Решение №01-122/2817 решение по жалобе от 16 апреля 2021 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми |
||
РЕШЕНИЕ |
||
16 апреля 2021 года |
г. Сыктывкар |
№ 01-122/2817 |
|
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми (Коми УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров, порядка осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, в составе: <…> (далее – Комиссия), рассмотрев жалобу исх. от 06.04.2021 б/н (вх. от 07.04.2021 № 1735э) общества с ограниченной ответственностью «Метахим» (далее – ООО «Метахим, заявитель) в отношении заказчика – открытое акционерное общество «Усть-Вымская тепловая компания» (далее – ОАО «Усть-Вымская тепловая компания», заказчик), организатора – акционерное общество «Коми тепловая компания» (далее - АО «КТК», организатор), касающуюся организации и проведения закупки способом запроса котировок в электронной форме № 55зк21 на право заключения договора на поставку сульфата алюминия для нужд ОАО «Усть-Вымская тепловая компания», номер извещения 32110132835 в единой информационной системе в сфере закупок (далее – закупка, жалоба),
в присутствии:
– <…> - представителя ООО «Метахим» по доверенности;
–<…> - представителя АО «КТК» по доверенности;
– <…> – представителя ОАО «Усть-Вымская тепловая компания» по доверенности,
УСТАНОВИЛА:
Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках).
Жалоба рассмотрена в порядке статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).
Заявителем обжалуется установление в закупочной документации требований к товару, не соответствующих, по мнению заявителя, ГОСТу 12966-85, а именно: в разделе 3. «Техническое задание» закупочной документации указано, что предлагаемый к поставке товар должен соответствовать ГОСТ 12966-85, высший сорт, при этом должен иметь следующие характеристики:
- Массовая доля не растворимого остатка: не более 0,1 %;
- Массовая доля железа в перерасчете на оксид железа (III): не более 0,001%;
3. Массовая доля мышьяка в перерасчете на оксид мышьяка (III): не более 0,0001 %.
По мнению заявителя, требование о соответствии предлагаемого к поставке товара данным характеристикам является ограничивающим конкуренцию в связи с тем, что ГОСТ 12966-85 для высшего сорта предусмотрены следующие параметры:
- Массовая доля не растворимого остатка: не более 0,3 %;
- Массовая доля железа в перерасчете на оксид железа (III): не более 0,02%;
3. Массовая доля мышьяка в перерасчете на оксид мышьяка (III): не более 0,001 %.
Заявитель считает, что требования к характеристикам сульфат алюминия противоречат установленным ГОСТ 12966-85 требованиям, что ограничивает круг потенциальных участников закупки.
По части 1 статьи 1 Закона о закупках целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:
информационная открытость закупки;
равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;
отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
Согласно частям 1, 2 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).
Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Положение о закупках товаров, работ, услуг открытого акционерного общества «Усть-Вымская тепловая компания», утвержденное Советом директоров ОАО «Усть-Вымская тепловая компания» от 25.11.2020 (далее – Положение о закупках), протокол № 03-2020, размещено в единой информационной системе 08.12.2020.
Проводимая закупка являлась конкурентной - проводилась способом запроса котировок в электронной форме.
Заказчиком закупки явилось ОАО «Усть-Вымская тепловая компания», организатором – АО «КТК». |
|
|
По приказу ОАО «Усть-Вымская тепловая компания» от 26.03.2021 № 67 «О проведении закупки сульфата алюминия для нужд ОАО «Усть-Вымская тепловая компания» принято решение о проведении закупки сульфата алюминия для нужд ОАО «Усть-Вымская тепловая компания» в форме запроса котировок в электронной форме; утверждено извещение.
Извещение открытого запроса котировок в электронной форме № 55зк21 (далее - извещение) размещено в единой информационной системе 29.03.2021.
Заявитель обжалует установленные в извещении требования к товару, следовательно, им обжалуются действия заказчика.
По части 2 статьи 3 Закона о закупках положением о закупке предусматриваются конкурентные и неконкурентные закупки, устанавливается порядок осуществления таких закупок с учетом положений настоящего Федерального закона.
Закон о закупках детально не регламентирует процедуры осуществления юридическими лицами закупочной деятельности, а определяет основные принципы и требования, которыми должны руководствоваться заказчики.
Порядок подготовки и проведения процедур закупок, включая способы закупок, и условия их применения устанавливаются заказчиками самостоятельно путем принятия Положения о закупке.
Пунктом 1 части 3.1 статьи 3 Закона о закупках одним из способов конкурентной закупки указан запрос котировок (запрос котировок в электронной форме).
В соответствии с частью 20 статьи 3.2 Закона о закупках под запросом котировок в целях настоящего Федерального закона понимается форма торгов, при которой победителем запроса котировок признается участник закупки, заявка которого соответствует требованиям, установленным извещением о проведении запроса котировок, и содержит наиболее низкую цену договора.
Согласно статье 3 Закона о закупках:
5. Участником закупки является любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки.
6. Заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
6.1. При описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки;
2) в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки.
Согласно пункту 1.2. раздела 1 Положения о закупках:
запрос котировок – форма торгов, при которой победителем запроса котировок признается участник закупки, заявка которого соответствует требованиям, установленным извещением о проведении запроса котировок, и содержит наиболее низкую цену договора;
извещение о проведении запроса котировок - документ, содержащий информацию по техническим, организационным и коммерческим вопросам проведения запроса котировок.
В соответствии с разделом 5 Положения о закупках:
5.1. При описании в документации о конкурентной закупке, извещении о проведении запроса котировок предмета закупки заказчик руководствуется правилами п. 6.1. статьи 3 Федерального закона № 223-ФЗ.
-
-
-
-
- Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора. Заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке, извещении о проведении запроса котировок в соответствии с Положением.
-
-
-
-
-
-
-
- отзыву, представленному письмом АО «КТК» исх. от 14.04.2021 № 006/3/1933, и устных пояснений представителей заказчика и организатора, заслушанных в ходе заседания, сульфат алюминия используется заказчиком для очистки воды на водоочистной станции г. Микунь. На указанную водоочистную станцию в 2018 году был установлен модуль с мембранами для доведения воды, подаваемой потребителям, до требований СанПиН 2.1.4.1074-01. В связи с тем, что качество воды из водозабора р. Шежамка г. Микунь не соответствует установленным нормативам по показателям «мутность», «цветность», повышенное содержание органических и минеральных веществ (железо и марганец), ее необходимо подготовить перед подачей на мембраны. Для того, чтобы мембраны не забивались и дорогостоящее оборудование не вышло из строя, заказчик самостоятельно подбирал оптимальные характеристики сульфата алюминия, которые впоследствии явились основанием для установления характеристик предмета поставки в рамках настоящей закупки. К отзыву приложены акты по коагулянту различных поставщиков и их паспорта качества.
-
-
-
Комиссией Коми УФАС России в ходе заседания установлено следующее.
В пункте 2.2 раздела 2 «Информационная карта запроса котировок» извещения указан предмет закупки/договора: поставка сульфата алюминия для нужд ОАО «Усть-Вымская тепловая компания».
В пункте 2 раздела 3 «Техническое задание» извещения указана спецификация (объем поставки, технические характеристики), согласно которой к поставке требуется сульфат алюминия технический очищенный, в/с в соответствии с ГОСТ 12966-85.
ГОСТ 12966-85 Межгосударственный стандарт. Алюминия сульфат технический очищенный (далее – ГОСТ 12966-85) утвержден и введен в действие постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 30.09.1985 № 3183.
ГОСТ 12966-85 распространяется на очищенный технический сульфат алюминия, получаемый взаимодействием гидроксида алюминия с серной кислотой.
Сульфат алюминия должен быть изготовлен в соответствии с требованиями настоящего стандарта по технологическому регламенту, утвержденному в установленном порядке.
По физико-химическим показателям сульфат алюминия должен соответствовать требованиям и нормам, указанным в таблице 1.
В таблице 1, приведенной в ГОСТ 12966-85, указаны следующие нормы для сульфата алюминия технического очищенного высшего сорта:
Наименование показателя |
Норма для высшего сорта |
Массовая доля нерастворимого в воде остатка, %, не более |
0,3 |
Массовая доля железа в перерасчете на оксид железа (III), %, не более |
0,02 |
Массовая доля мышьяка в перерасчете на оксид мышьяка (III), %, не более |
0,001 |
Заказчиком в пункте 2 раздела 3 «Техническое задание» извещения установлены следующие показатели закупаемого товара – сульфата алюминия технического очищенного высшего сорта:
4. Массовая доля не растворимого остатка: не более 0,1 %
5. Массовая доля железа в пересчете на оксид железа (III): не более 0,001 %
7. Массовая доля мышьяка в пересчете на оксид мышьяка (III): не более 0,0001%».
Установленные заказчиком показатели по массовым долям нерастворимого остатка, железа, мышьяка требуемого к поставке сульфата алюминия технического очищенного высшего сорта, входят в диапазоны, установленные в ГОСТ 12966-85. Несоответствие ГОСТу 12966-85 установленных в пункте 2 раздела 3 «Техническое задание» извещения показателей по массовым долям нерастворимого остатка, железа, мышьяка требуемого к поставке сульфата алюминия технического очищенного высшего сорта, Комиссией не выявлено.
Нарушений требований Закона о закупках, Положения о закупке в действиях заказчика Комиссией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия
РЕШИЛА:
- Признать жалобу необоснованной.
Председатель Комиссии |
|
<…> |
|
|
|
Члены Комиссии |
|
<…>
<…>
|
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.