России), рассмотрев обращение муниципального казенного предприятия «Горзеленхоз» муниципального округа «Ухта» Республики Коми (далее - МКП «Горзеленхоз») от 05.02.2024 № 050760000120000001 (вх. от 06.02.2024 № 1184/24) о рассмотрении вопроса о включении информации об обществе с ограниченной ответственностью Научно-производственное предприятие «АЛИОН» (далее - ООО НПП «АЛИОН») в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта от 15.06.2023№ 028/ЭА-06/2023 (реестровый номер 3110201894723000057), заключенного по результатам осуществления закупки путем проведения электронного аукциона «Поставка светильников уличных светодиодных», извещение № 0507600001223000067, ИКЗ 233110201894711020100100650012740000 (далее - контракт, обращение, закупка),

УСТАНОВИЛА:

Согласно частям 1, 2, 4, 7 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе) ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее также реестр недобросовестных поставщиков) осуществляется в единой информационной системе путем размещения в ней федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, информации, предусмотренной настоящей статьей.

В реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.

Заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом «б» пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом «в» пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 настоящего Федерального закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.

В течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта, о расторжении контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или об отсутствии оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.

В соответствии с частью 4 статьи 104 Закона о контрактной системе МКП «Горзеленхоз» представлено обращение о включении сведений об ООО НПП «АЛИОН» в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта.

Согласно пункту 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе контрольный орган в сфере закупок проводит внеплановую проверку по следующему основанию: получение обращения о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

В соответствии с подпунктом а) пункта 13 раздела III Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 № 1078 (далее Правила) не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля (за исключением случаев, предусмотренных подпунктом «е» пункта 9 и подпунктом «г» пункта 10 настоящих Правил), осуществляет совокупность действий, в том числе рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта, о расторжении контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или об отсутствии оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Федерального закона.

МКП «Горзеленхоз», ООО НПП «АЛИОН» надлежащим образом о месте и времени рассмотрения обращения и проведения внеплановой проверки извещены.

МКП «Горзеленхоз» письмом от 09.02.2024 № 115 (вх. от 09.02.2024 № 1383-ЭП/24) в материалы обращения представлены дополнительные информация и копии документов, а также заявлено о рассмотрении обращения в отсутствие представителей МКП «Горзеленхоз».

Комиссия Коми УФАС России, по результатам рассмотрения материалов обращения и проведения на основании пункта 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, подпункта «а» пункта 13 раздела III Правил внеплановой проверки, пришла к нижеследующим выводам.

1. Заказчиком закупки путем проведения электронного аукциона являлось МКП «Горзеленхоз».

Объект закупки - «Поставка светильников уличных светодиодных».

Начальная (максимальная) цена контракта - 285 431,90 руб.

2. По результатам осуществления закупки, на основании протокола подведения итогов определения поставщика от 01.06.2023 №ИЭА1, МКП «Горзеленхоз» (заказчик) и ООО НПП «АЛИОН» (поставщик) 15.06.2024 заключен контракт.

По пунктам 1.1-1.5, 2.1 контракта: «Поставщик обязуется в установленный настоящим контрактом срок поставить светильники уличные светодиодные (далее по тексту - товар) в объеме и на условиях согласно приложению 1 к настоящему контракту, а Заказчик обязуется принять и оплатить поставленный товар.

Наименование, характеристики, количество и цена товара определяются Приложением 1 к настоящему контракту, являющемуся его неотъемлемой частью.

Товар должен соответствовать требованиям, установленным в Техническом задании (приложение 1 к настоящему контракту).

Место поставки товара - 169300, Россия, Республика Коми, г. Ухта, ул. Пушкина, д. 10.

Источник финансирования - собственные средства предприятия.

Цена настоящего контракта составляет 285 431 (двести восемьдесят пять тысяч четыреста тридцать один) рубль 90 копеек, в том числе НДС (20%)».

Согласно пунктам 3.1-3.3 контракта: «Настоящий контракт вступает в силу со дня признания его заключенным в порядке, установленном частью 5 статьи 51 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», и действует до полного исполнения Сторонами своих обязательств.

Срок поставки товара: в течение 15-ти (пятнадцати) рабочих дней со дня заключения контракта.

Датой приемки поставленного товара считается дата размещения в единой информационной системе документа о приемке, подписанного Заказчиком».

Пунктами 4.1, 5.22, 9.1 контракта установлено: «Стороны обязуются в своей деятельности обеспечить выполнение требований по поставке и приемке товара, установленных Техническим заданием (приложение 1 к настоящему контракту), условиями настоящего контракта, а также действующими законодательными и нормативными документами Российской Федерации, Республики Коми, МОГО «Ухта», регулирующими вопросы для данного вида товара.

Товар считается поставленным с даты размещения в единой информационной системе документа о приемке, подписанного Заказчиком.

  1. Настоящий контракт может быть расторгнут по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством».

3. В соответствии с частями 8, 9 ст. 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.

Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.

В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:

  1. заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;

  2. решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);

  3. поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Согласно частям 13, 14, 14.1 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.

В случае отмены заказчиком в соответствии с настоящим Федеральным законом не вступившего в силу решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, размещенного в единой информационной системе в соответствии с частью 12.1 настоящей статьи, заказчик не позднее одного дня, следующего за днем такой отмены, формирует с использованием единой информационной системы извещение об отмене решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое извещение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое извещение не размещается на официальном сайте.

4. Комиссией Коми России по результатам анализа материалов обращения, сведений о контракте из реестра контрактов, установлено, наряду с прочим, следующее.

Поставщиком в установленный контрактом срок обязательства по поставке товара не исполнены.

Заказчиком - МКП «Горзеленхоз» в адрес поставщика направлена претензия от 05.09.2023 № 832, содержащая, наряду с прочим, требование о необходимости поставить товар по контракту (светильники уличные светодиодные в количестве 32 штук (70 Вт) и 47 штук (100Вт) в срок до 15.09.2023, а также указание о намерении расторжения контракта в одностороннем порядке в случае непоставки в установленный претензией срок товара по контракту.

Заказчиком - МКП «Горзеленхоз» 12.10.2023 принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением поставщиком обязательств по контракту, которое 12.10.2023 размещено на официальном сайте.

Заказчиком - МКП «Горзеленхоз» 24.10.2023 на официальном сайте размещено решение об отмене решения от 12.10.2023 об одностороннем отказе от исполнения контракта с обоснованием принятого решения: «24.10.2023 года Поставщиком направлено уведомление об отгрузке товара со склада Поставщика (накладная ООО «Деловые линии» № 23-01491049143 от 24.10.2023 года). Ориентировочный срок поставки товара - 31.10.2023 года. В связи с вышеизложенным, заказчик отменяет решение от 12.10.2023 года № 941 об одностороннем отказе от исполнения контракта № 028/ЭА-06/2023 от 15.06.2023 года на поставку светильников уличных светодиодных».

Заказчиком - МКП «Горзеленхоз» 08.12.2023 принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, которое 08.12.2023 размещено на официальном сайте.

Решение от 08.12.2023 об одностороннем отказе от исполнения контракта содержит обоснование его принятия: «24.10.2023 года Поставщиком направлено уведомление об отгрузке товара со склада Поставщика (накладная ООО «Деловые линии» № 23-01491049143 от 24.10.2023 года). Ориентировочный срок поставки товара - 31.10.2023 года. На основании данных, заказчиком отменено решение от 12.10.2023 об одностороннем отказе от исполнения контракта. 31.10.2023 товар поставлен не был».

Заказчиком - МКП «Горзеленхоз» 18.12.2023 на официальном сайте размещено решение об отмене решения от 08.12.2023 об одностороннем отказе от исполнения контракта с обоснованием принятого решения: «16.12.2023 года Поставщиком направлено уведомление об отгрузке товара со склада Поставщика (накладная ООО «Деловые линии» № 23-01491064211 от 16.12.2023 года). Ориентировочный срок поставки товара - 25.12.2023 года. В связи с вышеизложенным, Заказчик отменяет решение от 08.12.2023 года № 1139 об одностороннем отказе от исполнения контракта № 028/ЭА-06/2023 от 15.06.2023 года на поставку светильников уличных светодиодных».

Согласно части 14 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.

Поскольку со стороны ООО НПП «АЛИОН» имело место повторное нарушение условий контракта, установленные частью 14 статьи 95 Закона о контрактной системе основания для принятия решения от 18.12.2023 об отмене не вступившего в силу решения от 08.12.2023 об одностороннем отказе от исполнения контракта, отсутствовали.

Действие заказчика - МКП «Горзеленхоз» в части принятия решения от 18.12.2023 об отмене решения от 08.12.2023 об одностороннем отказе от исполнения контракта при отсутствии правовых оснований для принятия такого решения, не соответствует части 14 статьи 95 Закона о контрактной системе.

Согласно сведениям о контракте из реестра контрактов с официального сайта заказчиком 26.12.2023 подписан документ о приемке от 25.12.2023 № 37 поставленного ООО НПП «АЛИОН» товара на сумму 169 563,20 руб.

Заказчиком - МКП «Горзеленхоз» 15.01.2024 принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с невыполнением в полном объеме поставщиком обязательств по контракту, которое 15.01.2024 размещено на официальном сайте.

Датой поступления поставщику решения от 15.01.2024 об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 части 12.2 статьи 95 Закона о контрактной системе считается дата размещения такого решения в единой информационной системе - 15.01.2024.

С учетом требований частей 13, 14 статьи 95 Закона о контрактной системе дата вступления в законную силу решения заказчика от 15.01.2024 об одностороннем отказе от исполнения контракта и дата расторжения контракта - 26.01.2024.

По результатам внеплановой проверки при рассмотрении обращения в действиях заказчика - МКП «Горзеленхоз» нарушений установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения от 15.01.2024 об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику и размещения в Единой информационной системе, не установлено.

Частью 16 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Таким образом, с учетом даты вступления в силу решения от 15.01.2024 об одностороннем отказе от исполнения контракта - 26.01.2024, на заказчика - МКП «Горзеленхоз» была возложена обязанность по направлению в Коми УФАС России обращения о включении информации об ООО НПП «АЛИОН» в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в срок не позднее 30.01.2024.

МКП «Горзеленхоз» обращение о включении сведений об ООО НПП «АЛИОН» в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) направлено в Коми УФАС России посредством официального сайта Единой информационной системы в сфере закупок 05.02.2024.

Действие заказчика - МКП «Горзеленхоз» в части нарушения законодательно установленного срока направления в Коми УФАС России обращения о включении информации об ООО НПП «АЛИОН» в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (05.02.2024 вместо не позднее 30.01.2024) не соответствует части 16 статьи 95 Закона о контрактной системе.

5. По мнению Конституционного Суда Российской Федерации, изложенному в Постановлениях от 30.07.2001 № 13-П и от 21.11.2002 № 15-П, меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.

В силу части 3 статьи 17, части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации исходящее из принципа справедливости конституционное требование соразмерности установления правовой ответственности предполагает в качестве общего правила ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания.

Внесение информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в процедурах по закупкам.

С другой стороны, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере закупок, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).

Следовательно, включение информации о лице в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица.

При этом, помимо факта нарушения необходимо установить направленность воли и недобросовестный характер поведения исполнителя контракта.

Наличие у антимонопольного органа сомнений в недобросовестности участника исключает возможность включения сведений о таком участнике в реестр недобросовестных поставщиков, поскольку включение в реестр недобросовестных поставщиков является исключительной мерой ответственности и применяется только к тем недобросовестным поставщикам, вина которых однозначно доказана.

В силу ст. 309 Гражданского кодекса Российской Федерации, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.

Комиссия Коми УФАС России отмечает, что, оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации.

По общему правилу пункта 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное. По общему правилу пункта 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное. Бремя доказывания лежит на лице, утверждающем, что управомоченный употребил свое право исключительно во зло другому лицу.

Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения.

С учетом изложенного, контрольный орган в сфере закупок при рассмотрении вопроса о включении или невключении определенного субъекта в реестр недобросовестных поставщиков не может ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. При этом действующее законодательство не содержит безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.

Исходя из этого, для возникновения таких правовых последствий как признание общества недобросовестным исполнителем, контролирующий орган в сфере закупок обязан выяснить все обстоятельства, определить вину лица, характер его действий, и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения победителя аукциона в реестр недобросовестных поставщиков.

В соответствии с подпунктом б) пункта 13 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 № 1078, по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте «а» настоящего пункта, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 настоящих Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона, в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок).

В соответствии с подпунктом а) пункта 15 раздела III Правил, орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в следующих случаях:

а) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом «а» пункта 13 настоящих Правил:

-выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;

-заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;

-поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:

-принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;

-надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.

Обстоятельств, указанных в пункте 15 Правил, Комиссией Коми УФАС России не установлено.

Доказательств совершения ООО НПП «АЛИОН» действий, направленных на надлежащее исполнение контракта, а также доказательств устранения нарушений, послуживших основанием для принятия заказчиком решения от 15.01.2024 об одностороннем отказе от исполнения контракта, в подтверждение своей добросовестности ООО НПП «АЛИОН» не представлено.

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предпринимательской деятельностью является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение, прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

ООО НПП «АЛИОН», участвуя в закупке, выразило согласие на поставку товара на условиях закупки.

Закон о контрактной системе, за исключением прямо указанных в законе случаев, не устанавливает обязанности субъектов предпринимательской деятельности участвовать в процедурах проведения государственных закупок. Однако, принимая участие в таких процедурах соответствующий субъект добровольно принимает на себя обязательства поставить товар (выполнить работы, оказать услуги) на условиях, предложенных заказчиком.

Победитель закупки должен понимать последствия совершения действий (бездействия) по неисполнению контракта и принимать организационные и экономические меры, в первую очередь, для исполнения контракта в случае признания его заявки лучшей; осознавать, что как участник рынка, несет риск ответственности при отказе от заключения контракта.

Участник аукциона, самостоятельно принявший решение об участии в размещении закупке и претендующий на заключение государственного (муниципального) контракта и его надлежащее исполнение, обязан учесть специфику заключения и исполнения контракта и соблюсти все предусмотренные для этого условия. В ином случае для него возникает риск наступления соответствующих неблагоприятных последствий, в том числе риск принятия контролирующим органом решения о включении его в реестр недобросовестных поставщиков.

В соответствии со статьей 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.

Если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.

ООО НПП «АЛИОН» как субъекту, осуществляющему предпринимательскую деятельность на свой риск, надлежало до подачи заявки на участие в закупке оценить свои возможности по исполнению обязательств по договору в соответствии с требованиями закупки. В материалах дела отсутствуют, ООО НПП «АЛИОН» не представлены доказательства принятия с его стороны всех возможных мер по надлежащему исполнению контракта, что свидетельствует о недобросовестном поведении поставщика.

То обстоятельство, что участник закупки направил заявку на участие в аукционе, а после признания его победителем аукциона не исполнил условия контракта без достаточных на то оснований, свидетельствует о недобросовестном поведении участника закупки.

Из имеющихся в материалах обращения документов не следует, что ООО НПП «АЛИОН» были предприняты все меры для надлежащего исполнения обязательств по контракту.

На основании изложенного, учитывая доказанный факт ненадлежащего исполнения ООО НПП «АЛИОН» своих обязательств по контракту, существенность допущенных им нарушений, а также то обстоятельство, что заказчик в конечном итоге был лишен того, на что он рассчитывал при заключении контракта, отсутствие со стороны ООО НПП «АЛИОН» доказательств объективной невозможности исполнения своих обязательств по контракту, Комиссия Коми УФАС России приходит к выводу о допущенной ООО НПП «АЛИОН» недобросовестности, в связи с чем считает в настоящем случае целесообразным применение к нему мер публично-правовой ответственности в виде включения сведений о нем в реестр недобросовестных поставщиков.

С учетом вышеизложенного, руководствуясь подпунктом «б» пункта 13 Правил, частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе, Комиссия Коми УФАС России,

РЕШИЛА:

1. Включить представленную МКП «Горзеленхоз» информацию в отношении ООО НПП «АЛИОН» (адрес: 433504, Ульяновская обл., Димитровград г., Кошевого ул., двлд. 3, ИНН: 7302036327, директор: <...>, ИНН <...>) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта от 15.06.2023№ 028/ЭА-06/2023 (реестровый номер 3110201894723000057), заключенного по результатам осуществления закупки путем проведения электронного аукциона «Поставка светильников уличных светодиодных», извещение № 0507600001223000067, ИКЗ 233110201894711020100100650012740000, сроком на два года.

2. Датой включения информации в отношении ООО НПП «АЛИОН» в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) считать дату размещения указанной информации в единой информационной системе в сфере закупок.

3. По результатам внеплановой проверки при рассмотрении обращения в действиях заказчика - МКП «Горзеленхоз» нарушений установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения от 15.01.2024 об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику и размещения в Единой информационной системе, не установлено.

4. По результатам внеплановой проверки при рассмотрении обращения признать действие заказчика - МКП «Горзеленхоз» в части принятия решения от 18.12.2023 об отмене решения от 08.12.2023 об одностороннем отказе от исполнения контракта при отсутствии правовых оснований для принятия такого решения, не соответствующим части 14 статьи 95 Закона о контрактной системе.

5. По результатам внеплановой проверки при рассмотрении обращения признать действие заказчика - МКП «Горзеленхоз» в части нарушения законодательно установленного срока направления в Коми УФАС России обращения о включении информации об ООО НПП «АЛИОН» в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (05.02.2024 вместо не позднее 30.01.2024) не соответствующим части 16 статьи 95 Закона о контрактной системе.

6. Передать материалы обращения уполномоченному должностному лицу Коми УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административных дел в отношении должностных лиц заказчика - МКП «Горзеленхоз», допустивших установленные нарушения Закона о контрактной системе.

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель комиссии: <...> 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Члены комиссии: <...>, <...>

 

 

 

 

 

 

 

2024-931

 

 

Связанные организации

МКП"Горзеленхоз" МО "Ухта"РК
ИНН 1102018947, ОГРН 1021100730496
ООО НПП "АЛИОН"
ИНН 7302036327, ОГРН 1077302000555