Решение б/н Решение по делу № А 21-05/11 в отношении Администрации МО ГО... от 7 ноября 2011 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Управление Федеральной антимонопольной службы

по республике Коми

 

 

РЕШЕНИЕ

 

Резолютивная часть решения оглашена 21 июня 2011 года

 

В полном объеме решение изготовлено 05 июля 2011 года

 

 

№ 05-05/4224 

 

                                г. Сыктывкар

 

             Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:  <…> (далее - Комиссия), рассмотрев дело № А 21-05/10 по признакам нарушения Администрацией муниципального образования городского округа «Воркута», место нахождения: Республика Коми, город Воркута, площадь Центральная, дом 7, части 1 статьи 15, части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

Дело о нарушении антимонопольного законодательства возбуждено по признакам нарушения части 1 статьи 15, части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

К участию в деле в качестве заявителей привлечены: индивидуальный предприниматель <…>, индивидуальный предприниматель <…>, индивидуальный предприниматель <…>, индивидуальный предприниматель <…>, индивидуальный предприниматель <…>, индивидуальный предприниматель <…>, индивидуальный предприниматель <…>, индивидуальный предприниматель <…>, индивидуальный предприниматель <…>, индивидуальный предприниматель <…>, индивидуальный предприниматель <…>, индивидуальный предприниматель <…>, индивидуальный предприниматель <…>, индивидуальный предприниматель <…>, индивидуальный предприниматель <…>, индивидуальный предприниматель <…>, индивидуальный предприниматель <…>, индивидуальный предприниматель <…>, индивидуальный предприниматель <…>, индивидуальный предприниматель <…>, индивидуальный предприниматель <…>.

К участию в деле в качестве ответчика привлечена Администрация муниципального образования городского округа «Воркута» (далее - Администрация МО ГО «Воркута»).

Подпунктом 7 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа отнесены создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа.

Пунктом 7 части 1 статьи 11 Устава муниципального образования городского округа «Воркута», принятого на заседании Совета муниципального образования городского округа «Воркута» 27.02.2006 (далее - Устав МО ГО «Воркута»), к вопросам местного значения городского округа отнесены создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа.

Частью 1 статьи 51 Устава МО ГО «Воркута» предусмотрено, что администрация городского округа является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления городского округа. Администрацией городского округа руководит глава городского округа - руководитель администрации городского округа на принципах единоначалия.

Пунктом 3 части 3 статьи 56 Устава МО ГО «Воркута» к муниципальным актам городского округа отнесены постановления Главы городского округа.

Постановлением Главы муниципального образования городского округа «Воркута» от 30.03.2010 № 436 «Об утверждении Положения о порядке проведения открытого конкурса на право заключения договора на оказание услуг по организации и осуществлению пассажирских перевозок на территории муниципального образования городского округа «Воркута» (далее - Постановлением об утверждении Положения о порядке проведения открытого конкурса на право заключения договора на оказание услуг по организации и осуществлению пассажирских перевозок на территории МО ГО «Воркута»)  утверждено  Положение о порядке проведения открытого конкурса на право заключения договора на оказание услуг по организации и осуществлению пассажирских перевозок на территории муниципального образования городского округа «Воркута» (далее - Положение о порядке проведения открытого конкурса на право заключения договора на оказание услуг по организации и осуществлению пассажирских перевозок на территории МО ГО «Воркута», Положение).

Данный муниципальный нормативный правовой акт опубликован в газете «Заполярье» № 70, 01.04.2010.

Пунктом 1.1. Положения предусмотрено, что Положение определяет порядок проведения открытого конкурса на право заключения договора на оказание услуг по организации и осуществлению пассажирских перевозок на территории МО ГО «Воркута», условия участия в нем, порядок определения победителя.

