Определение №03-01/104 Определение о возбуждении дела № 011/05/5-6/2020 по признака... от 13 января 2020 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми
|
||
Определение
О ВОЗБУЖДЕНИИ ДЕЛА № 011/05/5-6/2020 ПО ПРИЗНАКАМ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ
|
||
13 января 2020 года |
|
№ 03-01/104 |
г. Сыктывкар
|
Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми (далее – Коми УФАС России) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе <…>, рассмотрев обращения <…> (вх. № К-133 от 29.11.2019) и <…> (вх. № 5893 от 25.11.2019, вх. № 5512-э от 19.12.2019) по факту нарушения требований Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон о рекламе),
УСТАНОВИЛА:
В Коми УФАС России поступили обращения <…> (далее – <...>) от 29.11.2019 (вх. № К-133 от 29.11.2019), а также <…> (далее – <...>) от 19.11.2019, направленное письмом ГКУ РК «Коми реклама» от 22.11.2019 № 03-15/2506 (вх. № 5893 от 25.11.2019), и от 18.12.2019 (вх. № 5512-э от 19.12.2019) о размещении на рекламных конструкциях в г. Сосногорске непристойной рекламы службы доставки «Имбирь».
В результате рассмотрения материалов обращений установлено следующее.
На рекламных конструкциях, установленных на территории г. Сосногорска Республики Коми, размещены рекламы службы доставки «Имбирь».
На одной из реклам изображена полуобнажённая женщина с рогами и размещена информация следующего содержания: «ИМБИРЬ служба доставки Я ДАМ ТЕБЕ! роллы суши пиццу шаурму Позвони мне! <...>».
На другой рекламе изображена полуобнажённая женщина в красном купальнике и размещена информация следующего содержания: «ИМБИРЬ служба доставки Я ДАМ ТЕБЕ! роллы суши пиццу шаурму Позвони мне! <...>».
В соответствии с положениями, установленными п. 1 ст. 3 Закона о рекламе, реклама – информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Вышеуказанная информация содержит все правовые признаки рекламы:
- распространена посредством размещения на рекламных конструкциях;
- адресована неопределенному кругу лиц;
- направлена на привлечение внимания к объектам рекламирования: службе доставки «Имбирь», роллам, суши, пицце, шаурме, формирование или поддержание интереса к ним, и их продвижение на рынке.
Таким образом, указанная информация является рекламой (далее – рассматриваемые рекламы).
Заявители считают, что рассматриваемые рекламы являются безнравственными.
В силу положений, установленных ч. 6 ст. 5 Закона о рекламе, в рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия.
Коми УФАС России 03.10.2019 заключено соглашение с Саморегулируемой организацией Ассоциация маркетинговой индустрии «Рекламный совет» (далее – СРО АМИ РС, соглашение). Предметом соглашения является, в том числе организация профессионально-консультационного взаимодействия Коми УФАС России и СРО АМИ РС по вопросам экспертизы и оценки рекламы на предмет соответствия требованиям действующего законодательства.
В соответствии с п. 2.1 соглашения в случае возникновения у Коми УФАС России вопросов относительно содержания и восприятия рекламы, распространяемой на территории региона, рассматриваемой Коми УФАС России на основании обращения юридических или физических лиц или в результате собственного мониторинга, Коми УФАС России вправе направить соответствующий запрос в СРО АМИ РС, поставив в нем необходимые вопросы, касающиеся спорной рекламы и/или переслав соответствующую жалобу юридического или физического лица.
В связи с чем, Коми УФАС России письмом от 02.12.2019 № 03-05/9301 направило в адрес СРО АМИ РС фотографии рассматриваемых реклам с просьбой рассмотреть их на предмет восприятия с точки зрения потребителя и выразить мнение отдельно по каждой из указанных реклам по следующим вопросам:
- Имеет ли место использование в рассматриваемой рекламе бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений?
- Если в рассматриваемой рекламе имеет место использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, то в отношении каких объектов (пол, возраст, иное)?
СРО АМИ РС по результатам рассмотрения запроса Коми УФАС России письмом № 238-323 от 16.12.2019 (вх. № 5479-э от 17.12.2019) представила решение, в котором указала, что эксперты единогласно пришли к следующим выводам:
- в рассматриваемых рекламах содержатся оскорбительные и непристойные образы, сравнения и выражения;
- в рассматриваемых рекламах имеются нарушения требований законодательства Российской Федерации о рекламе, а также норм, изложенных в Кодексе рекламы и маркетинговых коммуникаций МТП.
Эксперты мотивировали свою позицию следующими выводами:
- непристойным в отношении женского пола является сочетание текста и визуального образа;
- текстовое выражение, использованное в обеих рекламах, оскорбительно для человеческого достоинства независимо от возраста, пола и сексуальной ориентации;
- непристойный визуальный образ полуобнажённой женщины и непристойное двусмысленное выражение «я тебе дам» означает обещание женщины вступить в половую связь; оскорбительность этому выражению придаёт обещание половой связи любому желающему, что является унизительным для человеческого достоинства и непристойным при использовании в не соответствующих обстоятельствах;
- оскорбительным для чувств христиан является использование традиционного образа (рога, хвост, трезубец и т.д.) дьявола в женском обличии как положительного персонажа, олицетворяющего рекламодателя, к установлению партнёрских отношений, к которым призывается потребитель.
СРО АМИ РС выявлено в рассматриваемых рекламах нарушение ч. 6 ст. 5 Закона о рекламе, а именно, использование непристойных образов и выражений в отношении женского пола и религиозных символов.
Учитывая изложенное, рассматриваемые рекламы распространены с признаками нарушения требований ч. 6 ст. 5 Закона о рекламе.
Согласно ч. 6 ст. 38 Закона о рекламе за нарушение требований, установленных ч. 6 ст. 5 Закона о рекламе, ответственность несет рекламодатель.
В соответствии с ч. 8 ст. 38 Закона о рекламе рекламопроизводитель несет ответственность за нарушение требований, указанных в ч. 6 настоящей статьи, в случае, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине.
В соответствии с п. 5 ст. 3 Закона о рекламе рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
В силу п. 6 ст. 3 Закона о рекламе рекламопроизводитель – лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму.
Согласно п. 7 ст. 3 Закона о рекламе рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
Из имеющихся материалов усматривается, что рекламодателем рассматриваемых реклам является индивидуальный предприниматель <…>, ОГРНИП <…>, ИНН <…> (далее - ИП <...>), рекламораспространителем – <…> (далее - <...>).
На основании изложенного, руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 33, ч. 1, 2 ст. 36 Закона о рекламе, пунктами 20, 24 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 № 508, п. 3.25 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденного Приказом ФАС России от 23.11.2012 № 711/12,
ОПРЕДЕЛИЛА:
1. Возбудить производство по делу № 011/05/5-6/2020 по признакам нарушения ч. 6 ст. 5 Закона о рекламе.
2. Признать лицами, участвующими в деле:
2.1. заявителей:
- <...>;
- <...>;
2.2. лицо, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, – ИП <...> (ОГРНИП <…>, ИНН <…>);
2.3. заинтересованное лицо – <...>.
3. Назначить дело № 011/05/5-6/2020 к рассмотрению на 12 февраля 2020 года на 11 часов 00 минут по адресу: Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Интернациональная, д. 160, корпус А.
4. ИП <...> в срок не позднее 10 февраля 2020 года представить следующие надлежащим образом заверенные копии документов и письменную информацию:
4.1. О лице, оказывающем услуги службы доставки «Имбирь», о которых идёт речь в рассматриваемых рекламах, с приложением подтверждающих документов (копии договора аренды помещения, иного).
4.2. О рекламодателе, рекламопроизводителе и рекламораспространителе рассматриваемых реклам (с указанием по каждому такому лицу: полного наименования, адреса места нахождения, Ф.И.О. руководителя, тел./факса – для юридических лиц; Ф.И.О., адреса места регистрации – для физических лиц).
4.3. Копии всех документов со всеми изменениями, дополнениями и приложениями (в том числе, приказов, распоряжений, заявок, договоров, счетов, счетов-фактур, платежных поручений, актов выполненных работ, электронной переписки), опосредующих производство и распространение рассматриваемых реклам.
4.4. Письменные пояснения каждого последовательно совершенного действия, направленного на производство и распространение рассматриваемых реклам.
4.5. Поясняющие, кто определил содержание рассматриваемых реклам, их наполнение, кем, когда и каким образом одобрены (утверждены, согласованы) рекламы; в случае если рекламы не утверждались и не согласовывались, представьте соответствующую поясняющую письменную информацию с указанием причин непринятия мер по согласованию.
4.6. О периоде распространения рассматриваемых реклам, с указанием дат начала и окончания распространения; если распространение продолжается на дату представления ответа – с указанием соответствующей поясняющей информации и даты начала распространения.
4.7. О территории (укажите субъекты Российской Федерации) распространения рассматриваемых реклам.
4.8. Обо всех рекламных конструкциях, расположенных на территории г. Сосногорска Республики Коми, на которых размещались (размещаются) рассматриваемые рекламы, с указанием по каждой конструкции адреса и периода размещения рекламы, с приложением подтверждающих документов.
4.9. О причинах размещения рассматриваемых реклам без учёта требований ч. 6 ст. 5 Закона о рекламе.
5. <...> в срок не позднее 10 февраля 2020 года представить следующие надлежащим образом заверенные копии документов и письменную информацию:
5.1. О рекламодателе, рекламопроизводителе и рекламораспространителе рассматриваемых реклам (с указанием по каждому такому лицу: полного наименования, адреса места нахождения, Ф.И.О. руководителя, тел./факса – для юридических лиц; Ф.И.О., адреса места регистрации – для физических лиц).
5.2. Копии всех документов со всеми изменениями, дополнениями и приложениями (в том числе, приказов, распоряжений, заявок, договоров, счетов, счетов-фактур, платежных поручений, актов выполненных работ, электронной переписки), опосредующих производство и распространение рассматриваемых реклам.
5.3. Письменные пояснения каждого последовательно совершенного действия, направленного на производство и распространение рассматриваемых реклам.
5.4. Поясняющие, кто определил содержание рассматриваемых реклам, их наполнение, кем, когда и каким образом одобрены (утверждены, согласованы) рекламы; в случае если рекламы не утверждались и не согласовывались, представьте соответствующую поясняющую письменную информацию с указанием причин непринятия мер по согласованию.
5.5. О периоде распространения рассматриваемых реклам, с указанием дат начала и окончания распространения; если распространение продолжается на дату представления ответа – с указанием соответствующей поясняющей информации и даты начала распространения.
5.6. О территории (укажите субъекты Российской Федерации) распространения рассматриваемых реклам.
5.7. Обо всех рекламных конструкциях, расположенных на территории г. Сосногорска Республики Коми, на которых размещались (размещаются) рассматриваемые рекламы, с указанием по каждой конструкции адреса и периода размещения рекламы, с приложением подтверждающих документов.
6. <...> (с паспортом) явиться лично и (или) обеспечить явку представителя (с надлежащим образом оформленной доверенностью) для участия в рассмотрении дела либо сообщить о возможности рассмотрения дела в свое отсутствие не позднее 10 февраля 2020 года, предварительно на электронный адрес: to11@fas.gov.ru и направить такое обращение по почте.
7. <...> (с паспортом) явиться лично и (или) обеспечить явку представителя (с надлежащим образом оформленной доверенностью) для участия в рассмотрении дела либо сообщить о возможности рассмотрения дела в свое отсутствие не позднее 10 февраля 2020 года, предварительно на электронный адрес: to11@fas.gov.ru и направить такое обращение по почте.
8. ИП <...> (с паспортом) явиться лично и (или) обеспечить явку представителя (с надлежащим образом оформленной доверенностью) для участия в рассмотрении дела либо сообщить о возможности рассмотрения дела в свое отсутствие не позднее 10 февраля 2020 года, предварительно на электронный адрес: to11@fas.gov.ru и направить такое обращение по почте.
9. <...> (с паспортом) явиться лично и (или) обеспечить явку представителя (с надлежащим образом оформленной доверенностью) для участия в рассмотрении дела либо сообщить о возможности рассмотрения дела в свое отсутствие не позднее 10 февраля 2020 года, предварительно на электронный адрес: to11@fas.gov.ru и направить такое обращение по почте.
Примечание:
При ответе на настоящее определение необходимо соблюдение нумерации пунктов, по приложениям необходимо указать, к какому пункту определения они прилагаются, с указанием номера пункта.
В случае отсутствия документов и письменной информации по отдельным пунктам настоящего определения, укажите на их отсутствие с пояснением причин отсутствия и указанием источника, где запрашиваемое может быть получено.
Представленное на определение должно быть подписано уполномоченным лицом, прилагаемые копии надлежащим образом заверены, подтверждена их достоверность и полнота.
В соответствии с ч. 6 ст. 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях непредставление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган сведений (информации), предусмотренных законодательством о рекламе, а равно представление таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде либо представление недостоверных сведений (информации) - влечет наложение административного штрафа.
Председатель комиссии <…>