Решение (комиссия) №ОД/4093/23 Решение по жалобе № 011/06/33-542/2023 от 26 июня 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF


 

 


 

 

 

Общество с ограниченной

ответственностью

«ТЕХНОЛАЙН»

 

(через Единую информационную систему)

 

Государственное бюджетное учреждение

здравоохранения Республики Коми

«Сыктывкарская городская

поликлиника № 3»

 

(через Единую информационную систему)

 

Акционерное общество

«Российский аукционный дом»

 

(через Единую информационную систему)

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ
по жалобе № 011/06/33-542/2023

21 июня 2023 года                                                                                              г. Сыктывкар

 

      Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по контролю в сфере закупок в составе: <.......> (далее - Комиссия Коми УФАС России), рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью «ТЕХНОЛАЙН» (адрес юридического лица: 432072, Ульяновская область, г. Ульяновск, Максимова проезд, дом 2В, офис 408; ОГРН: 1207300012127, ИНН: 7328107082, КПП: 732801001) (далее – ООО «ТЕХНОЛАЙН») от 14.06.2023 (вх. № 3477/23 от 14.06.2023) на действия государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Коми «Сыктывкарская городская поликлиника № 3» (адрес юридического лица: 167001, Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Коммунистическая, д. 41; ОГРН: 1021100519263, ИНН: 1101487047, КПП: 110101001)(далее – ГБУЗ РК «СГП № 3») при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона «Поставка дезинфицирующих средств», извещение № 0307300001723000241,

при участии <.......>, представителя ГБУЗ РК «СГП № 3» по доверенности от 13.04.2023 № 7,

УСТАНОВИЛА:

       14.06.2023 через Единую информационную систему в сфере закупок (далее - ЕИС) в Коми УФАС России поступила жалоба ООО «ТЕХНОЛАЙН» на действия ГБУЗ РК «СГП № 3» при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона «Поставка дезинфицирующих средств», извещение № 0307300001723000241 (далее - жалоба).

Жалоба подготовлена в соответствии с требованиями статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе) и подана в срок, установленный пунктом 1 части 2 статьи 105 Закона о контрактной системе. В связи с чем, жалоба принята Коми УФАС России к рассмотрению.

ООО «ТЕХНОЛАЙН», ГБУЗ РК «СГП № 3», акционерное общество «Российский аукционный дом» (далее – оператор электронной площадки) о времени, дате и месте рассмотрения жалобы надлежащим образом извещены.

С учетом законодательно установленных сроков рассмотрения жалобы отсутствие представителей ООО «ТЕХНОЛАЙН», оператора электронной торговой площадки не препятствует рассмотрению жалобы и проведению внеплановой проверки.

  1. ООО «ТЕХНОЛАЙН» обжалует положения извещения об осуществлении закупки в части описания объекта закупки.

Заявитель считает ошибочным и неправомерным установленные Заказчиком требования к совместимости дезинфицирующих средств с оборудованием Заказчика.

Заявитель указывает, что согласно описанию объекта закупки, Заказчику требуется

 

п/п

Наименование товара/ КТРУ

Характеристики товара

Ед. изм.

Кол-во

1.

Средство дезинфицирующее 20.20.14.000-00000005

Средство дезинфицирующее

Форма выпуска: жидкость.

Дополнительные характеристики**:

Дезинфицирующий раствор готовый к применению, применяется для дезинфекции высокого уровня гибких эндоскопов, дезинфекции медицинских изделий. Действующее вещество* - ортофталевый альдегид в концентрации не менее 0,55%.

Средство обладает бактерицидным, в том числе туберкулоцидным, вирулицидным, фунгицидным и спороцидным действием.

Срок* годности средства после вскрытия упаковки не менее 75 дней.

Срок* использования рабочих растворов в течение не менее 14 суток.

 

рН средства***: не шире от 7,2 до 7,8

нижняя граница

 

Температура используемого рабочего раствора в диапазоне 20-22°С.

 

Средство применяется для дезинфекции медицинских изделий по вирусному режиму с экспозицией * не более 5 мин; по туберкулезному режиму экспозиция* не более 10 мин.

 

Средство совместимо с автоматизированными системами для очистки и дезинфекции гибких эндоскопов AER ENDOCLENS-NSX, OER-AW (Olimpus), используемые Заказчиком. Совместимость подтверждена инструкцией.

Время* экспозиционной выдержки при дезинфекции высокого уровня (ДВУ) ручным и механизированным (МДМ) способом не более 5 минут.

Время* отмыва эндоскопа при механизированной обработке эндоскопов (ДВУ) составляет не более 2 минут.

Упаковка: емкость объемом* не более 3,78 литра.

Литр;^кубический деци-метр

858,06

 

Всему описанию объекта закупки, по мнению заявителя, соответствует дезинфицирующее средство САЙДЕКС ОПА производства Advanced Sterilization Products (США).

При этом, как отмечает заявитель, на рынке зарегистрировано множество дезинфицирующих средств на основе ортофталевого альдегида не более 0,55% и обладающие бактерицидным (в том числе туберкулоцидным), вирулицидным, фунгицидным и спороцидным действием и полностью соответствует потребности Заказчика. Следовательно, Заказчику в описании объекта закупки необходимо было применить эквивалентные показатели.

Также указывает, что Заказчиком в описании объекта закупки излишне детализовано прописаны требования к товару, скопированные из инструкции по применению именно дезинфицирующего средства САЙДЕКС ОПА, в том числе не только режимы дезинфекции, но температура рабочего раствора и пр., вплоть до объема канистры:

«Упаковка: емкость объемом* не более 3,78 литра.

Срок* годности средства после вскрытия упаковки не менее 75 дней.

Срок* использования рабочих растворов в течение не менее 14 суток.

рН средства***: не шире от 7,2 до 7,8.

Температура используемого рабочего раствора в диапазоне 20-22°С.

Средство применяется для дезинфекции медицинских изделий по вирусному режиму с экспозицией * не более 5 мин;

по туберкулезному режиму экспозиция* не более 10 мин.

Время* экспозиционной выдержки при дезинфекции высокого уровня (ДВУ) ручным и механизированным (МДМ) способом не более 5 минут.

Время* отмыва эндоскопа при механизированной обработке эндоскопов (ДВУ) составляет не более 2 минут».

При этом, в СанПиН 3.3686-21 п. 3605 указывается требование только к действующим веществам и их необходимому количеству.

Заявитель считает, что при указании цели использования дезинфицирующего средства, области его применения и состава его действующих веществ, полностью соответствующих требованиям СанПиН 3. 3.3686-21 п. 3605, описание в техническом задании его рецептуры в виде указания технологии произведения работ по дезинфекции и промыванию оборудования, рабочей температуры, и тем более требование к объему канистры, носит избыточный характер и формирует узконаправленных поставщиков, что приводит к ограничению количества участников закупки. Указанные требования показывают только индивидуальный рецептурный состав конкретного дезинфицирующего средства конкретного производителя.

Следовательно, по мнению заявителя, настолько детальное прописывание инструкции одного конкретного производителя, а именно технология произведения работ по дезинфекции и промыванию оборудования, объем канистры и пр., является необоснованным, излишним и чрезмерным требованием.

Также заявитель считает, что установленные дополнительные характеристики не имеют надлежащего обоснования в соответствии с правилами применения КТРУ, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 145. Единственным формальным обоснованием является сноска под таблицей технического задания: «В соответствии с п. 5 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 № 145), ст. 33 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, в целях обеспечения соответствия закупаемых товаров потребностям заказчика, а также обеспечения взаимодействия закупаемых товаров с товарами, используемыми заказчиком, в описании объекта закупки заказчиком использовались дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, которые не предусмотрены в позициях каталога».

Обращает внимание, что заказчиком в закупке установлен запрет на допуск товаров, работ, услуг при осуществлении закупок, а также ограничения и условия допуска в соответствии с требованиями, установленными ст. 14 Закона о контрактной системе и требования, установленные Постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 № 617 «Об ограничениях допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств. для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Однако, вопреки этому, Заказчик требует к поставке средства иностранного производства: производителем дезинфицирующих средств «САЙДЕКС ОПА» является Advanced Sterilization Products (США). В настоящее время, в связи с геополитической обстановкой, страна производства США является для нашей страны недружественным государством.

Заявитель просит признать жалобу обоснованной, признать Заказчика нарушившим часть 6 статьи 23, пункт 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, в части включения в описание объекта закупки необоснованных требований к товарам с целью ограничения количества участников закупки привлечь к ответственности по части 4.1 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), выдать заказчику обязательное для исполнения предписание о внесении изменений в описание объекта закупки.

Просит также признать Заказчика нарушившим Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

2. Комиссия Коми УФАС России в ходе проведения внеплановой проверки осуществления закупки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, изучив материалы жалобы, ознакомившись с извещением о проведении электронного аукциона, электронными документами, содержащимися при указанном извещении, заслушав представителя ГБУЗ РК «СГП № 3», пришла к нижеследующим выводам.

31.05.2023 заказчиком – ГБУЗ РК «СГП № 3» на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок – www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт, ЕИС) размещено извещение о проведении электронного аукциона для закупки № 0307300001723000241, с содержащимися при нем электронными документами.

В связи с внесением изменений в описание объекта закупки извещение о проведении электронного аукциона было размещено: 05.06.2023, 07.06.2023, 13.06.2023, 15.06.2023.

Наименование объекта закупки – «Поставка дезинфицирующих средств».

Начальная (максимальная) цена контракта – 997 288,82 руб.

Дата и время окончания срока подачи заявок – 19.06.2023 09:00.

Дата проведения процедуры подачи предложений о цене контракта либо о сумме цен единиц товара, работы, услуги – 19.06.2023.

Дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) – 21.06.2023.

  1. В соответствии со статьей 6 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.

В силу частей 1, 2 статьи 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Одним из конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является, согласно пункту 2 части 2 статьи 24 Закона о контрактной системе, в том числе аукцион (открытый аукцион в электронной форме (далее - электронный аукцион).

В части 1 статьи 49 Закона о контрактной системе определено, что электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать, в том числе электронный документ: описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:

- в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.

В силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.

Описание объекта закупки является составной частью извещения о закупке и размещено в его составе в форме электронного документа.

Согласно пункту 14 части 3 статьи 4 Закона о контрактной системе Единая информационная система содержит, в том числе, Каталог товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В соответствии с частями 5, 6 статьи 23 Закона о контрактной системе формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.

Порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 № 145 утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд; Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

По пункту 2 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 № 145, под каталогом товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - каталог) понимается систематизированный перечень товаров, работ, услуг, закупаемых для обеспечения государственных и муниципальных нужд, сформированный на основе Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 и включающий в себя информацию в соответствии с настоящими Правилами.

Согласно подпунктам а), г) пункта 10, пункту 12, подпункту а) пункта 13 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в позицию каталога включается, в том числе, код позиции каталога, формируемый в соответствии с пунктом 12 настоящих Правил; информация, содержащая описание товара, работы, услуги, если такое описание сформировано в соответствии с пунктом 13 настоящих Правил.

Код позиции каталога формируется на каждую позицию каталога и представляет собой уникальный цифровой код на основе кода Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014.

В описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе включается, в том числе, следующая информация: потребительские свойства и иные характеристики товара, работы, услуги, в том числе функциональные, технические, качественные характеристики, эксплуатационные характеристики (при необходимости).

Согласно подпункту б) пункта 2, подпункту в) пункта 4, подпункту а) пункта 5, пункту 6 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 № 145, каталог используется заказчиками, в том числе, в целях описания объектов закупки, которое включается в извещение об осуществлении закупки, приглашение и документацию о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).

Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами «б» - «г» и «е» - «з» пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 № 145, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции информацию, в том числе описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).

Заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением, в том числе, закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 № 878 «О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 № 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации», при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств.

В случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).

Согласно пункту 7 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 № 145, в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона.

В качестве кода каталога товара, работы, услуги, на которые в каталоге отсутствует соответствующая позиция, указывается код такого товара, работы, услуги согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014.

Таким образом, в случае, если при проведении закупок закупаемые товары соответствуют описанию позиции каталога товаров, работ, услуг (далее - КТРУ), а также в отношении такого товара установлены ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 № 878, то описание объекта закупки производится в объеме тех показателей, которые предусмотрены соответствующей позицией КТРУ.

При этом, выбор кода по КТРУ, равно как и определение предмета закупки, является правом заказчика, которое обусловлено требованиями к закупаемому оборудованию, необходимому заказчику.

Заказчиком при проведении электронного аукциона выбран код позиции по КТРУ 20.20.14.000-00000005- «Средство дезинфицирующее».

Согласно разделу «Общие сведения» по данной позиции КТРУ описание по классификатору отсутствует.

В разделе описание товара, работы, услуги установлена характеристика, являющаяся обязательной для применения: «Форма выпуска - Жидкость».

В рассматриваемом случае, дезинфицирующие средства не подпадают под исключения, определенные подпунктом «а» пункта 5 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Проанализировав извещение об осуществлении закупки, размещенное Заказчиком в ЕИС в последней редакции, то есть 15.06.2023, Комиссия Коми УФАС России приходит к выводу, что заказчик использует позицию КТРУ, при этом при описании объекта закупки использует не только обязательную информацию, включенную в позицию Каталога, но и устанавливает дополнительные характеристики к товару:

 

п/п

Наименование товара

Код КТРУ

Функциональные и технические характеристики товара

Ед. изм.

Кол-во

1

Средство дезинфицирующее

20.20.14.000-00000005

Средство дезинфицирующее

Форма выпуска: жидкость.

Дополнительные характеристики**:

Дезинфицирующий раствор готовый к применению, применяется для дезинфекции высокого уровня гибких эндоскопов, дезинфекции медицинских изделий. Действующее вещество - ортофталевый альдегид в концентрации* не менее 0,55%.

Средство обладает бактерицидным, в том числе туберкулоцидным, вирулицидным, фунгицидным и спороцидным действием.

Срок* годности средства после вскрытия упаковки не менее 75 дней.

Срок* использования рабочих растворов в течение не менее 14 суток.

 

рН средства***: не шире от 7,2 до 7,8.

 

Температура используемого рабочего раствора в диапазоне 20-22°С.

 

Средство применяется для дезинфекции медицинских изделий по вирусному режиму с экспозицией * не более 5 мин; по туберкулезному режиму экспозиция* не более 12 мин.

 

Средство совместимо с автоматизированными системами для очистки и дезинфекции гибких эндоскопов AER ENDOCLENS-NSX, OER-AW (Olimpus), используемыми Заказчиком.

Время* экспозиционной выдержки при дезинфекции высокого уровня (ДВУ) ручным и механизированным (МДМ) способом не более 5 минут.

Время* отмыва эндоскопа при механизированной обработке эндоскопов (ДВУ) составляет не более 5 минут.

Упаковка: емкость объемом* не более 3,78 литра.

Литр;^кубический деци-метр

858,06

 

В качестве обоснования установления дополнительных характеристик Заказчиком в описании объекта закупки указано: «**Дополнительные характеристики в отношении функциональных, технических, качественных, эксплуатационных характеристик товара включены на основании п.5, п.6 Постановления Правительства РФ от 08.02.2017 № 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и обусловлены потребностями заказчика в части технических и качественных характеристик объекта закупки, а также в целях обеспечения взаимодействия закупаемых товаров с товарами, используемыми заказчиком».

Из вышеприведенного описания объекта закупки следует, что заказчик, как того требует пункт 6 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, обосновал потребность установления дополнительных характеристик.

При этом следует отметить, что ни в Законе о контрактной системе, ни в вышеуказанных Правилах не конкретизированы формы обоснования дополнительных характеристик товара.

Комиссия Коми УФАС России обращает внимание, что приведенный заявителем в жалобе текст обоснования дополнительных характеристик не соответствует тексту такого обоснования, установленному Заказчиком при описании объекта закупки.

Также Комиссия Коми УФАС России отмечает, что приведенное заявителем описание объекта закупки, изложенное в жалобе, соответствует описанию закупки, размещенному Заказчиком в редакции от 05.06.2023, и имеет показатели товара отличные от описания объекта закупки, размещенному Заказчиком с учетом внесенных изменений в редакции от 15.06.2023, то есть на момент рассмотрения настоящей жалобы.

Таким образом, Комиссией Коми УФАС России установлено, что заказчик использует позицию КТРУ, при этом при описании объекта закупки использует не только информацию, включенную в позицию каталога, но и устанавливает дополнительные характеристики к товару с одновременным обоснованием установления таких характеристик, что не противоречит действующему законодательству.

Принимая во внимание, что в позиции КТРУ 20.20.14.000-00000005 «Средство дезинфицирующее» описание объекта закупки отсутствует, следовательно, Заказчиком осуществлено описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.

Частью 1 статьи 1 Закона о контрактной системе установлено, что настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.

Согласно статьи 10 Закона о контрактной системе заказчики при планировании и осуществлении закупок должны исходить из приоритета обеспечения государственных и муниципальных нужд путем закупок инновационной и высокотехнологичной продукции.

В силу части 1 статьи 12 Закона о контрактной системе государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Следовательно, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения закупок, является не только обеспечение максимально широкого круга участников закупки, но и выявление в результате закупки лица, исполнение контракта которым в большей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере закупки товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд.

Первичным законодательным актом Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан, в целях исполнения которого осуществляются государственные закупки лекарственных средств и медицинских изделий, является Федеральный закон от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 323-ФЗ), согласно части 2 статьи 3 которого нормы об охране здоровья, содержащиеся в других федеральных законах, иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, не должны противоречить нормам указанного Федерального закона.

Пунктами 2, 6 статьи 4 данного Федерального закона № 323-ФЗ установлено, что одним из основных принципов охраны здоровья является приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи, доступность и качество медицинской помощи.

Под качеством медицинской помощи в соответствии с Федеральным законом об основах охраны здоровья понимается совокупность характеристик, отражающих своевременность оказания медицинской помощи, правильность выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации при оказании медицинской помощи, степень достижения запланированного результата.

Исходя из пояснений Заказчика следует, что настоящие требования к закупаемому товару установлены в связи с наличием у Заказчика автоматизированных систем для очистки и дезинфекции гибких эндоскопов AER ENDOCLENS-NSX, OER-AW (Olimpus) и используемых Заказчиком в работе.

Заказчик считает довод заявителя о необходимости установления эквивалентных показателей необоснованным.

Указывает, что требование о наличии действующего вещества - ортофталевый альдегид в концентрации* не менее 0,55% установлено в соответствии с п.3605 Санитарных правил и норм СанПиН 3.3686-21 «Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 4).

Также указывает, что в соответствии с п. 3688 СанПиН 3.3686-21 моюще-дезинфицирующие машины (МДМ) для обработки гибких эндоскопов для нестерильных вмешательств допускается использовать с валидированными и указанными в эксплуатационной документации на МДМ химическими средствами очистки и дезинфекции.

Таким образом, совместимость дезинфицирующих средств должна быть подтверждена инструкциями автоматизированных систем для очистки и дезинфекции гибких эндоскопов AER ENDOCLENS-NSX, OER-AW (Olimpus), используемых заказчиком.

При этом, согласно Инструкции на репроцессор эндоскопов OER-AW рекомендуется следующий готовый к использованию раствор дезинфицирующего средства: Cidex. Инструкция также содержит примечание: «Чтобы подтвердить возможность использования неперечисленных здесь готовых растворов дезинфицирующего средства с OER-AW, обратитесь в Olimpus (стр. 32 Инструкции).

Согласно Руководству пользователя на аппарат для автоматической обработки эндоскопов AER ENDOCLENS-NSX дезинфекция высокого уровня требует, чтобы AER ENDOCLENS-NSX использовалась с дезинфицирующим средством CIDEX OPA, производимым ASP, в соответствии с его Инструкцией по применению. Использование дезинфицирующих средств, отличающихся от дезинфицирующего раствора CIDEX ОPA, может привести к аннулированию гарантийного обслуживания системы (стр. 6 Руководства пользователя).

Заказчиком отмечено, что в настоящий момент на аппарат для автоматической обработки эндоскопов AER ENDOCLENS-NSX, имеющихся у Заказчика, гарантийный срок истек.

Заказчиком приведен сравнительный анализ дезинфицирующих средств, представленных на рынке, и установленным в Техническом задании характеристикам соответствуют как минимум два торговых наименования дезинфицирующих средств: «CIDEX OPA» и «Cанидекс ОПА».

Касаемо установленного требования к упаковке «емкость объемом* не более 3,78 литра», Заказчиком пояснено, что система AER ENDOCLENS-NSX, используемая Заказчиком, требует единовременной заливки трех канистр объемом 3.78 л., система OER-AW – пяти канистр объемом 3,78 л.

Использование канистр большего объема повлечет необоснованный перерасход дезинфицирующего средства, в связи с необходимостью утилизации остатков средства в канистре.

Комиссией Коми УФАС России установлено, что описание объекта закупки не содержит указание на наименование места происхождения товара или наименование производителя товара, более того при описании медицинского изделия «Игла остроконечная для блокады периферических нервов» установлены требования к техническим и функциональным характеристикам в целях реализации потребностей заказчика, а сведения, запрещенные к указанию в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе при описании объекта закупки отсутствуют, следовательно, извещение о проведении закупки с прикрепленным файлом «Описание объекта закупки» не противоречит нормам Закона о контрактной системе.

В зависимости от своих потребностей заказчик вправе установить требования, в частности, к качеству, техническим характеристикам (потребительским свойствам) товара с учетом специфики его деятельности и в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств, при соблюдении установленных законодательством Российской Федерации положений, направленных на обеспечение при проведении торгов конкурентной среды.

Соответственно, заказчик вправе включить такие характеристики и требования, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет закупок.

Из системного толкования приведенных норм следует, что на сегодняшний день законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование заказчиком своего заказа, исходя из потребностей последнего.

Так, Закон о контрактной системе не обязывает заказчика при определении характеристик поставляемого товара устанавливать такие характеристики, которые соответствовали бы всем существующим типам, видам, моделям, маркам товара, не предусматривает ограничения по включению требований к товарам, являющихся значимыми для заказчика, равно как и не предусматривает обязанность заказчика в обосновывать свои потребности и причины при установлении требований к товарам и их характеристикам. Выбор показателей и характеристик объекта закупки остается за заказчиком.

Аналогичная позиция подтверждена Президиумом Верховного Суда РФ в «Обзоре судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017), в соответствии с которым является допустимым указание в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают потребностям заказчика и необходимы ему с учетом специфики использования такого товара (работ, услуг).

Согласно правовой позиции, отраженной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28.12.2010 г. N 11017/10 по делу N А06-6611/2009, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов.

ГБУЗ РК «СГП №3» является социально значимым объектом и специфика его деятельности влечет за собой необходимость своевременного и качественного оказания пациентам медицинской помощи.

Комиссия Коми УФАС России считает, что область здравоохранения имеет специфическое и значимое положение, как для государства, так и для населения в целом, поскольку конечная цель деятельности, в том числе медицинских учреждений, обусловлена дачей эффективного и результативного лечения нуждающихся в том граждан.

В рассматриваемом случае, установление Заказчиком требований к дезинфицирующему средству вызвано необходимостью Заказчика получить товар, полностью удовлетворяющего его потребности.

Заказчик при описании объекта закупки не имеет возможности установить требования к характеристикам товара, которые удовлетворяли бы всех возможных участников закупки.

В рассматриваемом случае, установление Заказчиком требования к товару вызвано необходимостью Заказчика получить товар, полностью удовлетворяющего его потребности.

Каких-либо оснований сомневаться в наличии у Заказчика такой потребности у Комиссии антимонопольного органа не имеется.

Однозначных и бесспорных доказательств того, что оспариваемые требования к товару являются несущественными для заказчика, в материалах жалобы отсутствуют.

При формировании предмета закупки заказчик не обязан доказывать свою потребность в закупаемом товаре, а участники закупки не вправе в той или иной форме воздействовать на потребность заказчика, как не вправе определять и государственные нужды.

Предметом данного электронного аукциона является поставка дезинфицирующих средств, следовательно, участником данной закупки может являться любое юридическое, физическое лицо, индивидуальный предприниматель, в том числе, и не являющийся производителем требуемого к поставке товара, готовые поставить товар, отвечающие установленным заказчиком требованиям, что свидетельствует об обеспечении конкурентных условий среди поставщиков.

По пункту 4 статьи 3 Закона о контрактной системе участник закупки - любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, за исключением юридического лица, местом регистрации которого является государство или территория, включенные в утверждаемый в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении юридических лиц (далее - офшорная компания), или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.

Согласно статье 506 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору поставки поставщик - продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.

Отсутствие у каких-либо лиц возможности поставить товар, соответствующий потребностям заказчика, не свидетельствует о нарушении заказчиком прав этих лиц, а также об ограничении заказчиком числа участников закупки.

Комиссией Коми УФАС России установлено, что на участие в закупке подано две заявки.

В ходе обзора таких заявок, представленных оператором электронной площадки, установлено, что указанными участниками предложены дезинфицирующие средства следующих производителей:

- «САЙДЕКС ОПА» (CIDEX OPA), изготовитель (производитель): «Cilag GmbH International», Advanced Sterilization Products Gubelstrasse 34, 6300 Zug, Швейцария;

- «Санидекс ОПА», изготовитель (производитель): «Sirmaxo Chemicals Pvt.Ltd.», 28, A.V.M unicipal Indi. Estate, New Exth. Wing, Gr.Floor, Vallabhbhai Road, Valew Parle (W), Mumbai («Сирмаксо Кеникалс Прайвит Лтд», Индия).

Указанное свидетельствует об отсутствии ограничения количества участников закупки.

Следует отметить, что законодательство о контрактной системе в сфере закупок не обязывает Заказчиков допускать к участию в аукционе всех хозяйствующих субъектов, имеющих намерение получить прибыль в результате заключения договора. Иное противоречило бы принципам ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок, направленным на целевое и экономически эффективное расходование бюджетных денежных средств, сокращения издержек заказчика и предполагающим наличие у заказчика права на установление в извещении способствующих тому требований к участникам закупки.

Невозможность отдельных участников закупок по каким-либо причинам конкурировать с иными участниками рынка не является поводом учитывать данные обстоятельства заказчиком при формировании описании объекта закупки.

При этом следует отметить, что достаточных доказательств производства подлежащего поставке товара исключительно одним производителем заявителем не представлено.

Следовательно, довод заявителя о том, что заказчиком при описании объекта закупки заложены характеристики дезинфицирующего средства, соответствующие одному производителю, является необоснованным.

Заявитель не представил доказательства, свидетельствующие о том, что требования, включенные Заказчиком при описании объекта закупки, создали одним участникам закупки преимущество перед другими, являлись непреодолимыми для некоторых участников закупки, в том числе и для ООО «ТЕХНОЛАЙН», а также каким-либо иным способом повлекли за собой ограничение количества участников электронного аукциона. Конкретных сведений, что поставка дезинфицирующего средства может быть осуществлена ограниченным кругом хозяйствующих субъектов в материалах жалобы не имеется.

Заявителем также не представлены доказательства, подтверждающие факт отсутствия в свободной продаже необходимого к поставке товара, совместимого с автоматизированными системами для очистки и дезинфекции гибких эндоскопов AER ENDOCLENS-NSX, OER-AW (Olimpus), используемых Заказчиком, в том числе заявленного им производителя.

Следует отметить, что Федеральная антимонопольная служба и ее территориальные органы не наделены полномочиями по определению и изменению потребностей заказчика.

Таким образом, принимая во внимание вышеизложенное, Комиссия Коми УФАС России пришла к выводу об отсутствии в действиях заказчика – ГБУЗ РК «СГП № 3» при описании объекта закупки нарушений части 6 статьи 23, пункт 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.

В связи с отсутствием в действиях заказчика нарушений требований Закона о контрактной системе при проведении электронного аукциона, предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе выдаче не подлежит.

Также следует отметить, что довод заявителя о признании заказчика нарушившим Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» не может быть рассмотрен в рамках настоящей жалобы, поскольку образует самостоятельный предмет для рассмотрения в соответствии с порядком, предусмотренным Федеральным законом от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», вследствие чего выходит за пределы рассмотрения жалобы о нарушении законодательства о контрактной системе в предусмотренном Законом о контрактной системе порядке.

С учетом изложенного, заявитель имеет право подать заявление о нарушении антимонопольного законодательства, которое будет рассмотрено в соответствии с Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденным приказом ФАС России от 25.05.2012 г. № 339.

С учетом всех изложенных обстоятельств, установленных в ходе рассмотрения жалобы, руководствуясь подпунктом «б» пункта 1 части 3, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Коми УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «ТЕХНОЛАЙН» необоснованной.

2. По результатам проведения внеплановой проверки в действиях заказчика нарушения Закона о контрактной системе не установлены.

3. С учетом пункта 1 настоящего решения предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе выдаче не подлежит.

4. Материалы жалобы должностному лицу Коми УФАС России для рассмотрения вопроса о необходимости применения мер административного реагирования в отношении должностного лица ГБУЗ РК «СГП № 3» не передавать в связи с отсутствием состава административного правонарушения; вынести определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении по части 4.1 ст. 7.30 КоАП РФ.

 

Согласно части 9 статьи 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.

   

 

Председатель Комиссии                                                                                        <………>

 

Члены Комиссии                                                                                                      <……..>

                                                                                                                                                                        
                                                                                                                                                                          
<………>

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   

 

 

 

 

 

 

2023-1498

 

 

Связанные организации

ГБУЗ РК "СГП №3"
ИНН 1101487047, ОГРН 1021100519263
ООО "Технолайн"
ИНН 7328107082, ОГРН 1207300012127
АО "РАД"
ИНН 7838430413, ОГРН 1097847233351