Решение №РНП-11-07 - от 17 января 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Не указана
Процедура
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Управление Федеральной антимонопольной службы

по республике Коми

 

 

 

Государственное бюджетное учреждение здравоохранения

Республики Коми «Сосногорская центральная районная больница»

 

через единую информационную систему

 

                                             Индивидуальному предпринимателю <…….>

 

через единую информационную систему

 

                                                                                                  

 

РЕШЕНИЕ

 

17 января 2023 года

 

 

 

                            № РНП-11-07

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по проведению внеплановых проверок, созданная Приказом Коми УФАС России от 03.11.2022 № 158 в составе: <…….> (далее - Комиссия Коми УФАС России), рассмотрев обращение государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Коми «Сосногорская центральная районная больница» (далее – ГБУЗ РК «СЦРБ», заказчик), поданное посредством единой информационной системы в сфере закупок (далее – ЕИС), от 10.01.2023 № 030730003960000001 (вх. от 10.01.2023 № 47-э.) о рассмотрении вопроса о включении сведений об индивидуальном предпринимателе <…….> (далее – ИП <…….>., индивидуальный предприниматель) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с уклонением ИП <…….>. от заключения договора по итогам запроса котировок в электронной форме «Оказание услуг по механизированной уборке территории ГБУЗ РК «СЦРБ», извещение № 0307300039622000235 (далее – обращение, закупка, запрос котировок в электронной форме),

в отсутствие сторон,

УСТАНОВИЛА:

 

В соответствии с частью 4 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013             № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе) ГБУЗ РК «СЦРБ» представлено обращение о включении сведений об ИП <…….> в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с уклонением ИП <…….> от заключения договора по результатам осуществления закупки.

Согласно пункту 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе контрольный орган в сфере закупок проводит внеплановую проверку по следующему основанию: получение обращения о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

В соответствии с подпунктом а) пункта 13 раздела III Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 № 1078 (далее - Правила), не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля осуществляет совокупность действий, в том числе, рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе.

ГБУЗ РК «СЦРБ», ИП <…….> надлежащим образом о времени и месте рассмотрения обращения и проведения внеплановой проверки извещены.

ГБУЗ РК «СЦРБ» в составе письма от 16.01.2023 № 206 (вх. от 16.01.2023 № 166-э.) заявлено о рассмотрении обращение в отсутствие представителя ГБУЗ РК «СЦРБ».

ИП <…….> явку на заседание Комиссии не обеспечил.

С учетом законодательно установленных сроков рассмотрения обращения, отсутствие представителей ГБУЗ РК «СЦРБ» и ИП <…….> не препятствует рассмотрению настоящего обращения по существу.

Комиссия Коми УФАС России, по результатам рассмотрения материалов обращения и проведения внеплановой проверки  на основании пункта 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, подпункта а) пункта 13 раздела III Правил внеплановой проверки, пришла к нижеследующим  выводам.

           1. Заказчиком закупки явилось ГБУЗ РК «СЦРБ».

Объект закупки – «Оказание услуг по механизированной уборке территории ГБУЗ РК «СЦРБ».

Начальная (максимальная) цена контракта - 277 625,00 руб.

Источником финансирования явились средства бюджетного учреждения.

Извещение о проведении запроса котировок в электронной форме размещено на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок  (далее - официальный сайт, ЕИС) 21.12.2022.

2. Согласно части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе, электронный запрос котировок начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки.

Согласно части 1 статьи 51 Закона о контрактной системе, по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, с иным участником закупки (далее в настоящей статье - участник закупки, с которым заключается контракт) не ранее чем через десять дней (если настоящим Федеральным законом не установлено иное) с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), протокола, предусмотренного подпунктом «а» пункта 2 части 6 настоящей статьи, после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона (если требование обеспечения исполнения контракта установлено в извещении об осуществлении закупки). Участники закупки, заявки которых не отозваны в соответствии с настоящим Федеральным законом, обязаны подписать контракт в порядке, установленном настоящей статьей.

Пунктом 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе установлено, что не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения в единой информационной системе протоколов, указанных в части 1 настоящей статьи заказчик формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта, указанный в пункте 5 части 2 статьи 42 настоящего Федерального закона.

Согласно части 3 статьи 51 Закона о контрактной системе, не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем размещения заказчиком в соответствии с частью 2 настоящей статьи проекта контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет одно из следующих действий:

1) подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта и одновременно размещает на электронной площадке подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом). При этом такой участник закупки:

а) в случаях, предусмотренных статьей 37 настоящего Федерального закона, одновременно представляет заказчику информацию и документы, предусмотренные указанной статьей;

б) вносит на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, денежные средства в размере платы, подлежащей внесению за заключение контракта, предложенной таким участником закупки (если по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с настоящим Федеральным законом определен размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта);

2) формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке и в единой информационной системе (с использованием электронной площадки, без размещения на официальном сайте) протокол разногласий в одном или нескольких из следующих случаев:

а) наличие разногласий в отношении информации, включенной в проект контракта в соответствии с пунктом 1 части 2 настоящей статьи, с указанием информации, не соответствующей требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, и положениям заявки такого участника закупки;

б) несогласие заключить контракт, содержащий условия, предусмотренные пунктом 2 части 2 настоящей статьи;

3) формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке отказ от заключения контракта в случае, предусмотренном пунктом 1 части 17.2 статьи 95 настоящего Федерального закона.

В соответствии с частью 6 статьи 50 Закона о контрактной системе, заключение контракта по результатам проведения электронного запроса котировок осуществляется в порядке, установленном статьей 51 настоящего Федерального закона, с учетом следующих особенностей:

1) заказчик формирует и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта не позднее одного рабочего дня, следующего за днем размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя);

2) участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет действия, предусмотренные пунктом 1 части 3 статьи 51 настоящего Федерального закона, не позднее одного рабочего дня, следующего за днем осуществления заказчиком действий в соответствии с пунктом 1 настоящей части;

3) заказчик осуществляет действия, предусмотренные пунктом 1 части 4 статьи 51 настоящего Федерального закона, не позднее одного рабочего дня, следующего за днем осуществления участником закупки, с которым заключается контракт, действий в соответствии с пунктом 2 настоящей части, но не ранее чем через два рабочих дня, следующих за днем размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя);

4) осуществление действий, предусмотренных пунктом 2 части 2, пунктом 2 части 3, пунктами 2 и 3 части 4 статьи 51 настоящего Федерального закона, не допускается.

Согласно части 2 статьи 96 Закона о контрактной системе, заказчик вправе установить в извещении об осуществлении закупки, проекте контракта требование обеспечения исполнения контракта при осуществлении закупок путем проведения электронного запроса котировок (за исключением случая, предусмотренного подпунктом «б» пункта 2 части 10 статьи 24 настоящего Федерального закона), а также закупок, предусмотренных пунктами 1, 2 (если правовыми актами, предусмотренными указанным пунктом, не предусмотрена обязанность заказчика установить требование обеспечения исполнения контракта), 4 - 11, 13 - 15, 17, 20 - 23, 26, 28 - 34, 40 - 42, 44, 45, 46, 47 - 48 (если контрактами, заключаемыми в соответствии с пунктами 47 - 48, не предусмотрена выплата аванса), 51 - 53, 55 - 58, 59 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона.

Извещением о проведении запроса котировок в электронной форме обеспечение исполнения контракта не установлено.

Извещением о проведении запроса котировок в электронной форме установлено преимущество в соответствии с частью 3 статьи 30 Закона о контрактной системе.

Следовательно, в соответствии с частью 3 статьи 37 Закона о контрактной системе, к информации, подтверждающей добросовестность участника закупки, относится информация, содержащаяся в реестре контрактов, заключенных заказчиками, и подтверждающая исполнение таким участником в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке трех контрактов (с учетом правопреемства), исполненных без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней).

3. По протоколу от 29.12.2022 № ИЗК1 подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), победителем электронного запроса котировок признается участник с идентификационным номером заявки 171, заявка на участие в закупке которого соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, и который предложил по результатам подведения процедуры подачи предложений о цене контракта наиболее низкую цену контракта – 229 999,00 руб.

Процент снижения цены контракта составил 17,15 %.

Согласно информации, представленной оператором электронной площадки, направление проекта контракта участнику заказчик осуществил 30.12.2022, следовательно, регламентированный срок подписания участником проекта контракта, либо формирования протокола разногласий 23:59 ч. 09.01.2023 года.

ИП <…….> в регламентированный срок не направлен подписанный сертификатом усиленной квалифицированной электронной цифровой подписи проект контракта со своей стороны.

ИП <…….> в письме от 16.01.2023 № 2 (вх. от 16.01.2023 № 150-э., от 19.01.2023 № 168), направленным в Коми УФАС России пояснено, что проект контракта с его стороны должен быть подписан с учетом статьи 3 статьи 51 Закона о контрактной системе, т.е. в срок до 13.01.2023.

По мнению индивидуального предпринимателя, подписание контракта должно было быть осуществлено в течение пяти рабочих дней следующих за днем размещения заказчиком в ЕИС проекта контракта.

Однако, как установлено Комиссией Коми УФАС России, ИП <…….> не учел особенности заключения контракта по результатам проведения запроса котировок в электронной форме, указанные в части 6 статьи 51 Закона о контрактной системе.

Так, процедура заключения контракта по результатам запроса котировок в электронной форме предполагает соблюдение участником закупки, признанным победителем, требований о сроке подписания контракта – не позднее одного рабочего дня, следующего за днем размещения заказчиком проекта контракта.

В нарушение пункта 2 части 6 статьи 50 Закона о контрактной системе, ИП <…….> обязательства по подписанию договора по результатам запроса котировок в электронной форме не исполнены.

С учетом положений пункта 1 части 6 статьи 51 Закона о контрактной системе, участник закупки, не подписавший контракт в регламентированный срок, признается уклонившимся от заключения контракта.

Следовательно, действия заказчика – ГБУЗ РК «СЦРБ» по признанию участника закупки уклонившимся от заключения контракта, не противоречат пункту 1 части 6 статьи 51 Закона о контрактной системе.

Согласно подпункту «а» пункта 2 части 6 статьи 51 Закона о контрактной системе, протокол о признании участника уклонившимся от заключения контракта размещается в ЕИС не позднее одного рабочего дня, следующего за днем истечения срока выполнения участником закупки требований, предусмотренных частями 3 и 5 статьи 51 Закона о контрактной системе (подписание контракта, направление обеспечения исполнения контракта).

Протокол от 10.01.2023 признания участника уклонившимся от заключения контракта сформирован и размещен в ЕИС 10.01.2023 за № ППУ20_1.

Таким образом, нарушений заказчиком  установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к направлению такому участнику закупки проекта контракта, заключению контракта, признанию участника закупки уклонившимся от заключения контракта; а также к определению участник закупки лицом, с которым заключается контракт,  Комиссией Коми УФАС России не установлено.

4. Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе  в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.

По смыслу статьи 104 Закона о контрактной системе реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры осуществления закупки обязательств, одним из последствий которой является включение в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение), влекущее ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в торгах по размещению государственного и муниципального заказа.

С другой стороны, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере закупок, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).

Внесение информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в процедурах по закупкам.

Другим немаловажным последствием является умаление деловой репутации, поскольку фактом включения лица в реестр недобросовестных поставщиков опровергается презумпция добросовестности такого лица как участника гражданских правоотношений. При этом реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, направленным на развитие конкуренции и предотвращение злоупотреблений в сфере закупок, и, следовательно, является механизмом защиты публичных интересов.

Следовательно, включение информации о лице в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица.

Согласно пункту 14 Правил, орган контроля принимает решение об отказе во включении информации об участнике закупки (если основанием для направления обращения является уклонение участника закупки от заключения контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом «а» пункта 13 настоящих Правил, выявлено хотя бы одно из следующих обстоятельств:

а) заказчиком нарушены установленные законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требования:

к определению такого участника закупки лицом, с которым заключается контракт;

к направлению такому участнику закупки проекта контракта, заключению контракта, признанию участника закупки уклонившимся от заключения контракта;

б) участником закупки в срок до признания его в соответствии с Федеральным законом уклонившимся от заключения контракта осуществлены действия, свидетельствующие об отсутствии намерения уклониться от заключения контракта;

в) участником закупки не выполнены требования, предусмотренные Федеральным законом для заключения контракта, вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц (далее - санкции), и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее - меры ограничительного характера). К таким обстоятельствам не относится невыполнение требований, предусмотренных Федеральным законом для заключения контракта, по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.

В рассматриваемом случае, Комиссией Коми УФАС России, установлена совокупность обстоятельств, свидетельствующих о недобросовестном поведении ИП Кузьмина В.Н., выразившихся в следующем.

В установленные сроки, ИП <…….> не осуществил подписание договора.

Кроме того, ИП <…….> участие в заседании Комиссии Коми УФАС России не обеспечил, доказательств отсутствия недобросовестного поведения со своей стороны не предоставил.

При рассмотрении вопроса о признании участника закупки недобросовестным поставщиком и подлежащим внесению в реестр недобросовестных поставщиков нельзя ограничиваться лишь формальным установлением факта нарушения таким участником норм Закона о контрактной системе, необходимо установить обстоятельства, свидетельствующие о недобросовестности участника закупки, его вины.

Принимая решение об участии в закупке и подавая соответствующую заявку, участник конкурентной процедуры несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе.

Статьей 2 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что предпринимательской деятельностью является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

Действуя в рамках заключения и исполнения договора, участник закупки должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию бюджетных средств на общественные экономически значимые цели, что требует от него большей степени ответственности при исполнении контрактных обязательств.

Согласно письменной информации ГБУЗ РК «СЦРБ» от 16.01.2023 № 206 (вх. от 16.01.2023 № 166-э.), негативные последствия в результате уклонения ИП <…….> от заключения договора выражены в том, что территория ГБУЗ РК «СЦРБ» по адресу: Республика Коми, г. Сосногорск, пгт. Нижний Одес, ул. Транспортная, д. 7, в настоящее время остается нечищеной от снега.

На основании изложенного, Комиссия Коми УФАС России приходит к выводу о недобросовестном поведении со стороны ИП <…….>, так как им не было предпринято мер, направленных на своевременное заключение договора, в то время как при должной осмотрительности индивидуальный предприниматель должен был совершить все действия, направленные на исполнение требований действующего законодательства.

Комиссия Коми УФАС России, с учетом необходимости соблюдения баланса частных и публичных интересов, приходит к выводу о наличии достаточных оснований для включения сведений в отношении ИП <…….> в реестр недобросовестных поставщиков.

С учетом всех вышеизложенных обстоятельств, руководствуясь частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе, пунктом 14 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 № 1078, Комиссия Коми УФАС России,

РЕШИЛА:

 

1. Включить представленную ГБУЗ РК «СЦРБ» информацию в отношении ИП <…….> (место нахождения: <…….>; ИНН: <…….>; ОГРНИП: <…….>) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с уклонением ИП <…….> от заключения договора по результатам осуществления закупки способом запроса котировок в электронной форме «Оказание услуг по механизированной уборке территории ГБУЗ РК «СЦРБ», извещение № 0307300039622000235,  сроком на два года.

2. Датой включения информации в отношении ИП <…….> в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) считать дату размещения указанной информации на официальном сайте ЕИС в сфере закупок.

3. По результатам внеплановой проверки при рассмотрении обращения в действиях заказчика – ГБУЗ РК «СЦРБ» нарушений Закона о контрактной системе и иных нормативных актов в сфере закупок не выявлено.

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Председатель комиссии:                                                                                   <…….>

 

члены комиссии:                                                                                                 <…….>

                                                                                                                

                                                                                                                               <…….>

                                                                                                                         

Связанные организации

Связанные организации не указаны