Решение №ПК/3074/23 Решение по делу № 011/01/10-99/2023 от 10 мая 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

                  Управление Федеральной антимонопольной службы

                                                     по Республике Коми

                                            РЕШЕНИЕ

                                                     город Сыктывкар

 

Резолютивная часть решения оглашена «26» апреля 2023 года

В полном объеме решение изготовлено «10» мая 2023 года  

 

                                                                                                                           № ПК/3074/23       

 

 

 

 

 

АО «Коми тепловая компания» 

<...>

АО «Монди Сыктывкарский ЛПК»

<...>

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми (далее – Коми УФАС России, Комиссия) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председателя Комиссии: <…> – заместителя руководителя управления – начальника отдела управления,

Членов Комиссии:

<…> – заместителя начальника отдела управления,

<…> – главного специалиста-эксперта отдела управления, 

рассмотрев дело № 011/01/10-99/2023, возбужденное по признакам нарушения акционерным обществом «Коми тепловая компания» (ИНН 1101205461, ОГРН 104100412682), адрес места нахождения: 167001, Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Димитрова, д. 10 (далее – АО «КТК», Общество), пункта 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

в присутствии:

<…> – представителя АО «Монди Сыктывкарский ЛПК», действующей по доверенности от 28.02.2023,

<…> – представителя АО «КТК», действующего по доверенности от 26.07.2022,

УСТАНОВИЛА:

В Коми УФАС России от АО «Монди Сыктывкарский ЛПК» (далее – АО «Монди СЛПК», заявитель) поступило заявление исх. № 24/7472 от 14.09.2022 (вх. № 3641 от 16.09.2022) на неправомерные, по мнению заявителя, действия АО «КТК» по нерассмотрению декларации о составе и свойствах сточных вод на 2023.

Согласно пункту 5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.

Для квалификации действий хозяйствующего субъекта по статье 10 Закона о защите конкуренции необходимо, чтобы он занимал доминирующее положение на соответствующем товарном рынке, совершил действие (бездействие), характеризующееся как злоупотребление этим положением, и это привело (создало угрозу) к ограничению конкуренции или ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

Согласно части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» к деятельности субъектов естественных монополий относится деятельность субъектов в сфере водоснабжения и водоотведения с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры.

Согласно приказу ФСТ России от 16.09.2014 № 1489-э АО «Коми тепловая компания» (Республика Коми) включено в реестр субъектов естественных монополий в сфере водоснабжения и водоотведения с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры под регистрационным номером 11.В.14.

Согласно выписке из ЕГЮРЛ дополнительными видами деятельности АО «Коми тепловая компания» являются, в том числе сбор и обработка сточных вод. В составе Общества имеется филиал Удорский, обеспечивающий услугами водоотведения потребителей на территории Удорского района в Республике Коми, в том числе в ГП «Благоево». 

Для целей водоотведения у АО «КТК» на территории ГП «Благоево» имеется комплекс инженерных сооружений, обеспечивающих сбор и транспортировку сточных вод по канализационному коллектору.

Таким образом, АО «Коми тепловая компания» является субъектом естественной монополии в сфере водоотведения с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры, в том числе в ГП «Благоево» МО МР «Удорский» в Республике Коми.  

В соответствии с пунктом 3.3 Административного регламента ФАС России  по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении заявлений, материалов, дел о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией, утверждённого приказом ФАС России от 25.05.2012 № 345 (далее – Административный регламент № 345), проводится анализ состояния конкуренции в соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции.

Анализ состояния конкуренции на товарном рынке услуги водоотведения с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры в ГП «Благоево» МО МР «Удорский» в Республике Коми проведен в соответствии с Порядком, утверждённым приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 (далее – Порядок).

В силу пункта 1.3 Порядка по делам, возбужденным по признакам нарушения статьи 10 Закона о защите конкуренции субъектом естественной монополии на рынке, функционирующем в условиях естественной монополии, при исследовании данного товарного рынка проведена расчетно-аналитическая работа по определению: временного интервала исследования товарного рынка; продуктовых границ товарного рынка; географических границ товарного рынка.

По результатам исследования товарного рынка услуги водоотведения с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры в ГП «Благоево» МО МР «Удорский» в Республике Коми составлен краткий отчет (обзор) от 03.02.2022 (л.д. 102-104 т. 2), согласно которому:

временной интервал изучения товарного рынка определен как ретроспективный - период с 01.01.2021 по 31.12.2022;

продуктовые границы товарного рынка определены как услуга водоотведения с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры, код ОКВЭД 37.00;

географические границы товарного рынка определены границами присоединенной сети водоотведения на территории ГП «Благоево» МО МР «Удорский»: пгт. Благоево, пст. Солнечный.

Таким образом, в силу части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции АО «Коми тепловая компания» (Удорский филиал), являющееся субъектом естественной монополии, занимает доминирующее положение на рынке услуги водоотведения с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры в границах присоединенной сети на территории ГП «Благоево» МО МР «Удорский»: пгт. Благоево, пст. Солнечный. В связи с чем, на действия (бездействие) АО «КТК» распространяются требования части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Закон № 416-ФЗ).

Согласно статье 2 Закона № 416-ФЗ:

2) водоотведение - прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения;

13.1) нормативы состава сточных вод - устанавливаемые в целях охраны водных объектов от загрязнения показатели концентрации загрязняющих веществ в составе сточных вод абонента, сбрасываемых в централизованную систему водоотведения (канализации).

В соответствии с частью 1 статьи 30.1 Закона № 416-ФЗ в целях охраны водных объектов от загрязнения для объектов абонентов организаций, осуществляющих водоотведение, за исключением жилых домов, многоквартирных домов (кроме нежилых помещений в многоквартирных домах, имеющих отдельные канализационные выпуски в централизованную систему водоотведения (канализации), иных объектов, определенных правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации, устанавливаются нормативы состава сточных вод.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 № 644 «Об утверждении правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» утверждены Правила холодного водоснабжения и водоотведения, которые регулируют отношения организаций, осуществляющих холодное водоснабжение и (или) водоотведение, абонентов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения.

В соответствии с частью 10 статьи 7 Закона № 416-ФЗ, пунктом 118 Правил № 644 в случае если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, не отвечающие требованиям, установленным пунктами 113 и 114  настоящих Правил, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием сточных вод на работу централизованной системы водоотведения (далее - плата за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения), в порядке и размере, которые определены настоящими Правилами.

Согласно абз. 1 пункта 124 Правил № 644 в целях обеспечения контроля состава и свойств сточных вод абоненты, среднесуточный объем сбрасываемых сточных вод которых за период с 1 июля предшествующего календарного года по 30 июня текущего календарного года (для абонентов, с которыми договор водоотведения (единый договор холодного водоснабжения и водоотведения) был заключен после начала указанного периода, - за весь фактический период сброса ими сточных вод) в среднем составляет 30 куб. метров в сутки и более суммарно по всем канализационным выпускам с одного объекта, обязаны подавать в организацию водопроводно-канализационного хозяйства декларацию в отношении сточных вод, сбрасываемых с такого объекта. Иные абоненты вправе подать декларацию в организацию водопроводно-канализационного хозяйства.

Положение, предусмотренное абзацем первым настоящего пункта, не распространяется на объекты абонентов, для отбора сбрасываемых с которых сточных вод отсутствует контрольный канализационный колодец, а также иной канализационный колодец, в котором отбор проб сточных вод абонента может быть осуществлен отдельно от сточных вод иных абонентов. Представление декларации в отношении таких объектов абонента не допускается независимо от объема сбрасываемых сточных вод.

В соответствии с пунктом 127 Правил № 644 декларация на очередной год подается до 1 ноября предшествующего года в организацию водопроводно-канализационного хозяйства.

Согласно пункту 130 Правил № 644 организация водопроводно-канализационного хозяйства рассматривает поданную абонентом декларацию в течение 15 рабочих дней с даты ее получения и в письменном виде сообщает абоненту о принятии декларации для осуществления контроля либо возвращает абоненту декларацию с указанием причин отказа в ее принятии.

Из материалов антимонопольного дела следует, что АО «Монди СЛПК» является собственником административно-бытового (нежилого) здания, расположенного по адресу: Республика Коми, Удорский район, п. Благоево <…> (далее – Объект водоотведения).

В письменных пояснениях Общество и АО «КТК» указали, что границей эксплуатационной ответственности по сетям водоотведения является стенка приемного канализационного колодца со стороны Объекта водоотведения. В данный колодец производится отвод сточных вод только со стороны вышеуказанного административного здания, что документально подтверждено.

Таким образом, у АО «Монди СЛПК» имеются самостоятельные выпуски в централизованную систему водоотведения, при этом суточный объем отводимых (принимаемых) сточных вод составляет менее 30 куб.м в сутки, что документально подтверждено актами водопотребления и водоотведения, в том числе по Объекту водоотведения, за период с января 2021 года по сентябрь 2022 года, счетами, предъявленными АО «КТК» в адрес Общества для оплаты услуг водоснабжения и водоотведения. 

15.02.2022 лабораторией охраны окружающей среды АО «Монди СЛПК» (уникальный номер записи об аккредитации в реестре аккредитованных лиц в национальной системе аккредитации: RA.RU.517735) произведен отбор проб хозяйственно-бытовых сточных вод от Объекта водоотведения, по результатам исследования которых заявителем установлено отсутствие негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения.  

АО «Монди СЛПК» письмом от 24.10.2022 № 30/8568 направило в адрес АО «КТК» декларацию о составе и свойствах сточных вод на 2023 год (далее – Декларация на 2023 год).

Согласно реестру почтовых отправлений, отчету об отслеживании почтовых отправлений, опубликованных на официальном сайте АО «Почта России», АО «КТК» получило почтовое отправление – Декларацию на 2023 год 31.10.2022. 

Таким образом, АО «Монди СЛПК» подало Декларацию на 2023 год в срок, установленный пунктом 127 Правил № 644, то есть до 1 ноября 2022 года. 

На основании пункта 130 Правил № 644 АО «КТК» должно рассмотреть поданную абонентом – АО «Монди СЛПК» Декларацию на 2023 год в течение 15 рабочих дней с даты ее получения и в письменном виде сообщить заявителю о принятии декларации для осуществления контроля либо возвратить заявителю декларацию с указанием причин отказа в ее принятии.

Однако, на дату рассмотрения заявления (16.12.2022) АО «КТК» в адрес АО «Монди СЛПК» письменный ответ о принятии Декларации на 2023 год или о её возврате не направило.  

ФАС России письмом от 07.04.2021 № МШ/27138/21 даны разъяснения о применении положений Правил № 644 в части взимания платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, а также платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод, согласно которым в случаях, когда организацией водопроводно-канализационного хозяйства необоснованно не принимается декларация от абонента и начисляется плата по пункту 123(4), действия организации водопроводно-канализационного хозяйства могут образовывать признаки злоупотребления доминирующим положением.

Согласно существующей судебной практике, само по себе начисление организацией водопроводно-канализационного хозяйства абоненту платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения в строгом соответствии с положениями Правил № 644 не является нарушением антимонопольного законодательства.

При этом в случае если имеет место необоснованный (по основаниям, не предусмотренным пунктом 130 Правил № 644) отказ принимать соответствующую декларацию, действия организации водопроводно-канализационного хозяйства могут образовывать признаки злоупотребления доминирующим положением.

Коми УФАС России по результатам рассмотрения заявления АО «Монди СЛПК» установило в действиях ООО «КТК», занимающего доминирующее положение на рынке услуги водоотведения с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры в ГП «Благоево» МО МР «Удорский» в Республике Коми, выразившихся в нерассмотрении в нарушение пункта 130 Правил № 644, декларации о составе и свойствах сточных вод на 2023 год, направленных АО «Монди СЛПК» письмом от 24.10.2022 № 30/8568 (получено 31.10.2022), в результате чего заявитель лишен права на расчет со стороны АО «КТК» платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения на 2023 год исходя из фактических состава и свойств сточных вод по объекту, расположенному по адресу: Республика Коми, Удорский район, п. Благоево, ул. Октябрьская, д. 6, что может привести к ущемлению интересов АО «Монди СЛПК» в сфере предпринимательской деятельности, признаки нарушения пункта 5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

В силу частей 1, 2 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции  в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия) и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения (далее - предупреждение). Предупреждение выдается лицам, в случае выявления признаков нарушения, в том числе пункта 5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.  

В связи с установлением в действиях Общества признаков нарушения пункта 5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции Коми УФАС России выдало АО «Коми тепловая компания» предупреждение от 16.12.2022 № 02-01/9827 (далее – Предупреждение) о необходимости прекращения указанных действий путем рассмотрения декларации о составе и свойствах сточных вод на 2023 год, направленной АО «Монди СЛПК» письмом от 24.10.2022 № 30/8568 (получено 31.10.2022), в соответствии с требованиями пункта 130 Правил № 644.

Срок исполнения предупреждения – месяц с даты получения.

Предупреждение получено Обществом 21.12.2022, следовательно, срок его исполнения – до 20.01.2023.

В соответствии с частью 8 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения.

АО «КТК» письмом от 20.01.2023 № 04-01/0228 (вх. № 204 от 23.01.2023) направило в Коми УФАС России материалы об исполнении Предупреждения.  

В результате исследования материалов, представленных Обществом, установлено, что АО «КТК» в лице Удорского филиала письмом от 09.01.2023 № 106-02-02/2132 возвратило АО «Монди СЛПК» Декларацию на 2023 год на доработку ввиду её несоответствия пункту 130 Правил № 644, в том числе указание фактических значений не для всех загрязняющих веществ или показателей общих свойств сточных вод согласно перечню, приведенному в приложении № 5 Правил № 644 (указано 11 из 30 показателей).

В связи с неисполнением Обществом Предупреждения Коми УФАС России приказом от 03.02.2023 № 14 возбудило в отношении АО «Коми тепловая компания» антимонопольное дело № 011/01/10-99/2023.

Определением от 16.02.2023 № 02-04/1118 антимонопольное дело № 011/01/10-99/2023 назначено к рассмотрению на 14.03.2023.

В связи с необходимостью получения дополнительных доказательств рассмотрение настоящего антимонопольного дела Определением от 14.03.2023 № 02-01/1766 отложено на 26.04.2023.

Изучив материалы антимонопольного дела № 011/01/10-99/2023, заслушав представителей АО «Монди СЛПК» и АО «КТК», Комиссия Коми УФАС России установила следующее.

Общество в письменных пояснениях б/н и б/д (вх. № 850 от 14.03.2023) указало, что Декларация, подготовленная АО «Монди СЛПК» по результатам анализа проб от 15.02.2022 и представленная Обществу, АО «КТК» не принята на основании пункта 130 Правил № 644, в связи с отсутствием в ней указания на результаты исследования всех веществ, поименованных в приложении № 5 к Правилам № 644 (л.д. 152-154 т. 2). Данная позиция была заявлена и представителем Общества на заседании Комиссии 26.04.2023.

АО «Монди СЛПК» в письменных пояснениях от 17.04.2023 № 24/2680 (л.д. 206 т. 2) указало, что приложение № 5 Правил № 644, на которые ссылается АО «КТК», устанавливает лишь максимально допустимые значения загрязняющих веществ в сточных водах и не содержит норм, обязывающих абонента проводить исследования на предмет их содержания в своих сточных водах. Таких положений нет в иных нормах Правил № 644, а также в договоре, заключенном между сторонами. Сообщило, что Общество только в судебном процессе 21.02.2023 выдвинуло дополнительные требования к области аккредитации лаборатории, в которую обратился абонент, указав это в причинах на возврат декларации на пункт 130 Правил № 644. По мнению заявителя, предусмотренное пунктом 130 Правил № 644 право организации ВКХ не принимать декларацию, не может осуществляться произвольно, а подлежит реализации при условии соблюдения прав абонента на своевременное и полное информирование о недостатках поданной декларации; организация ВКХ, будучи сильной стороной правоотношения, должна оказывать активное содействие абонентам в сфере регулирования отношений водоотведения и не может извлекать  из своего поведения недобросовестного или неправомерного поведения.        

 Доводы, заявленные АО «КТК», АО «Монди СЛПК» и их представителями, Комиссией рассмотрены и установлено следующее. 

Согласно подп. «б» пункта 128 Правил № 644 декларация содержит фактические концентрации загрязняющих веществ в сточных водах и фактические показатели свойств сточных вод, отводимых (планируемых к отведению) абонентом в централизованную систему водоотведения.

В соответствии с пунктом 129 Правил № 644 значения фактических концентраций и фактических свойств сточных вод в составе декларации определяются абонентом в интервале от минимального до максимального значения результатов анализов состава и свойств проб сточных вод, при этом в обязательном порядке не подлежат указанию нулевые значения фактических концентраций или фактических свойств сточных вод, не допускается указание значений фактических концентраций и фактических свойств сточных вод путем указания интервала таких значений, а также указание таких значений с точностью, превышающей 6 знаков после запятой.

Загрязняющие вещества и показатели общих свойств сточных вод, для выявления которых выполняются определения состава и свойств сточных вод и по которым в декларации указываются фактические концентрации загрязняющих веществ и показатели свойств сточных вод, определяются в соответствии с перечнем, приведенным в приложении № 5 к настоящим Правилам, а также нормативами состава сточных вод (действующими для объектов абонентов, сбрасывающих сточные воды в соответствующую централизованную систему водоотведения или технологическую зону водоотведения (если централизованная система водоотведения состоит из 2 и более технологических зон водоотведения).

Пунктом 130 Правил № 644 определено, что организация водопроводно-канализационного хозяйства (далее также ВКХ) рассматривает поданную абонентом декларацию в течение 15 рабочих дней с даты ее получения и в письменном виде сообщает абоненту о принятии декларации для осуществления контроля либо возвращает абоненту декларацию с указанием причин отказа в ее принятии.

Организация ВКХ вправе не принимать декларацию для осуществления контроля, в том числе в случаях:

указания в декларации нулевых значений фактических концентраций или фактических свойств сточных вод либо значений фактических концентраций или фактических свойств сточных вод ниже минимального значения, определенного по результатам, полученным за предшествующие 2 года в ходе осуществления контроля состава и свойств сточных вод, проводимого организацией водопроводно-канализационного хозяйства в соответствии с Правилами осуществления контроля состава и свойств сточных вод;

указания фактических значений не для всех загрязняющих веществ или показателей общих свойств сточных вод согласно перечню, приведенному в приложении № 5 к настоящим Правилам, а также не для всех загрязняющих веществ, в отношении которых установлены нормативы состава сточных вод.

Форма декларации установлена приложением № 1(1) к Правилам № 644.

Фактические концентрации загрязняющих веществ в сточных водах и фактические показатели свойств сточных вод абонента указываются в пункте 6 формы декларации.

Согласно примечанию 1 к форме декларации значение фактической концентрации i-го загрязняющего вещества или фактического показателя сточных вод абонента определяется по валовому содержанию в натуральной пробе сточных вод.

Приложением № 5 к Правилам № 644 установлены максимальные допустимые значения нормативных показателей общих свойств сточных вод и концентраций загрязняющих веществ в сточных водах, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованных систем водоотведения, по 30 веществам (показателям) загрязняющих веществ.

Как следует из материалов настоящего антимонопольного дела, АО «Монди СЛПК» письмом от 24.10.2022 № 30/8568 направило в адрес Общества декларацию о составе и свойствах сточных вод на 2023 год (л.д. 53-54 т. 2), которая Обществом рассмотрена и возвращена на доработку, о чём уведомило заявителя письмом от 09.01.2023 № 106-02-02/2132. 

Из содержания письма Удорского филиала АО «КТК» от 09.01.2023 № 106-02-02/2132 (л.д. 84 т. 2) следует, что Декларация на 2023 год Обществом возвращена на доработку в соответствии с пунктом 130 Правил № 644, ввиду  указания фактических значений не для всех загрязняющих веществ или показателей общих свойств сточных вод согласно перечню, приведенному в приложении № 5 к Правилам № 644 (указано 11 показателей  из 30).

Как следует из материалов настоящего антимонопольного дела АО «Монди СЛПК» по результатам проведенных лабораторией отдела охраны окружающей среды заявителя испытаний проб сточных вод с Объекта водоотведения составлен протокол испытаний № 03пп/03-22 от 09.03.2022 по 11 веществам (показателям).

Вышеуказанные сведения отражены АО «Монди СЛПК» в Декларации на 2023 год, поданной в адрес Общества письмом от 24.10.2022 № 30/8568.

Из содержания Декларации на 2023 год следует, по пункту 6 Декларации АО «Монди СЛПК» указало фактические концентрации по 11 веществам (показателям) из 30, установленных приложением № 5 к Правилам № 644.  

Письмом от 17.04.2023 № 24/2680 АО «Монди СЛПК» представило в материалы настоящего антимонопольного дела протокол испытаний № 14нп/12-22 от 07.12.2022 (л.д. 226 т. 2), проведенных лабораторией отдела охраны окружающей среды АО «Монди СЛПК» по Объекту водоотведения, в котором указаны сведения по 19 показателям (веществам), из них такие вещества как формальдегид, нитрат-ионы, фосфат-ионы приложением № 5 к Правилам № 644 не предусмотрены.    

При этом ни Декларация на 2023 год, ни протоколы испытаний № 03пп/03-22 от 09.03.2022, № 14нп/12-22 от 07.12.2022 не содержат сведения по всем 30 веществам (показателям), указанным в приложении № 5 к Правилам № 644, а именно отсутствуют сведения: фосфор, хлор и хлорамины, железо, марганец, медь, цинк, хром общий, хром шестивалентный, никель, кадмий, свинец, мышьяк, ртуть, жиры,     

Таким образом, Декларация на 2023 год АО «Монди СЛПК» не содержит фактические значения по всем загрязняющим веществам или показателям общих свойств сточных вод согласно перечню, приведенному в приложении № 5 к Правилам № 644. № 644.

Также установлено, что согласно аттестату аккредитации № RA.RU.517735 от 18.09.2015, выданной Федеральной службой по аккредитации лаборатории отдела охраны окружающей среды АО «Монди СЛПК», последнее не имеет область аккредитации по проведению испытаний по всем веществам, указанным в приложении № 5 к Правилам № 644, а именно по проведению испытаний: фосфор, хлор, железо, марганец, медь, цинк, хром, никель, кадмий, свинец, мышьяк, ртуть, жиры.

Тот факт, что фактические 11 веществ (показателей), приведенных АО «Монди СЛПК» в Декларации на 2023 год, не превышают максимальные значения, приведенные в приложении № 5 к Правилам № 644, не свидетельствуют об отсутствии превышения максимальных значений по другим показателям (веществам), в отношении которых исследования не проводились и не могли быть произведены лабораторией охраны окружающей среды АО «Монди СЛПК».

В силу абз. 6 пункта 130 Правил № 644 указание фактических значений не для всех загрязняющих веществ или показателей общих свойств сточных вод согласно перечню, приведенному в приложении № 5 к настоящим Правилам, а также не для всех загрязняющих веществ, в отношении которых установлены нормативы состава сточных вод, является основанием для непринятия организаций ВКХ декларации для осуществления контроля.

На данное обстоятельство и было указано АО «КТК» в письме от 09.01.2023 № 106-02-02/2132 (л.д. 84 т. 2).

Указание Обществом на область аккредитации лаборатории, принадлежащей АО «Монди СЛПК», было дано в качестве доказательства об отсутствии у такой лаборатории возможности проведения испытаний по всем 30 веществам (показателям), приведенным в приложении № 5 к Правилам № 644.

Таким образом, возврат Обществом Декларации на 2023 год в адрес АО «Монди СЛПК» не противоречит требованиям абз. 6 пункта 130 Правил № 644.   

В письменных пояснениях от 17.04.2023 № 24/2680 АО «Монди СЛПК» указало, что условиями Договора на Общество, как на организацию ВКХ, возложена обязанность по проведению контроля состава и свойств сточных вод, затраты на проведение которых включаются в регулируемый тариф в соответствии с подп. «а» пункта 38, подп. «ж» пункта 39 Основ ценообразования (постановление Правительства РФ от 13.05.2013 № 406), подп. 7 пункта 18 Методических указаний (приказ ФСТ России от 27.12.2013 № 1746-э). Указанная позиция также заявлена представителем АО «Монди СЛПК» на заседании Комиссии 26.04.2023.

           Представителем Общества на заседании Комиссии 26.04.2023 было заявлено, что плата за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения поступает на специальный счет, по которому производятся расходы, в том числе на оплату за негативное воздействие на окружающую среду; компенсацию вреда, причиненного водному объекту; очистке сточных вод.

           Данные доводы Комиссией исследованы и установлено следующее.

Согласно под. «е» пункта 34 Правил № 644 организация водопроводно-канализационного хозяйства обязана осуществлять контроль за составом и свойствами принимаемых в централизованную систему водоотведения сточных вод, соблюдением устанавливаемых в соответствии с настоящими Правилами нормативов по объему сточных вод и нормативов состава сточных вод, а также установленных настоящими Правилами требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения;

В соответствии с подп. «в» пункта 36 Правил № 644 организация водопроводно-канализационного хозяйства имеет право осуществлять контроль состава и свойств сточных вод, в том числе контроль за соблюдением абонентами нормативов по объему сточных вод и нормативов состава сточных вод, требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения.

Согласно подп. «в», «с» пункта 12 Договора АО «КТК» обязано осуществлять производственный контроль состава и свойств сточных вод, контроль за соблюдением абонентом режима водоотведения и нормативов допустимых сбросов, нормативов по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, а также требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения.

Постановлением Правительства РФ от 22.05.2020 № 728 утверждены Правила осуществления контроля состава и свойств сточных вод (далее –Правила № 728), согласно которым предусмотрено:

3. Контроль состава и свойств сточных вод осуществляется путем:

а) обследования объектов абонента в целях проверки соблюдения требования о запрете сброса в централизованную систему водоотведения веществ, материалов, отходов и (или) сточных вод, запрещенных к сбросу в централизованные системы водоотведения в соответствии с Правилами № 644, по тем веществам, материалам, отходам и (или) сточным водам, по которым проверка соблюдения требования о запрете указанного сброса возможна без отбора проб сточных вод и последующего анализа отобранных проб (далее - визуальный контроль);

б) отбора проб сточных вод;

в) анализа отобранных проб сточных вод.

5. Организацией, осуществляющей водоотведение, осуществляется плановый и внеплановый контроль состава и свойств сточных вод.

6. Периодичность планового контроля состава и свойств сточных вод в отношении объектов абонентов определяется организацией, осуществляющей водоотведение, и не может быть чаще 1 раза в календарный месяц и реже 1 раза в календарный год (за исключением случаев, указанных в абзаце втором настоящего пункта).

Для объектов абонентов, объем сбрасываемых сточных вод с которых в среднем составляет менее 30 куб. метров в сутки суммарно по всем канализационным выпускам с одного объекта абонента (при условии отведения сточных вод в централизованную систему водоотведения, имеющую канализационные очистные сооружения), периодичность планового контроля состава и свойств сточных вод определяется организацией, осуществляющей водоотведение, и не может быть чаще 1 раза в календарный месяц.

Таким образом, положениями пунктов 3, 6 Правил № 728 предусмотрен визуальный контроль без отбора проб сточных вод; не предусмотрен максимальный срок, в течение которого АО «КТК» обязано производить контроль состава и свойств сточных вод в отношении таких объектов как Объект водоотведения АО «Монди СЛПК».  

В соответствии с частью 10 статьи 7 Закона № 416-ФЗ в случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием указанных веществ и микроорганизмов на работу централизованной системы водоотведения, в размере и порядке, которые установлены Правилами № 644.

В соответствии с пунктом 3 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406 (далее – Основы ценообразования), расчет размера необходимой валовой выручки, тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, долгосрочных параметров регулирования тарифов, дифференциация регулируемых тарифов осуществляются в соответствии с методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения.

Согласно подп. «а» пункта 38, подп. «ж» пункта 39 Основ ценообразования необходимая валовая выручка регулируемой организации определяется как сумма планируемых на очередной период регулирования расходов, в том числе производственных расходов, прочих расходов, определяемых в соответствии с методическими указаниями.

Приказом ФСТ России от 27.12.2013 № 1746-э утверждены Методические указания по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Методические указания).

Согласно подп. 7 пункта 18 Методических указаний в составе производственных расходов учитываются расходы на осуществление производственного контроля качества воды и производственного контроля состава и свойств сточных вод, включая расходы на оборудование лабораторий, приобретение приборов, используемых для анализа качества воды, состава и свойств сточных вод (за исключением расходов на контроль состава и свойств сточных вод абонентов).

Таким образом, расходы Общества при проведении контроля состава и свойств сточных вод абонентов не включаются в состав производственных расходов регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения.  

Порядок определения размера и порядок компенсации расходов организации водопроводно-канализационного хозяйства при сбросе абонентами сточных вод, оказывающих негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, установлены разделом VII Правил № 644.

В силу пункта 123(5) Правил № 644 средства, полученные организациями, осуществляющими водоотведение, в виде платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, используются целевым образом в качестве источника финансирования производственной и (или) инвестиционной программ организации, осуществляющей водоотведение, на выполнение иных мероприятий, связанных с ремонтом, реконструкцией или строительством объектов централизованных систем водоотведения, а также в качестве средств на возврат займов и кредитов, процентов по займам и кредитам, привлекаемым на реализацию производственной и (или) инвестиционной программ.

В соответствии  с пунктом 11.1 Методических указаний средства, начисленные регулируемой организацией в течение текущего долгосрочного периода регулирования в виде платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод и (или) платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, за вычетом средств, целевым образом направленных на мероприятия производственной программы и (или) инвестиционной программы, ремонт, реконструкцию или строительство объектов централизованных систем водоотведения, на возврат займов и кредитов, процентов по займам и кредитам, привлекаемым на реализацию производственной программы и (или) инвестиционной программы, и оставшиеся в ее распоряжении после уплаты налога на прибыль организации, внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду, компенсации вреда, причиненного водному объекту, целевым образом направляются на финансирование мероприятий утвержденной инвестиционной программы по строительству, реконструкции и модернизации объектов централизованной системы водоотведения. Указанные средства, оставшиеся в распоряжении регулируемой организации и не направленные на мероприятия инвестиционной программы, подлежат исключению из необходимой валовой выручки регулируемой организации.

Согласно пункту 14 Методических указаний доходы от взимания платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения не учитываются при расчете необходимой валовой выручки регулируемой организации в случае, если они направляются целевым образом на финансирование мероприятий инвестиционной и (или) производственной программы регулируемой организации.

Таким образом, исходя из положений Основ ценообразования, Методических указаний, установлено, что при регулировании тарифов на водоотведение расходы организации водопроводно-канализационного хозяйства по контролю состава и свойств сточных вод абонентов не учитываются (не включаются).    

В соответствии с пунктами 11 - 13  постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 04.03.2021 № 2 «О некоторых вопросах возникающих в связи с применением антимонопольного законодательства», исходя из положений части 1 статьи 1, части 1 статьи 2, пункта 10 статьи 4, статьи 10 Закона о защите конкуренции обладание хозяйствующим субъектом доминирующим положением на товарном рынке не является объектом правового запрета: такой субъект свободен в осуществлении экономической деятельности и вправе конкурировать с иными хозяйствующими субъектами, действующими на том же рынке; выбирать контрагентов и предлагать экономически эффективные для него условия договора. Антимонопольным законодательством запрещается монополистическая деятельность - злоупотребление хозяйствующими субъектами своим доминирующим положением.

При возникновении спора антимонопольный орган обязан доказать, что поведение хозяйствующего субъекта является злоупотреблением, допущенным в одной из указанных форм. В отношении действий (бездействия), прямо поименованных в пунктах 1 - 11 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, антимонопольный орган обязан доказать, что поведение хозяйствующего субъекта образует один из видов злоупотреблений, названных в указанных пунктах.

В свою очередь, хозяйствующий субъект вправе доказывать, что его поведение не образует злоупотребление доминирующим положением в соответствующей форме, поскольку не способно привести к наступлению неблагоприятных последствий для конкуренции на рынке и (или) имеет разумное оправдание.

В частности, при оценке наличия злоупотребления в поведении доминирующего на рынке субъекта суд принимает во внимание законные интересы этого субъекта, которые вправе преследовать любой участник рынка вне зависимости от его положения на рынке (например, связанные с соблюдением правил безопасности при осуществлении деятельности, необходимостью выполнения иных обязательных и (или) обычных для соответствующей сферы деятельности требований, обеспечением экономической эффективности (экономия затрат) его собственной деятельности как участника рынка).

Нарушение хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на рынке, требований гражданского и иного законодательства при вступлении в договорные отношения, исполнении договорных обязательств, в том числе выражающееся в недобросовестном поведении, нарушающем права контрагентов, само по себе не свидетельствует о ведении хозяйствующим субъектом монополистической деятельности, запрещенной согласно части 1 статьи 10 Закона.

В связи с этим при возникновении спора о том, имеет ли место злоупотребление доминирующим положением, судам наряду с установлением признаков злоупотребления в соответствующей форме (например, направленности поведения на недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) причинение вреда, иное подобное ущемление прав участников рынка и усиление в связи с этим позиции лица, занимающего доминирующее положение) также следует принимать во внимание, являлось ли возможным совершение хозяйствующим субъектом определенных действий (бездействие), в том числе недобросовестных по отношению к своим контрагентам (потребителям) в отсутствие доминирующего положения на рынке.

В силу пунктов 3 - 5, 8 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции злоупотреблением могут быть признаны действия (бездействие) хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение на рынке, не связанные непосредственно с порядком ценообразования, в частности: навязывание при заключении договора невыгодных условий или условий, не относящихся к предмету договора; необоснованное сокращение (прекращение) производства товара; отказ либо уклонение такого субъекта от заключения договора; создание им дискриминационных условий.

Согласно Правилам № 644 положения, предусмотренные пунктами 128, 129 Правил № 644, относительно того, что декларация должна содержать фактические концентрации загрязняющих веществ в сточных водах и фактические показатели свойств сточных вод, отводимых (планируемых к отведению) абонентом в централизованную систему водоотведения, определенных в соответствии с перечнем, приведенным в приложении № 5 к Правилам № 644, распространяются на всех абонентов без исключения.

В рассматриваемом случае, АО «Коми тепловая компания» возвратило Декларацию на 2023 год ввиду отсутствия в ней фактических показателей по всем 30 веществам (показателям) сточных вод, приведенных в приложении № 5 к Правилам № 644, что не противоречит требованиям абз. 6 пункта 130 Правил № 644.

В рассматриваемом случае Коми УФАС России не усматривается злоупотребление рыночной властью со стороны АО «КТК». Спор, возникший между сторонами по условиям договора холодного водоснабжения и водоотведения в части платы за негативное воздействие на централизованную систему водоотведения, носит гражданско-правовой характер и подлежит рассмотрению в судебном порядке.

Антимонопольный орган в рамках своей компетенции не вправе вмешиваться в гражданско-правовой спор хозяйствующих субъектов.              

При таких обстоятельствах у Комиссии нет оснований признавать действия АО «КТК» как злоупотребление своим доминирующим положением, злоупотребление рыночной властью, направленные на недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) причинение вреда АО «Монди СЛПК». Следовательно, в действиях Общества нарушение пункта 5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции отсутствует.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае отсутствия нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях (бездействии).

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, пунктом 1 части 1 статьи 48, статьей 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия,

РЕШИЛА:

 

Прекратить рассмотрение дела № 011/01/10-99/2022 в связи с отсутствием нарушения пункта 5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции в рассматриваемых Комиссией действиях АО «Коми тепловая компания».

 

Председатель Комиссии                                                                                   <>     

Члены Комиссии                                                                                        <…>

                                                                                                                                                                                  <>

           

 Решение и (или) предписание антимонопольного органа могут быть обжалованы в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания. Дела об обжаловании решения и (или) предписания антимонопольного органа подведомственны арбитражному суду. Решение и (или) предписание территориального антимонопольного органа могут быть также обжалованы в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа.

 В случае если решение и (или) предписание антимонопольного органа обжалованы в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа, принятые по делу о нарушении антимонопольного законодательства акты могут быть обжалованы в арбитражный суд в течение одного месяца с момента вступления в силу решения коллегиального органа федерального антимонопольного органа.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны