Определение №ПК/2691/24 Определение от 3 мая 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Определение

 

 

О ВОЗБУЖДЕНИИ ДЕЛА № 011/05/5-416/2024

И НАЗНАЧЕНИИ ДЕЛА К РАССМОТРЕНИЮ

 

03 мая 2024 года город Сыктывкар

 

Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми (далее – Коми УФАС России) по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, <...>, рассмотрев заявление <...> по факту нарушения требований Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Коми УФАС России поступило заявление <...> от 03.04.2024 (вх. № 3469/24 от 05.04.2024) о нарушении законодательства о рекламе в связи с распространением реклам в выпусках газет «Источник новостей – Сыктывкар» и «PRO город Сыктывкар».

Из материалов заявления установлено следующее:

1) в выпуске № 12 (806) от 23.03.2024 газеты «PRO город Сыктывкар», на третьей полосе размещена информация под названием «Ясновидящая Зухра: что будет с рублем»;

2) в выпуске № 13 (807) от 30.03.2024 газеты «PRO город Сыктывкар», на третьей полосе размещена информация под названием «Ясновидящая Зухра объявляет дни бесплатного приема»;

3) в выпуске № 12 (806) от 23.03.2024 газеты «PRO город Сыктывкар», на седьмой полосе в разделе «Эзотерика» размещена информация следующего содержания: «Валентина сама расскажет вашу судьбу. Нейтрализует любые воздействия черной магии, избавит от одиночества, привороты без греха, обряды на удачу, избавит от алкоголизма. Прием лично и на расстоянии. Мир вашему дому…»;

4) в выпуске № 13 (807) от 30.03.2024 газеты «PRO город Сыктывкар», на седьмой полосе в разделе «Эзотерика» размещена информация следующего содержания: «Валентина сама расскажет вашу судьбу. Нейтрализует любые воздействия черной магии, избавит от одиночества. Привороты без греха, обряды на удачу. Избавит от алкоголизма. Прием лично и на расстоянии. Мир вашему дому…»;

5) в выпуске № 11 (357) от 22.03.2024 газеты «Источник новостей – Сыктывкар», на восьмой полосе размещена информация под названием «Ясновидящая Зухра: «Что будет с рублем?»»;

6) в выпуске № 12 (358) от 29.03.2024 газеты «Источник новостей – Сыктывкар», на третьей полосе размещена информация под названием «Ясновидящая Зухра объявляет дни бесплатного приёма».

Заявителем приложены оригиналы указанных выпусков газет.

Из выходных данных газет «PRO город Сыктывкар» и «Источник новостей – Сыктывкар» следует, что указанные СМИ являются рекламными изданиями, специализирующимися на сообщениях и материалах рекламного характера.

В соответствии с положениями, установленными п. 1 ст. 3 Закона о рекламе, реклама – информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Вышеуказанная информация содержит все правовые признаки рекламы:

- распространена посредством размещения в выпусках газет;

- адресована неопределенному кругу лиц;

- направлена на привлечение внимания к объектам рекламирования: услугам ясновидящей Зухры и Валентины, в том числе по избавлению от алкоголизма, формирование или поддержание интереса к ним и их продвижение на рынке.

Таким образом, указанная информация, распространенная посредством размещения в выпусках газет «PRO город Сыктывкар» и «Источник новостей – Сыктывкар», является рекламой (далее – рассматриваемые рекламы).

Заявитель указывает, в том числе на размещение рассматриваемых реклам с нарушением требований пункта 6 части 5 статьи 5 Закона о рекламе.

В силу пункта 6 части 5 статьи 5 Закона о рекламе в рекламе не допускается указание на лечебные свойства, то есть положительное влияние на течение болезни, объекта рекламирования, за исключением такого указания в рекламе лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, медицинских изделий.

Из материалов усматривается, что услуги, указанные в рассматриваемых рекламах, относятся к услугам оккультно-магического характера.

Согласно части 1 статьи 50 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» народной медициной являются методы оздоровления, утвердившиеся в народном опыте, в основе которых лежит использование знаний, умений и практических навыков по оценке и восстановлению здоровья. К народной медицине не относится оказание услуг оккультно-магического характера, а также совершение религиозных обрядов.

Учитывая изложенное, указанные в рассматриваемых рекламах услуги не являются медицинскими услугами, методами профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации.

Следовательно, в рекламах таких услуг не допускается указание на лечебные свойства, то есть положительное влияние на течение болезни, объекта рекламирования.

В рекламе, размещенной в выпуске № 12 (806) от 23.03.2024 газеты «PRO город Сыктывкар», под названием «Ясновидящая Зухра: что будет с рублем», в том числе указано:

«– Говорят, у вас есть редчайший дар избавления человека от тяги к вредным привычкам. Как меняется поведение человека, когда вы снимаете с него алкогольную зависимость?

Через несколько месяцев после того, как я начинаю спасать человека от пьянства, тяга к алкоголю исчезает навсегда. Нет, не как после медицинского кодирования. Человек может выпить без вреда для физического и психического здоровья. Но вот захочет ли?».

В рекламе, размещенной в выпуске № 13 (807) от 30.03.2024 газеты «PRO город Сыктывкар», под названием «Ясновидящая Зухра объявляет дни бесплатного приема», в том числе указано:

«– И всё-таки большинство обращается по вопросам вредных привычек…

Алкоголизм и наркомания – это беда многих людей. Когда смотрю на наркомана, я не вижу его души. Она черная и вязкая. Как правило, на таких людях лежит тяжелое проклятие, которое заставляет совершать самые ужасные действия, сея горе вокруг себя. Работа с такими людьми одна из самых трудоемких и ответственных. Потом я три дня не могу никого принимать: очищаюсь».

В рекламе, размещенной в выпусках № 12 (806) от 23.03.2024 и № 13 (807) от 30.03.2024 газеты «PRO город Сыктывкар», в разделе «Эзотерика», в том числе указано: «Валентина … избавит от алкоголизма».

В рекламе, размещенной в выпуске № 11 (357) от 22.03.2024 газеты «Источник новостей – Сыктывкар», под названием «Ясновидящая Зухра: «Что будет с рублем?»», в том числе указано:

«– Говорят, что у вас есть редчайший дар избавлять человека от тяги к вредным привычкам. Как меняется поведение человека, когда вы снимаете с него эту пагубную привычку?

Через несколько месяцев после того, как я начинаю спасать человека от зеленого змия, тяга к нему исчезает навсегда. Человек сможет выпить без вреда для физического и психического здоровья. Но вот захочет ли?».

В рекламе, размещенной в выпуске № 12 (358) от 29.03.2024 газеты «Источник новостей – Сыктывкар», под названием «Ясновидящая Зухра объявляет дни бесплатного приёма», в том числе указано:

«– Чаще всего к вам обращаются по вопросам пристрастий.

Пристрастие к пагубным привычкам – это слабоволие. Я согласна. Когда смотрю на такого человека, то не вижу его души. Она черная и вязкая. Работа с такими людьми одна из самых тяжелых и ответственных. Потом я дня 3 дня не могу никого принимать. Очищаюсь».

В рассматриваемых рекламах идет речь, в том числе об избавлении от тяги к вредным привычкам, от тяги к алкоголю, об избавлении от алкоголизма, снятии алкогольной зависимости, спасении от пьянства, о работе по избавлению от пристрастия к пагубным привычкам, о работе с людьми, страдающими наркоманией.

В связи с чем, из содержания рассматриваемых реклам усматривается, что речь в них идет, в том числе об услугах по избавлению от алкоголизма, а также в рекламах услуг Зухры – об услугах по избавлению от наркомании.

Из общедоступной информации, содержащейся в сети Интернет, следует, что избавление от алкоголизма – это метод медикаментозного или психотерапевтического воздействия на организм пациента с целью избавления его от неконтролируемой тяги к алкоголю; лечение наркомании  – методы, направленные на избавление наркозависимого от физической и психологической тяги к наркотикам, а также на уменьшение принимаемых наркозависимым доз. 

Согласно Номенклатуре медицинских услуг (утв. Приказом Минздрава России от 13.10.2017 № 804н) к медицинским услугам относится психотерапия (А13.29.008), в том числе индивидуальная психотерапия (А13.29.008.001), которая используется при лечении от алкоголизма и наркомании.

Содержащаяся в рассматриваемых рекламах информация, по сути, является рекламой об избавлении от алкоголизма, а также (в рекламах услуг Зухры) от наркомании, лечение которых обычно осуществляется медицинскими способами, препаратами, кодированием. Рекламы формируют интерес к услугам по избавлению от алкогольной, также (в рекламах услуг Зухры) от наркотической зависимости, направлены на формирование у потребителей желания воспользоваться данными услугами.

Таким образом, рассматриваемые рекламы содержат указание на лечебные свойства, то есть положительное влияние на течение болезни, объектов рекламирования, которые, исходя из содержания реклам, не относится к медицинским услугам или методам, указанным в пункте 6 части 5 статьи 5 Закона о рекламе.

Учитывая изложенное, рассматриваемые рекламы распространены с признаками нарушения требований пункта 6 части 5 статьи 5 Закона о рекламе.

Согласно частям 6, 7 статьи 38 Закона о рекламе за нарушение требований, установленных пунктом 6 части 5 статьи 5 Закона о рекламе, ответственность несут и рекламодатель, и рекламораспространитель.

В соответствии с частью 8 статьи 38 Закона о рекламе рекламопроизводитель несет ответственность за нарушение требований, указанных в частях 6, 7 настоящей статьи, в случае, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине.

В силу пункта 6 статьи 3 Закона о рекламе рекламопроизводитель – лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму.

Согласно пункта 7 статьи 3 Закона о рекламе рекламораспространитель – лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Из имеющихся материалов усматривается, что рекламораспространителем рассматриваемых реклам, размещенных в газете «PRO город Сыктывкар», является ООО «Город 11»; рекламораспространителем рассматриваемых реклам, размещенных в газете «Источник новостей – Сыктывкар», является ООО «Источник Сыктывкар».

На основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктом 24 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.2020 № 1922,

 

ОПРЕДЕЛИЛА:

 

1. Возбудить производство по делу № 011/05/5-416/2024 по признакам нарушения пункта 6 части 5 статьи 5 Закона о рекламе.

2. Признать лицами, участвующими в деле:

2.1. заявителя – <...>;

2.2. лиц, в действиях которых содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе:

2.2.1. ООО «Город 11», адрес места нахождения: Первомайская ул., д. 70, корп. Б, оф. 406, г. Сыктывкар, 167000, ОГРН 1091101005566, ИНН 1101074787, КПП 110101001;

2.2.2. ООО «Источник Сыктывкар», адрес места нахождения: Интернациональная ул., д. 78, оф. 405, г. Сыктывкар, 167000, ОГРН 1171101000762, ИНН 1101155980, КПП 110101001.

3. Назначить дело № 011/05/5-416/2024 к рассмотрению на 28 мая 2024 года на 12 часов 00 минут по адресу: Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Интернациональная, д. 160, корпус А.

4. ООО «Город 11» в срок не позднее 24 мая 2024 года представить следующие копии документов и письменную информацию:

4.1. О рекламодателе, рекламопроизводителе и рекламораспространителе каждой из рассматриваемых реклам, размещенных в газете «PRO город Сыктывкар» (с указанием по каждому такому лицу: полного наименования, адреса места нахождения – для юридических лиц; Ф.И.О., адреса места регистрации – для физических лиц).

4.2. Копии договоров (соглашений) со всеми изменениями, дополнениями и приложениями на дату вынесения настоящего определения, опосредующих производство и распространение реклам, указанных в пункте 4.1 настоящего определения.

4.3. О периоде распространения каждой из реклам, указанных в пункте 4.1 настоящего определения, с указанием дат начала и окончания распространения; если распространение продолжается на дату представления ответа – с указанием соответствующей поясняющей информации и даты начала распространения.

4.4. Письменные пояснения каждого последовательно совершенного действия, направленного на производство, размещение и распространение реклам, указанных в пункте 4.1 настоящего определения.

4.5. О территории (укажите субъекты Российской Федерации) распространения реклам, указанных в пункте 4.1 настоящего определения.

4.6. О причинах распространения реклам, указанных в пункте 4.1 настоящего определения, без учета требований пункта 6 части 5 статьи 5 Закона о рекламе.

4.7. О должностном лице ООО «Город 11», ответственном за соблюдение Обществом рекламного законодательства применительно к рассматриваемой ситуации (с приложением копий приказа о назначении на должность, должностной инструкции, служебного контракта (трудового договора, соглашения) со всеми дополнениями, изменениями на дату представления документов и указанием сведений о фактическом месте жительства должностного лица).

4.8. Письменные объяснения должностного лица, указанного в пункте 4.7 настоящего определения, поясняющие обстоятельства распространения рассматриваемых реклам без учета требований пункта 6 части 5 статьи 5 Закона о рекламе, в том числе входил ли в должностные обязанности указанного должностного лица контроль за соответствием распространяемых рекламных материалов требованиям рекламного законодательства в период распространения рассматриваемых реклам, со ссылкой на должностную инструкцию.

4.9. Паспортные данные (копию со 2-ой по 7-ую страницы паспорта) должностного лица, указанного в пункте 4.7 настоящего определения, с указанием даты и места рождения, адреса регистрации по месту жительства.

4.10. Иные документы и письменную информацию, имеющие значение для рассмотрения дела (при наличии).

5. ООО «Источник Сыктывкар» в срок не позднее 24 мая 2024 года представить следующие копии документов и письменную информацию:

5.1. О рекламодателе, рекламопроизводителе и рекламораспространителе каждой из рассматриваемых реклам, размещенных в газете «Источник новостей – Сыктывкар» (с указанием по каждому такому лицу: полного наименования, адреса места нахождения – для юридических лиц; Ф.И.О., адреса места регистрации – для физических лиц).

5.2. Копии договоров (соглашений) со всеми изменениями, дополнениями и приложениями на дату вынесения настоящего определения, опосредующих производство и распространение реклам, указанных в пункте 5.1 настоящего определения.

5.3. О периоде распространения каждой из реклам, указанных в пункте 5.1 настоящего определения, с указанием дат начала и окончания распространения; если распространение продолжается на дату представления ответа – с указанием соответствующей поясняющей информации и даты начала распространения.

5.4. Письменные пояснения каждого последовательно совершенного действия, направленного на производство, размещение и распространение реклам, указанных в пункте 5.1 настоящего определения.

5.5. О территории (укажите субъекты Российской Федерации) распространения реклам, указанных в пункте 5.1 настоящего определения.

5.6. О причинах распространения реклам, указанных в пункте 5.1 настоящего определения, без учета требований пункта 6 части 5 статьи 5 Закона о рекламе.

5.7. О должностном лице ООО «Источник Сыктывкар», ответственном за соблюдение Обществом рекламного законодательства применительно к рассматриваемой ситуации (с приложением копий приказа о назначении на должность, должностной инструкции, служебного контракта (трудового договора, соглашения) со всеми дополнениями, изменениями на дату представления документов и указанием сведений о фактическом месте жительства должностного лица).

5.8. Письменные объяснения должностного лица, указанного в пункте 5.7 настоящего определения, поясняющие обстоятельства распространения рассматриваемых реклам без учета требований пункта 6 части 5 статьи 5 Закона о рекламе, в том числе входил ли в должностные обязанности указанного должностного лица контроль за соответствием распространяемых рекламных материалов требованиям рекламного законодательства в период распространения рассматриваемых реклам, со ссылкой на должностную инструкцию.

5.9. Паспортные данные (копию со 2-ой по 7-ую страницы паспорта) должностного лица, указанного в пункте 5.7 настоящего определения, с указанием даты и места рождения, адреса регистрации по месту жительства.

5.10. Иные документы и письменную информацию, имеющие значение для рассмотрения дела (при наличии).

6. <...> вправе (с паспортом) явиться лично и (или) обеспечить явку представителя (с надлежащим образом оформленной доверенностью) для участия в рассмотрении дела, либо письменно сообщить о возможности рассмотрения дела в свое отсутствие в срок до 24 мая 2024 года.

7. ООО «Город 11» вправе обеспечить явку руководителя (с паспортом и документами, удостоверяющими служебное положение) и (или) представителя (с надлежащим образом оформленной доверенностью) для участия в рассмотрении дела, либо письменно сообщить о возможности рассмотрения дела в отсутствие представителя Общества в срок до 24 мая 2024 года.

8. ООО «Источник Сыктывкар» вправе обеспечить явку руководителя (с паспортом и документами, удостоверяющими служебное положение) и (или) представителя (с надлежащим образом оформленной доверенностью) для участия в рассмотрении дела, либо письменно сообщить о возможности рассмотрения дела в отсутствие представителя Общества в срок до 24 мая 2024 года.

 

Примечание:

При ответе на настоящее определение необходимо соблюдение нумерации пунктов, по приложениям необходимо указать, к какому пункту определения они прилагаются, с указанием номера пункта.

В случае отсутствия документов и письменной информации по отдельным пунктам настоящего определения укажите на их отсутствие с пояснением причин отсутствия и указанием источника, где запрашиваемое может быть получено.

Представленное на определение должно быть подписано уполномоченным лицом, прилагаемые копии надлежащим образом заверены, подтверждена их достоверность и полнота.

В соответствии с ч. 6 ст. 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях непредставление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган сведений (информации), предусмотренных законодательством о рекламе, а равно представление таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде либо представление недостоверных сведений (информации) – влечет наложение административного штрафа.

 

 

<...> <...>

 

Связанные организации

ООО «Город 11»
ИНН 1101074787, ОГРН 1091101005566
ООО «Источник Сыктывкар»
ИНН 1101155980, ОГРН 1171101000762