Решение №01-122/3020 решение по жалобе от 8 апреля 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

Управление Федеральной антимонопольной службы

по Республике Коми

 

РЕШЕНИЕ

 

 

08 апреля 2022 года

 

г. Сыктывкар

                             

№ 01-122/3020

 

                                                                           

                                                                                                                                                                        

                                                                                                                                                                               

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми (Коми УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров, порядка осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, в составе: <…> (далее – Комиссия, Комиссия Коми УФАС России), рассмотрев жалобу исх. от 29.03.2022 № 44 (вх. от 30.03.2022 № 1416) общества с ограниченной отвественностью «Прайд» (далее - ООО «Прайд», заявитель) в отношении заказчика – муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №4 общеразвивающего вида» г. Сыктывкар (далее – МАДОУ «Детский сад №4», заказчик, учреждение), касающуюся проведения закупки способом запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на «Выполнение работ по текущему ремонту кровельного покрытия здания МАДОУ "Детский сад № 4" по адресу: г. Сыктывкар, ул. Лесозаводская, д. 17», номер извещения 32211237060 в единой информационной системе в сфере закупок (далее – жалоба),

в присутствии:

-<…> – директора МАДОУ «Детский сад №4»,

-<…>– представителя ООО «Прайд» по доверенности,

-<…>– индивидуального предпринимателя, признанного победителем закупки,

в отсутствии на заседании представителя АО «Сбербанк - АСТ», извещенного надлежащим образом,

 

УСТАНОВИЛА:

Жалоба рассмотрена в порядке статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках).

Заявителем обжалуются действия закупочной комиссии в части признания победителя соответствующим требованиям извещения.

В жалобе указано, что указанные в сметной документации работы носят капитальный характер (полная замена кровельного покрытия здания). Согласно части 12 статьи 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс) указанные работы имеют право выполнять строительные организации, имеющие первый уровень ответственности члена саморегулируемой организации.

По мнению заявителя, закупочная комиссия неправомерно признала победителем участника закупки, не являющегося членом саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства и не имеющего право выполнять работы по капитальному ремонту кровельного покрытия здания, чем нарушила принцип равноправия и справедливости по отношению к другим участникам закупки.

МАДОУ «Детский сад №4» письмом исх. от 01.04.2022 № 152 (вх. от 05.04.2022 № 1499) представлены запрашиваемые копии документов и письменные возражения на жалобу.

По части 1 статьи 1 Закона о закупках целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

информационная открытость закупки;

равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Согласно статье 2 Закона о закупках:

1. При закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

2. Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Положение о закупке товаров, работ, услуг для нужд МАДОУ «Детский сад №4», утвержденное наблюдательным советом МАДОУ «Детский сад №4» (протокол от 10.03.2022 № 5), далее – Положение о закупке, размещено в единой информационной системе 11.03.2022.

Проводимая закупка являлась конкурентной - проводилась способом запроса котировок в электронной форме (далее – закупка, запрос котировок в электронной форме).

Заказчиком закупки явилось МАДОУ «Детский сад №4».

Извещение о проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства (далее – извещение) и иные документы, касающиеся закупки, размещены в единой информационной системе (далее - ЕИС) 18.03.2022.

Наименование объекта закупки – выполнение работ по текущему ремонту кровельного покрытия здания МАДОУ "Детский сад № 4" по адресу: г. Сыктывкар, ул. Лесозаводская, д. 17. Описание предмета закупки в п. 3 настоящего извещения, Локальной смете (Приложение № 2 настоящего извещения).

Начальная (максимальная) цена договора – 5 022 290 (Пять миллионов двадцать две тысячи двести девяносто) рубль 00 копеек, включая НДС (20%) в сумме 837 048 (Восемьсот тридцать семь тысяч сорок восемь) рублей 33 копейки.

Закупка проводилась на электронной площадке АО «СБЕРБАНК–АСТ» (http://www.sberbank-ast.ru).

Приказом МАДОУ «Детский сад №4» от 17.01.2022 № 12-ПР с 22.2-од создана единая комиссия для проведения закупок на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг в МАДОУ «Детский сад №4» (далее – закупочная комиссия).

 

 

По части 2 статьи 3 Закона о закупках положением о закупке предусматриваются конкурентные и неконкурентные закупки, устанавливается порядок осуществления таких закупок с учетом положений настоящего Федерального закона.

Пунктом 1 части 3.1 статьи 3 Закона о закупках одним из способов конкурентной закупки указан запрос котировок (запрос котировок в электронной форме).

Статьей 3.2 Закона о закупках определен порядок осуществления конкурентной закупки.

В соответствии с частью 1 статьи 3.2 Закона о закупках конкурентная закупка осуществляется в порядке, предусмотренном настоящей статьей, и на основании требований, предусмотренных статьями 3.3 и 3.4 настоящего Федерального закона.

По части 10 статьи 3.2 Закона о закупках заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика. Форма заявки на участие в запросе котировок в электронной форме устанавливается в извещении о проведении запроса котировок в соответствии с положением о закупке заказчика.

Согласно части 20 статьи 3.2 Закона о закупках под запросом котировок в целях настоящего Федерального закона понимается форма торгов, при которой победителем запроса котировок признается участник закупки, заявка которого соответствует требованиям, установленным извещением о проведении запроса котировок, и содержит наиболее низкую цену договора.

Особенности проведения конкурентной закупки в электронной форме установлены статьей 3.3 Закона о закупках.

В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Согласно пунктам 5.1.1, 5.1.3, 5.4.3 Положения о закупке запрос котировок - открытая конкурентная процедура закупки. Под запросом котировок понимается форма торгов, при которой победителем запроса котировок признается участник закупки, заявка которого соответствует требованиям, установленным извещением о проведении запроса котировок, и содержит наиболее низкую цену договора. 

Победителем признается соответствующий требованиям извещения о закупке участник запроса котировок, предложивший наиболее низкую цену договора.

Комиссия по закупкам рассматривает заявки на участие в запросе котировок на предмет их соответствия требованиям законодательства, настоящего Положения и извещения о проведении запроса котировок. Оцениваются только заявки, допущенные комиссией по результатам рассмотрения.  Комиссия по закупкам при рассмотрении заявок на соответствие требованиям законодательства, настоящего Положения и извещения о проведении запроса котировок обязана отказать участнику в допуске в случаях, установленных п. 1.9.5 настоящего Положения. 

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1.9.1, пунктами 1.9.4, 1.9.5 Положения о закупке в документации о конкурентной закупке (извещении о проведении запроса котировок) устанавливаются следующие обязательные требования к участникам закупки: 

1) участник закупки должен соответствовать требованиям законодательства РФ к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, которые являются предметом закупки.

Требования, предъявляемые к участникам закупки, закупаемым товарам, работам, услугам, условиям исполнения договора, а также критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке применяются в равной степени в отношении всех участников закупки.

Комиссия по закупкам отказывает участнику закупки в допуске к участию в процедуре закупки в следующих случаях: 

  1. выявлено      несоответствие       участника     хотя    бы       одному          из             требований, перечисленных в п. 1.9.1 настоящего Положения;
  2. участник закупки и (или) его заявка не соответствуют иным требованиям документации о закупке (извещению о проведении запроса котировок) или настоящего Положения; 
  3. участник закупки не представил документы, необходимые для участия в процедуре закупки; 
  4. в представленных документах или в заявке указаны недостоверные сведения об участнике закупки и (или) о товарах, работах, услугах; 
  5. участник закупки не предоставил обеспечение заявки на участие в закупке, если такое обеспечение предусмотрено документацией о закупке. 

В случае выявления фактов, предусмотренных в п. 1.9.5, в момент рассмотрения заявок информация об отказе в допуске участникам отражается в протоколе рассмотрения заявок. При этом указываются основания отказа, факты, послужившие основанием для отказа, и обстоятельства выявления таких фактов. 

В пункте 4.1 извещения к участникам закупки установлены требования, в том числе: 6) участник соответствует установленным в документации о закупке требованиям законодательства РФ к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся предметом закупки, если подтверждающие информация и документы есть в открытых и общедоступных госреестрах в сети Интернет (с указанием адреса сайта или его страницы, где размещены эти сведения).

В пункте 4.2 извещения установлены требования к сведения и документам, которые должна содержать заявка на участие в запросе котировок в электронной форме. По подпункту 6 пункта 4.2 извещения заявка на участие в запросе котировок в электронной форме должна содержать копии документов, которые подтверждают соответствие участника установленным согласно законодательству, требованиям к поставщику, подрядчику, исполнителю. Эти документы не нужны, если необходимая информация и документы есть в открытых и общедоступных госреестрах в сети Интернет. В таком случае соответствие указанным требованиям достаточно задекларировать, указав адреса сайта или его страницы, где размещены данные сведения.

В разделе 1 извещения указано, что победителем запроса котировок признается участник, подавший заявку, которая отвечает всем требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, и в котором указана наиболее низкая цена договора. Комиссия не рассматривает и отклоняет заявки, если они не соответствуют требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, или предложенная в таких заявках цена договора превышает начальную (максимальную) цену, указанную в извещении о проведении запроса котировок, или участником запроса котировок не представлены документы и информация, предусмотренные извещением о закупке.

Согласно протоколу подведения итогов запроса котировок № SBR003-220141032000001, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, от 25.03.2022 на участие в закупке было подано 6 заявок, в том числе заявка индивидуального предпринимателя <…> (далее - индивидуальный предприниматель). Заявка индивидуального предпринимателя была допущена закупочной комиссией к участию в закупке, индивидуальный предприниматель признан победителем закупки, в заявке которого была указана наиболее низкая цена договора.

В части 1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса установлено, что индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, по договору подряда на осуществление сноса, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящим Кодексом.

В соответствии с частью 3 статьи 55.8 Градостроительного кодекса член саморегулируемой организации имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, по договору подряда на осуществление сноса, заключаемым с использованием конкурентных способов заключения договоров, при соблюдении в совокупности следующих условий:

1) наличие у саморегулируемой организации, членом которой является такое лицо, компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств, сформированного в соответствии со статьями 55.4 и 55.16 настоящего Кодекса;

2) если совокупный размер обязательств по указанным в абзаце первом настоящей части договорам не превышает предельный размер обязательств, исходя из которого таким лицом был внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в соответствии с частью 11 или 13 статьи 55.16 настоящего Кодекса. Количество договоров подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, договоров строительного подряда, договоров подряда на осуществление сноса, которые могут быть заключены членом саморегулируемой организации с использованием конкурентных способов заключения договоров, не ограничивается.

Из письменных пояснений МАДОУ «Детский сад №4», представленных письмом исх. от 01.04.2022 № 151, следует, что виды работ, указанные в техническом задании, не касаются изменений конструкций здания (в том числе несущих), замены и (или) восстановления строительных конструкций здания и изменения параметров здания, то есть все виды работ являются текущим ремонтом.

Директор МАДОУ «Детский сад №4» в ходе заседания пояснила, что целью выполнения работ является замена старого покрытия на новое, при этом параметры, конструкция здания не подлежат изменению, увеличение или уменьшение площади не предусмотрено.

Индивидуальный предприниматель, признанный победителем закупки, в ходе заседания пояснил, что членом саморегулируемой организации не является; подлежащие выполнению по результатам закупки работы не относятся к капитальному ремонту.

ООО «Прайд» считает, что виды работ, указанные в техническом задании, относятся к капитальному ремонту в связи с тем, что указанные в сметной документации работы носят капитальный характер (полная замена кровельного покрытия здания).

По части 6 статьи 55.24 Градостроительного кодекса в целях обеспечения безопасности зданий, сооружений в процессе их эксплуатации должны обеспечиваться техническое обслуживание зданий, сооружений, эксплуатационный контроль, текущий ремонт зданий, сооружений.

В соответствии с частью 8 статьи 55.24 Градостроительного кодекса техническое обслуживание зданий, сооружений, текущий ремонт зданий, сооружений проводятся в целях обеспечения надлежащего технического состояния таких зданий, сооружений. Под надлежащим техническим состоянием зданий, сооружений понимаются поддержание параметров устойчивости, надежности зданий, сооружений, а также исправность строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения, сетей инженерно-технического обеспечения, их элементов в соответствии с требованиями технических регламентов, проектной документации.

