Заключение б/н заключение по делу от 20 апреля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Управление Федеральной антимонопольной службы

по Республике Коми

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ОБ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ ДЕЛА № 011/01/15-1171/2022

20 апреля 2023 года

г. Сыктывкар

№ 01-121/2658

Администрация МР «Печора»

Ленинградская, д. 15,

г. Печора, 169600

Индивидуальный предприниматель

‹…›

МБУ «Производственно технический комплекс»

ГП «Печора»

Ленинградская ул., д. 25/14, офис 50, г. Печора, 169607

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми (далее – Коми ФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: ‹…› (далее – Комиссия, Коми УФАС России), рассмотрев дело № 011/01/15-1171/2022 по признакам нарушения Администрацией муниципального района «Печора», ОГРН: 1021100875575, ИНН: 1105012781, КПП: 110501001, место нахождения: Республика Коми, г. Печора, Ленинградская, д. 15, части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), в присутствии на заседании: ‹…› – представителя Администрации муниципального района «Печора» по доверенности № 01-20-4929 от 01.01.2023, руководствуясь статьей 48.1 Закона о защите конкуренции,

УСТАНОВИЛА:

В Коми УФАС России поступило заявление индивидуального предпринимателя ‹…› в отношении Администрации муниципального района «Печора» (далее – МР «Печора»), касающееся утверждения для муниципального бюджетного учреждения «Производственно технический комплекс» городского поселения «Печора» (далее – МБУ «ПТК», Учреждение) муниципального задания, в котором предусмотрено выполнение работ по техническому обслуживанию сетей уличного освещения и других работ, и предоставления на это субсидий в нарушение требований антимонопольного законодательства.

Согласно Уставу МБУ «ПТК» учреждение создано в целях: осуществление хозяйственной деятельности в отношении уборки территории общего пользования (парки, тротуары, скверы и т.п.) (п. 2.2.1); целевого и эффективного использования бюджетных средств, выделяемых на очередной год для финансирования работ по очистке, уборке, ремонту и содержанию территории общего пользования; содержанию и ремонту объектов уличного освещения; выполнение работ по обслуживанию зеленых зон городского поселения «Печора»; в также работ (услуг), определенных муниципальным заданием (п. 2.2.2); обеспечение выполнения работ по благоустройству на территории городского поселения «Печора» (п. 2.2.3). Также исходя из содержания Устава МБУ «ПТК» следует, что учреждение вправе осуществлять приносящую доход деятельность.

Собранными материалами подтверждается, что МБУ «ПТК» осуществляло деятельность, приносящую доход, т.е. является хозяйствующим субъектом.

Постановлением Администрации МР «Печора» от 30.12.2021 № 1772/1 МБУ «ПТК» утверждено муниципальное задание на оказание услуг (выполнение работ) на 2022 год и плановые периоды 2023-2024 годов (далее – муниципальное задание), которым (в редакции до 30.11.2022) предусмотрено - организация освещения улиц (часть 2 раздел 8); организация благоустройства и озеленения (часть 2 раздел 4) - высадка и уход за цветами и газонами, уборка территории и аналогичная деятельность (часть 2 разделы 5, 6, 7) - уборка несанкционированных свалок, санитарное содержание территории, санитарная очистка мусорных контейнерных площадок. На выполнение муниципального задания (в редакции до 30.11.2022) предусмотрено в 2022 году – 30 249 500 руб., в 2023 году - 34 478 700 руб., в 2024 году – 34 714 500 руб.

Позднее постановлением Администрации МР «Печора» № 2350 от 30.11.2022 в муниципальное задание внесены изменения, согласно которым Учреждению поручено выполнение муниципального задания на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов, в том числе организация освещения улиц (часть 2 раздел 4) – организация освещения улиц, содержание объектов уличного освещения на территории городского поселения «Печора», организация благоустройства и озеленения (часть 2 раздел 2), уборка территории и аналогичная деятельность (часть 2 раздел 3). На выполнение муниципального задания (в редакции после 30.11.2022) предусмотрено в 2022 году – 30 299 500 руб., в 2023 году - 30 500 000 руб., в 2024 году – 30 500 000 руб.

Согласно части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон о местном самоуправлении) к вопросам местного значения муниципального района относятся: 9) организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды; 14) участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.

Согласно части 1 статьи 14 Закона о местном самоуправлении к вопросам местного значения городского поселения относятся: 18) участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов; 19) утверждение правил благоустройства территории поселения, осуществление муниципального контроля в сфере благоустройства, предметом которого является соблюдение правил благоустройства территории поселения, требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг, организация благоустройства территории поселения в соответствии с указанными правилами, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения.

Согласно части 4 статьи 15 Закона о местном самоуправлении органы местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления муниципального района о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов этих поселений в бюджет муниципального района в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.

В соответствии с решением Совета городского поселения «Печора» от 19.10.2012 № 3-1/4 «О ликвидации администрации городского поселения «Печора», в соответствии с частью 4 статьи 37 Устава МР «Печора», принятого Советом народных депутатов муниципального образования «Город Печора» 21.02.2006, полномочия администрации городского поселения «Печора» по решению вопросов местного значения исполняются Администрацией МР «Печора» с 01.01.2013.

Согласно части 2 статьи 45.1 Закона о местном самоуправлении правила благоустройства территории муниципального образования могут регулировать вопросы, в том числе: 1) содержания территорий общего пользования и порядка пользования такими территориями; 4) организации освещения территории муниципального образования, включая архитектурную подсветку зданий, строений, сооружений; 5) организации озеленения территории муниципального образования, включая порядок создания, содержания, восстановления и охраны расположенных в границах населенных пунктов газонов, цветников и иных территорий, занятых травянистыми растениями; 10) уборки территории муниципального образования, в том числе в зимний период.

Частью 1 статьи 7 Закона о местном самоуправлении определено, что по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.

В силу части 4 статьи 7 Закона о местном самоуправлении муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 17 Закона о местном самоуправлении в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают следующими полномочиями: создание муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.

Пунктом 1 статьи 123.21 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) установлено, что учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.

Согласно пункту 1 статьи 123.22 ГК РФ государственное или муниципальное учреждение может быть казенным, бюджетным или автономным учреждением.

Правовое положение бюджетных учреждений регулируется Федеральным законом от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", согласно части 1 статьи 9.2 которого бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов), органов публичной власти федеральной территории или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.

С учетом действующего законодательства бюджетное учреждение, созданное публично-правовым образованием для выполнения муниципальных работ (услуг), не вправе исполнять муниципальные функции, за исключением случаев, прямо установленных федеральными законами.

Статья 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) определяет понятия государственные (муниципальные) услуги (работы) - услуги (работы), оказываемые (выполняемые) органами государственной власти (органами местного самоуправления), государственными (муниципальными) учреждениями и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, иными юридическими лицами; а также понятие государственное (муниципальное) задание - документ, устанавливающий требования к составу, качеству и (или) объему (содержанию), условиям, порядку и результатам оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ).

Согласно части 1 статьи 69.2 БК РФ государственное (муниципальное) задание должно содержать в том числе определение категорий физических и (или) юридических лиц, являющихся потребителями соответствующих услуг.

В соответствии со статьей 72 БК РФ закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд с учетом положений настоящего Кодекса.

Вопросы местного значения являются муниципальной нуждой органа местного самоуправления, реализуемой в установленном законодательством порядке.

Муниципальная нужда предполагает отсутствие у органа местного самоуправления товаров, услуг, работ, необходимых для решения вопросов местного значения, в связи с этим возникает необходимость их приобретения у третьих лиц.

Применение Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) является обязательным условием при использовании средств местного бюджета, которые направляются на оплату услуг для муниципальных нужд.

В силу части 1 статьи 54 Закона о местном самоуправлении закупки товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Деятельность МБУ «ПТК» по выполнению на основании муниципального задания работ в сфере благоустройства по существу направлена на обеспечение за счет средств местного бюджета потребностей муниципального образования в работах, необходимых для решения вопросов местного значения.

Таким образом, исходя из системного толкования законодательства, выполнение работ в сфере благоустройства является муниципальной нуждой, а не муниципальной работой, поскольку потребность в выполнении указанных работ возникает у муниципального образования, а не отдельных заявителей.

С учетом изложенного, предусмотренные муниципальным заданием Учреждения работы необходимы для решения вопросов местного значения и являются муниципальными нуждами, должны осуществляться в порядке, предусмотренном Законом о контрактной системе).

Согласно понятиям, данным в целях применения Закона о контрактной системе, закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд (далее - закупка) - совокупность действий, осуществляемых в установленном настоящим Федеральным законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд; участник закупки - любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, за исключением юридического лица, местом регистрации которого является государство или территория, включенные в утверждаемый в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении юридических лиц (далее - офшорная компания), или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя (статья 3 Закона о контрактной системе).

Вмести с этим, статьей 8 Закона о контрактной системе закреплены основные принципы осуществления закупок. Согласно части 1 данной статьи контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Согласно части 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - конкурентные способы) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Конкурентными способами являются: 1) конкурсы (открытый конкурс в электронной форме (далее - электронный конкурс), закрытый конкурс, закрытый конкурс в электронной форме (далее - закрытый электронный конкурс); 2) аукционы (открытый аукцион в электронной форме (далее - электронный аукцион), закрытый аукцион, закрытый аукцион в электронной форме (далее - закрытый электронный аукцион); 3) запрос котировок в электронной форме (далее - электронный запрос котировок) (часть 2 статьи 24 Закона о контрактной системе).

Частью 1 статьи 15 Закон о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещаются:

1) введение ограничений в отношении создания хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере деятельности, а также установление запретов или введение ограничений в отношении осуществления отдельных видов деятельности или производства определенных видов товаров;

2) необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам;

3) установление запретов или введение ограничений в отношении свободного перемещения товаров в Российской Федерации, иных ограничений прав хозяйствующих субъектов на продажу, покупку, иное приобретение, обмен товаров;

4) дача хозяйствующим субъектам указаний о первоочередных поставках товаров для определенной категории покупателей (заказчиков) или о заключении в приоритетном порядке договоров;

5) установление для приобретателей товаров ограничений выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие товары;

6) предоставление хозяйствующему субъекту доступа к информации в приоритетном порядке;

7) предоставление государственной или муниципальной преференции в нарушение требований, установленных главой 5 настоящего Федерального закона;

8) создание дискриминационных условий;

9) установление и (или) взимание не предусмотренных законодательством Российской Федерации платежей при предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных или муниципальных услуг;

10) дача хозяйствующим субъектам указаний о приобретении товара, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

11) непринятие мер по преобразованию или ликвидации унитарного предприятия, осуществляющего деятельность на товарном рынке, находящемся в состоянии конкуренции, либо создание унитарного предприятия, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Согласно пунктам 5, 7, 8, 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции:

5) хозяйствующий субъект - коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации;

7) конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке;

8) дискриминационные условия - условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами;

17) признаки ограничения конкуренции - сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Установлено, что ранее уполномоченные органы местного самоуправления МР «Печора» в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе размещали заказы на работы и услуги, аналогичные тем, которые включены в муниципальное задание для МБУ «ПТК», например: на выполнение работ по техническому обслуживанию сетей уличного освещения на территории городского поселения "Печора" в 2021 году – закупки № № 0107300009521000343, № 0107300009521000029, в 2020 году – закупки №№ 0107300009520000100, 0107300009520000111, 0107300009520000212, в 2019 году – закупки № 0107300009519000451, № 0107300009519000178; на выполнение работ по озеленению (высадке цветов) и уходу за газонами и цветниками на территории городского поселения г. Печоры в 2016 году – закупка № 0107300015416000033, в 2015 году – закупка № 0107300015415000058; на оказание услуг по уборке несанкционированных свалок в 2018 году – закупки № 0107300009518000269, № 0107300009518000232, в 2017 году – закупка № 0107300015417000191. Участниками указанных закупок являлись различные хозяйствующие субъекты: ООО «Альфа-Энерго», ООО «Аврора», ООО «Респект дом», ООО «Энерго Эксперт», ООО «Гаудич», ООО «Фортуна», ООО «Консул», индивидуальные предприниматели ‹…›. Информация об этом содержится в единой информационной системе в сфере закупок (на сайте www.zakupki.gov.ru в сети «Интернет»).

Кроме того, после возбуждения дела с аналогичным заявлению индивидуального предпринимателя ‹…› заявлением обратилось физическое лицо – учредитель ООО «Альфа-Энерго». Заявитель указал, что начиная с 2022 года до Учреждения доводится муниципальное задание, в котором предусмотрено выполнение работ по техническому обслуживанию, капитальному ремонту сетей уличного освещения и других работ по благоустройству, и предоставления на это бюджетных средств. Ранее выполнение таких работ осуществлялось по результатам размещенных Администрацией МР «Печора» заказов в соответствии с Законом о контрактной системе. ООО «Альфа-Энерго» с 2012 года принимало участие в таких закупках. Начиная с 2022 года Администрация МР «Печора» своими действиями необоснованно препятствует осуществлению деятельности хозяйствующим субъектам и создает преимущественные условия деятельности для МБУ «ПТК». Заявитель указал на незаконность действий Администрации МР «Печора», которые и ограничивают конкуренцию.

На МБУ «ПТК» как на бюджетное учреждение распространяются требования Закона о контрактной системе. Исходя из размещенной в ЕИС информации МБУ «ПТК» в 2022 году, истекшем периоде 2023 года осуществило следующие конкурентные закупки (в целях выполнения работ, оказания услуг, предусмотренных муниципальным заданием) – на оказание услуг по сбору, по обработке и утилизации, и размещению отходов, древесного хлама (на сумму 384 тыс. руб.), на поставку рассады однолетних цветочных культур для обеспечения муниципальных нужд (на сумму 1115 тыс. руб.), на поставку кабелей и арматуры кабельной (для ремонта хозяйственным способом) (на сумму 1 млн. руб. в 2022 году, на сумму 958 тыс. руб. в 2023 году), на поставку лам газоразрядных (на сумму 89,9 тыс. руб.). Таким образом, на большой объем работ, услуг, предусмотренных муниципальным заданием, конкурентные закупки в 2022 году не проводились. Также исходя из плана графика закупок товаров, работ, услуг Учреждения на 2023 год на больший объем работ, услуг, предусмотренных муниципальным заданием, конкурентные закупки на 2023 год не предусмотрены.

Установив такой порядок выполнения работ в сфере благоустройства посредством выдачи муниципального задания без проведения конкурентных процедур, Администрация МР «Печора» создает необоснованные преимущества осуществления деятельности для отдельного хозяйствующего субъекта определенной организационно-правовой формы, в то время как иные хозяйствующие субъекты лишены доступа к соответствующим товарным рынкам, что необоснованно препятствует осуществлению деятельности хозяйствующих субъектов, способных конкурировать за получение бюджетных денежных средств в случае проведения публичных процедур, и в случае признания победителями - выполнять указанные работы, оказывать услуги.

Таким образом, Администрация МР «Печора» предоставила возможность Учреждению без участия в конкурентных процедурах определения исполнителя работ выполнять работы, являющиеся муниципальной нуждой, что, безусловно, приводит или может привести к ограничению конкуренции, созданию дискриминационных условий, так как такие работы могут выполнять иные хозяйствующие субъекты. Так из заявления и собранной при рассмотрении дела информации следует, что рассматриваемые виды работ ранее выполняли иные хозяйствующие субъекты.

В действиях Администрации МР «Печора», выразившихся в утверждении муниципального задания (в отношении указанных выше видов работ (услуг)) конкретному хозяйствующему субъекту - Учреждению на период 2022 - 2024 года в обход публичных процедур, предусмотренных Законом о контрактной системе, усматривается ограничение конкуренции на соответствующих товарных рынках.

Аналогичный подход к рассмотрению таких вопросов используется арбитражными судами (дела А82-17376/2014, А28-13260/2014, А74-18069/2017, А27-17006/2014, А76-23159/2018, А05П-461/2020 и т.д.).

В рассмотренных действиях имеется нарушение части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Согласно части 8 статьи 44 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения заявления, материалов антимонопольный орган принимает одно из следующих решений, в том числе: 3) о выдаче предупреждения в соответствии со статьей 39.1 настоящего Федерального закона.

Согласно статье 39.1 Закона о защите конкуренции:

1. В целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту, федеральному органу исполнительной власти, органу государственной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органу или организации, организации, участвующей в предоставлении государственных или муниципальных услуг, государственному внебюджетному фонду предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), об отмене или изменении актов, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения, либо о ликвидации или принятии мер по прекращению осуществления видов деятельности унитарного предприятия, которое создано или осуществляет деятельность с нарушением требований настоящего Федерального закона (далее - предупреждение).

2. Предупреждение выдается лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, в случае выявления признаков нарушения пунктов 3, 5, 6 и 8 части 1 статьи 10, статей 14.1, 14.2, 14.3, 14.7, 14.8 и 15 настоящего Федерального закона. Принятие антимонопольным органом решения о возбуждении дела о нарушении пунктов 3, 5, 6 и 8 части 1 статьи 10, статей 14.1, 14.2, 14.3, 14.7, 14.8 и 15 настоящего Федерального закона без вынесения предупреждения и до завершения срока его выполнения не допускается.

По результатам рассмотрения заявления, в связи с наличием в действиях Администрации МР «Печора», выразившихся в утверждении для МБУ «ПТК» 30.12.2021 муниципального задания (на оказание муниципальных услуг (выполнение работ)) на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов в части следующих видов работ (услуг) - организация освещения улиц (часть 2 раздел 8); организация благоустройства и озеленения (часть 2 раздел 4) - высадка и уход за цветами и газонами, уборка территории и аналогичная деятельность (часть 2 разделы 5, 6, 7) - уборка несанкционированных свалок, санитарное содержание территории, санитарная очистка мусорных контейнерных площадок, что может создать преимущественные условия деятельности такому хозяйствующему субъекту по отношению к другим хозяйствующим субъектам, осуществляющим свою деятельность на тех же рынках работ (услуг), признаков нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренных частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, Коми УФАС России на основании статьи 39.1 Закона о защите конкуренции в адрес Администрации МР «Печора» выдано предупреждение от 21.11.2022 № 01-119/8928 о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства - о необходимости прекращения указанных выше действий путем исключения из муниципального задания на 2023 и 2024 года следующих работ (услуг) - организация освещения улиц (часть 2 раздел 8); организация благоустройства и озеленения (часть 2 раздел 4) - высадка и уход за цветами и газонами; уборка территории и аналогичная деятельность (часть 2 разделы 5, 6, 7) - уборка несанкционированных свалок, санитарное содержание территории, санитарная очистка мусорных контейнерных площадок, в срок до 19.12.2022.

О выполнении предупреждения необходимо было сообщить в Коми УФАС России в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения.

Согласно частям 5-7 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции:

5. Предупреждение подлежит обязательному рассмотрению лицом, которому оно выдано, в срок, указанный в предупреждении. Срок выполнения предупреждения должен составлять не менее чем десять дней. По мотивированному ходатайству лица, которому выдано предупреждение, и при наличии достаточных оснований полагать, что в установленный срок предупреждение не может быть выполнено, указанный срок может быть продлен антимонопольным органом.

6. Антимонопольный орган должен быть уведомлен о выполнении предупреждения в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения.

7. При условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением.

Письмом от 28.11.2022 № 01-74-15040 (вх. № 6412э от 30.11.2022 Администрация МР «Печора» сообщила о несогласии с предупреждением. По мнению Администрации МР «Печора» рассматриваемые работы из муниципального задания являются муниципальной работой, а не муниципальной нуждой, также указано на недоказанность ограничения конкуренции, не определение конкретных товарных рынков, указано на право органа местного самоуправления создавать бюджетные учреждения для выполнения работ в целях реализации полномочий органа местного самоуправления.

Таким образом, предупреждение не выполнено.

Согласно части 8 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения.

В указанных выше действиях Администрация МР «Печора» в связи с невыполнением предупреждения имелись признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции в связи с чем, Коми УФАС России возбуждено дело № 011/01/15-1171/2022 по признакам нарушения Администрацией МР «Печора» части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

По результатам порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке в соответствии с пунктом 10.7 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы от 28.04.2010 N 220 «Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке», установлено следующее:

1. Временной интервал исследования определен периодом с 30.12.2021 по 31.12.2024.

2. Продуктовые границы товарных рынков:

- производство электромонтажных работ (код ОКВЭД 43.21);

- деятельность по благоустройству ландшафта (код ОКВЭД 81.30);

- подметание улиц и уборка снега (код ОКВЭД 81.29.2);

- деятельность по чистке и уборке прочая, не включенная в другие группировки (код ОКВЭД 81.29.9).

3. Географические границы товарных рынков – административные границы городского поселения «Печора».

4. Оценка изменения (возможного изменения) состояния конкуренции на товарных рынках вследствие принятия акта и (или) осуществления действий (бездействия) - создание барьеров и препятствий входа другим хозяйствующим субъектам на товарные рынки, а также необоснованное препятствование осуществлению ими деятельности на таких рынках, создание для МБУ «ПТК» неравных, более выгодных условий деятельности.

В нарушение части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции Администрация МР «Печора» утвердила для МБУ «ПТК» муниципальное задание на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов в части работ (услуг), связанных с организацией освещения улиц, благоустройством и озеленением, уборкой территорий, что может создать преимущественные условия деятельности МБУ «ПТК» по отношению к другим хозяйствующим субъектам, осуществляющим свою деятельность на тех же рынках работ (услуг), и, как следствие ограничение конкуренции на товарных рынках.

После утверждения муниципального задания между Администрацией МР «Печора» и МБУ «ПТК» на 2022 год, на 2023 год заключены соглашения о предоставлении субсидий на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания от 10.01.2022, от 18.01.2023. Перечисление субсидий в адрес МБУ «ПТК» подтверждается представленными в дело копиями платежных поручений.

В Постановлении от 05.04.2011 № 14686/10 по делу N А13-10558/2008 Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации приходит к выводу о том, что в тех случаях, когда требуется проведение торгов, подразумевающих состязательность хозяйствующих субъектов, их непроведение не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении торгов в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить доступ к соответствующему товарному рынку, а также выявлены контрагенты, предлагающие наилучшие условия выполнения работ, для обеспечения муниципальных нужд.

Администрация МР «Печора», утвердив муниципальное задание для МБУ «ПТК», предоставило выполнение отдельных видов работ (оказание отдельных видов услуг) исключительно МБУ «ПТК», тем самым создала необоснованные барьеры и препятствия входа другим хозяйствующим субъектам на данные рынки, а также необоснованно препятствовала осуществлению ими деятельности на этих рынках (о чем свидетельствуют указанные выше заявления, поступившие в Коми УФАС России), поставила МБУ «ПТК» в неравные, более выгодные условия, обеспечивающие возможность осуществления деятельности, создало условия для не проведения уполномоченными органами обязательных конкурентных процедур в соответствии с Законом о контрактной системе, что может привести к ограничению, устранению, недопущению конкуренции, содержит нарушение части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

В связи с этим, необоснованным является позиция Администрации МР «Печора» о недоказанности ограничения конкуренции.

Признаки ограничения конкуренции определены по тем основаниям, что иные хозяйствующие субъекты, имевшие возможность претендовать на заключение муниципальных контрактов, были лишены законной возможности претендовать на осуществление деятельности на рассматриваемых товарных рынках.

Также необоснованной является ссылка Администрации МР «Печора» на положения гражданского законодательства о возможности создавать муниципальные бюджетные учреждения.

В данном случае, положения ГК РФ о создании бюджетных учреждений являются общими по отношению к специальным нормам, регулирующим вопросы расходования бюджетных средств на выполнение работ и оказание услуг в целях удовлетворения муниципальных нужд и вопреки доводу ответчика не предполагают иного способа определения исполнителя таких работ (т.е. удовлетворение муниципальных нужд за счет бюджетных средств для решения вопросов местного значения должно осуществляться на основании Закона о контрактной системе, а не на основании ГК РФ).

При таких обстоятельствах Комиссия Коми УФАС России приходит к выводу о нарушении Администрацией МР «Печора» части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Председатель комиссии ‹…›

Члены Комиссии

‹…›

‹…›

Связанные организации

Связанные организации не указаны