Решение (комиссия) №ОД/26/24 Решение от 10 января 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF


 

Решение


 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

по жалобе № 011/06/33-1082/2023

28 декабря 2023 года                                                                                                         г. Сыктывкар

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по контролю в сфере закупок, созданная приказом Коми УФАС России от 03.11.2022 № 156 «О создании комиссии по контролю в сфере закупок» в составе: <......> (далее - Комиссия Коми УФАС России), рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью «Прогресс-Арена» (185035, Республика Коми, г. Петрозаводск, ул. Максима Горького (центр р-н), д. 25, помещ. 1; ОГРН:  1201000004732, ИНН: 1001348804, КПП: 100101001) (далее – ООО «Прогресс-Арена») от 21.12.2023 (вх. От 22.12.2023 № 9394/23) на действия заказчика – государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Коми «Сыктывкарская детская поликлиника № 3» (167011, Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Восточная, д. 35; ОГРН: 1021100523806, ИНН: 1101487223, КПП: 110101001) (далее – ГБУЗ РК «СДП № 3») при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона «Поставка кресел офисных и стульев на металлическом каркасе», извещение № 0307300020123000181 (далее - жалоба),

в отсутствие сторон,

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми с использованием Единой информационной системы в сфере закупок поступила жалоба ООО «Прогресс-Арена» от 21.12.2023 (вх. от 22.12.2023 № 9394/23) на действия заказчика – ГБУЗ РК «СДП № 3» при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона «Поставка кресел офисных и стульев на металлическом каркасе», извещение № 0307300020123000181 (далее - закупка, электронный аукцион).

Жалоба подготовлена в соответствии с требованиями статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), в связи с чем, принята Коми УФАС России к рассмотрению.

ООО «Прогресс-Арена», ГБУЗ РК «СДП № 3», акционерное общество «Сбербанк-АСТ» (далее – оператор электронной площадки) надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы извещены посредством электронной почты.

Согласно части 2 статьи 106 Закона о контрактной системе лица, имеющие право действовать от имени участника закупки, подавшего жалобу, от имени субъекта (субъектов) контроля, действия (бездействие) которого (которых) обжалуются, вправе участвовать в рассмотрении жалобы по существу, в том числе с использованием систем видео-конференц-связи при наличии в контрольном органе в сфере закупок технической возможности осуществления видео-конференц-связи.

Жалоба ООО «Прогресс-Арена» в составе жалобы содержит ходатайство об обеспечении возможности участия в дистанционном рассмотрении жалобы, посредством видео-конференц-связи, которое было удовлетворено Коми УФАС России письмом от 22.12.2023 № ОД/7904/23.

Несмотря на заявленное ходатайство, ООО «Прогресс-Арена» не была обеспечена явка представителя на рассмотрение жалобы.

ГБУЗ РК «СДП № 3» письмом от 26.12.2023 № 6935 (вх. от 27.12.2023 № 9578-ЭП/23) представлен отзыв на жалобу и документы, необходимые для рассмотрения жалобы; письмом от 26.12.2023 № 6934 (вх. от 27.12.2023 № 9579/23) заявлено о рассмотрении жалобы в отсутствие представителя ГБУЗ РК «СДП № 3».

ООО «Прогресс-Арена» обжаловано описание объекта закупки в части установления в описании объекта закупки требования: «цвет обивки: по согласованию с Заказчиком», «цвет материала: по согласованию с Заказчиком».

По мнению заявителя, подобное описание объекта закупки не позволяет однозначным образом определить соответствие закупаемого товара, установленным заказчиком требованиям, поскольку ни диапазон цвета, ни конкретные цвета поставляемого товара не определены.

Так, заявитель считает, что заказчиком не установлены конкретные показатели и характеристики данного требования, что препятствует определению потребности Заказчика участниками на этапе подачи заявки, что, как следствие, может привести к неисполнению или ненадлежащему исполнению Контракта

Комиссия Коми УФАС России в ходе рассмотрения жалобы, проведения внеплановой проверки осуществления закупки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, изучив представленные материалы, пришла к нижеследующим выводам.

1. Заказчиком осуществления закупки путем проведения электронного аукциона явилось ГБУЗ РК «СДП № 3».

Объект закупки – «Поставка кресел офисных и стульев на металлическом каркасе».

Начальная (максимальная) цена контракта составила 226 189,80 руб.

Извещение о проведении закупки размещено на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www. zakupki.gov.ru (далее – ЕИС) – 14.12.2023.

Дата и время окончания срока подачи заявок – 22.12.2023 12:00.

Дата проведения процедуры подачи предложений о цене контракта либо о сумме цен единиц товара, работы, услуги – 22.12.2023.

Дата подведения определения поставщика (подрядчика, исполнителя) – 25.12.2023.

2. В силу статьи 6 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.

Согласно части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.

В силу частей 1, 2 статьи 8 Закона о контрактной системе, контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Согласно части 1 статьи 12 Закона о контрактной системе государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать, в том числе, описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.

В силу пунктов 1, 2 части 1, части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться, в том числе, следующими правилами:

1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:

а) сопровождение такого указания словами «или эквивалент»;

б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;

в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации;

2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

Описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.

Согласно части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе, не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.

Согласно части 2 статьи 19 Закона о контрактной системе под требованиями к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам понимаются требования к количеству, потребительским свойствам (в том числе характеристикам качества) и иным характеристикам товаров, работ, услуг, позволяющие обеспечить государственные и муниципальные нужды, но не приводящие к закупкам товаров, работ, услуг, которые имеют избыточные потребительские свойства или являются предметами роскоши в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Функциональные свойства характеризуют основное назначение товаров и установлены для того, чтобы участники закупки четко и в полной мере представляли функциональную составляющую поставляемого товара.

Указанная в части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе информация, позволяет довести до неопределённого круга лиц сведения о потребности заказчика относительно требований к оказываемым услугам, поставляемому товару, что в свою очередь позволит участникам надлежащим образом оформить заявку на участие в закупке.

Тем самым, реализуются цели и принципы законодательства о контрактной системе в части прозрачности осуществления закупки, равного доступа к участию в торгах и недопустимости ограничения количества участников закупки.

При этом, извещение об осуществлении закупки со всеми входящими в его состав документами является по своей правовой природе публичной оферте, которая в силу части 2 статьи 437 Гражданского кодекса Российской Федерации должна быть полной и безоговорочной и содержать все существенные условиям позволяющие сформировать свое предложение (акцепт) участнику закупки для принятия участия в определении поставщика, в том числе в части определения предмета контракта.

Предметом закупки является поставка кресел офисных и стульев на металлическом каркасе.

Согласно описанию объекта закупки, размещенном в составе извещения об осуществлении закупки в ЕИС, к поставке требуются, относительно спорных позиций технического задания:

по позиции 1 – Кресло офисное, код позиции КТРУ 31.01.12.160-00000005: «Цвет обивки: по согласованию с заказчиком»,

по позиции 2 – Стул на металлическом каркасе, код позиции КТРУ 31.01.11.150.00000003: «Цвет материала: по согласованию с заказчиком».

В описании объекта закупки, помимо прочего, установлены обязательные характеристики товаров по КТРУ, которые не подлежат изменению участником закупки, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара с соответствующим обоснованием необходимости указания таких свойств.

Так, проанализировав описание объекта закупки, Комиссией Коми УФАС России установлено следующее.

Как указано заказчиком в письменных пояснениях от 26.12.2023 № 6935 (вх. от 27.12.2023 № 9578-ЭП/23) при составлении описания объекта закупки применены вышеуказанные позиции в виду того, что у разных производителей наименование цветов не совпадают, в связи с чем определение цвета в рамках исполнения контракта дает возможность заказчику выбрать цвет кресел из имеющегося в наличии и представленного из диапазона цветов конкретным поставщиком (при исполнении контракта, поставщик предлагает заказчику палитру цветов в соответствие с которой может осуществить поставку товара).

Действующее законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование заказчиком объекта закупки, исходя из целей осуществления закупки и потребностей последнего. При этом, потребность Заказчика является определяющим фактором при формировании объекта закупки.

Кроме того, при установлении требований к качественным, техническим и функциональным показателям Заказчик также руководствуется собственными потребностями и не обязан обосновывать установленные требования. При этом данные требования не должны приводить к ограничению количества участников закупки.

Комиссия Коми УФАС России отмечает, что заказчик вправе устанавливать показатели в соответствии со своими потребностями, однако, параметры, установленные в документации о закупке, не должны приводить к ограничению количества участников закупки. В данном случае, исполнением требований Закона о контрактной системе, должно являться наличие на рынке как минимум двух производителей, товар которых соответствует всем требованиям, обозначенным в документации.

Кроме того, как разъяснено в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.12.2010 № 11017/10 по делу № А06-6611/2009, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов.

Включение в документацию о торгах условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников размещения заказа лиц, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в торгах.

Кроме того, податель жалобы не привел каких-либо доводов в отношении ущемления его прав и законных интересов в связи с наличием рассматриваемых характеристик поставляемого товара в описании объекта закупки при проведении электронного аукциона. Не подтверждено наличие объективных препятствий для участия Заявителя в закупке, а также для поставки товара с оспариваемыми характеристиками.

Оспариваемые ООО «Прогресс-Арена» требования к товару не влекут за собой ограничение количества участников закупки на соответствующем товарном рынке поставке, в том числе не ограничивают право заявителя на участие в электронном аукционе, и не препятствует каким-либо образом подаче заявки заявителем на участие в закупке.

Согласно сведениям, представленным оператором электронной площадки, а также протоколу поведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) № 0307300020123000181 от 25.12.2023 на участие в закупке было подано 2 заявки, обе заявки признаны комиссией по осуществлению закупок ГБУЗ РК «СДП № 3» соответствующей требованиям извещения об осуществлении закупки, что не представляет возможным прийти к выводу о наличии ограничения количества участников закупки.

Как пояснено ГБУЗ РК «СДП № 3» в письме от 26.12.2023 № 6935 (вх. от 27.12.2023 № 9578-ЭП/23), данная закупка проводится в целях оснащения новой амбулатории находящейся по адресу: Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Жакова, л. 15, пом. П-1, этаж 1.

Таким образом, действие заказчика в части описания объекта закупки, не нарушают установленные статьей 33 Закона о контрактной системе положения законодательства о контрактной системе в сфере закупок.

3. В силу части 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, по результатам рассмотрения жалобы по существу контрольный орган в сфере закупок принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и при необходимости о выдаче предписания об устранении допущенных нарушений, предусмотренного пунктом 2 части 22 статьи 99 настоящего Федерального закона.

В соответствии с пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

По данной жалобе предписание выдаче не подлежит, так как нарушения в действиях заказчика – ГБУЗ РК «СДП № 3» отсутствуют.

С учетом всех вышеизложенных обстоятельств, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Коми УФАС России,

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ООО «Прогресс-Арена» необоснованной.

2. По результатам рассмотрения жалобы в действиях заказчика – ГБУЗ РК «СДП № 3» нарушений законодательства о контрактной системе Российской Федерации в сфере закупок при описании объекта закупки не выявлено.

3. С учетом того, что нарушения законодательства о контрактной системе Российской Федерации в сфере закупок при описании объекта закупки отсутствуют, предписание не выдавать.

 

Согласно части 9 статьи 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.

 

 

 

 

 

Председатель комиссии

 

 

 

 

 

<......>

Члены комиссии:

 

 

 

<......>  

 

 

 

 

 

 

<......>

 

 

 

 

 

2024-22

 

 

Связанные организации

ООО "Прогресс-Арена"
ИНН 1001348804, ОГРН 1201000004732
ГБУЗ РК "СДП № 3"
ИНН 1101487223, ОГРН 1021100523806
АО "Сбербанк-АСТ"
ИНН 7707308480, ОГРН 1027707000441