Решение (комиссия) №ОД/6718/23 Решение № РНП-11-212 от 26.10.2023 от 31 октября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р Е Ш Е Н И Е
(по внеплановой проверке № 011/06/99-900/2023)

26 октября 2023 года                                                                                                            № РНП-11-212

                                                                                 г. Сыктывкар

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по проведению внеплановых проверок, созданная приказом Коми УФАС России от 03.11.2022 № 158 «О создании постоянно действующей комиссии по проведению внеплановых проверок осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», в составе: <......> (далее – Комиссия Коми УФАС России), рассмотрев обращение муниципального учреждения «Управление жилищно-коммунального хозяйства» администрации МОГО «Ухта» (далее - МУ «УЖКХ») № 030730000750000004 от 20.10.2023 (вх. № 7307/23 от 20.10.2023) о включении информации об индивидуальном предпринимателе <.........> (далее - ИП <.......>, индивидуальный предприниматель) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с признанием индивидуального предпринимателя уклонившимся от заключения контракта по итогам закупки, осуществленной путем проведения электронного аукциона «Устройство наружного пандуса в МКД, расположенном по адресу: г. Ухта, пр. Космонавтов, д. 25», извещение № 0107300000323000371,
при участии в заседании Комиссии ИП <........>, по паспорту (посредством веб-конференции),

УСТАНОВИЛА:

Согласно частям 1-2, 4, 7 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее также - реестр недобросовестных поставщиков) осуществляется в единой информационной системе путем размещения в ней федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, информации, предусмотренной настоящей статьей.

В реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.

Заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков не позднее чем через три рабочих дня с даты признания в соответствии с настоящим Федеральным законом участника закупки уклонившимся от заключения контракта, расторжения контракта по основаниям, указанным в части 2 настоящей статьи.

В течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.

В соответствии с частью 4 статьи 104 Закона о контрактной системе МУ «УЖКХ» представлено обращение о включении информации об ИП <......> в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с признанием индивидуального предпринимателя уклонившимся от заключения контракта по итогам закупки, осуществленной путем проведения электронного аукциона «Устройство наружного пандуса в МКД, расположенном по адресу: г. Ухта, пр. Космонавтов, д. 25», извещение № 0107300000323000371 (далее - обращение).

Согласно пункту 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе контрольный орган в сфере закупок проводит внеплановую проверку по следующему основанию: получение обращения о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

В соответствии с подпунктом «а» пункта 13 раздела III Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 № 1078 (далее – Правила), не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля осуществляет совокупность действий, в том числе, рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе.

МУ «УЖКХ», ИП <.....>, АО «Сбербанк-АСТ» (далее - оператор электронной площадки) надлежащим образом о времени и месте рассмотрения обращения и проведения внеплановой проверки извещены.

В связи с поступившим от индивидуального предпринимателя ходатайством от 26.10.2023 (вх. № 7481-эп/23 от 26.10.2023) о предоставлении возможности участия в заседании Комиссии по рассмотрению обращения МУ «УЖКХ» посредством ВКС, заседание Комиссии проведено в формате веб-конференции c использованием бесплатного сервиса для видеосвязи TrueConf.

МУ «УЖКХ» письмом от 24.10.2023 № 08-6390 (вх. № 7428-эп/23 от 25.10.2023) представлены дополнительные пояснения и копии документов, касаемо признания индивидуального предпринимателя уклонившимся от заключения контракта.

С учетом законодательно установленных сроков рассмотрения обращения отсутствие представителей МУ «УЖКХ», оператора электронной площадки не препятствует рассмотрению обращения, проведению внеплановой проверки.

Комиссия Коми УФАС России, по результатам рассмотрения материалов обращения и проведения на основании пункта 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, подпункта «а» пункта 13 раздела III Правил внеплановой проверки, пришла к нижеследующим выводам.

1. 27.09.2023 уполномоченным органом — Финансовым управлением администрации муниципального образования городского округа «Ухта» на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок размещено извещение о проведении электронного аукциона для закупки № 0107300000323000371, с содержащимися при нем электронными документами.

Объект закупки – «Устройство наружного пандуса в МКД, расположенном по адресу: г. Ухта, пр. Космонавтов, д. 25».

Заказчиком закупки явилось МУ «УЖКХ».

Начальная (максимальная) цена контракта - 290 168,22 руб.

Дата и время окончания срока подачи заявок – 05.10.2023 09:00

Дата проведения процедуры подачи предложений о цене контракта либо о сумме цен единиц товара, работы, услуги: 05.10.2023.

Дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя):
09.10.2023.

Согласно Протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 06.10.2023 № ИЭА1 электронный аукцион на основании пункта 1 части 1 статьи 52 Закона о контрактной системе признан несостоявшимся в связи с подачей на участие в закупке только одной заявки (№ 149).

По результатам подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) принято решение о заключении контракта с единственным участником закупки, заявка которого признана соответствующей требованиям извещения о проведении закупки.

2. Согласно части 1 статьи 51 Закона о контрактной системе по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, с иным участником закупки (далее в настоящей статье - участник закупки, с которым заключается контракт) не ранее чем через десять дней (если настоящим Федеральным законом не установлено иное) с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), протокола, предусмотренного подпунктом "а" пункта 2 части 6 настоящей статьи, после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона (если требование обеспечения исполнения контракта установлено в извещении об осуществлении закупки). Участники закупки, заявки которых не отозваны в соответствии с настоящим Федеральным законом, обязаны подписать контракт в порядке, установленном настоящей статьей.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения в ЕИС протокола подведения итогов определения поставщика, заказчик формирует с использованием ЕИС и размещает в ЕИС (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием ЕИС) без своей подписи проект контракта, указанный в пункте 5 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.

В силу части 3 статьи 51 Закона о контрактной системе не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем размещения заказчиком в соответствии с частью 2 настоящей статьи проекта контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет одно из следующих действий:

1) подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта и одновременно размещает на электронной площадке подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом). При этом такой участник закупки:

а) в случаях, предусмотренных статьей 37 настоящего Федерального закона, одновременно представляет заказчику информацию и документы, предусмотренные указанной статьей;

б) вносит на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, денежные средства в размере платы, подлежащей внесению за заключение контракта, предложенной таким участником закупки (если по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с настоящим Федеральным законом определен размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта);

2) формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке и в единой информационной системе (с использованием электронной площадки, без размещения на официальном сайте) протокол разногласий в одном или нескольких из следующих случаев:

а) наличие разногласий в отношении информации, включенной в проект контракта в соответствии с пунктом 1 части 2 настоящей статьи, с указанием информации, не соответствующей требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, и положениям заявки такого участника закупки;

б) несогласие заключить контракт, содержащий условия, предусмотренные пунктом 2 части 2 настоящей статьи;

3) формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке отказ от заключения контракта в случае, предусмотренном пунктом 1 части 17.2 статьи 95 настоящего Федерального закона.

Частью 4 статьи 96 Федерального закона о контрактной системе императивно установлено, что контракт заключается после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом.

В случае непредоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в срок, установленный для заключения контракта, такой участник считается уклонившимся от заключения контракта (часть 5 статьи 96 Федерального закона о контрактной системе).

Частью 1 статьи 96 Федерального закона о контрактной системе установлено, что заказчиком, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта.

Согласно извещению о проведении электронного аукциона для закупки № 0107300000323000371 требуется обеспечение исполнения контракта «Размер обеспечения исполнения контракта – 5.00 %».

В соответствии с частью 4 статьи 51 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения участником закупки, с которым заключается контракт, информации и документов в соответствии с частью 3 настоящей статьи, заказчик осуществляет одно из следующих действий:

1) размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, контракт (за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом, и не ранее срока, предусмотренного частью 1 настоящей статьи) в случае, если участник закупки, с которым заключается контракт, разместил информацию и документы в соответствии с пунктом 1 части 3 настоящей статьи. Если по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с настоящим Федеральным законом определен размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта, действия, предусмотренные настоящим пунктом, осуществляются заказчиком при условии поступления на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, денежных средств в размере платы, подлежащей внесению за заключение контракта, предложенной участником закупки, с которым заключается контракт;

2) формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта с учетом информации, содержащейся в протоколе разногласий, размещенном участником закупки, с которым заключается контракт, в соответствии с пунктом 2 части 3 настоящей статьи;

3) формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта без учета либо с частичным учетом информации, содержащейся в протоколе разногласий, размещенном участником закупки, с которым заключается контракт, в соответствии с пунктом 2 части 3 настоящей статьи. При таком размещении заказчик также формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) информацию о причинах отказа учесть полностью или частично информацию, содержащуюся в протоколе разногласий. При этом информация, предусмотренная подпунктом "б" пункта 2 части 3 настоящей статьи, подлежит обязательному учету.

В силу части 5 статьи 51 Закона о контрактной системе не позднее одного рабочего дня, следующего за датой размещения заказчиком информации и документов в соответствии с пунктом 2 или 3 части 4 настоящей статьи, участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет действия, предусмотренные пунктом 1 части 3 настоящей статьи. Заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем осуществления таких действий участником закупки, размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, контракт (за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом, и не ранее срока, предусмотренного частью 1 настоящей статьи). Контракт считается заключенным в день размещения контракта, подписанного усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такой подписанный контракт не размещается на официальном сайте.

Согласно части 6 статьи 51 Закона о контрактной системе в случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, не выполнены требования, предусмотренные частью 3 (за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 части 3 настоящей статьи, а также случая, если таким участником закупки в срок, установленный частью 3 настоящей статьи, не выполнены требования пункта 3 части 3 настоящей статьи) и частью 5 настоящей статьи:

1) такой участник закупки считается уклонившимся от заключения контракта;

2) заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем истечения срока выполнения участником закупки требований, предусмотренных частями 3 и 5 настоящей статьи:

а) формирует с использованием единой информационной системы и подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) протокол об уклонении участника закупки от заключения контракта, содержащий дату подписания такого протокола, идентификационный номер заявки участника закупки, уклонившегося от заключения контракта, указание на требования, не выполненные участником закупки;

б) формирует и направляет в соответствии с порядком, предусмотренным частью 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, в день размещения в единой информационной системе протокола, предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта, обращение о включении информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей);

3) оператор электронной площадки не позднее одного часа с момента размещения в соответствии с подпунктом "а" пункта 2 настоящей части протокола об уклонении участника закупки от заключения контракта направляет такому участнику закупки уведомление о таком размещении.

3. Протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 06.10.2023 № ИЭА1 размещен на официальном сайте и сайте оператора электронной площадки – 06.10.2023.

09.10.2023 заказчиком сформирован с использованием единой информационной системы и размещен в единой информационной системе без своей подписи проект контракта.

Регламентированный срок для направления индивидуальным предпринимателем подписанных усиленной электронной подписью проекта контракта, документа, подтверждающего предоставление обеспечения исполнения контракта, либо протокола разногласий – 16.10.2023 в 23:59 ч.

16.10.2023 в 14:45 ч. индивидуальным предпринимателем размещен протокол разногласий к проекту контракта.

В протоколе разногласий индивидуальным предпринимателем указано о выявленных дополнительных работах, не учтенных в сметной документации, превосходящие по стоимости 10 % цены контракта, также заявлено о несогласии заключить контракт, содержащий условия, предусмотренные пунктом 2 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе.

18.10.2023 в 14:20 ч. по итогам рассмотрения представленного индивидуальным предпринимателем протокола разногласий Заказчиком сформирован с использованием единой информационной системы и размещен в единой информационной системе без своей подписи проект контракта без учета информации, содержащейся в протоколе разногласий, с одновременным размещением информации о причинах отказа учесть полностью информацию, содержащуюся в протоколе разногласий.

В уведомлении о причинах отказа учесть информацию, содержащуюся в протоколе разногласий, Заказчиком отмечено, что протокол разногласий не соответствует требованиям, установленным подпунктом «б» пункта 2 части 3 статьи 51 Закона о контрактной системе, в соответствии с которым участник закупки вправе направить заказчику протокол разногласий в двух случаях:

- если у участника закупки имеются разногласия в отношении информации, включенной в проект контракта в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе, с указанием информации, не соответствующей требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, и положениям заявки такого участника закупки,

- если участник закупки не согласен заключить контракт, содержащий условия, предусмотренные пунктом 2 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе заказчик вправе при формировании и размещении проекта контракта увеличить количество поставляемого товара на сумму, не превышающую разницы между ценой контракта и НМЦК.

Заказчиком отмечено, что проект муниципального контракта, направленный индивидуальному предпринимателю, не содержит условий о поставке товара, а также об увеличении количества поставляемого товара.

Таким образом, участник закупки не вправе отказаться от заключения контракта на основании пункта 2 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе. Иных оснований для отказа от заключения муниципального контракта у индивидуального предпринимателя нет.

Регламентированный срок для направления индивидуальным предпринимателем подписанных усиленной электронной подписью проекта контракта, документа, подтверждающего предоставление обеспечения исполнения контракта – 19.10.2023 в 23:59 ч.

В обозначенный выше регламентированный срок проект контракта, документ, подтверждающий обеспечение исполнения контракта, подписанные усиленной электронной подписью, индивидуальным предпринимателем не направлены.

В связи с чем, 20.10.2023, руководствуясь частью 6 статьи 51 Закона о контрактной системе, заказчиком принято решение о признании индивидуального предпринимателя уклонившимся от заключения контракта.

Указанное решение зафиксировано МУ «УЖКХ» в протоколе от 20.10.2023, размещенном на официальном сайте 20.10.2023.

4. Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.

В силу части 3 статьи 17, части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации исходящее из принципа справедливости конституционное требование соразмерности установления правовой ответственности предполагает в качестве общего правила ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания.

Внесение информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в процедурах по закупкам.

Следовательно, включение информации о лице в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица.

В соответствии с частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик вправе установить требование об отсутствии в предусмотренном настоящим Федеральным законом реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки - юридического лица.

Согласно пункту 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.

В силу пункта 3 статьи 401 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.

Уклонение от заключения контракта может выражаться как в совершении целенаправленных (умышленных) действий или бездействия, осуществленных с указанной целью, так и в их совершении по неосторожности, когда участник закупки по небрежности не принимает необходимых мер по соблюдению норм и правил, необходимых для заключения контракта, то есть создает условия, влекущие невозможность подписания контракта.

Совершая действия (бездействие) в рамках заключения контракта, участник закупки должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию публичных финансов, что требует от него большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей.

Соответственно, принимая решение об участии в процедуре осуществления закупки и подавая заявку, участник закупки должен осознавать возможность наступления для него неблагоприятных последствий в случае признания его победителем и уклонения от заключения контракта в дальнейшем.

В Обзоре судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017, указано, что нарушение участником закупки своих обязательств при отсутствии у него намерения уклониться от заключения контракта и предпринявшего меры для его заключения не может являться основанием для включения сведений о таком лице в реестр недобросовестных поставщиков.

Термин "уклонение от заключения контракта" предполагает не только формальное нарушение требований законодательства, но и отсутствие реального намерения заключить и исполнить контракт, в связи с чем, для включения в реестр недобросовестных поставщиков по данному основанию, помимо факта нарушения, необходимо установить направленность воли и недобросовестный характер поведения победителя аукциона.

В ходе заседания Комиссии Коми УФАС России индивидуальным предпринимателем пояснено, что неподписание им проекта контракта было обусловлено рядом факторов: во-первых, невозможностью ознакомления в период проведения закупки с Техническим заданием (уточнено, что по указанной закупке он смог ознакомиться только со сметой и проектом контракта, размещенными в ЕИС, Техническое задание в его личном компьютере не открывалось), во-вторых, в смете не были отражены иные работы, необходимые для исполнения контракта, например, для устройства пандуса необходимо было выполнение работ по валке деревьев и их корчеванию, в-третьих, материалы, которые отражены в смете не соответствовали рыночным ценам почти в два раза, например, стоимость металлического листа, который должен был быть уложен на пандус, в г. Ухта составляет примерно 104 т. руб. за 1 тонну, а по смете эта цена отражена в размере около 68 т. руб.

Отмечено, что он предлагал Заказчику изменить конструкцию пандуса либо пересмотреть Техническое задание, однако Заказчик с его предложением не согласился.

Таким образом, по мнению индивидуального предпринимателя, исполнение контракта на условиях определенных Заказчиком в проекте контракта и установленной цене контракта не представлялось возможным.

Исходя из пояснений МУ «УЖКХ», представленных письмом от 24.10.2023 № 08-6390 (вх. № 7428-эп/23 от 25.10.2023) следует, что неподписание индивидуальным предпринимателем контракта понесло негативные последствия, так как повлекло за собой срыв мероприятий согласно акту обследования жилого помещения № 1/2023 от 20.04.2023, а именно не выполнение работ по приспособлению общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид с учетом его потребностей и обеспечение условий доступности.

Также отмечено, что денежных средств в качестве обеспечения исполнения контракта (в сумме 14 508,41 руб.) на расчетный счет Заказчика от индивидуального предпринимателя не поступало, равно как и не была представлена независимая гарантия.

Комиссия Коми УФАС России отмечает, что оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации.

По общему правилу пункта 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.

Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения.

Следовательно, исходя из презумпции добросовестности и разумности участников гражданских правоотношений и общего принципа доказывания лицо, от которого требуются разумность или добросовестность при осуществлении права, признается действующим разумно и добросовестно, пока не доказано обратное. Бремя доказывания лежит на лице, утверждающем, что управомоченный употребил свое право исключительно во зло другому лицу.

С учетом изложенного контрольный орган в сфере закупок при рассмотрении вопроса о включении или невключении определенного субъекта в реестр недобросовестных поставщиков не может ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. При этом действующее законодательство не содержит безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.

Исходя из этого, для возникновения таких правовых последствий как признание индивидуального предпринимателя недобросовестным подрядчиком, контролирующий орган в сфере закупок обязан выяснить все обстоятельства, определить вину лица, характер его действий, и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения победителя аукциона в реестр недобросовестных поставщиков.

Комиссией Коми УФАС России по итогам рассмотрения обращения установлена совокупность обстоятельств, свидетельствующих о недобросовестном поведении индивидуального предпринимателя, выразившихся в следующем.

В установленный срок, индивидуальный предприниматель не осуществил подписание контракта и направление документа, подтверждающего предоставление обеспечения исполнения контракта.

Комиссия Коми УФАС России отмечает, что исходя из пункта 1 статьи 2 ГК РФ предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Следовательно, принимая решение об участии в закупке и подавая соответствующую заявку, участник закупки как субъект предпринимательской деятельности обязан учесть специфику заключения и исполнения государственного (муниципального) контракта, предусмотренную Законом о контрактной системе, и соблюсти все предусмотренные для этого условия. В ином случае для него возникает риск наступления соответствующих неблагоприятных последствий, в том числе риск принятия уполномоченным органом решения о включении его в реестр недобросовестных поставщиков.

С заявленными выше доводами индивидуального предпринимателя, обосновывающими невозможность подписания им проекта контракта, Комиссия Коми УФАС России согласиться не может, поскольку обозначенные индивидуальным предпринимателем факторы могли быть разрешены им на момент принятия решения об участии в указанной выше закупке путем подачи Заказчику запроса на разъяснение положений извещения об осуществлении закупки, право на подачу которого предусмотрено частью 5 статьи 42 Закона о контрактной системе.

Более того, каких-либо доказательств, подтверждающих заявленные выше доводы, индивидуальным предпринимателем Комиссии Коми УФАС России не представлено, равно как и не представлено доказательств принятия всех возможных мер по подписанию контракта и предоставлению документа, подтверждающего обеспечение исполнения контракта.

Комиссия Коми УФАС России считает необходимым отметить, что извещение о проведении электронного аукциона для закупки № 0107300000323000371Устройство наружного пандуса в МКД, расположенном по адресу: г. Ухта, пр. Космонавтов, д. 25») со всеми входящими в его состав документами, в том числе описания объекта закупки, проекта контракта, было опубликовано на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок заблаговременно, следовательно, у индивидуального предпринимателя, как участника закупки, была возможность ознакомиться со всеми условиями такой закупки и оценить возможность исполнения муниципального контракта.

Таким образом, факт подачи индивидуальным предпринимателем заявки на участие в закупке свидетельствует о согласии такого участника закупки со всеми условиями, определенными в извещении об осуществлении закупки, в том числе с условиями проекта контракта, заключаемого по итогам проведения электронного аукциона.

Индивидуальным предпринимателем не представлены информация и документы, подтверждающие, что не подписание контракта оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

Таким образом, на заседании Комиссии Коми УФАС России не установлено объективных причин, препятствующих индивидуальному предпринимателю в подписании проекта контракта и предоставлению документа, подтверждающего предоставление обеспечения исполнения контракта, в регламентированный для этого срок.

Комиссия Коми УФАС России считает, что в действиях индивидуального предпринимателя имеются признаки недобросовестного поведения, уклонения от заключения контракта.

Согласно подпункту «б» пункта 13 раздела III Правил по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 настоящих Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона, в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В соответствии с пунктом 14 раздела III Правил орган контроля принимает решение об отказе во включении информации об участнике закупки (если основанием для направления обращения является уклонение участника закупки от заключения контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:

а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований:

к определению такого участника закупки лицом, с которым заключается контракт;

к направлению такому участнику закупки проекта контракта, заключению контракта, признанию участника закупки уклонившимся от заключения контракта;

б) участником закупки в срок до признания его в соответствии с Федеральным законом уклонившимся от заключения контракта осуществлены действия, свидетельствующие об отсутствии намерения уклониться от заключения контракта.

С учетом вышеизложенного, принимая во внимание отсутствие обстоятельств, перечисленных в пункте 14 раздела III Правил, для принятия решения об отказе во включении информации о подрядчике в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), а именно отсутствие со стороны заказчика нарушений к определению такого участника закупки лицом, с которым заключается контракт; к направлению такому участнику закупки проекта контракта, заключению контракта, признанию участника закупки уклонившимся от заключения контракта; отсутствие со стороны индивидуального предпринимателя доказательств в части осуществления им действий, свидетельствующих об отсутствии намерения в уклонении от заключения контракта, руководствуясь частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе, подпунктом «б» пункта 13 раздела III Правил, Комиссия Коми УФАС России

РЕШИЛА:

  1. Включить представленную МУ «УЖКХ» информацию в отношении индивидуального предпринимателя <.......> (ИНН: <.......>) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с уклонением индивидуального предпринимателя от заключения контракта по итогам закупки, осуществленной путем проведения электронного аукциона «Устройство наружного пандуса в МКД, расположенном по адресу: г. Ухта, пр. Космонавтов, д. 25», извещение № 0107300000323000371, сроком на 2 года.

  2. Датой включения информации в отношении индивидуального предпринимателя <.....> в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) считать дату размещения указанной информации в единой информационной системе в сфере закупок.

  3. По результатам внеплановой проверки при рассмотрении обращения в действиях МУ «УЖКХ» нарушений установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к определению такого участника закупки лицом, с которым заключается контракт; к направлению такому участнику закупки проекта контракта, заключению контракта, признанию участника закупки уклонившимся от заключения контракта, не выявлено.

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

<...................>                                                                                                            <...............>

 

<...................>                                                                                                            <...............>

 

<...................>                                                                                                            <...............>

   

 

 

 

 

2023-4396

 

 

Связанные организации

МУ "Управление ЖКХ"
ИНН 1102046630, ОГРН 1041100607460
АО "Сбербанк-АСТ"
ИНН 7707308480, ОГРН 1027707000441
ИП Кузнецов А.В.
ИНН 110202271740, ОГРН 319774600613620