Определение №03-01/4205 реклама пищевых добавок в газете "Секреты здоровья" с указан... от 27 мая 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Не указана

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

Управление Федеральной антимонопольной службы

по республике Коми

 

Определение

 

О ВОЗБУЖДЕНИИ ДЕЛА № 011/05/25-459/2022

И НАЗНАЧЕНИИ ДЕЛА К РАССМОТРЕНИЮ

 

 27 мая 2022 года

 

 

 

                  № 03-01/4205

г. Сыктывкар

 

ИП <...> (по адресу)

 

ИП <...> (по адресу)

 

Территориальный орган Росздравнадзора по Республике Коми

 

Куратова ул., д. 18,

г. Сыктывкар, 167000

 

Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми (далее – Коми УФАС России) по рассмотрению дел, возбуждённых по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, <...> <...> Коми УФАС России, рассмотрев обращение Территориального органа Росздравнадзора по Республике Коми по факту нарушения требований Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Коми УФАС России поступило обращение Территориального органа Росздравнадзора по Республике Коми от 06.04.2022 № 01-36/102 (вх. № 1537 от 07.04.2022) о распространении в печатном издании «Секреты здоровья» рекламы с нарушением требований рекламного законодательства.

К обращению приложен выпуск печатного издания (газеты) «Секреты здоровья», в которой размещены статьи о следующей продукции: капли «Катана мэн», препарат «Аденомен», капли «Визория», гель «Остеоброн», эликсир «Флексимакс», препарат «Цистранол», капли «Гермунал», гель «Леникор», капли «Копролакс», фитопластырь «Детоксмастер», капли «Биослух», капсулы «Отинол», препарат «Диафрин», эликсир «Алкозамин», сироп «Сердце Алтая», эликсир «Мозготензин».

В соответствии с положениями, установленными п. 1 ст. 3 Закона о рекламе, реклама – информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Вышеуказанная информация содержит все правовые признаки рекламы:

- распространена посредством размещения в печатном издании;

- адресована неопределенному кругу лиц;

- направлена на привлечение внимания к объектам рекламирования: каплям «Катана мэн», препарату «Аденомен», каплям «Визория», гелю «Остеоброн», эликсиру «Флексимакс», препарату «Цистранол», каплям «Гермунал», гелю «Леникор», каплям «Копролакс», фитопластырю «Детоксмастер», каплям «Биослух», капсулам «Отинол», препарату «Диафрин», эликсиру «Алкозамин», сиропу «Сердце Алтая», эликсиру «Мозготензин», формирование или поддержание интереса к ним, и их продвижение на рынке.

Таким образом, указанная информация, распространенная посредством размещения в печатном издании «Секреты здоровья» (далее – газета), является рекламой (далее – рассматриваемые рекламы).

Территориальный орган Росздравнадзора по Республике Коми указывает на нарушение ст. 25 Закона о рекламе.

            В газете содержится информация о сайте www.zdravomed.ru, который является Интернет-магазином «Здравомед» и содержит каталог реализуемой продукции, в том числе указанной в рассматриваемой газете. Согласно информации, размещённой на сайте www.zdravomed.ru, «Здравомед» – торговая марка, основное направление – разработка и выпуск биологически активных добавок к пище в форме бальзамов, сиропов, масел, мазей, капель, капсул и др.

            На последней полосе газеты, в том числе указано: «Не является лекарственным средством. Перед применением проконсультируйтесь с врачом».

            Из имеющихся материалов усматривается, что рекламируемые товары являются пищевыми добавками.

            В силу положений, установленных п. 4 ч. 5 ст. 5 Закона о рекламе, в рекламе не допускается использование образов медицинских и фармацевтических работников, за исключением такого использования в рекламе медицинских услуг, средств личной гигиены, в рекламе, потребителями которой являются исключительно медицинские и фармацевтические работники, в рекламе, распространяемой в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий, в рекламе, размещенной в печатных изданиях, предназначенных для медицинских и фармацевтических работников.

            В размещённых в газете статьях о каплях «Катана мэн», препарате «Аденомен», препарате «Цистранол», каплях «Гермунал», каплях «Биослух» и капсулах «Отинол», сиропе «Сердце Алтая», эликсире «Мозготензин» использованы образы медицинских работников.

            Пунктом 6 ч. 5 ст. 5 Закона о рекламе в рекламе установлено, что в рекламе не допускается указание на лечебные свойства, то есть положительное влияние на течение болезни, объекта рекламирования, за исключением такого указания в рекламе лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, медицинских изделий.

Во всех рекламных статьях, размещённых в газете, содержится указание на лечебные свойства, то есть положительное влияние на течение болезни, объектов рекламирования.

            Согласно ч. 1 ст. 25 Закона о рекламе реклама биологически активных добавок и пищевых добавок не должна:

            1) создавать впечатление о том, что они являются лекарственными средствами и (или) обладают лечебными свойствами;

            2) содержать ссылки на конкретные случаи излечения людей, улучшения их состояния в результате применения таких добавок.

            Все рассматриваемые рекламные статьи создают впечатление о том, что рекламируемые пищевые добавки являются лекарственными средствами и (или) обладают лечебными свойствами. Во всех рекламных статьях, размещённых в газете, содержатся ссылки на конкретные случаи излечения людей, улучшения их состояния в результате применения таких добавок.

            Учитывая изложенное, рассматриваемые рекламы распространены с признаками нарушения требований пунктов 4, 6 ч. 5 ст. 5, пунктов 1, 2 ч. 1 ст. 25 Закона о рекламе.

В соответствии с ч. 6 ст. 38 Закона о рекламе рекламодатель несёт ответственность за нарушение требований, установленных пунктами 4, 6 ч. 5 ст. 5, пунктами 1, 2 ч. 1 ст. 25 Закона о рекламе.

            Согласно ч. 7 ст. 38 Закона о рекламе рекламораспространитель несёт ответственность за нарушение требований, установленных п. 6 ч. 5 ст. 5, пунктами 1, 2 ч. 1 ст. 25 Закона о рекламе.

Частью 8 ст. 38 Закона о рекламе предусмотрено, что рекламопроизводитель несет ответственность за нарушение требований, указанных в частях 6 и 7 настоящей статьи, в случае, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине.

В соответствии с п. 5 ст. 3 Закона о рекламе рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

В силу п. 7 ст. 3 Закона о рекламе рекламораспространитель – лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Согласно п. 6 ст. 3 Закона о рекламе рекламопроизводитель – лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму.

На последней полосе газеты размещена информация о датах, времени и местах проведения продаж продукции «Здравомед», в том числе: 21.02.2022 с 13:00 до 14:00 и 03.03.2022 с 17:00 до 18:00 в ДК «Строитель» по адресу: г. Сыктывкар, ул. Клары Цеткин, д. 80; 21.02.2022 с 16:00 до 17:00, 24.02.2022 с 15:00 до 16:00 и 02.03.2022 с 16:00 до 17:00 в гостинице «Сыктывкар» по адресу: г. Сыктывкар, ул. Коммунистическая, д. 67.

Из информации и копий документов, представленных ООО «Амур» и ООО «Гостиничный комплекс», следует, что помещения для проведения продаж были арендованы ИП <...>.

Кроме того, в газете указан контактный телефон для справок и заказов: <...>. Согласно данным ПАО «Ростелеком», указанный абонентский номер выделен ИП <...>.

Из имеющихся материалов усматривается, что рекламодателями и рекламораспространителями рассматриваемых реклам являются ИП <...> и ИП <...>.

На основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктом 24 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.2020 № 1922,

 

ОПРЕДЕЛИЛА:

 

1. Возбудить производство по делу № 011/05/25-459/2022 по признакам нарушения пунктов 4, 6 ч. 5 ст. 5, пунктов 1, 2 ч. 1 ст. 25 Закона о рекламе.

2. Признать лицами, участвующими в деле:

2.1. заявителя – Территориальный орган Росздравнадзора по Республике Коми;

2.2. лиц, в действиях которых содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе:

- ИП <...>;

- ИП <...>.

3. Назначить дело № 011/05/25-459/2022 к рассмотрению на 27 июня 2022 года на 16 часов 00 минут по адресу: Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Интернациональная, д. 160, корпус А.

4. ИП <...> в срок не позднее 23 июня 2022 года представить следующие копии документов и письменную информацию:

4.1. О рекламодателе, рекламопроизводителе и рекламораспространителе рассматриваемых реклам, с указанием по каждому такому лицу: полного наименования, адреса места нахождения, Ф.И.О. руководителя, тел./факса – для юридических лиц; Ф.И.О., адреса места регистрации – для физических лиц.

4.2. Копии всех документов со всеми изменениями, дополнениями и приложениями (в том числе, приказов, распоряжений, заявок, договоров, счетов, счетов-фактур, платежных поручений, актов выполненных работ, электронной переписки), опосредующих производство и распространение рассматриваемых реклам.

4.3. Письменные пояснения каждого последовательно совершенного действия, направленного на производство и распространение рассматриваемых реклам.

4.4. Поясняющие, кто определил содержание рассматриваемых реклам, их наполнение, кем, когда и каким образом одобрены (утверждены, согласованы) рекламы; в случае если рекламы не утверждались и не согласовывались, представьте соответствующую поясняющую письменную информацию с указанием причин непринятия мер по согласованию.

4.5. О периоде распространения рассматриваемых реклам, с указанием дат начала и окончания распространения; если распространение продолжается на дату представления ответа – с указанием соответствующей поясняющей информации и даты начала распространения.

4.6. О территории распространения рассматриваемых реклам (укажите субъекты Российской Федерации).

4.7. О причинах распространения рассматриваемых реклам без учета требований пунктов 4, 6 ч. 5 ст. 5, пунктов 1, 2 ч. 1 ст. 25 Закона о рекламе.

4.8. Копии документов (свидетельств, деклараций) на следующую продукцию: капли «Катана мэн», препарат «Аденомен», капли «Визория», гель «Остеоброн», эликсир «Флексимакс», препарат «Цистранол», капли «Гермунал», гель «Леникор», капли «Копролакс», фитопластырь «Детоксмастер», капли «Биослух», капсулы «Отинол», препарат «Диафрин», эликсир «Алкозамин», сироп «Сердце Алтая», эликсир «Мозготензин».

4.9. Иные документы и письменную информацию, имеющие значение для рассмотрения дела (при наличии).

5. ИП <...> в срок не позднее 23 июня 2022 года представить следующие копии документов и письменную информацию:

5.1. О рекламодателе, рекламопроизводителе и рекламораспространителе рассматриваемых реклам, с указанием по каждому такому лицу: полного наименования, адреса места нахождения, Ф.И.О. руководителя, тел./факса – для юридических лиц; Ф.И.О., адреса места регистрации – для физических лиц.

5.2. Копии всех документов со всеми изменениями, дополнениями и приложениями (в том числе, приказов, распоряжений, заявок, договоров, счетов, счетов-фактур, платежных поручений, актов выполненных работ, электронной переписки), опосредующих производство и распространение рассматриваемых реклам.

5.3. Письменные пояснения каждого последовательно совершенного действия, направленного на производство и распространение рассматриваемых реклам.

5.4. Поясняющие, кто определил содержание рассматриваемых реклам, их наполнение, кем, когда и каким образом одобрены (утверждены, согласованы) рекламы; в случае если рекламы не утверждались и не согласовывались, представьте соответствующую поясняющую письменную информацию с указанием причин непринятия мер по согласованию.

5.5. О периоде распространения рассматриваемых реклам, с указанием дат начала и окончания распространения; если распространение продолжается на дату представления ответа – с указанием соответствующей поясняющей информации и даты начала распространения.

5.6. О территории распространения рассматриваемых реклам (укажите субъекты Российской Федерации).

5.7. О причинах распространения рассматриваемых реклам без учета требований пунктов 4, 6 ч. 5 ст. 5, пунктов 1, 2 ч. 1 ст. 25 Закона о рекламе.

5.8. Копии документов (свидетельств, деклараций) на следующую продукцию: капли «Катана мэн», препарат «Аденомен», капли «Визория», гель «Остеоброн», эликсир «Флексимакс», препарат «Цистранол», капли «Гермунал», гель «Леникор», капли «Копролакс», фитопластырь «Детоксмастер», капли «Биослух», капсулы «Отинол», препарат «Диафрин», эликсир «Алкозамин», сироп «Сердце Алтая», эликсир «Мозготензин».

5.9. Иные документы и письменную информацию, имеющие значение для рассмотрения дела (при наличии).

6. Территориальному органу Росздравнадзора по Республике Коми в срок не позднее 23 июня 2022 года представить письменную информацию, поясняющую, зарегистрирована ли в качестве биологически активных добавок следующая продукция: капли «Катана мэн», препарат «Аденомен», капли «Визория», гель «Остеоброн», эликсир «Флексимакс», препарат «Цистранол», капли «Гермунал», гель «Леникор», капли «Копролакс», фитопластырь «Детоксмастер», капли «Биослух», капсулы «Отинол», препарат «Диафрин», эликсир «Алкозамин», сироп «Сердце Алтая», эликсир «Мозготензин» (с приложением подтверждающих документов).

7. Территориальный орган Росздравнадзора по Республике Коми вправе обеспечить явку представителя (с надлежащим образом оформленной доверенностью) для участия в рассмотрении дела, либо письменно сообщить о возможности рассмотрения дела в отсутствие представителя в срок до 23 июня 2022 года.

8. ИП <...> вправе (с паспортом) явиться лично и (или) обеспечить явку представителя (с надлежащим образом оформленной доверенностью) для участия в рассмотрении дела, либо письменно сообщить о возможности рассмотрения дела в свое отсутствие в срок до 23 июня 2022 года.

9. ИП <...> вправе (с паспортом) явиться лично и (или) обеспечить явку представителя (с надлежащим образом оформленной доверенностью) для участия в рассмотрении дела, либо письменно сообщить о возможности рассмотрения дела в свое отсутствие в срок до 23 июня 2022 года.

 

Примечание:

При ответе на настоящее определение необходимо соблюдение нумерации пунктов, по приложениям необходимо указать, к какому пункту определения они прилагаются, с указанием номера пункта.

В случае отсутствия документов и письменной информации по отдельным пунктам настоящего определения укажите на их отсутствие с пояснением причин отсутствия и указанием источника, где запрашиваемое может быть получено.

Представленное на определение должно быть подписано уполномоченным лицом, прилагаемые копии надлежащим образом заверены, подтверждена их достоверность и полнота.

 

 

Председатель комиссии                                                                             <...>

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны