Постановление №03-06/822 Постановление о назначении административного наказания по де... от 31 января 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

Управление Федеральной антимонопольной службы

по Республике Коми

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о назначении административного наказания по делу

 об административном правонарушении № 011/04/14.3-16/2020

 

31 января 2020 года

 

 

 

 

№ 03-06/822

г. Сыктывкар

ИП <…>

 

 

<…> (далее – Коми УФАС России), адрес места нахождения: 167000, Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Интернациональная, д. 160, корпус А, <…>, рассмотрев протокол от 16.01.2020 и материалы дела № 011/04/14.3-16/2020 о совершении индивидуальным предпринимателем <…>, <…>, зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 5 по Республике Коми <...>, ОГРНИП <…>, ИНН <…> (далее – ИП <...>), административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ),

 

УСТАНОВИЛА:

 

Настоящее дело возбуждено протоколом Коми УФАС России от 16.01.2020, составленным в отсутствие ИП <...>, надлежащим образом извещённого о времени и месте составления протокола.

Определением Коми УФАС России № 03-06/300 от 16.01.2020 рассмотрение дела № 011/04/14.3-16/2020 назначено на 31.01.2020.

Административное дело рассмотрено 31.01.2020 в отсутствие ИП <...>, надлежащим образом извещённого о времени и месте рассмотрения дела.

В ходе рассмотрения настоящего административного дела должностным лицом Коми УФАС России установлено следующее.

В Коми УФАС России поступило обращение Военного комиссариата города Ухты Республики Коми от 06.06.2019 № 2654, направленное письмом Прокуратуры города Ухты от 14.06.2019 № 1р-2019 (вх. № 3218 от 19.06.2019), о распространении в маршрутных транспортных средствах, осуществляющих перевозку пассажиров на территории МОГО «Ухта», рекламы «ВВК» с признаками нарушения ст. 5 Закона о рекламе.

По результатам рассмотрения материалов обращения установлено, что в транспортных средствах, осуществляющих на территории МОГО «Ухта» перевозку пассажиров по муниципальным регулярным автобусным маршрутам, распространялась посредством размещения на окнах информация следующего содержания: «РЕКЛАМА ВВК ВОЕННО-ВРАЧЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ВОЕННЫЙ БИЛЕТ И ОТСРОЧКА НА ЗАКОННЫХ ОСНОВАНИЯХ http://voenniy-bilet.ru <…> ЗВОНИ СЕЙЧАС!» с изображением обложки военного билета с надписью «ВОЕННЫЙ БИЛЕТ» и графическим изображением государственного герба Российской Федерации (далее - рассматриваемая реклама).

В связи с чем, Коми УФАС России было принято решение о возбуждении в отношении ИП <...> дела № 011/05/5-426/2019 по признакам нарушения п. 1 ч. 4 ст. 5, ч. 6 ст. 5 Закона о рекламе, о чем вынесено соответствующее определение № 03-01/6126 от 15.08.2019.

Определением Коми УФАС России № 03-01/7439 от 27.09.2019 к участию в рассмотрении дела в качестве лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, привлечён ИП <...>.

Из материалов дела № 011/05/5-426/2019 (далее – рекламное дело) усматривается нижеследующее.

В соответствии с положениями, установленными ст. 3 Закона о рекламе:

- реклама – информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке;

- объект рекламирования – товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Указанная информация содержит следующие признаки рекламы:

- распространена посредством размещения в маршрутных транспортных средствах, осуществляющих перевозку пассажиров на территории МОГО «Ухта»;

- адресована неопределенному кругу лиц;

- направлена на привлечение внимания к объектам рекламирования: Военно-врачебной коллегии, услугам по предоставлению военного билета и отсрочки на законных основаниях, сайту http://voenniy-bilet.ru, формирование или поддержание интереса к ним и их продвижение на рынке.

Таким образом, указанная информация является рекламой (далее – рассматриваемая реклама).

Пунктом 1 части 4 статьи 5 Закона о рекламе установлено, что реклама не должна побуждать к совершению противоправных действий.

В силу ст. 22 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе (далее - граждане, не пребывающие в запасе). На военную службу не призываются граждане, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом освобождены от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждане, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждане, не подлежащие призыву на военную службу.

Статьей 23 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» установлен перечень граждан, которые: освобождаются от призыва на военную службу (п. 1), имеют право на освобождение от призыва на военную службу (п. 2), не подлежат призыву на военную службу (п. 3).

Пунктом 1 статьи 24 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» установлен перечень граждан, которым предоставляется отсрочка от призыва на военную службу.  В пункте 2 статьи 24 указанного закона приведён перечень граждан, имеющих право на отсрочку от призыва на военную службу.

Согласно ст. 26 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.

В соответствии с ч. 1 ст. 28 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» при призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования и профессионального психологического отбора указанных граждан и принятию в отношении их одного из следующих решений:

- о призыве на военную службу;

- о направлении на альтернативную гражданскую службу;

- о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу;

- об освобождении от призыва на военную службу;

- о зачислении в запас;

- об освобождении от исполнения воинской обязанности.

Согласно п. 39 Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе, утвержденной Приказом Министра обороны РФ от 02.10.2007 № 400, решение об освобождении гражданина от призыва на военную службу или от исполнения воинской обязанности, или о предоставлении ему отсрочки от призыва на военную службу выносится призывной комиссией на основании документов, указанных в перечне, приведенном в приложении № 32 к Инструкции.

В рассматриваемой рекламе отсутствует информация о том, что военный билет без службы в армии может быть выдан в определенных случаях, установленных законодательством Российской Федерации. Отсрочка от призыва на военную службу предоставляется также по установленным законом основаниям.

По мнению Военного комиссариата Республики Коми, рассматриваемая реклама влияет на формирование у граждан, подлежащих призыву на военную службу и не имеющих права на отсрочку, освобождение от призыва на военную службу либо от исполнения воинской обязанности, негативного отношения к исполнению конституционного долга и обязанности гражданина по защите Отечества. Военный комиссариат Республики Коми полагает, что рассматриваемая реклама побуждает таких гражданин к совершению противоправных действий, связанных как с незаконным получением военного билета, так и с уклонением от призыва на военную службу. Данное, по мнению Военного комиссариата Республики Коми, ведёт к отсутствию пополнения воинских частей и подразделений Министерства обороны РФ людским ресурсом и в итоге влияет на обороноспособность страны.

Из общего восприятия рассматриваемой рекламы создаётся впечатление о причастности Военно-врачебной коллегии («ВВК») к предоставлению отсрочки от призыва на военную службу и освобождению от призыва на военную службу (выдаче военного билета). В связи с чем, усматривается, что рассматриваемая реклама побуждает потребителей такой рекламы к уклонению от призыва на военную службу и получению военного билета посредством обращения в Военно-врачебную коллегию («ВВК»).

Таким образом, рассматриваемая реклама побуждает к совершению противоправных действий – незаконному получению военного билета, так как реклама подразумевает, что Военно-врачебная коллегия («ВВК») выдает военные билеты, что противоречит пункту 5 приложения 1 к форме № 1 Приказа Министра обороны Российской Федерации от 18.07.2014 № 495 «Об утверждении Инструкции по обеспечению функционирования системы воинского учета граждан Российской Федерации и порядка проведения смотров-конкурсов на лучшую организацию осуществления воинского учета», в соответствии с которым военный билет вправе выдавать только начальник отдела военного комиссариата в соответствии с приказом.

В силу положений, установленных частью 6 статьи 5 Закона о рекламе, в рекламе не допускается использование, в том числе официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов).

Рассматриваемая реклама содержит изображение обложки военного билета с надписью «ВОЕННЫЙ БИЛЕТ» и графическим изображением государственного герба Российской Федерации – двуглавого орла без геральдического щита, с атрибутами, перечисленными в статье 1 Федерального конституционного закона от 25.12.2000 № 2-ФКЗ «О Государственном гербе Российской Федерации».

При таких обстоятельствах рассматриваемая реклама распространена в нарушение требований, установленных п. 1 ч. 4 ст. 5, ч. 6 ст. 5 Закона о рекламе.

В соответствии с частью 6 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение требований, установленных п. 1 ч. 4 ст. 5, ч. 6 ст. 5 Закона о рекламе, несет рекламодатель.

Частью 8 ст. 38 Закона о рекламе предусмотрено, что рекламопроизводитель несет ответственность за нарушение требований ч. 6 ст. 38 Закона о рекламе, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине.

В соответствии с п. 5 ст. 3 Закона о рекламе рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Согласно п. 6 ст. 3 Закона о рекламе рекламопроизводитель – лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму.

В обращении Военного комиссариата города Ухты Республики Коми указано, что рассматриваемая реклама размещалась в транспортных средствах по маршрутам №№ 1, 12, 112 и другим.

Письмом от 09.08.2019 № 3418 (вх. № 3366-э от 09.08.2019) Военный комиссариат города Ухты Республики Коми пояснил, что рассматриваемая реклама была зафиксирована 04.06.2019 на маршруте № 2 и 05.06.2019 - на маршруте № 1А сотрудниками Военного комиссариата города Ухты Республики Коми.

Из письменных пояснений, представленных администрацией МОГО «Ухта», следует, что муниципальный контракт на выполнение работ по перевозке пассажиров и багажа по муниципальным регулярным автобусным маршрутам в границах МОГО «Ухта» заключён МУ «УЖКХ» администрации МОГО «Ухта» с ООО «УАТП» и ООО «АВТОЛАЙН».

ООО «АВТОЛАЙН» письмом № 264 от 05.08.2019 (вх. № 3251-э от 05.08.2019) сообщило, что рассматриваемая реклама в салонах транспортных средств Общества не размещалась, договоры на размещение указанной рекламы не заключались.

ООО «УАТП» письмом № 86 от 24.07.2019 (вх. № 3863 от 29.07.2019) сообщило, что ООО «УАТП» сотрудничает с ООО «Про-движение» на основании договора аренды № 3 от 01.04.2019 и ИП <...> на основании договора аренды № 2 от 01.04.2019, предоставляя указанным арендаторам за плату во временное пользование места внутренней и наружной поверхности транспортных средств для размещения рекламы.

ООО «УАТП» представило копии указанных договоров аренды. В приложениях к договорам представлены перечни транспортных средств – автобусов, функционирующих в качестве городского общественного транспорта, места на которых передаются в аренду. 

ООО «Про-движение» в письменных пояснениях, представленных в материалы рекламного дел, указало, что рассматриваемую рекламу ООО «Про-движение» не размещало.

В материалы рекламного дела поступили письменные пояснения ИП <...>, из которых следует, что рекламораспространителем рассматриваемой рекламы является ИП <...>, рекламодателем – ИП <...>, который предоставил рекламные материалы для размещения в маршрутных автобусах.

ИП <...> указывает, что ИП <...> обратился к ней с предложением о распространении рекламы Военно-врачебной коллегии в маршрутных автобусах; содержание рекламы было определено ИП <...>, ею какие-либо корректировки в проект рекламы не вносились; договор на размещение рекламы сторонами не оформлялся, поскольку ими было достигнуто устное соглашение о том, что реклама будет распространяться в маршрутных автобусах в тестовом режиме в течение одного месяца, и в зависимости от результатов такого размещения будет принято решение о дальнейшем сотрудничестве с оформлением договора и оплатой оказываемых услуг.

Как следует из письменных пояснений ИП <...>, рассматриваемая реклама распространялась в маршрутных автобусах со следующими номерами маршрутов и государственными регистрационными номерами: <…>.

ИП <...> представил в материалы рекламного дела письменные пояснения, в которых указал, что основным видом его деятельности является деятельность в области права – оказание юридической помощи призывникам; юридическая помощь оказывается исключительно на договорной основе, с соблюдением требований закона в виде консультирования в сфере военного права.

  В материалы рекламного дела представлена копия договора о партнёрстве и абонентском обслуживании № 8/18 от 16.07.2018, заключённого между ИП <…> (партнёр-исполнитель) и ИП <...> (партнёр-заказчик). Согласно условиям указанного договора ИП <...> обязуется осуществлять информационно-консультационное обслуживание ИП <...>, оказывать услуги, направленные на рекламу услуг (работ) партнёра-заказчика, а также оказать комплекс услуг в области корпоративных и общественных коммуникаций. Перечень услуг указан в приложении № 1 к договору. В указанный перечень включены, в том числе услуги по базовому сопровождению бизнеса, включая использование товарного знака ВВК. В соответствии с дополнительным соглашением № 1 от 16.07.2019 к договору о партнёрстве и абонентском обслуживании № 8/18 от 16.07.2018 срок действия договора продлён сторонами до 15.07.2020.

В материалы рекламного дела также представлена копия соглашения на использование товарного знака. Согласно указанному соглашению ИП <...>- правообладатель товарного знака «Военно-Врачебная Коллегия» (состоящего из словестных элементов «ВВК», «Военно-Врачебная Коллегия», а также изобразительного элемента в виде двух геометрических символов: четырёхугольника и треугольника) предоставляет ИП <...> согласие на использование указанного товарного знака, в том числе в рекламных материалах, на время действия договора о партнёрстве и абонентском обслуживании № 8/18 от 16.07.2018.

Кроме того, ИП <...> в материалы рекламного дела представлена копия сертификата № 8/19, подтверждающего, что ИП <...> имеет право оказания услуг по защите прав призывников и военнообязанных на территории Российской Федерации в Республике Коми (кроме г. Сыктывкара) от лица Военно-Врачебной Коллегии.

Из письменных пояснений ИП <...> следует, что в 2019 г. (точное время указать он не может) к нему по телефону обратился мужчина, который представился рекламным агентом <…> и предложил свои услуги по размещению рекламы в городском общественном транспорте, объяснив при этом, что предложение будет пробным с возможностью заключения договора на постоянной основе в случае эффективности рекламы. <…> предоставил ИП <...> адрес страницы в социальной сети «ВКонтакте» со своими данными и видами оказываемых услуг. Ознакомившись с предложениями <…>, ИП <...> сообщил <...> о том, что ему интересно его предложение, а также указал, что познаниями в области рекламы он не владеет. <...>, сославшись на многолетний опыт, заверил ИП <...> в том, что рекламу он сделает сам, используя информацию официального сайта «ВВК». Через некоторое время, 06.05.2019 ИП <...> по электронной почте пришло письмо от <…> с макетом разработанной им рекламы.

В материалы рекламного дела представлена копия указанного электронного письма с макетом рекламы, содержание которой полностью идентично содержанию рассматриваемой рекламы.

Также ИП <...> указывает, что ИП <...> ему не знакома, и никаких отношений по рассматриваемым вопросам с ИП <...> у него не существовало.

Вместе с тем, из материалов рекламного дела усматривается, что электронный адрес, с которого велась переписка от имени <…>, а также его телефонный номер <...> указанный в электронных письмах, указаны в реквизитах ИП <...> к договору, заключённому между ООО «УАТП» и ИП <...>. Кроме того, электронные письма, поступившие от ИП <...> в материалы рекламного дела, были направлены также с указанного электронного адреса.

Согласно сведениям из ЕГРИП, размещенным на сайте ФНС России, основным видом экономической деятельности ИП <...> является деятельность в области права.

Из материалов рекламного дела усматривается, что рассматриваемая реклама распространена с целью получения ИП <...> прибыли от экономической деятельности, что отвечает целям предпринимательской деятельности.

ИП <...> в данном случае является лицом, заинтересованным в реализации указанных в рекламе услуг и принявшим решение о распространении рассматриваемой рекламы с целью продвижения объектов рекламирования.

Учитывая изложенное, из материалов рекламного дела усматривается, что рекламодателем рассматриваемой рекламы является ИП <...>, рекламораспространителем – ИП <...>.

Комиссией в ходе рассмотрения рекламного дела установлено, что нарушение требований, установленных п. 1 ч. 4 ст. 5, ч. 6 ст. 5 Закона о рекламе, произошло по вине рекламодателя – ИП <...>.

ИП <...> в письменных пояснениях указывает, что рекламный макет был разработан, создан и размещен в автобусах именно <…>, а ИП <...> он просто поставил в известность об этом; при этом ИП <...> никаких действий по созданию, проектированию, размещению, утверждению, согласованию не производил, все действия по распространению рекламы были совершены без его участия. В связи с чем, ИП <...> полагает, что с его стороны нарушения Закона о рекламе отсутствуют.

Комиссией заявленный ИП <...> довод отклонён на основании нижеследующего.

Ответственность за нарушение требований п. 1 ч. 4 ст. 5, ч. 6 ст. 5 Закона о рекламе возложена на рекламодателя. Заказав рекламу, рекламодателю надлежало принять достаточные и необходимые меры по контролю за содержанием рекламного материала, который планируется к распространению. Как видно из представленной электронной переписки, макет рассматриваемой рекламы был направлен рекламопроизводителем на электронный адрес ИП <...> 06.05.2019, а распространение рекламы планировалось на июнь 2019 г. Материалы рекламного дела не содержат доказательств наличия объективных причин, препятствовавших ИП <...> осуществить контроль за размещаемой рекламной информацией об оказываемых им услугах.

Из материалов рекламного дела усматривается, что ИП <...> не предпринято должных мер, направленных на соблюдение требований законодательства Российской Федерации о рекламе при распространении рассматриваемой рекламы, что и привело к нарушению.

Таким образом, ИП <...> нарушены требования п. 1 ч. 4 ст. 5, ч. 6 ст. 5 Закона о рекламе.

ИП <...> указывает, что рассматриваемая реклама распространялась с 01.06.2019 и была снята 08.06.2019 по требованию транспортной компании.

В материалах рекламного дела имеются письменные пояснения администрации МОГО «Ухта», из которых следует, что 15.07.2019 сотрудниками МУ «УЖКХ» администрации МОГО «Ухта» совместно с представителями ООО «УАТП» и ООО «АВТОЛАЙН» было проведено комиссионное обследование транспортных средств по маршрутам №№ 1, 12, 112, по результатам которого рассматриваемая реклама в салонах транспортных средств не обнаружена. В подтверждение представлены копии актов осмотра.

Также администрация МОГО «Ухта» сообщила, что ранее (02.06.2019) в адрес руководителя администрации МОГО «Ухта» устно обращался Военный комиссар города Ухты по факту размещения рассматриваемой рекламы в транспортном средстве с государственным номером <…>, и сотрудниками МУ «УЖКХ» не позднее 05.06.2019 было произведено изъятие рекламы из салона автобуса.

          Решением Комиссии № 03-01/9332 от 03.12.2019 рассматриваемая реклама признана ненадлежащей, поскольку она распространена с нарушением требований п. 1 ч. 4 ст. 5, ч. 6 ст. 5 Закона о рекламе Закона о рекламе.

            В соответствии с ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 6 настоящей статьи, частью 4 статьи 14.3.1, статьями 14.37, 14.38, 19.31 настоящего Кодекса, - влечёт наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей.

            Рассматриваемые действия не подпадают под признаки административных правонарушений, предусмотренных частями 2 - 6 статьи 14.3, частью 4 статьи 14.3.1, статьями 14.37, 14.38, 19.31 КоАП РФ.

С учётом изложенного, ИП <...> допустил административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ.

Время совершения административного правонарушения: с 01.06.2019 по 08.06.2019.

Место совершения административного правонарушения: г. Ухта Республики Коми.

Согласно ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, совершившие административные правонарушения, несут административную ответственность как должностные лица, если настоящим Кодексом не установлено иное.

Из материалов административного и рекламного дел следует, что ИП <...> не предпринял достаточных мер для недопущения нарушения рекламного законодательства, по сути, уклонился от обязанности по контролю за соответствием рассматриваемых реклам требованиям рекламного законодательства, что является, в том числе исключительной зоной ответственности рекламодателя.

В связи с чем, обстоятельств, как исключающих возможность соблюдения ИП <...>  требований рекламного законодательства, так и свидетельствующих о принятии всех зависящих от него мер по соблюдению требований рекламного законодательства, не усматривается.

Таким образом, вина ИП <...> в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ, является установленной.

ИП <...> письмами вх. № 39 от 09.01.2020, вх. № 424-э от 30.01.2020 представил объяснения к протоколу об административном правонарушении, в которых указал, что рекламный макет был разработан, создан и размещен в автобусах именно <…>, а ИП <...> он просто поставил в известность об этом; при этом ИП <...> никаких действий по созданию, проектированию, размещению, утверждению, согласованию не производил; также <…> по телефону объяснил, что распространение рекламы в общественном транспорте возможно только с одобрения администрации города, и этот вопрос он  берёт  под свою ответственность.

Указанный довод, заявленный ИП <...>, был рассмотрен Комиссией в ходе рассмотрения рекламного дела и отклонён по основаниям, изложенным на стр. 7 настоящего постановления.

Также ИП <...> считает, что вывод Комиссии о том, что рассматриваемая реклама побуждает к совершению противоправных действий – незаконному получению военного билета, не соответствует ни обстоятельствам дела, ни закону. При этом ИП <...> указывает, что выражение «ВОЕННЫЙ БИЛЕТ И ОТСРОЧКА НА ЗАКОННЫХ ОСНОВАНИЯХ» подразумевает именно то, что написано – военный билет и отсрочка на законных основаниях, то есть законно, по праву, в соответствии с законом. ИП <...> обращает внимание на то, что действующим законодательством предусмотрено получение военного билета и отсрочки без прохождения военной службы на законных основаниях; ВВК осуществляет юридическую помощь в сфере военного права, в том числе разъясняя права и обязанности при освобождении от прохождения военной службы, отсрочки от призыва.

Должностное лицо сочло указанные доводы ИП <...> несостоятельными, поскольку из общего восприятия рассматриваемой рекламы создаётся впечатление о причастности Военно-врачебной коллегии («ВВК») к предоставлению отсрочки от призыва на военную службу и освобождению от призыва на военную службу (выдаче военного билета). При этом реклама не содержит сведений об оказании «ВВК» юридической помощи в сфере военного права.

Кроме того, ИП <...> не согласен с выводом Комиссии об использовании в рассматриваемой рекламе государственного герба Российской Федерации, поскольку, как полагает ИП <...>, на содержащейся в рекламе обложке военного билета изображение герба выполнено только на 50%, отсутствует более 90% совпадений с государственным гербом Российской Федерации, а именно, отсутствуют: красный геральдический щит, двуглавый орёл, две малые и одна большая короны, соединительная лента, одно крыло, красный щит на груди орла с изображением всадника в синем плаще на серебряном коне, поражающего серебряным копьём чёрного дракона.

Должностное лицо сочло указанный довод ИП <...> несостоятельным на основании нижеизложенного.

В силу ст. 1 Федерального конституционного закона от 25.12.2000 № 2-ФКЗ «О Государственном гербе Российской Федерации» государственный герб Российской Федерации представляет собой четырехугольный, с закругленными нижними углами, заостренный в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орел увенчан двумя малыми коронами и - над ними - одной большой короной, соединенными лентой. В правой лапе орла - скипетр, в левой - держава. На груди орла, в красном щите, - серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьем черного опрокинутого навзничь и попранного конем дракона. Рисунки Государственного герба Российской Федерации в многоцветном и одноцветном вариантах помещены в приложениях 1 и 2 к настоящему Федеральному конституционному закону.

Согласно ст. 2 Федерального конституционного закона от 25.12.2000 № 2-ФКЗ «О Государственном гербе Российской Федерации» воспроизведение Государственного герба Российской Федерации допускается без геральдического щита (в виде главной фигуры - двуглавого орла с атрибутами, перечисленными в статье 1 настоящего Федерального конституционного закона), а также в одноцветном варианте.

Из положений, установленных частью 6 статьи 5 Закона о рекламе, следует, что в рекламе не допускается использование, в том числе официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов).

В рассматриваемой рекламе имеет место использование государственного герба Российской Федерации. То обстоятельство, что государственный герб в рекламе изображён не полностью, в данном случае не исключает наличие нарушения части 6 статьи 5 Закона о рекламе. Кроме того, в рассматриваемой рекламе изображение герба выполнено на обложке военного билета, что в глазах рядового потребителя предполагает изображение именно государственного герба Российской Федерации.

Также ИП <...> ссылается на то, что не был знаком с ИП <...>. Вместе с тем, данное обстоятельство не влияет на признание ИП <...> рекламораспространителем рассматриваемой рекламы, поскольку из материалов рекламного и административного дел усматривается причастность ИП <...> к распространению рассматриваемой рекламы.

В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.        

Из положений пункта 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» следует, что квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях, при квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ, является формальным и не требует материально-правовых последствий содеянного.

Сравнительный анализ санкций, содержащихся в КоАП РФ, свидетельствует о том, что нарушение законодательства о рекламе обладает высокой степенью общественной опасности.

В соответствии со ст. 1.2 КоАП РФ задачами законодательства об административных правонарушениях являются, в том числе, защита общества и государства от административных правонарушений, предупреждение административных правонарушений.

Целями Закона о рекламе являются развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, обеспечение в Российской Федерации единства экономического пространства, реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, создание благоприятных условий для производства и распространения социальной рекламы, предупреждение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.

Требования законодательства о рекламе, а также установление в ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ административной ответственности за их нарушение направлены на охрану прав потребителей от ненадлежащей рекламы, поскольку потребители признаются слабой стороной данных отношений.

Каких-либо обстоятельств, характеризующих случай нарушения ИП <...> как исключительный, не установлено, а им таковых не приведено.

Оценив фактические обстоятельства дела, характер и степень общественной опасности совершенного правонарушения, должностное лицо пришло к выводу о том, что в данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в отсутствии должной предусмотрительности и пренебрежительном отношении ИП <...> к исполнению своих публично-правовых обязанностей и несоблюдении требований п. 1 ч. 4 ст. 5, ч. 6 ст. 5 Закона о рекламе.

В связи с изложенным, рассматриваемое административное правонарушение не может быть признано малозначительным.

В соответствии с ч. 2 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Должностное лицо считает возможным учесть в качестве обстоятельств, смягчающих административную ответственность ИП <...>: оказание лицом, совершившим административное правонарушение, содействия Коми УФАС России в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении; добровольное прекращение противоправного поведения лицом, совершившим административное правонарушение; совершение правонарушения впервые.

Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, предусмотренных ст. 4.3 КоАП РФ, в ходе рассмотрения дела не установлено.

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ, в ходе рассмотрения дела не установлено. 

Все процессуальные права лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, предусмотренные КоАП РФ, соблюдены.

Согласно ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

В соответствии с ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

В соответствии с ч. 3 ст. 3.4 КоАП РФ в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа может быть заменено являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридическому лицу, а также их работникам на предупреждение в соответствии со статьей 4.1.1 настоящего Кодекса.

Согласно ст. 4.1.1 КоАП РФ являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи. Административное наказание в виде административного штрафа не подлежит замене на предупреждение в случае совершения административного правонарушения, предусмотренного статьями 14.31 - 14.33, 19.3, 19.5, 19.5.1, 19.6, 19.8 - 19.8.2, 19.23, частями 2 и 3 статьи 19.27, статьями 19.28, 19.29, 19.30, 19.33 настоящего Кодекса. В случае замены административного наказания в виде административного штрафа на предупреждение дополнительное административное наказание, предусмотренное соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, не применяется.

Согласно Единому реестру субъектов малого и среднего предпринимательства, размещенному на сайте ФНС России, ИП <...> включен в реестр как микропредприятие.

В соответствии с п. 19.1 постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10 в силу пункта 2 части 1 статьи 4.3 КоАП РФ одним из обстоятельств, отягчающих административную ответственность, является повторное совершение однородного административного правонарушения, если за совершение первого административного правонарушения лицо уже подвергалось административному наказанию, по которому не истек срок, предусмотренный статьей 4.6 КоАП РФ.

При применении указанной нормы судам следует учитывать, что однородными считаются правонарушения, ответственность за совершение которых предусмотрена одной статьей Особенной части КоАП РФ.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 4.3 КоАП РФ обстоятельствами, отягчающими административную ответственность, в том числе признается повторное совершение однородного административного правонарушения, то есть совершение административного правонарушения в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию в соответствии со статьей 4.6 настоящего Кодекса за совершение однородного административного правонарушения.

В соответствии со ст. 4.6 КоАП РФ лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления.

В Коми УФАС России документы, свидетельствующие о причинении вреда или возникновении угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также о наличии имущественного ущерба в результате совершенного административного правонарушения, отсутствуют.

ИП <...> ранее не привлекался к административной ответственности по ст. 14.3 КоАП РФ. Обратное в Коми УФАС России отсутствует. Соответственно, ИП <...> можно считать впервые совершившим административное правонарушение. Таким образом, усматриваются обстоятельства для замены административного штрафа на предупреждение.

Определением Коми УФАС России № 03-06/300 от 16.01.2020 у ИП <...> были запрошены, в том числе сведения об имущественном положении ИП <...> с приложением подтверждающих документов.

ИП <...> запрошенные определением сведения в материалы дела № 011/04/14.3-16/2020 не представлены.

На основании вышеизложенного, принимая во внимание цели административного наказания, установленные ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ, учитывая характер совершенного ИП <...> административного правонарушения, личность ИП <...>, наличие обстоятельств, смягчающих административную ответственность, отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность, в отсутствие сведений об имущественном положении ИП <...>, в соответствии со статьями 4.1, 4.1.1, 4.2, частью 1 статьи 14.3, статьями 23.48, 29.9, 29.10 КоАП РФ,

 

ПОСТАНОВИЛА:

 

1. Признать индивидуального предпринимателя <…>, ОГРНИП <…>, ИНН <…>, виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ.

2. Назначить индивидуальному предпринимателю <…> административное наказание в виде предупреждения.

 

В соответствии со статьей 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано вышестоящему должностному лицу либо в суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу:

1) после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано;

2) после истечения срока, установленного для обжалования решения по жалобе, протесту, если указанное решение не было обжаловано или опротестовано, за исключением случаев, если решением отменяется вынесенное постановление;

3) немедленно после вынесения не подлежащего обжалованию решения по жалобе, протесту, за исключением случаев, если решением отменяется вынесенное постановление.

 

<…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны