Акт внеплановой камеральной проверки (комиссия) №ОД/3245/24 Решение от 30 мая 2024 г.

Управление
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Вопрос: Об установлении дополнительных требований к участникам закупок услуг по обеспечению охраны объектов (территорий), в том числе о наличии опыта.(Письмо Минфина России от 14.04.2023 N 24-06-09/33774)


 

Решение


 

 

РЕШЕНИЕ

по внеплановой проверке № 011/06/99-491/2024

29 мая 2024 года                                                                                                            г. Сыктывкар

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по проведению внеплановых проверок, в составе: <...> (далее - Комиссия Коми УФАС России), при проведении внеплановой проверки на основании пункта 2 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44- ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе) по обращению Ассоциации содействия общественному контролю за соблюдением требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок «Общественный контроль» (далее - АСО «Общественный контроль») от 06.05.2024 № 050443 (вх. от 16.05.2024 № 4872-ЭП/24), содержащее доводы о возможном нарушении заказчиком - государственным бюджетным учреждением здравоохранения Республики Коми «Сыктывдинская центральная районная больница» (далее - ГБУЗ РК «Сыктывдинская ЦРБ») законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд при осуществлении закупки способом запроса котировок в электронной форме «Оказание услуг охраны (2)», извещение № 0307300061824000060 (далее - закупка), в части неустановления в извещении о закупке дополнительных требований к участникам закупки в соответствии с позицией 34 приложения к постановлению Правительства РФ от 29.12.2021 № 2571 «О требованиях к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации» (далее - постановление Правительства РФ от 29.12.2021 № 2571),

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми поступило обращение АСО «Общественный контроль» от 06.05.2024 № 050443 (вх. от 16.05.2024 № 4872-ЭП/24), содержащее доводы о возможном нарушении заказчиком - ГБУЗ РК «Сыктывдинская ЦРБ» законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд при осуществлении закупки, в части неустановления в извещении о закупке дополнительных требований к участникам закупки в соответствии с позицией 34 приложения к постановлению Правительства РФ от 29.12.2021 № 2571 (далее - обращение).

В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 99 Закона о контрактной системе контроль в сфере закупок, за исключением контроля, предусмотренного частями 5, 8 и 10 настоящей статьи, с учетом части 4 настоящей статьи осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.

Согласно подпункту а) пункта 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе контрольный орган в сфере закупок проводит внеплановую проверку, в том числе, на основании получения информации о признаках нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, в том числе заявления, сообщения физического лица, юридического лица либо осуществляющих общественный контроль общественного объединения или объединения юридических лиц, в которых указывается на наличие признаков нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок.

В связи с наличием в обращении признаков возможных нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок при осуществлении ГБУЗ РК «Сыктывдинская ЦРБ» закупки, Коми УФАС России принято решение о проведении внеплановой проверки по доводам обращения.

АСО «Общественный контроль», ГБУЗ РК «Сыктывдинская ЦРБ» о месте и времени проведения внеплановой проверки извещены.

ГБУЗ РК «Сыктывдинская ЦРБ» в письме от 28.05.2024 № 1486 (вх. от 28.05.2024 № 5321-ЭП/24) представлены письменные возражения относительно доводов обращения.

 

Внеплановая проверка проводится в порядке, установленном Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, утвержденными Постановлением Правительства от 01.10.2020 № 1576 (далее - Правила осуществления контроля в сфере закупок ).

В соответствии с пунктом 28 Правил осуществления контроля в сфере закупок, внеплановая проверка проведена контрольным органом коллегиально, без проведения заседания комиссии антимонопольного органа (без явки сторон).

Комиссия Коми УФАС России, рассмотрев материалы внеплановой проверки, сведения о закупке, содержащиеся в Единой информационной системе в сфере закупок, пришла к следующим выводам.

1. Заказчиком осуществления закупки способом запроса котировок в электронной форме «Оказание услуг охраны (2)» явилось ГБУЗ РК «Сыктывдинская ЦРБ».

Объект закупки - «Оказание услуг охраны (2)».

Начальная (максимальная) цена контракта составила 245 915,76 руб.

Извещение о проведении закупки размещено на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www. zakupki.gov.ru - 06.03.2024.

2. В силу статьи 6 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.

Согласно части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.

В силу частей 1, 2 статьи 8 Закона о контрактной системе, контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Одним из конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является, согласно пункту 3 части 2 статьи 24 Закона о контрактной системе, в том числе, запрос котировок в электронной форме (далее - электронный запрос котировок).

Согласно части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе электронный запрос котировок начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки.

В силу пункта 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию, в том числе о требованиях, предъявляемых к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требованиях, предъявляемых к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).

В соответствии с пунктом 3 части 2, части 3 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, участникам отдельных видов закупок дополнительные требования, в том числе к наличию опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, а также перечень информации и документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе.

Указанные дополнительные требования, а также перечень информации и документов, подтверждающих соответствие участников закупок таким требованиям, установлены Постановлением Правительства РФ от 29.12.2021 № 2571.

Согласно частям 4, 5 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.

Информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).

В подпункте а) пункта 1 Постановления Правительства РФ от 29.12.2021 № 2571 установлено, что к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, участникам отдельных видов закупок товаров, работ, услуг предъявляются дополнительные требования согласно приложению. Соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям подтверждается информацией и документами, предусмотренными приложением к настоящему постановлению.

Позицией 34 Приложения к Постановлению Правительства РФ от 29.12.2021 № 2571 установлено дополнительное требование к участникам закупки, объектом которой являются услуги по обеспечению охраны объектов (территорий).

Согласно позиции 34 приложения к постановлению Правительства РФ от 29.12.2021 № 2571 к участникам закупки услуг по обеспечению охраны объектов (территорий) применяются следующие дополнительные требования: наличие опыта исполнения участником закупки договора, предусматривающего оказание услуг по обеспечению охраны объектов (территорий). Цена оказанных услуг должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

В соответствии с абзацем 8 подпункта «а» пункта 3 постановления Правительства РФ от 29.12.2021 № 2571 позиции 24 - 31 и 33 - 35 приложения могут не применяться в случае, если при осуществлении закупки начальная (максимальная) цена контракта не превышает 500 тыс. рублей.

Таким образом, заказчик при осуществлении закупки услуг по обеспечению охраны объектов (территорий) устанавливает к участникам закупки дополнительное требование, предусмотренное позицией 34 приложения к постановлению Правительства РФ от 29.12.2021 № 2571, если начальная (максимальная) цена контракта превышает 500 тыс. рублей.

Заказчик, рассматривая вопрос об установлении дополнительных требований к участникам закупки, должен руководствоваться действующим законодательством Российской Федерации и исходить из сформированного объекта закупки, в том числе учитывая вид работ, услуг, тип объекта, а также начальную (максимальную) цену контракта.

Указанная позиция обозначена также в письме Минфина России от 14.03.2023 № 24-06-09/33774.

Согласно условиям извещения № 0307300061824000060 о закупке способом запроса котировок в электронной форме «Оказание услуг охраны (2)», начальная (максимальная) цена контракта по закупке составляет 245 915,76 руб.

Начальная (максимальная) цена контракта по закупке не превышает 500 тыс. руб., следовательно, с учетом требований абзаца 8 подпункта «а» пункта 3 постановления Правительства РФ от 29.12.2021 № 2571, в рассматриваемом случае дополнительные требования по позиции 34 приложения к постановлению Правительства РФ от 29.12.2021 № 2571 к участникам закупки услуг по обеспечению охраны объектов (территорий) могли заказчиком не применяться.

Извещением о закупке дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с позицией 34 приложения к постановлению Правительства РФ от 29.12.2021 № 2571 не установлены.

Бездействие заказчика - ГБУЗ РК «Сыктывдинская ЦРБ» в части неустановления в извещении об осуществлении закупки дополнительного требования к участникам закупки, предусмотренного позицией 34 приложения к Постановлению Правительства РФ от 29.12.2021 № 2571, не противоречит части 4 статьи 31 Закона о контрактной системе.

С учетом всех вышеизложенных обстоятельств, руководствуясь пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, пунктами 33, 34 раздела V Правил осуществления контроля в сфере закупок, Комиссия Коми УФАС России,

РЕШИЛА:

1. По результатам внеплановой проверки нарушение заказчиком - ГБУЗ РК «Сыктывдинская ЦРБ» законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд при осуществлении закупки, в части неустановления в извещении об осуществлении закупки дополнительного требования к участникам закупки, предусмотренного позицией 34 приложения к Постановлению Правительства РФ от 29.12.2021 № 2571, не подтверждено.

Бездействие заказчика - ГБУЗ РК «Сыктывдинская ЦРБ» в части неустановления в извещении об осуществлении закупки дополнительного требования к участникам закупки, предусмотренного позицией 34 приложения к Постановлению Правительства РФ от 29.12.2021 № 2571, не противоречит части 4 статьи 31 Закона о контрактной системе.

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Председатель комиссии <...>

   

Члены комиссии: <...> <...>

 

 

 

 

 

 

 

 

2024-3686

 

 

Связанные организации

ГБУЗ РК "Сыктывдинская ЦРБ"
ИНН 1109000650, ОГРН 1021100970472
АСО "Общественный контроль"
ИНН 5031148944, ОГРН 1225000134336