Постановление б/н ПОСТАНОВЛЕНИЕ о назначении административного наказания по де... от 29 марта 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Управление Федеральной антимонопольной службы

по республике Коми

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о назначении административного наказания по делу № 011/04/14.9-99/2019

об административном правонарушении

28 марта 2019 года

г. Сыктывкар

№ 01-111/2238

 

Должностное лицо Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми (Коми УФАС России, место нахождения: Республика Коми, город Сыктывкар, улица Интернациональная, дом 160а, ИНН 1101481197, ОГРН 1021100514951, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 23.10.2002) <...>, рассмотрев протокол от 14.03.2019 об административном правонарушении № 011/04/14.9-99/2019 и материалы дела об административном правонарушении № 011/04/14.9-99/2019, возбужденные в отношении <...>, являвшегося должностным лицом, по части 1 статьи 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс об административных правонарушениях),

УСТАНОВИЛА:

Коми УФАС России рассматривались материалы прокуратуры Корткеросского района исх. № 687ж-2017 от 31.10.2017 (вх. № 5890 от 07.11.2017), касающиеся отказа Администрации МР «Корткеросский» индивидуальному предпринимателю в заключение договора аренды в отношении муниципального имущества на новый срок.

Дело № АО 01-02/18 в отношении Администрации МР «Корткеросский» по признакам нарушения пункта 14 части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) возбуждено по результатам рассмотрения указанных материалов в связи с выявлением иных нарушений.

Согласно статье 2 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон об общих принципах организации местного самоуправления) органы местного самоуправления - избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Вопросы местного значения - вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 15 Закона об общих принципах организации местного самоуправления к вопросам местного значения муниципального района относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района.

В Уставе МР «Корткеросский» содержатся аналогичные положения.

Частью 1 статьи 51 Закона об общих принципах организации местного самоуправления определено, что органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Частью 2 статьи 51 Закона об общих принципах организации местного самоуправления предусмотрено, что органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.

Решением Совета МР «Корткеросский» от 12.07.2013 № V-24/8 «Об утверждении Положения о порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в собственности муниципального образования муниципального района «Корткеросский» утверждено Положение о порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в собственности муниципального образования муниципального района «Корткеросский», в соответствии с которым:

1.3. От имени муниципального образования муниципального района «Корткеросский» полномочия собственника муниципального имущества в пределах полномочий, определенных Уставом, настоящим Положением и муниципальными правовыми актами, осуществляет Совет муниципального образования муниципального района «Корткеросский», администрация муниципального образования муниципального района «Корткеросский».

2.2. Руководитель администрации муниципального образования муниципального района «Корткеросский», в том числе:

1) осуществляет управление и распоряжение муниципальным имуществом в порядке, устанавливаемом законами и настоящим Положением;

6.1. Формами распоряжения муниципальным имуществом являются, в том числе:

2) сдача муниципального имущества в аренду, безвозмездное пользование;

6.2. Аренда муниципального имущества.

Заключение договоров аренды муниципального имущества может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения таких договоров, за исключением случаев, предусмотренных действующим законодательством.

Решением Совета МО муниципального района «Корткеросский» от 27.09.2012 № V-18/6 «Об утверждении Положения об администрации муниципального образования муниципального района «Корткеросский» утверждено Положение об администрации муниципального образования муниципального района «Корткеросский», в соответствии с которым:

1. Администрация муниципального образования муниципального района «Корткеросский» (далее по тексту - администрация) является постоянно действующим исполнительно-распорядительным органом муниципального образования муниципального района «Корткеросский» (далее по тексту - муниципальный район «Корткеросский»), образованным в соответствии с Уставом муниципального района «Корткеросский» (далее по тексту - Устав района), осуществляющим управленческие функции в пределах границ муниципального района «Корткеросский».

4. Администрация является юридическим лицом, имеет в оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам, находящимися в ее распоряжении денежными средствами, имеет самостоятельный баланс, смету, расчетный и иные счета в банках и других кредитных учреждениях, открываемые в установленном законодательством порядке, печать с изображением государственного герба Республики Коми со своим наименованием на русском языке, иные печати, штампы и бланки со своим наименованием, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и иные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

2. Полномочия администрации муниципального района:

Администрация района осуществляет исполнительно-распорядительные функции и полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные Уставом района и Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в том числе:

3) управляет муниципальной собственностью, решает вопросы создания, приобретения, использования, аренды объектов муниципальной собственности, вносит предложения в Совет района об отчуждении недвижимых объектов муниципальной собственности.

Таким образом, Администрации МР «Корткеросский» является органом местного самоуправления, который наделен полномочиями по распоряжению муниципальной собственностью, передаче муниципального имущества в аренду.

Особенности порядка заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества установлены статьей 17.1 Закона о защите конкуренции. Так, согласно части 1 указанной статьи заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением предоставления указанных прав на такое имущество, перечисленных в денной норме.

При этом, в соответствии с пунктом 14 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции договор аренды может быть заключен без проведения торгов в отношении являющегося частью или частями помещения, здания, строения или сооружения, если общая площадь передаваемого имущества составляет не более чем двадцать квадратных метров и не превышает десять процентов площади соответствующего помещения, здания, строения или сооружения, права на которые принадлежат лицу, передающему такое имущество.

Между Администрацией МР «Корткеросский» и индивидуальным предпринимателем <...> (далее также индивидуальный предприниматель) заключен договор аренды № 41/2012 от 01.08.2012 в отношении недвижимого имущества – нежилого помещения № 6 площадью 10,9 кв. м на 2 этаже в здании по адресу: Республика Коми Корткеросский район, село Корткерос, улица Советская, дом 196а, сроком до 01.08.2017. Имущество передано по акту приема-передачи.

Договор аренды № 41/2012 от 01.08.2012 заключен по результатам торгов.

Нежилое помещение № 6 площадью 10,9 кв. м на 2 этаже в здании по адресу: Республика Коми Корткеросский район, село Корткерос, улица Советская, дом 196а, принадлежит на праве собственности муниципальному образованию МР «Корткеросский», это следует из выписки из реестра муниципальной собственности МР «Корткеросский». Здание по адресу: Республика Коми Корткеросский район, село Корткерос, улица Советская, дом 196а, также принадлежит на праве собственности муниципальному образованию МР «Корткеросский», это следует из свидетельства о государственной регистрации права от 02.10.2013 11АБ №010641. Площадь здания составляет 349,2 кв. м.

Согласно части 9 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции по истечении срока договора аренды, указанного в частях 1 и 3 настоящей статьи, заключение такого договора на новый срок с арендатором, надлежащим образом исполнившим свои обязанности, осуществляется без проведения конкурса, аукциона, если иное не установлено договором и срок действия договора не ограничен законодательством Российской Федерации, при одновременном соблюдении следующих условий:

1) размер арендной платы определяется по результатам оценки рыночной стоимости объекта, проводимой в соответствии с законодательством, регулирующим оценочную деятельность в Российской Федерации, если иное не установлено другим законодательством Российской Федерации;

2) минимальный срок, на который перезаключается договор аренды, должен составлять не менее чем три года. Срок может быть уменьшен только на основании заявления арендатора.

В силу части 10 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции арендодатель не вправе отказать арендатору в заключении на новый срок договора аренды в порядке и на условиях, которые указаны в части 9 настоящей статьи, за исключением следующих случаев:

1) принятие в установленном порядке решения, предусматривающего иной порядок распоряжения таким имуществом;

2) наличие у арендатора задолженности по арендной плате за такое имущество, начисленным неустойкам (штрафам, пеням) в размере, превышающем размер арендной платы за более чем один период платежа, установленный договором аренды.

Согласно пункту 1 статьи 621 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – Гражданский кодекс) если иное не предусмотрено законом или договором аренды, арендатор, надлежащим образом исполнявший свои обязанности, по истечении срока договора имеет при прочих равных условиях преимущественное перед другими лицами право на заключение договора аренды на новый срок. Арендатор обязан письменно уведомить арендодателя о желании заключить такой договор в срок, указанный в договоре аренды, а если в договоре такой срок не указан, в разумный срок до окончания действия договора.

При заключении договора аренды на новый срок условия договора могут быть изменены по соглашению сторон.

Если арендодатель отказал арендатору в заключении договора на новый срок, но в течение года со дня истечения срока договора с ним заключил договор аренды с другим лицом, арендатор вправе по своему выбору потребовать в суде перевода на себя прав и обязанностей по заключенному договору и возмещения убытков, причиненных отказом возобновить с ним договор аренды, либо только возмещения таких убытков.

Договор аренды № 41/2012 от 01.08.2012, заключенный с индивидуальным предпринимателем, расторгнут по соглашению сторон от 01.08.2017, муниципальное имущество возвращено индивидуальным предпринимателем по акту приема-передачи от 01.08.2017 в адрес Администрации МР «Корткеросский».

Затем между Администрацией МР «Корткеросский» и индивидуальным предпринимателем заключен договор аренды № 25/2017 от 03.11.2017 в отношении данного муниципального имущества сроком с 03.11.2017 до 03.10.2018.

Администрацией МР «Корткеросский» по запросу Коми УФАС России представлена информация о том, что оценка, предусмотренная частью 9 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, не проводилась, договор аренды № 25/2017 от 03.11.2017 заключен без проведения торгов на основании пункта 14 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции.

Согласно разъяснениям ФАС России указанное в пункте 14 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции ограничение по площади имущества, права на которое могут быть переданы без проведения конкурса или аукциона, - десять процентов от площади находящегося у правообладателя помещения, здания, строения или сооружения, но не более двадцати квадратных метров - относится ко всем договорам, заключаемым правообладателем без проведения торгов, в отношении каждого здания (строения, сооружения, помещения) в совокупности.

Если общая площадь всех частей помещения, здания, строения или сооружения, передаваемых во владение и (или) пользование третьим лицам, превышает 20 квадратных метров или десять процентов от общей площади помещения, здания, строения или сооружения, то предоставление прав в отношении части или частей помещения, здания, строения или сооружения третьим лицам осуществляется в соответствии с частями 1, 3 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции.

При определении планируемой к передаче на основании пункта 14 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции площади государственного или муниципального имущества, площадь частей помещения, здания, строения или сооружения, права владения и (или) пользования в отношении которых переданы до вступления в силу статьи 17.1 Закона о защите конкуренции или на основании иных исключений, предусмотренных частью 1 указанной статьи, не учитываются.

У Администрации МР «Корткеросский» дополнительно запрашивались копии всех договоров аренды, безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении муниципального имущества, заключенных в отношении всех помещений в здании по адресу: Республика Коми Корткеросский район, село Корткерос, улица Советская, дом 196а, и действовавших на дату заключения договора аренды № 25/2017 от 03.11.2017 между Администрацией МР «Корткеросский» и индивидуальным предпринимателем; с указанием по каждому такому договору информации о порядке его заключения.

Из предоставленных Администрацией МР «Корткеросский» копий документов установлено, что на основании пункта 14 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, кроме договора аренды № 25/2017 от 03.11.2017 с индивидуальным предпринимателем, заключены следующие договоры:

- договор аренды № 19/2017 от 01.07.2017 с АО «Коми тепловая компания» в отношении муниципального имущества – нежилого помещения № 7 площадью 11,84 кв. м. в здании по адресу: Республика Коми Корткеросский район, село Корткерос, улица Советская, дом 196а, сроком с 01.07.2017 до 01.06.2018, имущество передано по акту приема-передачи;

- договор аренды № 24/2017 от 02.11.2017 с АО «Коми тепловая компания» в отношении муниципального имущества – нежилого помещения № 5 площадью 11,7 кв. м. в здании по адресу: Республика Коми Корткеросский район, село Корткерос, улица Советская, дом 196а, сроком с 02.11.2017 до 02.10.2018, имущество передано по акту приема-передачи.

Также представлена копия договора аренды № 09/2017 от 03.04.2017 с ГКУ РК «Республиканская общественная приемная Главы Республики Коми в отношении муниципального имущества – нежилого помещения № 1 площадью 16,4 кв. м. в здании по адресу: Республика Коми Корткеросский район, село Корткерос, улица Советская, дом 196а. Однако, такой договор мог быть заключен без проведения торгов на основании пункта 3 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции (предоставление имущества государственным и муниципальным учреждениям). В связи с этим, площадь по данному договору не суммируется к площади передаваемого имущества по пункту 14 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции.

Также представлены копии договоров аренды с АО «Коми тепловая компания», заключенные в установленном порядке по результатам торгов - № 08/2016 от 16.04.2016, № 09/2016 от 16.04.2016.

Общая площадь всех помещений, передаваемых в аренду по договорам аренды №№ 19/2017 от 01.07.2017, № 24/2017 от 02.11.2017, № 25/2017 от 03.11.2017, превышает 20 квадратных метров.

Из трех имеющихся договоров аренды в отношении муниципального имущества в здании по адресу: Республика Коми, Корткеросский район, село Корткерос, улица Советская, дом 196а, первым заключен договора аренды № 19/2017 от 01.07.2017 с АО «Коми тепловая компания». Следовательно, два других последующих договора аренды № 24/2017 от 02.11.2017 с АО «Коми тепловая компания», № 25/2017 от 03.11.2017 с индивидуальным предпринимателем не могли быть заключены без проведения торгов на основании пункта 14 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции.

Договор аренды в отношении муниципального имущества - нежилого помещения № 6 площадью 10,9 кв. м на 2 этаже в здании по адресу: Республика Коми Корткеросский район, село Корткерос, улица Советская, дом 196а, мог быть заключен с индивидуальным предпринимателем на новый срок (после окончания срока договора аренды № 41/2012 от 01.08.2012) без проведения торгов по условиям части 9 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, т.е. с проведением оценки рыночной стоимости арендной платы, проводимой в соответствии с законодательством, регулирующим оценочную деятельность в Российской Федерации.

Однако, такая оценка для заключения договора аренды № 25/2017 от 03.11.2017 не проводилась.

Статья 17.1 Закона о защите конкуренции введена законодателем в целях защиты интересов неопределенного круга лиц. Положения пункта 14 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции не могут быть истолкованы как создающие возможность обхода правил об обязательности проведения торгов в установленных законом случаях. Иное выводило бы определенный круг хозяйствующих субъектов из сферы действия антимонопольного законодательства, создавая неравные условия хозяйствования, что не отвечало бы целям Закона о защите конкуренции.

Закон о защите конкуренции распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, организации, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели (часть 1 статьи 3 Закона о защите конкуренции).

В соответствии со статьей 4 Закона о защите конкуренции:

конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке;

хозяйствующий субъект - коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации;

товарный рынок - сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров (далее - определенный товар), в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами;

товар - объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Согласно позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 29.11.2011 № 8799/11 по делу № А66-7056/2010, в тех случаях, когда требуется проведение торгов, подразумевающее состязательность хозяйствующих субъектов, их непроведение, за исключением случаев, допускаемых законом, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении торгов в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить товары, работы, услуги, доступ к соответствующему товарному рынку либо права ведения деятельности на нем.

Предоставление муниципального недвижимого имущества АО «Коми тепловая компания» по договору аренды № 24/2017 от 02.11.2017, индивидуальному предпринимателю по договору аренды № 25/2017 от 03.11.2017 без проведения торгов в случае, когда законодательством предписано проведение торгов на право заключения таких договоров аренды, могло создать таким хозяйствующим субъектам преимущественные условия в получении указанного имущества во временное владение и (или) пользование и препятствовать доступу к муниципальному имуществу неопределенного круга лиц, которые также могут иметь намерение приобрести указанные права в отношении муниципального имущества. Как следствие, указанное могло привести к ограничению, недопущению, устранению конкуренции.

По результатам проведения анализа состояния конкуренции в соответствии с пунктом 10.9 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного Приказом Федеральной антимонопольной службы от 28.04.2010 № 220 «Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке», при передаче муниципального имущества в аренду АО «Коми тепловая компания», индивидуальному предпринимателю установлено следующее.

1. Временной интервал исследования определен периодами:

- по договору аренды № 24/2017 от 02.11.2018 с АО «Коми тепловая компания» - с 02.11.2017 до 02.10.2018;

- по договору аренды № 25/2017 от 03.11.2017 с индивидуальным предпринимателем <...>- с 03.11.2017 до 03.10.2018.

2. Предметом договора аренды № 24/2017 от 02.11.2018 с АО «Коми тепловая компания» является предоставление муниципального имущества в аренду для размещения служебного кабинета в целях осуществления деятельности, связанной с производством, передачей и распределением пара и горячей воды; кондиционированием воздуха (код ОКВЭД 35.30).

Предметом договора аренды № 25/2017 от 03.11.2017 с индивидуальным предпринимателем <...> является предоставление муниципального имущества в аренду для размещения офиса в целях осуществления деятельности в области архитектуры, инженерных изысканий и предоставление технических консультаций в этих областях (код ОКВЭД 71.1).

Заключение договоров аренды № 24/2017 от 02.11.2018, № 25/2017 от 03.11.2017 без проведения торгов могло привести к предоставлению данным хозяйствующим субъектам исключительного права на пользование полученным в аренду муниципальным имуществом и лишению иных потенциальных заинтересованных лиц возможности претендовать на получение прав в отношении муниципального имущества на законных основаниях в ходе конкурентной борьбы. Доступ на товарные рынки, указанные выше, для них мог быть закрыт, а для АО «Коми тепловая компания», индивидуального предпринимателя созданы преимущественные условия деятельности на таких товарных рынках. Тем самым, это могло привести к ограничению конкуренции.

В действиях Администрации МР «Корткеросский» по заключению договоров аренды № 24/2017 от 02.11.2017 с АО «Коми тепловая компания», № 25/2017 от 03.11.2017 с индивидуальным предпринимателем <...>без проведения торгов имеются нарушения пункта 14 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции.

Согласно части 4 статьи 41 Закона о защите конкуренции на основании решения комиссия выдает предписание.

Администрацией МР «Корткеросский» до вынесения решения по делу № АО 01-02/18 письмом от 27.02.2018 № 362 (вх. № 907 от 27.02.2018) представлены копии материалов, касающиеся обращения Администрации МР «Корткеросский» в адрес АО «Коми тепловая компания», индивидуального предпринимателя о досрочном расторжении соответственно договора аренды № 24/2017 от 02.11.2017, договора аренды № 25/2017 от 03.11.2017, и последующего обращения с исковыми заявлениями в Арбитражный суд Республики Коми к указанным хозяйствующим субъектам о расторжении данных договоров аренды и освобождении муниципального имущества.

По арбитражному делу № А29-2422/2018 принято исковое заявление Администрации МР «Корткеросский» к индивидуальному предпринимателю о расторжении договора аренды № 25/2017 от 03.11.2017, об освобождении занимаемого нежилого помещения. Дело назначено к рассмотрению на 16.04.2018.

Таким образом, Администрацией МР «Корткеросский» приняты меры по расторжению договора аренды № 25/2017 от 03.11.2017, в том числе, с обращением с иском в суд. В связи с этим, предписание по данному договору аренды выдаче не подлежало.

По арбитражному делу № А29-2423/2018 исковое заявление Администрации МР «Корткеросский» к АО «Коми тепловая компания» о расторжении договора аренды № 24/2017 от 02.11.2017, об освобождении занимаемого нежилого помещения возвращено. Информация о повторной подаче Администрацией МР «Корткеросский» такого искового заявления в картотеке дел на сайте Арбитражного суда Республики Коми http://komi.arbitr.ru/ в сети «Интернет не найдена. В связи с этим, Администрации МР «Корткеросский» необходимо было выдать предписание об устранении выявленного нарушения по данному договору аренды.

Решением Коми УФАС России от 29.03.2018 № 01-107/2192 по делу № АО 01-02/18 Администрация МР «Корткеросский» признана нарушившей пункт 14 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции в виде заключения договоров аренды № 24/2017 от 02.11.2017 с АО «Коми тепловая компания», № 25/2017 от 03.11.2017 с индивидуальным предпринимателем <...> без проведения торгов.

По результатам рассмотрения дела Администрации МР «Корткеросский» выдано предписание от 29.03.2019 о принятии мер по расторжению договора аренды № 24/2017 от 02.11.2017, в том числе, при необходимости с обращением с иском в суд.

Частью 1 статьи 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – Кодекс об административных правонарушениях) предусмотрено, что действия (бездействие) должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных лиц органов или организаций, государственных внебюджетных фондов, а также организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, которые недопустимы в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации и приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, а равно к ограничению свободного перемещения товаров (работ, услуг), свободы экономической деятельности, за исключением случаев, предусмотренных частью 7 статьи 14.32 настоящего Кодекса, -влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Статьей 2.4 Кодекса об административных правонарушениях установлено, что административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Примечанием к статье 2.4 Кодекса об административных правонарушениях определено, что под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

Как указано выше, Администрация МР «Корткеросский» заключает договоры аренды муниципального имущества.

Договоры аренды № 24/2017 от 02.11.2017 с АО «Коми тепловая компания», № 25/2017 от 03.11.2017 с индивидуальным предпринимателем <...> заключены <...> Администрации МР «Корткеросский» <...>.

Согласно статье 52 Устава МР «Корткеросский» <...> администрации муниципального района "Корткеросский" осуществляет следующие полномочия, в том числе:

2) представляет администрацию муниципального района "Корткеросский" в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени администрации муниципального района "Корткеросский";

3) непосредственно руководит работой администрации муниципального района "Корткеросский" и выполняет исполнительно-распорядительные функции, за исключением функций, возложенных настоящим Уставом на Совет муниципального района "Корткеросский" и на иные органы и должностных лиц;

5) осуществляет в пределах своей компетенции общее руководство органами и структурными подразделениями администрации муниципального района "Корткеросский";

10) от имени администрации муниципального района "Корткеросский" заключает предусмотренные законодательством договоры;

15) обеспечивает осуществление администрацией муниципального района "Корткеросский" полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Республики Коми;

20) организует управление муниципальной собственностью.

В соответствии с распоряжением Администрации МР «Корткеросский» от 23.09.2011 № 236-р «О назначении на должность <...>» <...> назначен на должность <...>Администрации МР «Корткеросский».

В соответствии с распоряжением Администрации МР «Корткеросский» от 13.10.2017 № 608-р исполнение обязанностей <...> Администрации МР «Корткеросский» в период со 2 по 5 ноября 2017 года возложено на <...> <...>Администрации МР «Корткеросский».

Таким образом, <...>являлся должностным лицом в понимании примечания к статье 2.4 Кодекса об административных правонарушениях.

<...>, являвшийся должностным лицом, допустил нарушение пункта 14 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции в виде заключения договоров аренды № 24/2017 от 02.11.2017 с АО «Коми тепловая компания», № 25/2017 от 03.11.2017 с индивидуальным предпринимателем <...> без проведения торгов. Тем самым, совершил административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 14.9 Кодекса об административных правонарушениях.

Место совершения правонарушения: Республика Коми, Корткеросский район, село Корткерос, улица Советская, дом 225.

Время совершения правонарушения: 02.11.2017, 03.11.2017.

Согласно части 1 статьи 4.5 Кодекса об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства – один год.

Частью 6 статьи 4.5 Кодекса об административных правонарушениях предусмотрено, что срок давности привлечения к административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное статьей 14.9 Кодекса об административных правонарушениях, начинает исчисляться со дня вступления в силу решения комиссии антимонопольного органа, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации.

Решение по делу № АО 01-02/18 изготовлено в полном объеме 29.03.2018.

Срок привлечения к административной ответственности не истек.

Частями 1, 2 статьи 25.1 Кодекса об административных правонарушения определено, что лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом. Дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

До возбуждения административного производства в отношении <...>, в Коми УФАС России поступила информация от Администрации МР «Корткеросский» письмом от 07.03.2019 № 01-10-165 о том, что <...> <...>.

Коми УФАС России письмом от 15.03.2019 № 01-111/1827 обратилось в адрес <...>об обеспечении вручения <...>, <...>, прилагаемых копий протокола от 14.03.2019 об административном правонарушении № 011/04/14.9-99/2019 и определения от 14.03.2019 о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении № 011/04/14.9-99/2019, вызове лица, истребовании необходимых материалов по делу, дачи возможности <...> дать письменные пояснения по протоколу.

Представленная <...> письмом расписка, подтвердила получение <...> 21.03.2019 копий протокола от 14.03.2019 об административном правонарушении № 011/04/14.9-99/2019 и определения от 14.03.2019 о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении № 011/04/14.9-99/2019, вызове лица, истребовании необходимых материалов по делу.

Таким образом, <...>извещен о дате, времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении № 011/04/14.9-99/2019.

Дело об административном правонарушении рассмотрено в отсутствии <...>.

Ходатайства, отводы не заявлены, письменные пояснения не поступили.

Обстоятельства, исключающие возможность соблюдения <...>требований антимонопольного законодательства, а также свидетельствующие о принятии им всех зависящих от него мер по соблюдению указанных требований, не усматриваются.

Обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, а также отягчающие административную ответственность, в ходе рассмотрения дела не установлены.

Установлены смягчающие административную ответственность обстоятельства – выполнение предписания Коми УФАС России от 29.03.2019, выданного Администрации МР «Корткеросский» по результатам рассмотрения дела № АО 01-02/18 о нарушении антимонопольного законодательства, о принятии мер по расторжению договора аренды № 24/2017 от 02.11.2017, в том числе, при необходимости с обращением с иском в суд.

Документы, свидетельствующие о неудовлетворительном имущественном положении <...>, в материалах дела отсутствуют.

Основания для освобождения <...> от административной ответственности в силу статьи 2.9 Кодекса об административных правонарушениях (при малозначительности административного правонарушения) отсутствуют ввиду следующего.

Статьей 2.9 Кодекса об административных правонарушениях предусмотрено, что при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничится устным замечанием.

По пункту 21 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

По пункту 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях.

Характер совершенного административного правонарушения не свидетельствует о его малозначительности.

По общему правилу части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции заключение договора аренды муниципального имущества должно осуществляться по результатам торгов. Как указывалось выше, согласно позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, в тех случаях, когда требуется проведение торгов, подразумевающее состязательность хозяйствующих субъектов, их непроведение, не может не влиять на конкуренцию.

Заключение договоров аренды муниципального имущества без проведения торгов могло привести к предоставлению хозяйствующим субъектам исключительного права на пользование и распоряжение полученным в аренду муниципальным имуществом и лишению иных потенциальных заинтересованных лиц возможности претендовать на получение прав в отношении муниципального имущества на законных основаниях в ходе конкурентной борьбы, могло создать преимущественные условия деятельности таким хозяйствующим субъектам, могло привести к ограничению доступа других хозяйствующих субъектов к муниципальному имуществу.

Статьей 1.2 Кодекса об административных правонарушениях установлено, что задачами законодательства об административных правонарушениях являются, в том числе защита собственности, общества и государства от административных правонарушений, а также предупреждение административных правонарушений.

Статья 14.9 Кодекса об административных правонарушениях включена в главу 14 Кодекса об административных правонарушениях, объединяющую административные правонарушения в области предпринимательской деятельности.

С учетом целей и задач законодательства об административных правонарушениях, установление административной ответственности за несоблюдение требований антимонопольного законодательства имеет целью предотвратить наступление существенной угрозы охраняемым общественным отношениям в сфере предпринимательской деятельности.

Состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.9 Кодекса об административных правонарушениях, является формальным и не требует материально-правовых последствий содеянного.

Объективным отражением степени общественной опасности противоправного деяния и, как следствие, потенциальной угрозы охраняемым правом общественным отношениям служит санкция части 1 статьи 14.9 Кодекса об административных правонарушениях, предусматривающая применение к должностным лицам административного штрафа в размере от пятнадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Частью 1 статьи 3.1 Кодекса об административных правонарушениях определено, что административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

С учетом этого, привлечение <...>к административной ответственности по части 1 статьи 14.9 Кодекса об административных правонарушениях преследует своей целью также предупреждение совершения новых правонарушений (также и другими лицами).

На основании вышеизложенного, принимая во внимание цели административного наказания, установленные частью 1 статьи 3.1 Кодекса об административных правонарушениях, учитывая характер совершенного <...>административного правонарушения, личность <...>, отсутствие обстоятельств отягчающих административную ответственность, наличие обстоятельства, смягчающего административную ответственность, руководствуясь статьями 4.1, 4.2, 4.3, частью 1 статьи 14.9, статьями 23.48, 29.9, 29.10 Кодекса об административных правонарушениях,

ПОСТАНОВИЛА:

  1. Признать <...>, являвшегося должностным лицом, виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.9 Кодекса об административных правонарушениях, выразившегося в нарушение пункта 14 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции в виде заключения договоров аренды № 24/2017 от 02.11.2017 с АО «Коми тепловая компания», № 25/2017 от 03.11.2017 с индивидуальным предпринимателем <...> без проведения торгов.
  2. Назначить <...>наказание в виде административного штрафа в размере 15000 (пятнадцати тысяч) рублей за совершение административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.9 Кодекса об административных правонарушениях.

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 Кодекса об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен в полном размере лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 или 1.3 настоящей статьи, либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 настоящего Кодекса.

Штраф должен быть уплачен по следующим реквизитам для уплаты штрафа:

ГРКЦ НБ РЕСП. КОМИ БАНКА РОССИИ Г.СЫКТЫВКАР

БИК

048702001

Сч. №

 

Банк получателя

ИНН 1101481197

КПП 110101001

Сч. №

40101810000000010004

УФК ПО РЕСПУБЛИКЕ КОМИ (КОМИ УФАС РОССИИ)

Вид оп.

01

Срок плат.

 

Наз. пл.

 

Очер. плат.

3

Получатель

Код

 

Рез. поле

 

16111602010016000140

87701000

0

0

0

0

0

ШТРАФ ЗА НАРУШЕНИЕ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ КОНКУРЕНЦИИ НА ТОВАРНЫХ РЫНКАХ ПО ДЕЛУ №_______ ОТ ___________ СОГЛАСНО ПОСТАНОВЛЕНИЮ № _______ ОТ ______________

Согласно части 5 статьи 32.2 Кодекса об административных правонарушениях при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, и информации об уплате административного штрафа в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах, по истечении срока, указанного в части 1 или 1.1 настоящей статьи, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, изготавливают второй экземпляр указанного постановления и направляют его в течение десяти суток (а в случае, предусмотренном частью 1.1 настоящей статьи, в течение одних суток) судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. В случае изготовления второго экземпляра постановления о наложении административного штрафа в форме электронного документа, юридическая сила которого подтверждена усиленной квалифицированной электронной подписью в соответствии с законодательством Российской Федерации, указанный второй экземпляр направляется судебному приставу-исполнителю в электронном виде по информационно-телекоммуникационным сетям. Кроме того, должностное лицо федерального органа исполнительной власти, структурного подразделения или территориального органа, иного государственного органа, рассмотревших дело об административном правонарушении, либо уполномоченное лицо коллегиального органа, рассмотревшего дело об административном правонарушении, составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 настоящего Кодекса, в отношении лица, не уплатившего административный штраф. Протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 настоящего Кодекса, в отношении лица, не уплатившего административный штраф по делу об административном правонарушении, рассмотренному судьей, составляет судебный пристав-исполнитель. Протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 настоящего Кодекса, не составляется в случае, указанном в примечании 1 к статье 20.25 настоящего Кодекса.

В силу статей 30.2, 30.3 Кодекса об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано вышестоящему должностному лицу, в вышестоящий орган либо в суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

В соответствии со статьей 31.1 Кодекса об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу:

1) после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано;

2) после истечения срока, установленного для обжалования решения по жалобе, протесту, если указанное решение не было обжаловано или опротестовано, за исключением случаев, если решением отменяется вынесенное постановление;

3) немедленно после вынесения не подлежащего обжалованию решения по жалобе, протесту, за исключением случаев, если решением отменяется вынесенное постановление.

Срок предъявления постановления к исполнению составляет 2 года.

Должностное лицо <...>

Связанные организации

Связанные организации не указаны