Решение б/н решение по жалобе от 15 апреля 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Управление Федеральной антимонопольной службы

по республике Коми

РЕШЕНИЕ

12 апреля 2019 года

г. Сыктывкар

№ 01-109/2714

 

ООО Производственная Компания «Комплексные Системы Теплоснабжения»

Зайцева ул., д. 20, г. Коломна, Московская обл., 140400

АО «Тепловая сервисная компания»

Советская ул., д. 37, г. Печора, Республика Коми, 169600

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по рассмотрению жалобы ООО Производственная Компания «Комплексные Системы Теплоснабжения» в составе: <…> (далее – Комиссия), рассмотрев жалобу ООО Производственная Компания «Комплексные Системы Теплоснабжения» (далее также заявитель) № 74/19 от 03.04.2019 (вх. № 1332э от 03.04.2019) в отношении АО «Тепловая сервисная компания», касающуюся проведения закупки в форме конкурентных переговоров на поставку продукции из пенополимерминеральной изоляции, номер извещения 31907590625 в единой информационной системе,

в присутствии:

<…> – представителя АО «Тепловая сервисная компания» по доверенности от 09.04.2019;

УСТАНОВИЛА:

АО «Тепловая сервисная компания» (далее также АО «ТСК») явилось заказчиком и организатором закупки в форме конкурентных переговоров на поставку продукции из пенополимерминеральной изоляции, номер извещения 31907590625 в единой информационной системе (далее также закупка, ЕИС).

Извещение и документация о закупке размещены в ЕИС 28.02.2019, с изменениями – 15.03.2019.

Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее – Закон о закупках).

Заявителем в жалобе указано на нарушение заказчиком пункта 1 части 10 статьи 3 Закон о закупках.

По пункту 1 части 10 статьи 3 закон о закупках любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в случае осуществления заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Заявителем указано на неправомерное признание его предложения условиям документации о закупке.

Согласно частям 1, 2 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Согласно части 2 статьи 3 Закона о закупках положением о закупке предусматриваются конкурентные и неконкурентные закупки, устанавливается порядок осуществления таких закупок с учетом положений настоящего Федерального закона.

Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Согласно частям 9, 10 статьи 3.2 Закона о закупках для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.

Заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика. Форма заявки на участие в запросе котировок в электронной форме устанавливается в извещении о проведении запроса котировок в соответствии с положением о закупке заказчика.

Согласно части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны:

2) требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке;

9) требования к участникам такой закупки;

10) требования к участникам такой закупки и привлекаемым ими субподрядчикам, соисполнителям и (или) изготовителям товара, являющегося предметом закупки, и перечень документов, представляемых участниками такой закупки для подтверждения их соответствия указанным требованиям, в случае закупки работ по проектированию, строительству, модернизации и ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства и закупки товаров, работ, услуг, связанных с использованием атомной энергии;

13) критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке;

14) порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке.

Положение о порядке проведения регламентированных закупок товаров, работ, услуг АО «ТСК» (далее – Положение о закупках) утверждено генеральным директором АО «ТСК» 29.06.2018, размещено в ЕИС 03.07.2018, повторно - 11.01.2019.

По пункту 37.1.2 Положения о закупках конкурентные переговоры относятся к конкурентным способам закупок.

По пункту 15.9 Положения о закупках Закупочная документация должна содержать, в том числе:

-требования к содержанию, форме, оформлению и составу Заявки;

- требования к Участникам закупки и привлекаемым ими субподрядчикам, соисполнителям и (или) изготовителям товара, являющегося предметом закупки, и перечень документов, представляемых Участниками такой закупки для подтверждения их соответствия указанным требованиям, в том числе в случае закупки работ по проектированию, строительству, модернизации и ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства и закупки товаров, работ, услуг, связанных с использованием атомной энергии.

По пункту 37.6.3 Положения о закупках заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке.

Пунктом 43 Положения о закупках установлены особенности порядка осуществления закупки в форме конкурентных переговоров, в том числе:

      1. Закупочная документация должна содержать все требования и условия конкурентных переговоров, а также подробное описание всех процедур.
        1. Заявка Участника закупки может быть отклонена в случаях, установленных Закупочной документацией.
        2. Рекомендуется осуществлять оценку Заявок в следующем порядке:
  • проведение отборочной стадии;
  • проведение оценочной стадии.
        1. Отборочная стадия. В рамках отборочной стадии последовательно выполняются следующие действия:
  • проверка Заявок на соблюдение требований Закупочной документации к оформлению Заявок;
  • разъяснения положений Заявок (при необходимости);
  • проверка Участника закупки на соответствие требованиям Закупочной документации;
  • проверка предлагаемой Продукции на соответствие требованиям закупки;
  • отклонение Заявок, которые, по мнению Закупочной комиссии не соответствуют требованиям Закупочной документации.

Таким образом, Положением о закупках в соответствии с требованиями Закона о закупках предусмотрено, что закупочная документация (в том числе и при проведении закупки в форме конкурентных переговоров) содержит требования к составу заявки; требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками для подтверждения их соответствия указанным требованиям.

Также Положением о закупках предусмотрено, что в документации о закупке (при проведении конкурентных переговоров) устанавливаются случаи отклонения заявок. К такому случаю отнесено и несоответствие заявок требованиям закупочной документации.

Разделом 4 закупочной документации установлены требования, предъявляемые к участникам закупки, в том числе:

      1. Требования к правоспособности и финансовой устойчивости Участника закупки, в том числе:
        1. Участник закупки должен соответствовать следующим обязательным требованиям к финансовой устойчивости, в том числе:
  • показатели финансово-хозяйственной деятельности Участника закупки должны свидетельствовать о его платежеспособности и финансовой устойчивости.

По пункту 5.2.1 закупочной документации для подтверждения соответствия требованиям, указанным в разделе 4 настоящей закупочной документации, Участник закупки в составе заявки на участие в закупке должен приложить следующие документы, в том числе:

с) Субъекты предпринимательской деятельности, на которые в соответствии с законодательством Российской Федерации возлагается обязанность ведения бухгалтерского учета, в том числе в упрощенном виде, предоставляют:

  • Баланс (Форма №1) и отчет о финансовых результатах (форма №2) с обязательным наличием отметок об их приеме в ИФНС России за два последних завершенных года;
  • Баланс (Форма №1) и отчет о финансовых результатах (форма №2) без отметки ИФНС о приеме, но заверенные печатью организации и подписью руководителя, заполненные на последнюю отчетную дату текущего года (1 квартал, 1 полугодие, 9 месяцев);
  • Субъекты, сдающие отчетность в ИФНС России в электронном виде, совместно с заверенными копиями вышеназванных форм и квитанций об их приеме (вводе) в ИФНС, предоставляют файл выгрузки бухгалтерских отчетов в XML формате.

Исходя из раздела 5 «Требования к заявке на участие в закупке» закупочной документации в составе заявки предоставляются документы, предусмотренные подпунктами с)-ф) пункта 5.2.1, в том числе: бухгалтерские документы.

Пунктом 3.14 документации о закупке установлен порядок рассмотрение и оценки заявок на участие в закупке, проведение переговоров, проведение переторжки, выбор победителя закупки. Согласно данному пункту:

      1. Отборочная стадия
        1. Закупочная комиссия осуществляет рассмотрение заявок на участие в закупке и участников закупки на предмет их соответствия требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и настоящей закупочной документацией, и определяет перечень участников процедуры закупки, допускаемых к дальнейшему участию в закупке.
        2. В рамках отборочной стадии Закупочная комиссия проверяет:
  • соответствие заявок на участие в закупке требованиям настоящей закупочной документации (в т.ч. соответствие коммерческого и технического предложений);
  • соответствие Участников закупки требованиям настоящей закупочной документации.
        1. Заявка на участие в закупке должна полностью соответствовать каждому из установленных настоящей закупочной документацией требований. Участник закупки не допускается Закупочной комиссией к дальнейшему участию в закупке в следующих случаях, в том числе:
  • не представления требуемых согласно настоящей закупочной документации документов либо наличия в таких документах недостоверных сведений об Участнике закупки, в том числе привлекаемых субподрядчиках/соисполнителях (в случае привлечения), или о предлагаемых товарах, работах, услугах;
  • несоответствия Участника закупки, в том числе привлекаемых субподрядчиков/соисполнителей (в случае привлечения), требованиям, установленным в настоящей закупочной документации.

Согласно протоколу заседания закупочной комиссии по выбору победителя открытых конкурентных переговоров на право заключения договора поставки изделий из пенополимерминеральной изоляции для АО «ТСК» от 01.04.2019 предложение ООО Производственная компания «Комплексные Системы Теплоснабжения» признается не удовлетворяющим условиям закупки, а именно: нет возможности оценить финансово-экономическую устойчивость участника в связи с отсутствием данных для анализа. По показателям представленной бухгалтерской отчетности за 2016, 2017 год деятельность участник закупки не осуществлял. Бухгалтерская отчетность за 2018 год не представлена (пп. с п. 5.2.1 закупочной документации).

Как следует из материалов жалобы, заявителем были представлены бухгалтерские балансы за 2016 год, 2017 год, а также отчеты о прибылях и убытках за 2016 год, 2017 год. Бухгалтерская отчетность за 2018 год представлена не была.

Заявитель указывает, что на дату подачи заявки от 11.03.2019 бухгалтерская отчетность за 2018 год не была сдана в налоговый орган. Исходя из подпункта 5 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики предоставляют годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность в налоговый орган не позднее трех месяцев после окончания отчетного года. Т.е. годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность за 2018 год предоставлялась в налоговый орган не позднее 31.03.2019.

Из письменных пояснений АО «ТСК» и пояснений представителя АО «ТСК» при рассмотрении жалобы следует, что заявителю надлежало предоставить бухгалтерскую отчетность за 9 месяцев 2018 года без отметки налогового органа о приеме, но заверенные печатью организации и подписью руководителя.

Указанное соответствует требованиям подпункта «с» пункта 5.2.1 закупочной документации.

Такие документы заявителем представлены в составе заявки не были. Следовательно, у закупочной комиссии имелись основания для отказа заявителю в допуске к дальнейшему участию в закупке по пункту 3.14.2.4.

В составе документации о закупке входит Методика «Проведение экспертизы финансово-экономической устойчивости участников закупочных процедур» АО «ТСК» (далее – Методика), в соответствии с которой проверяется соответствие участника закупки обязательному требованию к финансовой устойчивости.

Согласно Методике:

1. Термины и определения

- финансово-экономическая экспертиза - оценка устойчивости участников закупочных процедур с позиции финансово-экономических критериев, проводимая для определения соответствия и ранжирования предложений участников закупочных процедур в рамках деятельности экспертной группы и/или закупочной комиссии Общества;

- Стоп-фактор - фактор, реализация которого должна являться основанием для отклонения предложения участника закупочной процедуры и принятия решения о несоответствии.

3.1. Экспертиза финансово-экономической устойчивости участников закупочных процедур, а также предлагаемых ими финансовых условий сделки (финансово-экономическая экспертиза) проводится Обществом в рамках закупочной деятельности во избежание потерь и с целью ограничения подверженности Общества кредитному риску, в том числе для выявления и отклонения таких участников конкурентных закупочных процедур, которые заведомо неспособны исполнить свои обязательства.

  1. В рамках финансово-экономической экспертизы должно быть принято решение о том, способен ли участник закупочной процедуры в оценке с точки зрения финансово-экономических критериев осуществить необходимую поставку или оказать услугу. Кроме этого должна быть получена оценка о степени его соответствия минимально приемлемым, общим для всех закупочных процедур, требованиям, определенным настоящей Методикой, а также специфическим требованиям, установленным подразделением Общества, в интересах которого осуществляется закупка, и закрепленным в закупочной документации. Предложения участников конкурентных закупочных процедур, которые заведомо неспособны исполнить свои обязательства, должны быть отклонены.

Информация, используемая для оценки, в том числе:

- Формы бухгалтерской отчетности (баланс и отчет о прибылях и убытках) за два последних завершенных финансовых года с отметкой налогового органа, либо с приложением почтовой квитанции о сдаче бухгалтерской отчетности, либо квитанции о приеме бухгалтерской отчетности в электронном виде, выданной ИФНС (далее – с подтверждением предоставления в ИФНС); дополнительно бухгалтерская отчетность на последнюю отчетную дату текущего года в случае предоставления участником может быть использована для оценки без подтверждения предоставления в ИФНС. Налоговая декларация для индивидуальных предпринимателей за соответствующие периоды.

9. Отборочная стадия

9.1. Первичная оценка по шкале от 0 до 1, полученная в результате применения балльно-весового метода, используется на отборочной стадии для принятия решения о соответствии/несоответствии участника закупочной процедуры требованиям закупочной документации и настоящей Методики, а именно участник должен:

  • обладать достаточной финансовой устойчивостью;
  • иметь достаточно продолжительную историю существования и релевантный опыт, в оценке с точки зрения финансово-экономических критериев;
  • иметь необходимые финансовые ресурсы;
  • оценка финансовых условий сделки (наличие/отсутствие аванса, банковской гарантии) должна обеспечить минимизацию принимаемых кредитных рисков.

9.3. Кроме этого для принятия решения о соответствии/несоответствии используется система стоп и риск-факторов.

Стоп-фактор – фактор, реализация которого должна являться основанием для отклонения предложения участника закупочной процедуры и принятия решения о несоответствии. В рамках финансово-экономической экспертизы предусмотрены следующие стоп-факторы, в том числе:

  • существенное несоответствие масштабов деятельности участника закупочной процедуры сумме закупки (если стоимость предложения, указанная в оферте*, более чем в 1,4 раза превышает годовую выручку компании или более чем в 2,8 раза превосходит ее суммарные активы).

9.5. По итогам отборочной стадии в рамках финансово-экономической экспертизы должно быть принято решение о соответствии/несоответствии участника закупочной процедуры требованиям закупочной документации, в том числе настоящей Методики.

Из письменных пояснений АО «ТСК» и пояснений представителя АО «ТСК» при рассмотрении жалобы следует, что в соответствии с представленной в составе заявки заявителя бухгалтерской отчетностью активы ООО Производственная компания «Комплексные системы теплоснабжения» за 2016-2017 года составили по 10 000 руб., ценовое предложение такого участника закупки составляло 1 625 000 руб. Соответственно, стоимость предложения заявителя более, чем в 2,8 раз превосходит его суммарные активы.

Данное подтверждается имеющейся в материалах жалобы копия заявки заявителя.

Таким образом, с учетом наличия Стоп-фактора у закупочной комиссии имелись основанием для отклонения предложения заявителя и принятия решения о несоответствии участника закупочной процедуры требованиям закупочной документации и Методики – в соответствии пунктами 9.3, 9.5 Методики.

В ходе рассмотрения жалобы установлено, что у закупочной комиссии имелись основания для отказа заявителю в допуске к дальнейшему участию в закупке в связи с непредставлением требуемых согласно закупочной документации документов и несоответствием участника закупки требованиям, установленным в закупочной документации. Такие основания для отклонения заявки указаны в закупочной документации и соответствуют Положению о закупках. Предъявление к заявителю требований, не предусмотренных закупочной документацией не установлено.

При рассмотрении жалобы по доводам заявителя нарушений заказчиком положений Закона о закупках, Положения о закупках, а также закупочной документации при принятии решения об отказе заявителю в допуске к участию в закупке не установлено.

В связи с этим, жалоба является необоснованной.

На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

  1. Признать жалобу необоснованной.

Председатель Комиссии

 

<…>

     

Члены Комиссии

 

<…>

<…>

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны