Решение №01-122/8899 решение по жалобе от 16 ноября 2022 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми |
|||
РЕШЕНИЕ |
|||
16 ноября 2022 года |
г. Сыктывкар |
№ 01-122/8899 |
|
|
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми (Коми УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров, порядка осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, в составе: <…> (далее – Комиссия), рассмотрев жалобу исх. от 27.10.2022 (вх. от 28.10.2022 № 4185), дополнение к жалобе исх. от 08.11.2022 (вх. от 08.11.2022 № 4324) общества с ограниченной ответственностью «Частное охранное предприятие «Барс-С» (далее – ООО ЧОП «Барс-С», заявитель) в отношении заказчика – муниципальное автономное учреждение «Спортивная школа олимпийского резерва г. Печора» (далее – МАУ «СШОР г. Печора», заказчик, учреждение) при проведении закупки способом запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на оказание услуг по комплексному обслуживанию помещений (сторожевые услуги) на объектах: Административное здание МАУ «СШОР г. Печора» расположенное по адресу: г. Печора, ул. Гагарина, д.47; лыжная база МАУ «СШОР г.Печора» расположенная по адресу: г. Печора, ул. Ленина, д.60 (номер извещения 32211765663 в единой информационной системе в сфере закупок), далее – жалоба,
в присутствии:
- <…>– представителя ООО ЧОП «Барс-С» по доверенности,
в отсутствие представителей МАУ «СШОР г. Печора», ООО «РТС-тендер», извещенных надлежащим образом,
УСТАНОВИЛА:
Жалоба рассмотрена в порядке статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).
Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках).
Заявителем обжалуются действия МАУ «СШОР г. Печора» в части нарушения порядка допуска и оценки заявок участников закупки, бездействие заказчика в части неустановления в извещении запроса котировок требования о наличии у участника закупки лицензии на осуществление охранных услуг.
МАУ «СШОР г. Печора» письмами исх. от 03.11.2022 № 01-09/651, исх. от 14.11.2022 № 01-09/674 представлены запрашиваемые материалы и письменные возражения на жалобу, дополнение к жалобе.
МАУ «СШОР г. Печора» явилось организатором (заказчиком) закупки способом запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на оказание услуг по комплексному обслуживанию помещений (сторожевые услуги) на объектах: Административное здание МАУ «СШОР г. Печора» расположенное по адресу: г. Печора, ул. Гагарина, д.47; лыжная база МАУ «СШОР г.Печора» расположенная по адресу: г. Печора, ул. Ленина, д.60, номер извещения 32211765663 в единой информационной системе в сфере закупок (далее – закупка/ запрос котировок, ЕИС).
В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона о закупках целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
На основании статьи 2 Закона о закупках:
1. При закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).
2. Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Положение о закупке товаров, работ, услуг МАУ «СШОР г. Печора», утвержденное решением наблюдательного совета МАУ «СШОР г. Печора» (протокол от 29.06.2021 № 02), далее – Положение о закупке, размещено в единой информационной системе 01.07.2021.
Согласно части 2 статьи 3 Закона о закупках положением о закупке предусматриваются конкурентные и неконкурентные закупки, устанавливается порядок осуществления таких закупок с учетом положений настоящего Федерального закона.
Проводимая закупка являлась конкурентной - проводилась способом запроса котировок в электронной форме.
Извещение о проведении запрос котировок № 32211765663 (далее – извещение) размещено в единой информационной системе 14.10.2022.
Начальная (максимальная) цена договора: 282 750 ,00 рублей.
1. В части довода заявителя о нарушении МАУ «СШОР г. Печора» порядка допуска и оценки заявок участников закупки Комиссией установлено следующее.
Статьей 3.2 Закона о закупках определен порядок осуществления конкурентной закупки.
В соответствии с частью 1 статьи 3.2 Закона о закупках конкурентная закупка осуществляется в порядке, предусмотренном настоящей статьей, и на основании требований, предусмотренных статьями 3.3 и 3.4 настоящего Федерального закона.
Согласно части 20 статьи 3.2 Закона о закупках под запросом котировок в целях настоящего Федерального закона понимается форма торгов, при которой победителем запроса котировок признается участник закупки, заявка которого соответствует требованиям, установленным извещением о проведении запроса котировок, и содержит наиболее низкую цену договора.
В соответствии с частью 9 статьи 4 Закона о закупках в извещении об осуществлении конкурентной закупки должны быть указаны следующие сведения:
1) способ осуществления закупки;
2) наименование, место нахождения, почтовый адрес, адрес электронной почты, номер контактного телефона заказчика;
3) предмет договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги, а также краткое описание предмета закупки в соответствии с частью 6.1 статьи 3 настоящего Федерального закона (при необходимости);
4) место поставки товара, выполнения работы, оказания услуги;
5) сведения о начальной (максимальной) цене договора, либо формула цены и максимальное значение цены договора, либо цена единицы товара, работы, услуги и максимальное значение цены договора;
6) срок, место и порядок предоставления документации о закупке, размер, порядок и сроки внесения платы, взимаемой заказчиком за предоставление данной документации, если такая плата установлена заказчиком, за исключением случаев предоставления документации о закупке в форме электронного документа;
7) порядок, дата начала, дата и время окончания срока подачи заявок на участие в закупке (этапах конкурентной закупки) и порядок подведения итогов конкурентной закупки (этапов конкурентной закупки);
8) адрес электронной площадки в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (при осуществлении конкурентной закупки);
8.1) размер обеспечения заявки на участие в закупке, порядок и срок его предоставления в случае установления требования обеспечения заявки на участие в закупке;
8.2) размер обеспечения исполнения договора, порядок и срок его предоставления, а также основное обязательство, исполнение которого обеспечивается (в случае установления требования обеспечения исполнения договора), и срок его исполнения;
9) иные сведения, определенные положением о закупке.
В части 5 стати 4 Закона о закупках установлено, что при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке.
Согласно части 1 статьи 3.4 Закона о закупках конкурентная закупка в электронной форме, участниками которой с учетом особенностей, установленных Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 части 8 статьи 3 настоящего Федерального закона, могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства (далее также - конкурентная закупка с участием субъектов малого и среднего предпринимательства), осуществляется в соответствии со статьями 3.2 и 3.3 настоящего Федерального закона и с учетом требований, предусмотренных настоящей статьей.
В соответствии с частью 26 стати 3.4 Закона о закупках в течение одного рабочего дня после направления оператором электронной площадки информации, указанной в пунктах 1 (при проведении запроса котировок в электронной форме), 3, 4 (в случае, если конкурс в электронной форме включает этап, предусмотренный пунктом 5 части 4 настоящей статьи) части 22 настоящей статьи, комиссия по осуществлению закупок на основании результатов оценки заявок на участие в такой закупке присваивает каждой такой заявке порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения договора. Заявке на участие в конкурсе в электронной форме или запросе предложений в электронной форме, в которых содержатся лучшие условия исполнения договора, а в случае проведения аукциона в электронной форме или запроса котировок в электронной форме - наименьшее ценовое предложение, присваивается первый номер.
Согласно части 1.1 раздела 16 Положения о закупке выбор поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения запроса котировок в электронной форме (далее - запрос котировок) осуществляется в случае, если для закупаемых товаров, работ, услуг существует функционирующий рынок и которые можно сравнить по цене без использования дополнительных критериев, а начальная (максимальная) цена договора не превышает 1 000 000,00 (один миллион) рублей. Победителем запроса котировок признается участник закупки, заявка которого соответствует требованиям, установленным извещением о проведении запроса котировок, и содержит наиболее низкую цену договора.
В части 5.1.3 раздела 16 Положения содержатся аналогичные положения, предусмотренные частью 9 статьи 4 Закона о закупках.
В соответствии с частью 3.1 раздела 16 Положения комиссия в течение одного рабочего дня, следующего за днем окончания срока подачи заявок на участие в запросе котировок, рассматривает заявки на соответствие их требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, и оценивает заявки на участие в запросе котировок.
По части 3.2 раздела 16 Положения комиссия не рассматривает и отклоняет котировочные заявки, если они не соответствуют требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, или предложенная в котировочных заявках цена товаров, работ, услуг превышает максимальную цену, указанную в извещении о проведении запроса котировок. Отклонение котировочных заявок по иным основаниям не допускается.
Согласно части 3.3 раздела 16 Положения победителем в проведении запроса котировок признается участник закупки, подавший заявку на участие в запросе котировок, которая отвечает всем требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, и в которой указана наиболее низкая цена товаров, работ, услуг.
В пункте 6 извещения установлены требования к участникам закупки:
6.2. Непроведение ликвидации участника закупки - юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании участника закупки - юридического лица или индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом);
6.3. Неприостановление деятельности участника закупки в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях;
6.4. Отсутствие у участника закупки недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (за исключением сумм, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, которые реструктурированы в соответствии с законодательством Российской Федерации, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной или которые признаны безнадежными к взысканию в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах) за прошедший календарный год, размер которых превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника закупки, по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности за последний отчетный период;
6.5. Отсутствие у участника закупки - физического лица, в том числе индивидуального предпринимателя, либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки непогашенной или неснятой судимости за преступления в сфере экономики и (или) преступления, предусмотренные статьями 289, 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся предметом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации;
6.6. Отсутствие фактов привлечения в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке участника закупки - юридического лица к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;
6.9. отсутствие сведений об участнике закупки, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки - юридического лица, в реестре недобросовестных поставщиков, предусмотренном Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и в реестре недобросовестных поставщиков, предусмотренном Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Согласно проколу подведения итогов запроса котировок № 2533637, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, от 21.10.2022 на участие в закупке было подано 4 заявки. Победителем закупки признан индивидуальный предприниматель, заявка которого признана соответствующей требованиям, и предложивший наименьшую цену договора.
Комиссией установлено, что заявка индивидуального предпринимателя соответствовала требованиям, установленным в извещении, в связи с чем у закупочной комиссии отсутствовали основания для отклонения заявки индивидуального предпринимателя.
Заявка индивидуального предпринимателя соответствовала требованиям, установленным в извещении, заявка содержала наименьшую цену договора, в связи с чем, индивидуальный предприниматель был правомерно признан закупочной комиссией победителем закупки.
В указанных действиях МАУ «СШОР г. Печора нарушений не установлено.
2.В части довода заявителя о том, что в соответствии с проектом договора, техническим заданием заказчик закупает охранные услуги, в связи с чем, в извещении необходимо было установить требование о наличии лицензии на осуществление охранных услуг, Комиссией установлено следующее.
В соответствии с пунктом 1 части 4 раздела 11 Положения при осуществлении закупок конкурентными способами устанавливается, в том числе следующее обязательное требование к участникам закупок: соответствие участников закупок требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом закупки.
Как следует из письменной информации, представленной заказчиком письмами исх. от 03.11.2022 № 01-09/651, исх. от 14.11.2022 № 01-09/674 предметом закупки является оказание услуг по комплексному обслуживанию помещений (сторожевые услуги), а не охранные услуги. Согласно техническому заданию, исполнитель привлекает к оказанию услуг сторожей (вахтеров). Требования, установленные в разделе II «Описание предмета закупки/Техническое задание», удовлетворяют нормам и требованиями Закона о закупках.
Также указано, что МАУ «СШОР г. Печора» не является образовательным учреждением, и на него не распространяется действие постановления Правительства РФ от 02.08.2019 № 1006 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)», следовательно, у спортивной школы нет обязанности обеспечивать охрану спортивных объектов сотрудниками охранных организаций, имеющих лицензию.
На МАУ «СШОР г. Печора» распространяет свое действие постановление Правительства РФ от 06.03.2015 № 202 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов спорта и формы паспорта безопасности объектов спорта», в котором не говорится об обязанности обеспечивать охрану объектов сотрудниками охранных организаций, имеющих соответствующую лицензию.
Доводы заказчика являются необоснованными в связи со следующим.
Согласно разделу II «Описание предмета закупки/Техническое задание» извещения выполняемыми функциями являются: охрана помещения и материальных ценностей, сохранности имущества, защита от противоправных посягательств третьими лицами, пресечение преступлений (кража, хищение и т.д.), пресечение административных правонарушений, охрана общественного порядка в помещениях включая: защиту жизни и здоровья персонала и посетителей от преступных посягательств, выявление и предотвращение признаков террористических и иных проявлений экстремистского характера, выявление в потоке посетителей преступных элементов (воров, мошенников), лиц в алкогольном или наркотическом опьянении, а также психически неуравновешенных лиц и локализации их действий, внешний осмотр целостности замков, дверей, окон. Ведение журнала «Приема-передачи дежурства» с фиксацией в журнале всех нарушений и замечаний; ведение журнала «Регистрации посетителей»; ведение журнала «Регистрация автотранспорта» при осуществлении услуги в здании «Лыжная база» о въезжающем на прилегающую к зданию территорию автотранспорте. Выполнение требований и предписаний антитеррористической Комиссии МР МО «Печора» при установлении уровней террористической опасности, предусматривающих принятие дополнительных мер по обеспечению безопасности.
Согласно статье 3 Закона Российской Федерации от 11.03.1992 N 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон об охранной деятельности) частная детективная и охранная деятельность осуществляется для сыска и охраны.
В целях охраны разрешается предоставление следующих видов услуг:
1) защита жизни и здоровья граждан;
2) охрана объектов и (или) имущества (в том числе при его транспортировке), находящихся в собственности, во владении, в пользовании, хозяйственном ведении, оперативном управлении или доверительном управлении, за исключением объектов и (или) имущества, предусмотренных пунктом 7 настоящей части;
3) охрана объектов и (или) имущества на объектах с осуществлением работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны, перечень видов которых устанавливается Правительством Российской Федерации, и (или) с принятием соответствующих мер реагирования на их сигнальную информацию;
4) консультирование и подготовка рекомендаций клиентам по вопросам правомерной защиты от противоправных посягательств;
5) обеспечение порядка в местах проведения массовых мероприятий;
6) обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, за исключением объектов, предусмотренных пунктом 7 настоящей части;
7) охрана объектов и (или) имущества, а также обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности, за исключением объектов, предусмотренных частью третьей статьи 11 настоящего Закона.
Согласно статье 11 Закона об охранной деятельности оказание услуг, перечисленных в части третьей статьи 3 настоящего Закона, разрешается только организациям, специально учреждаемым для их выполнения и имеющим лицензию, предоставленную федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере частной охранной деятельности, или его территориальным органом.
В соответствии со статьей 11.2 Закона об охранной деятельности предоставление лицензий на осуществление частной охранной деятельности производится федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере частной охранной деятельности, или его территориальным органом. Лицензия предоставляется сроком на пять лет и действует на всей территории Российской Федерации. Лицензия содержит вид (виды) охранных услуг, которые может оказывать лицензиат. Решение о предоставлении либо об отказе в предоставлении лицензии принимается в срок не более сорока пяти дней.
Статьей 15.1 Закона об охранной деятельности установлено, что частная охранная организация может быть создана только в форме общества с ограниченной ответственностью и не может осуществлять иную деятельность, кроме охранной. Уставный капитал частной охранной организации не может быть менее ста тысяч рублей.
Исходя из вышеизложенного следует, что заказчик закупает, в том числе, охранные услуги, ряд функций, указанных в техническом задании, могут быть оказаны только организациями, имеющими лицензию на оказание охранных услуг, в соответствии с требованиями Закона об охранной деятельности. Доводы заказчика о том, что охранные услуги не являются предметом закупки являются необоснованными в связи с тем, что из извещения следует иное (указанно несколько охранных услуг).
Таким образом, в извещении заказчик должен был указать требование о наличии у участника закупки лицензии на оказание услуг в сфере охраны в соответствии с требованиями Закона об охранной деятельности.
На основании изложенного, МАУ «СШОР г. Печора» в нарушение пункта 1 части 4 раздела 11 Положения о закупке в извещении запроса котировок не установлено требование о наличии у участника закупки лицензии на оказание охранных услуг.
Согласно письменной информации МАУ «СШОР г. Печора» исх. от 03.11.2022 № 01-09/648 договор по результатам закупки заключен.
Исходя из вышеизложенного, предписание о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка проведения закупки, выдаче не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО ЧОП «Барс-С» в части не установления в извещении о проведении запроса котировок требования о наличии у участника закупки лицензии на осуществление охранных услуг обоснованной, в остальной части необоснованной.
2. Признать МАУ «СШОР г. Печора» нарушившим пункт 1 части 4 раздела 11 Положения о закупке в части неустановления в извещении запроса котировок требования о наличии у участника закупки лицензии на осуществление охранных услуг.
Председатель Комиссии |
|
<…> |
|
|
|
Члены Комиссии |
|
<…>
<…> |
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.