Постановление №ПИ/4205/24 Постановление о назначении административного наказания от 19 июля 2024 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о назначении административного наказания по делу № 011/04/14.31-548/2024

об административном правонарушении

«18» июля 2024 года

город Сыктывкар

 ПИ/4205/24

 

Заместитель руководителя управления – начальник отдела защиты конкуренции и контроля рекламы Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми (далее - Коми УФАС России, антимонопольное управление), адрес места нахождения: г. Сыктывкар, ул. Интернациональная, д. 160, корпус А, <...>, рассмотрев протокол от 10.06.2024, материалы дела № 011/04/14.31-548/2024 об административном правонарушении, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в отношении директора Государственного бюджетного учреждения дополнительного образования Республики Коми <...> (далее – ГБУ ДО РК <...>, Учреждение) <...>, адрес места жительства: <...> дата и место рождения: <...>, гор. Сыктывкар; паспортные данные: серия <...>, выдан <...>, код подразделения <...>, руководствуясь пунктами 1, 2 части 1 статьи 29.4 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛА: 

Настоящее дело возбуждено протоколом Коми УФАС России от 10.06.2024, составленным в отсутствие <...>, надлежащим образом извещённой о дате, месте и времени его составления письмами Коми УФАС России от 03.05.2024 № ПК/2692/24, № ПК/2669/24, что подтверждается уведомлениями № 80082596645403, № 80082596645250 о получении 06.05.2024 почтовых отправлений.

Коми УФАС России определением о назначении времени и места рассмотрения дела № 011/04/14.31-548/2024 об административном правонарушении, вызове лица по делу и истребовании необходимых дополнительных материалов от 11.06.2024 № АГ/3439/24 направило <...> по адресу регистрации места жительства - <...> копию протокола об административном правонарушении от 10.06.2024, разъяснив право в соответствии с частью 4 статьи 28.2 КоАП РФ представить объяснения и замечания по содержанию протокола.

Определением о назначении времени и места рассмотрения дела 011/04/14.31- 548/2024 об административном правонарушении, вызове лица по делу и истребовании необходимых дополнительных материалов по делу от 11.06.2024 № АГ/3439/2024, рассмотрение административного дела № 011/04/14.31-548/2024 назначено на 25.06.2024 в 15 часов 30 минут. Определением от 11.06.2024 в адрес <...>. также направлена копия протокола от 10.06.2024.

На дату рассмотрения дела - 25.06.2024 <...> о дате, времени и месте рассмотрения дела № 011/04/14.31-548/2024 надлежащим образом не извещена.

В целях соблюдения процессуальных прав лица, привлекаемого к административной ответственности, Коми УФАС России определением от 26.06.2024 № ПК/3744/24 продлило срок рассмотрения административного дела, назначило рассмотрение дела на 18.07.2024 в 15 часов 00 минут, направило копию протокола об административном правонарушении от 10.06.2024.  

Определение от 26.06.2024 № ПК/3744/24 (с приложением протокола от 10.06.2024) направлено Коми УФАС России по адресу регистрации места жительства <...> по адресу места нахождения ГБУ ДО РК <...>.

Административное дело № 011/04/14.31-548/2024 рассмотрено 18.07.2024 в отсутствие <...>, извещенной о дате, месте и времени его рассмотрения, что подтверждается уведомлением № 8010279767791 о получении почтового отправления 01.07.2024.

В соответствии с частью 1.2 статьи 28.1 КоАП РФ поводом к возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьёй 14.31 настоящего Кодекса, является принятие комиссией антимонопольного органа решения, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации.

Поводом для возбуждения административного дела № 011/04/14.31-548/2024 явилось решение Комиссии Коми УФАС России от 30.01.2024 № ПК/552/24 по делу № 011/01/10-416/2023, которым установлен факт нарушения Учреждением части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

В силу части 1 статьи 52 Закона о защите конкуренции решение антимонопольного органа может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия решения, а также может быть обжаловано в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа.

ГБУ ДО РК <...> не обжаловало решение Комиссии Коми УФАС России от 30.01.2024 № ПК/552/24 по делу № 011/01/10-416/2023 в Арбитражный суд Республики Коми, коллегиальный орган ФАС России.  Следовательно, решение Коми УФАС России от 30.01.2024 № ПК/552/24 по делу № 011/01/10-416/2023 вступило в законную силу, факт нарушения подтвержден.

Письмом от 16.07.2024 (вх. № 7001/24 от 16.07.2024) <...> заявлено ходатайство о признании факта выявленного нарушения антимонопольного законодательства малозначительным. 

Должностное лицо Коми УФАС России определением от 18.07.2024 в удовлетворении заявленного ходатайства отказало.

На основании материалов дела об административном правонарушении № 011/04/14.31-548/2024 установлено нижеследующее.

Коми УФАС России приказом от 12.05.2023 № 45/23 возбудило в отношении ГБУ ДО РК <...> антимонопольное дело № 011/01/10-416/2023.

Основанием для возбуждения дела послужили заявления физических лиц от 15.02.2023, от 28.02.2023 по установлению Учреждением завышенной, по мнению заявителей, цены на услугу по предоставлению плаца для тренинга, утвержденной приказом от 17.01.2023 (л.д. 1-20 т.1).

На основании материалов вышеуказанного дела и принятого Комиссией Коми УФАС России решения от 30.01.2024 № ПК/552/24 установлено следующее.

  1. В силу части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции) (далее - Закон о защите конкуренции) запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

Для квалификации действий хозяйствующего субъекта по статье 10 Закона о защите конкуренции необходимо, чтобы он занимал доминирующее положение на соответствующем товарном рынке, совершил действие (бездействие), характеризующееся как злоупотребление этим положением, и это привело (создало угрозу) к ограничению конкуренции или ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

1.1. Коми УФАС России в ходе рассмотрения заявлений физических лиц провело исследование товарного рынка услуги объектов конного спорта на территории МО ГО «С», МО МР «С» в Республике Коми (аналитический отчет от 11.05.2023 приобщен к материалам дела) (далее – товарный рынок) (л.д. 85-89 т. 1).

Исследование товарного рынка проведено в соответствии с Порядком, утверждённым приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 (далее –Порядок № 220).

При исследовании товарного рынка проведена расчетно-аналитическая работа по определению временного интервала товарного рынка, продуктовых и географических границ товарного рынка, состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке, уровня концентрации товарного рынка, барьеров входа на товарный рынок, оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке.

Для анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке антимонопольным управлением были использованы данные заявителей, Учреждения, Министерства физической культуры и спорта Республики Коми, организаций, предоставляющих объекты конного спорта. 

В результате проведенного исследования установлено:

1) Временным интервалом исследования товарного рынка услуги объектов конного спорта в с. Выльгорт Сыктывдинского района Республики Коми является период с 01.01.2022 по 31.12.2022.

2) Продуктовыми границами товарного рынка является услуга объектов конного спорта, код ОКПД 93.11.10.

3) Географическими границами товарного рынка услуги объектов конного спорта является территория с. Выльгорт Сыктывдинского района Республики Коми.

4) Субъектом товарного рынка услуги объектов конного спорта в с. Выльгорт Сыктывдинского района Республики Коми является ГБУ ДО РК <...> (ИНН <...>), адрес: <...>.

5) Доля Учреждения на рынке услуги объектов конного спорта в с. Выльгорт Сыктывдинского района Республики Коми в период с 01.01.2022 по 31.12.2022 составила 100 %.

 6) По показателям рыночной концентрации (коэффициенту рыночной концентрации (СR3), индексу рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HH1) товарный рынок услуги объектов конного спорта в с. Выльгорт Сыктывдинского района Республики Коми относится к товарному рынку с высоким уровнем концентрации.

7) Товарный рынок услуги объектов конного спорта в с. Выльгорт Сыктывдинского района Республики Коми характеризуются наличием экономических и административных барьеров входа на товарный рынок.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции  доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации) доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим.

В силу пунктов 4, 5 части 2.1 статьи 5 Закона о защите конкуренции не может быть признано доминирующим положение хозяйствующего субъекта - юридического лица, учредителем (участником) которого являются одно физическое лицо (в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя) или несколько физических лиц, если выручка от реализации товаров за последний календарный год такого хозяйствующего субъекта не превышает восьмисот миллионов рублей, за исключением:

4) хозяйствующего субъекта, имеющего в качестве учредителей или участников хозяйствующих субъектов - юридических лиц;

5) хозяйственного общества, в уставном капитале которого имеется доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования.

Учредителем Учреждения является Министерство физической культуры и спорта Республики Коми, в связи с чем, «иммунитеты», установленные частью 2.1 статьи 5 Закона о защите конкуренции, в отношении Учреждения не распространяются. 

В результате проведенного исследования установлено, что доля Учреждения на товарном рынке услуги объектов конного спорта в с. Выльгорт Сыктывдинского района Республики Коми составляет 100 % объема товарного рынка, что свидетельствует о возможности Учреждения оказывать решающее влияние на общие условия обращения указанной услуги на данном товарном рынке.   

Пунктом 6 Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 04.03.2021 № 2 «О некоторых вопросах возникающих в связи с применением антимонопольного законодательства» (далее – постановление Пленума № 2 от 04.03.2021) определено, что исходя из взаимосвязанных положений части 1 статьи 3, пунктов 5 и 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции его действие распространяется на хозяйствующих субъектов (российских и иностранных юридических лиц, включая некоммерческие организации, индивидуальных предпринимателей, физических лиц, осуществляющих профессиональную деятельность) при ведении экономической деятельности в качестве участников рынков. В равной мере требования антимонопольного законодательства распространяются на государственные (муниципальные) учреждения.

Таким образом, в силу пункта 1 части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции положение ГБУ ДО РК <...> на товарном рынке услуги объектов конного спорта в с. Выльгорт Сыктывдинского района Республики Коми является доминирующим. В связи с чем, на действия (бездействие) Учреждения распространяются требования части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

1.2. В соответствии со статьей 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» бюджетные учреждения осуществляют в соответствии с государственными (муниципальными) заданиями (заказами) деятельность, связанную с выполнением работ, оказанием услуг, относящихся к их основным видам деятельности.

Бюджетные учреждения вправе сверх установленного государственного (муниципального) задания (заказа), а также в случаях, определенных федеральными законами, в пределах установленного государственного (муниципального) задания (заказа) выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к их основным видам деятельности, предусмотренным их учредительными документами, для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях. Порядок определения указанной платы устанавливается соответствующим органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя бюджетного учреждения, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Согласно Уставу Учреждения, утвержденного Министерством физической культуры и спорта Республики Коми (далее – Министерство) приказом от 06.09.2016 № 01-12/311 (с учетом изменений, утв. приказом Министерства от 28.07.2017 № 01-72/211), Учреждение является некоммерческой организацией, учредителем которой является Министерство (л.д. 34-43 т. 1).

В соответствии с пунктами 2.3.1, 2.4 Устава основным видом деятельности Учреждения является деятельность спортивных объектов. Учреждение вправе осуществлять иные виды деятельности, в том числе приносящие доход, не относящихся к основным видам деятельности, на основе гражданско-правовых договоров с юридическими и физическими лицами.

Пунктом 4.7 Устава определено, что источниками формирования имущества, в том числе финансовых ресурсов Учреждения, являются доходы от указанной в Уставе деятельности.

Министерством приказом от 11.05.2016 № 01-12/159 (л.д. 120-123 т. 2) утвержден Порядок определения платы для физических и юридических лиц за оказание услуг (выполнение работ), относящихся к основным видам деятельности государственных бюджетных учреждений, в отношении которых Министерство осуществляет функции и полномочия учредителя, оказываемых ими сверх установленного государственного задания (далее – Порядок).

В силу пункта 1 Порядка настоящий Порядок разработан Министерством в целях установления единого подхода к формированию Учреждениями цен для физических и юридических лиц.

Согласно положениям Порядка Учреждение самостоятельно определяет возможность оказания платных услуг (работ) в зависимости от материальной базы, трудовых ресурсов, иных факторов.

Перечень оказываемых Учреждением платных услуг, цены на платные услуги (работы) с соответствующими расчетами (калькуляцией), а также изменения в перечень платных услуг (работ) и изменения цен на платные услуги (работы) утверждаются приказом Учреждения.

Размер платы за платные услуги (работы) определяется на основании:

1) установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и Республики Коми цен (тарифов) на соответствующие платные услуги (работы) по основным видам деятельности Учреждения (при наличии);

2) размера расчетных (нормативных) затрат на оказание Учреждением платных услуг (работ) по основным видам деятельности, а также размера расчетных (нормативных) затрат на содержание имущества Учреждения с учетом:

а) норм материальных, технических и трудовых ресурсов, используемых Учреждением для оказания платных услуг (работ), установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации, Республики Коми, а также межгосударственными, национальными (государственными) стандартами Российской Федерации, строительными нормами и правилами, санитарными нормами и правилами, стандартами, порядками и регламентами оказания платных услуг (работ) или анализа фактических затрат Учреждения на оказание платных услуг (работ) по основным видам деятельности в предшествующие периоды;

б) прогнозной информации о динамике изменения уровня цен (тарифов) в составе затрат на оказание Учреждением платных услуг (работ) по основным видам деятельности, включая регулируемые государством цены (тарифы) на товары, работы, услуги субъектов естественных монополий;

в) анализа существующего и прогнозируемого объема рыночных предложений на аналогичные услуги (работы) и уровня цен тарифов на них;

г) анализа существующего и прогнозируемого объема спроса на аналогичные услуги (работы);

д) программы развития Учреждения на очередной финансовый год и плановый период (анализ существующего положения и перспектив развития учреждения), утвержденной разделом 4 плана финансово-хозяйственной деятельности.

Размер платы за платные услуги (работы) устанавливается с учетом полного покрытия затрат Учреждения на оказание данных услуг (работ), требований к качеству платной услуги (работы), а также положений отраслевых и ведомственных нормативных правовых и локальных актов по вопросам внебюджетной деятельности, определению расчетных (нормативных) затрат на оказание услуг (выполнение работ).

Определение состава затрат, применяемых для расчета платы за услугу (работу) и оценки ее обоснованности, производится в соответствии с главой 25 Налогового кодекса Российской Федерации.

Аналогичный Порядок определения платы за оказанные услуги утвержден Учреждением приказом от 17.01.2023 № 01-02/03.

