Решение №04-02/7415 жалоба по 44-фз от 24 сентября 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

Управление Федеральной антимонопольной службы

по республике Коми

 

Заявитель:

Общество с ограниченной        

ответственностью «Винар-М»

 

Краснобогатырская ул., д.2, стр.2, пом.53,

г. Москва, 107564

 

а/я 8, г. Москва, 105094

 

ИНН: 7710280179

КПП: 771801001

ОКПО: 18405499

ОГРН: 1027739507289

 

Заказчик:

Федеральное казенное учреждение здравоохранения

«Медико-санитарная часть № 11

Федеральной службы исполнения наказаний»

 

Домны Каликовой ул., д.19А,

г. Сыктывкар, Республика Коми, 167981

 

ИНН: 1116004430

КПП: 110101001

ОКПО: 08833314

ОГРН: 1021101053698

 

Оператор электронной

торговой площадки:

Общество с ограниченной ответственностью

«РТС-тендер»

 

ko@rts-tender.ru

     

РЕШЕНИЕ

 

 24 сентября 2019 года

 

 

 

№ 04-02/7415

г. Сыктывкар

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по контролю в сфере закупок в составе: <….> (далее - Комиссия Коми УФАС России), рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью «Торговый дом «Винар-М» (далее – ООО ТД «Винар-М») от 18.09.2019 № 44/85 (вх. № 3951-э. от 18.09.2019) на действия заказчика – Федерального казенного учреждения здравоохранения «Медико-санитарная часть № 11 Федеральной службы исполнения наказаний» (далее – ФКУЗ «МСЧ-11 ФСИН») при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона «Поставка индикаторов стерилизации», извещение № 0307100010419000222 (далее - электронный аукцион, закупка),

при участии:

- <….>,<….>,

 

УСТАНОВИЛА:

 

Жалоба ООО «Винар-М» от 18.09.2019 № 44/85на положения аукционной документации подана в Коми УФАС России в срок, установленный 4. ст. 105 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе) (дата и время окончания срока подачи заявка на участие в электронном аукционе – 20.09.2019 10:00).

ООО «Винар-М», ФКУЗ «МСЧ-11 ФСИН», общество с ограниченной ответственностью «РТС-тендер» (далее – ООО «РТС-тендер») надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы извещены посредством электронной почты.

С учетом законодательно установленных сроков рассмотрения жалобы отсутствие представителей ООО «Винар-М», ООО «РТС-тендер» не препятствует рассмотрению жалобы по существу доводов, изложенных в ней.

ООО «Винар-М» в своей жалобе выражает несогласие с положениями, определенными разделом III «Наименование и описание объекта закупки (Техническое задание)» аукционной документации (далее – Техническое задание).

Также в жалобе заявитель указывает на нарушения заказчиком Федерального закона от 26.07.2006 № 135 «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

Жалоба в части доводов, касающихся соблюдения заказчиком Закона о защите конкуренции передана для рассмотрения в рамках своей компетенции в отдел контроля органов власти Коми УФАС России.

ФКУЗ «МСЧ-11 ФСИН» в отзыве на жалобу от 24.09.2019 № исх-88-4467 (вх. № 4789 от 24.09.2019) и на заседании Комиссии Коми УФАС России, заявлены возражения относительно позиции заявителя.

Комиссия Коми УФАС России в ходе проведения внеплановой проверки осуществления закупки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, изучив материалы жалобы, проанализировав сведения, содержащиеся на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг – www.zakupki.gov.ru (далее – официальный сайт), заслушав представителей ФКУЗ «МСЧ-11 ФСИН», пришла к нижеследующим выводам.

В силу частей 1, 2 статьи 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Закон о контрактной системе регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.

Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Одним из конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является, согласно части 2 статьи 24 Закона о контрактной системе, в том числе аукцион в электронной форме.

Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.

Заказчиком закупки путем проведения электронного аукциона явилось – ФКУЗ «МСЧ-11 ФСИН».

Объект закупки - «Поставка индикаторов стерилизации».

Начальная (максимальная) цена контракта составила – 68 482.96 рублей.

Источником финансирования закупки явился Федеральный бюджет.

Извещение о проведении электронного аукциона № 0307100010419000222, аукционная документация размещены на официальном сайте 12.09.2019.

Документация об электронном аукционе утверждена 11.09.2019 врио начальника ФКУЗ «МСЧ-11 ФСИН».

Осуществление данной закупки проводится заказчиком не в рамках исполнения национальных проектов.

В силу положений пунктов 1, 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги и требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона № 44-ФЗ, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

На основании оценки норм Закона о контрактной системе, можно считать, что заказчик вправе включить в документацию о проведении электронного аукциона такие характеристики товара, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций учреждения. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет электронного аукциона.

Закон о контрактной системе не предусматривает ограничения по включению в документацию электронного аукциона требований к товарам, являющихся значимыми для заказчика; не предусмотрена и обязанность заказчика обосновывать свои потребности при установлении требований к товарам.

Как следует из материалов дела, заказчиком, в соответствии с вышеизложенными нормами, разработана документация об электронном аукционе на поставку индикаторов стерилизации.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.

Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Таким образом, определение характеристик приобретаемого товара относится к компетенции заказчика. Заказчик вправе включить в описание объекта закупки характеристики товара, отвечающие его потребностям и необходимые для выполнения им возложенных на него функций.

В силу пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при составлении описания объекта закупки должен использовать показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

Пунктом 9 Технического задания заказчиком определен спорный товар со спорной характеристикой:

Индикатор биологический для контроля паровой стерилизации

Биологические индикаторы представляют собой полоску со спорами бактерий Васillus Stearothermophilus штамм ВКМ В-718, помещенную в мягкий пластиковый пенал, содержащий запаянную стеклянную ампулу с питательной цветной средой. Пластиковый пенал герметично закрыт колпачком. Результат стерилизации доступен через 24 часа. Соответствует ГОСТ Р ИСО 11138-1-2000

Режимы паровой стерилизации, контролируемые индикатором

Температура, °С Время, мин

120+2 45; 60

121±1 15; 20

126±1 10; 30; 45; 60

132±2 20; 45; 60; 90

134±1 3,5; 5; 7; 10; 18; 20

141±1 3

Комплектность потребительской упаковки

Индикатор биологический* не менее 24 шт.;

Индикатор биологический отрицательного контроля с отметкой "КОНТРОЛЬ" – 1 шт.;

Инструкция по применению – 1 шт.

По мнению заявителя, заказчиком в описании объекта закупки определен товар «Индикатор биологический для контроля паровой стерилизации» с характеристикой «141±1 3», что ограничивает круг потенциальных участников. Также заявитель отмечает, что заказчиком не обоснована в аукционной документации характеристика «141±1 3», как того требует Закон о контрактной системе.

Как считает заказчик, при описании объекта закупки нарушений Закона о контрактной системе допущено не было.

Законом о контрактной системе не регламентировано содержание технического задания, однако оно должно быть подробным, детальным и давать ясное представление о потребностях и нуждах заказчика. Заявка участника закупки должна соответствовать техническому заданию документации о закупке.  

В рассматриваемом случае объектом закупки является поставка товара, а не его изготовление, в связи с чем, поставщиком такого товара может быть любое заинтересованное лицо, в том числе и не производитель таких товаров.

По пункту 4 статьи 3 Закона о контрактной системе участник закупки - любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, за исключением юридического лица, местом регистрации которого является государство или территория, включенные в утверждаемый в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении юридических лиц (далее - офшорная компания), или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.

Согласно статье 506 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору поставки поставщик - продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые, или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.

Достаточных доказательств того, что у заявителя имеются ограничения в поставке товара, требуемого заказчику, в том числе ограничения права заявителя на участие в электронном аукционе, препятствия подаче заявки на участие в закупке, в материалах жалобы отсутствуют, заявителем в Коми УФАС России не представлено.

Согласно сведениям с официального сайта, на участие в электронном аукционе было подано четыре заявки, три из которых подали ценовой предложение, что в свою очередь не может является основанием полагать что заказчиком допущены нарушения Закона о контрактной системе, влекущие за собой ограничение количества участников закупки.

По доводу об отсутствии в аукционной документации обоснования характеристики товара Комиссия Коми УФАС России поясняет следующее.

В силу пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться, в том числе, правилом: если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

Согласно аукционной документации описание объекта закупки (Техническое задание) по п. 9 регламентируется, в том числе ГОСТ Р ИСО 11138-1-2000 «Стерилизация медицинской продукции. Биологические индикаторы. Часть 1. Общие требования», который устанавливает общие требования к производству, маркировке и работе оборудования при изготовлении биологических индикаторов и суспензий, применяемых для валидации и контроля процессов стерилизации.

При рассмотрении жалобы Комиссией Коми УФАС России установлено, что требования к показателю «Температура, °С Время, мин» индикатора биологического для контроля паровой стерилизации не противоречит положениям государственных стандартов, указание на которое содержится в документации.

Приведенное в документации об электронном аукционе спорное требование к показателю индикатора биологического для контроля паровой стерилизации не может расцениваться как установленное не в соответствии с законодательством о техническом регулировании и законодательством о стандартизации, в связи с чем такое требование не требует особого обоснования.

Кроме того, из пояснений представителей заказчика, данных на заседании Комиссии, следует, что при формировании требований к индикатору биологическому для контроля паровой стерилизации заказчик руководствовался существующей потребностью, обусловленной необходимостью деятельности заказчика.

Спорная характеристика индикатора биологического для контроля паровой стерилизации, предусмотренная документацией об Электронном аукционе, основана на имеющейся потребности заказчика, соответствует положениям государственных стандартов и не нарушают норм статьи 33 Закона о контрактной системе.

Заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет электронного аукциона. Законом о контрактной системе не предусмотрены ограничения по включению в документацию электронного аукциона требований к товарам, являющихся значимыми для заказчика.

ГОСТ Р ИСО 11138-1-2000 определяет основные требования, которые должны распространяться на индикаторы биологического для контроля паровой стерилизации.

Комиссия обращает внимание на то, что указание заказчиком характеристик и показателей товара, который является объектом закупки, в том виде и объеме, в которых оно изложено в описании объекта закупки, не свидетельствует об их необоснованности объективными потребностями заказчика, поскольку пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе предусмотрено указание функциональных, технических и качественных характеристик, эксплуатационных характеристик объекта закупки заказчиком (при необходимости).

Закон о контрактной системе позволяет заказчику, руководствуясь своими потребностями, определять предмет закупки, его количественные и качественные характеристики (соответствующие требованиям законодательства), в необходимой степени детализировать его, при этом запрещает ограничивать количество участников закупки.

Заказчиком соблюдены требования вышеуказанного ГОСТа в части установления основных показателей при описании объекта закупки и при этом указаны дополнительные показатели, на установление которых ни Законом о контрактной системе, ни ГОСТ Р ИСО 11138-1-2000 не установлен запрет.

Следовательно, нарушений части 2 статьи 8, пунктов 1 и 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в действиях заказчика не выявлено.

Каких-либо оснований сомневаться в наличии у Заказчика такой потребности у Комиссии антимонопольного органа не имеется.

Заявителем, несмотря на представленную Комиссией УФАС возможность, не представлено каких-либо доказательств того, что требования Технического задания заказчика ограничивают конкуренцию и препятствуют подаче заявки на участие в закупке.

Дополнительно, осуществив внеплановую проверку действий заказчика на предмет соответствия аукционной документации требования законодательства о контрактной системе, Комиссией Коми УФАС России установлено следующее.

На основании ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, наряду с прочим, наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.

В силу пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться, в том числе, правилом: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

Описание объекта закупки определено заказчиком в Техническом задании документации об электронном аукционе.

В пунктах 5, 9 Технического задания установлены требования к закупаемым товарам - Индикатору контроля воздушной стерилизации и Индикатору контроля паровой стерилизации, включающие в себя следующее указание: «Индикатор контроля воздушной стерилизации химический одноразовый, класс 5 по ГОСТ Р ИСО 11140-1-2009», «На упаковке нанесена информация об условиях хранения, дате изготовления, методе стерилизации в соответствии с ГОСТ Р ИСО 11140-1-2009. В упаковке* не менее 1000 тестов», «Биологические индикаторы представляют собой полоску со спорами бактерий Васillus Stearothermophilus штамм ВКМ В-718, помещенную в мягкий пластиковый пенал, содержащий запаянную стеклянную ампулу с питательной цветной средой. Пластиковый пенал герметично закрыт колпачком. Результат стерилизации доступен через 24 часа. Соответствует ГОСТ Р ИСО 11138-1-2000».

Государственный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р ИСО 11140-1-2009 «Стерилизация медицинской продукции. Химические индикаторы. Часть 1. Классификация, технические требования» утв. и введен в действие Приказом Ростехрегулирования от 15.12.2009 № 830-ст.

Взамен ГОСТ Р ИСО 11140-1-2009 «Стерилизация медицинской продукции химические индикаторы часть 1 общие требования» утвержден и введен в действие Приказом Росстандарта от 13.12.2011 № 1278-ст «О введении в действие межгосударственного стандарта» с 01.10.2010 ГОСТ ISO 11140-1-2011. Межгосударственный стандарт. «Стерилизация медицинской продукции. Химические индикаторы. Часть 1. Общие требования».

Государственный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р ИСО 11138-1-2000 «Стерилизация медицинской продукции. Биологические индикаторы. Часть 1. Общие требования» введен постановлением Госстандарта России от 10.08.2000 № 205-ст.

Взамен ГОСТ Р ИСО 11138-1-2000 утвержден и введен в действие Приказом Росстандарта от 13.12.2011 № 1278-ст «О введении в действие межгосударственного стандарта» с 01.10.2015 ГОСТ ISO 11138-1-2012. Межгосударственный стандарт. «Стерилизация медицинской продукции. Биологические индикаторы. Часть 1. Технические требования».

Действие заказчика - ФКУЗ «МСЧ-11 ФСИН» в части указания при описании объекта закупки в пунктах 5, 9 Технического задания ссылки на государственные стандарты Российской Федерации ГОСТ Р ИСО 11138-1-2000 и ГОСТ Р ИСО 11140-1-2009, утратившие силу, не соответствует пункту 2 части 1 статьи 33, пункту 1 части 1 статьи 64  Закона о контрактной системе.

С учетом стадии закупки, наличия поданных на участие в закупке заявках, а также отсутствием доказательств, что допущенные заказчиком нарушения затрагивают права заявителя, предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе выдаче не подлежит.

С учетом всех вышеизложенных обстоятельств, руководствуясь подпунктом «б» пункта 1 части 3, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Коми УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «Винар-М» необоснованной.

2. По результатам внеплановой проверки в действиях заказчика - ФКУЗ «МСЧ-11 ФСИН» выявлены нарушения пункта 2 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64  Закона о контрактной системе в виде указания в Техническом задании при описании объекта закупки в пунктах 5, 9 ссылки на государственные стандарты Российской Федерации ГОСТ Р ИСО 11138-1-2000 и ГОСТ Р ИСО 11140-1-2009, утратившие силу.

3. Передать материалы настоящей жалобы ответственному должностному лицу Коми УФАС России для дальнейшего решения вопроса о привлечении виновного должностного лица заказчика к административной ответственности.

 

 

 

 

<….>

<….>

<….>

                                                                                                                                                                    

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны