Определение №02-16/1369 прекращение производства по делу от 28 февраля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

Управление Федеральной антимонопольной службы

по республике Коми

 

Определение

 

О  ПРЕКРАЩЕНИИ  ПРОИЗВОДСТВА  ПО  ДЕЛУ  № 011/05/18-1172/2022

 

 

28 февраля 2023 года

 

 

 

                        № 02-16/1369

г. Сыктывкар

<…> (по адресу)

 

ООО МКК «Академическая»

 

Красноярская ул., д. 35,

оф. 1204, г. Новосибирск,

630132

                                                            

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми (далее – Комиссия, Коми УФАС России) по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, в составе:

председатель Комиссии – <…>;

члены Комиссии: <…>; <…>;

рассмотрев дело № 011/05/18-1172/2022, возбужденное в отношении ООО МКК «Академическая», ОГРН 1195476007605, ИНН 5407973316, адрес места нахождения: 630132, Новосибирская обл., г. Новосибирск, ул. Красноярская, д. 35, офис 1204, по факту распространения 29.11.2022 в 13 часов 26 минут на абонентский номер <…> с абонентского номера <…> рекламного звонка с признаками нарушения требований ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе),

в отсутствие заявителя – <…> и ООО МКК «Академическая», надлежащим образом извещенных о дате, времени и месте рассмотрения дела;

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Коми УФАС России поступило заявление <…> (далее – <…>, заявитель) от 29.11.2022 (вх. № 6376-э от 29.11.2022) о распространении на его абонентский номер рекламного звонка с нарушением требований рекламного законодательства.

По результатам рассмотрения указанного заявления было принято решение о возбуждении дела № 011/05/18-1172/2022 в отношении ООО МКК «Академическая» по признакам нарушения ч. 1 ст. 18 Закона о рекламе, о чем вынесено соответствующее определение № 03-01/10171 от 29.12.2022.

Определением от 26.01.2023 № 02-16/555 срок рассмотрения дела № 011/05/18-1172/2022 продлен, рассмотрение дела отложено на 28.02.2023.

По результатам рассмотрения дела № 011/05/18-1172/2022 (далее – рекламное дело) установлено следующее.

На абонентский номер заявителя <…> с абонентского номера <…> 29.11.2022 в 13 часов 26 минут поступил рекламный звонок следующего содержания:

«– Он будет записан.

– Говори.

– <…>?

– Компания «Веб-займ», меня зовут <…>, уделите пару минут Вашего внимания. У Вас есть реальная возможность выиграть до тридцати тысяч рублей, у нас сейчас проходит акция «Подарки каждый день», для участия в акции нужно оформить займ по специальному промокоду …

– А ты живой человек, алё, алё!

– Да, конечно.

– А, ну смотри, я, короче, разговор записал через приложение «Росспам», в ФАС отправляю жалобу на рекламный звонок, удалите мой номер из базы либо будете штрафами постоянно платить за такие звонки, понятно?

– … не отказываться, для участия Вы можете …

– Так, ладно, всё понятно».

Из детализации услуг связи по абонентскому номеру заявителя за 29.11.2022, представленной ПАО «ВымпелКом», следует, что рассматриваемый звонок был осуществлен в 15 часов 24 минуты.

В соответствии с положениями, установленными п. 1 ст. 3 Закона о рекламе, реклама – информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Вышеуказанная информация содержит все правовые признаки рекламы:

- распространена посредством телефонного звонка;

- адресована неопределенному кругу лиц;

- направлена на привлечение внимания к объектам рекламирования: компании «Веб-займ», акции «Подарки каждый день», формирование или поддержание интереса к ним, и их продвижение на рынке.

Таким образом, указанная информация, распространенная посредством телефонного звонка на абонентский номер заявителя, является рекламой (далее – рассматриваемая реклама).

В силу положений, установленных ч. 1 ст. 18 Закона о рекламе, распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. При этом реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено. Рекламораспространитель обязан немедленно прекратить распространение рекламы в адрес лица, обратившегося к нему с таким требованием.

Согласно п. 15 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» в данном случае под абонентом или адресатом надлежит понимать лицо, на чей адрес электронной почты или телефон поступило соответствующее рекламное сообщение. Закон о рекламе не определяет порядок и форму получения предварительного согласия абонента на получение рекламы по сетям электросвязи. Следовательно, согласие абонента может быть выражено в любой форме, достаточной для его идентификации и подтверждения волеизъявления на получение рекламы от конкретного рекламораспространителя.

Заявитель указывает, что своего согласия на получение рассматриваемой рекламы он не давал.

Согласно ч. 7 ст. 38 Закона о рекламе за нарушение требований, установленных ч. 1 ст. 18 Закона о рекламе, несет ответственность рекламораспространитель.

В силу п. 7 ст. 3 Закона о рекламе рекламораспространитель – лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Из материалов рекламного дела усматривается, что рекламораспространителем рассматриваемой рекламы является ООО МКК «Академическая» (далее также Общество).

ООО МКК «Академическая» представило в материалы рекламного дела письменную информацию и копии документов, из которых следует, что Общество осуществляет профессиональную деятельность по предоставлению займов физическим лицам дистанционно посредством сети Интернет.

Как пояснило ООО МКК «Академическая», 24.10.2023 заявитель обратился в Общество с заявлением о предоставлении потребительского займа; между Обществом и заявителем 24.10.2022 был заключен договор потребительского кредита (займа) № <…> (копии заявления и договора приложены).

ООО МКК «Академическая» пояснило, что подписание документов осуществлялось посредством простой электронной подписи. ООО МКК «Академическая» сформировало пакет электронных документов, в том числе Согласие на получение рекламы, и направило заемщику через его личный кабинет на сайте Общества для ознакомления и подписания. Также в целях подписания документов Обществом на номер телефона заемщика <…> был направлен код простой электронной подписи посредством СМС-сообщения. Электронный пакет документов, в том числе Согласие на получение рекламы, был подписан заемщиком 24.10.2022.

ООО МКК «Академическая» указывает, что подписанное заявителем Согласие на получение рекламы подтверждает наличие его согласия на получение рассматриваемой рекламы, в связи с чем, Обществом соблюдены требования ч. 1 ст. 18 Закона о рекламе.

Представленное в материалы рекламного дела Согласие на получение рекламы содержит персональные данные заявителя: Ф.И.О., адрес регистрации, паспортные данные. В Согласии на получение рекламы, в том числе указано, что заявитель выражает свое согласие на получение в будущем любой информации об услугах ООО МКК «Академическая», в том числе любых информационных материалов рекламного характера, с помощью СМС-сообщений и (или) голосовых сообщений на номера телефонов, указанные заявителем в заявлении о предоставлении займа.

В заявлении о предоставлении займа от 24.10.2022 указан абонентский номер заявителя <…>, на который 29.11.2022 была распространена рассматриваемая реклама.

Учитывая вышеизложенные обстоятельства, Комиссия пришла к выводу о наличии в рассматриваемом случае предварительного согласия заявителя на получение на его абонентский номер рассматриваемой рекламы.

При таких обстоятельствах в ходе рассмотрения дела наличие фактов нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе не подтвердилось.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 40 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.11.2020 № 1922 (далее – Правила), рассмотрение дела подлежит прекращению антимонопольным органом в случае неподтверждения в ходе рассмотрения дела наличия фактов нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

На основании изложенного, руководствуясь подпунктом «а» пункта 40, пунктом 41 Правил, Комиссия

 

ОПРЕДЕЛИЛА:

 

Производство по делу № 011/05/18-1172/2022 в отношении ООО МКК «Академическая» прекратить.

 

Приложение в первый адрес: копия определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении на __ л. в 1 экз.

 

 

Председатель Комиссии

                                      

 <…>

 

 

 

Члены Комиссии

 

<…>

 <…>

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны