Акт внеплановой камеральной проверки (комиссия) №ОД/7897/23 Решение от 22 декабря 2023 г.

Управление
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по внеплановой проверке № 011/06/99-1068/2023

22 декабря 2023 года

 

 

г. Сыктывкар

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по проведению внеплановых проверок, созданная приказом от 03.11.2022 № 157 (далее — Коми УФАС России) в составе: <...> (далее - Комиссия Коми УФАС России) рассмотрев обращение Ассоциации содействия общественному контролю за соблюдением требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок «Общественный контроль» (далее — АСО «Общественный контроль», заявитель) содержащее признаки нарушения статьи 14 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе) в действиях заказчика – Федерального государственного бюджетного учреждения науки Федерального исследовательского центра «Коми научный центр Уральского отделения Российской академии наук» (далее — ФИЦ Коми НЦ УрО РАН, заказчик) при определении положений извещения о проведении электронного аукциона «Поставка многофункционального устройства (МФУ)», извещение № 0307100003323000163 (далее — закупка, электронный аукцион),

УСТАНОВИЛА:

В Коми УФАС России поступило обращение АСО «Общественный контроль», содержащее указание на признаки нарушений заказчиком - ФИЦ Коми НЦ УрО РАН требований Закона о контрактной системе при осуществлении своей деятельности.

Согласно подпункту а) пункта 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе контрольный орган в сфере закупок проводит внеплановую проверку, в том числе, на основании получения информации о признаках нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, в том числе заявления, сообщения физического лица, юридического лица либо осуществляющих общественный контроль общественного объединения или объединения юридических лиц, в которых указывается на наличие признаков нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок.

В связи с наличием в обращении признаков возможного нарушения Закона о контрактной системе, Коми УФАС России принято решение о проведении внеплановой проверки на предмет соблюдения ФИЦ Коми НЦ УрО РАН требований Закона о контрактной системе при проведении электронного аукциона согласно извещению № 0307100003323000163.

Внеплановая проверка проводится в порядке, установленном Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, утвержденными Постановлением Правительства от 01.10.2020 № 1576 (далее — Правила).

В соответствии с пунктом 28 Правил внеплановая проверка проведена контрольным органом без проведения заседания комиссии антимонопольного органа (без явки сторон).

ФИЦ Коми НЦ УрО РАН в материалы внеплановой проверки представлены запрашиваемая дополнительная письменная информация и копии документов.

Комиссией Коми УФАС России, в ходе рассмотрения материалов внеплановой проверки, установлено следующее.

В обосновании своей позиции заявитель указал, что заказчик в нарушение ч. 4 ст. 14 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона не установил условия допуска, предусмотренные Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 04.06.2018 126н «Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Приказ № 126н).

09.10.2023 ФИЦ Коми НЦ УрО РАН на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок – www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) размещено извещение о проведении электронного аукциона для закупки № 0307100003323000163, с содержащимися при нем электронными документами:  ЭА-163.23 Проект контракт; ЭА-163.23 Описание объекта закупки; ЭА-163.23 Требования к содержанию, составу заявки; ЭА-163.23 Обоснование НМЦК.

Заказчиком закупки явилось ФИЦ Коми НЦ УрО РАН.

Объект закупки - Поставка многофункционального устройства (МФУ).

Начальная (максимальная) цена контракта составила 98 796.00 руб.

Источник финансирования закупки- за счет собственных средств ФИЦ Коми НЦ УрО РАН.

Дата и время окончания срока подачи заявок – 17.10.2023 10:00.

Дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) – 18.10.2023.

Закупка осуществлялась не в рамках исполнения национальных (федеральных проектов).

В соответствии со ст. 6 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.

Одним из конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является, согласно пункту 2 части 2 статьи 24 Закона о контрактной системе, в том числе аукцион (открытый аукцион в электронной форме (далее - электронный аукцион).

В силу части 1 статьи 49 Закона о контрактной системе электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки.

В соответствии с п. 15 ч. 1 ст. 42 Закона контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию: информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со ст. 14 Закона о контрактной системе.

Согласно ч. 3 ст. 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно ч. 4 ст. 14 Закона о контрактной системе федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с ч. 3 ст. 14 Закона о контрактной системе.

Приказом № 126н установлены условия допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, допускаемых на территорию Российской Федерации для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд, указанных в приложении № 1, приложении № 2 к настоящему приказу.

Из пояснений заказчика, представленных в материалы внеплановой проверки следует, что при формировании извещения № 0307100003323000163 от 09.10.2023 согласно информации из общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008) (далее – классификатор) заказчиком был применен код ОКПД2 26.20.18.120 «Устройства периферийные с двумя или более функциями: печать данных, копирование, сканирование, прием и передача факсимильных сообщений, с функциями безопасности информации, обеспеченными встроенными, в том числе криптографическими, средствами защиты», что отражено в прилагаемом к извещению файле «ЭА-163.23 Описание объекта закупки».

В соответствии с требованиями п.5 ст. 42 Закона о контрактной системе и правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08 февраля 2017 года № 145 (далее – Правила) при формировании извещения заказчик обязан применить код КТРУ при его наличии.

В связи с чем, с учетом своих потребностей, заказчиком был применен в закупке код КТРУ 26.20.18.000-00000069 который включает в себя код ОКПД2 26.20.18.120, что отражено в открытой части ЕИС в Каталоге товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, вкладка: «ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ».

Код ОКПД2 26.20.18.000 исключен с 1 марта 2023 года из «ОК 034-2014 (КПЕС 2008). Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности» (изменение 78/2023 ОКПД 2, утв. Приказом Росстандарта от 19.01.2023 № 22-ст) с внесением соответствующих изменений в Классификатор.

Из содержания, представленных заказчиком в материалы внеплановой проверки документов, следует, что при формировании информации об объекте закупки в личном кабинете ЕИС заказчиком был выбран код ОКПД2 26.20.18.120, который содержит в себе код КТРУ 26.20.18.000-00000069 .

Кроме того, при формировании информации об объекте закупки в личном кабинете заказчика в ЕИС не имеется возможности выбора кода ОКПД2 26.20.18.000, поскольку в Классификаторе данный код отсутствует.

На основании вышеизложенного, поскольку код ОКПД2 26.20.18.120 отсутствует в приложениях Приказа № 126н у заказчика отсутствовала обязанность его применять в закупке.

Таким образом, в действии ФИЦ Коми НЦ УрО РАН нарушение ст. 14 Закона о контрактной системе не подтверждено.

В Коми УФАС России отсутствуют, заявителем в материалы внеплановой проверки не представлены бесспорные доказательства того, что заказчиком допущено нарушение Закона о контрактной системе при проведении закупки.

По общему принципу рассмотрения обращений, что также следует из положений Закона о контрактной системе следует, бремя доказывания нарушения своих прав и законных интересов лежит на заявителе.

Однако в рассматриваемом случае заявителем не представлены документы и сведения, подтверждающие нарушение Закона о контрактной системе в действии заказчика, а также нарушение прав и законных интересов АСО «Общественный контроль».

При таких обстоятельствах Комиссия антимонопольного органа приходит к выводу о том, что довод, содержащийся в обращении АСО «Общественный контроль» не нашел своего подтверждения и является необоснованным.

В соответствии с пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

На основании вышеизложенного с учетом отсутствия в действии заказчика при проведении электронного аукциона нарушения законодательства о контрактной системе, предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе выдаче не подлежит.

В связи с изложенным, руководствуясь подпунктом «а» пункта 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, подпунктом «е» пункта 30, пунктом 33, пунктом 34, пунктом 35 раздела V Постановления Правительства РФ от 01.10.2020 № 1576, Комиссия Коми УФАС России,

РЕШИЛА:

1. По результатам проведения внеплановой проверки, в действии заказчика — ФИЦ Коми НЦ УрО РАН нарушение ст. 14 Закона о контрактной системе не подтверждено.

2. Предписание об устранении нарушения законодательства о контрактной системе не выдавать.

3. Передать материалы внеплановой проверки должностному лицу Коми УФАС России для рассмотрения вопроса о необходимости применения мер административного реагирования в отношении должностного лица ФИЦ Коми НЦ УрО РАН.

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия

 

 

Связанные организации

АСО "Общественный контроль"
ИНН 5031148944, ОГРН 1225000134336
ФИЦ Коми НЦ УрО РАН
ИНН 1101481574, ОГРН 1021100511332