Акт внеплановой камеральной проверки (комиссия) №ОД/4930/23 Решение от 4 августа 2023 г.

Управление
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

РЕШЕНИЕ

по внеплановой проверке № 011/06/99-604/2023

01 августа 2023 года                                                                                                         г. Сыктывкар

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по контролю в сфере закупок, в составе: <...> (далее - Комиссия Коми УФАС России), в ходе проведения внеплановой проверки по жалобе общества с ограниченной ответственностью «Строительное управление-19» (420073, Республика Татарстан, Казань город, Курская улица, дом 3, помещение 1, ОГРН: 1151690085832, ИНН: 1660254878, КПП: 166001001) (далее - ООО «СУ-19») на действия заказчика -государственного казенного учреждения Республики Коми «Управление автомобильных дорог Республики Коми» (167023, Республика Коми, Сыктывкар город, Морозова улица, 115А, ОГРН: 1111101006873, ИНН: 1101486886, КПП: 110101001) (далее - ГКУ РК «УПРАВТОДОРКОМИ») при определении положений извещения о закупке способом электронного аукциона «Выполнение работ по ремонту автомобильной дороги Сыктывкар-Троицко-Печорск на участке Сыктывкар-Пузла-Крутая км 47+050 (мост через р. Вычегда) (R1)», извещение № 0307200030623001921 (далее - закупка, электронный аукцион),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми поступила жалоба ООО «СУ-19» на действия заказчика - ГКУ РК «УПРАВТОДОРКОМИ» при определении положений извещения о закупке способом электронного аукциона (далее - жалоба).

Порядок подачи жалобы на действия (бездействие) субъектов контроля регламентирован в статье 105 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе).

В соответствии с частью 4 статьи 105 при проведении электронных процедур жалоба может быть подана в контрольные органы в сфере закупок, предусмотренные частью 3 настоящей статьи, исключительно с использованием единой информационной системы путем формирования и размещения в этой системе информации, предусмотренной настоящей частью Закона о контрактной системе.

Жалоба направлена посредством почтовой связи.

Таким образом, жалоба не могла быть принята и рассмотрена в качестве жалобы на действия субъекта контроля в порядке главы 6 Закона о контрактной системе, поскольку подана не в соответствии с требованиями статьи 105 Закона о контрактной системы.

Согласно подпункту а) пункта 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе контрольный орган в сфере закупок проводит внеплановую проверку, в том числе, на основании получения информации о признаках нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, в том числе заявления, сообщения физического лица, юридического лица либо осуществляющих общественный контроль общественного объединения или объединения юридических лиц, в которых указывается на наличие признаков нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок.

В жалобе приведены доводы о возможных нарушениях заказчиком - ГКУ РК «УПРАВТОДОРКОМИ» требований Закона о контрактной системе при определении положений извещения о закупке, в части включения в проект государственного контракта, являющегося составной частью извещения о закупке, условий относительно сроков выполнения работ, которые, согласно позиции заявителя, являются невыполнимыми, влекут за собой невозможность выполнения работ в последовательности, предусмотренной контрактом, в том числе, с учетом особых условий их выполнения (например, ограничений по температуре и погодных условий).

Заявитель приводит доводы, что оспариваемые условия относительно сроков выполнения работ, могут свидетельствовать о намерении заказчика заключить государственный контракт по итогам закупки с определенным подрядчиком, с которым при исполнении контракта будет заключено дополнительное соглашение относительно продления сроков выполнения работ.

В связи с наличием в жалобе признаков возможных нарушений Закона о контрактной системе, Коми УФАС России принято решение о проведении внеплановой проверки по доводам жалобы.

Внеплановая проверка проводится в порядке, установленном Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, утвержденными Постановлением Правительства от 01.10.2020 № 1576 (далее - Правила).

В соответствии с пунктом 28 Правил, внеплановая проверка проводится контрольным органом без проведения заседания комиссии антимонопольного органа (без явки сторон).

ООО «СУ-19», ГКУ РК «УПРАВТОДОРКОМИ», государственное казенное учреждение Республики Коми «Центр обеспечения организации и проведения торгов» (далее - ГКУ РК «Центр обеспечения организации и проведения торгов»), акционерное общество «Сбербанк-АСТ» (оператор электронной площадки) о дате, месте и времени проведения внеплановой проверки извещены.

ГКУ РК «УПРАВТОДОРКОМИ», ГКУ РК «Центр обеспечения организации и проведения торгов» письмами от 28.07.2023 № 04/2358 (вх. от 28.07.2023 № 4818/23), от 28.07.2023 № 09-02/67 (вх. от 28.07.2023 № 4828/23) в материалы внеплановой проверки представлены письменная информация и копии документов.

Комиссия Коми УФАС России в ходе проведения внеплановой проверки осуществления закупки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, изучив материалы внеплановой проверки, сведения о закупке, размещенные на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее - официальный сайт), пришла к нижеследующим выводам.

1. Заказчиком осуществления закупки путем проведения электронного аукциона явилось ГКУ РК «УПРАВТОДОРКОМИ».

Уполномоченным учреждением, наделенным в соответствии с постановлением Правительства Республики Коми от 04.02.2022 № 45 «О централизации закупок товаров, работ, услуг для нужд Республики Коми» функциями по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков Республики Коми, в том числе путем проведения электронных аукционов, явилось ГКУ РК «Центр обеспечения организации и проведения торгов».

Объект закупки: «Выполнение работ по ремонту автомобильной дороги Сыктывкар-Троицко-Печорск на участке Сыктывкар-Пузла-Крутая км 47+050 (мост через р. Вычегда) (R1)».

Начальная (максимальная) цена контракта составила 266 630 947,15 руб.

Извещение о проведении электронного аукциона размещено на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее - официальный сайт, ЕИС) 07.07.2023, изменения извещения о проведении электронного аукциона от 19.07.2023 №ИИ1 - 19.07.2023, изменения извещения о проведении электронного аукциона от 26.07.2023 №ИИ2 - 26.07.2023.

2. В силу частей 1, 2 статьи 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Одним из конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является, согласно пункту 2 части 2 статьи 24 Закона о контрактной системе, в том числе аукцион (открытый аукцион в электронной форме (далее - электронный аукцион).

Согласно части 1 статьи 49 Закона о контрактной системе электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки.

По пункту 8 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее, наряду с прочим, информацию: срок исполнения контракта (отдельных этапов исполнения контракта, если проектом контракта предусмотрены такие этапы).

Извещение о закупке, в том числе, в редакции изменений извещения о проведении электронного аукциона от 26.07.2023 №ИИ2, содержит дату окончания исполнения контракта - 15.12.2024.

По пункту 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать электронный документ: описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.

Описание объекта закупки размещено в составе извещения о проведении электронного аукциона в виде отдельного электронного аукциона «Наименование и описание объекта закупки (Техническое задание)» (далее - Техническое задание).

Техническое задание содержит, наряду с прочим, требование к закупаемым работам: «ремонт моста длиной 500,72 пог.м.: ремонт опор, ремонт железобетонной поверхности балок пролетного строения, устройство мостового полотна, устройство водоотвода с мостового полотна, замена деформационных швов, устройство сопряжения, укрепление конусов, установка барьерного и перильного ограждения, устройство водосбросных сооружений, устройство лестничных сходов, устройство подходов, установка дорожных знаков, ремонт судовой сигнализации, замена конструкций освещения моста и подходов», а также ведомость объемов работ и указание: «Выполнение работ согласно ведомости объемов работ в соответствии с требованиями нормативно-технических документов, действующих на территории Российской Федерации».

По пункту 5 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать электронный документ: проект контракта.

В составе извещения о закупке в виде отдельного электронного документа на официальном сайте размещен проект государственного контракта (далее - проект государственного контракта).

В силу части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение, документация о закупке, заявка не предусмотрены.

Согласно части 11 статьи 34 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе установить типовые условия контрактов, подлежащие применению заказчиками при осуществлении закупок.

Постановлением Правительства РФ от 08.04.2023 № 572 утверждены типовые условия контрактов на выполнение работ по ремонту автомобильных дорог, искусственных дорожных сооружений (далее - Типовые условия контрактов).

По пункту 1 раздела 1 «Условия об обязанностях подрядчика» Типовых условий контрактов предусмотрена обязанность подрядчика «принять на себя обязательства выполнить работы по ремонту автомобильной дороги, искусственного дорожного сооружения ________ (далее - объект) в сроки, предусмотренные контрактом, с учетом графика выполнения работ по ремонту, который является неотъемлемой частью контракта, и сдать результат работ по ремонту заказчику».

По пункту 1.1 проекта государственного контракта: «Заказчик поручает, а Подрядчик принимает на себя обязательства выполнить работы по ремонту автомобильной дороги Сыктывкар - Троицко-Печорск на участке Сыктывкар - Пузла -Крутая км 47+050 (мост через р.Вычегда) (R1) (далее - объект) в сроки, предусмотренные Контрактом с учетом графика выполнения работ по ремонту, который является приложением №1 к Контракту, и сдать результат работ по ремонту Заказчику».

Заказчик при определении условий проекта контракта применил Типовые условия контрактов.

По пункту 1.4 проекта контракта в редакции изменений извещения о проведении электронного аукциона от 26.07.2023 №ИИ2: «Сроки выполнения работ устанавливаются:

начало - с даты заключения настоящего Контракта,

завершение:

-производство строительно-монтажных работ - 31 октября 2024 года;

-сдача в полном объеме исполнительной документации на бумажном носителе и в электронном виде на флешносителе, сдача исполнительной съемки объекта, предоставление обеспечения исполнения гарантийных обязательств в соответствии с разделом 10 Контракта, подписание сторонами Акта рабочей комиссии о готовности к приемке в эксплуатацию выполненных ремонтом автомобильных дорог и дорожных сооружений (далее – Акт рабочей комиссии), подписание сторонами Акта приемочной комиссии о готовности к приемке в эксплуатацию выполненных ремонтом автомобильных дорог и дорожных сооружений (далее - Акт приемочной комиссии) - 15 декабря 2024 года».

Законом о контрактной системе, Типовыми условиями контрактов порядок определения сроков выполнения работ по контрактам не регламентирован.

В Коми УФАС России отсутствуют, заявителем не представлено доказательств того, что сроки выполнения работ по государственному контракту не соответствуют строительным нормам и правилам, проекту организации строительства, являются невыполнимыми, влекут за собой невозможность выполнения работ в последовательности, предусмотренной контрактом, в том числе, с учетом особых условий их выполнения.

Действие заказчика - ГКУ РК «УПРАВТОДОРКОМИ» при определении в проекте государственного контракта, являющегося составной частью извещения о закупке, условий относительно сроков выполнения работ, не противоречит требованиям Закона о контрактной системе.

Доводы жалобы относительно того, что оспариваемые условия государственного контракта относительно сроков выполнения работ, могут свидетельствовать о намерении заказчика заключить государственный контракт по итогам закупки с определенным подрядчиком, с которым при исполнении контракта будет заключено дополнительное соглашение относительно продления сроков выполнения работ, не могут быть признаны обоснованными по следующим основаниям.

Извещение о закупке, содержащее, наряду с прочим, описание объекта закупки, требования к содержанию и составу заявок на участие в закупке, проект государственного контракта, размещены на официальном сайте в законодательно установленные сроки, содержат единые требования к участникам закупки, единые требования к условиям выполнения работ.

Доказательства того, что участники закупки поставлены в неравные условия с предоставлением заказчиком определенному участнику закупки каких-либо преимуществ в Коми УФАС России отсутствуют.

В силу пунктов 1, 2 статьи 1, пункту 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.

Граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.

Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422).

В случаях, когда условие договора предусмотрено нормой, которая применяется постольку, поскольку соглашением сторон не установлено иное (диспозитивная норма), стороны могут своим соглашением исключить ее применение либо установить условие, отличное от предусмотренного в ней. При отсутствии такого соглашения условие договора определяется диспозитивной нормой.

В тех случаях, когда будет установлено, что при заключении договора, проект которого был предложен одной из сторон и содержал в себе условия, являющиеся явно обременительными для ее контрагента и существенным образом нарушающие баланс интересов сторон (несправедливые договорные условия), а контрагент был поставлен в положение, затрудняющее согласование иного содержания отдельных условий договора (то есть оказался слабой стороной договора), суд вправе применить к такому договору положения пункта 2 статьи 428 Гражданского кодекса Российской Федерации о договорах присоединения, изменив или расторгнув соответствующий договор по требованию такого контрагента.

В то же время, поскольку согласно пункту 4 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации никто не вправе извлекать преимущество из своего недобросовестного поведения, слабая сторона договора вправе заявить о недопустимости применения несправедливых договорных условий на основании статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации или о ничтожности таких условий по статье 169 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Изложенная позиция обозначена в Постановлении Пленума ВАС РФ от 14.03.2014 № 16 «О свободе договора и ее пределах».

Действующим законодательством установлено, что разрешение гражданских споров о несправедливых договорных условиях осуществляется в судебном порядке.

Согласно части 1 статьи 94 Закона о контрактной системе исполнение контракта включает в себя следующий комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Федеральным законом, в том числе:

1) приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта, предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с настоящим Федеральным законом экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта;

2) оплату заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;

3) взаимодействие заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при исполнении, изменении, расторжении контракта в соответствии со статьей 95 настоящего Федерального закона, применении мер ответственности и совершении иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) или заказчиком условий контракта.

В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 99 Закона о контрактной системе контроль в сфере закупок, за исключением контроля, предусмотренного частями 5, 8 и 10 настоящей статьи, с учетом части 4 настоящей статьи осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.

Согласно пункту 5 части 8 статьи 99 Закона о контрактной системе органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль (за исключением контроля, предусмотренного частью 10 настоящей статьи), в том числе, в отношении соблюдения предусмотренных настоящим Федеральным законом требований к исполнению, изменению контракта, а также соблюдения условий контракта, в том числе в части соответствия поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги условиям контракта.

На дату проведения внеплановой проверки победитель по закупке не определен, по результатам закупки государственный контракт не заключен, в связи с чем оснований для направлении копии жалобы в орган внутреннего государственного финансового контроля для рассмотрения доводов о возможных нарушениях заказчиком требований Закона о контрактной системе при исполнении государственного контракта, не имеется.

По результатам внеплановой проверки закупки нарушения Закона о контрактной системе не установлены.

С учетом всех вышеизложенных обстоятельств, руководствуясь подпунктом «б» пункта 1 части 3, пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, пунктами 33, 34 раздела V Правил о контрактной системе, Комиссия Коми УФАС России,

РЕШИЛА:

1. По результатам внеплановой проверки доводы ООО «СУ-19», приведенные в жалобе, о возможном нарушении заказчиком - ГКУ РК «УПРАВТОДОРКОМИ» требований Закона о контрактной системе при определении положений извещения о закупке, в части включения в проект государственного контракта, являющегося составной частью извещения о закупке, ненадлежащего условия относительно сроков выполнения работ, не подтверждены.

В оспариваемых действиях заказчика - ГКУ РК «УПРАВТОДОРКОМИ» нарушения Закона о контрактной системе не установлены.

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия/

Председатель комиссии:  <...>

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Члены комиссии: <...>,  <....>

 

 

 

 

     

2023-2448

 

Связанные организации

ГКУ РК "ЦООиПТ"
ИНН 1101486861, ОГРН 1111101004420
АО "Сбербанк-АСТ"
ИНН 7707308480, ОГРН 1027707000441
ГКУ РК "УправтодорКоми"
ИНН 1101486886, ОГРН 1111101006873
ООО "СУ-19"
ИНН 1660254878, ОГРН 1151690085832