Решение б/н решение по жалобе от 29 апреля 2021 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
Управление Федеральной антимонопольной службы по республике Коми |
||
РЕШЕНИЕ |
||
27 апреля 2021 года |
г. Сыктывкар |
№ 01-122/3056 |
ООО «ПИК АРМА»
Гагарина ул., д. 8, офис 718/2,
г. Екатеринбург, 620062
ООО «Усинская тепловая компания»,
Закупочная комиссия ООО «Усинская тепловая компания»
Промышленная ул., д. 34,
г. Усинск, Республика Коми, 169710
Оператору электронной площадки Росэлторг – АО «Единая электронная торговая площадка»
info@roseltorg.ru
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров, порядка осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, в составе: ‹…› (далее – Комиссия), рассмотрев жалобу № 011/07/3-269/2021 ООО «ПИК АРМА» (ОГРН: 1176658083282, ИНН: 6670458365, КПП: 667001001) исх. № 205-40/2 от 15.04.2021 (вх.№ 1974э от 16.04.2021) в отношении ООО «Усинская тепловая компания» (ОГРН: 1081106001437, ИНН: 1106024691, КПП: 110601001), в части предъявления к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке, при проведении закупки способом запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, наименование закупки - затворы дисковые, номер извещения 32110108062 в единой информационной системе в сфере закупок, в присутствии на заседании ‹…› – представителя ООО «Усинская тепловая компания» по доверенности,
УСТАНОВИЛА:
ООО «Усинская тепловая компания» явилось заказчиком, организатором закупки способом запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, наименование закупки - затворы дисковые, номер извещения 32110108062 в единой информационной системе в сфере закупок (далее – закупка, ЕИС). Закупка проводилась на электронной площадке Росэлторг. Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках).
Заявитель явился участником закупки, им оспорено отклонение его первой части заявки, указано на предъявление к нему требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке.
ООО «Усинская тепловая компания» представлены письменные пояснения, возражения.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).
Проводимая закупка является конкурентной, проводилась в электронной форме, её участниками могли быть только субъекты малого и среднего предпринимательства. Нижеприведенные положения статей 3.2, 3.4, 4 Закона о закупках регламентируют порядок проведения такой закупки.
Согласно части 1 статьи 3.4 Закона о закупках конкурентная закупка в электронной форме, участниками которой с учетом особенностей, установленных Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 части 8 статьи 3 настоящего Федерального закона, могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства (далее также - конкурентная закупка с участием субъектов малого и среднего предпринимательства), осуществляется в соответствии со статьями 3.2 и 3.3 настоящего Федерального закона и с учетом требований, предусмотренных настоящей статьей.
Согласно частям 9, 10 статьи 3.2 Закона о закупках для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.
Заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика. Форма заявки на участие в запросе котировок в электронной форме устанавливается в извещении о проведении запроса котировок в соответствии с положением о закупке заказчика.
Также, согласно пунктам 1-3 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны:
1) требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика;
2) требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке;
3) требования к описанию участниками такой закупки поставляемого товара, который является предметом конкурентной закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками такой закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом конкурентной закупки, их количественных и качественных характеристик.
Кроме этого, согласно части 8 статьи 4 Закона о закупках извещение об осуществлении конкурентной закупки является неотъемлемой частью документации о конкурентной закупке. Сведения, содержащиеся в извещении об осуществлении конкурентной закупки, должны соответствовать сведениям, содержащимся в документации о конкурентной закупке.
Таким образом, заказчик разрабатывает и утверждает документацию о конкурентной закупке, в которой должны быть указаны, в том числе требования к техническим характеристикам товара, требования к содержанию форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке, требования к описанию участниками такой закупки поставляемого товара.
Согласно части 19 статьи 3.4 Закона о закупках, действовавшей до 01.04.2021, заявка на участие в конкурсе в электронной форме, аукционе в электронной форме, запросе предложений в электронной форме состоит из двух частей и ценового предложения. Заявка на участие в запросе котировок в электронной форме состоит из одной части и ценового предложения. Первая часть заявки на участие в конкурсе в электронной форме, аукционе в электронной форме, запросе предложений в электронной форме должна содержать описание поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки в соответствии с требованиями документации о закупке. При этом не допускается указание в первой части заявки на участие в конкурентной закупке сведений об участнике конкурса, аукциона или запроса предложений и о его соответствии единым квалификационным требованиям, установленным в документации о конкурентной закупке. Вторая часть заявки на участие в конкурсе в электронной форме, аукционе в электронной форме, запросе предложений в электронной форме должна содержать сведения о данном участнике таких конкурса, аукциона или запроса предложений, информацию о его соответствии единым квалификационным требованиям (если они установлены в документации о конкурентной закупке), об окончательном предложении участника таких конкурса, аукциона или запроса предложений о функциональных характеристиках (потребительских свойствах) товара, качестве работы, услуги и об иных условиях исполнения договора.
С 01.04.2021 в статью 3.4 Закона о закупках внесены изменения, согласно которым первая часть данной заявки должна содержать предложение участника конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства в отношении предмета такой закупки, а также информацию и документы, частью 19.2 статьи 3.4 Закона о закупках в отношении критериев и порядка оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке, применяемых к предлагаемым участниками такой закупки товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора (в случае установления в документации о конкурентной закупке этих критериев). Это следует из пункта 10 части 19.1 и части 19.5 статьи 3.4 Закона о закупках.
Таким образом, предусмотрено, что на участие в конкурентных закупках, проводимых в электронной форме, с участием субъектов малого и среднего предпринимательства, заявки состоят из двух частей, которые рассматриваются комиссией заказчика отдельно (поэтапно)
Также частью 6 статьи 3 Закона о закупках предусмотрено, что заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Извещение, закупочная документация размещены в ЕИС 22.03.2021, с изменениями – 24.03.2021, срок подачи заявок – до 02.04.2021, дата рассмотрения первых частей заявок – 05.04.2021, дата рассмотрения вторых частей заявок – 06.04.2021, дата подведения итогов – 08.04.2021.
Приказом ООО «Усинская тепловая компания» № 326 от 22.03.2021 утвержден состав закупочной комиссии для проведения рассматриваемой закупки.
Как следует из представленных оператором электронной площадки заявок, протокола рассмотрения первых частей заявок на участие в процедуре 32110108062 от 05.04.2021, протокола рассмотрения вторых частей заявок на участие в процедуре 32110108062 от 06.04.2021 заявки состояли из двух частей.
Заявитель подал заявку, которой присвоен номером 607763. Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок на участие в процедуре 32110108062 от 05.04.2021 данная заявка не допущена к участию в закупке в связи со следующим:
Несоответствие участника закупки требованиям документации. Не предоставлены технические характеристики(ведомость закупаемой продукции), что не соответствует «Документации по открытому запросу предложений в электронной форме для субъектов малого и среднего предпринимательства», а именно: п.15.9.3 «По результатам рассмотрения заявок Заказчик запроса предложений решением Комиссии запроса предложений отклоняет заявки, которые: а) в существенной мере не отвечают требованиям к оформлению настоящей документации; б) содержат неполный перечень документов, установленный документацией».
Заявитель в жалобе указал, что в закупочной документации, документах в ее составе не указано о предоставлении, в том числе в первой части заявки ведомости закупаемой продукции.
В пояснениях заказчик сослался на положения частей 19.1, 19.2 статьи 3.4 Закона о закупках, указал, что первая часть заявки должна содержать предложение участника закупки в отношении предмета закупки. Предмет закупки содержался в техническом задании и приложении к нему – ведомости закупаемой продукции по лоту: «Затворы дисковые» для ООО «Усинская ТК» в 2021 году. По мнению заказчика, первая часть заявки заявителя отклонена правомерно.
Доводы заказчика не могут быть приняты в силу следующего.
В электронной форме извещения в ЕИС указано, что заявки подаются в соответствии с документацией.
Изучив закупочную документацию, Комиссия установила, что из ее содержания не следует, что заявка должна состоять из двух частей, при этом первая часть должна содержать описание поставляемого товара либо предложение участника в отношении предмета закупки.
По пункту 2.4 документации заявка на участие в запросе предложений – предложение Участника, направленное Заказчику запроса предложений с намерением заключить Договор и поданное в соответствии с требованиями документации запроса предложений.
При этом, в пункте 2.5 закупочной документации указано, что документация о запросе предложений (Документация) – настоящий комплект документов, содержащий всю необходимую и достаточную информацию об условиях запроса предложений, регламентирующий порядок и процедуру проведения запроса предложений.
По пункту 6.2 документации заявки на участие в запросе предложений должны подаваться в соответствии с правилами оформления заявок, указанными в настоящей документации о запросе предложений.
В пункте 7.6 документации указано - предполагается, что Участник запроса предложений изучит все инструкции, формы, условия и требования, содержащиеся в документации. Все условия, содержащиеся в настоящей документации, рассматриваются как принятые Участником, подающим заявку на участие в запросе предложений. Предполагается, что Участник на основании документации (включая технические требования) получил всю необходимую информацию для подготовки и подачи своей заявки на участие в запросе предложений.
Раздел II закупочной документации содержит инструкцию по подготовке заявок и порядок проведения запроса предложений.
Так, согласно пункту 8.1.1 документации участник запроса предложений должен подготовить заявку на участие в строгом соответствии с требованиями настоящей документации, таким образом, чтобы заявка не содержала никаких условий, противоречащих требованиям документации. Заявка на участие состоит из следующих компонентов:
- Заявка на участие в запросе предложений (Форма 1);
- Коммерческое предложение. Коммерческое предложение должно быть подготовлено в соответствии с формой, установленной в настоящей документации о Запросе предложений (Форма 2);
- Анкета Участника открытого запроса предложений (Форма 3).
- Опись документов, содержащихся в заявке на участие в запросе предложений (Форма 4).
- Документы, подтверждающие соответствие Участника запроса предложений требованиям документации к правоспособности и квалификации, перечень которых содержится в п. 9;
- Другие документы в соответствии с требованиями документации о проведении запроса предложений.
По пункту 8.2.1 документации в составе заявки на участие все компоненты заявки, указанные в пп. 8.1.1, должны быть укомплектованы раздельно в указанной последовательности с обозначением каждого компонента (в зависимости от объема заявки данные компоненты могут быть упакованы в отдельные конверты, папки, содержать разделители и маркировки в составе одного пакета и т.д.) и оформлены в соответствии с требованиями п. 12. настоящей документации, чтобы Заказчик мог без промедлений найти в составе заявки все компоненты.
В пункте 8.4 документации указаны требования к подготовке заявки на участие, согласно которому:
-
-
- Участник заполняет заявку (заявку на участие в запросе предложений) в строгом соответствии с образцом заявки Раздела III «Формы заявки на участие в запросе предложений» (Форма 1) и прикладывает к ней Коммерческое предложение (Форма 2).
- В состав заявки должна входить также последовательная опись всех документов с нумерацией страниц, входящих в заявку на участие в соответствии с требованиями документации о запросе предложений. Форма описи содержится в Форме 4.
-
В пункте 8.5 документации указаны требования к подготовке коммерческого предложения, в том числе:
-
-
- Коммерческое предложение должно быть подготовлено в соответствие с формой, установленной в настоящей документации о Запросе предложений (Форма 2).
-
Таким образом, ни в приведенных пунктах документации, ни в извещении, ни в техническом задании, ни в приложении к техническому заданию не указано, что заявка должна состоять из двух частей, первая часть заявки должна содержать технические характеристики в соответствии с требованиями документации.
В пояснениях заказчик дополнительно указал, что в первой части заявки заявителя отсутствовала и информация о количестве поставляемого товара.
Однако из документации также не следует, что первая часть заявки должна содержать сведения о количестве поставляемого товара в соответствии с требованиями документации.
Из содержания документации следует, что заявка состоит из форм 1-4 и других документов в соответствии с документацией, о том, что заявка состоит из первой и второй части, ценового предложения, и в каждую часть заявки должны включаться определенные сведения или документы, в документации не указано.
В пункте 15.3 документации указано, что общий порядок рассмотрения и оценки состоит из следующих этапов – этап открытия доступа к заявкам, этап рассмотрения заявок и отбор на предмет соответствия Участника и поданной им заявки требованиям документации, и последующий этап оценки и сопоставления заявок с целью определения победителя.
Согласно пункту 15.9.1 документации на этапе рассмотрения Заказчиком запроса предложений проверяется:
- правильность оформления заявок, в том числе наличие всех необходимых документов и их соответствие требованиям документации по существу, а также наличие необходимых подписей в заявке;
- соответствие Участников запроса предложений требованиям документации (общим требованиям к правоспособности п. 9.1 и квалификационным требованиям п. 9.3.);
- соответствие коммерческого предложения (Форма 2) требованиям документации;
- отсутствие ошибок данных в расчетах, содержащихся в заявке.
- сведения о стране происхождения товаров, отсутствие указанных сведений не является основанием для отклонения заявки на участие в закупке и такая заявка рассматривается как содержащая предложение о поставке иностранных товаров.
Согласно пункту 15.9.3 документации по результатам рассмотрения заявок Заказчик запроса предложений решением Комиссии запроса предложений отклоняет заявки, которые:
- в существенной мере не отвечают требованиям к оформлению настоящей документации;
- содержат неполный перечень документов, установленный документацией;
- поданы Участниками запроса предложений, квалификация и/или правоспособность которых не отвечают требованиям документации;
- содержат предложения, не соответствующие установленным условиям документации;
- содержат недостоверную информацию;
- поданы Участниками запроса предложений, которые не согласились с предложениями Заказчика по исправлению очевидных арифметических или грамматических ошибок в заявках.
- имеются у Заказчика сведения об участнике размещения заказа в федеральном реестре недобросовестных поставщиков.
Как указано выше, документацией не предусмотрено, что заявка подается частями, в первой ее части должны указываться технические характеристики и количество поставляемого товара (ведомость закупаемой продукции). Из закупочной документации не представляется возможным установить, что должна содержать первая часть заявки.
В связи с этим, отклонив первую часть заявки заявителя по основанию не предоставления в первой части заявки технических характеристик (ведомости закупаемой продукции), а также сведений о количестве поставляемого товара, закупочная комиссия предъявила к участнику требования, не предусмотренные документацией, а именно о подаче заявки частями и предоставлении в первой части заявки технических характеристик, количества поставляемого товара (ведомости закупаемой продукции), что противоречит требованиям части 6 статьи 3 Закона о закупках.
В связи с этим, жалоба явилась обоснованной.
На участие в закупке подано 6 заявок, это следует из протокола рассмотрения первых частей заявок на участие в процедуре 32110108062 от 05.04.2021. Кроме первой части заявки заявителя по аналогичному основанию отклонили еще две заявки. Таким образом, и другим участникам закупки не представилось возможным установить из закупочной документации, что должно содержаться в первой части заявки.
По информации заказчика, информации, размещенной на электронной площадке, договор не заключен, процедура закупки приостановлена.
Согласно части 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися, нарушений порядка осуществления в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.
По пункту 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган выдает организатору торгов, оператору электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, продавцу государственного или муниципального имущества, организатору продажи обязательные для исполнения предписания о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации и проведения торгов, продажи государственного или муниципального имущества (далее в настоящем пункте - торги), порядка заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися, в том числе предписания об отмене протоколов, составленных в ходе проведения торгов, о внесении изменений в документацию о торгах, извещение о проведении торгов, об аннулировании торгов.
Закупка проведена, внесение изменений в документацию не представляется возможным, составлены протоколы рассмотрения первых частей заявок на участие в процедуре 32110108062 от 05.04.2021, рассмотрения вторых частей заявок на участие в процедуре 32110108062 от 06.04.2021, подведения итогов процедуры 32110108062 от 08.04.2021. Данные протоколы размещены в ЕИС.
При рассмотрении жалобы выявлено существенное нарушение порядка организации, проведения закупки. В целях устранения выявленного нарушения необходимо выдать предписание - с учетом стадии проведения закупки - о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации, проведения закупки, об аннулировании закупки, об отмене протоколов, составленных в ходе проведения закупки.
На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия
РЕШИЛА:
- Признать жалобу обоснованной.
- Признать закупочную комиссию ООО «Усинская тепловая компания» нарушившей часть 6 статьи 3 Закона о закупках в части предъявления к участнику закупки – ООО «ПИК АРМА» требования, которое не указано в документации о закупке – о предоставлении в первой части заявки технических характеристик (ведомости закупаемой продукции).
- Выдать ООО «Усинская тепловая компания» предписание об аннулировании закупки, закупочной комиссии ООО «Усинская тепловая компания» - предписание об отмене всех протоколов, составленных в ходе проведения закупки.
Председатель Комиссии |
‹…› |
|
Члены Комиссии |
‹…› ‹…› |
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.
За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.