Предупреждение б/н предупреждение от 17 марта 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Управление Федеральной антимонопольной службы

по республике Коми

пРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения

антимонопольного законодательства

г. Сыктывкар

17 марта 2023 года № 01-121/1754

Муниципальное казенное учреждение «Городское хозяйство» администрации муниципального образования городского округа «Усинск»


Ленина ул., д. 13, пом. 58,

г. Усинск, Республика Коми, 169710

mku-gorhoz@bk.ru

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми поступило заявление физического лица, направленное Федеральной антимонопольной службой для рассмотрения по подведомственности. Заявление подано в том числе в отношении муниципального казенного учреждения «Городское хозяйство» администрации муниципального образования городского округа «Усинск» (далее - МКУ «Городское хозяйство», учреждение, заказчик), в заявлении указано на осуществление закупок без проведения конкурентных процедур. По результатам рассмотрения заявления установлено следующее.

По пункту 15 части 1 статьи 16.1 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее – Закон о местном самоуправлении) органы местного самоуправления муниципального округа, городского округа, городского округа с внутригородским делением имеют право на осуществление деятельности по обращению с животными без владельцев, обитающими на территориях муниципального округа, городского округа.

По пункту 3 части 1 статьи 17 Закона о местном самоуправлении в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают следующими полномочиями: создание муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.

В соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) казенное учреждение - государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.

Осуществление деятельности по обращению с животными без владельцев, обитающими на территориях городского округа, относится к вопросам местного значения, муниципальное казенное учреждение выполняет функции органа местного самоуправления.

В соответствии со статьей 72 БК РФ закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд с учетом положений настоящего Кодекса.

Вопросы местного значения являются муниципальной нуждой органа местного самоуправления, реализуемой в установленном законодательством порядке.

Применение Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) является обязательным условием при использовании средств местного бюджета, которые направляются на оплату услуг для муниципальных нужд.

В силу части 1 статьи 54 Закона о местном самоуправлении закупки товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно понятиям, данным в целях применения Закона о контрактной системе, закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд (далее - закупка) - совокупность действий, осуществляемых в установленном настоящим Федеральным законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд; участник закупки - участник закупки - любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, за исключением юридического лица, местом регистрации которого является государство или территория, включенные в утверждаемый в соответствии с пунктом 15 статьи 241 Бюджетного кодекса Российской Федерации перечень государств и территорий, используемых для промежуточного (офшорного) владения активами в Российской Федерации (далее - офшорная компания), либо юридического лица, являющегося иностранным агентом в соответствии с Федеральным законом от 14 июля 2022 года N 255-ФЗ "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием", или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, за исключением физического лица, являющегося иностранным агентом в соответствии с Федеральным законом от 14 июля 2022 года N 255-ФЗ "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием" (статья 3 Закона о контрактной системе).

Вмести с этим, статьей 8 Закона о контрактной системе закреплены основные принципы осуществления закупок. Согласно части 1 данной статьи контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Согласно пункту 6 части 1 статьи 3 Закона о контрактной системе муниципальный заказчик - муниципальный орган или муниципальное казенное учреждение, действующие от имени муниципального образования, уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации от имени муниципального образования и осуществляющие закупки.

Таким образом, на муниципальное казенное учреждение при закупке товаров, работ, услуг распространяются требования Закона о контрактной системе.

Согласно части 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - конкурентные способы) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Согласно пункту 16 части 1 статьи 3 Закона о контрактной системе совокупный годовой объем закупок - утвержденный на соответствующий финансовый год общий объем финансового обеспечения для осуществления заказчиком закупок в соответствии с настоящим Федеральным законом, в том числе для оплаты контрактов, заключенных до начала указанного финансового года и подлежащих оплате в указанном финансовом году.

Согласно части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе, конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Осуществление закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) регламентировано в статье 93 Закона о контрактной системе.

Согласно пункту 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком, в том числе, в случае осуществление закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую шестисот тысяч рублей, либо закупки товара на сумму, предусмотренную частью 12 настоящей статьи, если такая закупка осуществляется в электронной форме. При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не должен превышать два миллиона рублей или не должен превышать десять процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем пятьдесят миллионов рублей.

Информация о закупках у единственных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), на основании пункта 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, контракты с которыми планируются к заключению в течение очередного финансового года и (или) в плановом периоде, подлежит включению в план закупок и план-график закупок.

Согласно сведениям плана-графика № 202202006000004003, размещенного в единой информационной системе в сфере закупок (далее – ЕИС) на сайте www.zakupki.gov.ru, совокупной годовой объем закупок заказчика в 2022 году составил 9 271 709,97 руб.

Следовательно, годовой объем закупок, которые заказчик вправе был осуществить на основании пункта 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе составляет 927 170, 99 руб., т.е. не более десяти процентов от совокупного годового объема закупок учреждения.

Согласно сведениям плана-графика № 202202006000004003, размещенного в ЕИС, годовой объем закупок, осуществленный заказчиком на основании пункта 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе составляет 5 858 999,01 руб., что превышает два миллиона рублей и десять процентов совокупного годового объема закупок учреждения.

Таким образом, ограничения, указанные в пункте 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе МКУ «Городское хозяйство» не соблюдены.

Так, например, с превышением годового объема закупок на основании пункта 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе МКУ «Городское хозяйство» заключены следующие договоры:

от 02.06.2022 на поставку оборудования холодильного и вентиляционного с ИП ‹…› на сумму 51590 руб.;

№ 20/2022 от 20.06.2022, № 30/2022 от 22.07.2022 на оказание ветеринарных услуг с ИП ‹…› на сумму 36000 руб., 180000 руб. соответственно;

№ 25/2022 от 08.07.2022 по текущему ремонту по устройству стяжки в помещениях с ИП ‹…› на сумму 597994,79 руб.;

№ 26/2022 от 12.07.2022 по текущему ремонту в помещениях с ИП ‹…›, на сумму 595980,23 руб.;

№ 31/2022 от 25.07.2022 на изготовление и поставку вольеров для собак с ИП ‹…› на сумму 360000 руб.;

№ 36/2022 от 01.09.2022 на поставку средств для отлова животных с ООО «МПО МТП РУС» на сумму 112340 руб.;

№ 41/2022 от 09.09.2022 на поставку хозяйственного инвентаря с ИП ‹…›на сумму 56388 руб.;

№ 43/2022 от 27.09.2022 на поставку товаров хозяйственного назначения с ИП ‹…› на сумму 66760 руб.;

№ 131 от 15.11.2022 на выполнение дератизационных мероприятий с ФГУП «Дезинфекция», г. Сыктывкар» Роспотребнадзора» на сумму 2160 руб.;

№ 31/2022 от 02.12.2022 на выполнение работ по установке пароизоляционного слоев с ИП ‹…›на сумму 554541,23 руб.;

№ 65/2022 от 23.12.2022 на поставку сухого корма для собак с ИП ‹…› на сумму 75048,96 руб.

Частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещаются:

1) введение ограничений в отношении создания хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере деятельности, а также установление запретов или введение ограничений в отношении осуществления отдельных видов деятельности или производства определенных видов товаров;

2) необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам;

3) установление запретов или введение ограничений в отношении свободного перемещения товаров в Российской Федерации, иных ограничений прав хозяйствующих субъектов на продажу, покупку, иное приобретение, обмен товаров;

4) дача хозяйствующим субъектам указаний о первоочередных поставках товаров для определенной категории покупателей (заказчиков) или о заключении в приоритетном порядке договоров;

5) установление для приобретателей товаров ограничений выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие товары;

6) предоставление хозяйствующему субъекту доступа к информации в приоритетном порядке;

7) предоставление государственной или муниципальной преференции в нарушение требований, установленных главой 5 настоящего Федерального закона;

8) создание дискриминационных условий;

9) установление и (или) взимание не предусмотренных законодательством Российской Федерации платежей при предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных или муниципальных услуг;

10) дача хозяйствующим субъектам указаний о приобретении товара, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

11) непринятие мер по преобразованию или ликвидации унитарного предприятия, осуществляющего деятельность на товарном рынке, находящемся в состоянии конкуренции, либо создание унитарного предприятия, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Согласно пунктам 5, 7, 8, 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции:

5) хозяйствующий субъект - коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации;

7) конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке;

8) дискриминационные условия - условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами;

17) признаки ограничения конкуренции - сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Согласно позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 29.11.2011 N 8799/11 по делу N А66-7056/2010, в тех случаях, когда требуется проведение торгов, подразумевающее состязательность хозяйствующих субъектов, их непроведение, за исключением случаев, допускаемых законом, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении торгов в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить товары, работы, услуги, доступ к соответствующему товарному рынку либо права ведения деятельности на нем.

Таким образом, непроведение в случаях, предусмотренных законодательством (а именно Законом о контрактной системе) конкурентных закупок, подразумевающих состязательность хозяйствующих субъектов, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении в установленном порядке торгов могут быть выявлены контрагенты, предлагающие наилучшие условия, что обеспечивает соблюдение интересов заказчика, а также хозяйствующих субъектов, действующих на соответствующем товарном рынке.

Осуществление вышеуказанных закупок без проведения конкурентных процедур могло создать преимущественные условия деятельности отдельным хозяйствующим субъектам – индивидуальным предпринимателям ‹…›, ООО «МПО МТП РУС», ФГУП «Дезинфекция», г. Сыктывкар» Роспотребнадзора». Указанное могло привести к ограничению доступа других хозяйствующих субъектов к получению бюджетных средству и, как следствие, к ограничению конкуренции на товарных рынках.

Установив такой порядок осуществления закупок без проведения конкурентных процедур МКУ «Городское хозяйство» создает необоснованные преимущества осуществления деятельности для отдельных хозяйствующих субъектов, в то время как иные хозяйствующие субъекты лишены доступа к соответствующим товарным рынкам, что необоснованно препятствует осуществлению деятельности хозяйствующих субъектов, способных конкурировать за получение бюджетных денежных средств в случае проведения публичных процедур, и в случае признания победителями - выполнять указанные работы, оказывать услуги.

Таким образом, учреждение предоставило возможность хозяйствующим субъектам без участия в конкурентных процедурах определения исполнителя работ выполнять работы, оказывать услуги, являющиеся муниципальной нуждой, что, безусловно, приводит или может привести к ограничению конкуренции, созданию дискриминационных условий, так как такие работы могут выполнять иные хозяйствующие субъекты.

В действиях МКУ «Городское хозяйство», выразившихся в осуществлении неправомерного выбора способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем осуществления закупок у единственного подрядчика (указанных выше и иных) с превышением годового объема таких закупок в нарушении требований пункта 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, имеются признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Согласно части 8 статьи 44 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения заявления, материалов антимонопольный орган принимает одно из следующих решений, в том числе: 3) о выдаче предупреждения в соответствии со статьей 39.1 настоящего Федерального закона.

Согласно статье 39.1 Закона о защите конкуренции:

1. В целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту, федеральному органу исполнительной власти, органу государственной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органу или организации, организации, участвующей в предоставлении государственных или муниципальных услуг, государственному внебюджетному фонду предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), об отмене или изменении актов, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения, либо о ликвидации или принятии мер по прекращению осуществления видов деятельности унитарного предприятия, которое создано или осуществляет деятельность с нарушением требований настоящего Федерального закона (далее - предупреждение).

2. Предупреждение выдается лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, в случае выявления признаков нарушения пунктов 3, 5, 6 и 8 части 1 статьи 10, статей 14.1, 14.2, 14.3, 14.7, 14.8 и 15 настоящего Федерального закона. Принятие антимонопольным органом решения о возбуждении дела о нарушении пунктов 3, 5, 6 и 8 части 1 статьи 10, статей 14.1, 14.2, 14.3, 14.7, 14.8 и 15 настоящего Федерального закона без вынесения предупреждения и до завершения срока его выполнения не допускается.

В связи с наличием в действиях МКУ «Городское хозяйство» ОГРН: 1211100005467, ИНН: 1106035326, КПП: 110601001, место нахождения: 169710, Республика Коми, г. Усинск, Ленина ул., д. 13, помещ. 58), выразившихся в осуществлении в 2022 году неправомерного выбора способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем осуществления закупок у единственного подрядчика (указанных выше и иных) с превышением годового объема таких закупок в нарушении требований пункта 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, признаков нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренных частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми на основании статьи 39.1 Закона о защите конкуренции предупреждает о необходимости устранения причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения путем рассмотрения указанной в настоящем предупреждении информации о признаках нарушения МКУ «Городское хозяйство» части 1 статьи 15 Закона защите конкуренции, доведении такой информации до ответственных должностных лиц с предупреждением о возможной административной ответственности за указанное нарушение по части 1 статьи 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в срок до 11.04.2023.

О выполнении предупреждения сообщить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения.

Согласно частям 5-8 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции:

5. Предупреждение подлежит обязательному рассмотрению лицом, которому оно выдано, в срок, указанный в предупреждении. Срок выполнения предупреждения должен составлять не менее чем десять дней. По мотивированному ходатайству лица, которому выдано предупреждение, и при наличии достаточных оснований полагать, что в установленный срок предупреждение не может быть выполнено, указанный срок может быть продлен антимонопольным органом.

6. Антимонопольный орган должен быть уведомлен о выполнении предупреждения в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения.

7. При условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением.

8. В случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения.

Должностное лицо ‹…›

Связанные организации

Связанные организации не указаны