Пунктом 1.2. Положения установлено, что Положение действует на всей территории муниципального образования городского округа «Воркута» (далее - МО ГО «Воркута») и регулирует отношения, связанные с проведением открытых конкурсов на право осуществления пассажирских перевозок на одном или нескольких муниципальных маршрутах регулярного сообщения автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (конкурс), в том числе устанавливает единый порядок проведения таких конкурсов, в целях обеспечения расширения возможностей для участия в них перевозчиков - юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции в сфере пассажирских перевозок автомобильным транспортом, совершенствования деятельности в сфере организации транспортного обслуживания населения, обеспечения гласности и прозрачности проведения конкурсов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере организации пассажирских перевозок автомобильным транспортом МО ГО «Воркута».

Пунктом 1.5. Положения определено, что перевозчик - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, индивидуальный предприниматель, которые имеют лицензию на осуществление перевозок пассажиров транспортом общего пользования.

Приложением № 1 к Положению установлен перечень оцениваемых показателей.

Пунктом 2 приложения № 1 к Положению к оцениваемому показателю отнесено наличие транспортных средств в зависимости от класса: особо малого, малого, среднего, большого, особо большого, предусмотрено присвоение баллов в зависимости от класса: особо малого, малого, среднего, большого, особо большого.

Заместителем руководителя администрации МО ГО «Воркута» - начальником Управления городского хозяйства и благоустройства Администрации МО ГО «Воркута» утверждена конкурсная документация на проведение открытого конкурса на право заключения договора на оказание услуг по организации и осуществлению пассажирских перевозок на территории МО ГО «Воркута» (далее - конкурсная документация).

Приложением № 2 к конкурсной документации установлен перечень оцениваемых показателей.

Пунктом 2 приложения № 2 к конкурсной документации к оцениваемому показателю отнесено наличие транспортных средств в зависимости от класса: особо малого, малого, среднего, большого, особо большого, предусмотрено присвоение баллов в зависимости от класса: особо малого, малого, среднего, большого, особо большого.

Закон о защите конкуренции распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, организации, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.

В силу пункта 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

В соответствии с пунктом 5 статьи 4 Закона о защите конкуренции хозяйствующий субъект - индивидуальный предприниматель, коммерческая организация, а также некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход.

Частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Статьей 17 Закона о защите конкуренции определены антимонопольные требования к торгам.

Частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Частью 2 статьи 17 Закона о защите конкуренции установлено, что наряду с установленными частью 1 статьи запретами при проведении торгов, если организаторами или заказчиками торгов являются федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, а также при проведении торгов на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах.

По арбитражному делу № А29-4777/2010 решением арбитражного суда Республики Коми от 18.10.2010, оставленным без изменения постановлением Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 25.01.2011, пункт 2 приложения № 2 к Положению о порядке проведения открытого конкурса на право заключения договора на оказание услуг по организации и осуществлению пассажирских перевозок на территории МО ГО «Воркута» признан несоответствующим части 1 статьи 15, части 2 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с частью 1 статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.

Рассмотрение дела № А 21-05/10 в части утверждения Постановлением об утверждении Положения о порядке проведения открытого конкурса на право заключения договора на оказание услуг по организации и осуществлению пассажирских перевозок на территории МО ГО «Воркута» подпункта 2 приложения № 1 к Положению о порядке проведения открытого конкурса на право заключения договора на оказание услуг по организации и осуществлению пассажирских перевозок на территории МО ГО подлежит прекращению в связи с наличием вступившего в законную силу судебного акта, в котором содержатся выводы о наличии нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых Комиссией действиях.

Перевозчики в понимании пункта 1.5. Положения о порядке проведения открытого конкурса на право заключения договора на оказание услуг по организации и осуществлению пассажирских перевозок на территории МО ГО «Воркута» являются хозяйствующими субъектами в понимании пункта 5 статьи 4 Закона о защите конкуренции.

Критерий оценки заявок на участие в конкурсе (оцениваемый показатель), установленный пунктом 2 приложения № 2 к конкурсной документации, аналогичен критерию оценки заявок на участие в конкурсе (оцениваемому показателю), установленному пунктом 2 приложения № 1 к Положению о порядке проведения открытого конкурса на право заключения договора на оказание услуг по организации и осуществлению пассажирских перевозок на территории МО ГО «Воркута».

В действующих нормативных правовых актах в отношении транспортных средств не содержаться  такие понятия и классификации как «особо малый класс», «малый класс», «средний класс», «большой класс» и «особо большой класс».

Из содержания критерия оценки заявок на участие в конкурсе (оцениваемого показателя), установленного пунктом 2 приложения № 2 к конкурсной документации невозможно установить вид транспортного средства, к которому подлежат применению такие понятия и классификации как «особо малый класс», «малый класс», «средний класс», «большой класс» и «особо большой класс».

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 14.07.2005 № 8-П, Определении от 15.01.2008 № 192-О-О, правовая норма должна отвечать требованиям определенности, ясности, недвусмысленности, согласованности с системой действующего правового регулирования.

Критерий оценки заявок на участие в конкурсе (оцениваемый показатель), установленный пунктом 2 приложения № 2 к конкурсной документации, не отвечает отвечать требованиям определенности, ясности, недвусмысленности, что создает угрозу его произвольного толкования, дает конкурсной комиссии возможность оценки заявок на участие в конкурсе по произвольным правилам (установленным непосредственно ею), которые не могут быть известны претендентам на участие в конкурсе и участникам конкурса, не позволяет конкурсной комиссии объективно оценить предложения участников конкурса, что в конечном итоге может привести к ущемлению прав участников конкурса и создание необоснованного преимущества одних участников конкурса перед другими, к нарушению порядка определения победителей конкурса.

Пункт 2 приложения № 2 к  конкурсной документации может привести к ограничению  конкуренции на товарном рынке автомобильных пассажирских автобусных перевозок, подчиняющихся расписанию, в границах МО ГО «Воркута» путем создания преимущественных условий деятельности отдельным участникам такого товарного рынка.

Пункт 2 приложения № 2 к конкурсной документации  является непредусмотренным федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничением доступа к участию в конкурсе отдельным хозяйствующим субъектам, являющимся участниками товарного рынка автомобильных пассажирских автобусных перевозок, подчиняющихся расписанию, в границах МО ГО «Воркута».

В действиях Администрации МО ГО «Воркута» в части утверждения пункта 2 приложения № 2 к конкурсной документации имеются нарушения части 1 статьи 15, части 2 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

Предписание о прекращении нарушений антимонопольного законодательства путем исключения из приложения № 2 к конкурсной документации пункта 2 не подлежит выдаче в связи с тем, что конкурс проведен.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, пунктом 5 части 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции,

 

РЕШИЛА:

 

1. Прекратить рассмотрение дела № А 21-05/10 в части утверждения Постановлением об утверждении Положения о порядке проведения открытого конкурса на право заключения договора на оказание услуг по организации и осуществлению пассажирских перевозок на территории МО ГО «Воркута» пункта 2 приложения № 1 к Положению о порядке проведения открытого конкурса на право заключения договора на оказание услуг по организации и осуществлению пассажирских перевозок на территории МО ГО в связи с наличием вступившего в законную силу судебного акта, в котором содержатся выводы о наличии нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых Комиссией действиях.

2. Признать Администрацию МО ГО «Воркута» нарушившей:

-часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции в части действий по утверждению пункта 2 приложения № 2 к конкурсной документации, которые могли привести к ограничению конкуренции на товарном рынке автомобильных пассажирских автобусных перевозок, подчиняющихся расписанию, в границах МО ГО «Воркута»;

-часть 2 статьи 17 Закона о защите конкуренции в части действий по утверждению пункта 2 приложения № 2 к конкурсной документации, которые явились непредусмотренным федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничением доступа к участию в конкурсе.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу отдела контроля органов власти Коми УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении производства по делу об административном правонарушении по части 1 статьи 14.9 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении.  

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны