Постановление №02-01/1590 прекращение производства по делу от 9 марта 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

Управление Федеральной антимонопольной службы

по республике Коми

 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о прекращении производства по делу № 011/04/9.21-1095/2022

об административном правонарушении

 

 

 

09 марта 2023 года

 

 

 

№ 02-01/1590

г. Сыктывкар

<…> (по адресу)

 

<…> (по адресу)

 

защитникам <…>:

<…>, <…>, <…>

 

<…> Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми (далее – Коми УФАС России), адрес места нахождения: г. Сыктывкар, ул. Интернациональная, д. 160, корпус А, <…>, рассмотрев материалы дела об административном правонарушении № 011/04/9.21-1095/2022, возбужденного определением Коми УФАС России от 06.12.2022 № 02-06/9447 по части 1 статьи 9.21  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) в отношении <…> производственного отделения «Южные электрические сети» филиала ПАО «Россети Северо-Запад» в Республике Коми <…>, родившегося <…>, зарегистрированного по месту жительства по адресу: <…>, паспорт <…> (далее – <…>),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ поводом к возбуждению дел об административных правонарушениях являются сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.

На основании части 3.3 статьи 28.1 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 9.21 настоящего Кодекса, могут быть возбуждены федеральным антимонопольным органом, его территориальным органом без проведения контрольных (надзорных) мероприятий в случае, если в материалах, сообщениях, заявлениях, поступивших в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган, содержатся достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.

В Коми УФАС России поступило заявление <…> (далее – <…>, заявитель) от 03.08.2022 (вх. № С-27 от 03.08.2022) о нарушении со стороны ПАО «Россети Северо-Запад» (далее – сетевая организация, Общество) порядка технологического присоединения к электрическим сетям объекта заявителя, расположенного по адресу: Республика Коми, г. Сыктывкар, ЗУ <…> (далее – Объект).

По результатам рассмотрения заявления ввиду установления в действиях сетевой организации признаков административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, определением Коми УФАС России от 01.09.2022 № 02-06/6821 в отношении ПАО «Россети Северо-Запад» возбуждено дело об административном правонарушении № 011/04/9.21-778/2022.

Постановлением Коми УФАС России от 10.11.2022 № 02-06/8732 ПАО «Россети Северо-Запад» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ, Обществу назначен административный штраф в размере 750 000 рублей.

Назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное должностное лицо.

Определением Коми УФАС России от 06.12.2022 № 02-06/9447 в отношении <…> возбуждено дело об административном правонарушении № 011/04/9.21-1095/2022, назначено проведение административного расследования.

Определением Коми УФАС России от 27.12.2022 № 02-06/10125 срок проведения административного расследования по делу № 011/04/9.21-1095/2022 продлен до 27.01.2023, <…> и потерпевшая <…> вызваны на 27.01.2023 для дачи объяснений по факту нарушения. Также определением от 27.12.2022 № 02-06/10125 разъяснено, что в случае установления в действиях <…> нарушения требований части 1 статьи 9.21 КоАП РФ Коми УФАС России 27.01.2023 в 14 час. 10 мин. будет составлен протокол об административном правонарушении.

Согласно ч. 5 ст. 28.7 КоАП РФ по окончании административного расследования составляется протокол об административном правонарушении либо выносится постановление о прекращении дела об административном правонарушении.

По результатам проведенного административного расследования по делу                          № 011/04/9.21-1095/2022 в отношении <…> 27.01.2023 составлен протокол об административном правонарушении по ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ.

Определением Коми УФАС России № 02-01/608 от 27.01.2023 рассмотрение дела № 011/04/9.21-1095/2022 назначено на 10.02.2023.

            Определением Коми УФАС России № 02-01/985 от 10.02.2023 срок рассмотрения дела № 011/04/9.21-1095/2022 продлен до 10.03.2023, рассмотрение дела № 011/04/9.21-1095/2022 назначено на 22.02.2023.

Определение Коми УФАС России № 02-01/985 от 10.02.2023 было направлено, в том числе по адресу места жительства <…>. Однако на дату рассмотрения дела (22.02.2023) в Коми УФАС России отсутствовали сведения о надлежащем извещении <…> о времени и месте рассмотрения дела № 011/04/9.21-1095/2022.

В связи с чем, в целях соблюдения гарантий прав лица, участвующего в производстве по делу об административном правонарушении, определением Коми УФАС России № 02-01/1279 от 22.02.2023 рассмотрение дела № 011/04/9.21-1095/2022 отложено на 09.03.2023.

Копия указанного определения была направлена, в том числе по адресу места жительства <…>. Конверт с данным письмом вернулся в Коми УФАС России в связи с истечением срока хранения 07.03.2023.

В целях извещения <…> о времени и месте рассмотрения настоящего дела об административном правонарушении Коми УФАС России 03.03.2023 направило телеграмму по адресу регистрации <…>. Согласно извещению ПАО «Ростелеком» от 06.03.2023 (вх. № 1126-э от 07.03.2023) телеграмма <…> не доставлена, квартира закрыта, адресат по извещению за телеграммой не является.

В соответствии с п. 24.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» при решении арбитражным судом вопроса о том, имело ли место надлежащее извещение лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении, следует учитывать, что КоАП РФ не содержит оговорок о необходимости направления извещения исключительно какими-либо определенными способами, в частности путем направления по почте заказного письма с уведомлением о вручении или вручения его адресату непосредственно. Следовательно, извещение не может быть признано ненадлежащим лишь на том основании, что оно было осуществлено каким-либо иным способом (например, путем направления телефонограммы, телеграммы, по факсимильной связи или электронной почте либо с использованием иных средств связи). Также надлежит иметь в виду, что не могут считаться не извещенными лица, отказавшиеся от получения направленных материалов или не явившиеся за их получением несмотря на почтовое извещение (при наличии соответствующих доказательств).

С учетом изложенного, <…> надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела № 011/04/9.21-1095/2022.

Административное дело № 011/04/9.21-1095/2022 рассмотрено 09.03.2023 в отсутствие <…> и потерпевшего лица <…>, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения настоящего дела.

На рассмотрении дела 09.03.2023 присутствовал защитник <…> <…>, действующий на основании общей доверенности от 31.01.2023.

Права и обязанности, предусмотренные частью 5 статьи 25.5 КоАП РФ, защитнику разъяснены, отводов при рассмотрении административного дела не поступало.

<…> поддержаны ранее заявленные ходатайства (вх. № 467 от 10.02.2023), в части:

– пункта 4 ходатайства: до окончания рассмотрения в отношении <…> дела об административном правонарушении учесть следующую информацию, влияющую на принятие итогового решения по делу:

- технические условия для присоединения в электрическим сетям от 24.08.2021 № <…> подписаны не <…>, а иным лицом, что не может свидетельствовать о взятии им на себя обязательств по технологическому присоединению объекта заявителя <…> к электрическим сетям в срок до 25.02.2022;

- осуществление <…> обязанностей <…> ПО «ЮЭС» филиала ПАО «Россети Северо-Запад» в Республике Коми само по себе не может свидетельствовать о взятии им на себя обязательств по технологическому присоединению объекта заявителя <…> к электрическим сетям в срок до 25.02.2022;

- <…> стал исполнять обязанности <…> ПО «ЮЭС» филиала ПАО «Россети Северо-Запад» в Республике Коми только с 01.01.2022, что свидетельствует об отсутствии у него достаточного времени для исполнения обязательств по технологическому присоединению объекта заявителя <…> к электрическим сетям в срок до 25.02.2022;

- ответственными (обязанными) лицами по технологическому присоединению объекта заявителя <…> к электрическим сетям в период с 25.08.2021 по 25.02.2022 являлись:

в части контроля за своевременностью выполнения мероприятий по технологическому присоединению объекта заявителя со стороны сетевой организации – <…> ПО «ЮЭС», что подтверждается положением об указанном отделе;

в части установки прибора учета электрической энергии – <…> ПО «ЮЭС», что подтверждается положением об указанном РЭС;

в части выполнения строительно-монтажных работ распределительных сетей 0,4 кВ – <…> ПО «ЮЭС», что подтверждается положением об указанном отделе.

– пункта 7 ходатайства: в соответствии со ст. 29.8 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении вести протокол.

Должностное лицо Коми УФАС России по пункту 7 ходатайства приняло решение с согласия защитника <…> снять ходатайство с рассмотрения в связи с отсутствием необходимости в ведении протокола заседания.

Рассмотрев пункт 4 ходатайства, должностное лицо установило следующее.

Из содержания статьи 3, части 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» следует, что субъектом естественной монополии является хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии. Услуги по передаче электрической энергии отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

ПАО «Россети Северо-Запад» осуществляет деятельность по передаче электрической энергии.

Таким образом, ПАО «Россети Северо-Запад», являясь субъектом естественной монополии, является субъектом состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.21 КоАП РФ.

Согласно абзацу 1 части 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Закон об электроэнергетике) технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее также – технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.

В соответствии с абзацем 3 части 1 статьи 26 Закона об электроэнергетике технологическое присоединение осуществляется в сроки, определяемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти. При этом, если для обеспечения технической возможности технологического присоединения и недопущения ухудшения условий электроснабжения присоединенных ранее энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики необходимы развитие (модернизация) объектов электросетевого хозяйства и (или) строительство, реконструкция объектов по производству электрической энергии, сроки технологического присоединения определяются исходя из инвестиционных программ сетевых организаций и обязательств производителей электрической энергии по предоставлению мощности, предусматривающих осуществление указанных мероприятий.

В соответствии с абзацами 4, 7 части 1 статьи 26 Закона об электроэнергетике порядок технологического присоединения, утверждаемый Правительством Российской Федерации, устанавливает правила заключения и исполнения договоров об осуществлении технологического присоединения, в том числе существенные условия такого договора.

Порядок технологического присоединения установлен в Правилах технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее – Правила № 861).

В соответствии с пунктом 6 Правил № 861 технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные настоящими Правилами. Заключение договора является обязательным для сетевой организации. При необоснованном отказе или уклонении сетевой организации от заключения договора заинтересованное лицо вправе обратиться в суд с иском о понуждении к заключению договора и взыскании убытков, причиненных таким необоснованным отказом или уклонением.

В пункте 14 Правил № 861 определена категория заявителей, обратившихся в сетевую организацию с заявкой: физическое лицо, обращается в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств), которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и электроснабжение которых предусматривается по одному источнику. Исходя из Технических условий заявитель соответствует этой категории заявителей.

Согласно пункту 2 Правил № 861 действие настоящих Правил распространяется на случаи присоединения впервые вводимых в эксплуатацию, ранее присоединенных энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых увеличивается, а также на случаи, при которых в отношении ранее присоединенных энергопринимающих устройств изменяются категория надежности электроснабжения, точки присоединения, виды производственной деятельности, не влекущие пересмотр величины максимальной мощности, но изменяющие схему внешнего электроснабжения таких энергопринимающих устройств.

В соответствии с пунктом 3 Правил № 861 сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.

Согласно пункту 104 Правил № 861 (в редакции, действовавшей на дату заключения договора) наличие заключенного заявителями, указанными в пунктах 12(1), 13(2) - 13(5) и 14 настоящих Правил, договора подтверждается документом об оплате такими заявителями счета, предусмотренного пунктом 103 настоящих Правил.

Договор считается заключенным на условиях, предусмотренных настоящими Правилами, со дня оплаты заявителем счета, предусмотренного пунктом 103 настоящих Правил.

В соответствии с пунктом 105 Правил № 861 в отношении заявителей, указанных в пунктах 12(1), 13(2) - 13(5) и 14 настоящих Правил, сетевая организация в течение 10 рабочих дней со дня поступления заявки размещает на своем официальном сайте или едином портале (в случае обеспечения сетевой организацией, в которую подается заявка, возможности реализации прав и обязанностей заявителей, возникающих в ходе осуществления процедуры технологического присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям, с использованием единого портала) в отдельном разделе (далее - личный кабинет потребителя):

условия типового договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям в соответствии с настоящими Правилами для соответствующей категории заявителей;

счет, предусмотренный пунктом 103 настоящих Правил;

технические условия, содержащие перечень мероприятий по технологическому присоединению в соответствии с пунктами 25(1), 25(6) и 25(7) настоящих Правил, а также срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению со стороны заявителя и сетевой организации, и проект договора, обеспечивающего продажу электрической энергии (мощности) на розничном рынке, подписанный усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного лица гарантирующего поставщика, указанного в заявке в соответствии с подпунктом "л" пункта 9 настоящих Правил (в случае, если заявитель указал гарантирующего поставщика в качестве субъекта, у которого он намеревается приобретать электрическую энергию);

инструкцию, содержащую последовательный перечень мероприятий, обеспечивающих безопасное осуществление действиями заявителя фактического присоединения и фактического приема напряжения и мощности.

Согласно пункту 16 Правил № 861 договор должен содержать, в том числе следующие существенные условия:

а) перечень мероприятий по технологическому присоединению (определяется в технических условиях, являющихся неотъемлемой частью договора) и обязательства сторон по их выполнению;

б) срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, который исчисляется со дня заключения договора и не может превышать:

6 месяцев - для заявителей, указанных в пунктах 12(1), 13(3), 13(5), 14 и 34 настоящих Правил, если технологическое присоединение осуществляется к электрическим сетям, уровень напряжения которых составляет до 20 кВ включительно, и если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.

Материалами административного дела № 011/04/9.21-778/2022 установлено, что <…> на праве собственности принадлежит объект, расположенный по адресу: Республика Коми, г. Сыктывкар, ЗУ № <…>.

Из материалов административного дела № 011/04/9.21-778/2022 следует, что между <…> и ПАО «Россети Северо-Запад» 25.08.2021 был заключен договор об осуществлении технологического присоединения № <…> (далее – Договор), в соответствии с которым Сетевая организация обязалась осуществить технологическое присоединение ее Объекта к электрическим сетям Общества.

Согласно техническим условиям от 24.08.2021 № <…> для присоединения к электрическим сетям (далее – технические условия) максимальная мощность присоединяемых электроустановок заявителя составляет 15 кВт; категория надежности – третья, класс напряжения электрических сетей, к которым осуществляется технологическое присоединение – 0,4 кВ; источник питания – проектируемая ВЛИ-0,4 кВ от проектируемой ТП-10/0,4 кВ (Холмы) (ПС «Южная» 110/10 кВ).

На основании пункта 10 технических условий сетевая организация осуществляет:

10.1. Требования к новому строительству.

10.1.1. Запроектировать и выполнить установку трансформаторной подстанции 10/0,4 кВ (далее – ТП).

10.1.2. Запроектировать и построить ВЛЗ 10 кВ от опоры №49 ВЛ-10 кВ "ПС "Южная" ф.313 - ТП №163 - ТП №962 - ТП №334 - РП №19 ф.10" до проектируемой ТП. Номер опоры уточнить проектом.

10.1.3. Предусмотреть проектом на ВЛЗ-10 кВ и проектируемой КТП устройства защиты от грозовых перенапряжений, заземляющие устройства согласно требованиям ПУЭ. 10.1.4. Запроектировать и построить ВЛИ 0,4 кВ от РУ 0,4 кВ проектируемой ТП до земельного участка Заявителя.

10.2. Требования к системе релейной защиты и устройствам, обеспечивающим контроль величины максимальной мощности: предусмотреть узел учёта с функцией контроля величины максимальной мощности.

10.3. Требования к приборам учета электрической энергии (мощности) и иному оборудованию, которые необходимы для обеспечения коммерческого учета электрической энергии (мощности).

10.3.1. Общие требования к прибору учета электрической энергии (мощности) при подготовке технической условий:

10.3.1.1. Прибор учета электрической энергии (мощности) должен соответствовать требованиям следующих документов: - Основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденные постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 №442; - Приказ Минэнерго России от 17.01.2019 № 10; - Стандарт Общества СТО 34.01-5.1-009-2019 "Приборы учёта электроэнергии. Общие технические требования". - Стандарт Общества СТО 34.01-5.1-008-2018 "ПУНКТЫ КОММЕРЧЕСКОГО УЧЕТА ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ УРОВНЕМ НАПРЯЖЕНИЯ 6-20 кВ".

10.3.1.2. Место установки прибора учета электрической энергии (мощности): прибор учета электрической энергии устанавливается на границе балансовой принадлежности объектов электроэнергетики Заявителя и филиала ПАО «МРСК Северо-Запада» в Республике Коми. При отсутствии технической возможности установки прибора учета на границе балансовой принадлежности место установки приборов учета определяется в соответствии с требованиями пункта 144 Основных положений функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 № 442.

10.3.2. Класс точности и характеристики средства измерения должны соответствовать следующим требованиям: класс точности прибора учета активной мощности – не ниже 1.

10.3.3. Технические решения, схемы подключения, метрологические характеристики, типы и параметры прибора учета, каналы передачи данных, место и способ организации коммерческого учета электроэнергии определить проектом в случае, если в соответствии с законодательством РФ о градостроительной деятельности разработка проектной документации является обязательной. Для определения способа размещения прибора учета электрической энергии и выполнения проектирования (при необходимости) применить типовые технические решения по организации интеллектуального учета электроэнергии на присоединениях напряжением 6-20 кВ и ниже в соответствии с «Требованиями к местам установки, схемам подключения и метрологическим характеристикам приборов учета».

10.4. Допуск в эксплуатацию прибора учета электрической энергии, установленного в соответствии с п.10.3. настоящих технических условий.

10.5. Обеспечение возможности действиями Заявителя осуществить фактическое присоединение объектов Заявителя к электрическим сетям и фактический прием (подачу) напряжения и мощности для потребления энергопринимающими устройствами Заявителя электрической энергии (мощности) в соответствии с законодательством Российской Федерации и на основании договоров, обеспечивающих продажу электрической энергии (мощности) на розничном рынке.

В соответствии с пунктом 11 технических условий заявитель осуществляет:

11.1. Приобрести и смонтировать энергопринимающие установки в соответствии с действующими ПУЭ и другими НТД на объекте, указанном в п. 2 настоящих ТУ.

11.2. При необходимости выполнить строительство ЛЭП от точки присоединения до смонтированных энергопринимающих установок. Мероприятия по проектированию и строительству в отношении линейных объектов выполнить в соответствии с требованиями статьи 48 Градостроительного Кодекса РФ от 29.12.2004 №190-ФЗ, ГОСТ и действующих руководящих и нормативно-технических документов.

11.3. При необходимости установить дополнительные опоры в пределах границ участка заявителя.

11.4. Требования к коммутационным аппаратам, устанавливаемым в сети Заявителя: определить необходимость установки и выбрать параметры коммутационных аппаратов, обеспечивающих отключение электроустановок Заявителя при возникновении недопустимых режимов работы в его сети.

11.5. Предоставить сетевой организации на безвозмездной основе место для установки прибора учета электрической энергии и (или) иного оборудования, необходимого для обеспечения коммерческого учета электрической энергии и обеспечения сетевой организацией возможности действиями Заявителя осуществить фактическое присоединение объектов Заявителя к электрическим сетям и фактический прием (подачу) напряжения и мощности для потребления энергопринимающими устройствами Заявителя электрической энергии (мощности) и доступ к таким местам.

11.6. Выполнить требований Инструкции, содержащей последовательный перечень мероприятий, обеспечивающих безопасное осуществление действиями заявителя фактического присоединения и фактического приема напряжения и мощности.

На основании пунктом 13, 14 технических условий срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет - 6 месяцев со дня заключения договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям.

Срок действия данных технических условий составляет – 2 года со дня заключения договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям. 

Следовательно, технологическое присоединение Объекта заявителя к электрическим сетям ПАО «Россети Северо-Запад» должно быть осуществлено не позднее 25.02.2022.

Материалами административного дела № 011/04/9.21-778/2022 установлено, что в связи с неосуществлением ПАО «Россети Северо-Запад» технологического присоединения Объекта <…> к электрическим сетям в установленные сроки, между заявителем и Сетевой организацией было заключено дополнительное соглашение № 1 от 09.03.2022 к договору об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям от 25.08.2021 № <…>, в соответствии с которым срок оказания услуг по осуществлению технологического присоединения был продлен до 30.04.2022 (пункт 1 такого дополнительного соглашения).

Вместе с тем, как указывает <…> в заявлении, на дату 03.08.2022 технологическое присоединение ее Объекта к электрическим сетям ПАО «Россети Северо-Запад» не осуществлено.  

Материалами административного дела № 011/04/9.21-778/2022 установлено, что <…> направила в адрес ПАО «Россети Северо-Запад» письмо от 12.05.2022 о причинах неосуществления технологического присоединения ее Объекта к электрическим сетям Сетевой организации.

ПАО «Россети Северо-Запад» письмом от 24.05.2022 № МР2/5/023-156-10-3/2463 сообщило <…>, что технологическое присоединение ее Объекта к электрическим сетям в настоящее время невозможно, в связи с тем, что у Общества отсутствуют приборы учета, необходимые для их установления на объектах электросетевого хозяйства - КТП 10/0,4 кВ «новая», ВЛ 10 кВ яч. 313Д ПС 110/10 кВ «Южная», ВЛ 0,4 кВ ф. «новые».  

Определением от 01.09.2022 № 02-06/6821 Коми УФАС России запросило у ПАО «Россети Северо-Запад», в том числе письменные пояснения, поясняющие причины, по которым Общество не осуществило технологическое присоединение Объекта <…> к электрическим сетям, а также зависело ли выполнение ПАО «Россети Северо-Запада» своих мероприятий в соответствии с техническими условиями от выполнения технических условий со стороны Заявителя.

ПАО «Россети Северо-Запад» письмом от 19.09.2022 № МР2/5/016-119-11-2/487кнф (вх. № 3675 от 20.09.2022) сообщило, что причинами неосуществления технологического присоединения Объекта <…> к электрическим сетям Сетевой организации явилось отсутствие у Общества материалов (бетонных стоек, опор) необходимых для строительства КТП 10/0,4 кВ «новая», ВЛ 10 кВ яв. 313Д ПС 110/10 кВ «Южная» ВЛ 0,4 кВ «новые» с установкой узла учета электрической энергии. Отсутствие вышеуказанных материалов связано с текущей геополитической и экономической обстановкой, затрудняющей поиски и принятие решений по импортозамещению используемой компонентной базы.

Также ПАО «Россети Северо-Запад» указало, что в связи с недостатком финансирования Объект заявителя был включен в план работ хозяйственным способом до 31.12.2022, заявка на бетонные опоры направлена в установленном порядке 23.08.2022 после выделения 22.08.2022 ПАО «Россети Северо-Запад» средств, необходимых для приобретения материалов; 19.09.2022 ожидается поставка бетонных опор СВ-95 в количестве 140 штук, необходимое количество опор типа СВ (СВ 95-3с) – 201 шт., опор типа СВ (СВ 110-5) – 5 шт.

ПАО «Россети Северо-Запад» также указало, что выполнение <…> мероприятий, предусмотренных техническими условиями (договором об осуществлении технологического присоединения), не зависит от выполнения ПАО «Россети Северо-Запад» мероприятий, предусмотренных требованиями технических условий (договором об осуществлении технологического присоединения).

Аналогичные доводы представлены ПАО «Россети Северо-Запад» в письме от 12.10.2022 № МР2/5/016-119-11-2/777кнф (вх. № 3949 от 12.10.2022).

В соответствии с пунктом 18 Правил № 861 мероприятия по технологическому присоединению включают в себя:

а) подготовку, выдачу сетевой организацией технических условий и их согласование с системным оператором (субъектом оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах), а в случае выдачи технических условий электростанцией - согласование их с системным оператором (субъектом оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах) и со смежными сетевыми организациями;

б) разработку сетевой организацией проектной документации согласно обязательствам, предусмотренным техническими условиями;

в) разработку заявителем проектной документации в границах его земельного участка согласно обязательствам, предусмотренным техническими условиями, за исключением случаев, когда в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности разработка проектной документации не является обязательной;

г) выполнение заявителем и сетевой организацией технических условий, включая осуществление сетевой организацией мероприятий по подключению энергопринимающих устройств (объектов микрогенерации) под действие устройств сетевой, противоаварийной и режимной автоматики, а также выполнение заявителем и сетевой организацией требований по созданию (модернизации) комплексов и устройств релейной защиты и автоматики в порядке, предусмотренном Правилами технологического функционирования электроэнергетических систем, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2018 г. № 937 "Об утверждении Правил технологического функционирования электроэнергетических систем и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее – Правила технологического функционирования электроэнергетических систем) (за исключением заявителей, указанных в пунктах 12(1) и 14 настоящих Правил, кроме случаев, если технологическое присоединение энергопринимающих устройств (объектов микрогенерации) таких заявителей осуществляется на уровне напряжения выше 0,4 кВ);

д) проверку выполнения заявителем (за исключением заявителей, указанных в пунктах 12(1), 13(2) - 13(5) и 14 настоящих Правил, кроме случаев, если технологическое присоединение энергопринимающих устройств таких заявителей осуществляется на уровне напряжения выше 0,4 кВ) и сетевой организацией технических условий в соответствии с разделом IX настоящих Правил;

д(1)) выполнение мероприятий по вводу объектов электроэнергетики заявителя, сетевой организации и иных лиц, построенных (реконструированных, модернизированных) в рамках выполнения мероприятий по технологическому присоединению, а также входящих в их состав оборудования, комплексов и устройств релейной защиты и автоматики, средств диспетчерского и технологического управления в работу в составе электроэнергетической системы в соответствии с Правилами технологического функционирования электроэнергетических систем;

д(2)) выполнение мероприятий по обеспечению возможности вывода из эксплуатации объекта по производству электрической энергии (мощности) заявителя, присоединенного к электрическим сетям этой сетевой организации, в случае технологического присоединения вновь сооружаемого (реконструируемого) объекта по производству электрической энергии (мощности) заявителя к электрическим сетям той же сетевой организации в целях замещения им такого объекта по производству электрической энергии (мощности);

В соответствии с абзацами 2, 3 пункта 108 Правил № 861 в редакции, действовавшей на дату заключения договора об осуществлении технологического присоединения, результатом исполнения обязательств сетевой организации по выполнению мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств заявителей, указанных в пунктах 12(1), 13(2) - 13(5) и 14 настоящих Правил, кроме случаев, если технологическое присоединение энергопринимающих устройств таких заявителей осуществляется на уровне напряжения выше 0,4 кВ, является обеспечение сетевой организацией возможности действиями заявителя осуществить фактическое присоединение объектов заявителя к электрическим сетям и фактический прием (подачу) напряжения и мощности для потребления энергопринимающими устройствами заявителя электрической энергии (мощности) в соответствии с законодательством Российской Федерации и на основании договоров, обеспечивающих продажу электрической энергии (мощности) на розничном рынке. Исполнение сетевой организацией указанных обязательств осуществляется вне зависимости от исполнения обязательств заявителем (за исключением обязательств по оплате счета, предусмотренного пунктом 103 настоящих Правил).

В случае если технологическое присоединение энергопринимающих устройств заявителей, указанных в пунктах 12(1), 13(2) - 13(5) и 14 настоящих Правил, осуществляется на уровне напряжения выше 0,4 кВ, мероприятия по технологическому присоединению включают в себя мероприятия, предусмотренные пунктом 18 настоящих Правил.

Следовательно, в рассматриваемом случае результатом исполнения Сетевой организацией обязательств по договору должно быть не фактическое присоединение Объекта Заявителя к электрическим сетям, а обеспечение сетевой организацией возможности действиями заявителя осуществить фактическое присоединение объектов заявителя к электрическим сетям и фактический прием (подачу) напряжения и мощности для потребления энергопринимающими устройствами заявителя электрической энергии (мощности).

Единственное обязательство, возложенное на Заявителя, от которого зависит исполнение Сетевой организацией мероприятий по технологическому присоединению Объекта к электрическим сетям (по оплате услуг Сетевой организации), выполнено своевременно.

Сетевой организацией не представлены надлежащие доказательства, подтверждающие необходимость проведения со стороны Заявителя на Объекте дополнительных мероприятий, предусмотренных Техническими условиями, как то: строительство ЛЭП, возведение дополнительных опор при необходимости и т.п.

Кроме этого, необходимо отметить, что согласно подпункту «б» пункта 16 Правил № 861 договор должен содержать, в том числе существенные условия о сроке осуществления мероприятий по технологическому присоединению, который исчисляется со дня заключения договора и не может превышать 6 месяцев - для заявителей, указанных в пунктах 12(1), 13(3), 13(5), 14 и 34 настоящих Правил, если технологическое присоединение осуществляется к электрическим сетям, уровень напряжения которых составляет до 20 кВ включительно, и если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.

Условие договора по осуществлению технологического присоединения к электрическим сетям является существенным условием Договора.

Срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению имеет императивный характер, установлен с целью защиты потребителя, выступающего более слабой стороной в отношениях с сетевой организацией - субъектом естественной монополии. Наличие законодательно установленного срока вносит правовую определенность в отношения сторон, что к указанному сроку соответствующие мероприятия будут выполнены, а право реализовано.

В рассматриваемом случае факта невыполнения <…> требований технических условий, неисполнение которых препятствовало бы осуществлению технологического присоединения ее Объекта к электрическим сетям ПАО «Россети Северо-Запад» в установленные договором об осуществлении технологического присоединения сроки, Коми УФАС России не установлено.

В связи с чем, заключение между ПАО «Россети Северо-Запад» и <…> дополнительного соглашения от 09.03.2022 № 1 к договору об осуществлении технологического присоединения, согласно которому срок осуществления технологического присоединения был продлен до 30.04.2022, не свидетельствует об отсутствии вины в действиях Сетевой организации в части неосуществления технологического присоединения Объекта <…> к электрическим сетям Общества.

Кроме того, дополнительное соглашение от 09.03.2022 № 1 к договору об осуществлении технологического присоединения было заключено между сторонами после истечения срока осуществления технологического присоединения, установленного договором об осуществлении технологического присоединения (25.02.2022).

Более того, технологическое присоединение Объекта <…> к электрическим сетям ПАО «Россети Северо-Запад» не было осуществлено, что подтверждается письменными пояснениями Общества от 12.10.2022 № МР2/5/016-119-11-2/777кнф (вх. № 3949 от 12.10.2022), <…> от 10.10.2022 (вх. от 13.10.2022).

Довод ПАО «Россети Северо-Запад» об отсутствии у Общества материалов (бетонных стоек, опор) необходимых для осуществления работ, связанных с технологическим присоединением Объекта <…> к электрическим сетям, несостоятелен и не может служить обоснованием правомерности бездействий со стороны Сетевой организации в неосуществлении в установленный срок мероприятий по технологическому присоединению.

Сетевая организация является коммерческой организацией, преследующей извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельностью. Следовательно, задержка поставки приборов учета электроэнергии, материалов (бетонных стоек, опор), необходимых для осуществления технологического присоединения Объекта <…> к электрическим сетям ПАО «Россети Северо-Запад», являются предпринимательскими рисками Общества.

Доказательств наличия обстоятельств непреодолимой силы, препятствующих выполнению Сетевой организацией обязательств, вытекающих из договора, в том числе по приобретению для Заявителя прибора учета электроэнергии, материалов (бетонных стоек, опор), необходимых для осуществления технологического присоединения Объекта <…> к электрическим сетям Общества, ПАО «Россети Северо-Запад» не представило.

Таким образом, материалами административного дела № 011/04/9.21-778/2022 установлено, что в действиях ПАО «Россети Северо-Запад» присутствует нарушение требований подпункта «б» пункта 16 Правил № 861 в части неосуществления Сетевой организацией технологического присоединения Объекта <…> к электрическим сетям ПАО «Россети Северо-Запад» в установленные сроки.

С учетом вышеизложенного, Коми УФАС России пришло к выводу о наличии в действиях ПАО «Россети Северо-Запад» нарушения части 2 статьи 9.21 КоАП РФ.

В соответствии с ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, арбитражные управляющие, а также совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьями 9.22, 13.25, 14.24, 14.25, 14.55, 14.56, частью 3 статьи 14.57, 14.61, 14.63, 14.64, 15.17 - 15.22, 15.23.1, 15.24.1, 15.25, 15.26.1, 15.26.2, 15.29 - 15.31, 15.37, 15.38, частями 9 и 9.1 статьи 19.5, статьями 19.7.3, 19.7.12 настоящего Кодекса, члены советов директоров (наблюдательных советов), коллегиальных исполнительных органов (правлений, дирекций), счетных комиссий, ревизионных комиссий (ревизоры), ликвидационных комиссий юридических лиц и руководители организаций, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов других организаций, физические лица, являющиеся учредителями (участниками) юридических лиц, руководители организаций, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов организаций, являющихся учредителями юридических лиц, несут административную ответственность как должностные лица.

ПАО «Россети Северо-Запад» письмом от 12.10.2022 № МР2/5/016-119-11-2/777кнф (вх. № 3949 от 12.10.2022) пояснило, что в период с 01.01.2022 по 08.04.2022 обязанности <…> производственного отделения «Южные электрические сети» (далее – ПО «ЮЭС») филиала ПАО «Россети Северо-Запад» исполнял <…>.

Согласно подпункту 5.1.2 пункта 5 Положения о распределении обязанностей между руководителями ПО «ЮЭС» филиала ПАО «МРСК Северо-Запад» «Комиэнерго», утвержденного приказом филиала ПАО «МРСК Северо-Запад» «Комиэнерго» от 29.12.2017 № 693, к основным направлениям деятельности <…> производственного отделения относится, в том числе оказание услуг по технологическому присоединению потребителей (в том числе льготных категорий) к электрическим сетям производственного отделения.

Согласно приказу ПАО «Россети Северо-Запад» от 29.12.2021 № <…> исполнение обязанностей <…> ПО «ЮЭС» филиала ПАО «Россети Северо-Запад» с 01.01.2022 возложено на <…>.

В материалах дела имеются копии доверенностей от <…>, согласно которым Общество уполномочивает <…> совершать от имени и в интересах Общества действия в пределах компетенции ПО «ЮЭС», в том числе осуществлять оперативное руководство и управление текущей деятельностью Общества.

Обязанности <…> ПО «ЮЭС» филиала ПАО «Россети Северо-Запад» в Республике Коми на дату совершения административного правонарушения исполнял <…>.

Вместе с тем ПАО «Россети Северо-Запад» в Республике Коми письмом от 02.03.2023 б/н (вх. № 1083-э от 03.03.2023) в материалы настоящего дела представлены письменные пояснения, согласно которым причиной неисполнения ПАО «Россети Северо-Запад» обязательства по технологическому присоединению объекта заявителя <…> к электрическим сетям в срок до 25.02.2022 являлось невыполнение строительно-монтажных работ подрядным способом, лицом ответственным за которое согласно пункту 1.3 приказа ПО «ЮЭС» филиала ПАО «Россети Северо-Запад» в Республике Коми от <…> <…> является <…>.

В материалы административного дела представлена копия приказа ПО «ЮЭС» филиала ПАО «Россети Северо-Запад» в Республике Коми от <…> <…> «О назначении ответственных лиц за мероприятия по технологическому присоединению к электрическим сетям».

Согласно пункту 1.3 указанного приказа ответственным лицом в ПО «ЮЭС» за своевременность и качество исполнения мероприятий технических условий по договорам ТП, возложенных на сетевую организацию, за исключением случаев, указанных в п. 1.2.2 настоящего приказа, назначен <…>.

В силу частей 1, 4 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Учитывая вышеизложенное, достаточных оснований утверждать, что <…> является должностным лицом, на которого была возложена обязанность по соблюдению установленного Правилами № 861 срока технологического присоединения объекта <…> к электрическим сетям ПАО «Россети Северо-Запад», не имеется.

При таких обстоятельствах в рассматриваемом случае в действиях <…> вины не усматривается.

Из материалов дела № 011/04/9.21-1095/2022 следует, что время совершения правонарушения – 26.02.2022.

В соответствии с частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за административное правонарушение за нарушение законодательства Российской Федерации об электроэнергетике составляет один год со дня совершения административного правонарушения.

Таким образом, на дату вынесения настоящего постановления срок давности привлечения <…> к административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ, истек.

В силу пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при истечении сроков давности привлечения к административной ответственности.

При таких обстоятельствах производство по делу № 011/04/9.21-1095/2022 в отношении <…> подлежит прекращению.

            На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 6 части 1 статьи 24.5, частью 1 статьи 28.9, частью 2 статьи 29.4, статьями 29.9, 29.10 КоАП РФ,

 

ПОСТАНОВИЛА:

 

Прекратить производство по делу № 011/01/04/9.21-1095/2022 об административном правонарушении в отношении <…> ввиду истечения сроков давности привлечения к административной ответственности.

 

В соответствии со статьями 30.2, 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано вышестоящему должностному лицу, в вышестоящей орган либо в суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно статье 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу:

1) после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано;

2) после истечения срока, установленного для обжалования решения по жалобе, протесту, если указанное решение не было обжаловано или опротестовано, за исключением случаев, если решением отменяется вынесенное постановление;

3) немедленно после вынесения не подлежащего обжалованию решения по жалобе, протесту, за исключением случаев, если решением отменяется вынесенное постановление.

 

 

<…>                                               <…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны