Решение №04-02/7546 Жалоба44-фз от 27 сентября 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

Управление Федеральной антимонопольной службы

по республике Коми

 

Общество с ограниченной ответственностью

«МедЭксперт»

 

Советская ул., д. 8А, оф.2,

г. Ясногорск, Тульская область,

301030

 

Государственное учреждение – региональное

отделение Фонда социального страхования

Российской Федерации по Республике Коми


Ленина ул., д. 113, г. Сыктывкар,

Республика Коми, 167000

 

Общество с ограниченной ответственностью

«РТС-тендер»

 

ko@rts-tender.ru

 

РЕШЕНИЕ

 

по жалобе № 011/06/33-581/2019

 

27 сентября 2019 года

 

 

 

                                 №  04-02/7546

 

г. Сыктывкар

                                     

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по контролю в сфере закупок в составе: <….> (далее - Комиссия Коми УФАС России), рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью «МедЭксперт» (301030, Тульская область, Ясногорский район, г. Ясногорск, ул. Советская, д. 8, литер А, офис 2; ОГРН: 1187154008073;  ИНН: 713603719;  КПП: 713601001) (далее – ООО «МедЭксперт») от 22.09.2019 № МЭ-34/2019 (вх. № 3980э. от 20.09.2019) на действия заказчика – государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Коми (167000, Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Ленина, д. 113; ОГРН: 1021100512685; ИНН: 1101471495; КПП: 110101001) (далее – ГУ-РО Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Коми) при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона «Поставка застрахованным лицам, пострадавшим от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, аппаратов слуховых заушных воздушной проводимости», извещение № 0207100000619000133 (далее - закупка, электронный аукцион, жалоба),

при участии:

- <…..>, представителя ООО «МедЭксперт» по доверенности от 20.08.2019 № М71;

-<.….>., представителя ГУ-РО Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Коми по доверенности от 27.09.2019 № 87;

-<…..> - представителя  ГУ-РО Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Коми по доверенности от 27.09.2019 № 88;

 

УСТАНОВИЛА:

 

1. В адрес Коми УФАС России 20.09.2019 посредством электронной связи  поступила жалоба ООО «МедЭксперт» на действия ГУ-РО Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Коми при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона.

 Жалоба подготовлена в соответствии с требованиями статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе) и подана в срок, установленный частью 4 статьи 105 Закона о контрактной системе. В связи с этим, жалоба принята Коми УФАС России к рассмотрению.

ООО «МедЭксперт», ГУ-РО Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Коми, ООО «РТС - тендер» надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы извещены посредством электронной связи.

            С учетом законодательно установленных сроков рассмотрения жалобы отсутствие представителя ООО «РТС-тендер» не препятствует рассмотрению жалобы по существу.

2. ООО «МедЭксперт» считает, что размещенные извещение и документация о проведении электронного аукциона нарушают требования Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее – Закон о контрактной системе), а также права и законные интересы общества как участника закупки.

По мнению заявителя, Заказчиком не верно определено наименование объекта закупки, что в свою очередь нарушает п. 4 Правил использования КТРУ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 № 145 «Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"» (далее - Правила).

Так, заказчиком при формировании указанной закупки выбран код позиции 26.60.14.120-00000004, который  в данном перечне значится как: Исключено из КТРУ.

Заявителем отмечено, что согласно пункту 4 Правил, Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога … с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при планировании закупки и ее осуществлении использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).

В соответствии с пунктами 5 и 6 Правил Заказчики вправе указывать дополнительную информацию, не предусмотренную КТРУ, при наличии соответствующего обоснования (если КТРУ предусматривает описание товара, работы, услуги в соответствующей позиции).

Таким образом, по мнению заявителя, Заказчик не вправе изменять содержащие в КТРУ требования к товарам, работам, услугам даже при наличии соответствующего обоснования. Заказчик может только уточнять (дополнять) описание предмета закупки недостающими (дополнительными) характеристиками. При этом каждая из таких дополнительных характеристик должна быть обоснована.

Однако, при своем выборе, Заказчик выбирает наименование не согласно классификации технических средств реабилитации (изделий) с конкретным значением классификатора.

Таким образом, с целью установления необоснованных требований к качественному описанию слуховых аппаратов, Заказчик посчитал возможным привязать наименование поставляемого товара к Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) - 26.60.14.120 Аппараты слуховые, но в документации о закупке, в том числе информации размещенной в Единой информационной системе в сфере закупок  данные сведения о соответствии поставляемой продукции согласно коду ОКПД 2 отсутствуют.

Заявитель считает, что указание не действующего кода КТРУ, в том числе не указание кода ОКПД 2 в извещении и документации о закупке влечет за собой ограничение количества участников аукциона при поиске данной закупки, с целью проведения анализа, а в дальнейшем, приобретения необходимых слуховых аппаратов, и их поставке Заказчику. В связи с указанием недействующих в настоящее время кодов наименования товаров, работ, услуг, Заказчиком не соблюден принцип открытости и прозрачности информации размещенной в Единой информационной системе в сфере закупок.

Также, по мнению заявителя, код позиции КТРУ 26.60.14.120-00000004, Заказчиком выбран исключительно для установления необоснованных и исчерпывающих функций, изложенных в техническом задании Приложение № 2 к документации об электронном аукционе № 15-07-098.

Указывает, что за размещение должностным лицом в Единой информационной системе в сфере закупок информации и документов, подлежащих размещению, с нарушением требований, предусмотренных законодательством РФ о контрактной системе, частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность.

Отмечает, что согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

Однако в документации об электронном аукционе обоснование необходимости использования требований, установленных не в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации, отсутствует.

Следовательно, заказчиком допущено нарушение пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.

Также заявитель обращает внимание, что к поставке требуются слуховые аппараты, соответствующие требованиям ГОСТ Р 51024-2012 и ГОСТ Р 52770-2016. Однако к различным слуховым аппаратам Заказчиком установлены одинаковые требования.

Отмечает, что для компенсации тугоухости соответствующей степени существуют слуховые аппараты различной мощности, классификация которых ориентирована, прежде всего, на значение максимального выходного уровня звукового давления (ВУЗД90).

Считает, что Заказчиком в документации об электронном аукционе установлены избыточные, несоответствующие требованиям законодательства о техническом регулировании и законодательства о стандартизации, требования к закупаемому товару.

  Также полагает, что назначить конкретный слуховой  аппарат может  только врач – сурдолог с учетом индивидуальных особенностей степени нарушения слуха, проведя аудиологическое исследование на соответствующем медицинском оборудовании. Задача Заказчика в данном случае состоит в том, чтобы в строгом соответствии с потребностью Получателей, с учетом заключения  врача-специалиста (врача-сурдолога) и отраженной в соответствующей медицинской документации, провести процедуру в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе. Самостоятельное добавление государственными заказчиками каких-либо сведений, помимо сведений, указанных в соответствующей медицинской документации, не имеет правовых оснований и влечет за собой ограничение конкуренции.

  Просит обязать заказчика внести изменения в документацию об электронном аукционе, провести внеплановую проверку.

  ГУ-РО Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Коми в отзыве на жалобу от 26.09.2019 № 11-22/1115-11471 (вх. № 4840  от 26.09.2019), а также на заседании Комиссии Коми УФАС России заявлены возражения относительно позиции заявителя.

3. Комиссия Коми УФАС России в ходе проведения внеплановой проверки осуществления закупки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, изучив материалы жалобы, заслушав представителей                            ООО «МедЭксперт», ГУ-РО Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Коми пришла к нижеследующим  выводам.

  Заказчиком закупки путем проведения электронного аукциона явилось ГУ-РО Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Коми.

  Объект закупки - «Поставка застрахованным лицам, пострадавшим от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, аппаратов слуховых заушных воздушной проводимости».

Начальная (максимальная) цена контракта составила 345 800,06 рублей.

Источником финансирования закупки явились средства Фонда социального страхования Российской Федерации.

 Извещение о проведении электронного аукциона для закупки № 0207100000619000133, документация об электронном аукционе размещены на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок   13.09.2019.

4. Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.

В соответствии с частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Так, Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 № 145 «Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Пунктом 12 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд установлено, что код позиции каталога формируется на каждую позицию каталога и представляет собой уникальный цифровой код на основе кода Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014.

            В ходе обзора извещения о проведении электронного аукциона для закупки № 0207100000619000133, документации об электронном аукционе, Комиссией Коми УФАС России установлено, что при формировании предмета закупки на поставку слуховых аппаратов, в соответствии с Каталогом товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Заказчик применил код  позиции – 26.60.14.120-00000004 (аппарат слуховой заушный воздушной проводимости, являющийся медицинским изделием).

           Исходя из размещенного в Единой информационной системе в сфере закупок  Каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд следует, что код позиции КТРУ: 26.60.14.120-00000004 включен в КТРУ. Дата начала обязательного применения позиции каталога – 01.02.2019.

          Таким образом, довод заявителя о неверном определении заказчиком наименования объекта закупки, в связи с исключением указанного  кода позиции из КТРУ, является необоснованным.

           5. В соответствии с пунктом 4 Правил использования каталога заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "и" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 (далее - Правила формирования каталога).

           Согласно подпункту "г" пункта 10 Правил формирования каталога в позицию каталога включается информация, содержащая описание товара, работы, услуги, если такое описание сформировано в соответствии с пунктом 13 настоящих Правил.

           Подпунктом "а" пункта 13 Правил формирования каталога установлено, что в описание товара, работы, услуги в том числе включаются потребительские свойства и иные характеристики товара, работы, услуги, в том числе функциональные, технические, качественные характеристики, эксплуатационные характеристики (при необходимости), сформированные с учетом того, что в отношении каждой характеристики, имеющей количественную оценку, указывается ее конкретное значение, или исчерпывающий перечень конкретных значений, или диапазоны допустимых значений (минимально либо максимально допустимые значения), или неизменяемые значения.

           Таким образом, в позицию каталога могут быть включены как изменяемые, установленные в качестве допустимых, так и неизменные значения характеристик товаров, работ, услуг.

            Пунктами 5 и 6 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд установлено, что заказчики вправе указывать дополнительную информацию, не предусмотренную КТРУ, при наличии соответствующего обоснования (если КТРУ предусматривает описание товара, работы, услуги в соответствующей позиции).

     В соответствии с пунктом 7 Правил  использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд  в случае планирования и осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона.

Согласно документации об электронном аукционе заказчику требуются:

- слуховой аппарат цифровой заушный слабой мощности;

- слуховой аппарат цифровой заушный средней мощности;

- слуховой аппарат цифровой заушный мощный;

- слуховой аппарат цифровой заушный сверхмощный.

 В ходе обзора Каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, размещенного в Единой информационной системе в сфере закупок, Комиссией Коми УФАС России установлено, что при выборе значения классификатора «слуховой аппарат цифровой заушный слабой мощности», «слуховой аппарат цифровой заушный средней мощности», «слуховой аппарат цифровой заушный мощный», «слуховой аппарат цифровой заушный сверхмощный»  в графе «Описание» установлено: «сведения отсутствуют».

   В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.

  Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

 Таким образом, определение характеристик приобретаемого товара относится к компетенции заказчика. Заказчик вправе включить в описание объекта закупки характеристики товара, отвечающие его потребностям и необходимые для выполнения им возложенных на него функций.

  В силу пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при составлении описания объекта закупки должен использовать показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

Требования к товару для поставки по предмету аукциона установлены заказчиком в Приложении № 2 к документации об электронном аукционе № 15-07-115 «Техническое задание» (далее – Техническое задание):

 

№ п/п

Наименование по КТРУ2

Наименование Товара1

Описание Товара3

Кол-во

1

Аппарат слуховой заушный воздушной проводимости

КТРУ 26.60.14.120-00000004

Слуховой аппарат цифровой заушный

слабой мощности

1. Слуховые аппараты заушные имеют диапазон частот не более  0,1 не менее 6,85 кГц*
Максимальный выходной уровень звукового давления (ВУЗД 90) не менее - 118 дБ*,
Максимальное акустическое усиление не более 52 дБ*,
2.Кол-во каналов цифровой обработки звука  не менее  6*
Кол-во программ прослушивания  не менее 4*
3.Слуховые аппараты должны иметь:
Бинауральная координация кнопки-переключателя
Адаптивная направленность, пять режимов автоматической направленности, бинауральная двойная система подавления обратной связи (включая динамическое подавления обратной связи без снижения усиления), защита от шума ветра, Мониторинг общего использования СА, применения программ и регулятора громкости и запись звуковой обстановки клиента.
Автоматический регулятор привыкания.
Беспроводное соединение с внешними источниками (Т
V&PC) и возможность управлять СА с пульта ДУ
FM совместимость.
Программируемые параметры:
общее усиление, усиление тихих, средней громкости, громких звуков в каждом из каналов, параметры компрессии в  каждом из каналов, ограничение ВУЗД (АРУ по выходу)

1

2

Аппарат слуховой заушный воздушной проводимости

КТРУ 26.60.14.120-00000004

Слуховой аппарат цифровой заушный  средней мощности

1. Слуховые аппараты заушные имеют диапазон частот не более  0,1  не менее 6,85 кГц*
Максимальный выходной уровень звукового давления (ВУЗД 90) не менее - 118 дБ*,
Максимальное акустическое усиление не более 52 дБ*,
2.Кол-во каналов цифровой обработки звука  не менее  6*
Кол-во программ прослушивания  не менее 4*
3.Слуховые аппараты должны иметь:
Бинауральная координация кнопки-переключателя
Адаптивная направленность, пять режимов автоматической направленности, бинауральная двойная система подавления обратной связи (включая динамическое подавления обратной связи без снижения усиления), защита от шума ветра, Мониторинг общего использования СА, применения программ и регулятора громкости и запись звуковой обстановки клиента.
Автоматический регулятор привыкания.
Беспроводное соединение с внешними источниками (Т
V&PC) и возможность управлять СА с пульта ДУ
FM совместимость.
Программируемые параметры:
общее усиление, усиление тихих, средней громкости, громких звуков в каждом из каналов, параметры компрессии в  каждом из каналов, ограничение ВУЗД (АРУ по выходу)

9

3

Аппарат слуховой заушный воздушной проводимости

КТРУ 26.60.14.120-00000004

Слуховой аппарат цифровой заушный мощный

1. Слуховые аппараты заушные имеют диапазон частот не более  0,1 и не менее 6,0 кГц*
Максимальный ВУЗД 90 не более - 127 дБ*,
Максимальное усиление не менее - 61 дБ*,

2.Кол-во каналов цифровой обработки звука  не менее – 8*
Кол-во программ прослушивания не менее 4*
3.Слуховые аппараты должны иметь:
Бинауральная координация – наличие
Бинауральная синхронизация – наличие
Адаптивную направленность, пять режимов автоматической направленности, система динамического подавления обратной связи, защита от шума ветра,
Формула DSL v5.0 m(i\o) - наличие. Мониторинг общего использования СА, применения программ и регулятора громкости и запись звуковой обстановки клиента.
Автоматический регулятор привыкания.
Беспроводное соединение с внешними источниками (ТV&PC) и возможность управлять СА с пульта ДУ
FM совместимость, аудиовход – наличие.
Программируемые параметры: общее усиление, усиление тихих, средней громкости, громких звуков в каждом из каналов, параметры компрессии в каждом из каналов, ограничение ВУЗД (АРУ по выходу).
Программируемые опции:
In-situ аудиометрия – верификация порогов для уточнения аудиограммы

4

4

Аппарат слуховой заушный воздушной проводимости

КТРУ 26.60.14.120-00000004

Слуховой аппарат цифровой заушный сверхмощный

Слуховые аппараты заушные должны иметь:
диапазон частот не более 0,1 и не менее 6,0 кГц*,
количество каналов цифровой обработки звука не менее 8*,
программ прослушивания  не менее 4*,
Максимальный ВУЗД 90 не более 139 дБ*.
Максимальное усиление не более 79 дБ*.
Имеют следующие функции:
бинауральную двойную систему подавления обратной связи (включая динамическое подавления обратной связи без снижения усиления),
технологию защиты речи, обеспечивающую отличное звучание и сохраняющую важные временные характеристики речи;
систему направленных микрофонов с многополосной трёхрежимной направленностью (в любой программе по предпочтениям пользователя может быть настроен один из 5-ти режимов направленности)  трехуровневую систему цифрового шумоподавления,

FM-совместимость, аудиовход
Бинауральную координацию кнопки-переключателя
Аналоговый регулятор громкости с функцией заглушения.
- защита от шума ветра;
- регулировку (ограничение) ВУЗД в каждом канале;
- раздельное усиление тихих, средней громкости и громких звуков;
-  значение компрессии в каждом канале;
- диапазон регулятора громкости, режим телефонной катушки,
- световой индикатор состояния работы аппарата,
- звуковой индикатор разряда батареи и переключения программ.
- регистрацию данных о ношении слухового аппарата;
- программу авто-телефона;
-
in-situ аудиометрия
Беспроводное соединение с внешними источниками (Т
V&PC) и возможность управлять СА с пульта ДУ.
Возможность беспроводной настройки

 

 

Согласно Техническому заданию требуемые заказчику слуховые аппараты должны, помимо прочего,  соответствовать требованиям ГОСТ Р 51024-2012 и ГОСТ Р 51407-99.

Также заказчиком в качестве обоснования включения в описание объекта закупки характеристик товара, в том числе функциональные, технические, качественные характеристики, эксплуатационные характеристики установлено следующее:

           «В техническом задании используются требования к объекту закупки на основании пунктов 1,2 ч.1 ст.33 44-ФЗ, связанные с потребностью Заказчика по обеспечению застрахованных лиц, пострадавших вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, ТСР и использование показателей и требований обусловлено необходимостью приобретения указанных ТСР в качестве устройств, содержащих технические решения, используемые для компенсации или устранения стойких ограничений жизнедеятельности застрахованных лиц».

            Заказчиком пояснено, что рассматриваемая закупка была сформирована в соответствии с существующей потребностью Заказчика, в интересах пострадавших лиц от несчастного случая на производстве и профзаболеваний. Перечисление в Техническом задании не только характеристик, предусмотренных ГОСТом, означает, что технические характеристики, требуемые заказчиком, указаны на основании мониторинга современного рынка технических средств реабилитации. Перечисленные в Техническом задании  технические характеристики свойственны моделям слуховых аппаратов и их указание в Техническом задании вызвано, в том числе, необходимостью не допустить к поставке получателям морально устаревших образцов медицинских изделий.  

  Комиссия Коми УФАС России считает, что указание заказчиком характеристик  товара, который является объектом закупки, в том виде, в котором оно изложено в описании объекта закупки,  не свидетельствует о его необоснованности объективным потребностям заказчика, поскольку пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе предусмотрено указание функциональных, технических и качественных характеристик, эксплуатационных характеристик объекта закупки заказчиком при необходимости.

 При этом пункт 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе предоставляет исключительное право заказчику при необходимости излагать функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки ровно в том объеме, в котором у него существует потребность.

Системное толкование приведенных выше норм Закона о контрактной системе позволяет сделать вывод о том, что заказчик вправе включить в документацию об аукционе такие технические и функциональные характеристики товаров, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих государственных функций. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет закупок.

Законом о контрактной системе не предусмотрено ограничений по включению в документацию об аукционе требований к товару, являющихся значимыми для заказчика.

Включение в аукционную документацию условий, которые приводят к исключению из круга участников закупки лиц, не отвечающих целям такой закупки (выявление в результате закупки лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективности, результативности осуществления закупок), не могут рассматриваться как ограничение доступа к участию в электронном аукционе и не является нарушением Закона о контрактной системе.

В силу частей 1, 2 статьи 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Следует отметить, что объектом закупки является поставка медицинских изделий, а не их изготовление, в связи с чем, поставщиком такого товара может быть любое заинтересованное лицо, в том числе и не производитель таких товаров, что свидетельствует об обеспечении конкурентных условий среди поставщиков.

По пункту 4 статьи 3 Закона о контрактной системе участник закупки - любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, за исключением юридического лица, местом регистрации которого является государство или территория, включенные в утверждаемый в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении юридических лиц (далее - офшорная компания), или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.

            Согласно статье 506 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору поставки поставщик - продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.

             В материалах обращения отсутствуют, заявителем не представлено достаточных доказательств того, что закупка, требуемых Заказчику слуховых аппаратов, влечет за собой ограничение количества участников закупки, в том числе ограничивает право заявителя на участие в электронном аукционе.

Таким образом, у Комиссии Коми УФАС России отсутствуют основания полагать, что действие заказчика – ГБУЗ РК «ГБЭР» в части описания объекта закупки противоречит пункту 1 части 1, части 2 статьи 33, пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, в том числе ограничивают количество участников осуществления закупки.

 Следовательно, довод заявителя о том, что код позиции КТРУ 26.60.14.120-00000004 Заказчиком выбран исключительно для установления необоснованных и исчерпывающих функций, изложенных в Техническом задании, Комиссия Коми УФАС России считает необоснованным.

  Пунктом 12 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд установлено, что код позиции каталога формируется на каждую позицию каталога и представляет собой уникальный цифровой код на основе кода Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014.

             Согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, утвержденному приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст, аппараты слуховые имеют код ОКПД 2 – 26.60.14.120.

            Довод заявителя о том, что указание заказчиком недействующего кода КТРУ, в том числе неуказание кода ОКПД  2, свидетельствует о несоблюдении заказчиком принципа открытости и прозрачности информации размещенной в Единой информационной системе в сфере закупок, Комиссия Коми УФАС России также считает необоснованным, поскольку код позиции КТРУ 26.60.14.120-00000004, выбранный заказчиком, является действующим и сформированным на основе кода Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014.

             6. Довод, заявленный представителем общества на заседании Комиссии Коми УФАС России, в части установления в Техническом задании в пунктах 1-4 избыточных требований к закупаемому товару, а именно: «максимальный выходной уровень звукового давления (ВУЗД90) не менее – 118 дБ», «максимальный выходной уровень звукового давления (ВУЗД90) не менее – 118 дБ», «максимальный выходной уровень звукового давления (ВУЗД90) не менее – 127 дБ», «максимальный выходной уровень звукового давления (ВУЗД90) не менее – 139 дБ», Комиссия Коми УФАС России  считает необоснованным в силу следующего.

            Положениями ГОСТ Р 51024-2012, на который содержится ссылка в документации об электронном аукционе, определены общие технические требования к слуховым аппаратам, реализуемым на территории РФ. Указанный ГОСТ описывает лишь основные функциональные и технические характеристики слуховых аппаратов, перечень которых не является исчерпывающим. Согласно пункту 4.6 ГОСТ Р 51024-2012 в технических условиях на слуховые аппараты конкретных типов дополнительно к перечисленным в данном ГОСТе должны быть приведены другие параметры в соответствии с функциональными особенностями и назначением слуховых аппаратов.

  ГОСТ Р 51024-2012 даны следующие определения:

- выходной уровень звукового давления; (ВУЗД): Уровень звукового давления, обусловленный работой СА в акустической камере связи при соединении ее с акустическим выходом СА (пункт 3.11);

- выходной уровень звукового давления при входном уровне звукового давления, равном 90 дБ; ВУЗД90: Выходной уровень звукового давления, создаваемый в акустической камере связи при входном уровне звукового давления, равном 90 дБ, и положении регулятора усиления СА и других регуляторов, обеспечивающем максимальное акустическое усиление (пункт 3.12);

- слуховой аппарат: электронный прибор, предназначенный для звукоусиления по воздушному или костному звукопроведению (пункт 3.49).

В ГОСТ Р 51024-2012 отсутствуют конкретные показатели ВУЗД90, есть только норма, что такие показатели должны быть указаны в технических условиях на конкретные типы слуховых аппаратов.

 Заказчик определил, что закупаемые слуховые аппараты должны по своим техническим характеристикам соответствовать определенным параметрам.

 Заказчиком также представлено письмо главного внештатного специалиста-оториноларинголога Минздрава РФ от 29.09.2017 № 77-02/495, направленное в адрес ФАС России и согласно которому слуховой аппарат должен обладать широким набором различных функций для обеспечения качественного слухопротезирования, недостаток которых в ряде случаев приводит к снижению реабилитационного эффекта и качества слухопротезирования. В данном письме, в частности, указывается на значимость следующих функций слуховых аппаратов, определяющих их реабилитационные возможности: каналы компрессии, типы шумоподавления, программное обеспечение, бинауральные функции, световая и звуковая индикация режимов работы и др.

При таких обстоятельствах, Комиссия приходит к выводу о том, что спорные требования к характеристикам слуховых аппаратов, предусмотренные документацией об Электронном аукционе, основаны на имеющейся потребности заказчика, соответствуют положениям государственных стандартов и не нарушают норм статьи 33 Закона о контрактной системе.

 Довод заявителя о том, что установленные в Техническом задании показатели и требования к их значениям влекут ограничение конкуренции, является необоснованным.

 В отношении слуховых аппаратов с необходимыми техническими параметрами существует конкурентный рынок различных производителей слуховых аппаратов (российских и иностранных производителей).

С учетом всех вышеизложенных обстоятельств, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Коми УФАС России,

 

РЕШИЛА:

     

Признать жалобу ООО «МедЭксперт» необоснованной.

 

              Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Председатель Комиссии

 

                                  

                                                 <….>

 

Члены Комиссии                                                                                                                   <….>

                                                                                                                         

Связанные организации

Связанные организации не указаны