Постановление №АГ/7104/23 Постановление от 20 ноября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Постановление Правительства РФ от 27.12.2004 N 861(ред. от 31.08.2023)"Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг и Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребите

9


 

Постановление


 

 

АО по добыче угля "Воркутауголь" Ленина ул., д. 62, г. Воркута, Республика Коми, 169908 ПАО "Россети Северо-Запад" площадь Конституции, д. 3, литер А, помещение 16Н, г. Санкт-Петербург, 196247 Филиал ПАО "Россети Северо-Запад" в Республике Коми Интернациональная ул., д. 94, г. Сыктывкар, Республика Коми, 167000

 

 

 

 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о прекращении производства по делу № 011/04/9.21-855/2023

об административном правонарушении

 

Дата и место рассмотрения дела - 16 ноября 2023 года, г. Сыктывкар

 

<.....>, находясь по адресу: г. Сыктывкар, ул. Интернациональная, д. 160, корпус А, рассмотрев материалы дела об административном правонарушении № 011/04/9.21-855/2023, возбужденного определением Коми УФАС России 04.10.2023 № АГ/6136/23 по части 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в отношении публичного акционерного общества «Россети Северо-Запад» (далее – ПАО «Россети Северо-Запад», Общество, Сетевая организация), адрес места нахождения: 196247, г. Санкт-Петербург, площадь Конституции, д. 3, литер А, помещение 16Н, зарегистрировано за основным государственным регистрационным номером 1047855175785 Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы №15 по Санкт-Петербургу, свидетельство серии 78 № 005502120 от 23.12.2004, ИНН 7802312751, КПП 781001001,

 

УСТАНОВИЛ:

 

 

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ поводом к возбуждению дела об административном правонарушении являются поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.

На основании части 3.3 статьи 28.1 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 9.21 настоящего Кодекса, могут быть возбуждены федеральным антимонопольным органом, его территориальным органом без проведения контрольных (надзорных) мероприятий в случае, если в материалах, сообщениях, заявлениях, поступивших в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган, содержатся достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.

В Коми УФАС России поступили материалы Печорского управления Ростехнадзора от 07.09.2023 № 250-4999 (вх. № 6041-эп/23 от 07.09.2023) по вопросу отключения электрической энергии на объекте АО по добыче угля «Воркутауголь» (далее — АО «Воркутауголь»).

Определением Коми УФАС России от 04.10.2023 АГ/6136/23 в отношении ПАО «Россети Северо-Запад» было возбуждено дело об административном правонарушении № 011/04/9.21-855/2023 и назначено проведение административного расследования, АО «Воркутауголь» привлечено в качестве потерпевшего лица.

Определением Коми УФАС России от 26.10.2023 № ПК/6645/23 срок проведения административного расследования по делу № 011/04/9.21-855/2023 продлен до 25.11.2023, стороны приглашены для дачи пояснений по факту выявленного нарушения на 16.11.2023 в 15 час. 00 мин.

Административное дело № 011/04/9.21-855/2023 рассмотрено 16.11.2023 в отсутствие законных представителей ПАО «ПАО «Россети Северо-Запал», АО «Воркутауголь», надлежащим образом извещенных о времени и месте проведения административного расследования, в присутствии защитника ПАО «Россети Северо-Запад» - <....>

Права и обязанности, предусмотренные частью 5 статьи 25.5 КоАП РФ, защитнику ПАО «Россети Северо-Запад» Кармановой А.В. разъяснены, отводов, ходатайств при рассмотрении административного дела не поступало.

Рассмотрев материалы административного дела № 011/04/9.21-855/2023, должностным лицом Коми УФАС России установлено следующее.

В соответствии с частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Согласно части 2 статьи 9.21 КоАП РФ повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 данной статьи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.

Статья 4.3 КоАП РФ разъясняет, что повторным является совершение однородного административного правонарушения, то есть совершение административного правонарушения в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию в соответствии со статьей 4.6 КоАП РФ за совершение однородного административного правонарушения.

Срок, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию, определяется с учетом статьи 4.6 КоАП РФ: лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления.

Ранее ПАО «Россети Северо-Запад» привлекалось к административной ответственности по ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ постановлением Коми УФАС России от 01.12.2021 № 02-06/9126.

Решением Арбитражного суда Республики Коми от 02.08.2022 по делу № А29-15410/2021 снижен размер административного штрафа, назначенного указанным постановлением. Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 29.09.2022 решение Арбитражного суда Республики Коми от 02.08.2022 по делу № А29-15410/2021 оставлено без изменения.

Таким образом, постановление Коми УФАС России от 01.12.2021 № 02-06/9126 вступило в силу 29.09.2022. ПАО «Россети Северо-Запад» исполнило постановление 29.09.2022.

Следовательно, ПАО «Россети Северо-Запад» считается подвергнутым административному наказанию по части 1 статьи 9.21 КоАП РФ с 29.09.2022 по 29.09.2023.

Из содержания статьи 3, части 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» следует, что субъектом естественной монополии является хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии. Услуги по передаче электрической энергии отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

ПАО «Россети Северо-Запад» осуществляет деятельность по передаче электрической энергии. Таким образом, ПАО «Россети Северо-Запад является субъектом состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.21 КоАП РФ.

Согласно части 1 статьи 38 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Закон об электроэнергетике) Субъекты электроэнергетики, обеспечивающие поставки электрической энергии потребителям электрической энергии, в том числе энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики и территориальные сетевые организации (в пределах своей ответственности), отвечают перед потребителями электрической энергии за надежность обеспечения их электрической энергией и ее качество в соответствии с требованиями технических регламентов и иными обязательными требованиями.

Ответственность за надежность обеспечения электрической энергией и ее качество перед потребителями электрической энергии, энергопринимающие установки которых присоединены к объектам электросетевого хозяйства, которые не имеют собственника, собственник которых не известен или от права собственности на которые собственник отказался, несут организации, к электрическим сетям которых такие объекты присоединены.

Запрещается ограничение режима потребления электрической энергии, в том числе его уровня, в отношении потребителей электрической энергии, не имеющих задолженности по оплате электрической энергии и исполняющих иные предусмотренные законодательством Российской Федерации и соглашением сторон обязательства.

За исключением случаев возникновения аварийных электроэнергетических режимов, веерные отключения потребителей электрической энергии, не имеющих задолженности по оплате электрической энергии и исполняющих иные предусмотренные законодательством Российской Федерации и соглашением сторон обязательства, запрещаются. В целях недопущения веерных отключений организация, оказывающая услуги по передаче электрической энергии ее потребителям, обязана обеспечить возможность индивидуального ограничения режима как собственного потребления, так и потребления обслуживаемых потребителей электрической энергии.

Субъекты электроэнергетики и потребители электрической энергии, энергопринимающие устройства которых подключены к системам противоаварийной и режимной автоматики и находятся под их воздействием, должны обеспечивать эксплуатацию принадлежащих им на праве собственности или ином предусмотренном законом основании систем противоаварийной и режимной автоматики, а также возможность реализации такого воздействия систем противоаварийной и режимной автоматики в соответствии с требованиями системного оператора или иных субъектов оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике и требованиями сетевых организаций.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. № 861, утверждены Правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных (далее – Правила № 861).

На основании пунктов 8(2), 9 Правил № 861 в договоре на услуги по передаче электрической энергии (мощности), заключенном между территориальной сетевой организацией и иной территориальной сетевой организацией в соответствии с абзацем первым настоящего пункта, объем услуг, оказанных иной территориальной сетевой организацией, определяется в точках разграничения балансовой принадлежности иной территориальной сетевой организации и потребителей электрической энергии (мощности), имеющих договоры энергоснабжения с гарантирующим поставщиком, действующим в зоне деятельности иной территориальной сетевой организации, и (или) при наличии положительного сальдо перетока электрической энергии из сетей иной территориальной сетевой организации в сети смежных с ней территориальных сетевых организаций в рамках одного субъекта Российской Федерации - в точках разграничения балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства иной территориальной сетевой организации и смежных с ней территориальных сетевых организаций.

Договор является публичным и обязательным к заключению для сетевой организации.

На основании пункта 12 Правил № 861 в рамках договора сетевая организация обязуется осуществить комплекс организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей, а потребитель услуг - оплатить их.

В силу подпунктов «б», «г» пункта 15 Правил № 861 при исполнении договора сетевая организация обязана:

б) осуществлять передачу электрической энергии в соответствии с согласованной категорией надежности энергопринимающих устройств потребителя услуг (потребителя электрической энергии, в интересах которого заключается договор);

г) в порядке и сроки, установленные договором, информировать потребителя услуг (потребителя электрической энергии, в интересах которого заключается договор) об аварийных ситуациях в электрических сетях, ремонтных и профилактических работах, влияющих на исполнение обязательств по договору.

В соответствии с пунктом 14.1 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. № 861 (далее — Правила технологического присоединения) для энергопринимающих устройств, отнесенных к первой и второй категориям надежности, должно быть обеспечено наличие независимых резервных источников снабжения электрической энергией. Дополнительно для энергопринимающих устройств особой категории первой категории надежности, а также для энергопринимающих устройств, относящихся к энергопринимающим устройствам аварийной брони, должно быть обеспечено наличие автономного резервного источника питания соответствующей мощности.

Автономные резервные источники питания в случае, если их наличие предусмотрено техническими условиями, подлежат установке владельцем энергопринимающих устройств и технологическому присоединению в порядке, предусмотренном настоящими Правилами. Владелец энергопринимающих устройств обязан поддерживать установленные автономные резервные источники питания в состоянии готовности к использованию при возникновении внерегламентных отключений, введении аварийных ограничений режима потребления электрической энергии (мощности) или использовании противоаварийной автоматики.

В соответствии с пунктом 31(6) Правил № 861 категория надежности обусловливает содержание обязательств сетевой организации по обеспечению надежности снабжения электрической энергией энергопринимающих устройств, в отношении которых заключен договор.

Для первой и второй категорий надежности допустимое число часов отключения в год и сроки восстановления энергоснабжения определяются сторонами в договоре в зависимости от параметров схемы электроснабжения, наличия резервных источников питания и особенностей технологического процесса осуществляемой потребителем услуг (потребителем электрической энергии, в интересах которого заключен договор) деятельности, но не могут быть более величин, предусмотренных для третьей категории надежности.

Для первой категории надежности срок восстановления энергоснабжения не может превышать время автоматического восстановления питания, а допустимое число часов отключения в год не может быть более величины, предусмотренной для второй категории надежности.

Для второй категории надежности срок восстановления энергоснабжения определяется временем автоматического восстановления питания либо в случае отсутствия устройств автоматики для ввода резервного источника - временем выполнения оперативным персоналом сетевой организации переключений в электроустановках.

Время автоматического восстановления электроснабжения определяется при технологическом присоединении энергопринимающих устройств потребителя. В случае отсутствия указания времени автоматического восстановления электроснабжения в документах о технологическом присоединении такое время определяется сетевой организацией по согласованию с потребителем в зависимости от параметров схемы внешнего электроснабжения потребителя и применяемых в ней устройств сетевой автоматики как максимальное время действия автоматики восстановления питания от резервных источников.

Требования к сроку восстановления энергоснабжения энергопринимающих устройств первой и второй категории надежности не распространяются на случаи отключения нагрузки потребления энергопринимающих устройств действием противоаварийной автоматики. В указанных случаях восстановление электроснабжения таких потребителей от электрической сети сетевой организации производится по диспетчерской команде (разрешению) соответствующего диспетчерского центра субъекта оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике.

В представленных материалах Печорское управление Ростехнадзора указывает, что на производственно-опасном объекте АО «Воркутауголь» - «Шахта угольная «Заполярная» блок «Шахта Воркутинская», 01.08.2023 произошла остановка вентилятора главного проветривания ВЦД-42,5, установленного на вентиляционном стволе № 5 по причине отсутствия напряжения 6 кВ на вводах №№ 1 и 2, подключенных к подстанции «Южная», эксплуатируемой производственным отделением «Воркутинские электрические сети» филиала ПАО «Россети Северо-Запад» в Республики Коми. Общий простой вентилятора по причине отсутствия напряжения составил 52 минуты.

Печорским управлением Ростехнадзора в материалы был представлен также акт технического расследования причин инцидента, произошедшего на опасном производственном объекте «Шахта угольная «Заполярная 2» блок «Шахта Воркутинская» от 01.08.2023, на котором АО «Воркутауголь» было осуществлено расследование причин отключения электрической энергии на объекте Общества.

Из вышеуказанного акта следует, что причинами произошедшего инцидента явилось технологическое нарушение на ПС 110 кВ Южная, приведшее к прекращению энергоснабжения потребителей ПС 110 кВ Южная из-за аварийного отключения питающей ВЛ 110 кВ Воркута-Вентствол № 4 ш. Воркутинская № 1 (Вентялиционный ствол № 5) с отпайками.

Также с материалами представлено письмо ПАО «Россети Северо-Запад» от 02.08.2023 № МР2/5-50/201-39-22/1476, из которого следует, что отключение электрической энергии на объекте АО «Воркутауголь» 01.08.2023 произошло из-за аварийного отключения питающей ВЛ 110 кВ Воркута -Вентсвол № 4 ш. Воркутинская № 1 с отпайками.

Также Печорским управлением Ростехнадзора представлена схема электроснабжения РУ 6 кВ ВДЦ 42,5, из которой следует, что трансформаторы 10 МВА Т1 и Т2 являются двумя независимыми резервными источниками энергоснабжения вентиляторной установки вентиляционного ствола № 5. Также Печорское управление Ростехнадзора указывает, что отключение любого из трансформаторов для вывода в ремонт нарушает требования обеспечения надежности в соответствии с пунктом 14.1 Правил технологического присоединения и, соответственно, снижает надежность энергоснабжения потребителей, подключенных в РУ 6 кВ ПС «Южная» с I категории до III.

Печорское управление Ростехнадзора указывает, что в материалах расследования отсутствуют сведения об уведомлении АО «Воркутауголь» ПАО «Россети Северо-Запад» о выводе в ремонт трансформатора Т-2-10000 кВА о согласовании с АО «Воркутауголь» сроков планового ремонта трансформатора Т-2-10000 кВА. В связи с чем, по мнению Печорского управления Ростехнадзора, в действиях ПАО «Россети Северо-Запад» присутствуют нарушения требований подпунктов «б», «г» пункта 15 Правил № 861.

Материалами дела № 011/04/9.21-855/2023 Коми УФАС России установлено, что между ОАО «МРСК Северо-Запада» (в настоящее время ПАО «Россети Северо-Запад») и ОАО по добыче угля «Воркутауголь» (в настоящее время АО по добыче угля «Воркутауголь») был заключен договор от 12.12.2011 № М871/11-А на оказание услуг по передаче электрической энергии (далее — договор от 12.12.2011).

В соответствии с пунктом 1.1. договора от 12.12.2011 исполнитель обязуется оказывать потребителю услуги по передаче электрической энергии посредством осуществления комплекса организационно и технически связанных действий, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей, а потребитель обязуется принять и оплатить данные услуги в соответствии с условиями настоящего договора.

На основании пунктов 3.2.4 договора от 12.12.2011 исполнитель кроме прочего обязуется письменно информировать потребителя о плановых (текущих и капитальных ремонтах) энергетических объектах исполнителя в срок, не позднее 10 дней до их начала, которые влекут необходимость введения полного и (или) частичного ограничения режима потребления Потребителя.

В соответствии с пунктом 5.2 договора от 12.12.2011 порядок взаимодействия полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии определен сторонами в приложении № 12 к настоящему договору («Регламент взаимодействия сторон при ограничении режима потребления электрической энергии возобновлении электроснабжения»).

Приложением № 12 к договору от 12.12.2011 предусмотрен регламент взаимодействия Исполнителя и Потребителя при ограничении режима потребления электрической энергии и возобновления электроснабжения (далее — Приложения № 12).

На основании пункта 8 Приложения № 12 для потребителей I-ой категории надежности допускается перерыв энергоснабжения на время автоматического включения резервного источника питания. Резервный источник питания устанавливается потребителем и поддерживается им в состоянии готовности к использованию при возникновении отключений или введении ограничения потребления электрической энергии. При отсутствии резервного источника питания или нахождения его в нерабочем состоянии длительного допустимых перерывов в электроснабжении для потребителя I-ой категории надежности определяется в соответствии с пунктом 9 настоящего регламента.

В силу пункта 9 Приложения № 12 для потребителей II-III категории надежности допустимое число отключений в год составляет 72 часа, но не более 24 часов подряд, включая срок восстановления энергоснабжения, за исключением случае, когда для производства ремонта объектов сетевого хозяйства необходимы более длительные сроки, согласованные с уполномоченным органом по энергетическому надзору.

В соответствии с пунктом 12 Приложения № 12 при необходимости проведения ремонтных работ в электроустановках Исполнителя, связанных с частичным или полным ограничением режима потребления электрической энергии потребителем, исполнитель уведомляет потребителя за 10 до предстоящего ограничения.

На основании пункта 15 Приложения № 12 о введении в действие графика аварийного ограничения исполнитель уведомляет потребителя в порядке и срок, установленные нормативными актами. При наличии оснований для применения графиков аварийного ограничения, аварийные ограничения вводятся, в том числе без согласования с потребителем при необходимости принятия неотложных мер.

Из материалов дела № 011/04/9.21-855/2023 об административном правонарушении следует, что в 2015 году было осуществлено технологическое присоединение энергопринимающих устройств АО «Воркутауголь» - вент. ствол № 1 ш. «Воркутинская» г. Воркута микрорайон Южный, точка 1 (яч. 11 РУ-6кВ ПС «Южная»), точка 2 (яч. 22 РУ- 6 кВ ПС «Южная»), общая мощность 5810 кВт, категория надежности I к электрическим сетям ПАО «Россети Северо-Запад» - ПС 110 кВ «Южная».

Дополнительным соглашением от 15.12.2015 № 15 к договору оказания услуг по передаче электрической энергии № М871/11-А от 12.12.2011 в договор от 12.12.2011 был дополнен перечень точек присоединения и средств учета электрической энергии (мощности) следующими точками поставки:

- «ПС Южная 110/6/6, ЗРУ-6 кВ, яч. 11, РП «Вентствол № 1 ш. Воркутинская» - 1, (прибор учета № 217234777, показание 000097,5749);

- «ПС Южная 110/6/6, ЗРУ-6 кВ, яч. 22, РП «Вентствол № 1 ш. Воркутинская» - 2 (прибор учета № № 217234797, показания 000341,6887).

Из материалов дела № 011/04/9.21-855/2023 об административном правонарушении следует, что в адрес ПАО «Россети Северо-Запад» Прокуратурой города Воркуты было выдано представление об устранении нарушений законодательства в сфере электроэнергетики от 03.04.2023 № 07-02-2023/прдп255, в соответствии с которым Сетевой организации необходимо было осуществить ремонт на объектах электросетевого хозяйства — ПС 110 кВ «Южная», Т-2-16000 кВА.

Материалами дела № 011/04/9.21-855/2023 Коми УФАС России установлено, что ПАО «Россети Северо-Запад» на основании заявки № 2119/0 в период с 06:00 31.07.2023 по 18:00 04.08.2023 осуществляло ремонтные работы на объектах электросетевого хозяйства ПС 110 кВ «Южная». При выполнении указанных ремонтных работ были осуществлены технические мероприятия на вывод в ремонт Т-2-16 МВА, трансформатор Т-1-16 МВА с нагрузкой 5 МВт, напряжение на шинах ПС Южная 6,4 кВ остался в работе.

Как следует из материалов дела № 011/04/9.21-855/2023 01.08.2023 в 05 часов 18 минут на Объекте АО «Воркутауголь» произошла остановка вентилятора главного проветривания (ВГП) ВДЦ-42.5, установленного на Вентиляционном стволе № 5 ОПО «Шахта угольная «Заполярная 2» блок «Воркутинский» по причине отсутствия напряжения 6 кВ на вводе № 1 и вводе № 2 со стороны подстанции «Южная» принадлежащая ПАО «Россети Северо-Запад». В связи с отсутствием электроэнергии на высоковольтных вводах не осуществлялся запуск и переход с рабочего вентилятора на резервный вентилятор. Подача энергоснабжения была осуществлена 01.08.2023 06:30 (простой вентилятора составил 52 минуты).

Печорское управление Ростехнадзор указало, что при выводе ПАО «Россети Северо-Запал» в ремонт трансформатор Т-2-16000 кВА на подстанции ПС 110 кВ «Южная» Общество должно было уведомить об этом АО «Воркутауголь». Также Печорское управление Ростехнадзора указывает, что ПАО «Россети Северо-Запад» не обеспечило надлежащую поставку электрической энергии на Объекте потребителя, в связи с чем, в действиях ПАО «Россети Северо-Запад» имеются нарушения подпунктов «б», «г» пункта 15 Правил № 861.

ПАО «Россети Северо-Запад» в письме от 23.10.2023 № МР2/5/016-119-11-2/6844 (вх. № 7373/23 от 23.10.2023) указало, что уведомления о проведении ремонтных работ на трансформаторе Т-2-16000 кВА в адрес АО «Воркутауголь» в рассматриваемом случае не требовалось, поскольку в период его ремонта (с 31.07.2023 по 04.08.2023) действия по прекращению подачи и (или) ограничению подачи электрической энергии на Объекте АО «Ворктуауголь» (за исключением 01.08.2023, когда произошло отключение электрической энергии на 41 минуту) не осуществлялись.

Также ПАО «Россети Северо-Запад» указывает, что со стороны Общества не были нарушены требования Правил № 861 в части необеспечения Объекта АО «Воркутауголь» электрической энергией, поскольку отключение электрической энергии составило 41 минуту. При отключении электрической энергии у АО «Воркутауголь» должен был сработать резервный генератор, который обеспечивает аварийную броню на случай аварийного отключения электрической энергии. При отсутствии и (или) выводе из строя резервного генератора допустимое количество часов отключения электрической энергии не должно превышать 24 часа подряд, 72 часа в год. ПАО «Россети Северо-Запад» указало, что между Обществом и АО «Воркутауголь» был подписан акт согласования технической и (или) аварийной брони электроснабжения потребителя электрической энергии от 24.11.2020 № 013-210/29-2020, в соответствии с которым при отсутствии и (или) выводе из строя резервного генератора, ПАО «Россети Северо-Запад» не несет ответственности при отключении электрической энергии на Объекте потребителя.

В связи с чем, по мнению ПАО «Россети Северо-Запад» в действиях Общества отсутствует нарушения требований Правил № 861.

Согласно акту ПАО «Россети Северо-Запад» № 133 расследования причин аварии произошедшей 01.08.2023, по показаниям ТМ ОИК 01.08.2023 05:18 произошло аварийное отключение ВЛ 110 кВ Воркута — ПС Вентствол № 1 ш. Воркутинская № 1 с отпайками (ВЛ-115) с неуспешным АПВ. Работа защит: 1 ст. ТЗНП, МТЗ. Без напряжения ПС 110 кВ Южная, погашены промышленные потребители на величину 9 МВт. В 05,59 успешное РПВ ВЛ 110 кВ Воркута — ПС Вентствол № 1 ш. Воркутинская № 1 с отпайками (ВЛ-115), все потребители запитаны. 01.08.2023 бригадой службы воздушных линий проводились работу по осмотру ВЛ 110 кВ Воркута — ПС Вентствол № 1 ш. Вркутинская № 1 с отпайками (ВЛ-115) после автоматического отключения и отыскания причины отключения. В результата осмотра у опоры № 35 найдена птица, а также проволока, явившаяся причиной замыкания между проводом (шлейфом) и траверсой оп № 35 (приложение №№4,5).

Согласно пункту 1(1) Правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 № 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии в настоящих Правилах используются следующие основные понятия:

"ограничение режима потребления" - полное и (или) частичное ограничение режима потребления электрической энергии энергопринимающими устройствами и (или) объектами электроэнергетики потребителя, в том числе уровня потребления электрической энергии, осуществляемое в порядке и в случаях, которые определяются настоящими Правилами;

"частичное ограничение режима потребления" - ограничение режима потребления, вводимое в отношении энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики и предполагающее сокращение объема подачи электрической энергии (мощности) потребителю до уровня, определенного в соответствии с настоящими Правилами;

"полное ограничение режима потребления" - ограничение режима потребления, предполагающее прекращение подачи электрической энергии (мощности) потребителю в отношении энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики потребителя, ограничение режима потребления которыми подлежит введению в соответствии с настоящими Правилами.

Коми УФАС России установлено, что в период с 31.07.2023 по 04.08.2023 ПАО «Россети Северо-Запад» проводило плановые ремонтные работы на подстанции ПС 110 кВ «Южная», при проведении которых Обществом был отключен трансформатор Т-2-16000 кВА.

Вместе с тем, Объект АО «Воркутауголь» получал потребление электрической энергии от трансформатора Т-1-16000 кВА с нагрузкой 5 МВт.

Согласно акту согласования технической и (или) аварийной брони электроснабжения потребителя электрической энергии от 24.11.2020 № 013-210/29-2020 максимальная мощность вентилятора главного проветривания (ВЦД-42,5) составляет 3300 кВт.

ПАО «Россети Северо-Запад» в материалы дела № 011/04/9.21-855/2023 представлены график электроснабжения электрической энергии Объекта АО «Воркутауголь», в соответствии с которым 01.08.2023 в 05 часов 17 минут (за одну минуту до отключения электрической энергии) мощность на трансформаторе Т-1-16000 кВа составляла 3,8 мВт (3800 кВт).

Следовательно, материалам дела № 011/04/9.21-855/2023 об административном правонарушении Коми УФАС России установлено, что при выводе в ремонт трансформатора Т-2-16000 кВа на подстанции ПС 110 кВ «Южная», подача электрической энергии (мощности) на Объект АО «Воркутауголь» осуществлялась с помощью трансформатора Т-1-16000 кВа.

Кроме того, АО «Воркутауголь» в письме от 01.11.2023 исх/ву-23-007712 (вх. № 7657/23 от 01.11.2023) указало, что прекращение и (или) ограничение поставки электрической энергии за период с 31.07.2023 по 04.08.2023 (за исключением отключения 01.08.2023 в 05 час. 18 мин.) на Объект потребителя не осуществлялось.

Подпунктом «г» пункта 15 Правил № 861 предусмотрено, что при исполнении договора сетевая организация обязана в порядке и сроки, установленные договором, информировать потребителя услуг (потребителя электрической энергии, в интересах которого заключается договор) об аварийных ситуациях в электрических сетях, ремонтных и профилактических работах, влияющих на исполнение обязательств по договору.

Договором от 12.12.2011 (приложением № 12) предусмотрено, что уведомление в адрес потребителя со стороны Сетевой организации при выполнении ремонтных, аварийных работ должно быть направлено в случае, если при выполнении указанных работ будет осуществлено прекращение и (или) частичное ограничение подачи электрической энергии на Объект потребителя.

Коми УФАС России установлено, что прекращение и (или) ограничение поставки электрической энергии на Объект АО «Воркутауголь» в связи с проведением ремонтных работ на трансформаторе Т-2-16000 кВт за период проведения ремонтных работ (31.07.2023 по 04.08.2023) не происходило.

Также необходимо отметить, что актом согласования технической и (или) аварийной брони электроснабжения потребителя электрической энергии от 24.11.2020 № 013-210/29-2020 предусмотрено, что при возникновении или угрозе возникновения аварийных энергоэнергетических режимов (работа противоаварийнной автоматики) могут быть немедленно отключены, в том числе ПС 110 кВ «Южная» ячейки 26, 27, 22, 11, при этом Сетевая организация не несет ответственности за последствия, возникшие вследствие отсутствия у Потребителя автономных резервных источников питания при возникновении внерегламентных отключений, введение аварийных ограничений режима потребления электрической энергии (мощности) или использования противоаварийной автоматики и повлекшие за собой повреждение оборудования, угрозу жизни и здоровья людей, экологической безопасности и (или) безопасности государства, значительный материальный ущерб, необратимые (недопустимые) нарушения непрерывных технологических процессов производства.

В рассматриваемом случае отключение электрической энергии произошло из-за аварийной ситуации на объектах электросварочного хозяйства — ПС 110 кВ «Южная» от которой запитаны трансформаторы Т-1-16000 кВт и Т-2-16000 кВт, которые вышли из строя в связи с попаданием в указанную подстанцию птицы, что привело к замыканию между проводом (шлейфом) и траверсой оп. № 35.

Таким образом, в рассматриваемом случае при проведении ремонтных работ трансформатора Т-2-16000 кВт уведомлений со стороны ПАО «Россети Северо-Запад» в адрес АО «Воркутауголь» о проведении указанных ремонтных работ не требовалось, поскольку энергоснабжение Объекта АО «Воркутауголь» (за исключением 01.08.2023 с 05 час. 18 мин по 06 час. 30 минут, отключение которого произошло не по вине Сетевой организации) осуществлялось от трансформатора Т-1-16000 кВт.

В соответствии с пунктом 31(6) Правил № 861 допустимое количества часов отключения электрической энергии энергопринимающих устройств потребителя I категории должно быть предусмотрено сторонами в договоре, и не должно превышать более 24 часов подряд, 72 часа в год.

На основании пункта 8 Приложения № 12 для потребителей I-ой категории надежности допускается перерыв энергоснабжения на время автоматического включения резервного источника питания. Резервный источник питания устанавливается потребителем и поддерживается им в состоянии готовности к использованию при возникновении отключений или введении ограничения потребления электрической энергии. При отсутствии резервного источника питания или нахождения его в нерабочем состоянии длительного допустимых перерывов в электроснабжении для потребителя I-ой категории надежности определяется в соответствии с пунктом 9 настоящего регламента.

В силу пункта 9 Приложения № 12 для потребителей II-III категории надежности допустимое число отключений в год составляет 72 часа, но не более 24 часов подряд, включая срок восстановления энергоснабжения, за исключением случае, когда для производства ремонта объектов сетевого хозяйства необходимы более длительные сроки, согласованные с уполномоченным органом по энергетическому надзору.

АО «Воркутауголь» в письме от 01.11.2023 исх/ву-23-007712 (вх. № 7657/23 от 01.11.2023) указало, что на Объекте Общества отсутствует резервный источник питания, в связи с чем, отключение электрической энергии на объекте потребителя не должно превышать 24 часа подряд, 72 часа в год.

Вместе с тем, материалами дела № 011/04/9.21-855/2023 об административном правонарушении установлено, что отключение 01.08.2023 электрической энергии на Объекте АО «Воркутауголь» не превысило 24 часов подряд, 72 часа в год.

В соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в том числе виновность лица в совершении административного правонарушения.

В силу ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Материалами дела № 011/04/9.21-855/2023 об административном правонарушении Коми УФАС России установлено, что у ПАО «Россети Северо-Запад» в рассматриваемом случае отсутствовала обязанность по уведомлению АО «Воркутауголь» при проведении ремонтных работ на трансформаторе Т-2-16000 кВа в период с 31.07.2023 по 04.08.2023.

Также Коми УФАС России установлено, что отключение электрической энергии 01.08.2023 на Объекте АО «Воркутауголь» не превысило допустимое число часов отключения электрической энергии подряд (в год), установленных Правилами № 861.

Таким образом, оснований полагать, что в действиях ПАО «Россети Северо-Запад» присутствуют нарушения требований подпунктов «б», «г» пункта 15 Правил № 861, у Коми УФАС России не имеется.

При таких обстоятельствах в действиях ПАО «Россети Северо-Запад» отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.

На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 24.5, частью 1 статьи 28.9, частью 2 статьи 29.4, статьями 29.9, 29.10 КоАП РФ,

 

ПОСТАНОВИЛ:

 

Прекратить производство по делу № 011/04/9.21-855/2023 об административном правонарушении в отношении ПАО «Россети Северо-Запад» ввиду отсутствия состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.

В соответствии со статьями 30.2, 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано вышестоящему должностному лицу, в вышестоящей орган либо в суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно статье 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу:

1) после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано;

2) после истечения срока, установленного для обжалования решения по жалобе, протесту, если указанное решение не было обжаловано или опротестовано, за исключением случаев, если решением отменяется вынесенное постановление;

3) немедленно после вынесения не подлежащего обжалованию решения по жалобе, протесту, за исключением случаев, если решением отменяется вынесенное постановление.

 

 

<....> <....>

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

<....>

тел.(8212) 21-41-29 в<....>

 

2023-4832

 

 

Связанные организации

Филиал ПАО "Россети Северо-Запад" в Республике Коми
ИНН 7802312751, ОГРН 1047855175785
АО по добыче угля "Воркутауголь"
ИНН 1103019252, ОГРН 1021100807452
ПАО "Россети Северо-Запад"
ИНН 7802312751, ОГРН 1047855175785