Постановление №ПК/3872/24 Постановление от 2 июля 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

11


 

Постановление


 

 

<...>

 

 

 

 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о назначении административного наказания по делу

об административном правонарушении № 011/04/14.3-563/2024

 

 

Дата и место рассмотрения дела - 02 июля 2024 года, г. Сыктывкар.

 

 

<...> Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми (далее – Коми УФАС России), адрес места нахождения: г. Сыктывкар, ул. Интернациональная, д. 160, корпус А, <...>, рассмотрев 02.07.2024 протокол от 17.06.2024 и материалы об административном правонарушении № 011/04/14.3-563/2024 о совершении <...>, административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ),

 

УСТАНОВИЛА:

 

 

Настоящее дело возбуждено протоколом Коми УФАС России от 17.06.2024, составленным в отсутствие <...>, надлежащим образом извещенной о дате, времени и месте составления протокола об административном правонарушении.

Определением Коми УФАС России от 17.06.2024 № АГ/3538/24 рассмотрение дела № 011/04/14.3-563/2024 назначено на 02.07.2024 в 11 часов 00 минут.

Копии протокола об административном правонарушении и определения от 17.06.2024 № АГ/3538/24 Коми УФАС России направлены в адрес <...> по адресу места жительства, а также по месту работы.

<...> письмом от 28.06.2024 (вх. № 6480-эп/24 от 28.06.2024) заявлено ходатайство о рассмотрении административного дела в её отсутствие.

Административное дело рассмотрено 02.07.2024 в отсутствие <...>, надлежащим образом извещенной о дате, времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении.

<...> письмом от 28.06.2024 (вх. № 6481/24 от 28.07.2024) заявлены ходатайства о признании административного правонарушения малозначительным, о назначении <...> административного наказания в виде предупреждения.

Определением Коми УФАС России от 02.07.2024 в удовлетворении ходатайства <...> о признании административного правонарушения малозначительным отказано.

Иных ходатайств не поступало.

В ходе рассмотрения настоящего административного дела должностным лицом Коми УФАС России установлено следующее.

В Коми УФАС России из ФАС России поступили для рассмотрения по существу материалы Центрального банка Российской Федерации, направленные по результатам мониторинга соблюдения части 3 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе) (далее – материалы).

По результатам рассмотрения материалов было принято решение, в том числе о возбуждении дела № 011/05/28-79/2024 в отношении ООО «МКК «АГК» (далее также Общество) по признакам нарушения части 3 статьи 28 Закона о рекламе, о чем вынесено соответствующее определение № ПК/538/24 от 30.01.2024.

Из материалов дела № 011/05/28-79/2024 (далее – рекламное дело) установлено нижеследующее.

На фасаде жилого дома, расположенного по адресу: г. Вуктыл, ул. Комсомольская, д. 9, на 1 этаже размещена следующая информация: «Нужны деньги? Займы до 100 000 ₽ 8 (800)234-74-94 | agkredit.ru Займы предоставляются ООО «МКК «АГК», ИНН 2902075784 ОГРН 1132932000893, рег. № записи в реестре МФО 651303111003235 от 23.05.2013 на условиях платности и возвратности гражданам РФ, возрастом от 18 до 75 лет включительно, при предъявлении паспорта, в рублях. Заем «Доверительный»: Процентная ставка от 0,35% до 0,5% в день (от 126,5% до 182,5% годовых), сумма займа от 60000 до 100000 руб., срок займа от 180 до 340 дней. Информация и полные условия на www.agrkredit.ru и в офисах ООО «МКК «АГК» или по т. 8-800-234-74-94» (далее – реклама 1).

На штендере, размещенном около жилого дома, расположенного по адресу: г. Вуктыл, ул. Комсомольская, д. 9, распространена следующая информация: «АрхГражданКредит Займы на любые цели Пенсионерам Особые условия + кэшбек на срок: до 180 дней сумма до: 30 000 ₽ 8 (800)234-74-94 | agkredit.ru Займы предоставляются ООО «МКК «АГК», ИНН 2902075784 ОГРН 1132932000893, рег. № записи в реестре МФО 651303111003235 от 23.05.2013 на условиях платности и возвратности гражданам РФ, возрастом от 18 до 75 лет включительно, при предъявлении паспорта, в рублях. Заем «Пенсионный»: процентная ставка 0,55% в день (200,75% годовых), сумма займа от 3000 до 30000 руб., срок займа от 1 до 180 дней. Информация и полные условия на www.agrkredit.ru и в офисах ООО «МКК «АГК» или по т. 8-800-234-74-94.» (далее – реклама 2).

На двери входа в торговое помещение, расположенное по адресу: г. Емва, ул. Дзержинского, д. 77Б, размещена следующая информация: «Займы до 365 дней Новым клиентам дарим деньги! Займы от 0,35% в день Оплата бонусами до 100% займа! 8 (800) 234-74-94 agrkredit.ru Займы предоставляются ООО «МКК «АГК», ИНН 2902075784 ОГРН 1132932000893, рег. № записи в реестре МФО 651303111003235 от 23.05.2013 на условиях платности и возвратности гражданам РФ, возрастом от 18 до 75 лет включительно, при предъявлении паспорта, в рублях. Полные условия предоставления займов на сайте www.agrkredit.ru и в офисах ООО «МКК «АГК» или по т. 8-800-234-74-94» (далее – реклама 3).

На фасаде дома, расположенного по адресу: Республика Коми, г. Инта, ул. Горького 12, размещена следующая информация: «АрхГражданКредит Пенсионерам особые условия! Займ «Пенсионный» до 30 000 ₽ + кэшбек на срок до: 180 дней по ставке от: 0,55% в день 8 (800)234-74-94 | agkredit.ru Займы предоставляются ООО «МКК «АГК», ИНН 2902075784 ОГРН 1132932000893, рег. № записи в реестре МФО 651303111003235 от 23.05.2013 на условиях платности и возвратности гражданам РФ, возрастом от 18 до 75 лет включительно, при предъявлении паспорта, в рублях. Заем «Пенсионный»: процентная ставка 0,55% в день (200,75% годовых), сумма займа от 3000 до 30000 руб., срок займа от 1 до 180 дней. Полные условия предоставления займов на сайте www.agrkredit.ru и в офисах ООО «МКК «АГК» или по т. 8-800-234-74-94» (далее – реклама 4).

На фасаде дома, расположенного по адресу: Республика Коми, г. Инта, ул. Горького 12, размещена следующая информация: «АрхГражданКредит Большие суммы на длительный срок! Займ «Доверительный» до 100 000 ₽ Новым клиентам дарим деньги! 8 (800)234-74-94 | agkredit.ru Займы предоставляются ООО «МКК «АГК», ИНН 2902075784 ОГРН 1132932000893, рег. № записи в реестре МФО 651303111003235 от 23.05.2013 на условиях платности и возвратности гражданам РФ, возрастом от 18 до 75 лет включительно, при предъявлении паспорта, в рублях. Заем «Доверительный»: Процентная ставка от 0,35% до 0,5% в день (от 127,5% до 182,5% годовых), сумма займа от 60000 до 100000 руб., срок займа от 180 до 340 дней. Полные условия предоставления займов на сайте www.agrkredit.ru и в офисах ООО «МКК «АГК» или по т. 8-800-234-74-94» (далее – реклама 5).

На металлической конструкции, расположенной около здания по адресу: Республика Коми, с. Объячево, ул. Советская, д. 8, размещена следующая информация: «Займы до 100 000 ₽ Просто Удобно Легко 3 этаж АрхГражданКредит Займы предоставляются ООО «МКК «АГК», ИНН 2902075784 ОГРН 1132932000893, рег. № записи в реестре МФО 651303111003235 от 23.05.2013 на условиях платности и возвратности гражданам РФ, возрастом от 18 до 75 лет включительно, при предъявлении паспорта, в рублях. Заем «Доверительный»: Процентная ставка от 0,35% до 0,5% в день (от 127,5% до 182,5% годовых), сумма займа от 60000 до 100000 руб., срок займа от 180 до 340 дней. Полные условия предоставления займов на сайте www.agrkredit.ru и в офисах ООО «МКК «АГК» или по т. 8-800-234-74-94 8 (800)234-74-94 agkredit.ru» (далее – реклама 6).

На штендере, расположенном в здании по адресу: Республика Коми, с. Объячево, ул. Советская, д. 8, размещена следующая информация: «АрхГражданКредит Деньги наличными от 0,4%* в день 3 этаж, офис 32 Займы предоставляются ООО «МКК «АГК», ИНН 2902075784 ОГРН 1132932000893, рег. № записи в реестре МФО 651303111003235 от 23.05.2013 на условиях платности и возвратности. Минимальная процентная ставка 0,4% в день (146% годовых), максимальная процентная ставка 1% в день (365% годовых). Сумма займа от 1000 руб. до 60000 руб. Срок займа т 1 дня до 180 дней. Досрочное погашение допускается в соответствии с ФЗ №353-ФЗ. Заем выдается гражданам РФ в возрасте от 21 до 75 лет включительно при предъявлении паспорта и любого другого основного действующего личного документа.. Не является публичной офертой в смысле ст. 437 ГК РФ. На правах рекламы. Полные условия предоставления займов на сайте www.agrkredit.ru и в офисах ООО «МКК «АГК» (далее – реклама 7).

Кроме того, Комиссией Коми УФАС России в ходе рассмотрения рекламного дела установлено, что на фасаде жилого дома, расположенного по адресу: г. Вуктыл, ул. Комсомольская, д. 9, на 1 этаже размещена следующая информация: «АрхГражданКредит деньги легко от 0,35% в день удобные способы получения и возврата 8 (800) 234-74-94 agkredit.ru Займы предоставляются ООО «МКК «АГК», ИН 2902075784 ОГРН 1132932000893, рег. № записи в реестре МФО 6511303111003235 от 23.05.2013г., на условиях платности и возвратности гражданам РФ, возрастом от 18 до 75 лет включительно, при предъявлении паспорта, в рублях. Заем «Доверительный»: процентная ставка от 0,35% до 0,5% в день (127,75 до 182,5% годовых), сумма займа от 60000 до 100000 руб., срок займа от 180 до 340 дней. Полные условия предоставления займов на сайте www.agkredit.ru и в офисах ООО «МКК «АГК» или по т. 8-800-2234-74-94» (далее – реклама 8).

В соответствии с положениями, установленными пунктом 1 статьи 3 Закона о рекламе, реклама – информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Вышеуказанная информация содержит следующие признаки рекламы:

- распространена посредством размещения на фасаде жилого дома, расположенного по адресу: г. Вуктыл, ул. Комсомольская, д. 9, на штендере, размещенном около жилого дома, расположенного по адресу: г. Вуктыл, ул. Комсомольская, д. 9, на двери входа в торговое помещение, расположенное по адресу: г. Емва, ул. Дзержинского, д. 77Б, на фасаде дома, расположенного по адресу: Республика Коми, г. Инта, ул. Горького 12, на металлической конструкции, расположенной около здания по адресу: Республика Коми, с. Объячево, ул. Советская, д. 8, на штендере, расположенном в здании по адресу: Республика Коми, с. Объячево, ул. Советская, д. 8;

- адресована неопределенному кругу лиц;

- направлена на привлечение внимания к объектам рекламирования – займам, ООО «МКК «АГК», формирование или поддержание интереса к ним, и их продвижение на рынке.

Учитывая вышеизложенное, указанная информация является рекламой (далее – рассматриваемые рекламы).

Из материалов усматривается, что размещение рассматриваемых реклам зафиксировано 26.10.2023, 27.10.2023, 29.11.2023, 17.11.2023.

Согласно пунктам 1, 5 части 1 статьи 3 Федерального закона от 21.12.2013 № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)»:

- потребительский кредит (заем) - денежные средства, предоставленные кредитором заемщику на основании кредитного договора, договора займа, в том числе с использованием электронных средств платежа, в целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (далее - договор потребительского кредита (займа), в том числе с лимитом кредитования;

- профессиональная деятельность по предоставлению потребительских займов - деятельность юридического лица или индивидуального предпринимателя по предоставлению потребительских займов в денежной форме (кроме займов, предоставляемых работодателем работнику, займов, предоставляемых физическим лицам, являющимся учредителями (участниками) или аффилированными лицами коммерческой организации, предоставляющей заем, займов, предоставляемых брокером клиенту для совершения сделок купли-продажи ценных бумаг, и иных случаев, предусмотренных федеральным законом).

Учитывая изложенное, рассматриваемые рекламы являются рекламами финансовых услуг.

23.10.2023 вступили в силу изменения в статью 28 Закона о рекламе, внесенные Федеральным законом от 24.07.2023 № 359-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О потребительском кредите (займе)» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Так, согласно части 3 статьи 28 Закона о рекламе если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием ими и погашением кредита или займа, содержит информацию о процентных ставках, такая реклама должна содержать информацию, указанную в пункте 10 части 4 статьи 5 Федерального закона «О потребительском кредите (займе)». Указанная информация должна предоставляться до предоставления информации о процентных ставках и указываться шрифтом, размер которого не менее чем шрифт, которым отображается информация о процентных ставках.

Указанная норма пункта 10 части 4 статьи 5 Федерального закона «О потребительском кредите (займе)» предусматривает обязанность кредитора размещать в составе информации об условиях предоставления, использования и возврата потребительского кредита (займа) диапазоны значений полной стоимости потребительского кредита (займа), определенных с учетом требований данного Закона по видам потребительского кредита (займа).

Таким образом, с 23.10.2023 в рекламе услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием ими и погашением кредита или займа, содержащей информацию о процентных ставках, должны также содержаться сведения о диапазонах значений полной стоимости потребительского кредита (займа) (далее также – ПСК).

Согласно части 1 статьи 6 Федерального закона «О потребительском кредите (займе)» полная стоимость потребительского кредита (займа) определяется как в процентах годовых, так и в денежном выражении.

В силу понятия рекламы, содержащегося в статье 3 Закона о рекламе, реклама адресуется неопределенному кругу лиц, а не содержит индивидуализированную информацию, в том числе об условиях предоставления, использования и возврата потребительского кредита (займа).

Учитывая изложенное, а также положения части 4.1 статьи 6 Федерального закона «О потребительском кредите (займе)», определяющей, что понимается под ПСК в денежном выражении, части 11 статьи 6 Федерального закона «О потребительском кредите (займе)», устанавливающей максимально возможное значение ПСК, часть 3 статьи 28 Закона о рекламе в редакции, вступившей в силу 23.10.2023, требует при указании в рекламе потребительского кредита (займа) процентной ставки также в такой рекламе указывать информацию о диапазонах значений ПСК в процентах годовых.

Указанная информация о диапазонах значений ПСК должна предоставляться до предоставления информации о процентных ставках и указываться шрифтом, размер которого не менее чем шрифт, которым указана процентная ставка.

При этом правила прочтения информации на русском языке предполагают прочтение информации сверху вниз и слева направо.

Таким образом, информация о диапазонах значений ПСК должна быть приведена в указанной рекламе выше и (или) левее, чем информация о процентной ставке.

В рекламе-1 указано: «Процентная ставка от 0,35% до 0,5% в день (от 126,5% до 182,5% годовых)».

Таким образом, диапазоны значений ПСК в рекламе-1 указаны после предоставления информации о процентных ставках.

В рекламе-2 указано: «процентная ставка 0,55% в день (200,75% годовых)».

Таким образом, диапазоны значений ПСК в рекламе-2 указаны после предоставления информации о процентных ставках.

В рекламе-3 отсутствуют диапазоны значений ПСК.

В рекламе-4 указано: «по ставке от: 0,55% в день… процентная ставка 0,55% в день (200,75% годовых)».

Таким образом, диапазоны значений ПСК в рекламе-4 указаны после предоставления информации о процентных ставках и шрифтом, размер которого менее чем шрифт, которым отображена информация о процентной ставке (от 0,55 % в день).

В рекламе-5 указано: «Процентная ставка от 0,35% до 0,5% в день (от 127,5% до 182,5% годовых)».

Таким образом, диапазоны значений ПСК в рекламе-5 указаны после предоставления информации о процентных ставках

В рекламе-6 указано: «Процентная ставка от 0,35% до 0,5% в день (от 127,5% до 182,5% годовых)».

Таким образом, диапазоны значений ПСК в рекламе-6 указаны после предоставления информации о процентных ставках.

В рекламе-7 указано: «Деньги наличными от 0,4%*… Минимальная процентная ставка 0,4% в день (146% годовых), максимальная процентная ставка 1% в день (365% годовых)».

Таким образом, диапазоны значений ПСК в рекламе-7 указаны после предоставления информации о процентных ставках и шрифтом, размер которого менее чем шрифт, которым отображена информация о процентной ставке (от 0,4 % в день).

В рекламе-8 указано: «деньги легко от 0,35% в день … процентная ставка от 0,35% до 0,5% в день (127,75 до 182,5% годовых).

Таким образом, диапазоны значений ПСК в рекламе-8 указаны после предоставления информации о процентных ставках и шрифтом, размер которого менее чем шрифт, которым отображена информация о процентной ставке (от 0,35% в день).

В связи с чем, рассматриваемые рекламы распространены с нарушением нарушения требований части 3 статьи 28 Закона о рекламе.

В силу части 6 статьи 38 Закона о рекламе за нарушение требований, установленных частью 3 статьи 28 Закона о рекламе, ответственность несет рекламодатель.

В соответствии с частью 8 статьи 38 Закона о рекламе рекламопроизводитель несет ответственность за нарушение требований, указанных в ч асти 6 настоящей статьи, в случае, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине.

В соответствии с пунктом 5 статьи 3 Закона о рекламе рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

В силу пункта 6 статьи 3 Закона о рекламе рекламопроизводитель – лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму.

Из материалов рекламного дела установлено, что рекламодателем рассматриваемых реклам является ООО «МКК «АГК».

Как следует из письменных пояснений, представленных ООО «МКК «АГК» в материалы рекламного дела, вопросами рекламы в ООО «МКК «АГК» занимается менеджер по рекламе, в должностные обязанности которого входит заказ рекламноинформационных материалов, составление и отправка заявок на изготовление рекламы. Заявки на изготовление рассматриваемых реклам были подготовлены и направлены исполнителю <...> до вступления в силу изменений в статью 28 Закона о рекламе, внесенных Федеральным законом от 24.07.2023 № 359-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О потребительском кредите (займе)» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», также в заявках указана информация, что демонтаж рассматриваемых реклам необходимо провести до 16.10.2023. Период распространения рассматриваемых реклам с июня 2023 г. по октябрь 2023 г.

Как указал представитель ООО «МКК «АГК» в ходе рассмотрения рекламного дела, Общество не имело намерения распространять рекламу, нарушающую требования действующего законодательства; ООО «МКК «АГК» предприняли все действия для соблюдения Закона о рекламе. Рассматриваемые рекламы демонтированы в феврале 2024 года.

Вместе с тем, довод ООО «МКК «АГК» о том, что Обществом были предприняты все действия для соблюдения Закона о рекламе, Комиссия сочла несостоятельным ввиду ниже следующего.

Как указывалось ранее, 23.10.2023 вступили в силу изменения в статью 28 Закона о рекламе, внесенные Федеральным законом от 24.07.2023 № 359-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О потребительском кредите (займе)» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Так, согласно части 3 статьи 28 Закона о рекламе если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием ими и погашением кредита или займа, содержит информацию о процентных ставках, такая реклама должна содержать информацию, указанную в пункте 10 части 4 статьи 5 Федерального закона «О потребительском кредите (займе)». Указанная информация должна предоставляться до предоставления информации о процентных ставках и указываться шрифтом, размер которого не менее чем шрифт, которым отображается информация о процентных ставках.

В силу части 6 статьи 38 Закона о рекламе за нарушение требований, установленных частью 3 статьи 28 Закона о рекламе, ответственность несет рекламодатель.

Таким образом, ответственность за контроль соответствия распространяемых реклам требованиям рекламного законодательства возложена на рекламодателя - определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Несвоевременный демонтаж рассматриваемых реклам <...>, являющейся рекламопроизводителем рассматриваемых реклам, не исключает ответственности ООО «МКК «АГК» по контролю за соответствием рассматриваемых реклам требованиям рекламного законодательства.

Из материалов рекламного дела не усматривается, что Обществом были предприняты все зависящие от него меры по недопущению нарушения, в том числе проверке исполнения <...> заявок Общества в части демонтажа рассматриваемых реклам.

Согласно пункту 3.1 Устава ООО «МКК «АГК» целью деятельности Общества является извлечение прибыли посредством оказания услуг и выполнения работ, производства и реализации товаров народного потребления и производственнотехнического назначения в целях удовлетворения общественных потребностей путем оперативного реагирования на изменение потребительского спроса и рыночной ситуации.

В соответствии с пунктом 3.3 Устава ООО «МКК «АГК» основными видами деятельности Общества являются, в том числе микрофинансовая деятельность путем предоставления микрозаймов в валюте Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации на основании договора микрозайма.

Согласно выписке из ЕГРЮЛ в отношении ООО «МКК «АГК» основным видом деятельности ООО «МКК «АГК» является «Деятельность микрофинансовая».

Из вышеизложенного следует, что рассматриваемые рекламы размещены ООО «МКК «АГК» с целью получения прибыли от его экономической деятельности, что отвечает целям предпринимательской деятельности, и целям уставной деятельности Общества.

Согласно ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Согласно письменным пояснениям ООО «МКК «АГК», представленным в материалы рекламного дела, должностным лицом, ответственным за контроль соблюдения Обществом законодательства о рекламе, является <...>.

ООО «МКК «АГК» в материалы рекламного дела представлены копии трудового договора № 496 от 27.04.2022, приказа ООО «МКК «АГК» № 23 от 27.04.2022 о приеме работника на работу, должностной инструкции <...> ООО «МКК «АГК», объяснения <...>.

Согласно пункту 2.1 должностной инструкции <...> работник исполняет следующие должностные обязанности:

- организует работу по рекламированию производимой продукции или выполняемых услуг с целью их продвижения на рынке сбыта, информируя потребителей о преимуществах качества и отличительных свойствах рекламируемых товаром или услуг;

- осуществляет руководство, планирование и координацию работ по проведению рекламных кампаний;

- осуществляет выбор форм и методов рекламы в средствах массовой информации, их текстового, цветового и музыкального оформления;

- осуществляет взаимодействие с рекламными компаниями, подрядчиками по вопросам размещения, монтажа/демонтажа рекламных материалов Общества;

- осуществляет контроль над разработкой и реализацией договоров и контрактов по рекламированию продукции или услуг.

Согласно пунктам 4.1, 4.2 должностной инструкции <...> работник несет ответственность за результаты и эффективность своей производственной деятельности: необеспечение выполнения своих функциональных обязанностей.

Таким образом, должностным лицом, ответственным за соблюдение ООО «МКК «АГК» законодательства о рекламе, в рассматриваемом случае являлась <...>.

Комиссией в ходе рассмотрения рекламного дела установлено, что нарушение требований части 3 статьи 28 Закона о рекламе произошло, в том числе по вине должностного лица Общества – <...>.

Обстоятельств, как исключающих возможность соблюдения должностным лицом Общества – <...> требований рекламного законодательства, так и свидетельствующих о принятии ей всех зависящих от неё мер по соблюдению требований рекламного законодательства, не усматривается.

Таким образом, <...> нарушены требования части 3 статьи 28 Закона о рекламе.

Решением Комиссии № АГ/2893/24 реклама-1, реклама-2, реклама-3, реклама-4, реклама-5, реклама-6, реклама-7, реклама-8 признаны ненадлежащими, поскольку они распространены с нарушением требований ч. 3 ст. 28 Закона о рекламе.

Комиссией в адрес ООО «МКК «АГК» выдано предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в части прекращения распространения рассматриваемых реклам. Предписание исполнено.

Согласно частям 1, 2 статьи 1.7 КоАП РФ лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.

Закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено. Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.

В силу части 6 статьи 14.3 КоАП РФ (в редакции, действующей с 17.04.2024) распространение кредитной организацией или микрофинансовой организацией рекламы услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием ими и погашением кредита или займа, с нарушением требований, указанных в части 3 статьи 28 Федерального закона от 13 марта 2006 года N 38-ФЗ "О рекламе", влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц - от шестисот тысяч до одного миллиона шестисот тысяч рублей.

В соответствии с ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ (в редакции, действующей на момент совершения административного правонарушения) нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 17 настоящей статьи, частью 4 статьи 14.3.1, статьями 14.37, 14.38, 19.31 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Поскольку норма части 6 статьи 14.3 КоАП РФ (в редакции, действующей с 17.04.2024) не улучшает положение <...>, совершившей административное правонарушение, в рассматриваемом случае <...> подлежит привлечению к ответственности в соответствии с требованиями части 1 статьи 14.3 КоАП РФ (в редакции, действующей на момент совершения административного правонарушения).

С учётом изложенного, <...> допустила административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ.

Время совершения административного правонарушения: с 23.10.2023 по февраль 2024.

В силу ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено за нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.

Таким образом, срок давности привлечения <...> к административной ответственности в связи с распространением рассматриваемых реклам на дату рассмотрения настоящего дела не истек.

Место совершения административного правонарушения: Республика Коми.

<...> в письменных пояснениях указала, что ООО «МКК «АГК» устранены допущенные нарушения законодательства о рекламе. Ранее <...> к административной ответственности не привлекалась.

Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Из материалов административного и рекламного дел следует, что у <...> имелась возможность для соблюдения требований, установленных ч. 3 ст. 28 Закона о рекламе, однако из имеющихся в рекламном и административном делах материалов не усматривается, что все зависящие от неё меры к соблюдению требований рекламного законодательства ей были приняты.

В связи с чем, обстоятельств, как исключающих возможность соблюдения <...> требований рекламного законодательства, так и свидетельствующих о принятии ей всех зависящих от неё мер по соблюдению требований рекламного законодательства, не усматривается.

Таким образом, вина <...> в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ, является установленной.

В соответствии с ч. 2 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Должностное лицо считает возможным учесть в качестве обстоятельств, смягчающих административную ответственность <...>: оказание лицом, совершившим административное правонарушение, содействия органу, уполномоченному осуществлять производство по делу об административном правонарушении, в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении, добровольное исполнение до вынесения постановления по делу об административном правонарушении лицом, совершившим административное правонарушение, предписания об устранении допущенного нарушения, выданного ему Коми УФАС России, совершение административного правонарушения впервые.

Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, предусмотренных ст. 4.3 КоАП РФ, в ходе рассмотрения дела не установлено.

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ, в ходе рассмотрения дела не установлено.

Все процессуальные права лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, предусмотренные КоАП РФ, соблюдены.

В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Из положений пункта 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» следует, что квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях, при квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ, является формальным и не требует материально-правовых последствий содеянного.

Сравнительный анализ санкций, содержащихся в КоАП РФ, свидетельствует о том, что нарушение законодательства о рекламе обладает высокой степенью общественной опасности.

В соответствии со ст. 1.2 КоАП РФ задачами законодательства об административных правонарушениях являются, в том числе, защита общества и государства от административных правонарушений, предупреждение административных правонарушений.

Целями Закона о рекламе являются развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, обеспечение в Российской Федерации единства экономического пространства, реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, создание благоприятных условий для производства и распространения социальной рекламы, предупреждение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.

Требования законодательства о рекламе к рекламе финансовых услуг, а также установление в ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ административной ответственности за их нарушение направлены на охрану прав потребителей от ненадлежащей рекламы, поскольку потребители признаются слабой стороной данных отношений.

Каких-либо обстоятельств, характеризующих случай нарушения <...> как исключительный, не установлено, а ей таковых не приведено.

Оценив фактические обстоятельства дела, характер и степень общественной опасности совершенного правонарушения, должностное лицо пришло к выводу о том, что в данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в отсутствии должной предусмотрительности и пренебрежительном отношении <...> к исполнению своих публично-правовых обязанностей и несоблюдении требований ч. 3 ст. 28 Закона о рекламе.

В связи с изложенным, рассматриваемое административное правонарушение не может быть признано малозначительным.

Согласно ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

В соответствии с ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

Согласно ч. 3 ст. 3.4 КоАП РФ в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение в соответствии со статьей 4.1.1 настоящего Кодекса.

Согласно ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

В силу ч. 2 ст. 4.1.1 КоАП РФ административное наказание в виде административного штрафа не подлежит замене на предупреждение в случае совершения административного правонарушения, предусмотренного статьями 13.15, 13.37, 14.31 - 14.33, 14.56, 15.21, 15.27.3, 15.30, 19.3, 19.5, 19.5.1, 19.6, 19.8 - 19.8.2, 19.23, частями 2 и 3 статьи 19.27, статьями 19.28, 19.29, 19.30, 19.33, 19.34, 20.3, частью 2 статьи 20.28 настоящего Кодекса.

Отсутствие хотя бы одного из приведенных условий исключает предусмотренную статьей 4.1.1 КоАП РФ возможность замены назначенного постановлением административного органа административного наказания в виде административного штрафа предупреждением.

В Коми УФАС России документы, свидетельствующие о причинении вреда или возникновении угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также о наличии имущественного ущерба в результате совершенного административного правонарушения, отсутствуют.

Помимо прочих условий, установленных статьей 4.1.1 КоАП РФ для возможности замены административного штрафа на предупреждение, основополагающим условием для применения указанной нормы КоАП РФ является то обстоятельство, что административное правонарушение совершено впервые, то есть преференция, предусмотренная статьей 4.1.1 КоАП РФ, является исключительной. При этом при рассмотрении вопроса о возможности замены административного штрафа на предупреждение должны учитываться совершенные ранее иные административные правонарушения, в том числе не являющиеся однородными по отношению к рассматриваемому правонарушению.

Вместе с тем в соответствии с положениями части 1 статьи 4.6 КоАП РФ лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления, за исключением случая, предусмотренного частью 2 настоящей статьи.

Согласно части 2 статьи 4.6 КоАП РФ лицо, которому назначено административное наказание в виде административного штрафа за совершение административного правонарушения и которое уплатило административный штраф до дня вступления в законную силу соответствующего постановления о назначении административного наказания, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу указанного постановления до истечения одного года со дня уплаты административного штрафа.

Кроме того, как это следует из части 1 статьи 31.9 КоАП РФ, постановление о назначении административного наказания не подлежит исполнению в случае, если это постановление не было приведено в исполнение в течение двух лет со дня его вступления в законную силу.

 

Таким образом, истечение сроков, указанных в статьях 4.6 и 31.9 КоАП РФ, в период течения которых лицо считается подвергнутым административному наказанию по одному или нескольким административным правонарушениям, исключает возможность учета таких административных правонарушений в качестве основания, препятствующего применению взаимосвязанных положений части 2 статьи 3.4 и статьи 4.1.1 КоАП РФ, позволяющих заменить назначенное наказание в виде административного штрафа на предупреждение.

Указанная правовая позиция изложена в определениях Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 05.09.2018 № 303-АД18-5207, от 17.10.2023 № 307-ЭС23-10623.

В Коми УФАС России отсутствуют доказательства того, что в течение года, предшествующего дате вынесения настоящего постановления, <...> была подвергнута административному наказанию, в том числе по ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ. 

Соответственно, <...> можно считать впервые совершившей административное правонарушение. Таким образом, усматриваются обстоятельства для замены административного штрафа на предупреждение. В связи с чем, ходатайство <...> в части назначение ей административного наказания в виде предупреждения подлежит удовлетворению.

На основании вышеизложенного, принимая во внимание цели административного наказания, установленные ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ, учитывая характер совершенного <...> административного правонарушения, личность <...>, наличие обстоятельств, смягчающих административную ответственность, отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность, отсутствие сведений об имущественном положении <...>, в соответствии со статьями 4.1, 4.1.1, 4.2, частью 1 статьи 14.3, статьями 23.48, 29.9, 29.10 КоАП РФ,

 

 

ПОСТАНОВИЛА:

 

 

1. Признать <...> виновной в совершении административного правонарушения, ответственность за которые предусмотрена ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ.

2. Назначить <...> административное наказание в виде предупреждения.

В соответствии со статьями 30.2, 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано вышестоящему должностному лицу, в вышестоящий орган либо в суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу:

1) после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано;

2) после истечения срока, установленного для обжалования решения по жалобе, протесту, если указанное решение не было обжаловано или опротестовано, за исключением случаев, если решением отменяется вынесенное постановление;

3) немедленно после вынесения не подлежащего обжалованию решения по жалобе, протесту, за исключением случаев, если решением отменяется вынесенное постановление.

 

 

<...>  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

<...>

 

2024-4425

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны