Предупреждение №02-01/7762 Предупреждение О ПРЕКРАЩЕНИИ ДЕЙСТВИЙ (БЕЗДЕЙСТВИЯ), КОТОРЫЕ... от 25 сентября 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

Управление Федеральной антимонопольной службы

по республике Коми

 

 

П Р Е Д У П Р Е Ж Д Е Н И Е

 

О ПРЕКРАЩЕНИИ ДЕЙСТВИЙ (БЕЗДЕЙСТВИЯ),
КОТОРЫЕ СОДЕРЖАТ ПРИЗНАКИ НАРУШЕНИЯ

АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

 

25 сентября 2020 года

 

 

№02-01/7762

город Сыктывкар

 

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми поступило заявление <…> исх. от 22.06.2020 (вх. № 3262 от 25.06.2020) на действия ООО «Ухтажилфонд» (далее – Общество, региональный оператор) по навязыванию невыгодных условий при заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее – ТКО).

Согласно пункту 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования).

Для квалификации действий хозяйствующего субъекта по статье 10 Закона о защите конкуренции необходимо, чтобы на соответствующем товарном рынке он занимал доминирующее положение, совершил действия (бездействие), характеризующиеся как злоупотребление этим положением, и это привело (создало угрозу) недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

ООО «Ухтажилфонд» как региональный оператор по обращению с ТКО занимает доминирующее положение на товарном рынке услуг по обращению с ТКО на территории Республики Коми.

Как следует из материалов заявления, между ООО «Ухтажилфонд» и <…> заключен договор № 5803/РО-П/2019 от 01.09.2019 на оказание услуг по обращению с ТКО (далее – договор).

Как указывает заявитель, у него имеется один контейнер объемом 0,75 м3. Договором установлено, что учет объема и (или) массы ТКО осуществляется исходя из количества и объема контейнеров для складирования твердых коммунальных отходов.

По мнению заявителя, коммерческий учет, исходя из количества и объема контейнеров для складирования ТКО применен региональным оператором неосновательно, поскольку ИП <…> не ведётся раздельный учёт ТКО.

          Письмом от 03.03.2020 ООО «Ухтажилфонд» направило в адрес заявителя проект дополнительного соглашения от 01.02.2020 к договору, определяющего объем услуг по обращению с ТКО. Указанные изменения региональный оператор мотивировал тем, что увеличилась периодичность вывоза ТКО при температуре +5 и выше -1 раз  в сутки, а при +4 и ниже – не реже одного раза  в 3 суток. 

По мнению заявителя, заявленная региональным оператором цена за оказанные услуги  необоснованно завышена, расчет произведен неверно.

           В ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон об отходах) определено, что региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее также - региональный оператор) - юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне деятельности регионального оператора.

В соответствии со ст. 24.7 Закона об отходах региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности. Региональные операторы вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов.

По договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.

Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 утверждены Правила обращения с твердыми коммунальными отходами (далее – Правила № 1156), которыми установлен, в том числе порядок заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО.

Согласно пункту 5 Правил № 1156 договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается между потребителем и региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места (площадки) их накопления, в порядке, предусмотренном разделом I(1) настоящих Правил.

Из материалов заявления следует, что ИП <…> принадлежит здание, расположенное по адресу: г. Ухта, ул. Совхозная, д. 25.

Как следует из п. 12 договора № 5803/РО-П/2019 от 01.09.2019, заключенного между ИП <…> и ООО «Ухтажилфонд», стороны согласились производить учёт объёма и (или) массы ТКО исходя из количества и объёма контейнеров для складирования ТКО. Согласно приложению № 1 к указанному договору, объём принимаемых ТКО за год – 9,000 м3, периодичность вывоза ТКО – 3 раза в месяц.

Письмом от 03.03.2020 № РО-5639/нс в адрес ИП <…> ООО «Ухтажилфонд» было направлено дополнительное соглашение от 01.02.2020.

Согласно приложению № 2к договору от 01.09.2019 в редакции дополнительного соглашения № 1 от 01.02.2020 расчет следующий:

Количество контейнеров по объекту: магазин смешанных товаров, характеристика места накопления: контейнер 0,75, объём – 075, количество 1

Период

Количество раз в день

Количество за месяц

Итого за период

Тариф руб. без НДС

Объем на период

Ставка НДС

Сумма руб. без НДС

Сумма НДС

Сумма руб. с НДС

Представление

01.01.2020

1

3

3

758,27

2,25000

Без НДС

1706,11

0,00

1706,11

Январь- 3 раза

01.02.2020

1

10

10

758,27

7,50000

Без НДС

5687,03

0,00

5687,03

Февраль -10 раз в месяц

01.03.2020

1

10

10

758,27

7,50000

Без НДС

5687,03

0,00

5687,03

Март -10 раз в месяц

01.04.2020

1

10

10

758,27

7,50000

Без НДС

5687,03

0,00

5687,03

Апрель- 10 раз в месяц

01.05.2020

1

31

31

758,27

25,2500

Без НДС

17629,78

0,00

17629,78

Ежедневно

01.06.2020

1

30

30

758,27

25,2500

Без НДС

17061,08

0,00

17061,08

Ежедневно

01.07.2020

1

31

31

834,02

25,2500

Без НДС

19390,97

0,00

19390,97

Ежедневно

01.08.2020

1

31

31

834,02

25,2500

Без НДС

19390,97

0,00

19390,97

Ежедневно

01.09.2020

1

30

30

834,02

25,50000

Без НДС

18765,45

0,00

18765,45

Ежедневно

01.10.2020

1

11

11

834,02

8,25000

Без НДС

6880,67

0,00

6880,67

Октябрь – 11 раз в месяц

01.11.2020

1

10

10

834,02

7,50000

Без НДС

6255,15

0,00

6255,15

Ноябрь – 11 раз в месяц

01.12.2020

1

10

10

834,02

7,50000

Без НДС

6 225,15

0,00

6 225,15

Декабрь -10 раз в месяц

Итого по договору

130 396,42

0,00

130 396,42

 

Согласно частям 1, 2 статьи 24.10 Закона № 89-ФЗ определение объема и (или) массы твердых коммунальных отходов осуществляется в целях расчетов по договорам в области обращения с ТКО в соответствии с правилами коммерческого учета объема и (или) массы ТКО, утвержденными Правительством Российской Федерации.

В случаях, определенных Правительством Российской Федерации, объем и (или) масса ТКО определяются исходя из нормативов накопления ТКО. Нормативы накопления ТКО утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо органом местного самоуправления поселения или городского округа (в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации).

Приказом Министерства энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и тарифов Республики Коми от 20.12.2018 № 70/42-Т для ООО «Ухтажилфонд» установлен предельный единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с ТКО на территории Республики Коми.

 

          Приказом Министерства энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и тарифов Республики Коми от 30.12.2016 № 20/24-Т утверждены нормативы накопления ТКО на территории Республики Коми в зависимости от категории объектов. 

Типовой формой договора на оказание услуг по обращению с ТКО, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156, предусмотрено, что учет объема и (или) массы ТКО производится в соответствии с Правилами коммерческого учета объема ТКО, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 №  505 (далее – Правила № 505). 

Согласно пункту 5 Правил № 505 коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется:

а) расчетным путем исходя из:

нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема;

количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов;

б) исходя из массы твердых коммунальных отходов, определенной с использованием средств измерения.

В соответствии с пунктом 6 Правил № 505 в целях осуществления расчетов с собственниками твердых коммунальных отходов коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с подп. «а» пункта 5 настоящих Правил.

В соответствии с пунктом 8 Правил № 505, при раздельном накоплении твердых коммунальных отходов в целях осуществления расчетов по договорам в области обращения с твердыми коммунальными отходами коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с абзацем третьим подпункта "а" пункта 5 настоящих Правил.

Таким образом, при раздельном учете ТКО коммерческий учет осуществляется исходя из количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов.

В соответствии с Правилами обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 31.08.2018 № 1039 (далее – Правила № 1039):

места (площадки) накопления ТКО создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления ТКО путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления ТКО (пункт 3).

В силу пунктов 11, 12 Правил № 1039 уполномоченный орган ведет реестр  мест (площадок) накопления ТКО, куда вносятся сведения о создании места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов.

Согласно пункту 18 Правил № 1039 раздел «Данные о собственниках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов» содержит сведения:

для юридических лиц - полное наименование и основной государственный регистрационный номер записи в Едином государственном реестре юридических лиц, фактический адрес.

  Согласно ч. 2 ст. 13.4 Закона об отходах накопление отходов может осуществляться путем их раздельного складирования по видам отходов, группам отходов, группам однородных отходов (раздельное накопление).

  Согласно ч. 6 ст. 13.4 Закона об отходах накопление твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации, и порядком накопления (в том числе раздельного накопления) твердых коммунальных отходов, утвержденным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

          Раздельное накопление сортированных твердых коммунальных отходов следует считать организованным в случае утверждения органом государственной власти субъекта Российской Федерации порядка раздельного накопления твердых коммунальных отходов и фактического выполнения потребителями разделения таких отходов по установленным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации видам отходов и складирование сортированных твердых коммунальных отходов в отдельных контейнерах для соответствующих видов твердых коммунальных отходов (Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 16.06.2020 N Ф06-62643/2020 по делу № А57-21232/2019).

         Постановлением Правительства РК от 15.06.2017 № 302 утвержден Порядок накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Республики Коми.

Из материалов заявления следует, что по адресу: г. Ухта, пгт. Шудаяг, ул. Совхозная, д. 25, имеется контейнер объемом 0,75 м3, собственник места (площадки) накопления ТКО - <…> Сведения о раздельном накоплении ТКО отсутствуют.

Согласно письменным пояснениям ИП <…> от 21.07.2020 (вх. № 3804 от 27.07.2020) раздельное накопление ТКО на объекте не предусмотрено, в связи с чем, ведение коммерческого учёта по объекту должно производится исходя из положений абзаца второго подпункта «а» пункта 5 Правил № 505.

 Согласно письменным пояснениям ООО «Ухтажилфонд» от 28.07.2020 № РО-12449/ис (вх. № 3885 от 31.07.2020), в рассматриваемом случае не применен учёт ТКО исходя из норматива ввиду отсутствия обращения потребителя об изменении способа коммерческого учёта объёма образования ТКО на дату представления ответа в адрес регионального оператора. При обращении ИП <…> в адрес ООО «Ухтажилфонд» об изменении способа коммерческого учёта ТКО исходя из нормативов накопления, договорные отношения будут пересмотрены.

Из разъяснений ФАС России от 26.09.2011 № ИА/36399 следует, что под навязыванием контрагенту условий договора, невыгодных для него, следует понимать злоупотребление занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом правом на свободное заключение договора в форме совершения действий (бездействия), понуждающих (вынуждающих) контрагентов такого субъекта вступать в договорные отношения на невыгодных для него условиях, и тем самым ущемляющих интересы контрагентов.

Согласно методическим указаниям ФАС России от 24.12.2012 № ИА/43953/12 в качестве навязывания могут рассматриваться только активные действия лица, занимающего доминирующее положение на соответствующем товарном рынке, связанные с предложением экономически зависимому субъекту заведомо невыгодных и (или) не относящихся к предмету договора условий, которые правомерно оспариваются контрагентом. В предмет доказывания по данной категории входит установление следующих обстоятельств:

- отсутствие нормативных актов, обуславливающих включение в договор соответствующих условий;

- невыгодность предлагаемых условий либо неотносимость их к предмету заключаемого договора;

- заявление обратившимся за заключением договора субъектом возражений (сопроводительные письма, протоколы разногласий, протоколы совещаний по обсуждению условий договоров и т.д.).

При этом не может рассматриваться в качестве навязывания предъявление незаконных требований к контрагенту, которые им не оспариваются и принимаются к исполнению. 

Письмом от 03.03.2020 ООО «Ухтажилфонд» ИП <…> было направлено дополнительное соглашение от 01.02.2020 к договору от 01.09.2020.

Письмом от 06.03.2020 ИП <…> направил возражения относительно выставленного счета от 19.02.2020, согласно которому объём вывезенных ТКО составил 7,500 куб.м. согласно дополнительному соглашению от 01.02.2020.

Письмом от 31.03.2020 ООО «Ухтажилфонд» в ответ на письмо заявителя от 06.03.2020 указало, что региональный оператор действует в соответствии с нормами законодательства, в связи с чем, направил дополнительное соглашение от 01.02.2020, согласно которому коммерческий учёт ТКО для ИП <…> изменен.

Письмом от 25.05.2020 ИП <…> вновь направил возражения в адрес ООО «Ухтажилфонд» относительно расчета платы за услугу по обращению с ТКО.

Письмом от 25.05.2020 ООО «Ухтажилфонд» в адрес ИП <…> указало на правомерность действий по направлению дополнительного соглашения.

Таким образом, изменения, вносимые ООО «Ухтажилфонд» в заключенный между сторонами договор в части коммерческого учёта ТКО, не приняты ИП <…>  к исполнению.

При таких обстоятельствах в действиях ООО «Ухтажилфонд», выразившихся в навязывании ИП <…> невыгодных условий договора на оказание услуг по обращению с ТКО № 5803/РО-П/2019 от 01.09.2019 в соответствии с дополнительным соглашением от 01.02.2020 в части учёта в 2020 году коммерческого учёта объёма ТКО исходя из количества и объёма контейнеров для складирования ТКО, а не исходя из норматива накопления ТКО, установленного приказом Министерства энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и тарифов Республики Коми от 30.12.2016 № 20/24-Т, что привело (могло привести) к ущемлению интересов ИП <…>  в сфере предпринимательской  деятельности, установлены признаки нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

В силу частей 1, 2 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции  в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия) и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения (далее - предупреждение).

Предупреждение выдается лицам в случае выявления признаков нарушения, в том числе пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

В связи с чем, Коми УФАС России на основании статьи 39.1 Закона о защите конкуренции предупреждает о необходимости прекращения указанных действий путем направления в адрес ИП <…> дополнительного соглашения к договору по обращению с ТКО, предусматривающего коммерческий учёт объёма ТКО исходя из норматива накопления ТКО, установленного приказом Министерства энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и тарифов Республики Коми от 30.12.2016 № 20/24-Т.

Данное предупреждение подлежит исполнению в месячный срок с даты получения настоящего предупреждения.   

О выполнении предупреждения сообщить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения, с приложением копий документов, подтверждающих его исполнение.

 

 

<…>                                                    

Связанные организации

Связанные организации не указаны