Приказом от 08.12.2021 № 01-02/47 Учреждением утвержден Прейскурант на платные услуги, оказываемые ГБУ РК <...> на период с 01.01.2022 по 31.12.2022, в том числе на предоставление площадок для тренинга лошадей.

Приказом от 17.01.2023 № 01-02/04 Учреждением утвержден Прейскурант на платные услуги, оказываемые ГБУ РК <...> на период с 01.02.2023 по 31.12.2023, в том числе на предоставление площадок для тренинга лошадей: бочка, манеж, плац.

Из письменных пояснений Учреждения следует, что:

бочка – сооружение под открытым небом, загороженное забором, где тренировочный процесс производится в дневное время суток;

манеж – часть площади здания в конюшне № 1, площадью 367,8 кв. м.;

конкурное поле с трибунами (плац) – часть территории под открытым небом, площадью 5 760 кв. м.    

Из материалов заявлений установлено, что заявители приобретают у Учреждения услуги по предоставлению площадки для тренинга лошадей, которые находятся в собственности заявителей.

Цены на платные услуги на предоставление площадок для тренинга лошадей, иные платные услуги (выборочно), установленные Учреждением в период с 01.01.2022 по 31.12.2023, приведены в таблице № 1.

Таблица № 1

Наименование услуги

Содержание услуги

Цена услуги

Изменение цены, %

с 01.01.2022

с 01.02.2023

Предоставление площадок для тренинга

Бочка для тренинга (на одну лошадь)

30 мин.

100

-

-

Час

200

200

-

Манеж для тренинга (на одну лошадь)

Час (с использованием оборудования)

 

350

 

300

 

-14,3

Час (без использования оборудования)

 

170

 

-

 

-

Плац для тренинга (на одну лошадь)

Час (с использованием оборудования)

360

400

+11,1

Час (без использования оборудования)

180

-

-

Плац в дни соревнований

День (до 8 час.)

24 000

24 000

-

Иные услуги

Верховая езда (групповое занятие)

 

Абонемент 4 занятия

 

3 600

 

3 600

 

-

Верховая езда (индивидуальное занятие)

 

Абонемент 4 занятия

 

4 000

 

4 000

 

-

Постой лошади/содержание лошади (месяц)

 

Взрослая лошадь

 

13 000

 

14 000

 

+7,7

 

В результате анализа сведений, приведенных в таблице № 1, установлено, что с 01.02.2023 из Прейскуранта исключены услуги по предоставлению манежа и плаца для тренинга (на одну лошадь) без оборудования, бочка для тренинга (30 мин.).

В письменных пояснениях, представленных в рамках рассмотрения заявлений, Учреждение указало, что при расчете стоимости услуг на 2023 год Учреждением принято решение о переходе от дифференцированного к равному подходу оценки расходов по видам услуг. В расчетах цен на услуги на 2023 год исключены расценки по предоставлению площадок без оборудования, поскольку данные площадки в большинстве случаев предоставляются после тренировочных мероприятий и препятствия (оборудования) остаются на своих местах, к ним предоставлен свободный доступ; исключены цены на использование спортивных объектов по 30 мин., так как максимальная продолжительность полноценного тренировочного процесса  лошадей составляет 45 мин. Учреждением также принято решение в расчете на 2023 год стоимость препятствий (оборудования) полностью самортизировать. 

При этом, как следует из таблицы № 1, цена на услугу по предоставлению манежа для тренинга (на одну лошадь) с использованием оборудования на 01.02.2023 по отношению к цене на 01.01.2022 снизилась на 14,3 %, цены на бочку для тренинга (на одну лошадь), плац в дни соревнований остались без изменения, а цена на услугу по предоставлению плаца для тренинга (на одну лошадь) с использованием оборудования – увеличилась на 11,1%.

Для оценки обоснованности установления Учреждением цены на услугу по предоставлению плаца для тренинга (на одну лошадь) в размере 400 руб./час с 01.02.2023 Комиссией использован затратный метод, при котором анализировались фактические за 2022 год и планируемые на 2023 год расходы, необходимые для оказания платных услуг, прибыль, распределение таких расходов и прибыли при определении Учреждением цен на конкретные услуги с 01.02.2023.

Согласно пункту 6 Порядка определение состава затрат, применяемых для расчета платы за услугу (работу) и оценки её обоснованности, производится в соответствии с главой 25 Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ).

Согласно статье 252 НК РФ:

  1. Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

2. Расходы в зависимости от их характера, а также условий осуществления и направлений деятельности налогоплательщика подразделяются на расходы, связанные с производством и реализацией, и внереализационные расходы.

В соответствии со статьей 253 НК РФ расходы, связанные с производством и реализацией, включают в себя, в том числе расходы, связанные с изготовлением (производством), хранением и доставкой товаров, выполнением работ, оказанием услуг, приобретением и (или) реализацией товаров (работ, услуг, имущественных прав).

Расходы, связанные с производством и (или) реализацией, подразделяются на:

1) материальные расходы;

2) расходы на оплату труда;

3) суммы начисленной амортизации;

4) прочие расходы.

Согласно пункту 4.7 Устава Учреждения источниками формирования имущества, финансовых ресурсов Учреждения являются:

- средства, выделяемые учредителем в форме субсидий в рамках финансового обеспечения выполнения государственного задания;

- доходы от указанной в Уставе деятельности;

- средства спонсоров и добровольные имущественные взносы и пожертвования.

В письменных пояснениях Учреждение указало, что выручка от приносящей доход деятельности приходуется как оплата за содержание лошадей и физкультурно-оздоровительные услуги без разделения в разрезе услуг по прейскуранту.

В бухгалтерском учете Учреждения не предусмотрен учет расходов в отдельности по каждой оказываемой услуге. Фактические расходы на каждую услугу определены Учреждением расчетным способом.  

На основании материалов, представленных Учреждением в настоящее антимонопольное дело: отчет по плану финансово-хозяйственной деятельности за 2022 год, план финансово-хозяйственной деятельности на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов, оборотно - сальдовая ведомость за 2022 год определены фактические доходы и расходы Учреждения от предпринимательской деятельности за 2022 год, планируемые доходы и расходы от предпринимательской деятельности на 2023 год, которые представлены в таблице № 2.

Таблица № 2

КОСГУ[1]

Наименование расходов

Фактические расходы за 2022 год

Планируемые расходы на 2023 год

211

Оплата труда персонала

<...> <...>

2112

Иные выплаты персоналу

<...> <...>

213

Начисления на выплаты по оплате труда

<...> <...>

244

Прочая закупка товаров (работ, услуг)

<...> <...>

223

Коммунальные расходы – электроэнергия

<...> <...>

225

Содержание имущества

<...> <...>

310

Основные средства

<...>

-

340

Увеличение материальных запасов

<...> <...>

292, 293

Прочие расходы

<...> <...>

 

Итого расходов

2 485 323

2 250 000

130

Итого доходов

2 485 323

2 250 000

Доходы от предоставления спортивных объектов, всего

в том числе в % от общего дохода от платных услуг

 

37 891

               1,5

 

 

Доля дохода от предпринимательской деятельности Учреждения за 2022 год от общего объема финансового обеспечения составила 11,7 %, расходы – 11,3 %.

Исходя из данных, приведенных в таблице № 2, установлено, что планируемые доходы и расходы Учреждения от предпринимательской деятельности на 2023 год по отношению к фактическим расходам за 2022 год сокращены на 9,5 %, субсидии из бюджета – на 9,8 %. 

Из письменных пояснений Учреждения следует, что при расчетах цен с 01.02.2023 Учреждением использовались показатели, которые включаются в прямые и общехозяйственные расходы, возникающие непосредственно при оказании этих услуг.

Согласно расчетам - калькуляциям стоимости содержания площадок для тренинга, установлено, что при расчете цен на услуги по предоставлению площадок для тренинга с 01.02.2023 год ГБУ РК <...> предусмотрело расходы на оплату труда, начисления на оплату труда, содержание имущества, основные средства, материальные запасы, коммунальные услуги.

Сведения о расходах и общей сумме расходов на содержание по статьям затрат, включенных Учреждением в расчет цен на услуги по предоставлению площадок для тренинга с 01.02.2023 (руб. в год), приведены в таблице № 3.

Таблица № 3

КОСГУ

Наименование расходов

Услуги по предоставлению площадок для тренинга

Бочка

Манеж

Плац

211

Оплата труда персонала

220 891,20

138 057,00

331 336,80

213

Начисления на выплаты по оплате труда

66 709,14

41 693,21

100 063,71

223

Коммунальные расходы

 

 

68 000

225

Содержание имущества

5 007,86

32 837,56

 

310

Основные средства

 

100 000

250 000

340

Увеличение материальных запасов

65 000

10 000

10 000

Итого расходов на содержание

      357 608,20

322 587,78

759 400,51

Количество часов работы в год, час

         1920

1080

1980

Расходы на содержание 1 часа, в руб.

       186,25

298,69

383,54

  В результате анализа сведений, представленных в таблицах №№ 2, 3, установлено, что расходы на оплату труда, начисления на выплаты по оплате труда, основные средства, включенные в расчет стоимости услуги по предоставлению плаца для тренинга с 01.02.2023, превышают расходы по указанным статьям затрат, предусмотренные планом финансово-хозяйственной деятельности на 2023 год по предпринимательской деятельности. Общая сумма расходов на содержание плаца (759,4 тыс. руб.), включенная в расчет стоимости услуги с 01.02.2023, составляет 33,7 % от общей суммы расходов, запланированных на предпринимательскую деятельность на 2023 год. При этом, фактическая доля выручки от оказания услуги по предоставлению спортивных объектов за 2022 год составила 1,5 % от общей выручки платных услуг или 37,9 тыс. руб.         

В таблице № 4 приведены сведения по расчету цены на услугу по предоставлению манежа для тренинга (руб./час) с использованием оборудования.

Таблица № 4

Наименование статей затрат

Сумма затрат, руб.

Изменение, %

В расчете цены с 01.01.2022

В расчете цены с 01.02.2023

Заработная плата

107,17

127,83

+19,28

Начисления на выплаты по оплате труда

32,37

38,60

+19,25

Работы, услуги по содержанию имущества

2,61

 

30,41

+ 1065,13

Увеличение стоимости основных средств

185,56

92,59

-50,10

Увеличение стоимости материальных запасов

9,26

9,26

-

Итого себестоимость

336,97

298,69

-11,36

Рентабельность, %

3,87

0,44

 

Прибыль

13,04

1,31

-10 раз

Всего расчетная цена

350,01

300,00

-14,29

Цена по прейскуранту

350,00

300,00

 

 

В таблице № 5 приведены сведения по расчету цены на услугу по предоставлению плаца для тренинга (руб./час) с использованием оборудования.

 

Таблица № 5

Наименование статей затрат

Сумма затрат, руб.

Изменение, %

В расчете цены с 01.01.2022

В расчете цены с 01.02.2023

Заработная плата

140,30

167,34

+19,27

Начисления на выплаты по оплате труда

42,37

50,54

+19,28

Коммунальные услуги

34,34

34,34

-

Увеличение стоимости основных средств

126,26

126,26

-

Увеличение стоимости материальных запасов

5,05

5,05

-

Итого себестоимость

348,32

383,53

+10,11

Рентабельность, %

3,35

4,29

 

Прибыль

11,68

16,46

+40,94

Всего расчетная цена

360,00

399,99

+11,1

Цена по прейскуранту

360,00

400,00

+11,1

 

Согласно расчетам цен на услуги по предоставлению площадок для тренинга лошадей установлено, что в расчет цен Учреждением включены расходы на оплату труда с начислениями (30,2 %), коммунальные услуги, увеличение стоимости основных средств (приобретение основных средств), материальные запасы, прибыль.

Как следует из сведений, приведенных в таблице № 3, Учреждение при расчете расходов на содержание 1 часа (руб.) использует показатель количество часов работы (на оказание платных услуг). 

Из письменных пояснений Учреждения, представленных в материалы антимонопольного дела, следует, что для расчета калькуляций Учреждением использовались данные по максимальной загрузке объектов спорта и возможного количества оказания услуг населению. В расчете калькуляций были предусмотрены затраты, в том числе на приобретение основных средств в расчете на 27 голов лошадей, которые могут быть использованы при оказании физкультурно-оздоровительных услуг (остальные используются для исполнения государственного заказа).

Так, при расчете цен на услуги по верховой езде Учреждение предусмотрело расходы на увеличение стоимости основных средств (250 000 руб.) исходя из ежедневной загрузки 3,5 часа размере 7,25 руб./час (250 000/27) : (3,5 х 365), лечебная верховая езда – 12,86 руб./час (250 000/27) : (3 х 20 х 12).

При определении прогнозируемого количества возможных услуг в год по занятиям на плацу Учреждение исходило из 5,5 час. в сутки при ежедневной нагрузке в размере 126,26 руб./час на одну лошадь (250 000 : (5,5 х 30 х 12), то есть без учета максимальной загрузки плаца. 

Кроме того, в результате исследования расчетов цен на услуги по предоставлению площадок для тренинга, а именно манежа и плаца, введенных Учреждением с 01.02.2023, установлено, что цена на услугу по предоставлению манежа (с предоставлением оборудования) на 01.02.2023 по отношению к цене на 01.01.2022 снизилась на 14,3 %, на услугу по предоставлению плаца (с предоставлением оборудования) увеличилась на 11,1 %, что обусловлено применением Учреждением при расчете цен на 2023 год разного уровня рентабельности, которая предусмотрена в:

цене на услугу по предоставлению манежа (с предоставлением оборудования) – 1,3 %;

цене на услугу по предоставлению плаца (с предоставлением оборудования) – 4,3 %.

По мнению Учреждения, изложенного в письме от 15.06.2023 № 01-22/204, увеличение рентабельности услуги по предоставлению плаца в сравнении с 2022 годом на 4,78 руб. или на 0,94 % не превышает уровень инфляции на 2023 год 5,5 %.

Данный довод Учреждения не соответствует действительности ввиду следующего.

Согласно пункту 8 Официальной статистической методологии наблюдения за потребительскими ценами на товары и услуги и расчета индексов потребительских цен, утвержденной приказом Росстата от 15.12.2021 № 915, инфляция - социально-экономическое явление, характеризующееся общим повышением уровня цен в результате обесценивания наличных и безналичных денежных средств и снижения их покупательной способности.

По сути, это явление роста цен на товары и услуги, которое происходит на фоне двух основных процессов - увеличения денежной массы и снижения покупательной способности населения.

В зависимости от причин (источников инфляции) выделяют два ее типа - инфляцию спроса и инфляцию предложения.

Первый тип инфляции предполагает превышение общего спроса над возможностями и предложениями производства. Избыточный спрос приводит к повышению цен, но в то же время способствует расширению и росту производства.

В рассматриваемом случае оценке подлежит не рост прибыли в цене услуги, а рост конечной цены на услугу, установленной Учреждением. 

Так, Федеральным законом от 5 декабря 2022 г. № 466-ФЗ «О федеральном бюджете на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов» определены основные характеристики федерального бюджета на 2023 год исходя из прогнозируемого уровня инфляции, не превышающего 5,5 процента (декабрь 2023 года к декабрю 2022 года).

Прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов индекс потребительских цен на 2023 год также установлен в размере 5,5 %.

Цена же на услугу по предоставлению плаца для тренинга (с предоставлением оборудования) с 01.02.2023 по отношению к цене на 01.01.2022 увеличилась на 11,1 %, что превышает индекс потребительских цен и уровень инфляции в 2 раза (5,5 %). 

Из письменных пояснений, представленных Учреждением письмом от 15.06.2023 № 01-22/204 в материалы антимонопольного дела, установлено, что выручка от услуги по предоставлению площадки (плаца) для тренинга лошадей за 2022 год составила 37,9 тыс. руб. или 1,5 % от общей суммы платных услуг. Учреждение приходует выручку как оплату за содержание лошадей и физкультурно-оздоровительные услуги без разделения в разрезе услуг по прейскуранту. В связи с чем, отразить прибыль конкретно за услугу по предоставлению плаца для тренинга с предоставлением оборудования невозможно.

По результатам рассмотрения материалов антимонопольного дела Комиссией установлено, что Учреждение производит расчеты цен на платные услуги расчетным способом, исходя из прямых и общехозяйственных расходов.

Несмотря на то, что в расчетах цен предусмотрена прибыль, определенная Учреждением исходя из различного уровня рентабельности, фактический результат от оказания конкретной услуги ГБУ ДО РК <...> не определяет.

Доказательства, свидетельствующие о получении Учреждением прибыли от оказания платных услуг, Учреждение в материалы дела не представило, Комиссией таковые не установлены.

Согласно Методическим рекомендациям по формированию и применению свободных цен и тарифов на продукцию, товары и услуги, разработанным Министерством экономики РФ 06.12.1995 (письмо Минэкономики РФ от 20.12.1995 № 7-1026) (далее – Методические рекомендации), свободные розничные цены и тарифы определяются самостоятельно розничными торговыми предприятиями, предприятиями общественного питания и другими юридическими лицами, осуществляющими продажу товаров (услуг) населению, в соответствии с конъюнктурой рынка (сложившимся спросом и предложением в данном регионе), качеством и потребительскими свойствами товаров и предоставляемых услуг.

Комиссией установлено, что Учреждение, утвердив цены на платные услуги с 01.02.2023:

  1. Применило разный подход при формировании цен на разные платные услуги.

Так, цена на услугу по предоставлению манежа для тренинга (на одну лошадь) с использованием оборудования на 01.02.2023 по отношению к цене на 01.01.2022 снизилась на 14,3 %, цены на бочку для тренинга (на одну лошадь) и на плац в дни соревнований остались без изменения, а цена на услугу по предоставлению плаца для тренинга (на одну лошадь) с использованием оборудования – увеличилась на 11,1%.

2) Применило разный подход при определении расходов, включенных в расчет цен на услуги. 

При установлении Учреждением цены на услугу по предоставлению плаца для тренинга с 01.02.2023 в размере 400 руб./час (с использованием оборудования), на долю которой приходится 1,5 % (37,9 тыс. руб.) от общей выручки платных услуг, Учреждение исходило из расходов 759,4 тыс. руб., что составляет 33,7 % от всей суммы планируемых Учреждением расходов от предпринимательской деятельности на 2023 год.

3) Не учитывало спрос и предложение на оказываемые услуги.

Так, наибольшим спросом у Учреждения пользуются услуги по содержанию лошадей, физкультурно – оздоровительные услуги (верховая езда).

При этом, с 01.02.2023 цены на услуги верховая езда (индивидуальное и групповое занятие), прокат лошади, прогулка в полях остались на уровне цен 01.01.2022, цены на услуги по содержанию лошадей увеличились от 7,1 % до 9 % к ценам 01.01.2022, а цена на услугу по предоставлению плаца для тренинга (на одну лошадь) с использованием оборудования – увеличилась на 11,1%.    

4) Рост цены на услугу по предоставлению плаца для тренинга, установленная с 01.02.2023 по отношению к цене на 01.01.2022 в размере 11,1 %, в 2 раза превысила планируемый уровень инфляции и индекс роста потребительских цен на 2023 год (5,5 %).  

Заявители, использующие плац для тренинга лошадей, указали, что при ежедневной тренировке они затрачивают 9 600 рублей в месяц, что равносильно стоимости содержания лошади (конюшня № 1 – 14 000 руб. в месяц, конюшня № 2 – 12 000 руб.).

Согласно условиям договора на предоставление услуг по содержанию лошади Учреждение берет на себя обязательства приобретать корма, уборку денников, обеспечивать зоогигиенические условия содержания лошади, полноценное кормление лошади, вакцинацию и профилактические мероприятия по плану ветеринарной обработки, выгул лошади по расписанию. Цена на услугу по содержанию лошади на конюшне № 1 в месяц с 01.02.2023 установлена в размере 14 000 руб., на конюшне № 2 – 12 000 руб.  

То есть средства, затрачиваемые заявителями на тренинг лошадей в расчете на месяц с 01.02.2023 – 9 600 руб., составляют от 70 до 80 % от цены услуги по содержанию Учреждением лошадей.

Такая диспропорция между ценой на услугу по предоставлению плаца для тренинга лошадей и ценой на услугу по содержанию лошадей свидетельствует о необоснованном включении Учреждением своих расходов, в том числе по содержанию лошадей, в цену на услугу по предоставлению плаца - потребителей этой услуги.  

Таким образом, Учреждение в нарушение подп. 2 «а», «г» пункта 4 Порядка определения платы для физических и юридических лиц за оказание услуг (выполнение работ), утвержденного Министерством приказом 11.05.2016 № 01-12/159, установило Прейскурантом цену на услугу по предоставлению плаца в размере 400 руб./час с 01.02.2023 без учета фактических затрат Учреждения на оказание платных услуг за 2022 год, существующего и прогнозируемого объема спроса на рассматриваемую услугу на 2023 год, тем самым установило экономически необоснованную цену на услугу.  

Согласно части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

Для целей применения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции понятие неопределенного круга потребителей используется не в значении невозможности установить число таких лиц на заданный момент времени, а в контексте множественности (не единичности) числа потребителей как участников рынка, чьи права и законные интересы могут быть затронуты действиями лица, занимающего доминирующее положение, исходя из характера допущенного данным лицом злоупотребления имеющейся у него рыночной властью и последствий таких нарушений.

Пунктом 6 постановления Пленума № 2 от 04.03.2021 определено, что  исходя из взаимосвязанных положений части 1 статьи 3, пунктов 5 и 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции его действие распространяется на хозяйствующих субъектов (российских и иностранных юридических лиц, включая некоммерческие организации, индивидуальных предпринимателей, физических лиц, осуществляющих профессиональную деятельность) при ведении экономической деятельности в качестве участников рынков.

Неполучение лицом дохода непосредственно от совершения отдельных операций на товарных рынках, наличие законодательных особенностей финансирования деятельности соответствующего лица и (или) его участия в функционировании товарных рынков сами по себе не исключают распространения на это лицо требований, установленных антимонопольным законодательством по отношению к хозяйствующим субъектам. В равной мере требования антимонопольного законодательства распространяются на государственные (муниципальные) учреждения.

Согласно пункту 11 постановления Пленума № 2 от 04.03.2021 по смыслу абзаца первого части 1 статьи 10 Закона во взаимосвязи с пунктами 3, 4 статьи 1 и абзацем вторым пункта 1 статьи 10 Гражданского кодекса злоупотреблением доминирующим положением признается поведение доминирующего на товарном рынке субъекта, если оно выражается в следующих формах, в том числе одной из них: недопущение, ограничение, устранение конкуренции на товарных рынках (например, устранение конкурентов с товарного рынка, затруднение доступа на рынок новых конкурентов); причинение вреда иным участникам рынка (хозяйствующим субъектам-конкурентам и потребителям, гражданам-потребителям как отдельной категории участников рынка), включая извлечение необоснованной (монопольной) выгоды за их счет, иное подобное ущемление прав участников рынка.

Пунктом 33 постановления Пленума № 2 от 04.03.2021 определено, что нарушение антимонопольных запретов государственными (муниципальными) учреждениями и унитарными предприятиями, допущенное в связи с их участием в гражданском обороте, в том числе при заключении (исполнении) договоров, в зависимости от характера допущенного нарушения квалифицируется по соответствующим положениям Закона (в частности, положениям статей 10, 11, 17 и 17.1), иных законодательных актов (например, части 5 статьи 24 Закона о контрактной системе).

Из письменных пояснений заявителей следует, что они являются спортсменами – любителями по конному спорту, регулярно выезжающими и успешно выступающими в соревнованиях различного уровня по регионам Российской Федерации. К. в 2021 – 2022 г.г. в единственном числе выезжала на соревнования   по конному спорту в регионы РФ по дисциплине выездки, где, представляя Республику Коми, занимала призовые места. По мнению К. цена на услугу по предоставлению плаца для тренинга лошадей завышена и не обоснована, руководством школы (Учреждением) умышленно создаются препятствия для оказания данной услуги. 

Кроме того, учитывая, что Прейскурант на платные услуги, утвержденный Учреждением приказом от 17.01.2023 № 01-02/04 и действующий с 01.02.2023, распространяется на любого желающего воспользоваться услугами Учреждения, потребителями услуг Учреждения, в том числе услуги по предоставлению плаца для тренинга, являются неопределенный круг потребителей. 

Пунктом 11 Постановления Пленума № 2 от 04.03.2021 определено, что по смыслу абзаца первого части 1 статьи 10 Закона во взаимосвязи с пунктами 3, 4 статьи 1 и абзацем вторым пункта 1 статьи 10 Гражданского кодекса злоупотреблением доминирующим положением признается поведение доминирующего на товарном рынке субъекта, если оно выражается в следующих формах, в том числе одной из них: недопущение, ограничение, устранение конкуренции на товарных рынках; причинение вреда иным участникам рынка (хозяйствующим субъектам-конкурентам и потребителям, гражданам-потребителям как отдельной категории участников рынка), включая извлечение необоснованной (монопольной) выгоды за их счет, иное подобное ущемление прав участников рынка.

В рамках рассмотрения антимонопольного дела установлено, что Учреждение занимает доминирующее положение на товарном рынке услуги по предоставлению объектов конного спорта на территории с. Выльгорт Сыктывдинского района Республики Коми, возможность потребителей получить услугу по предоставлению плаца для тренинга у иного лица (помимо ГБУ ДО РК <...>), в том числе у заявителей, на данной территории отсутствует.

В рассматриваемом случае Комиссия пришла к выводу, что установление ГБУ ДО РК <...> цены на услугу по предоставлению плаца с 01.02.2023 в размере 400 руб./час обусловлено именно обладанием им рыночной властью на соответствующем товарном рынке, пониманием отсутствия выбора у потребителей, в том числе заявителей, иного лица, оказывающего такую услугу.

С учетом изложенного Комиссия Коми УФАС России, учитывая совокупность имеющихся в деле доказательств, пришла к выводу о нарушении ГБУ ДО РК <...> части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившегося в злоупотреблении доминирующим положением на товарном рынке услуги по предоставлению объектов конного спорта на территории с. Выльгорт Сыктывдинского района Республики Коми по установлению цены на услугу по предоставлению плаца для тренинга (на одну лошадь) в размере 400 руб./час с 01.02.2023 в нарушение Порядка определения платы для физических и юридических лиц за оказание услуг (выполнение работ), утвержденного Министерством приказом 11.05.2016 № 01-12/159, что привело к ущемлению интересов неопределенного круга лиц  - потребителей услуги.

Из материалов антимонопольного дела № 011/01/10-416/2023 не усматривается обстоятельств, как исключающих возможность соблюдения ГБУ ДО РК <...>, должностным лицом ГБУ ДО РК <...> требований антимонопольного законодательства, так и свидетельствующих о принятии Учреждением, должностным лицом Учреждения всех зависящих от них мер по соблюдению требований антимонопольного законодательства.

Комиссией установлено, что рассматриваемое нарушение стало возможным по причине отсутствия должного контроля за соблюдением Закона о защите конкуренции со стороны руководства ГБУ ДО РК <...>.

Комиссия в результате рассмотрения дела пришла к выводу, что вина ГБУ ДО РК <...> в нарушении части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции является установленной

Предписание от 30.01.2024 № ПК/553/24 Учреждением исполнено.

В письменных пояснениях от 16.07.2024 (вх. № 7001/24 от 16.07.2024) <...> указала, что основным видом деятельности Учреждения является обучение спортсменов в возрасте от 7 до 18 лет на безвозмездной основе. В период с 2021 – 2024 г.г. официальных обращений о несоответствующей стоимости услуг, предоставляемых Учреждением и предложений об их пересмотре (перерасчете) не поступало. В связи с чем, <...> считает ошибочным признание Учреждения занимающим доминирующее положение на товарном рынке, признание факта причинения материального ущерба неопределенной группе лиц недоказанным.

Должностное лицо рассмотрело данные доводы и отклонило их ввиду следующего.

Частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

Злоупотребление доминирующим положением характеризуется следующей совокупностью взаимосвязанных признаков:

1) доминирующее положение хозяйствующего субъекта;

2) совершение хозяйствующим субъектом действия (бездействия);

3) наступление или возможность наступления негативных последствий в виде недопущения, ограничения, устранения конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности, либо неопределенного круга потребителей;

4) наличие объективной взаимосвязи между доминирующим положением, совершением деяния и его негативными последствиями либо возможностью наступления таких последствий.

Пунктом 6 постановления Пленума № 2 от 04.03.2021 определено, что исходя из взаимосвязанных положений части 1 статьи 3, пунктов 5 и 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции в равной мере требования антимонопольного законодательства распространяются на государственные (муниципальные) учреждения.

Как следует из материалов антимонопольного дела, Учреждение, помимо образовательных услуг, предоставляемых на безвозмездной основе, в соответствии с пунктом 2.4 Устава (л.д. 34-43 т. 1) оказывает платные услуги.

Согласно утвержденным прейскурантам цен на 2022 год, на 2023 год (л.д. 47-50 т. 1) Учреждение на платной основе оказывает услуги: прокат лошадей, содержание лошадей, предоставление площадок для тренинга лошадей, прочие услуги.

Согласно отчету по плану финансово-хозяйственной деятельности за 2022 год (л.д. 62-64 т. 1) доход Учреждения от оказания платных услуг, иной приносящей доход деятельности составил 2 485,3 тыс. рублей, что документально подтверждено оборотно - сальдовой ведомостью за 2022 год (л.д. 160-170 т. 1).

По результатам проведенного Коми УФАС России исследования товарного рынка услуги по предоставлению объектов конного спорта установлено, что в силу части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции, Учреждение занимает доминирующее положение на указанном товарном рынке в с. Выльгорт Сыктывдинского района Республики Коми (л.д. 85-89 т. 1), в связи с чем, на действия Учреждения распространяются требования части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.   

Согласно пункту 10 постановления Пленума № 2 от 04.03.2021 Закон о защите конкуренции направлен в том числе на защиту прав и законных интересов, поддержание благосостояния потребителей как отдельной категории участников рынка, приобретающих товары (работы и услуги) для удовлетворения личных нужд (статья 3, пункты 4 и 23 статьи 4 Закона о защите конкуренции). Права и законные интересы потребителей как категории участников рынка могут быть прямо затронуты, в частности, в случаях злоупотребления хозяйствующими субъектами доминирующим положением на соответствующем рынке (статья 10 Закона).

Обладая рыночной властью, Учреждение при формировании цен на платные услуги по предоставлению объектов конного спорта для тренинга лошадей действовало независимо от потребителей, приобретающих (имеющих намерение приобрести) такие услуги.

В материалах антимонопольного дела имеются заявления физических лиц, касающиеся вопросов установления Учреждением завышенных цен на услуги по предоставлению плаца для тренинга лошадей, утвержденных на 2022 год, 2023 год, а именно: заявление  Л. от 15.02.2023; заявление К. от 08.02.2023, направленное Прокуратурой Сыктывдинского района Республики Коми; коллективное обращение Л. и К. от 14.02.2023, направленное в Министерство физической культуры и спорта Республики Коми (учредителя Учреждения) (л.д. 1-12 т. 1); заявление Л. от 12.01.2022, направленное в адрес ГБУ РК <...> и в Министерство физической культуры и спорта Республики Коми (л.д. 134 т. 2).

Учреждение в нарушение подп. 2 «а», «г» пункта 4 Порядка определения платы для физических и юридических лиц за оказание услуг (выполнение работ), утвержденного Министерством приказом 11.05.2016 № 01-12/159, установило Прейскурантом цену на услугу по предоставлению плаца в размере 400 руб./час с 01.02.2023 без учета фактических затрат Учреждения на оказание платных услуг за 2022 год, существующего и прогнозируемого объема спроса на рассматриваемую услугу на 2023 год, тем самым установило экономически необоснованную цену на услугу.

Нарушение Учреждением части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции выразилось в нарушении Учреждением Порядка определения платы для физических и юридических лиц за оказание услуг (выполнение работ), утвержденного Министерством приказом 11.05.2016 № 01-12/159, при формировании цены на платную услугу по предоставлению плаца (на одну лошадь) в размере 400 руб./час с 01.02.2023, что привело (могло привести) к ущемлению интересов неопределенного круга лиц - потребителей услуги.

В соответствии с положениями статьи 37 Закона о защите конкуренции за нарушение антимонопольного законодательства коммерческие, некоммерческие организации и их должностные лица несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

В силу статьи 2.4. КоАП РФ под должностным лицом следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций.

Согласно Уставу Учреждения, утвержденного приказом Министерства от 06.09.2016 № 01-12/311 (л.д. 34-41 т. 1), Учреждение возглавляет директор.

В соответствии с пунктом 6.6 Устава Директор утверждает регламентирующие деятельность Учреждения локальные нормативные акты; подписывает локальные нормативные акты Учреждения, издает приказы и распоряжения, дает поручения и указания, обязательные для исполнения всеми работниками Учреждения; обеспечивает соблюдение законности в деятельности Учреждения.

Приказом Министерства от 14.01.2022 № 01-14/02 <...> назначена на должность директора Учреждения с 14.01.2022.

Между Министерством и <...>. заключен трудовой договор с руководителем государственного учреждения № 59-п от 14.01.2022, согласно которому руководитель является единоличным исполнительным органом Учреждения, осуществляющим текущее руководство его деятельностью. Руководитель самостоятельно осуществляет руководство деятельностью в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством Республики Коми, нормативными правовыми актами работодателя, уставом Учреждения.

Как следует из материалов антимонопольного дела Директором Учреждения – <...> приказом от 17.01.2023 № 01-02/04 (л.д. 49-50 т. 1) утвержден Прейскурант цен на платные услуги, оказываемые Учреждением на период с 01.02.2023 по 31.12.2023.

Из вышеизложенного следует, что должностным лицом, ответственным за соблюдение ГБУ ДО РК <...> применительно к рассматриваемой ситуации норм антимонопольного законодательства Российской Федерации, является директор Учреждения <...>.      

Согласно части 1 статьи 14.31 КоАП РФ совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом, за исключением субъекта естественной монополии, действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если такие действия приводят или могут привести к ущемлению интересов других лиц и при этом результатом таких действий не является и не может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных статьей 9.21 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей.

Рассматриваемые действия не подпадают под признаки административного правонарушения, предусмотренного статьёй 9.21 КоАП РФ.

Таким образом, директор ГБУ ДО РК <...> допустил административное правонарушение, выразившееся в злоупотреблении Учреждением доминирующим положением и недопустимое в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, административная ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1 статьи 14.31 КоАП РФ.

Место совершения правонарушения – с. Выльгорт Сыктывдинского района Республики Коми. 

Время совершения правонарушения – с 01.02.2023 по 31.12.2023.

Согласно части 6 статьи 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные статьями 14.9, 14.9.1, 14.31, 14.32, 14.33, 14.40 настоящего Кодекса, начинает исчисляться со дня вступления в силу решения комиссии антимонопольного органа, которым установлен факт нарушения законодательства Российской Федерации.

В соответствии с частями 1, 6 статьи 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за административное правонарушение по статье 14.31 КоАП РФ составляет один год со дня вступления в силу решения комиссии антимонопольного органа, которым установлен факт нарушения законодательства Российской Федерации (решение по антимонопольному делу № 011/01/10-416/2023 изготовлено в полном объёме 30.01.2024).

Таким образом, срок давности привлечения <...> к административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 14.31 КоАП РФ, не истек.

В силу части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

   Согласно статье 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Из материалов дела № 011/04/14.31-548/2024 об административном правонарушении усматривается, что <...> совершила рассматриваемое правонарушение в связи с ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Таким образом, вина <...> в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.31 КоАП РФ, является установленной.

В соответствии с частью 2 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершённого им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Должностное лицо считает возможным учесть в качестве обстоятельств, смягчающих административную ответственность <...>:

- оказание лицом, совершившим административное правонарушение, содействия органу, уполномоченному осуществлять производство по делу об административном правонарушении, в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении;

- добровольное исполнение до вынесения постановления по делу об административном правонарушении лицом, совершившим административное правонарушение, предписания об устранении допущенного нарушения, выданного ему органом, осуществляющим государственный контроль (надзор) и муниципальный контроль.

Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, предусмотренных статье 4.3 КоАП РФ, в ходе рассмотрения дела не установлено.

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 КоАП РФ, в ходе рассмотрения дела не установлено. 

      Согласно статье 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ.

В соответствии со статьей 2.9. КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности.

Из положений пункта 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» следует, что квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях, при квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учётом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Статьёй 8 Конституции Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.

Состав административного правонарушения, предусмотренного статьёй 14.31 КоАП РФ, является формальным и не требует материально-правовых последствий содеянного.

Объективным отражением степени общественной опасности противоправного деяния и, как следствие, потенциальной угрозы охраняемым правом общественным отношениям служит санкция статьи 14.31 КоАП РФ.

В соответствии со статьёй 1.2 КоАП РФ задачами законодательства об административных правонарушениях являются, в том числе, защита общества и государства от административных правонарушений, предупреждение административных правонарушений.

Совершённое <...> правонарушение посягает на установленный порядок государственного регулирования в области действий антимонопольного законодательства, что расценивается как наличие реальной существенной угрозы общественным отношениям.

Каких-либо обстоятельств, характеризующих случай нарушения <...> как исключительный, не установлено, <...> в материалы дела не представлены.

Оценив фактические обстоятельства дела, характер и степень общественной опасности совершённого <...> правонарушения, должностное лицо пришло к выводу о том, что в данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в отсутствии должной предусмотрительности и пренебрежительном отношении <...> к исполнению своих обязанностей, обеспечению соблюдения требований части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

В связи с вышеизложенным, учитывая цели и задачи законодательства об административных правонарушениях, установление административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства, рассматриваемое административное правонарушение не может быть признано малозначительным.

Таким образом, размер административного штрафа, подлежащего наложению на <...>, составляет 15 000 (пятнадцать тысяч) рублей. 

Все процессуальные права лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, предусмотренные КоАП РФ, соблюдены.

Согласно статье 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Штрафная санкция, назначенная <...>, соразмерна правонарушению, а само наказание, в то же время, имеет существенный предупреждающий эффект и способствует предотвращению совершения новых аналогичных правонарушений.

На основании вышеизложенного, принимая во внимание цели административного наказания, установленные частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ, учитывая характер совершенного <...> административного правонарушения, наличие обстоятельств, смягчающих административную ответственность, отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность, с учётом имущественного положения <...>, подтверждённого справкой о доходах физического лица за 2022-2023 г.г., наличие у <...> несовершеннолетнего иждивенца, руководствуясь статьями 4.1, 4.2, частью 1 статьи 14.31, статьёй 23.48, частью 1 статьи 29.9, статьёй 29.10 КоАП РФ,

ПОСТАНОВИЛА:

1. Признать <...> - директора ГБУ ДО РК <...> виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.31  КоАП РФ.

2. Назначить У<...> – директору ГБУ ДО РК <...> административное наказание в виде административного штрафа в размере 15 000 (пятнадцать тысяч) рублей, что является минимальной санкцией для такого рода нарушений.

В соответствии с частью 1 статьи 32.2. КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен в полном размере лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, за исключением случаев, предусмотренных частями 1.1, 1.3, 1.3-1, 1.3-2 и 1.4 настоящей статьи, либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 настоящего Кодекса.

При наличии обстоятельств, вследствие которых исполнение постановления о назначении административного наказания в виде административного штрафа невозможно в установленные сроки, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, могут отсрочить исполнение постановления на срок до шести месяцев (часть 1 статьи 31.5 КоАП РФ).

С учетом материального положения лица, привлеченного к административной ответственности, уплата административного штрафа может быть рассрочена судьей, органом, должностным лицом, вынесшими постановление, на срок до трех месяцев (часть 2 статьи 31.5 КоАП РФ).

Реквизиты для уплаты штрафа:

Отделение-НБ Республики Коми БАНКА РОССИИ/УФК по Республике г. Сыктывкар

БИК

018702501

 

Сч. №

40102810245370000074

 

 

Банк получателя

 

ИНН  1101481197

КПП  110101001

Сч. №

03100643000000010700

 

УФК ПО РЕСПУБЛИКЕ КОМИ (Управление Федеральной антимонопольной службы по РК)

 

Вид оп.

01

Срок плат.

 

 

Наз. пл.

 

Очер. плат.

3

 

Получатель

Код

 

Рез. поле

 

 

161 1 16 01141 01 0032 140

87701000

0

0

0

0

0

 

ШТРАФ ЗА НАРУШЕНИЕ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ПО ДЕЛУ № 011/04/14.31-548/2024 СОГЛАСНО ПОСТАНОВЛЕНИЮ ОТ 18.07.2024

 
                 

 

Согласно части 5 статьи 32.2. КоАП РФ при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, и информации об уплате административного штрафа в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах по истечении срока, указанного в части 1, 1.1 или 1.4 настоящей статьи, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, изготавливают второй экземпляр указанного постановления и направляют его в течение десяти суток, а в случаях, предусмотренных частями 1.1 и 1.4 настоящей статьи, в течение одних суток судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. В случае изготовления второго экземпляра постановления о наложении административного штрафа в форме электронного документа, юридическая сила которого подтверждена усиленной квалифицированной электронной подписью в соответствии с законодательством Российской Федерации, указанный второй экземпляр направляется судебному приставу-исполнителю в электронном виде по информационно-телекоммуникационным сетям. Кроме того, должностное лицо федерального органа исполнительной власти, структурного подразделения или территориального органа, иного государственного органа, рассмотревших дело об административном правонарушении, либо уполномоченное лицо коллегиального органа, рассмотревшего дело об административном правонарушении, составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 настоящего Кодекса, в отношении лица, не уплатившего административный штраф. Протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 настоящего Кодекса, в отношении лица, не уплатившего административный штраф по делу об административном правонарушении, рассмотренному судьей, составляет судебный пристав-исполнитель. Протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 настоящего Кодекса, не составляется в случае, указанном в примечании 1 к статье 20.25 настоящего Кодекса.

В соответствии со статьями 30.2, 30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления вышестоящему должностному лицу, в вышестоящий орган или в суд.

Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу:

 1) после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано;

 2) после истечения срока, установленного для обжалования решения по жалобе, протесту, если указанное решение не было обжаловано или опротестовано, за исключением случаев, если решением отменяется вынесенное постановление;

3) немедленно после вынесения не подлежащего обжалованию решения по жалобе, протесту, за исключением случаев, если решением отменяется вынесенное постановление.

Срок предъявления постановления к исполнению – 2 года.

 

Заместитель руководителя управления -

начальник отдела защиты конкуренции и

контроля рекламы                                                                                   <...>

 

 

 

 

 

 

 

 


[1] КОСГУ - это классификация операций сектора государственного управления, которая является группировкой операций, в нем осуществляемых, в зависимости от их экономического содержания. Применяется она только в целях ведения бюджетного (бухгалтерского) учета и составления бюджетной (бухгалтерской) или иной финансовой отчетности.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны