Решение №03-01/9619 Решение по делу № 011/05/15-580/2020 от 30 ноября 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

Управление Федеральной антимонопольной службы

по Республике Коми

 

 

    • РЕШЕНИЕ

 

 

30 ноября 2020 года

(изготовление  решения  в полном  объеме)

18 ноября 2020 года

(оглашение  резолютивной части)

 

 

 

 

  

     № 03-01/9619               

г. Сыктывкар

 

Управление Роскомнадзора

по Республике Коми

 

<…>

 

                                                                                            ООО «Шлос»

 

                                                                                            Центральная пл., д. 5,

                                                                                            офис 414, г. Воркута,169900

 

<...>

                                                                                                                                                                             

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми (далее - Коми УФАС России) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (далее – Комиссия) в составе:

<…>;

рассмотрев дело № 011/05/15-580/2020, возбужденное в отношении общества с ограниченной ответственностью «Шлос», адрес места нахождения: 169900, Республика Коми, г. Воркута, пл. Центральная, д. 5, офис 414, ОГРН 1021100810521, ИНН 1103023971, КПП 110301001 (далее - ООО «Шлос») по факту распространения 02.07.2020 в средстве массовой информации – радиоканале «Русское радио в Воркуте» реклам с признаками нарушения требований ч. 2 ст. 15 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе),

в отсутствие:

- Управления Роскомнадзора по Республике Коми, ООО «Шлос», надлежащим образом извещённых о времени и месте рассмотрения дела, направивших ходатайства о рассмотрении дела в отсутствие своих представителей;

 

УСТАНОВИЛА:

 

          В Коми УФАС России поступили письменная информация и документы, направленные Управлением Роскомнадзора по Республике Коми письмом № 5279-01/11 от 20.07.2020 (вх. № 3694 от 21.07.2020).

По результатам рассмотрения материалов принято решение о возбуждении дела № 011/05/15-580/2020 в отношении ООО «Шлос» по признакам нарушения ч. 2 ст. 15 Закона о рекламе, о чем вынесено соответствующее определение № 03-01/6766 от 18.08.2020.

Из материалов рекламного дела № 011/05/15-580/2020 (далее – рекламное дело) усматривается нижеследующее.

Управлением Роскомнадзора по Республике Коми представлена копия докладной записки от 16.07.2020 № 449-дн, согласно которой в ходе проведения наблюдения выявлено несоблюдение требований об объеме рекламных сообщений в составе радиоканала (радиопрограммы).

В соответствии со ст. 3 Закона о рекламе реклама – информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Согласно ч. 2 ст. 15 Закона о рекламе в радиопрограммах, не зарегистрированных в качестве средств массовой информации и специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера, продолжительность рекламы не может превышать двадцать процентов времени вещания в течение суток.

В соответствии со ст. 2 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» под радиоканалом понимается сформированная в соответствии с сеткой вещания (программой передач) и выходящая в свет (эфир) под постоянным наименованием (названием) и с установленной периодичностью совокупность радиопрограмм и (или) соответственно иных звуковых сообщений и материалов. Правила, установленные настоящим Законом и другими законодательными актами Российской Федерации для радиопрограммы, применяются в отношении радиоканала, если иное не установлено настоящим Законом.

В силу положений статьи 2 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» радиоканал является средством массовой информации, а отдельный выпуск радиоканала составляет продукцию средства массовой информации.

Согласно свидетельству о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС 3-0215 от 23.12.2005 г. учредителем радиоканала «Русское радио в Воркуте» является ООО «Шлос», примерная тематика и (или) специализация: информационная, музыкальная, развлекательная; реклама до 20%; территория распространения: г. Воркута и близлежащие районы.

Из письменных пояснений ООО «Шлос», представленных в материалы рекламного дела, следует, что общая продолжительность времени вещания СМИ – радиоканала «Русское радио в Воркуте» в течение суток 02.07.2020 составила 228 минут 19 секунд. 20% от общей продолжительности вещания, допустимой Законом о рекламе для размещения рекламных материалов, составляет 45 минут 39 секунд, что на 7 минут 56 секунд больше вышедшей 02.07.2020 рекламы, общая продолжительность которой составила 37 минут 43 секунды. В качестве доказательств указанного довода ООО «Шлос» представило аудиозапись эфира и эфирную справку всех транслируемых радиопрограмм, аудиосообщений, передач, материалов, реклам, вышедших в эфир радиоканала «Русское радио в Воркуте» 02.07.2020. В связи с указанным, ООО «Шлос» не нашло в своих действиях признаков нарушения законодательства о рекламе.

Определением об отложении рассмотрения дела № 011/05/15-580/2020 от 15.10.2020 № 03-01/8350 Коми УФАС России запрашивало у ООО «Шлос», в том числе следующие копии документов и письменную информацию: письменную информацию об общей продолжительности реклам, в том числе спонсорских реклам, размещенных в средстве массовой информации – радиоканале «Русское радио в Воркуте» 02.07.2020, а также в процентном соотношении от времени эфирного вещания в течение суток (с приложением подтверждающих документов, материалов, иного); о причинах отсутствия в эфирной справке информации об определённых временных промежутках (начала соответствующих часов – например, с 00:00 по 00:49, с 01:00 по 01:49 и т.д.); мотивированную письменную позицию ООО «Шлос», поясняющую согласие/несогласие Общества с представленной Управлением Роскомнадзора по Республике Коми сеткой вещания; информацию, поясняющую причины расхождения между аудиозаписями эфира за 02.07.2020, представленными Управлением Роскомнадзора по Республике Коми и ООО «Шлос»; конкретные временные промежутки, в которые ООО «Шлос» осуществляло региональное вещание 02.07.2020 на радиоканале «Русское радио в Воркуте», включая следующую информацию: о полном тексте отбивки, с которой начинается региональное вещание, а также полный текст отбивки, которой заканчивается региональное вещание; о полном тексте отбивки, с которой начинается федеральное вещание, а также полный текст отбивки, которой заканчивается федеральное вещание; об отнесении музыкального блока к федеральному либо региональному вещанию в каждом случае до и после объявления отбивки; об отнесении к федеральному либо региональному вещанию времени вещания музыки, которая звучала не с самого начала (например, в случае, когда песня начинается сразу со слов без проигрыша).

Как следует из письменных пояснений, представленных ООО «Шлос» в материалы рекламного дела, в эфирной справке указана информация о времени вещания СМИ «Русское радио в Воркуте», отсутствующие временные промежутки являются временем вещания СМИ «Русское радио». Эфирная справка СМИ «Русское радио в Воркуте» с подробной информацией обо всех материалах, вышедших в эфир 02.07.2020, составлена на основании контрольной записи эфира, которая производится специализированной программой для автоматической записи и сохранения эфира, синхронизированной по времени с фактическим временем вещания СМИ «Русское радио в Воркуте», эти записи являются обязательными и ежемесячно предоставляются во все контролирующие органы. В сетке вещания, предоставленной Управлением Роскомнадзора по Республике Коми, указано иное время вещания, без указания подробной информации материалов, выходящих в эфир, причину и основание которых ООО «Шлос» объяснить не может, как и расхождения в аудиозаписях эфира, предоставленных ООО «Шлос» и Управлением Роскомнадзора по Республике Коми.

Как указало ООО «Шлос», региональное вещание и региональные музыкальные блоки начинаются с короткой отбивки: «Русское радио в Воркуте» - 102 и 7 ФМ, радиоканал для лиц старше 12 лет» или с длинной: «Русское радио в Воркуте» - радиоканал для лиц старше 12 лет. Свидетельство о регистрации СМИ серия ЭЛ № ФС 3-0215 от 23 декабря 2005 года, выдано Беломорским управлением федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия» и заканчиваются федеральной отбивкой «Русское радио в Воркуте» - для слушателей старше 12 лет». Федеральное вещание и федеральные музыкальные блоки начинаются после федеральной отбивки и заканчиваются перед региональными – короткой или длинной отбивкой. В эфире радиоканала многие песни начинаются без музыкального проигрыша, сразу со слов. Если музыка звучит до региональной отбивки или после федеральной отбивки – она относится к федеральному вещанию, если музыка звучит после региональной отбивки или до федеральной отбивки – она относится к региональному вещанию.

В материалы рекламного дела ООО «Шлос» представлена эфирная справка всех транслируемых радиопрограмм, аудиосообщений, передач, материалов, реклам, вышедших в эфир СМИ «Русское радио в Воркуте» за 02.07.2020, из которой следует, что общий объём вещания в указанную дату составил 3 часа 48 минут 19 секунд, из него общий объём реклам составил 37 минут 43 секунды, что в процентном соотношении реклам к объёму эфирного вещания в сутки составляет 16,5%.

Согласно письму ФАС России № АК/54867/2015 от 08.10.2015, в случае вещания на одной частоте двух и более радиопрограмм, на вещание которых выдана соответствующая лицензия, объем рекламы в радиопрограмме рассчитывается для каждой радиопрограммы, исходя из времени вещания данного средства массовой информации в сутки.

Соответственно, объем рекламы в каждой радиопрограмме как средстве массовой информации, не должен превышать 20 процентов времени вещания данной радиопрограммы в сутки (за исключением случая, если такая радиопрограмма зарегистрирована как специализирующаяся на сообщениях и материалах рекламного характера).

При этом в объем рекламы, транслирующейся в радиопрограмме, включается любая реклама, распространявшаяся в период трансляции данной радиопрограммы, в том числе региональная реклама, размещавшаяся региональным партнером в федеральном средстве массовой информации (по соответствующему договору между ними).

Вышеуказанный довод ООО «Шлос» о том, что общий объём реклам в процентном соотношении реклам к объёму эфирного вещания в сутки по состоянию на дату 02.07.2020 составил 16,5%, опровергается сеткой вещания, представленной Управлением Роскомнадзора по Республике Коми, записью эфира радиоканала «Русское радио в Воркуте» за 02.07.2020.

Кроме того, ООО «Шлос» не представлено иных доказательств заявленному доводу, в материалы дела представлена эфирная справка всех транслируемых радиопрограмм, аудиосообщений, передач, материалов, реклам, вышедших в эфир СМИ «Русское радио в Воркуте» за 02.07.2020, вместе с тем, не указаны конкретные данные, имеющиеся в сетке вещания, представленной Управлением Роскомнадзора по Республике Коми, с которыми не согласно Общество.

Из сетки вещания радиоканала «Русское радио в Воркуте» за 02.07.2020, представленной Управлением Роскомнадзора по Республике Коми, следует, что общий объём вещания радиоканала «Русское радио в Воркуте» составил 3 часа 37 минут 51 секунду, общий объём рекламы – 47 минут 54 секунды, что в процентном соотношении составляет 21,8%.

Как указало ООО «Шлос», в эфирной справке указана информация о времени вещания СМИ «Русское радио в Воркуте», отсутствующие временные промежутки являются временем вещания СМИ «Русское радио».

Вместе с тем, при анализе Комиссией эфирной справки, представленной ООО «Шлос», установлено, что она не содержит конкретных отбивок, с которых начинается/заканчивается региональное вещание ООО «Шлос» (СМИ «Русское радио в Воркуте»), однако в сетке вещания, представленной Управлением Роскомнадзора по Республике Коми, указаны все соответствующие отбивки.

Таким образом, заявленный ООО «Шлос» довод об объёме рекламы в размере 16,5% от общего времени вещания 02.07.2020 опровергается представленными Управлением Роскомнадзора по Республике Коми документами, записью эфира радиоканала «Русское радио в Воркуте» за 02.07.2020, соответствующей сеткой вещания радиоканала.

Из представленных материалов следует, что СМИ радиоканал «Русское радио в Воркуте» не зарегистрировано в качестве средства массовой информации, специализирующегося на сообщениях и материалах рекламного характера. Следовательно, продолжительность рекламы, размещаемой в указанном СМИ, должна соответствовать требованиям ч. 2 ст. 15 Закона о рекламе.

В силу положений, установленных п. 4 ст. 3 Закона о рекламе, ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

При таких обстоятельствах рекламы, размещенные 02.07.2020 в средстве массовой информации – радиоканале «Русское радио в Воркуте», распространены в нарушение требований, установленных ч. 2 ст. 15 Закона о рекламе.

Ответственность за нарушение требований, установленных ч. 2 ст. 15 Закона о рекламе, согласно ч. 7 ст. 38 Закона о рекламе, несет рекламораспространитель.

Согласно ч. 8 ст. 38 Закона о рекламе рекламопроизводитель несет ответственность за нарушение требований, указанных в ч. 7 настоящей статьи, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине.

В силу п. 7 ст. 3 Закона о рекламе рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

В соответствии с п. 6 ст. 3 Закона о рекламе рекламопроизводитель - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму.

Распространение продукции средства массовой информации «Русское радио в Воркуте» осуществляется ООО «Шлос» на основании лицензии на оказание услуг связи для целей эфирного вещания № 150493 от 16.04.2017 (срок действия до 16 апреля 2022 года); договора на услуги связи для цели эфирного вещания № 10-РР-0029-3 от 01.01.2010; договора на размещение передач и рекламных материалов № ВХ19-РР-3039 от 01.01.2020.

  Таким образом, рекламораспространителем реклам, размещенных 02.07.2020  в средстве массовой информации - радиоканале «Русское радио в Воркуте», является ООО «Шлос».

  Согласно пунктам 1.1, 1.2, 1.3 Устава Редакции СМИ радиоканала «Русское радио в Воркуте», копия которого представлена в материалы рассматриваемого дела, Редакция СМИ радиоканала «Русское радио в Воркуте» осуществляет производство и выпуск периодических радиопрограмм СМИ «Русское радио в Воркуте». Учредителем и издателем СМИ является ООО «Шлос». Редакция не является юридическим лицом. Редакция осуществляет хозяйственную деятельность как структурное подразделение ООО «Шлос». Редакция осуществляет деятельность по производству и выпуску СМИ на основе профессиональной самостоятельности.

В соответствии с пунктами 3.1, 3.2, 3.3 Устава ООО «Шлос» основной целью деятельности Общества является получение прибыли. Предметом деятельности Общества является самостоятельная хозяйственная деятельность, направленная на удовлетворение общественных потребностей в продукции, работах и услугах в сферах, определяемых предметом деятельности. К основным видам деятельности Общества относится, в том числе: радиовещание программ; создание радио- и телепрограмм в интересах вещания; рекламная деятельность; оказание платных услуг юридическим и физическим лицам в области радио- и телевещания; организация рекламного бизнеса; создание и эксплуатация радио- и телевещательной студии.

  Согласно выписке из ЕГРЮЛ в отношении ООО «Шлос», основным видом деятельности Общества является деятельность в области радиовещания, в качестве дополнительного вида деятельности Общества указана, в том числе деятельность рекламная.

          Из вышеизложенного следует, что рекламы, вышедшие в эфир 02.07.2020 в средстве массовой информации - радиоканале «Русское радио в Воркуте», размещены с целью получения прибыли от его экономической деятельности, что отвечает целям предпринимательской деятельности, и целям уставной деятельности Общества.

Согласно приказу о вступлении в должность, должностной инструкции, дополнительному соглашению к трудовому договору <…> (далее – <...>) является <…> ООО «Шлос».

В соответствии с должностной инструкцией <…> должен знать законодательные и нормативные правовые акты, регламентирующие производственно-хозяйственную и финансово-экономическую деятельность Общества, постановления федеральных, региональных и местных органов государственной власти и управления, в том числе законы РФ по вопросам информации, рекламы; постановления, приказы и другие документы, касающиеся профессиональной деятельности и определяющие требования к уровню радиовещания. <…> обязан заниматься созданием концепции вещания радиостанции, принципов построения эфира, основ формирования сетки вещания, основных направлений эфирной политики радиостанции; анализировать и обсуждать работу трудового коллектива, давать рекомендации по совершенствованию методов работы, подготовки и ведения радиопрограмм; контролировать ведение учёта передач, прошедших в эфире.

Из материалов рекламного дела следует, что должностным лицом, ответственным за соблюдение ООО «Шлос» законодательства о рекламе в рассматриваемый период, является <…> ООО «Шлос» <...>.

Комиссией в ходе рассмотрения рекламного дела установлено, что нарушение рекламного законодательства произошло по вине ООО «Шлос» и должностного лица Общества – <…> ООО «Шлос» <…>.

Из материалов рекламного дела усматривается, что со стороны ООО «Шлос» и должностного лица Общества – <…> ООО «Шлос» <…> должных мер по контролю за соответствием рассматриваемых реклам требованиям Закона о рекламе не принято.

Таким образом, ООО «Шлос» и должностным лицом Общества – <…> ООО «Шлос» <…> нарушены требования ч. 2 ст. 15 Закона о рекламе.

Из материалов рекламного дела следует, что рассматриваемые рекламы распространялись на территории г. Воркуты Республики Коми 02.07.2020.

На дату принятия Комиссией решения в материалах рекламного дела отсутствуют доказательства прекращения распространения ненадлежащих  реклам.

В связи с изложенным, Комиссия приходит к выводу о необходимости выдачи ООО «Шлос» предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе и прекращении распространения ненадлежащей рекламы.    

На основании изложенного, руководствуясь п. 4 ст. 3, п. 2 ч. 1 ст. 33, п. 1 ч. 2 ст. 33, п. 7 ч. 2 ст. 33, ч. 1 ст. 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 37 – 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 № 508, п. 3.58, 3.59 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденного Приказом ФАС России от 23.11.2012 № 711/12, Комиссия

 

Р Е Ш И Л А:

 

  1. Признать рекламы, размещённые 02.07.2020 в средстве массовой информации - радиоканале «Русское радио в Воркуте», ненадлежащими, поскольку они распространены в нарушение требований ч. 2 ст. 15 Закона о рекламе.
  2. Выдать ООО «Шлос» предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе и прекращении распространения указанных в п. 1 Решения реклам.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Коми УФАС России для возбуждения в отношении ООО «Шлос» дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Коми УФАС России для возбуждения в отношении <…> дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Решение в полном объеме изготовлено 30 ноября 2020 года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня вынесения решения в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного  процессуального  кодекса  Российской  Федерации.

 

 

Председатель Комиссии

 

 

______________    <…>

 

 

 

Члены Комиссии

 

_____________      <…>

 

 

 

 

 

______________  <…>

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны