Решение №01-122/2817 решение по жалобе от 16 апреля 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

Управление Федеральной антимонопольной службы

по Республике Коми

 

РЕШЕНИЕ

 

 

16 апреля 2021 года

 

г. Сыктывкар

                             

№ 01-122/2817  

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми (Коми УФАС России)  по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров, порядка осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, в составе: <…> (далее – Комиссия), рассмотрев жалобу исх. от 06.04.2021 б/н (вх. от 07.04.2021 № 1735э) общества с ограниченной ответственностью «Метахим» (далее – ООО «Метахим, заявитель) в отношении заказчика – открытое акционерное общество «Усть-Вымская тепловая компания» (далее – ОАО «Усть-Вымская тепловая компания», заказчик), организатора – акционерное общество «Коми тепловая компания» (далее - АО «КТК», организатор), касающуюся организации и проведения закупки способом запроса котировок в электронной форме № 55зк21 на право заключения договора на поставку сульфата алюминия для нужд ОАО «Усть-Вымская тепловая компания», номер извещения 32110132835 в единой информационной системе в сфере закупок (далее – закупка, жалоба),

в присутствии:

<…> - представителя ООО «Метахим» по доверенности;

<…>  - представителя АО «КТК» по доверенности;

<…> – представителя ОАО «Усть-Вымская тепловая компания» по доверенности,

 

УСТАНОВИЛА:

 

Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках).

Жалоба рассмотрена в порядке статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

Заявителем обжалуется установление в закупочной документации требований к товару, не соответствующих, по мнению заявителя, ГОСТу 12966-85, а именно: в разделе 3. «Техническое задание» закупочной документации указано, что предлагаемый к поставке товар должен соответствовать ГОСТ 12966-85, высший сорт, при этом должен иметь следующие характеристики:

  1. Массовая доля не растворимого остатка: не более 0,1 %;
  2. Массовая доля железа в перерасчете на оксид железа (III): не более 0,001%;

3. Массовая доля мышьяка в перерасчете на оксид мышьяка (III): не более 0,0001 %.

По мнению заявителя, требование о соответствии предлагаемого к поставке товара данным характеристикам является ограничивающим конкуренцию в связи с тем, что ГОСТ 12966-85 для высшего сорта предусмотрены следующие параметры:

  1. Массовая доля не растворимого остатка: не более 0,3 %;
  2. Массовая доля железа в перерасчете на оксид железа (III): не более 0,02%;

3. Массовая доля мышьяка в перерасчете на оксид мышьяка (III): не более 0,001 %.

Заявитель считает, что требования к характеристикам сульфат алюминия противоречат установленным ГОСТ 12966-85 требованиям, что ограничивает круг потенциальных участников закупки.

По части 1 статьи 1 Закона о закупках целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

информационная открытость закупки;

равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Согласно частям 1, 2 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Положение о закупках товаров, работ, услуг открытого акционерного общества «Усть-Вымская тепловая компания», утвержденное Советом директоров ОАО «Усть-Вымская тепловая компания» от 25.11.2020 (далее – Положение о закупках), протокол № 03-2020, размещено в единой информационной системе 08.12.2020.

Проводимая закупка являлась конкурентной - проводилась способом запроса котировок в электронной форме.

Заказчиком закупки явилось ОАО «Усть-Вымская тепловая компания», организатором – АО «КТК».

 

 

По приказу ОАО «Усть-Вымская тепловая компания» от 26.03.2021 № 67 «О проведении закупки сульфата алюминия для нужд ОАО «Усть-Вымская тепловая компания» принято решение о проведении закупки сульфата алюминия для нужд ОАО «Усть-Вымская тепловая компания» в форме запроса котировок в электронной форме; утверждено извещение. 

Извещение открытого запроса котировок в электронной форме № 55зк21 (далее - извещение) размещено в единой информационной системе 29.03.2021.

Заявитель обжалует установленные в извещении требования к товару, следовательно, им обжалуются действия заказчика.

По части 2 статьи 3 Закона о закупках положением о закупке предусматриваются конкурентные и неконкурентные закупки, устанавливается порядок осуществления таких закупок с учетом положений настоящего Федерального закона.

Закон о закупках детально не регламентирует процедуры осуществления юридическими лицами закупочной деятельности, а определяет основные принципы и требования, которыми должны руководствоваться заказчики.

Порядок подготовки и проведения процедур закупок, включая способы закупок, и условия их применения устанавливаются заказчиками самостоятельно путем принятия Положения о закупке.

Пунктом 1 части 3.1 статьи 3 Закона о закупках одним из способов конкурентной закупки указан запрос котировок (запрос котировок в электронной форме).

В соответствии с частью 20 статьи 3.2 Закона о закупках под запросом котировок в целях настоящего Федерального закона понимается форма торгов, при которой победителем запроса котировок признается участник закупки, заявка которого соответствует требованиям, установленным извещением о проведении запроса котировок, и содержит наиболее низкую цену договора.

Согласно статье 3 Закона о закупках:

5. Участником закупки является любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки.

6. Заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

6.1. При описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами:

1) в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки;

2) в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки.

Согласно пункту 1.2. раздела 1 Положения о закупках:

запрос котировок – форма торгов, при которой победителем запроса котировок признается участник закупки, заявка которого соответствует требованиям, установленным извещением о проведении запроса котировок, и содержит наиболее низкую цену договора;

извещение о проведении запроса котировок - документ, содержащий информацию по техническим, организационным и коммерческим вопросам проведения запроса котировок.

В соответствии с разделом 5 Положения о закупках:

5.1. При описании в документации о конкурентной закупке, извещении о проведении запроса котировок предмета закупки заказчик руководствуется правилами п. 6.1. статьи 3 Федерального закона № 223-ФЗ.

          1. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора. Заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке, извещении о проведении запроса котировок в соответствии с Положением.
          • отзыву, представленному письмом АО «КТК» исх. от 14.04.2021 № 006/3/1933, и устных пояснений представителей заказчика и организатора, заслушанных в ходе заседания, сульфат алюминия используется заказчиком для очистки воды на водоочистной станции г. Микунь. На указанную водоочистную станцию в 2018 году был установлен модуль с мембранами для доведения воды, подаваемой потребителям, до требований СанПиН 2.1.4.1074-01. В связи с тем, что качество воды из водозабора р. Шежамка г. Микунь не соответствует установленным нормативам по показателям «мутность», «цветность», повышенное содержание органических и минеральных веществ (железо и марганец), ее необходимо подготовить перед подачей на мембраны. Для того, чтобы мембраны не забивались и дорогостоящее оборудование не вышло из строя, заказчик самостоятельно подбирал оптимальные характеристики сульфата алюминия, которые впоследствии явились основанием для установления характеристик предмета поставки в рамках настоящей закупки. К отзыву приложены акты по коагулянту различных поставщиков и их паспорта качества.

Комиссией Коми УФАС России в ходе заседания установлено следующее.

В пункте 2.2 раздела 2 «Информационная карта запроса котировок» извещения указан предмет закупки/договора: поставка сульфата алюминия для нужд ОАО «Усть-Вымская тепловая компания».

В пункте 2 раздела 3 «Техническое задание» извещения указана спецификация (объем поставки, технические характеристики), согласно которой к поставке требуется сульфат алюминия технический очищенный, в/с в соответствии с ГОСТ 12966-85.

ГОСТ 12966-85 Межгосударственный стандарт. Алюминия сульфат технический очищенный (далее – ГОСТ 12966-85) утвержден и введен в действие постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 30.09.1985 № 3183.

 ГОСТ 12966-85 распространяется на очищенный технический сульфат алюминия, получаемый взаимодействием гидроксида алюминия с серной кислотой.

Сульфат алюминия должен быть изготовлен в соответствии с требованиями настоящего стандарта по технологическому регламенту, утвержденному в установленном порядке.

По физико-химическим показателям сульфат алюминия должен соответствовать требованиям и нормам, указанным в таблице 1.

В таблице 1, приведенной в ГОСТ 12966-85, указаны следующие нормы для сульфата алюминия технического очищенного высшего сорта:

Наименование показателя

Норма для высшего сорта

Массовая доля нерастворимого в воде остатка, %, не более

0,3

Массовая доля железа в перерасчете на оксид железа (III), %, не более

0,02

Массовая доля мышьяка в перерасчете на оксид мышьяка (III), %, не более

0,001

Заказчиком в пункте 2 раздела 3 «Техническое задание» извещения установлены следующие показатели закупаемого товара – сульфата алюминия технического очищенного высшего сорта:

4. Массовая доля не растворимого остатка: не более 0,1 %

5. Массовая доля железа в пересчете на оксид железа (III):  не более 0,001 %

7. Массовая доля мышьяка в пересчете на оксид мышьяка (III): не более 0,0001%».

Установленные заказчиком показатели по массовым долям нерастворимого остатка, железа, мышьяка требуемого к поставке сульфата алюминия технического очищенного высшего сорта, входят в диапазоны, установленные в ГОСТ 12966-85. Несоответствие ГОСТу 12966-85 установленных в пункте 2 раздела 3 «Техническое задание» извещения показателей по массовым долям нерастворимого остатка, железа, мышьяка требуемого к поставке сульфата алюминия технического очищенного высшего сорта, Комиссией не выявлено.

Нарушений требований Закона о закупках, Положения о закупке в действиях заказчика Комиссией не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

  1.  Признать жалобу необоснованной.

 

Председатель Комиссии

 

<…>

 

 

 

 

Члены Комиссии

 

<…>

 

 

 

<…>  

 

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны