Решение №03-01/7842 Признание рекламы займов ненадлежащей. от 13 октября 2022 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Управление Федеральной антимонопольной службы

по республике Коми

РЕШЕНИЕ

13 октября 2022 года

(изготовление решения в полном объеме)

06 октября 2022 года

(оглашение резолютивной части)

 

№ 03-01/7842

г. Сыктывкар

<…>

ООО «Газета»

Советская ул., д. 3, оф. 23, г. Ухта, 169309

<…>

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми (далее – Комиссия, Коми УФАС России) по рассмотрению дел, возбуждённых по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, в составе:

<…>;

рассмотрев дело № 011/05/28-538/2022, возбуждённое в отношении СКПК «РостПенсион» (адрес места нахождения: 610002, г. Киров, Воровского ул., д. 21, помещ. 1001, ОГРН 1064321000325, ИНН 4320002565), <…>, ООО «Газета» (адрес места нахождения: 169309, Республика Коми, г. Ухта, Советская ул., д. 3, оф. 23, ОГРН 1091102001847, ИНН 1102063185) по факту распространения в онлайн-выпуске газеты «PRO ГОРОД Ухта» рекламы займов с признаками нарушения требований ч. 1 ст. 28, ч. 3 ст. 28, ч. 7 ст. 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе),

в отсутствие:

- ООО «Газета», <…>, надлежащим образом извещенных о дате, времени и месте рассмотрения дела;

- <…>, надлежащим образом извещенной о дате, времени и месте рассмотрения дела, направившей ходатайство о рассмотрении дела в своё отсутствие;

УСТАНОВИЛА:

В Коми УФАС России поступила письменная информация Северо-Западного ГУ Банка России, направленная письмом № Т2-52-13/13522ДСП от 12.05.2022 (вх. № 79-ДСП от 17.05.2022).

По результатам рассмотрения указанных материалов принято решение о возбуждении дела № 011/05/28-538/2022 в отношении СКПК «РостПенсион», <…>, ООО «Газета» по признакам нарушения ч. 1 ст. 28, ч. 3 ст. 28, ч. 7 ст. 5 Закона о рекламе, о чем вынесено соответствующее определение № 03-01/4845 от 17.06.2022.

Определением № 03-01/5603 от 15.07.2022 срок рассмотрения дела продлён, произведена замена ненадлежащего лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, - СКПК «РостПенсион» надлежащим – <…>.

Из материалов дела № 011/05/28-538/2022 (далее – рекламное дело) усматривается нижеследующее.

Из представленных документов следует, что по результатам мониторинга интернет-изданий Республики Коми установлен факт размещения в газете «PRO ГОРОД Ухта» (адрес онлайн-версии выпуска газеты от 22.01.2022: http://king59.tilda.ws/page24991220.html) рекламного объявления с предложением услуг по предоставлению займов населению, а именно: «для пенсионеров 0,2% до 6 месяцев, Д/Б Сервис, 2 этаж, 89634891232».

В соответствии с положениями, установленными п. 1 ст. 3 Закона о рекламе, реклама – информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Вышеуказанная информация содержит все правовые признаки рекламы:

- распространена посредством размещения в онлайн-версии выпуска газеты «PRO ГОРОД Ухта»;

- адресована неопределенному кругу лиц;

- направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования – денежным займам для пенсионеров, формирование или поддержание интереса к нему, и его продвижение на рынке.

Таким образом, указанная информация является рекламой (далее – рассматриваемая реклама).

В соответствии с пунктами 2, 6 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»:

- финансовая услуга – банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц;

- финансовая организация - хозяйствующий субъект, оказывающий финансовые услуги, - кредитная организация, профессиональный участник рынка ценных бумаг, организатор торговли, клиринговая организация, микрофинансовая организация, кредитный потребительский кооператив, субъект страхового дела, негосударственный пенсионный фонд, управляющая компания инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов, специализированный депозитарий инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов, ломбард (финансовая организация, поднадзорная Центральному банку Российской Федерации), лизинговая компания (иная финансовая организация, финансовая организация, не поднадзорная Центральному банку Российской Федерации).

Таким образом, рассматриваемая реклама является рекламой финансовых услуг.

В силу ч. 1 ст. 28 Закона о рекламе реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя и (если имеется) отчество).

Согласно п. 1 ст. 54 ГК РФ юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на организационно-правовую форму, а в случаях, когда законом предусмотрена возможность создания вида юридического лица, указание только на такой вид. Наименование некоммерческой организации и в предусмотренных законом случаях наименование коммерческой организации должны содержать указание на характер деятельности юридического лица.

Пунктом 4 ст. 54 ГК РФ установлено, что юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, должно иметь фирменное наименование.

В соответствии с ч.ч. 1 и 2 ст. 1473 ГК РФ юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, выступает в гражданском обороте под своим фирменным наименованием, которое определяется в его учредительных документах и включается в единый государственный реестр юридических лиц при государственной регистрации юридического лица. Фирменное наименование юридического лица должно содержать указание на его организационно-правовую форму и собственно наименование юридического лица, которое не может состоять только из слов, обозначающих род деятельности.

Рассматриваемая реклама не содержит наименования лица, оказывающего финансовые услуги.

Учитывая изложенное, рассматриваемая реклама распространена с нарушением требований ч. 1 ст. 28 Закона о рекламе.

Из содержания рассматриваемой рекламы усматривается, что в ней идёт речь о возможности оформления займа для пенсионеров 0,2% до 6 месяцев.

В соответствии с ч. 3 ст. 28 Закона о рекламе если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)», для заемщика и влияющие на нее.

Порядок расчета полной стоимости потребительского кредита (займа) с приведением формулы, по которой необходимо осуществлять расчет, установлен статьей 6 Федерального закона от 21.12.2013 № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)».

При этом условия договора потребительского кредита (займа) установлены статьей 5 Федерального закона «О потребительском кредите (займе)».

Из письма ФАС России от 31.07.2014 № АД/30890/14 «О рекламе финансовых услуг» следует, что, по мнению специалистов ФАС России, к условиям, определяющим полную стоимость кредита, могут быть отнесены: сумма потребительского кредита (займа); срок действия договора потребительского кредита (займа) и срок возврата потребительского кредита (займа); валюта, в которой предоставляется потребительский кредит (заем); процентная ставка в процентах годовых, а при применении переменной процентной ставки - порядок ее определения.

Антимонопольным органом установлено, что рассматриваемая реклама содержит только информацию о размере процентной ставки – 0,2%, периоде предоставления займа – до 6 месяцев, категории граждан, которым предоставляются займы на указанных условиях - пенсионеры. Вместе с тем, рассматриваемая рекламная информация не доводит до сведения потребителя информацию о том, при каких условиях, а именно: о сумме потребительского кредита (займа), о сроке действия договора потребительского кредита (займа) и сроке возврата потребительского кредита (займа), о валюте, в которой предоставляется потребительский кредит (заем), что указывает на признаки нарушения ч. 3 ст. 28 Закона о рекламе.

В соответствии с ч. 7 ст. 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Указание остальных условий, определяющих полную стоимость финансовой услуги, является одной из гарантий соблюдения информационного права потребителей и является существенной для потребителя информацией.

Учитывая изложенное, рассматриваемая реклама распространена с нарушением требований ч. 1 ст. 28, ч. 3 ст. 28, ч. 7 ст. 5 Закона о рекламе.

Согласно ч. 6 ст. 38 Закона о рекламе за нарушение требований, установленных ч. 7 ст. 5, ч. 1 ст. 28, ч. 3 ст. 28 Закона о рекламе, ответственность несёт рекламодатель.

В силу ч. 7 ст. 38 Закона о рекламе за нарушение требований, установленных ч. 1 ст. 28 Закона о рекламе, ответственность несёт рекламораспространитель.

В соответствии с ч. 8 ст. 38 Закона о рекламе рекламопроизводитель несет ответственность за нарушение требований, указанных в частях 6 и 7 настоящей статьи, в случае, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине.

В соответствии с п. 5 ст. 3 Закона о рекламе рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

В силу п. 6 ст. 3 Закона о рекламе рекламопроизводитель – лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму.

Согласно п. 7 ст. 3 Закона о рекламе рекламораспространитель – лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

СКПК «РостПенсион» представило в материалы рекламного дела письменные пояснения, в которых указало, что СКПК «РостПенсион» не принимал участие в изготовлении и размещении рассматриваемой рекламы.

Согласно письменным пояснениям, представленным <…>, 20.12.2021 <…> обратилась в газету «PRO ГОРОД Ухта» по телефону с просьбой предоставить прайс-листы на размещение рекламы в данном издании, на следующий день в WhatsApp ей написала менеджер газеты с предложением о размещении рекламы. Договор между <…> и газетой «PRO ГОРОД Ухта» заключен не был. <…> ежемесячно переводила на карту работника газеты сумму в размере 1200 рублей в счёт оплаты за оказанные ей услуги (размещение рекламы в газете). Одно размещение стоило 300 рублей, в месяц было 4 размещения. Всего реклама была опубликована в 26 номерах в период с 25.12.2021 по 25.06.2022. Относительно текста рекламы 15.12.2022 <…> уточнила у куратора СКПК «РостПенсион» <…> об актуальности рекламы в листовках, так как ранее кураторы отправляли агентам листовки для размещения в специально отведённых местах. При передаче текста менеджеру газеты «PRO ГОРОД Ухта» <…> опиралась на текст листовок, предоставленных ей куратором СКПК «РостПенсион», а также на таблицу определения процентов и членских взносов для СКПК, где в последней колонке с суммой займа 30000 рублей «Примерный % в день» равен 0,22%. Таблица была предоставлена куратором СКПК «РостПенсион». Срок предоставления займа составляет 180 дней (6 месяцев).

Как указывает <…>, в силу своей занятости она не могла отслеживать каждый выпуск газеты и понадеялась на компетентность менеджера. 13.05.2022 куратор СКПК «РостПенсион» написала <…> о том, что максимальная сумма займа временно снижается до 20000 рублей и 16.05.2022 <…> написала менеджеру газеты «PRO ГОРОД Ухта» о том, что нужно поменять текст в объявлении. В объявлении поменялась максимальная сумма займа с 30000 на 20000 и процентная ставка с 0,2% до 0,27%.

Согласно письменным пояснениям <…>, лицом, оказывающим финансовую услугу, является СКПК «РусАгроФонд». <…> с 02.08.2022 больше не имеет никакого отношения к деятельности СКПК «РусАгроФонд», СКПК «РостПенсион». С 31.08.2022 офис СКПК «РостПенсион» в городе Ухте отсутствует.

<…> в материалы рекламного дела, в том числе представлены копии переписки с менеджерами газеты, чеков об оплате, агентского договора и договора аренды имущества.

Согласно договору аренды имущества, заключённому между ООО «Сервис» (арендодатель) и <…> (арендатор), арендатор принимает в аренду нежилое помещение, расположенное по адресу: г. Ухта, пр. Ленина, д. 2/15.

Согласно агентскому договору, заключённому <…> между <…> (агент) и ООО «ВКК-Сервис» (принципал), агент принимает на себя обязательство осуществлять от имени и за счёт кооперативов, с которыми у принципала заключены договоры о привлечении агентов, действия по привлечению кандидатов, желающих вступить в члены кооперативов, в целях распространения информации об условиях предоставления займов членам кооперативов и сбора информации и документов, которые необходимы кооперативам для идентификации кандидатов в члены кооперативов.

ООО «Газета» в письменных пояснениях указало, что рекламодателем и рекламопроизводителем рассматриваемой рекламы является <…>, рекламораспространителем является индивидуальный предприниматель <…>, являющаяся редакцией печатного СМИ газеты «PRO ГОРОД Ухта». Информация для рекламного материала была предоставлена «PRO ГОРОД Ухта» <…>, оплата была осуществлена <…> на банковскую карту сотрудника редакции СМИ безналичным способом через «Сбербанк Онлайн». Информация для рекламного материала, предоставленная <…>, была размещена в СМИ ИП <…> без изменений/искажений/дополнений. Содержание рассматриваемой рекламы было определено рекламодателем - <…>. Период распространения рекламы – 22.01.2022, территорией распространения СМИ является территория Республики Коми, интернет-версия (онлайн-версия) СМИ доступна через сеть «Интернет» на территории всей Российской Федерации.

По мнению ООО «Газета», причиной распространения ненадлежащей рекламы явилось отсутствие должного контроля за соблюдением действующего рекламного законодательства со стороны редакции – ИП <…>.

В материалы рекламного дела представлена копия Устава редакции печатного СМИ газеты «PRO ГОРОД Ухта», а также копия Устава редакции СМИ сетевого издания «WWW.PROGORODUHTA.RU», согласно которым редакцией указанных СМИ является ИП <…>.

Комиссией Коми УФАС России установлено, что рекламораспространителем рассматриваемой рекламы является ИП <…>, рекламодателем и рекламопроизводителем - <…>.

Рассматриваемая реклама распространена с нарушением требований ч. 1 ст. 28, ч. 3 ст. 28, ч. 7 ст. 5 Закона о рекламе.

Из материалов рекламного дела усматривается, что рекламодатель и рекламопроизводитель - <…>, на которого в силу ч.ч. 6, 8 ст. 38 Закона о рекламе возложена ответственность за нарушение требований, установленных ч. 1 ст. 28, ч. 3 ст. 28, ч. 7 ст. 5 Закона о рекламе, не предприняла достаточных мер для недопущения нарушения рекламного законодательства, по сути уклонилась от обязанности по контролю за соответствием распространяемой посредством размещения в периодическом печатном издании рекламы Закону о рекламе, что является исключительной зоной ответственности рекламодателя и рекламопроизводителя.

Из материалов рекламного дела усматривается, что рекламораспространитель - ИП <…>, на которого в силу ч. 7 ст. 38 Закона о рекламе возложена ответственность за нарушение требований, установленных ч. 1 ст. 28 Закона о рекламе, не предприняла достаточных мер для недопущения нарушения рекламного законодательства, по сути уклонилась от обязанности по контролю за соответствием распространяемой посредством размещения в сетевом издании рекламы Закону о рекламе, что является исключительной зоной ответственности рекламораспространителя.

Комиссией в ходе рассмотрения рекламного дела установлено, что нарушение требований, установленных ч. 1 ст. 28, ч. 3 ст. 28, ч. 7 ст. 5 Закона о рекламе, произошло по вине рекламодателя и рекламопроизводителя рассматриваемой рекламы - <…>.

Комиссией в ходе рассмотрения рекламного дела установлено, что нарушение требований, установленных ч. 1 ст. 28 Закона о рекламе, произошло по вине рекламораспространителя рассматриваемой рекламы ИП <…>.

Поскольку в действиях ООО «Газета» Комиссией вины в нарушении законодательства о рекламе не установлено, производство по делу № 011/05/28-538/2022 в отношении ООО «Газета» подлежит прекращению.

Таким образом, из материалов рекламного дела усматривается, что <…> не предпринято должных мер, направленных на соблюдение требований законодательства Российской Федерации о рекламе при изготовлении и размещении рассматриваемой рекламы, что и привело к нарушению.

Из материалов рекламного дела усматривается, что ИП <…> не предпринято должных мер, направленных на соблюдение требований законодательства Российской Федерации о рекламе при распространении рассматриваемой рекламы, что и привело к нарушению.

Таким образом, <…> нарушены требования ч. 1 ст. 28, ч. 3 ст. 28, ч. 7 ст. 5 Закона о рекламе, ИП <…> нарушены требования ч. 1 ст. 28 Закона о рекламе.

Из письменных пояснений ООО «Газета», представленных в материалы рекламного дела, следует, что территорией распространения СМИ является территория Республики Коми, интернет-версия (онлайн-версия) СМИ доступна через сеть «Интернет» на территории всей Российской Федерации.

Следовательно, территорией распространения рассматриваемой рекламы является территория Российской Федерации, в том числе Республика Коми.

На дату принятия Комиссией решения в материалах рекламного дела отсутствуют доказательства прекращения распространения ненадлежащей рекламы.

В связи с изложенным, Комиссия приходит к выводу о необходимости выдачи <…>, ИП <…> предписаний о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе и прекращении распространения ненадлежащей рекламы.

На основании изложенного, руководствуясь п. 4 ст. 3, п. 2 ч. 1 ст. 33, п. 7 ч. 2 ст. 33, ч. 1 ст. 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 42-49 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.11.2020 № 1922, Комиссия

Р Е Ш И Л А:

1. Признать рекламу денежных займов для пенсионеров, распространенную в онлайн-версии выпуска газеты «PRO ГОРОД Ухта», ненадлежащей, поскольку она распространена с нарушением требований ч. 1 ст. 28, ч. 3 ст. 28, ч. 7 ст. 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

2. Выдать <…> предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе и прекращении распространения указанной в п. 1 Решения ненадлежащей рекламы.

3. Выдать ИП <…> предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе и прекращении распространения указанной в п. 1 Решения ненадлежащей рекламы.

4. Производство по делу № 011/05/28-538/2022 в отношении ООО «Газета», адрес места нахождения: 169309, Республика Коми, г. Ухта, Советская ул., д. 3, оф. 23, ОГРН 1091102001847, ИНН 1102063185, прекратить.

5. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Коми УФАС России для возбуждения в отношении <…> дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

6. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Коми УФАС России для возбуждения в отношении ИП <…> дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение в полном объеме изготовлено 13 октября 2022 года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия решения в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председатель Комиссии

 

<…>

   

<…>

Члены Комиссии

 

<…>

   

<…>

   

<…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны