Решение б/н решение по жалобе от 29 апреля 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Управление Федеральной антимонопольной службы

по республике Коми

РЕШЕНИЕ

27 апреля 2021 года

г. Сыктывкар

№ 01-122/3056

 

ООО «ПИК АРМА»

Гагарина ул., д. 8, офис 718/2,

г. Екатеринбург, 620062

ООО «Усинская тепловая компания»,

Закупочная комиссия ООО «Усинская тепловая компания»

Промышленная ул., д. 34,

г. Усинск, Республика Коми, 169710

Оператору электронной площадки Росэлторг – АО «Единая электронная торговая площадка»

info@roseltorg.ru

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров, порядка осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, в составе: ‹…› (далее – Комиссия), рассмотрев жалобу № 011/07/3-269/2021 ООО «ПИК АРМА» (ОГРН: 1176658083282, ИНН: 6670458365, КПП: 667001001) исх. № 205-40/2 от 15.04.2021 (вх.№ 1974э от 16.04.2021) в отношении ООО «Усинская тепловая компания» (ОГРН: 1081106001437, ИНН: 1106024691, КПП: 110601001), в части предъявления к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке, при проведении закупки способом запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, наименование закупки - затворы дисковые, номер извещения 32110108062 в единой информационной системе в сфере закупок, в присутствии на заседании ‹…› – представителя ООО «Усинская тепловая компания» по доверенности,

УСТАНОВИЛА:

ООО «Усинская тепловая компания» явилось заказчиком, организатором закупки способом запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, наименование закупки - затворы дисковые, номер извещения 32110108062 в единой информационной системе в сфере закупок (далее – закупка, ЕИС). Закупка проводилась на электронной площадке Росэлторг. Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках).

Заявитель явился участником закупки, им оспорено отклонение его первой части заявки, указано на предъявление к нему требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке.

ООО «Усинская тепловая компания» представлены письменные пояснения, возражения.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

Проводимая закупка является конкурентной, проводилась в электронной форме, её участниками могли быть только субъекты малого и среднего предпринимательства. Нижеприведенные положения статей 3.2, 3.4, 4 Закона о закупках регламентируют порядок проведения такой закупки.

Согласно части 1 статьи 3.4 Закона о закупках конкурентная закупка в электронной форме, участниками которой с учетом особенностей, установленных Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 части 8 статьи 3 настоящего Федерального закона, могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства (далее также - конкурентная закупка с участием субъектов малого и среднего предпринимательства), осуществляется в соответствии со статьями 3.2 и 3.3 настоящего Федерального закона и с учетом требований, предусмотренных настоящей статьей.

Согласно частям 9, 10 статьи 3.2 Закона о закупках для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.

Заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика. Форма заявки на участие в запросе котировок в электронной форме устанавливается в извещении о проведении запроса котировок в соответствии с положением о закупке заказчика.

Также, согласно пунктам 1-3 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны:

1) требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика;

2) требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке;

3) требования к описанию участниками такой закупки поставляемого товара, который является предметом конкурентной закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками такой закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом конкурентной закупки, их количественных и качественных характеристик.

Кроме этого, согласно части 8 статьи 4 Закона о закупках извещение об осуществлении конкурентной закупки является неотъемлемой частью документации о конкурентной закупке. Сведения, содержащиеся в извещении об осуществлении конкурентной закупки, должны соответствовать сведениям, содержащимся в документации о конкурентной закупке.

Таким образом, заказчик разрабатывает и утверждает документацию о конкурентной закупке, в которой должны быть указаны, в том числе требования к техническим характеристикам товара, требования к содержанию форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке, требования к описанию участниками такой закупки поставляемого товара.

Согласно части 19 статьи 3.4 Закона о закупках, действовавшей до 01.04.2021, заявка на участие в конкурсе в электронной форме, аукционе в электронной форме, запросе предложений в электронной форме состоит из двух частей и ценового предложения. Заявка на участие в запросе котировок в электронной форме состоит из одной части и ценового предложения. Первая часть заявки на участие в конкурсе в электронной форме, аукционе в электронной форме, запросе предложений в электронной форме должна содержать описание поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки в соответствии с требованиями документации о закупке. При этом не допускается указание в первой части заявки на участие в конкурентной закупке сведений об участнике конкурса, аукциона или запроса предложений и о его соответствии единым квалификационным требованиям, установленным в документации о конкурентной закупке. Вторая часть заявки на участие в конкурсе в электронной форме, аукционе в электронной форме, запросе предложений в электронной форме должна содержать сведения о данном участнике таких конкурса, аукциона или запроса предложений, информацию о его соответствии единым квалификационным требованиям (если они установлены в документации о конкурентной закупке), об окончательном предложении участника таких конкурса, аукциона или запроса предложений о функциональных характеристиках (потребительских свойствах) товара, качестве работы, услуги и об иных условиях исполнения договора.

С 01.04.2021 в статью 3.4 Закона о закупках внесены изменения, согласно которым первая часть данной заявки должна содержать предложение участника конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства в отношении предмета такой закупки, а также информацию и документы, частью 19.2 статьи 3.4 Закона о закупках в отношении критериев и порядка оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке, применяемых к предлагаемым участниками такой закупки товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора (в случае установления в документации о конкурентной закупке этих критериев). Это следует из пункта 10 части 19.1 и части 19.5 статьи 3.4 Закона о закупках.

Таким образом, предусмотрено, что на участие в конкурентных закупках, проводимых в электронной форме, с участием субъектов малого и среднего предпринимательства, заявки состоят из двух частей, которые рассматриваются комиссией заказчика отдельно (поэтапно)

Также частью 6 статьи 3 Закона о закупках предусмотрено, что заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Извещение, закупочная документация размещены в ЕИС 22.03.2021, с изменениями – 24.03.2021, срок подачи заявок – до 02.04.2021, дата рассмотрения первых частей заявок – 05.04.2021, дата рассмотрения вторых частей заявок – 06.04.2021, дата подведения итогов – 08.04.2021.

Приказом ООО «Усинская тепловая компания» № 326 от 22.03.2021 утвержден состав закупочной комиссии для проведения рассматриваемой закупки.

Как следует из представленных оператором электронной площадки заявок, протокола рассмотрения первых частей заявок на участие в процедуре 32110108062 от 05.04.2021, протокола рассмотрения вторых частей заявок на участие в процедуре 32110108062 от 06.04.2021 заявки состояли из двух частей.

Заявитель подал заявку, которой присвоен номером 607763. Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок на участие в процедуре 32110108062 от 05.04.2021 данная заявка не допущена к участию в закупке в связи со следующим:

Несоответствие участника закупки требованиям документации. Не предоставлены технические характеристики(ведомость закупаемой продукции), что не соответствует «Документации по открытому запросу предложений в электронной форме для субъектов малого и среднего предпринимательства», а именно: п.15.9.3 «По результатам рассмотрения заявок Заказчик запроса предложений решением Комиссии запроса предложений отклоняет заявки, которые: а) в существенной мере не отвечают требованиям к оформлению настоящей документации; б) содержат неполный перечень документов, установленный документацией».

Заявитель в жалобе указал, что в закупочной документации, документах в ее составе не указано о предоставлении, в том числе в первой части заявки ведомости закупаемой продукции.

В пояснениях заказчик сослался на положения частей 19.1, 19.2 статьи 3.4 Закона о закупках, указал, что первая часть заявки должна содержать предложение участника закупки в отношении предмета закупки. Предмет закупки содержался в техническом задании и приложении к нему – ведомости закупаемой продукции по лоту: «Затворы дисковые» для ООО «Усинская ТК» в 2021 году. По мнению заказчика, первая часть заявки заявителя отклонена правомерно.

Доводы заказчика не могут быть приняты в силу следующего.

В электронной форме извещения в ЕИС указано, что заявки подаются в соответствии с документацией.

Изучив закупочную документацию, Комиссия установила, что из ее содержания не следует, что заявка должна состоять из двух частей, при этом первая часть должна содержать описание поставляемого товара либо предложение участника в отношении предмета закупки.

По пункту 2.4 документации заявка на участие в запросе предложений – предложение Участника, направленное Заказчику запроса предложений с намерением заключить Договор и поданное в соответствии с требованиями документации запроса предложений.

При этом, в пункте 2.5 закупочной документации указано, что документация о запросе предложений (Документация) – настоящий комплект документов, содержащий всю необходимую и достаточную информацию об условиях запроса предложений, регламентирующий порядок и процедуру проведения запроса предложений.

По пункту 6.2 документации заявки на участие в запросе предложений должны подаваться в соответствии с правилами оформления заявок, указанными в настоящей документации о запросе предложений.

В пункте 7.6 документации указано - предполагается, что Участник запроса предложений изучит все инструкции, формы, условия и требования, содержащиеся в документации. Все условия, содержащиеся в настоящей документации, рассматриваются как принятые Участником, подающим заявку на участие в запросе предложений. Предполагается, что Участник на основании документации (включая технические требования) получил всю необходимую информацию для подготовки и подачи своей заявки на участие в запросе предложений.

Раздел II закупочной документации содержит инструкцию по подготовке заявок и порядок проведения запроса предложений.

Так, согласно пункту 8.1.1 документации участник запроса предложений должен подготовить заявку на участие в строгом соответствии с требованиями настоящей документации, таким образом, чтобы заявка не содержала никаких условий, противоречащих требованиям документации. Заявка на участие состоит из следующих компонентов:

  1. Заявка на участие в запросе предложений (Форма 1);
  2. Коммерческое предложение. Коммерческое предложение должно быть подготовлено в соответствии с формой, установленной в настоящей документации о Запросе предложений (Форма 2);
  3. Анкета Участника открытого запроса предложений (Форма 3).
  4. Опись документов, содержащихся в заявке на участие в запросе предложений (Форма 4).
  5. Документы, подтверждающие соответствие Участника запроса предложений требованиям документации к правоспособности и квалификации, перечень которых содержится в п. 9;
  6. Другие документы в соответствии с требованиями документации о проведении запроса предложений.

По пункту 8.2.1 документации в составе заявки на участие все компоненты заявки, указанные в пп. 8.1.1, должны быть укомплектованы раздельно в указанной последовательности с обозначением каждого компонента (в зависимости от объема заявки данные компоненты могут быть упакованы в отдельные конверты, папки, содержать разделители и маркировки в составе одного пакета и т.д.) и оформлены в соответствии с требованиями п. 12. настоящей документации, чтобы Заказчик мог без промедлений найти в составе заявки все компоненты.

В пункте 8.4 документации указаны требования к подготовке заявки на участие, согласно которому:

      1. Участник заполняет заявку (заявку на участие в запросе предложений) в строгом соответствии с образцом заявки Раздела III «Формы заявки на участие в запросе предложений» (Форма 1) и прикладывает к ней Коммерческое предложение (Форма 2).
      2. В состав заявки должна входить также последовательная опись всех документов с нумерацией страниц, входящих в заявку на участие в соответствии с требованиями документации о запросе предложений. Форма описи содержится в Форме 4.

В пункте 8.5 документации указаны требования к подготовке коммерческого предложения, в том числе:

      1. Коммерческое предложение должно быть подготовлено в соответствие с формой, установленной в настоящей документации о Запросе предложений (Форма 2).

Таким образом, ни в приведенных пунктах документации, ни в извещении, ни в техническом задании, ни в приложении к техническому заданию не указано, что заявка должна состоять из двух частей, первая часть заявки должна содержать технические характеристики в соответствии с требованиями документации.

В пояснениях заказчик дополнительно указал, что в первой части заявки заявителя отсутствовала и информация о количестве поставляемого товара.

Однако из документации также не следует, что первая часть заявки должна содержать сведения о количестве поставляемого товара в соответствии с требованиями документации.

Из содержания документации следует, что заявка состоит из форм 1-4 и других документов в соответствии с документацией, о том, что заявка состоит из первой и второй части, ценового предложения, и в каждую часть заявки должны включаться определенные сведения или документы, в документации не указано.

В пункте 15.3 документации указано, что общий порядок рассмотрения и оценки состоит из следующих этапов – этап открытия доступа к заявкам, этап рассмотрения заявок и отбор на предмет соответствия Участника и поданной им заявки требованиям документации, и последующий этап оценки и сопоставления заявок с целью определения победителя.

Согласно пункту 15.9.1 документации на этапе рассмотрения Заказчиком запроса предложений проверяется:

  1. правильность оформления заявок, в том числе наличие всех необходимых документов и их соответствие требованиям документации по существу, а также наличие необходимых подписей в заявке;
  2. соответствие Участников запроса предложений требованиям документации (общим требованиям к правоспособности п. 9.1 и квалификационным требованиям п. 9.3.);
  3. соответствие коммерческого предложения (Форма 2) требованиям документации;
  4. отсутствие ошибок данных в расчетах, содержащихся в заявке.
  5. сведения о стране происхождения товаров, отсутствие указанных сведений не является основанием для отклонения заявки на участие в закупке и такая заявка рассматривается как содержащая предложение о поставке иностранных товаров.

Согласно пункту 15.9.3 документации по результатам рассмотрения заявок Заказчик запроса предложений решением Комиссии запроса предложений отклоняет заявки, которые:

  1. в существенной мере не отвечают требованиям к оформлению настоящей документации;
  2. содержат неполный перечень документов, установленный документацией;
  3. поданы Участниками запроса предложений, квалификация и/или правоспособность которых не отвечают требованиям документации;
  4. содержат предложения, не соответствующие установленным условиям документации;
  5. содержат недостоверную информацию;
  6. поданы Участниками запроса предложений, которые не согласились с предложениями Заказчика по исправлению очевидных арифметических или грамматических ошибок в заявках.
  7. имеются у Заказчика сведения об участнике размещения заказа в федеральном реестре недобросовестных поставщиков.

Как указано выше, документацией не предусмотрено, что заявка подается частями, в первой ее части должны указываться технические характеристики и количество поставляемого товара (ведомость закупаемой продукции). Из закупочной документации не представляется возможным установить, что должна содержать первая часть заявки.

В связи с этим, отклонив первую часть заявки заявителя по основанию не предоставления в первой части заявки технических характеристик (ведомости закупаемой продукции), а также сведений о количестве поставляемого товара, закупочная комиссия предъявила к участнику требования, не предусмотренные документацией, а именно о подаче заявки частями и предоставлении в первой части заявки технических характеристик, количества поставляемого товара (ведомости закупаемой продукции), что противоречит требованиям части 6 статьи 3 Закона о закупках.

В связи с этим, жалоба явилась обоснованной.

На участие в закупке подано 6 заявок, это следует из протокола рассмотрения первых частей заявок на участие в процедуре 32110108062 от 05.04.2021. Кроме первой части заявки заявителя по аналогичному основанию отклонили еще две заявки. Таким образом, и другим участникам закупки не представилось возможным установить из закупочной документации, что должно содержаться в первой части заявки.

По информации заказчика, информации, размещенной на электронной площадке, договор не заключен, процедура закупки приостановлена.

Согласно части 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися, нарушений порядка осуществления в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.

По пункту 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган выдает организатору торгов, оператору электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, продавцу государственного или муниципального имущества, организатору продажи обязательные для исполнения предписания о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации и проведения торгов, продажи государственного или муниципального имущества (далее в настоящем пункте - торги), порядка заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися, в том числе предписания об отмене протоколов, составленных в ходе проведения торгов, о внесении изменений в документацию о торгах, извещение о проведении торгов, об аннулировании торгов.

Закупка проведена, внесение изменений в документацию не представляется возможным, составлены протоколы рассмотрения первых частей заявок на участие в процедуре 32110108062 от 05.04.2021, рассмотрения вторых частей заявок на участие в процедуре 32110108062 от 06.04.2021, подведения итогов процедуры 32110108062 от 08.04.2021. Данные протоколы размещены в ЕИС.

При рассмотрении жалобы выявлено существенное нарушение порядка организации, проведения закупки. В целях устранения выявленного нарушения необходимо выдать предписание - с учетом стадии проведения закупки - о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации, проведения закупки, об аннулировании закупки, об отмене протоколов, составленных в ходе проведения закупки.

На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

  1. Признать жалобу обоснованной.
  2. Признать закупочную комиссию ООО «Усинская тепловая компания» нарушившей часть 6 статьи 3 Закона о закупках в части предъявления к участнику закупки – ООО «ПИК АРМА» требования, которое не указано в документации о закупке – о предоставлении в первой части заявки технических характеристик (ведомости закупаемой продукции).
  3. Выдать ООО «Усинская тепловая компания» предписание об аннулировании закупки, закупочной комиссии ООО «Усинская тепловая компания» - предписание об отмене всех протоколов, составленных в ходе проведения закупки.

Председатель Комиссии

 

‹…›

     

Члены Комиссии

 

‹…›

‹…›

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Связанные организации

Связанные организации не указаны