Решение б/н решение по жалобе от 2 августа 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Управление Федеральной антимонопольной службы

по республике Коми

РЕШЕНИЕ

29 июля 2022 года

г. Сыктывкар

№ 01-122/5965

АО «Коми энергосбытовая компания»

Первомайская ул., д. 70,

г. Сыктывкар, 167000

ОАО «Сыктывкарский Водоканал»

Коммунистическая ул., д. 51,

г. Сыктывкар, Республика Коми, 167000

Оператору электронной площадки РТС-тендер – ООО «РТС-тендер»

ko@rts-tender.ru

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми (далее – Коми УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров, порядка осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, в составе: ‹…› (далее – Комиссия), рассмотрев жалобу № 011/07/3-641/2022 АО «Коми энергосбытовая компания» (далее также заявитель) исх. № 119/5936 от 20.07.2022 (вх. № 2953 от 21.07.2022) в отношении ОАО «Сыктывкарский Водоканал», касающуюся нарушений Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), положения о закупке при организации и проведении закупки способом аукциона в электронной форме на оказание комплекса услуг по формированию и ведению базы данных собственников и нанимателей по договорам соцнайма жилых помещений в многоквартирных домах и жилых домов, начислению платы за коммунальные услуги по холодному водоснабжению и (или) водоотведению и пени за их несвоевременную (неполную) оплату, ежемесячному формированию, печати и доставке потребителям сконвертованных платежных документов, организации приема и консультирования потребителей, обеспечению информационного обмена с Заказчиком и иными организациями (органами) по поручениям Заказчика, размещению информации в Государственной информационной системе «ЖКХ», номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок (далее – ЕИС) на сайте http://zakupki.gov.ru – 32211488444, в присутствии на заседании:

‹…› – представителей АО «Коми энергосбытовая компания» по доверенностям от 10.02.2022 № R054/05/2022, от 01.01.2021 № R054/01/2021, от 29.04.2022 № R054/15/2022 соответственно,

‹…› – представителей ОАО «Сыктывкарский Водоканал» по доверенностям от 14.07.2022 № 01/09-13/4047, № 01/09-13/4046, № 01/09-13/4049 соответственно,

УСТАНОВИЛА:

Согласно пункту 4 части 9 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) жалоба возвращается заявителю в следующих случаях - антимонопольным органом принято решение относительно обжалуемых актов и (или) действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей.

Ранее Коми УФАС России рассматривало жалобу № 011/07/3-610/2022 АО «Коми энергосбытовая компания» исх. № 119/б.н. от 06.07.2022 (вх. № 2761 от 07.07.2022 в 09.05) в отношении ОАО «Сыктывкарский Водоканал», касающуюся нарушений Закона о закупках, положения о закупке при организации закупки. Заявителем обжаловалось отсутствие в аукционной документации понятия «актуальные» применительно к базам данных, отсутствие перечня лицевых счетов и информации о них в документации, рассмотрение заявок участников закупки по методики, информация о которой не доведена до участников закупки, наличие требования о создании базы данных до начала оказания услуг при условии, что у победителя закупки могут отсутствовать данные о приборах учета расхода холодной воды, указание на две начальные (максимальные) цены договора в документации, на оценку и сопоставление заявок с учетом режимов налогообложения участников закупок.

В жалобе АО «Коми энергосбытовая компания» исх. № 119/5936 от 20.07.2022 (вх. № 2953 от 21.07.2022 аналогично обжалуются кроме прочего такие же действия (бездействие) ОАО «Сыктывкарский Водоканал». Решение относительно таких обжалуемых действий (бездействия) ОАО «Сыктывкарский Водоканал» Коми УФАС России принято – решение от 18.07.2022 № 01-122/5680.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 4 части 9 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции жалоба в указанной части возвращена заявителю с уведомлением об этом письмом от 22.07.2022 № 01-122/5752.

Также в жалобе указано на неправомерный допуск к участию в закупке АО «Расчетный центр», на отсутствие порядка определения формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком исполнителю в ходе исполнения договора, отсутствие в документации порядка определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, противоречия в документации относительно условий формирования цены договора, ненадлежащего разъяснения положений документации, несоответствия проекта договора документации. Заявителем указано на нарушение Закона о закупках, положения о закупке.

В указанной части жалоба подлежит рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закон о защите конкуренции, о чем заявителю также было сообщено письмом от 22.07.2022 № 01-122/5752.

В адреса ОАО «Сыктывкарский Водоканал», оператора электронной площадки РТС-тендер также сообщалось о возврате жалобы в части доводов, обжалуемых ранее, по которым принято решение, и назначении жалобы к рассмотрению в части остальных (новых) доводов. Информация об этом также размещалась на сайте Коми УФАС России в сети «Интернет».

Согласно части 14 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган обязан рассмотреть жалобу по существу в течение семи рабочих дней со дня поступления жалобы, за исключением случая, предусмотренного частью 14.1 настоящей статьи.

Жалоба назначена к рассмотрению на 28.07.2022 с 10.00, о чем в адрес АО «Коми энергосбытовая компания» направлено уведомление № 01-122/5752 от 22.07.2022, в адрес ОАО «Сыктывкарский Водоканал» - уведомление № 01-122/5753 от 22.07.2022, в адрес оператора электронной площадки РТС-тендер – уведомление № 01-122/5754 от 22.07.2022.

Письмом от 28.07.2022 № 01-122/5874 в адрес указанных лиц направлено уведомление о рассмотрении жалобы 29.07.2022 в 10.00. Информация об этом также размещена на сайте Коми УФАС России в сети «Интернет».

Таким образом, жалоба рассматривалась на заседаниях Комиссии 28.07.2022, 29.07.2022, окончательное решение принято 29.07.2022 – в пределах срока, установленного частью 14 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

ОАО «Сыктывкарский Водоканал» представлены письменные пояснения, возражения от 27.07.2022 № 01/09-11/4222 (вх. № 3035 от 27.07.2022).

Извещение и документация утверждены приказом ОАО «Сыктывкарский Водоканал» от 21.06.2022 № 196-ПР, размещены в ЕИС 21.06.2022. Закупка является конкурентной. Срок подачи заявок – с 21.06.2022 до 07.07.2022 в 10.00, дата и время рассмотрения заявок – 12.07.2022 в 10.00, дата и время проведения аукциона – 13.07.2022 в 10.00, дата и время подведения итогов – 15.07.2022 в 10.00.

Заявки подавались в электронном виде на электронной площадке РТС-тендер. На участие в закупке подано 2 заявки – от АО «Коми энергосбытовая компания» и АО «Расчетный центр». Обе заявки признаны соответствующими установленным требованиям (это следует из протокола рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе № 2428022 от 12.07.2022). Наименьшая цена предложена АО «Расчетный центр» (это следует из протокола проведения электронного аукциона № 2428022 от 13.07.2022). Победителем закупки определено АО «Расчетный центр» (это следует из протокола проведения электронного аукциона № 2428022 от 15.07.2022).

Положение о закупках товаров, работ, услуг ОАО «Сыктывкарский Водоканал» (далее – Положение о закупках) в последней редакции утверждено 05.03.2022, размещено в ЕИС 17.03.2022.

Заявителем оспаривается допуск АО «Расчетный центр» к участию в закупке.

В соответствии с частью 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны, в том числе:

1) требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика;

2) требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке;

9) требования к участникам такой закупки;

15) описание предмета такой закупки в соответствии с частью 6.1 статьи 3 настоящего Федерального закона.

Так в документации указаны предмет закупки, приведено его описание, требования к участнику, к содержанию заявки.

В разделе II «Информационная карта» документации указано:

Требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, описание предмета закупки – указаны в Приложение №2 «Техническое задание» (пункт 2);

Требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке – указаны в раздела VI (пункт 3);

Требования к участникам закупки –указаны в Разделе V. Требования к участникам закупки (пункт 10).

В разделе V «Требования к участникам закупки» документации указаны следующие требования, в том числе:

    1. соответствие Услуг требованиям Технического задания - Раздел VI. п. 2.3.

В соответствии с пунктом 2.3 раздела VI документации в состав заявки на участие в закупке должны входить сведения о наличии информации, необходимой для выполнения функций, изложенных в требованиях к предмету закупки (базы данных), в том числе: адрес жилого помещения, ФИО собственника/нанимателя, его паспортные данные, включая дату и место рождения, количество собственников жилого помещения, количество проживающих, степень благоустройства, наличие в жилых помещениях индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета холодной и горячей воды с номерами и датами поверок.

Также согласно данному пункту 2.3 раздела VI документации такие сведения предоставляются в виде документа по форме 3 (из раздела VII документации).

В форме 3 указано, что настоящим Участник Закупки подтверждает, что на дату подачи заявки на участие в Закупке, он обладает информацией, необходимой для выполнения функций, изложенных в требованиях к предмету закупки (базой данных) в отношении жилых помещений в многоквартирных домах, жилых домов, в том числе:

1. В отношении жилых помещений в многоквартирных домах, жилых домов в

г. Сыктывкар, в том числе:

1.3. Сведения о наличии индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета холодной и горячей воды с номерами и датами поверок, в жилых помещениях/жилых домах, указанных в п.1.1 Сведений.

2. В отношении жилых помещений в многоквартирных домах, жилых домов в с. Выльгорт Сыктывдинского района, в том числе:

2.3. Сведения о наличии индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета холодной и горячей воды с номерами и датами поверок в жилых помещениях/жилых домах, указанных в п.2.1 Сведений.

В инструкции по заполнению формы 3 указано, что в соответствующих полях сведений проставляется знак «Х». В случае если все или некоторые поля заполнены по графе «Отсутствует», Участник Закупки предоставляет гарантийное письмо с обязательством о создании базы данных в полном объеме до начала оказания услуг.

В техническом задании документации установлены требования к предмету закупки:

Услуга по формированию, хранению, актуализации базы данных, включающих в себя сведения о собственниках и нанимателях по договорам соцнайма жилых помещений в многоквартирных домах, собственниках жилых домов, и иные сведения, необходимые для оказания комплекса услуг, в разрезе лицевых счетов потребителей, должна обеспечивать наличие либо создание такой базы в сроки, обеспечивающие возможность исполнения услуги, являющейся предметом закупки, актуальных на дату начисления платы сведений по каждому лицевому счету, в том числе:

- данных об установленных приборах учета, сроках их поверки, актах их ввода в эксплуатацию, актах о возможности/невозможности установки приборов учета, контрольных актах проверок приборов учета, показаний индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета.

Также в техническом задании документации установлены требования к исполнителю услуги, в том числе:

  1. Наличие базы данных, необходимых для выполнения функций, изложенных в Требованиях к предмету закупки, в том числе: адрес жилого помещения, ФИО собственника/нанимателя, его паспортные данные, включая дату и место рождения, количество собственников жилого помещения, количество проживающих, степень благоустройства, наличие в жилых помещениях индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета холодной и горячей воды с номерами и датами поверок, либо возможность создание такой базы до начала оказания услуг.

Из содержания требований к предмету закупки, к участнику, содержанию заявки заявитель полагает, что на момент подачи заявок у участника должны быть актуальные данные об общих (квартирных) приборах учета холодной и горячей воды с номерами и датами поверок.

Заявитель указывает - опломбировку приборов учета горячей воды осуществляет АО «Коми энергосбытовая компания»; в связи с этим, у АО «Расчетный центр» не имелось на дату подачи заявки актуальных сведений о приборах учета горячей воды; заказчику об этом известно. При этом в форме 3 к заявке такой участник указал о наличии у него сведений о приборах учета горячей воды. По мнению заявителя – в связи с тем, что актуальные сведения у него отсутствуют, в составе заявки такого участника к форме 3 должно было прилагаться гарантийное письмо с обязательством о создании базы данных в полном объеме до начала оказания услуг. Однако оно в составе заявки АО «Расчетный центр» отсутствует.

АО «Коми энергосбытовая компания» в жалобе указывает, что комиссия заказчика по результатам рассмотрения заявок должна была отклонить заявку АО «Расчетный центр» и отказать ему в допуске к дальнейшему участию в закупке.

По пункту 5 раздела IV документации:

    1. Комиссия рассматривает заявки на соответствие требованиям, установленным документацией, и соответствие участников аукциона установленным требованиям. Цель рассмотрения заявок — допуск к дальнейшему участию в аукционе заявок, отвечающих требованиям документации, поданных участниками, отвечающими требованиям аукционной документации, и отклонение остальных заявок.
    2. Заявка на участие в аукционе признается надлежащей, если она соответствует требованиям извещения о проведении аукциона и аукционной документации, а участник закупки, подавший такую заявку, соответствует требованиям, которые предъявляются к участнику аукциона и указаны в аукционной документации.
    3. Комиссия отклоняет заявку на участие в аукционе в случае, если участник аукциона, подавший ее, не соответствует требованиям к участнику аукциона, указанным в аукционной документации, или такая заявка признана не соответствующей требованиям, указанным в аукционной документации.
    4. По итогам рассмотрения заявок Комиссия на своем заседании в отношении каждого участника принимает решение о допуске к дальнейшему участию в аукционе либо об отказе в допуске в соответствии с критериями отбора и в порядке, которые установлены в документации, по следующим основаниям:
      1. несоответствие заявки по составу;
      2. несоответствие участника аукциона требованиям документации;
      3. несоответствие продукции и (или) договорных условий, указанных в заявке на участие в аукционе, требованиям документации;
      4. несоответствие размера, формы, условий или порядка предоставления обеспечения.
      5. не достоверность сведений представленных участником аукциона в заявке.

Позиция АО «Коми энергосбытовая компания» о том, что на дату подачи заявки у участника должны быть актуальные сведения о приборах учета горячей воды ошибочна. Из приведенных положений документации и ее содержании (о требованиях к участнику, к предмету закупки, к заявки) это не следует.

Так, у участника должны быть сведения в том числе о приборах учета горячей воды (слово «актуальные» в форме 3 в документации отсутствует). К участнику предъявляется требование о регулярной актуализации базы данных. Слово «актуальные» в требованиях к предмету закупки в техническом задании в документации относится к дате начисления платы (при оказании услуг победителем закупки, выбранным по результатам закупки), а не к дате подачи заявки.

ОАО «Сыктывкарский Водоканал» пояснило, что АО «Расчетный центр» в настоящее время оказывает заказчику услуги, аналогичные предмету рассматриваемой закупки. В связи с этим, на момент подачи заявок данное лицо обладало сведениями, указанными в форме 3 в составе заявки. В связи с этим, у закупочной комиссии заказчика при рассмотрении заявки АО «Расчетный центр» не имелось сомнений в том, что в форме 3 представлены недостоверные данные, либо такой участник может не соответствовать установленным документацией требованиям.

Кроме того, из документации не следует, что победитель закупки обязан создавать или дополнять имеющиеся у него базы данных недостающими сведениями, необходимыми для оказания комплекса услуг, являющихся предметом закупки, исключительно собственными силами.

По пункту 2.1 проекта договора в составе документации формирование, хранение, актуализацию базы данных, включающих в себя сведения о собственниках и нанимателях по договорам соцнайма жилых помещений в многоквартирных домах, собственниках жилых домов, и иные сведения, необходимые для оказания комплекса услуг, в разрезе лицевых счетов потребителей, обеспечивающей наличие актуальных на дату начисления платы сведений по каждому лицевому счету, в том числе:

2.1.1. обеспечение до завершения расчетного периода сбора, в том числе и через «личный кабинет» на сайте Исполнителя, и свода данных, последующую их актуализацию в разрезе каждого жилого помещения многоквартирных и жилых домов, указанных в приложении № 1 «Адресный перечень многоквартирных и жилых домов», для обеспечения правильного начисления платы за предоставленные Заказчиком услуги, в том числе: степень благоустройства жилых помещений, количество собственников жилых помещений, количество проживающих в соответствующих жилых помещениях, площадях жилых помещений, наличие индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета холодной и горячей воды, даты их поверки, показания на начало и конец расчетного периода, площади мест общего пользования в каждом МКД, общей площади МКД, общей площади жилых помещений в каждом МКД, общей площади нежилых помещений в каждом МКД, состоянии МКД (наличия или отсутствия факта признания МКД аварийным; при расселении - даты расселения);

Указанные в настоящем пункте данные ежедневно обрабатываются, актуализируются и учитываются при исполнении настоящего договора Исполнителем при наличии у Исполнителя, либо предоставлении таких данных Потребителями, Заказчиком или третьими лицами.

Также исходя из пункта 3.1 проекта договора в составе документации в обязанности входит следующее, в том числе:

3.1.1. Своевременно, в полном объеме и достоверно информировать Исполнителя об изменении тарифов и нормативов потребления за предоставленные Потребителям коммунальные услуги, а так же о других обстоятельствах, влияющих  на  исполнение  настоящего  Договора.

3.1.2. Организовать сбор от Потребителей и последующую передачу Исполнителю сведений об актах допуска в эксплуатацию индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета холодной и горячей воды. 

3.1.3. До 29 числа расчетного месяца передавать Исполнителю сведения о значениях контрольных и текущих показаний общедомовых (коллективных) приборов учета холодной и горячей воды либо расчетные объемы потребленных МКД коммунальных ресурсов с соответствующими пометками за исключением сведений по потребленным жилыми помещениями МКД коммунальных услуг, сбор которых должен обеспечить по настоящему договору Исполнитель, объема коммунального ресурса в целях СОИ, рассчитываемого Исполнителем в рамках настоящего договора по утвержденным нормативам. 

3.1.4. Предоставлять Исполнителю сведения о неисправных общедомовых приборах учета в отчетном периоде, а также информацию о последующем устранении неисправности.

3.1.5. Предоставлять Исполнителю иную информацию, ставшую известной Заказчику для правильного начисления платы за предоставленные коммунальные услуги.

3.1.6. Сведения о поступивших от потребителей Платежах предоставляются исполнителю в электронном виде (по форме, установленной в Приложении З) на следующий рабочий день обработки. Окончательный срок предоставления обозначенных в настоящем пункте сведений – до 29 числа расчетного месяца включительно, в феврале месяце - до 27 -28 числа включительно, в зависимости от количества дней месяца) Информация о поступивших после 25 числа расчетного месяца платежах отражается исполнителем в Платежных документах следующего расчетного периода.

3.1.7. В случае получения Заказчиком официальной информации о принятии собственниками помещений МКД решения об изменении способа управления, письменно уведомлять об этом Исполнителя без внесения дополнительных изменений в договор.

Также по пункту 3.1.11 проекта договора в составе документации в обязанности заказчика также входит - не позднее пяти дней со дня подписания настоящего  Договора, а также с момента изменения соответствующей информации, предоставлять Исполнителю сведения и документы, необходимые последнему для исполнения обязательств, обусловленных настоящим Договором, в том числе:

  • сведения о наличии общедомовых приборов учета холодного водоснабжения, а также иного специального вспомогательного общедомового оборудования, задействованного в предоставлении коммунальных услуг потребителям;
  • иные документы  по  требованию  Исполнителя,  необходимые  последнему  для  надлежащего  исполнения  своих обязательств в рамках  настоящего Договора.

Таким образом, Комиссия не находит подтверждение доводов заявителя о том, что на момент подачи заявки АО «Расчетный центр» и/или его заявка не соответствовали требованиям документации. Также отсутствуют доказательства того, что в случае выбора такого участника победителем и заключения с ним договора такое лицо не будет соответствовать требованиям к исполнителю услуги (установленным документацией) или оказываемые им услуги не будут соответствовать предмету закупки, требованиям к предмету закупки (установленным документацией) или проекту договора в составе документации, в связи с чем, закупочной комиссии надлежало бы отклонить такого участника.

Изучив положения документации (в том числе проект договора в ее составе), форму 3 к заявке АО «Расчетный центр» (на которую указано заявителем), Комиссия приходит к выводам об отсутствии у закупочной комиссии оснований для отклонения такого участника или его заявки от дельнейшего участия в закупке в соответствии с приведенными выше положениями пункта 5 раздела IV документации.

Жалоба в указанной части необоснованна, нарушение Закона о закупках, Положения о закупках отсутствует.

Далее заявителем указано на отсутствие в документации порядка определения формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком исполнителю в ходе исполнения договора.

Данный довод является необоснованным в связи со следующим.

Согласно части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), включая порядок определения формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора (далее - формула цены), определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора, порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Таким образом, требование о порядке определения формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора – предъявляется к положению о закупке, а не документации о конкурентной закупке.

В указанной части жалобы нарушение Закона о закупках, Положения о закупках отсутствует.

Заявителем обжаловано отсутствие в документации обоснования начальной (максимальной) цены договора.

Согласно пункту 7 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны: обоснование начальной (максимальной) цены договора либо цены единицы товара, работы, услуги, включая информацию о расходах на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей.

Представители заказчика возразили против указанного довода, считают, что в пункте 8 раздела II «Информационная карта» документации обоснование начальной (максимальной) цены содержится.

Комиссия установила следующее.

Исходя из части 2 статьи 2 Закона о закупках в положении о закупке должны содержаться порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, единицы товара, работы, услуги.

В статье 11 главы 5 Положения о закупках указано, что определение начальной (максимальной) цены договора (предмета закупки) осуществляется с применением одного или нескольких следующих методов: метод сопоставимых рыночных цен (анализ рынка), тарифный метод, проектно-сметный метод.

В пункте 8 раздела II «Информационная карта» документации указано: «Обоснование начальной (максимальной) цены договора либо цены единицы товара (работы, услуги) произведено на основании пункта 12 статьи 12 Положения о закупках товаров, работ, услуг ОАО «Сыктывкарский Водоканал» утверждённого решением Совета директоров от 05.03.2022 г.».

По пункту 12 статьи 12 Положения о закупках:

«Начальная (максимальная) цена договора (предмета закупки) методом сопоставимых рыночных цен (анализ рынка) определяется по формуле:

X=, где

X – средняя арифметическая величина,

x1,x2,x3,xn - цены на товары различных производителей (поставщиков),

n - количество производителей (поставщиков), цены которых использовались при расчете.

В случае, если предметом договора предусматривается выполнение (оказание) дополнительных работ (услуг) (сборка, монтаж, пуско-наладка и т.п.), связанными с увеличением расходов поставщиков, подрядчиков, исполнителей соответственно на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, Заказчик должен соразмерно увеличить начальную (максимальную) цену договора.

Расчет должен производиться с учетом расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей.

В случае если разница между минимальной и максимальной сопоставимыми рыночными ценами составляет 30 и более процентов Заказчик по своему усмотрению вправе вместо определения начальной (максимальной) цены договора (предмета закупки) по средней арифметической величине сопоставимых рыночных цен определить начальную (максимальную) цену договора (предмета закупки) по формуле:

X = Xmin,

где:

Х - начальная (максимальная) цена договора,

Xmin - минимальная сопоставимая рыночная цена».

Комиссией установлено, что заказчиком в адрес 3 хозяйствующих субъектов (в том числе участников закупки) направлен запрос о предоставлении коммерческих предложений. После их получения определена начальная (максимальная) цена договора – как среднее арифметическое трех предложений по первой формуле, приведенной в статье 12 главы 12 Положения о закупках, составлен соответствующий документ об обосновании начальной (максимальной) цены договора (далее – Документ), однако, такой Документ в состав документации не включен (указанное подтвердили представители ОАО «Сыктывкарский Водоканал» на заседании Комиссии), в ЕИС с извещением, документацией не размещен.

Из содержания документации (пункта 8 раздела II «Информационная карта» документации) можно определить способ определения начальной (максимальной) цены договора - метод сопоставимых рыночных цен (анализ рынка). Однако, какая из формул статьи 12 главы 12 Положения о закупках применена, не представляется возможным определить. Также не указано количество хозяйствующих субъектов и их коммерческие предложения, не приведен расчет суммы начальной (максимальной) цены. Не включен в состав документации и Документ, составленный в целях обоснования начальной (максимальной) цены. В связи с этим, обоснование начальной (максимальной) цены договора в нарушение требований пункта 7 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации отсутствует.

В указанной части жалоба явилась обоснованной.

Информация о расходах на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей в соответствии с требованиями пункта 7 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации указана.

Кроме этого, заявителем обжаловано отсутствие в извещении, документации цены за 1 лицевой счет.

Согласно части 8 статьи 4 Закона о закупках извещение об осуществлении конкурентной закупки является неотъемлемой частью документации о конкурентной закупке. Сведения, содержащиеся в извещении об осуществлении конкурентной закупки, должны соответствовать сведениям, содержащимся в документации о конкурентной закупке.

Согласно пункту 5 части 9 статьи 4 Закона о закупках в извещении об осуществлении конкурентной закупки должны быть указаны следующие сведения: сведения о начальной (максимальной) цене договора, либо формула цены и максимальное значение цены договора, либо цена единицы товара, работы, услуги и максимальное значение цены договора.

По пункту 5 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны: сведения о начальной (максимальной) цене договора, либо формула цены и максимальное значение цены договора, либо цена единицы товара, работы, услуги и максимальное значение цены договора.

Заявитель указывает на пункт 4.1 проекта договора в составе документации, согласно которому: «4.1. Стоимость услуги, установленной разделом 1 «Предмет договора», составляет ________ руб. (_______________ рублей __ копеек) в месяц за один лицевой счет, в т.ч. НДС____________________________ / НДС не облагается, на основании уведомления об упрощенной системы налогообложения от № .»

Использованием союза «либо» в пунктах 5 частей 9, 10 статьи 4 Закона о закупках предоставляет право заказчику использовать один из указанных вариантов.

Так, в извещении и документации указаны сведения о начальной (максимальной) цене договора.

В связи с этим, нарушение пунктов 5 частей 9, 10 статьи 4 Закона от закупках не установлено. В указанной части жалоба необоснованна.

Далее, заявитель указывает на противоречия между документацией и проектом договора. Так, в документации указана фиксированная цена договора, в проекте договора – цена зависит от цены за 1 лицевой счет и количества лицевых счетов.

Согласно части 5 статьи 4 Закона о закупках при осуществлении закупки в единой информационной системе, на официальном сайте, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, размещаются извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в такие извещение и документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые при осуществлении закупки, итоговый протокол, иная дополнительная информация, предусмотренная в соответствии с частью 6 настоящей статьи (далее - информация о закупке).

Исходя из указанной нормы проект договора – часть документации.

Как указано выше, в извещении и документации указана начальная (максимальная) цена договора – 38 304 000 руб. Также в извещении указан предмет договора: «Количество лицевых счетов для начисления платы за коммунальные услуги по водоснабжению и водоотведению потребителям города Сыктывкара и села Выльгорт - ориентировочно 70000 ед./мес., в т.ч. в МКД с непосредственным управлением и без выбора способа управления – 2100 ед/мес; количество платежных документов (ориентировочно) за год – 840000 ед., за период действия договора 1 680 000 ед.».

Исходя из содержания документации критерием оценки и сопоставления заявок являлась сумма договора (пункт 12.1 раздела II «Информационная карта» документации). Аукцион проводился от начальной (максимальной) цены договора. Победителем признавалось лицо, предложившее наименьшую цену договора.

В проекте договора в составе документации имеется пункт 4.1, приведенный выше, а также пункт 4.7, согласно которому: «Сумма договора не превышает __________ руб. (________________рублей ___ копеек), в т.ч. НДС____________________________ / НДС не облагается, на основании уведомления об упрощенной системы налогообложения от № .».

При заключении договора с победителем закупки в пункт 4.1 договора включается сумма за 1 лицевой счет, представленная победителем закупки по форме 7 документации – Ценовой предложение.

Согласно документации данная форма не входит в состав заявки, а предоставляется победителем в процессе заключения договора.

Так, ОАО «Сыктывкарский Водоканал» представлена копия ценового предложения АО «Расчетный центр» (победителя закупки) с указанием цены 12,76 руб. Данная цена сформирована следующим образом – 21 432 452 руб. (сумма, предложенная АО «Расчетный центр» в ходе аукциона) / 70000 лицевых счетов / 2года / 12 месяцев = 12,76 руб./мес. за 1 лицевой счет.

Указанная сумма подлежит включению в пункт 4.1 договора при его заключении.

Сумма в размере 21 432 452 руб. (предложенная АО «Расчетный центр» в ходе аукциона) подлежит включению в пункт 4.7 договора при его заключении.

Проект договора является частью документации исходя из Закона о закупках. Противоречия между извещением, документацией в части указания начальной (максимальной) цены и разделом 4 проекта договора в составе документации отсутствуют.

В связи с чем, жалоба в указанной части необоснованная, нарушение Закона о закупках, Положения о закупках отсутствует.

Заявителем обжалованы разъяснения заказчика по документации.

Согласно части 4 статьи 3.2 Закона о закупках разъяснения положений документации о конкурентной закупке не должны изменять предмет закупки и существенные условия проекта договора.

В ходе проведения закупки в адрес заказчика поступил запрос об уточнении количества собственников и нанимателей.

В ответ заказчиком даны разъяснения, размещенные в ЕИС 27.06.2022: «На Ваш запрос сообщаем, что в соответствии с Техническим заданием, количество лицевых счетов для начисления платы за коммунальные услуги по водоснабжению и водоотведению потребителям города Сыктывкара и села Выльгорт составляет ориентировочно 70000 ед./мес. Количество плательщиков соответствует количеству лицевых счетов, по которым предоставляется комплекс услуг».

АО «Коми энергосбытовая компания» оспаривает неуказание в разъяснениях количества лицевых счетов.

Вопрос указания в документации ориентировочного количества лицевых счетов рассматривался Комиссией ранее при рассмотрении жалобы № 011/07/3-610/2022 АО «Коми энергосбытовая компания» исх. № 119/б.н. от 06.07.2022 (вх. № 2761 от 07.07.2022 в 09.05). По указанному доводу жалобы вынесено решение от 18.07.2022. Повторно данный довод не рассматривается.

Заказчик ранее пояснял, что количество лицевых счетов величина не постоянная, спрогнозировать ее не представляется возможным. Лицевые счета открываются на основании протоколов решений собственников помещений в многоквартирных домах и на основании заявлений собственников жилых домов. На заседании Комиссии при рассмотрении жалобы № 011/07/3-610/2022 АО «Коми энергосбытовая компания» исх. № 119/б.н. от 06.07.2022 (вх. № 2761 от 07.07.2022 в 09.05) представитель заказчика представляла копии уведомлений управляющей организации о принятии собственниками решений о переходе на прямые договоры водоснабжения и водоотведения, поступившие в период проведения закупки, а также аналогичные уведомления от инициаторов общих собраний собственников помещений многоквартирных домов. Таким образом, указывалось на постоянно меняющееся количество лицевых счетов. При рассмотрении настоящей жалобы представителем заказчика также представлены копии аналогичных уведомлений. Так, при утверждении документации, в период проведения закупки, в период рассмотрения жалоб АО «Коми энергосбытовая компания», на момент заключения договора по результатам закупки их количество по независимым об заказчика обстоятельствам меняется.

Анализ документации и содержание разъяснения показал, что заказчиком положения части 4 статьи 3.2 Закона о закупках не нарушены. Жалоба в указанной части необоснованна.

В ходе рассмотрения жалобы представитель АО «Коми энергосбытовая компания» предала Комиссии документ, указав на дополнения к жалобе.

Требования к жалобе указаны в части 6 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции - жалоба на акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей (далее - жалоба), подается в письменной форме в антимонопольный орган и должна содержать:

1) наименование, указание на место нахождения, почтовый адрес, номер контактного телефона организатора торгов, оператора электронной площадки, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, акты и (или) действия (бездействие) которых обжалуются;

2) наименование, сведения о месте нахождения (для юридического лица), фамилию, имя, отчество, сведения о месте жительства (для физического лица) заявителя, почтовый адрес, адрес электронной почты, номер контактного телефона, номер факса;

3) указание на обжалуемые торги, если размещение информации об обжалуемых торгах на сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, адрес сайта, на котором она размещена (указанная информация не представляется при обжаловании актов и (или) действий (бездействия) уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей);

4) указание на обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, акты и (или) действия (бездействие) уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, на нормативный правовой акт, устанавливающий порядок осуществления в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, мероприятий по реализации проекта по строительству, а также соответствующие доводы;

5) перечень прилагаемых к жалобе документов.

В соответствии с частью 8 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции жалоба подписывается заявителем или его представителем. К жалобе, поданной представителем заявителя, должны быть приложены доверенность или иной подтверждающий полномочия представителя заявителя на подписание жалобы документ.

Согласно части 9 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции жалоба возвращается заявителю в следующих случаях, в том числе:

1) жалоба не содержит сведения, предусмотренные частью 6 настоящей статьи;

2) жалоба не подписана или подписана лицом, полномочия которого не подтверждены документами.

В представленном документе, указанном представителем АО «Коми энергосбытовая компания» как дополнения к жалобе, отсутствуют сведения, указанные в пунктах 1-3 части 6 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции. В нарушении части 8 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции указанный документ не подписан.

В связи с этим, такой документ в соответствии с частью 9 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции возвращается в адрес АО «Коми энергосбытовая компания», о чем заявитель будет уведомлен письмом.

Согласно части 13 статьи 3 Закона о закупках рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования.

В связи с тем, что дополнения к жалобе поданы ненадлежащим образом и подлежат возвращению, Комиссия такие дополнительные доводы с учетом положений части 13 статьи 3 Закона о закупках не рассматривает.

Согласно части 20 статьи 18.1 Закона о закупках по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися, нарушений порядка осуществления в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, мероприятий по реализации проекта по строительству) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.

В ходе рассмотрения жалобы установление нарушение пункта 7 части 10 статьи 4 Закона о закупках.

Согласно части 11 статьи 3.2 Закона о закупках изменения, вносимые в извещение об осуществлении конкурентной закупки, документацию о конкурентной закупке, разъяснения положений документации о конкурентной закупке размещаются заказчиком в единой информационной системе, на официальном сайте, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, не позднее чем в течение трех дней со дня принятия решения о внесении указанных изменений, предоставления указанных разъяснений. В случае внесения изменений в извещение об осуществлении конкурентной закупки, документацию о конкурентной закупке срок подачи заявок на участие в такой закупке должен быть продлен таким образом, чтобы с даты размещения в единой информационной системе указанных изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в такой закупке оставалось не менее половины срока подачи заявок на участие в такой закупке, установленного положением о закупке для данного способа закупки.

Срок подачи заявок истек 07.07.2022, внесение изменений в документацию в настоящее время не представляется возможным.

Комиссия не установила, что допущенное заказчиком нарушение повлияло на ход проведения процедуры закупки (доказательства обратного в материалах жалобы отсутствуют).

В связи с изложенным принято решение не выдавать обязательное для исполнения предписание об устранении нарушения.

На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

  1. Признать жалобу АО «Коми Энергосбытовая компания» в части отсутствия в документации обоснования начальной (максимальной) цены договора обоснованной.
  2. Признать ОАО «Сыктывкарский Водоканал» нарушившим пункт 7 части 10 статьи 4 Закона о закупках в части отсутствия в документации обоснования начальной (максимальной) цены договора.
  3. Признать жалобу АО «Коми энергосбытовая компания» в остальной части необоснованной.
  4. Предписание не выдавать.

Председатель Комиссии

 

‹…›

     

Члены Комиссии

 

‹…›

‹…›

Решение может быть обжаловано в суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны