Решение №01-122/6453 Решение по жалобе от 27 августа 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

Управление Федеральной антимонопольной службы

по Республике Коми

 

РЕШЕНИЕ

 

 

27 августа 2021 года

 

г. Сыктывкар

                             

№ 01-122/6454

 

 

                                                                                    

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми (Коми УФАС России)  по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров, порядка осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, в составе: председателя комиссии <…> (далее – Комиссия Коми УФАС России), рассмотрев жалобу ООО «ГЛОБАЛС АУДИТ» исх. от 06.08.2021 № 316 (вх. от 09.08.2021 № 4088э) в отношении АО «Птицефабрика Зеленецкая», касающуюся проведения закупки способом открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг обязательного ежегодного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок № 0800500011421000001), далее – жалоба,

в присутствии:

<…>– представителя АО «Птицефабрика Зеленецкая» по доверенности;

в отсутствии на заседании представителя ООО «РТС-тендер», извещенного надлежащим образом,

 

УСТАНОВИЛА:

Жалоба рассмотрена в порядке статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

Срок принятия решения по жалобе в связи с необходимостью получения дополнительной информации был продлен однократно на основании статьи 14.1 Закона о защите конкуренции.

Заявителем обжалуются действия (бездействие) АО «Птицефабрика Зеленецкая», в том числе в части неуказания срока выполнения работ, периода этапа. По мнению заявителя, использование словосочетаний «в срок до 25 ноября», «в срок до 25 февраля» не имеет юридического смысла. Не установлены дата начала периода (срока) работ.

Заявитель обжалует и критерии, установленные в конкурсной документации.

Перечень случаев, по которым любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки, указан в части 10 статьи 3 Закона о закупках.

Нарушения заказчиком статьи 17 Закона о защите конкуренции к данным случаям не отнесены. В связи этим, жалоба в части возможных нарушений заказчиком статьи 17 Закона о защите конкуренции не подлежит рассмотрению в порядке и сроки, установленные статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.

Жалоба в данной части будет рассмотрена в порядке и сроки, установленные статьей 44 Закона о защите конкуренции.

По части 4 статьи 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» договор на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, в уставном (складочном) капитале которой доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, а также на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности государственной корпорации, государственной компании, публично-правовой компании, государственного унитарного предприятия или муниципального унитарного предприятия заключается по результатам проведения не реже чем один раз в пять лет открытого конкурса в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, при этом установление требования к обеспечению заявок на участие в конкурсе и (или) к обеспечению исполнения контракта не является обязательным.

Закупка проведена на основании части 4 статьи 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

АО «Птицефабрика Зеленецкая» исх. от 16.08.2021 № 1370, от 25.08.2021 № 1446 представлены запрашиваемые копии документов и письменные возражения на жалобу.

Проводимая закупка являлась конкурентной - проводилась способом открытого конкурса в электронной форме (далее – закупка, конкурс).

Заказчиком закупки явилось АО «Птицефабрика Зеленецкая».

Извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме № 0800500011421000001 (далее – извещение), конкурсная документация размещены в единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) 16.07.2021. Закупка проводилась на электронной площадке РТС-тендер.

Согласно статье 6 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 8 Закона о контрактной системе:

 1. Контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

2. Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Согласно статье 48 Закона о контрактной системе:

1. Под открытым конкурсом понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса, конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования.

3. Для проведения открытого конкурса заказчик разрабатывает и утверждает конкурсную документацию.

Согласно статьей 49 Закона о контрактной системе:

1. Извещение о проведении открытого конкурса размещается заказчиком в единой информационной системе не менее чем за двадцать дней до даты вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе.

3. В извещении о проведении открытого конкурса заказчик указывает:

1) информацию, предусмотренную статьей 42 настоящего Федерального закона.

Согласно статье 42 Закона о контрактной системе заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. В извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, следующая информация:

2) краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.

По части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с иной информацией содержит указанную в извещении о проведении открытого конкурса информацию.

В извещении в строке «Сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг» указано: «Начало оказания услуг: с даты заключения договора График оказания услуг: - Первый этап: проведение аудита за период с 01 января 2021 года по 30 сентября 2021 года - в срок до 25 ноября 2021 года. - Второй этап: проведение аудита за период с 01 октября 2021 года по 31 декабря 2021 года - в срок до 28 февраля 2022 года. - Третий этап: проведение аудита за период с 01 января 2022 года по 30 сентября 2022 года - в срок до 25 ноября 2022 года. - Четвертый этап: проведение аудита за период с 01 октября 2022 года по 31 декабря 2022 года - в срок до 28 февраля 2023 года. - Пятый этап: проведение аудита за период с 01 января 2023 года по 30 сентября 2023 года - в срок до 25 ноября 2023 года. - Шестой этап: проведение аудита за период с 01 октября 2023 года по 31 декабря 2023 года - в срок до 28 февраля 2024 года.».

Аналогичная информация содержится в пункте 14 раздела II «Информационная карта» конкурсной документации и в пункте 5 раздела V «Проект договора» конкурсной документации.

Установленный в извещении, конкурсной документации график оказания услуг позволяет однозначно определить потребности заказчика, разночтений и двусмысленных толкований не содержит. Данный вывод подтверждается девятью заявками, поданными, в том числе и заявителем, на участие в конкурсе, а также отсутствием разъяснений положений конкурсной документации в указанной части.

Нарушение требований Закона о контрактной системе в действиях заказчика в части установления в извещении, конкурсной документации графика оказания услуг Комиссией Коми УФАС России не установлено.

Согласно пункту 8 части 1 статьи 54.3. Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать: критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом.

В соответствии со статьей 32 Закона о контрактной системе:

1. Для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:

1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;

2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;

3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;

4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

8. Порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации.

9. Не допускается использование заказчиком не предусмотренных настоящей статьей критериев или их величин значимости, установленных частью 6 настоящей статьи и в соответствии с частью 8 настоящей статьи.

Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 № 1085 утверждены Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила оценки заявок).

Согласно пункту 1 Правил оценки заявок настоящие Правила определяют порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - закупка) в целях выявления лучших из предложенных условий исполнения контракта при проведении закупки, а также предельные величины значимости каждого критерия оценки заявок, окончательных предложений участников закупки (далее - заявка, предложение).

По пункту 3 Правил оценки заявок «оценка» - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.

Согласно пунктам 4, 8 Правил оценки заявок в целях настоящих Правил для оценки заявок (предложений) заказчик устанавливает в документации о закупке следующие критерии оценки:

б) характеризующиеся как нестоимостные критерии оценки:

качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;

квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

В документации о закупке заказчик обязан указать используемые для определения поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии оценки и величины значимости критериев оценки. При этом количество используемых для определения поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев оценки при осуществлении закупки должно быть не менее двух, одним из которых должен быть критерий оценки "цена контракта или сумма цен единиц товара, работы, услуги".

По пунктам 10, 13 Правил оценки заявок в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки

Не допускается использование заказчиком не предусмотренных настоящими Правилами критериев оценки (показателей) или их величин значимости. Не допускается использование заказчиком критериев оценки или их величин значимости, не указанных в документации о закупке.

В соответствии с пунктами 27, 28 Правил оценки заявок показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть следующие показатели (с учетом особенностей, предусмотренных пунктами 27(1) и 27(4) настоящих Правил):

а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;

б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;

в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;

г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;

д) деловая репутация участника закупки.

Оценка заявок (предложений) по нестоимостному критерию оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" производится в случае установления в документации о закупке в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил показателей, раскрывающих содержание соответствующего критерия оценки, с указанием (при необходимости) предельно необходимого заказчику минимального или максимального значения, предусмотренного абзацем вторым пункта 11 настоящих Правил.

Используемые заказчиком критерии (стоимостной и нестоимостной) указаны в Порядке оценки и сопоставления конкурсных заявок, являющимся приложением № 2 к конкурсной документации и размещенным в ЕИС отдельным файлом «Приложение №2 к Конкурсной документации» (далее – Порядок оценки и сопоставления конкурсных заявок).

Как пояснила в ходе заседания представитель заказчика, под нестоимостным критерием, который указан в Порядке оценки и сопоставления конкурсных заявок, понимается квалификация участников закупки.

В пункте 1 нестоимостных критериев Порядка оценки и сопоставления конкурсных заявок установлено наличие документов о прохождении внешнего контроля качества работы, результаты внешнего контроля качества работы, проводимого уполномоченным федеральным органом по контролю и надзору и СРО, подтверждающих отсутствие существенных нарушений, за последние два года.

Подтверждающими документами прохождения внешнего контроля качества работы являются: 1) акты проверок Федерального Казначейства (предоставляются страницы акта Федерального казначейства, содержащие основание, предмет, сроки проверки и сделанные выводы); 2) свидетельство о прохождении внешнего контроля качества, выданное СРО аудиторов Ассоциация "Содружество".                                                                                                                                                                                 

Заявителем оспаривается указание в данном пункте конкретного СРО  аудиторов Ассоциация "Содружество", при этом заявитель отмечает, что ранее, до 2020 года действовало другое СРО, которое также проводило проверки. Следовательно, документ о проверке СРО, действовавший до 2020 года, при оценке заявок учтен не будет.

Согласно письменным пояснениям АО «Птицефабрика Зеленецкая», представленным исх. от 25.08.2021 № 1446, и устным пояснениям представителя заказчика, заслушанным в ходе заседания, в части указания конкретного СРО допущена техническая ошибка, которая была обнаружена при рассмотрении вторых частей заявок.

Комиссией Коми УФАС России установлено, что на официальном сайте Министерства финансов РФ https://minfin.gov.ru/ru размещена информация об исключении 17.02.2020 сведений о саморегулируемой организации аудиторов «Российский Союз аудиторов» (Ассоциация) из государственного реестра саморегулируемых организаций аудиторов, следовательно, до 17.02.2020 саморегулируемая организация аудиторов «Российский Союз аудиторов» осуществляла деятельность.

В настоящее время в государственный реестр саморегулируемых организаций аудиторов внесены сведения о единственной саморегулируемой организации аудиторов Ассоциация "Содружество".

Указание в пункте 1 нестоимостных критериев Порядка оценки и сопоставления конкурсных заявок о наличии свидетельства о прохождении внешнего контроля качества, выданного конкретным СРО - СРО аудиторов Ассоциация "Содружество", не направлено на выявление лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках участников закупки, нарушает принцип обеспечения конкуренции.

Таким образом, действия АО «Птицефабрика Зеленецкая» в части указания в пункте 1 нестоимостных критериев Порядка оценки и сопоставления конкурсных заявок о наличии свидетельства о прохождении внешнего контроля качества, выданного конкретным СРО - СРО аудиторов Ассоциация "Содружество", противоречат статье 6, части 1 статьи 8 Закона о контрактной системе, части 4 статьи 5 Закона об аудите, пункту 1 Правил оценки заявок.                                                  

Указанное нарушение является существенным в связи с тем, что приводит к созданию благоприятствующих условий для организаций, имеющих свидетельство о прохождении внешнего контроля качества, выданное СРО аудиторов Ассоциация "Содружество", и создает дискриминационные условия для организаций, имеющих свидетельство о прохождении внешнего контроля качества, выданное иным СРО аудиторов, действовавшим в указанный заказчиком период, что может приводить к ограничению конкуренции.

 Согласно письменной информации АО «Птицефабрика Зеленецкая», представленной письмом исх от 16.08.2021 № 1370, также подтверждено в ходе заседания представителем заказчика, контракт по результатам закупки не заключен.

Исходя из вышеизложенного, учитывая характер допущенного нарушения, в целях соблюдения прав участников конкурса, подлежит выдаче предписание об об устранении нарушений посредством аннулирования закупки, отмене протоколов.

В части остальных доводов заявителя, указанных в жалобе, касающихся критериев оценки конкурсных заявок, Коми УФАС России считает их необоснованными в связи со следующим. Обжалуемые заявителем показатели нестоимостных критериев, указанных в пунктах 1, 4, 5, 6 Порядка оценки и сопоставления конкурсных заявок, не противоречат законодательству, соответствуют потребности заказчика, не влекут создание преимуществ для определенных участников, а лишь способствуют выявлению лучших условий исполнения контракта. Достаточные основания для констатации факта нарушения заказчиком Закона о контрактной системе, Правил оценки заявок в антимонопольном управлении отсутствуют, заявителем не представлены.

На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу заявителя в части указания в пункте 1 нестоимостных критериев Порядка оценки и сопоставления конкурсных заявок о наличии свидетельства о прохождении внешнего контроля качества, выданного конкретным СРО аудиторов, обоснованной, в остальной части – необоснованной.

2. Признать АО «Птицефабрика Зеленецкая» нарушившим статью 6, часть 1 статьи 8 Закона о контрактной системе, часть 4 статьи 5 Закона об аудите, пункт 1 Правил оценки заявок в части указания в пункте 1 нестоимостных критериев Порядка оценки и сопоставления конкурсных заявок о наличии свидетельства о прохождении внешнего контроля качества, выданного конкретным СРО аудиторов.

3. Выдать АО «Птицефабрика Зеленецкая» предписание об аннулировании закупки способом открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг обязательного ежегодного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности, (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок № 0800500011421000001), отмене протокола рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме № 0800500011421000001 от 09.08.2021, протокола рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме №0800500011421000001 от 12.08.2021, протокола подведения итогов открытого конкурса в электронной форме № 0800500011421000001 от 13.08.2021.

 

 

 Председатель Комиссии

 

<…>

 

 

 

 

Члены Комиссии

                   

                                              <…>

 

 

<…>

 

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны