Постановление №02-06/1011 Нарушен срок на осуществление технологического присоединения... от 3 февраля 2022 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

Управление Федеральной антимонопольной службы

по республике Коми

 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о назначении административного наказания по делу № 011/04/9.21-954/2021

об административном правонарушении

 

 

 

03 февраля 2022 года

 

 

 

  №02-06/1011

г. Сыктывкар

 

       

<………..>

(по адресу)

 

ПАО «Россети Северо-Запад»

площадь Конституции, д. 3,

литер А, помещение 16Н,

г. Санкт-Петербург, 196247

 

филиалу ПАО «Россети Северо-Запад»

в Республике Коми

Интернациональная ул., д.94,

г. Сыктывкар, Республика Коми, 167000

 

<………..> Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми (далее по тексту - антимонопольное управление), адрес места нахождения: г. Сыктывкар, ул. Интернациональная, д. 160, корпус А, <………..>, рассмотрев протокол об административном правонарушении № 011/04/9.21-954/2021 от 21.01.2022, материалы дела № 011/04/9.21-954/2021 об административном правонарушении, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту - КоАП РФ), в отношении публичного акционерного общества  «Россети Северо-Запад» (далее по тексту – ПАО «Россети Северо-Запад», Сетевая организация), адрес места нахождения: 196247, г. Санкт-Петербург, площадь Конституции, д. 3, литер А, помещение 16Н, зарегистрировано за основным государственным регистрационным номером 1047855175785 Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы №15 по Санкт-Петербургу, свидетельство серии 78 № 005502120 от 23.12.2004, ИНН 7802312751, КПП 781001001,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ поводом к возбуждению дел об административных правонарушениях являются сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.

В Коми УФАС России поступило заявление <………..> (далее по тексту – Заявление, Заявитель) от 01.10.2021 (вх. № П-101 от 01.10.2021) на действия (бездействие) ПАО «Россети Северо-Запад» (ранее ПАО «МРСК Северо-Запад» было переименовано в ПАО «Россети Северо-Запад»), выразившиеся в нарушении Сетевой организацией срока осуществления технологического присоединения объекта Заявителя к электрическим сетям Сетевой организации.

Определением Коми УФАС России от 25.11.2021 № 02-06/8782 в отношении ПАО «Россети Северо-Запад» возбуждено дело об административном правонарушении № 011/04/9.21-954/2021 и назначено проведение административного расследования. Стороны приглашены для дачи пояснений по факту выявленного нарушения на 23.12.2021.

В связи с необходимостью истребования дополнительных документов и информации Определением Коми УФАС России от 23.12.2021 № 02-06/9824 срок проведения административного расследования по делу № 011/04/9.21-954/2021 продлен до 23.01.2022. Стороны приглашены для дачи пояснений по факту выявленного нарушения на 21.01.2022.

Законный представитель ПАО «Россети Северо-Запад», потерпевшая <………..> надлежащим образом извещены о месте, дате и времени рассмотрения дела.

На рассмотрении административного дела № 011/04/9.21-954/2021 21.01.2022 присутствовала защитник ПАО «Россети Северо-Запад» <………..>, действующая на основании доверенности № 137-21/4 от 20.12.2021.

Права и обязанности, предусмотренные частью 5 статьи 25.5 КоАП РФ, защитнику <………..> разъяснены, ходатайств, отводов не поступило.

По результатам проведённого административного расследования по делу                          № 011/04/9.21-954/2021 в отношении ПАО «Россети Северо-Запад» 21.01.2022 составлен протокол об административном правонарушении по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ.

Протокол составлен в отсутствие законного представителя ПАО «Россети Северо-Запад», потерпевшей <………..>, надлежащим образом извещённых о месте и времени его составления. Протокол об административном правонарушении составлен в присутствии защитника ПАО «Россети Северо-Запад» <………..>, действующей на основании доверенности № 137-21/4 от 20.12.2021.

Определением № 02-06/497 от 24.01.2022 рассмотрение дела № 011/04/9.21-954/2021 назначено на 03.02.2022 в 16 часов 00 минут.

Административное дело № 011/04/9.21-954/2021 рассмотрено 03.02.2022 в отсутствие законного представителя ПАО «Россети Северо-Запад», надлежащим образом извещённого о месте и времени его рассмотрения.

Письмом от 26.01.2022 (вх. № 477-э от 26.01.2022) потерпевшая <………..> проинформировала Коми УФАС России о невозможности присутствовать при рассмотрении административного дела № 011/04/9.21-954/2021 ввиду неблагоприятной эпидемиологической обстановки, просила рассмотреть административное дело в ее отсутствие.

На рассмотрении административного дела № 011/04/9.21-954/2021 присутствовала защитник Сетевой организации <………..>, действующая на основании доверенности № 137-21/4 от 20.12.2021.

Права и обязанности, предусмотренные частью 5 статьи 25.5 КоАП РФ, защитнику Сетевой организации разъяснены. Отводов не заявлено.

Письмом от 01.02.2022 (вх. № 527 от 02.02.2022) ПАО «Россети Северо-Запад» заявлено ходатайство о признании нарушения малозначительным, снижении размера административного штрафа ниже низшего предела. Защитником <………..> указанное ходатайство поддержано.

           Определением Коми УФАС России от 03.02.2022 в удовлетворении заявленного ходатайства Обществу отказано.

Рассмотрев 03.02.2022 материалы административного дела № 011/04/9.21-954/2021, должностное лицо Коми УФАС России установило следующее.

Из содержания статьи 3, части 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» следует, что субъектом естественной монополии является хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии. Услуги по передаче электрической энергии отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

ПАО «Россети Северо-Запад» осуществляет деятельность по передаче электрической энергии. Таким образом, ПАО «Россети Северо-Запад является субъектом состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.21 КоАП РФ.

Согласно абзацу 1 пункта 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Закон об электроэнергетике) технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее также - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.

В соответствии с абзацем 3 пункта 1 статьи 26 Закона об электроэнергетике технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.

 В соответствии с абзацами 5 и 8 пункта 1 статьи 26 Закона об электроэнергетике порядок технологического присоединения, утверждаемый Правительством Российской Федерации, устанавливает правила заключения и исполнения договоров об осуществлении технологического присоединения, в том числе существенные условия такого договора.

Порядок технологического присоединения установлен в Правилах технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее – Правила № 861).

Согласно пункту 2 Правил № 861 действие настоящих Правил распространяется на случаи присоединения впервые вводимых в эксплуатацию, ранее присоединенных энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых увеличивается, а также на случаи, при которых в отношении ранее присоединенных энергопринимающих устройств изменяются категория надежности электроснабжения, точки присоединения, виды производственной деятельности, не влекущие пересмотр величины максимальной мощности, но изменяющие схему внешнего электроснабжения таких энергопринимающих устройств.

В соответствии с пунктом 3 Правил № 861 сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.

В соответствии с пунктом 6 Правил № 861 технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные настоящими Правилами. Заключение договора является обязательным для сетевой организации. При необоснованном отказе или уклонении сетевой организации от заключения договора заинтересованное лицо вправе обратиться в суд с иском о понуждении к заключению договора и взыскании убытков, причиненных таким необоснованным отказом или уклонением.

В пункте 14 Правил № 861 определена категория заявителей, обратившихся в сетевую организацию с заявкой: физическое лицо, обращается в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств), которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и электроснабжение которых предусматривается по одному источнику.

Исходя из Технических условий, Пантюхина Л.Н. соответствует категории заявителей, указанных в пункте 14 Правил № 861.

Согласно подпункту «б» пункта 16 Правил № 861 Договор (в редакции, действовавшей на 16.09.2020, - дату заключения Договора) должен содержать срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, который исчисляется со дня заключения договора и не может превышать:

1 год - для заявителей, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет менее 670 кВт, а также для заявителей, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет не менее 670 кВт, при технологическом присоединении к объектам электросетевого хозяйства организации по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью.

В соответствии с абзацем 5 пункта 17 Правил № 861 размер платы за технологическое присоединение устанавливается уполномоченным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов.

Согласно пункту 104 Правил № 861 (в редакции, действовавшей на 16.09.2020 - дату заключения Договора) наличие заключенного заявителями, указанными в пунктах 12(1) и 14 настоящих Правил, договора подтверждается документом об оплате такими заявителями счета, предусмотренного пунктом 103 настоящих Правил.

Договор считается заключенным на условиях, предусмотренных настоящими Правилами, со дня оплаты заявителем счета, предусмотренного пунктом 103 настоящих Правил.

В соответствии с пунктом 82 Правил № 861 проверка выполнения заявителем технических условий в случаях, когда не требуется согласование технических условий с субъектом оперативно-диспетчерского управления, осуществляется сетевой организацией и включает следующие мероприятия:

а) проверка соответствия технических решений, параметров оборудования (устройств) и проведенных мероприятий, указанных в документах, представленных заявителем в соответствии с пунктом 85 настоящих Правил, требованиям технических условий;

б) осмотр сетевой организацией присоединяемых электроустановок заявителя, построенных (реконструированных) в рамках выполнения технических условий, на соответствие фактически выполненных заявителем мероприятий по технологическому присоединению техническим условиям и представленной заявителем проектной документации, а в случаях, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности разработка проектной документации не является обязательной, - на соответствие требованиям, определенным в технических условиях.

Согласно пункту 82(1) Правил № 861 одновременно с осмотром присоединяемых электроустановок заявителя осуществляется допуск к эксплуатации установленного в процессе технологического присоединения прибора учета электрической энергии, включающий составление акта допуска прибора учета к эксплуатации в порядке, предусмотренном разделом X Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии. Форма акта допуска в эксплуатацию прибора учета электрической энергии приведена в приложении N 16.

Пунктом 83 правил № 861 предусмотрено, что мероприятия по проверке выполнения технических условий заявителями с энергопринимающими устройствами мощностью до 150 кВт включительно (по одному источнику электроснабжения), а также заявителями, для которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности разработка проектной документации не является обязательной, проводятся непосредственно в процессе проведения осмотра электроустановок заявителей.

Согласно пунктам 85, 86 Правил № 861 для проведения проверки выполнения технических условий заявитель, электрохозяйство которого включает в себя только вводное устройство напряжением до 1000 В, осветительные установки, переносное электрооборудование и энергопринимающие устройства номинальным напряжением не выше 380 В, представляет в сетевую организацию уведомление о выполнении технических условий с приложением следующих документов:

а) копии сертификатов соответствия на электрооборудование (если оборудование подлежит обязательной сертификации) и (или) сопроводительной технической документации (технические паспорта оборудования), содержащей сведения о сертификации;

б) копии разделов проектной документации, предусматривающих технические решения, обеспечивающие выполнение технических условий, в том числе решения по схеме внешнего электроснабжения (схеме выдачи мощности объектов по производству электрической энергии), релейной защите и автоматике, телемеханике и связи, и обосновывающих величину аварийной и технологической брони (при ее наличии), в случае если такая проектная документация не была представлена заявителем в сетевую организацию до направления заявителем в сетевую организацию уведомления о выполнении технических условий (если в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности разработка проектной документации является обязательной);

В соответствии с пунктом 87 Правил № 861 сетевая организация рассматривает представленные заявителем документы, предусмотренные пунктом 85 настоящих Правил, и осуществляет осмотр электроустановок заявителя.

Исходя из абзаца 3 пункта 88 Правил № 861 акт о выполнении технических условий составляется в отношении заявителей, указанных в пункте 12 настоящих Правил, в случае осуществления технологического присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям классом напряжения до 20 кВ включительно по одному источнику электроснабжения, а также заявителей, указанных в пунктах 12(1), 13 и 14 настоящих Правил, и подписывается заявителем и сетевой организацией непосредственно в день проведения осмотра.

В соответствии с абзацем 3 пункта 108 Правил № 861 (в редакции, действовавшей на 16.09.2020 - дату заключения Договора) результатом исполнения обязательств сетевой организации по выполнению мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств заявителей, указанных в пунктах 12(1) и 14 настоящих Правил, кроме случаев, если технологическое присоединение энергопринимающих устройств таких заявителей осуществляется на уровне напряжения выше 0,4 кВ, является обеспечение сетевой организацией возможности действиями заявителя осуществить фактическое присоединение объектов заявителя к электрическим сетям и фактический прием (подачу) напряжения и мощности для потребления энергопринимающими устройствами заявителя электрической энергии (мощности) в соответствии с законодательством Российской Федерации и на основании договоров, обеспечивающих продажу электрической энергии (мощности) на розничном рынке. Исполнение сетевой организацией указанных обязательств осуществляется вне зависимости от исполнения обязательств заявителем (за исключением обязательств по оплате счета, предусмотренного пунктом 103 настоящих Правил).

В этом случае результатом исполнения Сетевой организацией обязательств по договору должно быть не фактическое присоединение Объекта Заявителя к электрическим сетям, а обеспечение сетевой организацией возможности действиями заявителя осуществить фактическое присоединение объектов заявителя к электрическим сетям и фактический прием (подачу) напряжения и мощности для потребления энергопринимающими устройствами заявителя электрической энергии (мощности).

Из материалов настоящего административного дела установлено следующее.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 05.12.2019, земельный участок с кадастровым номером <………..> по адресу: <………..>, принадлежит на праве собственности <………..> (далее – Объект).

На основании заявки <………..> от 25.08.2020 Сетевая организация в соответствии с пунктом 105 Правил № 861 16.09.2020 в личном кабинете Заявителя на Интернет портале ТП.РФ разместила:

  1. Типовые условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям (далее по тексту – Типовые условия договора).
  2. Технические условия № СПБ80-09583Ц/20-001 от 11.09.2021, согласно пунктам 2, 3-5, 12, 13 которых местонахождение энергопринимающих устройств заявителя: Летняя кухня, Республика Коми, г. Вуктыл, СТД «Березка», ЗУ 11:17:0417003:20, максимальная мощность присоединяемых энергоустановок Заявителя составляет 10 кВт, класс напряжения электрических сетей, к которым осуществляется технологическое присоединение, - 0,23 кВ, категория надежности – третья, срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению – 1 год со дня заключения договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, срок действия данных технических условий составляет 2 года со дня заключения договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям.

Исходя из Технических условий, <………..> соответствует категории заявителей, указанных в пункте 14 Правил № 861.

  1. Счет № СПБ80-09583Ц/20-001 от 14.09.2021на оплату 16 973, 41 руб. за услугу по технологическому присоединению Объекта Заявителя к электрическим сетям.
  2. График оплаты услуги по технологическому присоединению в полном объеме, в соответствии с которым Заявитель обязан был оплатить услугу за технологическое присоединение в полном объеме в течение 5 рабочих дней со дня выставления счета.

Заявителем представлена копия чека-ордера от 16.09.2020 с номером операции 5001, в соответствии с которым на счет ПАО «Россети Северо-Запад» была оплачена сумма 16 973,41 руб. по счету СПБ80-09583Ц/20-001 от 14.09.2020.

Таким образом, учитывая положения пункта 104 Правил № 861, договор об осуществлении технологического присоединения был заключен между <………..> и ПАО «Россети Северо-Запад» 16.09.2020. Срок технологического присоединения Объекта Заявителя к электрическим сетям - 16.09.2021.

В соответствии с пунктом 4 Типовых условий Сетевая организация обязуется:

  • надлежащим образом исполнить обязательства по настоящим Типовым условиям договора, в том числе по выполнению возложенных на Сетевую организацию мероприятий по технологическому присоединению (включая урегулирование отношений с иными лицами) до точки присоединения электроустановок Заявителя к электрическим сетям;
  • в течение 10 (десяти) дней со дня уведомления Заявителем Сетевой организации о выполнении им Технических условий осуществить проверку выполнения Технических условий Заявителем, провести с участием Заявителя осмотр (обследование) присоединяемых энергопринимающих устройств Заявителя (предусмотрена Сноска 1 «Кроме заявителей, технологическое присоединение электроустановок которых осуществляется на уровне напряжения 0,4 кВ и ниже»);
  • обеспечить возможность действиями Заявителя осуществить фактическое присоединение объектов Заявителя к электрическим сетям и фактический прием (подачу) напряжения и мощности для потребления электроустановками Заявителя электрической энергии (мощности) (предусмотрена Сноска 2 «Для заявителей, технологическое присоединение электроустановок которых осуществляется на уровне напряжения 0,4 кВ и ниже»);
  • не позднее 10 рабочих дней со дня проведения осмотра (обследования) указанного в абзаце третьем настоящего пункта с соблюдением срока выполнения мероприятий по технологическому присоединению, указанного в Технических условиях, осуществлять фактическое присоединение электроустановок Заявителя к электрическим сетям, фактический прием (подачу) напряжения и мощности (предусмотрена Сноска 3 «Кроме заявителей, технологическое присоединение электроустановок которых осуществляется на уровне напряжения 0,4 кВ и ниже»);
  • установить и допустить в эксплуатацию приборы учета электрической энергии и мощности;
  • на позднее окончания рабочего дня, когда был осуществлен допуск в эксплуатацию приборов учета, разместить в Личном кабинете Заявителя акт допуска в эксплуатацию установленных приборов учета;
  • по результатам выполнения Сетевой организацией мероприятий в соответствии с техническими условиям (предусмотрена Сноска 6 «В отношении заявителей, присоединение электроустановок которых осуществляется на уровне напряжение выше 0,4 кВ – по результатам выполнения Сетевой организацией и Заявителем мероприятий в соответствии с Техническими условиями») не позднее срока выполнения мероприятий по технологическому присоединению, указанного в технических условиях, составить и разместить в Личном кабинете заявителя  акт о выполнении технических условий и акт об осуществлении технологического присоединения;
  • в случае поступления замечаний Заявителя по причине несоответствия реализованных Сетевой организацией мероприятий Техническим условиям и (или) Правилам технологического присоединения в течение 10 рабочих дней со дня поступления указанных замечаний устранить их;
  • в случае поступления от Заявителя в течение 6 месяцев после подписания со стороны Сетевой организации акта о выполнении Технических условий и Акта об осуществлении технологического присоединения обращения об устранении обстоятельств, свидетельствующих о ненадлежащем исполнении Сетевой организацией Технических условий (которые не были установлены Заявителем в течение 20 рабочих дней с даты получения уведомления от Сетевой организации о составлении и размещении в Личном кабинете Заявителя Акта о выполнении технических условий и Акта об осуществлении технологического присоединения устранить указанные обстоятельства в течение 20 рабочих дней со дня поступления такого обращения;
  • обеспечивать информирование Заявителя на протяжении всей процедуры технологического присоединения о размещении в Личном кабинете Заявителя документов, подлежащих оформлению в процессе технологического присоединения электроустановок заявителей.

В свою очередь Заявитель в соответствии с пунктом 6 Типовых условий договора обязуется:

  • оплатить расходы на технологическое присоединение в размере и в сроки, указанные в Счете на оплату услуг по технологическому присоединению;
  • надлежащим образом исполнить обязательства по настоящим Типовым условиям договора, в том числе по выполнению возложенных на Заявителя мероприятий по технологическому присоединению, указанных в технических условиях;
  • после выполнения мероприятий по технологическому присоединению уведомить Сетевую организацию о выполнении Технических условий и представить копии разделов проектной документации, предусматривающих технические решения, обеспечивающие выполнение технических условий, в том числе решения на схеме внешнего электроснабжения (схеме выдачи мощности объектов по производству электрической энергии, релейной защите и автоматике, телемеханике и связи, в случае если такая проектная документация не была представлена Заявителем в Сетевую организацию до направления уведомления о выполнении Технической условий (если в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности разработка проектной документации является обязательной) (предусмотрена Сноска 9 «Кроме заявителей, технологическое присоединение электроустановок которых осуществляется на уровне напряжения 0,4 кВ и ниже»);
  • принять участие в осмотре (обследовании) присоединяемых электроустановок Сетевой организацией (предусмотрена Сноска 9 «Кроме заявителей, технологическое присоединение электроустановок которых осуществляется на уровне напряжения 0,4 кВ и ниже»);
  • уведомить Сетевую организацию о направлении заявок в иные сетевые организации при технологическом присоединении электроустановок, в отношении которых применяется категория надежности электроснабжения, предусматривающая использования 2 и более источников электроснабжения.

В соответствии с пунктом 5 Типовых условий договора Сетевая организация при неисполнении Заявителем Технических условий в согласованный срок и наличии на дату окончания срока их действий технической возможности технологического присоединения вправе по обращению Заявителя продлить срок действия Технических условий. При этом дополнительная плата не взимается.

В соответствии с пунктом 10 Технических условий Сетевая организация осуществляет:

10.1.     Требования к усилению существующих электрических сетей.

10.1. Необходимость строительства новых (реконструкции существующих) ЛЭП-10 (6) кВ и ЛЭП – 0,4 кВ, а также тип, марку и сечение провода, тип опор и точную длину определить проектом.

10.2. Необходимость строительства новых (реконструкции существующих) ТП, мощность трансформаторов, схему электрических соединений и тип проектируемых ТП, с учетом перспективы развития нагрузок, определить проектом.

10.3. Требования к системе (устройствам) релейной защиты и автоматики (включая противоаварийную и режимную). Выполнить требования действующих НТД.

10.4. Установка однофазного прибора учета активной энергии непосредственного включения класса точности не ниже 1.0. Место установки прибора учета определить с учетом п 11.3 настоящих технических условий.

10.5. Допуск в эксплуатацию прибора учета электрической энергии, установленного в соответствии с п.10.4 настоящих технических условий.

10.6. Обеспечить возможности действиями Заявителя осуществить фактическое присоединение объектов Заявителя к электрическим сетям и фактический прием (подачу) напряжения и мощности для потребителя энергопринимающими устройствами заявителя электрической энергии (мощности) в соответствии с законодательством Российской Федерации и на основании договоров, обеспечивающих продажу электрической энергии (мощности) на розничном рынке.

1.7. Иные мероприятия по присоединению новой мощности. Не требуется.

 На основании пункта 11 Технических условий Заявитель осуществляет:

11.1. Смонтировать энергопринимающие устройства в соответствии с действующим ПУЭ и другими НТД на границе земельного участка, указанного в п.2 настоящих ТУ (приемное устройство и вводной щит).

11.2. При необходимости выполнить строительства ЛЭП в пределах границ участка заявителя от точки присоединения до смонтированных энергопринимающих установок. Мероприятия по проектированию и строительству в отношении линейных объектов выполнить в соответствии с требованиями статьи 48 Градостроительного кодекса РФ от 29.12.2004 №190 –ФЗ, ГОСТ и действующих руководящих и нормативно – технических документов.

11.3. Предоставить сетевой организации на безвозмездной основе место в вводном щите для установки приборов учета электрической энергии и (или) иного оборудования, необходимого для обеспечения коммерческого учета электрической энергии и обеспечения сетевой организацией возможности действиями Заявителя осуществить фактическое присоединение объектов Заявителя к электрическим сетям и фактический прием (подачу) напряжения и мощности для потребления энергопринимающими устройствами Заявителя электрической энергии (мощности) и доступ к таким местам.

11.4. Выполнить требования Инструкции, содержащий последовательный перечень мероприятий, обеспечивающих безопасное осуществление действиями заявителя фактического присоединения и фактического приема напряжения и мощности.

11.7. При проектировании обеспечить выполнение требований действующих руководящих и нормативно – технических документов (ПЭУ, ПТЭЭ, ППБ, ПОТРМ, НТП и др.).

11.8. Получить от ПАО «Россети Северо-Запад» акт о выполнении технических условий.

27.09.2020 Заявитель уведомила Сетевую организацию о выполнении технических условий по технологическому присоединению к электрическим сетям объектов бытовых нужд по одному источнику электроснабжения, что подтверждается представленным ПАО «Россети Северо-Запад» документом.

Ввиду нарушения срока технологического присоединения к электрическим сетям Объекта заявителя <………..> 01.10.2021 обратилась в Коми УФАС России.

09.10.2020 Сетевой организацией составлен акт осмотра энергопринимающей установки, выполнения мероприятий, закрепленных за заявителем в соответствии с техническими условиями от № СПБ80-09583Ц/20, из заключения которого следует, что требования технических условий выполнены Заявителем в полном объеме, замечаний нет.

Заявитель проинформировала Коми УФАС России (вх. № П-112 от 18.10.2021) о том, что по состоянию на 17.10.2021 технологическое присоединение Объекта к электрическим сетям не осуществлено, о причинах неосуществления технологического присоединения Объекта к электрическим сетям Сетевая организация ее не уведомляла. Заявитель, в свою очередь, обращалась в сетевую организацию по телефону 14.09.2021 и 18.09.2021.

Дополнительно Заявитель сообщила в Коми УФАС России (вх. № 6059-э от 02.12.2021), что по состоянию на 01.12.2021 технологическое присоединение ее объекта к электрическим сетям Сетевой организации не осуществлено. Представители Сетевой организации предложили Заявителю обратиться в Сетевую организацию с заявлением о продлении срока осуществления технологического присоединения. Со слов Сетевой организации, затягивание срока осуществления технологического присоединения Объекта Заявителя к электрическим сетям ПАО «Россети Северо-Запад» обусловлено длительностью подготовки места для возведения ЛЭП, малой численностью работников, большим объемом заявок на технологическое присоединение. При этом Заявитель пояснила, что общая площадь вырубки леса под ВЛ не превысила 3 км.кв., работы по установке опор для ВЛ проводились в ноябре 2021 года, их продолжительность составила около 10 рабочих дней.

03.12.2021 <………..> обратилась с заявлением к Заместителю директора по развитию и реализации услуг ПО «Центральные электрические сети» ПАО «Россети Северо-Запад» <………..> о продлении срока осуществления мероприятий по технологическому присоединению по договору № СПБ80-09583Ц/20 до 01.04.2022.

14.12.2021 письмом № МР2/5/016-119-11-2/1746пдн Сетевая организация направила Заявителю проект дополнительного соглашения с продлением срока действия договора технологического присоединения к электрическим сетям до 01.04.2022. Дополнительное соглашение №1 к Типовым условиям договора № СПБ80-09583Ц/20-001 от 16.09.2020 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям заключено между Заявителем и Сетевой организацией 14.12.2021.

Технологическое присоединение Объекта Заявителя к электрическим сетям осуществлено 13.01.2022, что подтверждается Актами о выполнении технических условий № СПБ80-09583Ц/20-001, допуска прибора учета электроэнергии в эксплуатацию № СПБ80-09583Ц/20-02/18, об осуществлении технологического присоединения № СПБ80-09583Ц/20-00.

ПАО «Россети Северо-Запад» в письме от 20.12.2021 № МР2/5/016-119-11-2/1746пдн указало, что согласно Техническим условиям Сетевой организации требовалось провести:

  • строительство ВЛ 6 кВ от ВЛ 6 кВ яч.11 ПС 35/6 кВ «2-й микрорайон»  (Аэропорт) до СТП 6/0,4 «Новая», протяженностью 1,72 км.
  • монтаж СТП 6/0,4 «Новая» мощностью 40 кВА;
  • строительство ВЛ 0,4 кВ от ф. «Новый» РУ-0,4 кВ СТП 6/0,4 «Новая» до оп. «Новая» и линейного ответвления ВЛ-0,23 кВ от оп. «Новая ВЛ-0,4 кВ ф. «Новый» РУ-0,4 кВ СТП 6/0,4 «Новая» до приемного устройства провода (кабеля) линейного ответвления, установленного на границе объекта, протяженностью 0,285 км.
  • выполнить установку однофазного узла учета электроэнергии для обеспечения коммерческого учета электрической энергии (мощности) в представленном заявителем на безвозмездной основе месте для установки приборов учета электрической энергии.

Сетевая организация указала о проведении работ в следующие периоды.

В период с 24.09.2020 по 09.03.2021 выполнены подготовительные работы по строительству ВЛ 6 кВ яч.12 и КЛ 6 кВ яч.12 ПС 35/6 кВ «2-й микрорайон», СТП 6/0,4 кВ «Новая», ВЛ 0,4 кВ ф. «Новый» от СТП 6/0,4 кВ «Новая» с установкой узла учета электроэнергии. В данный период выполнялись работы по подготовке участка для строительства ВЛ-6 кВ, включающие в себя мероприятия по расчистке от кустарниковой растительности вдоль дороги, проходящей в дачный массив, в котором находится участок заявителя, разбивкой пикетов на местах установки предполагаемых опор. Работы выполнялись до ноября 2020 года, но в связи с большим объемом выпавшего снега были приостановлены. Для дальнейшего выполнения работ потребовалась специализированная техника, транспортировка которой из г. Ухты была невозможна ввиду временного ограничения на передвижение большегрузного транспорта по дорогам общего пользования. Временное ограничение движения на дорогах общего пользования регионального и межмуниципального значения было введено в период с 11 октября по 9 ноября 2020 года. В дальнейшем была закрыта переправа через р.Печора.

В январе – феврале 2021 года Сетевая организация попыталась заключить договоры аренды спецтехники с иными лицами. Однако договоры не были заключены и работы по расчистке трассы по ВЛ были перенесены на весенне-летний период.

С 10.03.2021 по 14.03.2021 в ходе предварительного осмотра территории Сетевая организация обнаружила, что собственниками дачных участков, расположенных в местах запланированного строительства трассы ВЛ-6 кВ, было произведено механическое углубление водоотводящих рвов вдоль грунтовой дороги, что привело к изменению строительства трассы.

15.03.2021 в Администрацию МО ГО «Вуктыл» был направлен запрос о возможности опосредованного подключения участка ВЛ-6 кВ к ВЛ-6 кВ яч.11 ПС 35 кВ «2-й микрорайон». 15.04.2021 получено согласие Администрации МО ГО «Вуктыл» на опосредованное присоединение к электрическим сетям.

В период с 15.04.2021 по 18.08.2021 проводился поиск собственников земельных участков для согласования мест установки опор.

16.06.2021 к месту установки были доставлены опоры для ВЛ в количестве 30 штук, с 01.07.2021 были развезены к месту установки опоры.

28.09.2021 в Администрацию МО ГО «Вуктыл» направлено письмо о согласовании расчистки трассы для строительства ВЛ-6кВ от древесно – кустарниковой растительности. 07.10.2021 получено согласие Администрации МО ГО «Вуктыл» о проведении указанных работ.

В период с 02.08.2021 по 03.11.2021 произведены работы по строительству ВЛ, КТП: расчистка трассы, мест установки КТП и разбивки пикетов для установки опор, установки 14 опор для ВЛИ-0,4 кВ, установки 21 опоры для ВЛ-6 кВ, работ по монтажу арматуры на установленные деревянные опоры Вл-6 кВ.

С 10.11.2021 была закрыта переправа через р.Печору, что затруднило дальнейшее строительство ВЛ.

В письме от 19.01.2022 исх. № МР 2/5/016-119-11-2/47пдн Сетевая организация указала, что причинами нарушения срока технологического присоединения Объекта Заявителя к электрическим сетям послужили обстоятельства непреодолимой силы, поскольку Сетевая организация столкнулась с объективными препятствиями, в связи с чем, была вынуждена пересмотреть схему технологического присоединения, что потребовало дополнительного времени для выполнения обязательств по договору.

Кроме того, 14.12.2021 между Заявителем и Сетевой организацией заключено Дополнительное соглашение № 1 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, в соответствии с которым срок оказания услуги продлен до 01.04.2022 (пункт 1), настоящее дополнительное соглашение вступает в силу с момента подписания его Сторонами (пункт 4). Дополнительное соглашение подписано Заявителем 14.12.2021. По мнению Сетевой организации, Дополнительное соглашение № 1 не противоречит требованиям законодательства, инициатором его заключения была Заявитель, а Сетевая организация была вынуждена заключить Дополнительное соглашение № 1.

Сетевая организация полагает, что действия ПАО «Россети Северо-Запад» по осуществлению технологического присоединения Объекта <………..> соответствуют требованиям действующего законодательства.

Должностное лицо Коми УФАС России, оценив доводы ПАО «Россети Северо-Запад», приходит к следующим выводам.

Сетевая организация является коммерческой организацией, профессиональным участником рынка по передаче электрической энергии, преследующей извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельностью, несет все риски, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности. В связи с чем, доводы Сетевой организации об отсутствии специальной техники, закрытии переправы через реку, изменении схемы технологического присоединения Объекта к электрическим сетям не свидетельствуют об отсутствии вины в рассматриваемом нарушении. Ссылка ПАО «Россети Северо-Запад» на наличие значительного снежного покрова, препятствующего строительству воздушной линии электропередачи, не может быть принята во внимание, поскольку срок для технологического присоединения Объекта Заявителя – 1 год. Технологическое присоединение осуществлено по истечении этого срока более чем на 3 месяца – 13 января 2022 года – в зимний период. Фактически этот период включает в себя все сезоны года, поэтому довод Сетевой организации о временной невозможности технологического присоединения Объекта Заявителя к электрическим сетям несостоятелен.

Убедительных доказательств наличия обстоятельств непреодолимой силы, препятствующих выполнению Сетевой организацией обязательств, вытекающих из договора, в том числе по строительству воздушной линии электропередач, ПАО «Россети Северо-Запад» не представило.

Довод Сетевой организации о продлении срока выполнения мероприятий по технологическому присоединению Объекта Заявителя к электрическим сетям посредством заключения Дополнительного соглашения № 1, что подтверждает, по мнению ПАО «Россети Северо-Запад», отсутствие вины Сетевой организации в нарушении технологического присоединения, несостоятелен.

Согласно подпункту «б» пункта 16 Правил № 861 договор (в редакции, действовавшей на 16.09.2020 - дату заключения договора) должен содержать срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, который исчисляется со дня заключения договора и не может превышать:

1 год - для заявителей, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет менее 670 кВт, а также для заявителей, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет не менее 670 кВт, при технологическом присоединении к объектам электросетевого хозяйства организации по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью.

Условие договора по осуществлению технологического присоединения к электрическим сетям является существенным условием договора.

Срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению имеет императивный характер, установлен с целью защиты потребителя, выступающего более слабой стороной в отношениях с сетевой организацией - субъектом естественной монополии. Наличие законодательно установленного срока вносит правовую определенность в отношения сторон, что к указанному сроку соответствующие мероприятия будут выполнены, а право реализовано.

Ссылка Сетевой организации на возможность продления срока технологического присоединения к электрическим сетям не имеет нормативного правового обоснования.

В силу указанной императивной природы Правила № 861 не содержат положений о возможности продления срока осуществления технологического присоединения объектов к электрическим сетям.

Ссылка Сетевой организации на возможность продления срока технологического присоединения к электрическим сетям исходя из закрепленного в статье 421 Гражданского кодекса Российской Федерации принципа свободы договора, предусматривающего возможность определять условия договора сторонам самостоятельно, также несостоятельна.

В соответствии с пунктом 4 статьи 421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.

Пунктом 1 статьи 426 ГК РФ определено, что публичным договором признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).

В соответствии с пунктом 4 статьи 426 ГК РФ в случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).

В соответствии с абзацем 3 пункта 1 статьи 26 Закона об электроэнергетике договор об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства является публичным.

В силу пункта 6 Правил № 861 технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные настоящими Правилами. Заключение договора является обязательным для сетевой организации.

Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 3 Постановления Пленума ВАС РФ от 14.03.2014 № 16 «О свободе договора и ее пределах», при отсутствии в норме, регулирующей права и обязанности по договору, явно выраженного запрета установить иное, она является императивной, если исходя из целей законодательного регулирования это необходимо для защиты особо значимых охраняемых законом интересов (интересов слабой стороны договора, третьих лиц, публичных интересов и т.д.), недопущения грубого нарушения баланса интересов сторон либо императивность нормы вытекает из существа законодательного регулирования данного вида договора.

Существо законодательного регулирования договоров о подключении (технологическом присоединении) объектов к сети электроснабжения, с учетом необходимости защиты значимых охраняемых законом интересов потребителя, недопущения нарушения баланса интересов сторон предопределяют императивность норм, установленных пунктом 16 Правил № 861.

Достижение баланса интересов потребителей и субъектов естественных монополий, обеспечивающего доступность реализуемого ими товара для потребителей и эффективное функционирование субъектов естественных монополий, выступает в качестве цели законодательного регулирования в сфере естественных монополий (статья 1 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях»).

Пункт 19 Правил № 861 запрещает навязывать заявителю услуги и обязательства, которые не предусмотрены данными Правилами.

Требования пункта 16 Правил № 861 направлены на защиту прав и законных интересов заказчика, недопущение затягивания срока осуществления мероприятий по подключению к сети электроснабжения, и в силу своего характера являются императивными нормами, исполнение которых обязательно для ПАО «Россети Северо-Запада».

Таким образом, подпункт «б» пункта 16 Правил № 861 не допускает изменение нормативно установленных сроков технологического присоединения по соглашению сторон независимо от того, кто был формальным инициатором заключения дополнительного соглашения. Таким образом, увеличение предусмотренных законом сроков, посредством заключения дополнительного соглашения к договору о подключении с продлением срока мероприятий, приведет к нарушению установленного порядка подключения (технологического присоединения) объекта потребителя к сетям электроснабжения.

В связи с чем, довод ПАО «Россети Северо-Запад» о том, что Правила № 861 не содержат явно выраженного запрета на установление иного соглашением сторон условия договора, отличного от предусмотренного в нём, в том числе на продление срока выполнения мероприятий по технологическому присоединению, также не обоснован.

Согласно пункту 5 статьи 426 ГК РФ условия публичного договора, не соответствующие требованиям, установленным пунктами 2 и 4 настоящей статьи, ничтожны.

В соответствии с пунктами 1, 2, 3 статьи 425 ГК РФ договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения; стороны вправе установить, что условия заключенного ими договора применяются к их отношениям, возникшим до заключения договора, если иное не установлено законом или не вытекает из существа соответствующих отношений; законом или договором может быть предусмотрено, что окончание срока действия договора влечет прекращение обязательств сторон по договору; договор, в котором отсутствует такое условие, признается действующим до определенного в нем момента окончания исполнения сторонами обязательства.

Ссылка Сетевой организации на п. 1 постановления Пленума ВАС РФ от 14.03.2014 № несостоятельна, поскольку суд разъясняет применение диспозитивной нормы, позволяющей ее изменение по соглашению сторон. Нормативно-правовые положения, определяющие сроки осуществления технологического присоединения объектов к электрическим сетям, имеют императивный характер.

Таким образом, ПАО «Россети Северо-Запад» не осуществило технологическое присоединение Объекта Заявителя к своим электрическим сетям в течение срока, установленного пунктом 16 Правил № 861, то есть нарушило порядок подключения (технологического присоединения) Объекта <………..> к электрическим сетям. Технологическое присоединение Объекта Заявителя к электрическим сетям было осуществлено 13.01.2022, учитывая, что установленный срок истек 16.09.2021.

В соответствии с частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

В соответствии с частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.

Ранее ПАО «Россети Северо-Запад» (на дату привлечения к ответственности – ПАО «МРСК Северо-Запада») привлекалось к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ постановлением Коми УФАС России от 05.11.2020 № 02-06/8887, которое было оставлено в силе решением Арбитражного суда Республики Коми от 22.01.2021 и постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 21.04.2021 по делу № А29-13892/2020. Таким образом, постановление Коми УФАС России от 05.11.2020 № 02-06/8887 вступило в силу 21.04.2021. ПАО «Россети Северо-Запад» исполнило постановление 27.04.2021.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 4.3 КоАП РФ повторное совершение однородного административного правонарушения, то есть совершение административного правонарушения в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию в соответствии со статьей 4.6 настоящего Кодекса за совершение однородного административного правонарушения.

Согласно статьи 4.6 КоАП РФ лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления.

В связи с чем, по состоянию на 17.09.2021 ПАО «Россети Северо-Запад» считалось подвергнутым административному наказанию по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ.

Таким образом, ПАО «Россети Северо-Запад» допустило нарушение части 2 статьи 9.21 КоАП РФ.

Место совершения правонарушения – <………..>.

Время совершения правонарушения –  17.09.2021.

В соответствии с частью 6 статьи 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за административное правонарушение за нарушение законодательства об электроэнергетике составляет один год со дня совершения административного правонарушения. Таким образом, срок давности привлечения ПАО «Россети Северо-Запад» к административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, не истек.

Из материалов административного дела № 011/04/9.21-954/2021 не усматривается обстоятельств, как исключающих возможность соблюдения ПАО «Россети Северо-Запад» требований Правил № 861, так и свидетельствующих о принятии им всех зависящих от него мер по соблюдению требований Правил № 861.

Таким образом, вина ПАО «Россети Северо-Запад» в совершении административного правонарушения, административная ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, является установленной.

В соответствии с частью 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Должностное лицо считает возможным учесть в качестве обстоятельства, смягчающего административную ответственность ПАО «Россети Северо-Запад», - оказание лицом, совершившим административное правонарушение, содействия органу, уполномоченному осуществлять производство по делу об административном правонарушении, в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении.

Обстоятельств, отягчающих административную ответственность ПАО «Россети Северо-Запад», предусмотренных статьей 4.3 КоАП РФ, обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 КоАП РФ, в ходе рассмотрения административного дела не установлено.

Все процессуальные права лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, предусмотренные КоАП РФ, соблюдены.

Письмом от 01.02.2022 №МР2/5/016-119-11-2/1пдн ПАО «Россети Северо-Запад» выразило свое несогласие с протоколом об административном правонарушении № 011/04/9.21-954/2021 от 21.01.2022 по следующим причинам.

При выполнении мероприятий по технологическому присоединению Сетевая организация столкнулась с объективным препятствием при строительстве ВЛ, была вынуждена пересмотреть схему технологического присоединения, что потребовало дополнительное время для выполнения обязательств по договору. По мнению ПАО «Россети Северо-Запад», в указанной ситуации данные обстоятельства имели характер непреодолимой силы.

Срок технологического присоединения Объекта Заявителя к электрическим сетям был продлен до 01.04.2022 путем заключения между <………..> и Сетевой организацией дополнительного соглашения, что не запрещено Правилами № 861, а технологическое присоединение осуществлено в пределах установленного сторонами срока - 13.01.2022.

Коми УФАС России в протоколе об административном правонарушении № 011/04/9.21-954/2021 от 21.01.2022 действия Сетевой организации неверно квалифицированы по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ, поскольку ранее ПАО «Россети Северо-Запад» было привлечено постановлением Коми УФАС России от 05.11.2020 № 02-06/8887 к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ, в то время как по буквальному толкованию закона по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ подлежат привлечению лицо, ранее подвергнутое административному наказанию в соответствии с частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.

Должностное лицо Коми УФАС России считает данные выводы ПАО «Россети Северо-Запад» несостоятельными.

Согласно нормам ГК РФ под непреодолимой силой понимается чрезвычайное и непредотвратимое при данных условиях обстоятельство (пункт 1 статьи 202 ГК РФ). При этом в пункте 3 статьи 401 ГК РФ указано, что к таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.

Пленум Верховного Суда РФ в пункте 8 Постановления от 24.03.2016 № 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств» разъяснил, что требование чрезвычайности подразумевает исключительность рассматриваемого обстоятельства, наступление которого не является обычным в конкретных условиях. Если иное не предусмотрено законом, обстоятельство признается непредотвратимым, если любой участник гражданского оборота, осуществляющий аналогичную с должником деятельность, не мог бы избежать наступления этого обстоятельства или его последствий.

Как ранее указывалось, поскольку Сетевая организация является коммерческой организацией, профессиональным участником рынка по передаче электрической энергии, преследующей извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельностью, несет все риски, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности, довод ПАО «Россети Северо-Запад» о временной невозможности технологического присоединения Заявителя к электрическим сетям ввиду указанных им условий Объекта несостоятелен.

Аргумент Сетевой организации о соблюдении срока технологического присоединения Объекта Заявителя к электрическим сетям в связи с его продлением посредством заключения дополнительного соглашения, как было указано, не может быть принят во внимание, поскольку действующее нормативное правовое регулирование в силу императивности Правил № 861 не содержит положения о возможности продлить по соглашению сторон установленный указанными правилами срок технологического присоединения объекта к электрическим сетям сетевой организации.

Позиция ПАО «Россети Северо-Запад» о том, что из буквального толкования статьи 9.21 КоАП РФ следует, что лицо, ранее совершившее административное правонарушение по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ, должно быть подвергнуто административному наказанию исключительно в соответствии с частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ, не соответствует действующему законодательству и сложившейся судебной практике. 

Ранее ПАО «Россети Северо-Запад» (на дату привлечения к ответственности – ПАО «МРСК Северо-Запада») привлекалось к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ постановлением Коми УФАС России от 05.11.2020 № 02-06/8887, которое было оставлено в силе решением Арбитражного суда Республики Коми от 22.01.2021 и постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 21.04.2021 по делу № А29-13892/2020. Таким образом, постановление Коми УФАС России от 05.11.2020 № 02-06/8887 вступило в силу 21.04.2021. ПАО «Россети Северо-Запад» исполнило постановление 27.04.2021.

В связи с чем, по состоянию на 17.09.2021 ПАО «Россети Северо-Запад» считалось подвергнутым административному наказанию по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ.

Статьей 4.3 КоАП РФ к обстоятельствам, отягчающим административную ответственность, относится повторное совершение однородного административного правонарушения, то есть совершение административного правонарушения в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию в соответствии со статьей 4.6 настоящего Кодекса за совершение однородного административного правонарушения (часть 1). Обстоятельства, предусмотренные частью 1 данной статьи, не могут учитываться как отягчающие в случае, если указанные обстоятельства предусмотрены в качестве квалифицирующего признака административного правонарушения соответствующими нормами об административной ответственности за совершение административного правонарушения (часть 2).

Из статьи 4.6 Кодекса следует, что лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления.

Как следует из правовой позиции Пленума Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 16 постановления от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», однородным считается правонарушение, имеющее единый родовой объект посягательства, независимо от того, установлена ли административная ответственность за совершенные правонарушения в одной или нескольких статьях КоАП РФ.

Из пункта 19.1 сохраняющего силу постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» следует, что при применении пункта 2 части 1 статьи 4.3 КоАП РФ судам следует учитывать, что однородными считаются правонарушения, ответственность за совершение которых предусмотрена одной статьей Особенной части КоАП РФ.

Следовательно, неоднократное совершение правонарушений по одной и той же части и статье КоАП РФ свидетельствует о совершении однородных правонарушений, поскольку деяния правонарушителя в данном случае направлены на единый родовой объект посягательства.

В связи с чем, в рассматриваемом случае ПАО «Россети Северо-Запад» совершило административное правонарушение, предусмотренное частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.

В письме от 01.02.2022 №МР2/5/016-119-11-2/1пдн ПАО «Россети Северо-Запад» ходатайствовало об освобождении Общества в соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ от административной ответственности путем признания нарушения в качестве малозначительного, о снижении размера административного штрафа ниже низшего предела в соответствии с частями 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ. Данное ходатайство в ходе рассмотрения 03.02.2022 дела об административном правонарушении поддержано защитником ПАО «Россети Северо-Запад» <………..>.

ПАО «Россети Северо-Запад», обращаясь с ходатайством о применении в рамках данного административного дела статьи 2.9 КоАП РФ, сослалось на отсутствие последствий в результате действий (бездействия) Сетевой организации:

технологическое присоединение Объекта Заявителя к электрическим сетям осуществлено 13.01.2022, то есть до выявления правонарушения – составления протокола об административном правонарушении;

сроки оказания услуги по договору по соглашению сторон продлены до 01.04.2022, в связи с чем, правовой интерес Заявителя не нарушен, поскольку отсутствуют доказательства причинения какого-либо ущерба;

сетевая организация не может нести ответственность за обстоятельства, которые по своей правовой природе отнесены к обстоятельствам непреодолимой силы.

В соответствии со статьей 2.9. КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности.

Из положений пункта 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» следует, что квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях, при квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Согласно пункту 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учётом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Должностное лицо, оценив конкретные обстоятельства рассматриваемого дела, не находит исключительности в характере совершенного ПАО «Россети Северо-Запад» административного правонарушения. Доказательств наличия в рассматриваемом случае исключительных обстоятельств ПАО «Россети Северо-Запад» к материалам административного дела не представлено.

Правонарушение совершено в сфере электроснабжения, что представляет собой существенную опасность для охраняемых законом общественных отношений. В таких условиях совершенное ПАО «Россети Северо-Запад» правонарушение не может квалифицироваться должностным лицом в качестве малозначительного.

Более того, как было установлено, срок технологического присоединения Объекта Заявителя к электрическим сетям был нарушен Сетевой организацией, поскольку истек 16.09.2021, технологическое присоединение состоялось 13.01.2022. Составление протокола об административном правонарушении в отношении ПАО «Россети Северо-Запад» после осуществления Сетевой организацией технологического присоединения Объекта Заявителя к электрическим сетям не свидетельствует о наличии возможности освобождения Общества от предусмотренного наказания, поскольку факт нарушения Обществом Правил № 861 является установленным.

Именно нарушение срока осуществления технологического присоединения Объекта Заявителя к электрическим сетям повлекло обращение 01.10.2021 <………..> в Коми УФАС России за восстановлением нарушенного права, что свидетельствует о нарушении правового интереса Заявителя.

Само по себе отсутствие доказательств причинения какого-либо ущерба Заявителю не свидетельствует о малозначительности совершенного ПАО «Россети Северо-Запад» правонарушения.

Доказательств наличия обстоятельств непреодолимой силы ПАО «Россети Северо-Запад» не представило. Те же обстоятельства, на которые ссылается Сетевая организация, не носили исключительного характера, их последствия могли быть предотвращены при необходимой степени заботливости и осмотрительности со стороны ПАО «Россети Северо-Запад» при предоставлении услуг на коммерческой основе.

Таким образом, отсутствуют основания для освобождения ПАО «Россети Северо-Запад» от административной ответственности ввиду малозначительности правонарушения в соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ.

В соответствии частью 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьёй или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

ПАО «Россети Северо-Запад» указало, что необходимо учитывать в данном случае отсутствие угрозы общественным отношениям и негативных последствий, что Сетевая организация осуществляет регулируемую деятельность по технологическому присоединению, а также исполняет договоры по технологическому присоединению.

Приведенные Сетевой организацией доводы не содержат основания для возможного снижения административного штрафа, поскольку из имеющихся материалов не следует, что ПАО «Россети Северо-Запад» принимало меры по недопущению, предотвращению нарушения конкретно в рассматриваемом случае. Кроме того, Сетевая организация осуществила технологическое присоединение Объекта заявителя к своим электрическим сетям с нарушением установленного договором о технологическом присоединении срока, тем самым нарушив требования Правил № 861, что свидетельствует о пренебрежительном отношении Сетевой организации к возложенным на нее обязанностям как на субъекта естественной монополии.

Кроме того, при рассмотрении дела об административном правонарушении № 011/04/9.21-954/2021 должностное лицо Коми УФАС России учитывает следующее.

Постановлением Коми УФАС России о назначении административного наказания по делу № 011/04/9.21-713/2021 об административном правонарушении от 25.11.2021 № 02-06/8887 ПАО «Россети Северо-Запад» назначен административный штраф в размере 650 000 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.

Постановлением Коми УФАС России о назначении административного наказания по делу № 011/04/9.21-833/2021 об административном правонарушении от 30.11.2021 № 02-06/9069 ПАО «Россети Северо-Запад» назначен административный штраф в размере 700 000 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.

Постановлением Коми УФАС России о назначении административного наказания по делу № 011/04/9.21-753/2021 об административном правонарушении от 01.12.2021 ПАО «Россети Северо-Запад» назначен административный штраф в размере 150 000 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.

Постановлением Коми УФАС России о назначении административного наказания по делу № 011/04/9.21-821/2021 об административном правонарушении от 02.12.2021 ПАО «Россети Северо-Запад» назначен административный штраф в размере 750 000 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.

Постановлением Коми УФАС России о назначении административного наказания по делу № 011/04/9.21-861/2021 об административном правонарушении от 12.01.2022 ПАО «Россети Северо-Запад» назначен административный штраф в размере 200 000 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.

Указанные обстоятельства указывают на неоднократность совершения Сетевой организацией нарушения статьи 9.21 КоАП РФ.

Вышеуказанное, а также характер совершенного административного правонарушения, неоднократность совершения ПАО «Россети Северо-Запад» административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.21 КоАП РФ, позволяют в рассматриваемом случае назначить ПАО «Россети Северо-Запад» административный штраф в размере 800 000 (восемьсот тысяч) рублей.

Согласно статье 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Штрафная санкция, назначенная ПАО «Россети Северо-Запад» Коми УФАС России, соразмерна правонарушению, имущественное и финансовое положение Сетевой организации не тяжёлое, позволяет выплатить назначенный штраф, а само наказание, в то же время, имеет существенный предупреждающий эффект и способствует предотвращению совершения новых аналогичных правонарушений.

На основании вышеизложенного, принимая во внимание цели административного наказания, установленные частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ, учитывая характер совершенного ПАО «Россети Северо-Запад» административного правонарушения, наличие обстоятельства, смягчающего административную ответственность, отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность, с учетом финансового и имущественного положения ПАО «Россети Северо-Запада», подтвержденного копиями отчета о финансовых результатах организации и бухгалтерского баланса за 9 месяцев 2021 года, информацией об остатках денежных средств на расчетных счетах Сетевой организации по состоянию на 28.01.2022, в соответствии со статьями 4.1, 4.2, частями 1, 2 статьи 9.21, статьями 23.48, 29.9, 29.10 КоАП РФ,           

 

ПОСТАНОВИЛА:

 

1. Признать ПАО «Россети Северо-Запад» (ОГРН 1047855175785, ИНН 7802312751) виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.

2. Назначить ПАО «Россети Северо-Запад» (ОГРН 1047855175785, ИНН 7802312751) административное наказание в виде административного штрафа в размере 800 000 (восемьсот тысяч) рублей.

В соответствии с частью 1 статьи 32.2. КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен в полном размере лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, за исключением случаев, предусмотренных частями 1.1, 1.3, 1.3-1 и 1.4 настоящей статьи, либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 настоящего Кодекса.

Реквизиты для уплаты штрафа:

Отделение-НБ Республики Коми БАНКА РОССИИ/УФК по Республике Коми г. Сыктывкар

БИК

048702001

 

Сч. №

 

 

Банк получателя

 

ИНН  1101481197

КПП  110101001

Сч. №

40101810000000010004

 

УФК ПО РЕСПУБЛИКЕ КОМИ (КОМИ УФАС РОССИИ)

 

Вид оп.

01

Срок плат.

 

 

Наз. пл.

 

Очер. плат.

3

 

Получатель

Код

 

Рез. поле

 

 

 

16111601091010021140

87701000

0

0

0

0

0

 

ШТРАФ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ  ПО ДЕЛУ № 011/04/9.21-954/2021 СОГЛАСНО ПОСТАНОВЛЕНИЮ ОТ 03.02.2022        

 
                 

 

  

Согласно части 5 статьи 32.2. КоАП РФ при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, и информации об уплате административного штрафа в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах по истечении срока, указанного в части 1, 1.1 или 1.4 настоящей статьи, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, изготавливают второй экземпляр указанного постановления и направляют его в течение десяти суток, а в случаях, предусмотренных частями 1.1 и 1.4 настоящей статьи, в течение одних суток судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. В случае изготовления второго экземпляра постановления о наложении административного штрафа в форме электронного документа, юридическая сила которого подтверждена усиленной квалифицированной электронной подписью в соответствии с законодательством Российской Федерации, указанный второй экземпляр направляется судебному приставу-исполнителю в электронном виде по информационно-телекоммуникационным сетям. Кроме того, должностное лицо федерального органа исполнительной власти, структурного подразделения или территориального органа, иного государственного органа, рассмотревших дело об административном правонарушении, либо уполномоченное лицо коллегиального органа, рассмотревшего дело об административном правонарушении, составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 настоящего Кодекса, в отношении лица, не уплатившего административный штраф. Протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 настоящего Кодекса, в отношении лица, не уплатившего административный штраф по делу об административном правонарушении, рассмотренному судьей, составляет судебный пристав-исполнитель. Протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 настоящего Кодекса, не составляется в случае, указанном в примечании 1 к статье 20.25 настоящего Кодекса.

В соответствии со статьями 30.2, 30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления вышестоящему должностному лицу, в вышестоящий орган либо в суд.

Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу:

1) после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано;

2) после истечения срока, установленного для обжалования решения по жалобе, протесту, если указанное решение не было обжаловано или опротестовано, за исключением случаев, если решением отменяется вынесенное постановление;

3) немедленно после вынесения не подлежащего обжалованию решения по жалобе, протесту, за исключением случаев, если решением отменяется вынесенное постановление.

Срок предъявления постановления к исполнению – 2 года.

 

 

 

<………..>

Связанные организации

ПАО "Россети Северо-Запад"
ИНН 7802312751, ОГРН 1047855175785