Согласно пункту 14.2) статьи 1 Градостроительного кодекса капитальный ремонт объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов.

По пункту 3.4) части 1 статьи 6 Градостроительного кодекса к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области градостроительной деятельности относится установление перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.

В соответствии с приказом Минрегиона Российской Федерации от 30.12.2009 № 624 "Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства" к видам работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту относится:

15. Устройство внутренних инженерных систем и оборудования зданий и сооружений, в том числе:

15.5. Устройство системы электроснабжения <*>

15.6. Устройство электрических и иных сетей управления системами жизнеобеспечения зданий и сооружений

Согласно примечанию <*> данные виды и группы видов работ требуют получения свидетельства о допуске на виды работ, влияющие на безопасность объекта капитального строительства, в случае выполнения таких работ на объектах, указанных в статье 48.1 Градостроительного кодекса.

Объект заказчика к объектам, указанным в статье 48.1 Градостроительного кодекса, не относится.

Приказом Госкомархитектуры от 23.11.1988 № 312 утверждено Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения ВСН 58-88 (р) (далее - приказ № 312, Положение ВСН 58-88 (р)).

Текущий ремонт должен проводиться с периодичностью, обеспечивающей эффективную эксплуатацию здания или объекта с момента завершения его строительства (капитального ремонта) до момента постановки на очередной капитальный ремонт (реконструкцию). При этом должны учитываться природно-климатические условия, конструктивные решения, техническое состояние и режим эксплуатации здания или объекта. Продолжительность их эффективной эксплуатации до проведения очередного текущего ремонта приведена в рекомендуемом прил. 3, а состав основных работ по текущему ремонту - в рекомендуемом прил. 7 (пункт 4.1 Положения ВСН 58-88 (р)).

Капитальный ремонт должен включать устранение неисправностей всех изношенных элементов, восстановление или замену (кроме полной замены каменных и бетонных фундаментов, несущих стен и каркасов) их на более долговечные и экономичные, улучшающие эксплуатационные показатели ремонтируемых зданий. При этом может осуществляться экономически целесообразная модернизация здания или объекта: улучшение планировки, увеличение количества и качества услуг, оснащение недостающими видами инженерного оборудования, благоустройство окружающей территории (пункт 5.1 Положения ВСН 58-88 (р)).

В приложении № 1 Положения ВСН 58-88 (р) приведены следующие определения и термины.

Текущий ремонт здания - ремонт здания с целью восстановления исправности (работоспособности) его конструкций и систем инженерного оборудования, а также поддержания эксплуатационных показателей.

Капитальный ремонт здания - ремонт здания с целью восстановления его ресурса с заменой при необходимости конструктивных элементов и систем инженерного оборудования, а также улучшения эксплуатационных показателей.

В приложении № 7 Положения ВСН 58-88 (р) определен Перечень основных работ по текущему ремонту здании и объектов, в состав которых входит, в том числе: устройство или восстановление защитно-отделочного слоя рулонных и безрулонных кровель.

Из анализа закупочной документации не усматривается, что требуемые заказчику работы по ремонту относятся к капитальному ремонту объектов капитального строительства, затрагивают или изменяют несущие конструкции зданий, строений, сооружений, оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства и обладают иными признаками работ по капитальному ремонту. Рассматриваемые работы относится к мероприятиям, связанным с обеспечением надлежащего технического состояния здания. Доказательства отнесения рассматриваемых работ к капитальному ремонту в материалах жалобы отсутствуют.

Таким образом, действия закупочной комиссии МАДОУ «Детский сад №4» в части принятия решения, оформленного протоколом подведения итогов запроса котировок № SBR003-220141032000001, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, от 25.03.2022 о допуске заявки индивидуального предпринимателя к участию в закупке и признания его победителем закупки соответствуют требованиям Закона о закупках, Положения о закупке, извещения.

Указанное в жалобе требование заявителя о выдаче предписания оставлено без удовлетворения в связи с тем, что нарушений требований Закона о закупках, Положения о закупке не установлено, основания для выдачи предписания отсутствуют.

На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

  1.  Признать жалобу необоснованной.

 

Председатель Комиссии

 

<…>

 

 

 

 

Члены Комиссии

 

<…>

 

<…>

 

                                      

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны