Определение №03-06/4422 Реклама финансовых услуг, распространённая посредством разме... от 3 июня 2022 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
Управление Федеральной антимонопольной службы по республике Коми |
||
Определение О ВОЗБУЖДЕНИИ ДЕЛА № 011/05/28-499/2022 И НАЗНАЧЕНИИ ДЕЛА К РАССМОТРЕНИЮ |
||
03 июня 2022 года |
№ ____________ |
|
г. Сыктывкар ООО «МКК «АГК» Полярная ул., д. 31, оф. 19, г. Северодвинск, Архангельская обл., 164521 legal@agkredit.ru ООО МКК «За15минут» Винокурова ул., д. 55, г. Новочебоксарск, Чувашская Республика – Чувашия, 429965 efgofis@gmail.com |
Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми (далее – Коми УФАС России, Управление) по рассмотрению дел, возбуждённых по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, – <…>, рассмотрев заявление ООО «МКК «АГК» по факту нарушения требований Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе),
УСТАНОВИЛА:
В Коми УФАС России поступило заявление ООО «МКК «АГК» от 06.05.2022 (вх. № 2591-э от 06.05.2022).
Из заявления следует, что 05.05.2022 на фасаде здания, расположенного по адресу: Республика Коми, г. Воркута, ул. Ленина, д. 66/1 сотрудниками ООО «МКК «АГК» было обнаружено несколько рекламных листовок следующего содержания: «ООО МКК «За15минут» БЫСТРЫЕ ЗАЙМЫ ФИЗИЧЕСКИМ ЛИЦАМ ЭКСПРЕСС ФИНАНС 7 ДНЕЙ ** ПОД 0% ЭФГ.РФ 8-800-700-57-33 ТЦ СЫКТЫВКАР ул.Гагарина, д.6».
В соответствии с положениями, установленными п. 1 ст. 3 Закона о рекламе, реклама – информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Вышеуказанная информация содержит все правовые признаки рекламы:
- распространена посредством размещения на фасаде дома (здания) в г. Воркуте;
- адресована неопределенному кругу лиц;
- направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования: денежным займам, формирование или поддержание интереса к ним, и их продвижение на рынке.
Таким образом, указанная информация является рекламой (далее – рассматриваемые рекламы).
Из содержания рассматриваемых реклам усматривается, что в них идёт речь о возможности оформления займа на 7 дней под 0%.
Согласно п. 2 ст. 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» финансовая услуга – банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.
При наборе в поисковой строке адреса сайта, указанного в рассматриваемых рекламах – эфг.рф, осуществляется переход на страницу «Экспресс-Финанс». На указанной Интернет-странице размещена информация о преимуществах получения микрозаймов физическими лицами в «Экспресс-Финанс», о том, как получить займ, форма заявки на рассмотрение, отзывы, а также онлайн-чат.
Учитывая изложенное, рассматриваемая реклама является рекламой финансовых услуг.
Согласно п. 2 ч. 2 ст. 28 Закона о рекламе реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.
В рекламе финансовых услуг существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей такой рекламой.
В рассматриваемой рекламе указано «7 дней под 0%». Однако реклама не содержит всех остальных условий, на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица.
Согласно данным, полученным из переписки в онлайн-чате с консультантом, размещённым на сайте эфг.рф, ссылка на который имеется в рассматриваемых рекламах, усматривается, что получить займ под 0% на 7 дней можно при условии минимальной суммы займа в размере 1000 рублей, максимальной суммы займа в размере 15999 рублей, минимальный срок пользования займом 14 дней, максимальный – 31 день, при этом ставка составит 0,79% в день, бесплатные дни пользования займом – с 25-го по 31-ый день.
Согласно п. 24 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» в соответствии с частями 1 и 3 статьи 28 Закона о рекламе в рекламе должны быть указаны наименование или имя лица, оказывающего банковские, страховые и иные финансовые услуги, а также условия оказания этих услуг. Наличие в рекламе информации о возможности получения (уточнения) сведений об условиях оказания соответствующих услуг у сотрудников организации, предоставляющей такие услуги, или иных консультантов, обладающих необходимыми сведениями об условиях оказания данных услуг, не освобождает рекламодателя от исполнения обязанности опубликования в рекламном объявлении условий оказания банковских, страховых и иных финансовых услуг, влияющих на их стоимость, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.
Согласно п. 4 ч. 3 ст. 5 Закона о рекламе недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара.
В соответствии с ч. 7 ст. 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Указание остальных условий, определяющих полную стоимость финансовой услуги, является одной из гарантий соблюдения информационного права потребителей и является существенной для потребителя информацией.
В соответствии с ч. 3 ст. 28 Закона о рекламе, если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)», для заемщика и влияющие на нее.
Порядок расчета полной стоимости потребительского кредита (займа) с приведением формулы, по которой необходимо осуществлять расчет, установлен статьей 6 Федерального закона от 21.12.2013 № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)».
При этом условия договора потребительского кредита (займа) установлены статьей 5 Федерального закона «О потребительском кредите (займе)».
Из письма ФАС России от 31.07.2014 № АД/30890/14 «О рекламе финансовых услуг» следует, что, по мнению специалистов ФАС России, к условиям, определяющим полную стоимость кредита, могут быть отнесены: сумма потребительского кредита (займа); срок действия договора потребительского кредита (займа) и срок возврата потребительского кредита (займа); валюта, в которой предоставляется потребительский кредит (заем); процентная ставка в процентах годовых, а при применении переменной процентной ставки - порядок ее определения.
Антимонопольным органом установлено, что рассматриваемые рекламы содержат только информацию о размере процентной ставки – 0% и количестве дней – 7 дней. Вместе с тем, рассматриваемая рекламная информация не доводит до сведения потребителя информацию о том, при каких условиях, а именно: о сумме потребительского кредита (займа), на какой срок предоставляется сумма займа, о сроке действия договора потребительского кредита (займа) и сроке возврата потребительского кредита (займа), а также рассматриваемые рекламы не содержат информации о том, что период с 25-го по 31-ый дни пользования займом является бесплатным, в иных случаях ставка составит 0,79% в день, что указывает на признаки нарушения ч. 3 ст. 28 Закона о рекламе.
Учитывая изложенное, рассматриваемые рекламы распространены с признаками нарушения требований п. 2 ч. 2 ст. 28, п. 4 ч. 3 ст. 5, ч. 7 ст. 5, ч. 3 ст. 28 Закона о рекламе.
Согласно ч. 6 ст. 38 Закона о рекламе за нарушение требований, установленных п. 2 ч. 2 ст. 28, п. 4 ч. 3 ст. 5, ч. 7 ст. 5, ч. 3 ст. 28 Закона о рекламе, ответственность несёт рекламодатель.
В соответствии с ч. 8 ст. 38 Закона о рекламе рекламопроизводитель несет ответственность за нарушение требований, указанных в частях 6 и 7 настоящей статьи, в случае, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине.
В соответствии с п. 5 ст. 3 Закона о рекламе рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
В силу п. 6 ст. 3 Закона о рекламе рекламопроизводитель – лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму.
Согласно п. 7 ст. 3 Закона о рекламе рекламораспространитель – лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
Из имеющихся материалов усматривается, что рекламодателем рассматриваемых реклам является Общество с ограниченной ответственностью Микрокредитная компания «За15минут» (ОГРН: 1142124000710, ИНН: 2124038949), далее - ООО МКК «За15минут».
На основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктом 24 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.2020 № 1922,
ОПРЕДЕЛИЛА:
1. Возбудить производство по делу № 011/05/28-499/2022 по признакам нарушения п. 2 ч. 2 ст. 28, п. 4 ч. 3 ст. 5, ч. 7 ст. 5, ч. 3 ст. 28 Закона о рекламе.
2. Признать лицами, участвующими в деле:
2.1. заявителя – ООО «МКК «АГК», адрес места нахождения: 164521, Архангельская обл., г. Северодвинск, Полярная ул., д. 31, оф. 19, ОГРН 1132932000893, ИНН 2902075784, КПП 290201001;
2.2. лицо, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, – ООО МКК «За15минут», адрес места нахождения: 429965, Чувашская Республика – Чувашия, г. Новочебоксарск, Винокурова ул., д. 55, ОГРН 1142124000710, ИНН 2124038949, КПП 212401001.
3. Назначить дело № 011/05/28-499/2022 к рассмотрению на 30 июня 2022 года на 11 часов 00 минут по адресу: Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Интернациональная, д. 160, корпус А.
4. ООО МКК «За15минут» в срок не позднее 28 июня 2022 года представить следующие копии документов и письменную информацию:
4.1. О рекламодателе, рекламопроизводителе и рекламораспространителе рассматриваемых реклам, с указанием по каждому такому лицу: полного наименования, адреса места нахождения, Ф.И.О. руководителя, тел./факса – для юридических лиц; Ф.И.О., адреса места регистрации – для физических лиц.
4.2. Копии всех документов со всеми изменениями, дополнениями и приложениями (в том числе, приказов, распоряжений, заявок, договоров, счетов, счетов-фактур, платежных поручений, актов выполненных работ, электронной переписки), опосредующих производство и распространение рассматриваемых реклам.
4.3. Письменные пояснения каждого последовательно совершенного действия, направленного на производство и распространение рассматриваемых реклам.
4.4. Поясняющие, кто определил содержание рассматриваемых реклам, их наполнение, кем, когда и каким образом одобрены (утверждены, согласованы) рекламы; в случае если рекламы не утверждались и не согласовывались, представьте соответствующую поясняющую письменную информацию с указанием причин непринятия мер по согласованию.
4.5. О периоде распространения рассматриваемых реклам, с указанием дат начала и окончания распространения; если распространение продолжается на дату представления ответа – с указанием соответствующей поясняющей информации и даты начала распространения.
4.6. О территории (укажите субъекты Российской Федерации) распространения рассматриваемых реклам.
4.7. О причинах распространения рассматриваемых реклам без учёта требований п. 2 ч. 2 ст. 28, п. 4 ч. 3 ст. 5, ч. 7 ст. 5, ч. 3 ст. 28 Закона о рекламе.
4.8. О должностном лице ООО МКК «За15минут», ответственном за соблюдение Обществом рекламного законодательства применительно к рассматриваемой ситуации (с приложением копий приказа о назначении на должность, должностной инструкции, служебного контракта (трудового договора, соглашения) со всеми дополнениями, изменениями на дату представления документов и указанием сведений о фактическом месте жительства должностного лица).
4.9. Письменные объяснения должностного лица, указанного в пункте 4.8 настоящего определения, поясняющие обстоятельства распространения рассматриваемых реклам без учёта требований п. 2 ч. 2 ст. 28, п. 4 ч. 3 ст. 5, ч. 7 ст. 5, ч. 3 ст. 28 Закона о рекламе, в том числе входил ли в должностные обязанности указанного должностного лица контроль за соответствием распространяемых рекламных материалов требованиям рекламного законодательства в период распространения рассматриваемых реклам, со ссылкой на должностную инструкцию.
4.10. Паспортные данные (копию со 2-ой по 7-ую страницы паспорта) должностного лица, указанного в пункте 4.8 настоящего определения, с указанием даты и места рождения, адреса регистрации по месту жительства.
4.11. Иные документы и письменную информацию, имеющие значение для рассмотрения дела (при наличии).
5. ООО «МКК «АГК» вправе обеспечить явку руководителя (с паспортом и документами, удостоверяющими служебное положение) и (или) представителя (с надлежащим образом оформленной доверенностью) для участия в рассмотрении дела, либо письменно сообщить о возможности рассмотрения дела в отсутствие представителя Общества в срок до 28 июня 2022 года.
6. ООО МКК «За15минут» вправе обеспечить явку руководителя (с паспортом и документами, удостоверяющими служебное положение) и (или) представителя (с надлежащим образом оформленной доверенностью) для участия в рассмотрении дела, либо письменно сообщить о возможности рассмотрения дела в отсутствие представителя Общества в срок до 28 июня 2022 года.
Примечание:
При ответе на настоящее определение необходимо соблюдение нумерации пунктов, по приложениям необходимо указать, к какому пункту определения они прилагаются, с указанием номера пункта.
В случае отсутствия документов и письменной информации по отдельным пунктам настоящего определения укажите на их отсутствие с пояснением причин отсутствия и указанием источника, где запрашиваемое может быть получено.
Представленное на определение должно быть подписано уполномоченным лицом, прилагаемые копии надлежащим образом заверены, подтверждена их достоверность и полнота.
Председатель комиссии <…>