Решение №04-02/7501 - от 26 сентября 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

Управление Федеральной антимонопольной службы

по республике Коми

 

Общество с ограниченной   ответственностью «Савир»

 

через Единую информационную систему

 

Государственное бюджетное учреждение здравоохранения

Республики Коми «Воркутинский родильный дом»

 

через Единую информационную систему

 

Акционерное общество «Сбербанк -

Автоматизированная система торгов»

 

через Единую информационную систему

 

РЕШЕНИЕ

по жалобе № 011/06/33-824/2022

 

26 сентября 2022 года

 

 

 

                            № 04-02/7501

г. Сыктывкар

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по контролю в сфере закупок в составе: <…> (далее - Комиссия Коми УФАС России), рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью «Савир» (454071, Челябинская область, город Челябинск, Шуменская улица, дом 6, квартира 135, ИНН: 7452151128, КПП: 745201001) (далее - ООО «Савир») от 19.09.2022 (вх. от 19.09.2022 № 5071-э) на действия заказчика - государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Коми «Воркутинский родильный дом» (169907, Республика Коми, город Воркута, Сангородок территория, корпус 4/1, ИНН: 1103020850, КПП: 110301001) (далее - ГБУЗ РК «Воркутинский родильный дом») при осуществлении закупки способом электронного аукциона «Поставка жидкого мыла», извещение № 0307300032422000072,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми с использованием Единой информационной системы в сфере закупок поступила жалоба ООО «Савир» от 19.09.2022 (вх. от 19.09.2022 № 5071-э) на действия заказчика - ГБУЗ РК «Воркутинский родильный дом» при осуществлении закупки способом электронного аукциона «Поставка жидкого мыла», извещение № 0307300032422000072 (далее - закупка, электронный аукцион).

С учетом соблюдения срока и порядка подачи жалобы, указанная жалоба принята к рассмотрению.

ООО «Савир», ГБУЗ РК «Воркутинский родильный дом», акционерное общество «Сбербанк-АСТ» (оператор электронной площадки) о времени, дате, месте рассмотрения жалобы надлежащим образом извещены.

С учетом законодательно установленных сроков рассмотрения жалобы отсутствие представителей ООО «Савир», ГБУЗ РК «Воркутинский родильный дом», оператора электронной площадки не препятствует рассмотрению жалобы и проведению внеплановой проверки.

ООО «Савир» обжаловано действие заказчика - ГБУЗ РК «Воркутинский родильный дом» при определении положений извещения и проведении электронного аукциона, касающихся описания объекта закупки.

Согласно доводам жалобы, заказчиком нарушены требования статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»            (далее - Закон о контрактной системе) и требования Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 № 145 «Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее -  Постановление Правительства РФ от 08.02.2017  № 145), при описании закупаемого товара.

ООО «Савир» приводит доводы, что по позиции 1 «Мыло туалетное жидкое Стеризол Ультра или эквивалент», по позициям 2, 3 «Мыло туалетное  жидкое  Клиндезин - Софт с антисептическим эффектом или эквивалент» электронного документа  «Наименование и описание объекта закупки», являющегося составной частью извещения об электронном аукционе (далее - Описание объекта закупки) применена позиция каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд «20.41.31.130-00000001», не соответствующая  товару «мыло жидкое туалетное», поскольку установленные характеристики к товару соответствуют дезинфицирующему средству, кожному антисептику, предназначенному в соответствии с требованиями  СанПиН 3.3686-21 для гигиенической обработки рук медперсонала, включая обработку рук оперирующего медперсонала в МО различного профиля.

Также заявителем указано, что установленные характеристики закупаемого товара по позиции 1 Описания объекта закупки  соответствуют товару единственного производителя, который не имеет аналогов в Российской Федерации и производится на территории Швеции, что будет иметь своим последствием невозможность его поставки с учетом распоряжения Правительства РФ от 05.03.2022 № 430-р «Об утверждении перечня иностранных государств и территорий, совершающих недружественные действия в отношении Российской Федерации, российских юридических и физических лиц».

Согласно доводам жалобы, в Описании объекта закупки указаны дополнительные характеристики, не предусмотренные Каталогом товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, без обоснования необходимости их применения.

ГБУЗ РК «Воркутинский родильный дом»  в письме от 23.09.2022 № 1067 (вх. от 23.09.2022 № 5177э) заявлены возражения относительно позиции заявителя.

Комиссия Коми УФАС России в ходе проведения внеплановой проверки осуществления закупки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, изучив материалы жалобы, сведения и документы о закупке, размещенные на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее - официальный сайт), пришла к нижеследующим выводам.

1. Заказчиком осуществления закупки путем проведения электронного аукциона явилось ГБУЗ РК «Воркутинский родильный дом».

Объект закупки - «Поставка жидкого мыла».

Начальная (максимальная) цена контракта составила 191 669,60 руб.

Извещение о проведении электронного аукциона размещено на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее - официальный сайт) 12.09.2022.

2. Согласно пункту 14 части 3 статьи 4 Закона о контрактной системе Единая информационная система содержит, в том числе, Каталог товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В соответствии с частями 5, 6 статьи 23 Закона о контрактной системе формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.

Порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 № 145 утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд; Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

По пункту 2 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 № 145, под каталогом товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - каталог) понимается систематизированный перечень товаров, работ, услуг, закупаемых для обеспечения государственных и муниципальных нужд, сформированный на основе Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 и включающий в себя информацию в соответствии с настоящими Правилами.

Согласно подпунктам а), г) пункта 10, пункту 12, подпункту а) пункта 13 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в позицию каталога включается, в том числе, код позиции каталога, формируемый в соответствии с пунктом 12 настоящих Правил; информация, содержащая описание товара, работы, услуги, если такое описание сформировано в соответствии с пунктом 13 настоящих Правил.

Код позиции каталога формируется на каждую позицию каталога и представляет собой уникальный цифровой код на основе кода Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014.

В описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» включается, в том числе, следующая информация: потребительские свойства и иные характеристики товара, работы, услуги, в том числе функциональные, технические, качественные характеристики, эксплуатационные характеристики (при необходимости).

Согласно подпункту б) пункта 2, подпункту в) пункта 4, подпункту а) пункта 5, пункту 6 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 № 145, каталог используется заказчиками, в том числе, в целях описания объектов закупки, которое включается в извещение об осуществлении закупки, приглашение и документацию о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).

Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами «б» - «г» и «е» - «з» пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 № 145, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции информацию, в том числе описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).

Заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением, в том числе, закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 № 878 «О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 № 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации», при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств.

В случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).

Согласно части 1 статьи 49 Закона о контрактной системе электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать, в том числе электронный документ: описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.

В пунктах 1, 2 части 1, части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено: заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:

-в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами «или эквивалент» либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

-использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

Описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.

Описание объекта закупки является составной частью извещения о закупке и размещено в его составе в форме электронного документа.

Описание объекта закупки содержит следующие сведения относительно наименования, показателей и их значений закупаемого товара:

п/п

Наименование товара

Наименование показателя (характеристика) товара

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мыло туалетное  жидкое Стеризол Ультра 

или эквивалент

 

КТРУ: 20.41.31.130-00000001

Технические и качественные характеристики объекта закупки: Наличие антибактериального компонента - Да; Наличие ароматической отдушки - Нет.

 

Дополнительные технические и качественные характеристики объекта закупки:

Гипоаллергенное готовое средство (жидкое мыло), однородной вязкой (гелеобразной) консистенции без запаха, предназначенное в соответствии с требованиями СанПиН 3.3686-21 для гигиенической обработки рук медперсонала, включая обработку рук оперирующего медперсонала в МО различного профиля (в т. ч. роддома и отделения неонатологии), клинические, микробиологические и др. лаборатории, детские учреждения, не должно вызывать раздражений кожи и аллергических реакций при частом использовании. В составе средства должны содержаться вода, ПАВ, включая  МЭА-кокоат, глицерин. В средстве не должны содержаться антисептические компоненты, в том числе ЧАСы, консерванты, красители и абразивные вещества, рН* не менее 5,5 и не более 7,0 ед.

Средство должно выпускаться в одноразовой полимерной герметичной  упаковке объемом  не более 0,7 л c обратным дозирующим клапаном, обеспечивающим  дозирование препарата и предотвращающим попадание воздуха в упаковку и контаминацию средства. Упаковка средства должна надежно фиксироваться в дозаторе, для крепления в дозатор  упаковка должна иметь не менее 1-го отверстия* прямоугольной формы по центру и не менее 2-х отверстий*  круглой формы по бокам, дозирующий клапан упаковки должен фиксироваться в отверстии дозатора без натяжения и дополнительных усилий.

Средство приобретается как расходный материал к настенным локтевым дозаторам Стеризол, используемым заказчиком: внутренние размеры 9,5х7,5х16 см, круглое отверстие для установки дозирующего клапана упаковки диаметром 3,4 см. 

Должно соответствовать ТР ТС 009/2011 «О безопасности парфюмерно-косметической продукции».

2

 

 

 

 

 

Мыло туалетное  жидкое  Клиндезин - Софт

с антисепти-ческим эффектом или эквивалент  

КТРУ: 20.41.31.130-00000001

Технические и качественные характеристики объекта закупки:

Наличие антибактериального компонента - Да;

Наличие ароматической отдушки - Нет.

Дополнительные технические и качественные характеристики объекта закупки:

Готовое дезинфицирующее средство (жидкое антисептическое мыло) однородной гелеобразной консистенции, предназначенное в соответствии с требованиями СанПиН 3.3686-21 для гигиенической обработки рук медперсонала, включая обработку рук оперирующего персонала, гигиенической обработки ступней ног в МО различного профиля (в т. ч. роддома и отделения неонатологии), клинические, микробиологические и др. лаборатории, машины скорой медицинской помощи, детские учреждения. Средство должно обладать бактерицидной (кроме микобактерий туберкулеза) и фунгицидной активностью. В составе средства должно содержаться не менее двух антисептических компонентов* (в т. ч. не менее 0,2 % 5-хлоро-2-(2,4-дихлорофенокси) фенола*, композиция мягких ПАВ, диэтаноламиды жирных кислот кокосового масла, в качестве консервантов не должно содержать парабены.

По параметрам острой токсичности согласно ГОСТ 12.1.007-76 при введении в желудок, нанесении на кожу и при ингаляционном воздействии паров должно относиться к 4 классу малоопасных соединений, местно-раздражающие, кожно-резорбтивные и сенсибилизирующие свойства не должны быть выражены.

Срок годности* - не менее 3 лет.

Упаковка - полимерный флакон  объемом* не менее 1 л, подходящий для использования к настенным локтевым дозаторам Стеризол, используемым заказчиком.

Средство должно соответствовать Единым санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим требованиям к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю), ГОСТ 12.1.007-76 (п. п. 1.2) Средство приобретается как расходный материал к настенным локтевым дозаторам Стеризол, используемым заказчиком.

3

 

 

 

 

 

 

 

Мыло туалетное  жидкое  Клиндезин - Софт с антисепти-ческим эффектом или эквивалент  

КТРУ: 20.41.31.130-00000001 Технические и качественные характеристики объекта закупки: Наличие антибактериального компонента - Да; Наличие ароматической отдушки - Нет.

Дополнительные технические и качественные характеристики объекта закупки:

Готовое дезинфицирующее средство (жидкое антисептическое мыло) однородной гелеобразной консистенции, предназначенное в соответствии с требованиями СанПиН 3.3686-21 для гигиенической обработки рук медперсонала, включая обработку рук оперирующего персонала, гигиенической обработки ступней ног в МО различного профиля (в т. ч. роддома и отделения неонатологии), клинические, микробиологические и др. лаборатории, машины скорой медицинской помощи, детские учреждения. Средство должно обладать бактерицидной (кроме микобактерий туберкулеза) и фунгицидной активностью.

 В составе средства должно содержаться не менее двух антисептических компонентов* (в т. ч. не менее 0,2 % 5-хлоро-2-(2,4-дихлорофенокси) фенола*, композиция мягких ПАВ, диэтаноламиды жирных кислот кокосового масла, в качестве консервантов не должно содержать парабены.

По параметрам острой токсичности согласно ГОСТ 12.1.007-76 при введении в желудок, нанесении на кожу и при ингаляционном воздействии паров должно относиться к 4 классу малоопасных соединений,  местно-раздражающие, кожно-резорбтивные и сенсибилизирующие свойства не должны быть выражены.

Срок годности - не менее 3 лет.

Упаковка: полимерные канистры вместимостью* не менее 5 л.

Средство должно соответствовать Единым санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим требованиям к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю), ГОСТ 12.1.007-76 (п. п. 1.2)

 

При этом Описание объекта закупки содержит обоснование необходимости использования дополнительной информации, не предусмотренной в позиции КТРУ. «Обоснование дополнительных функциональных, качественных, технических и эксплуатационных характеристик товара: в связи с тем, что характеристики, указанные в КТРУ не являются исчерпывающими и не позволяют точно определить качественные, функциональные и технические характеристики закупаемого товара, дополнительная информация включена заказчиком с целью точного отражения функциональных характеристик товара.  Данные характеристики определяют область применения товара, не влекут за собой ограничения конкуренции. Дополнительные требования обусловлены потребностям заказчика (средство приобретается как расходный материал к настенным локтевым дозаторам Стеризол, используемым заказчиком)».

2.1. Комиссией Коми УФАС России по результатам анализа Каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, размещенного на официальном сайте (далее - КТРУ), установлено о наличии в нем позиции 20.41.31.130-00000001 - «мыло туалетное жидкое».

Согласно справочной информации по коду позиции КТРУ 20.41.31.130-00000001, код товара 20.41.31.130 по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) - мыло туалетное жидкое, позиция является укрупненной.

Описание товара по коду позиции КТРУ 20.41.31.130-00000001 не содержит характеристик, обязательных для применения, при этом содержит следующие характеристики, не являющиеся обязательными для применения:

-Наличие антибактериального компонента - да/нет;

-Наличие ароматической отдушки - да/нет.

Запрет на применение дополнительных характеристик по коду позиции КТРУ 20.41.31.130-00000001 не установлен.

По позиции 1 Описания объекта закупки к поставке требуется товар - мыло туалетное  жидкое Стеризол Ультра  или эквивалент, КТРУ: 20.41.31.130-00000001.

Согласно доводам заказчика, изложенным в возражениях на жалобу от 22.09.2022 № 1057, представленных в составе письма от 23.09.2022 № 1067  (вх. от 23.09.2022                № 5177-э), к поставке по позиции 1 Описания объекта закупки требуется средство для обработки рук медперсонала, включая обработку рук оперирующего персонала, жидким мылом без антимикробных компонентов в соответствии с подпунктом 1 пункта 3501 СанПиН 3.3686-21 «Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 4 (далее - СанПиН 3.3686-21).

Согласно пунктам 3474, 3476, 3501, 3502 СанПиН 3.3686-21: «В зависимости от выполняемой медицинской манипуляции и требуемого уровня снижения микробной контаминации кожи рук медицинский персонал осуществляет обработку рук по одному из способов - гигиенической обработки рук или обработки рук хирургов (а также других лиц, участвующих в выполнении оперативных вмешательств). Для удаления загрязнений и сопутствующего снижения микробной контаминации рук осуществляют гигиеническое мытье рук мылом (в том числе с антимикробными свойствами) и водой. При гигиенической обработке рук мыло и спиртсодержащий антисептик не должны быть использованы вместе.

Медицинская организация  разрабатывает стандартную операционную процедуру (СОП) по обработке рук в зависимости от вида работ, применяемых конкретных гигиенических средств и кожных антисептиков, проводит обучение и тренинги медицинских работников, внедряет систему приверженности гигиене рук медицинских работников и пациентов путем удобного размещения дозаторов, обеспечения индивидуальными флаконами с кожными антисептиками и контролирует выполнение СОП.

Обработка рук хирургов проводится в два этапа:

1) I этап - мытье рук жидким мылом и водой, а затем высушивание стерильным полотенцем (салфеткой);

2) II этап - обработка спиртсодержащим антисептиком кистей рук, запястий и предплечий способом втирания в кожу (до его полного высыхания).

До нанесения кожного антисептика осуществляют мытье кистей рук и предплечий теплой проточной водой с жидким мылом без антимикробных компонентов, без применения щеток в течение двух минут. Затем руки высушивают (промокают) одноразовой стерильной тканевой салфеткой или стерильным полотенцем.

Описание объекта закупки по позиции 1 содержит показатели и их значения, не являющиеся обязательными для применения по коду позиции КТРУ 20.41.31.130-00000001, а также дополнительные характеристики.

При этом в Описании объекта закупки содержится обоснование необходимости использования дополнительной информации, не предусмотренной в позиции КТРУ. «Обоснование дополнительных функциональных, качественных, технических и эксплуатационных характеристик товара: в связи с тем, что характеристики, указанные в КТРУ не являются исчерпывающими и не позволяют точно определить качественные, функциональные и технические характеристики закупаемого товара, дополнительная информация включена заказчиком с целью точного отражения функциональных характеристик товара.  Данные характеристики определяют область применения товара, не влекут за собой ограничения конкуренции. Дополнительные требования обусловлены потребностям заказчика (средство приобретается как расходный материал к настенным локтевым дозаторам Стеризол, используемым заказчиком)».

Комиссия Коми УФАС России считает необходимым отметить, что Закон о контрактной системе позволяет заказчику, руководствуясь своими потребностями, определять предмет закупки, его количественные и качественные характеристики, в необходимой степени детализировать его, при этом запрещает ограничивать количество участников закупки.

При формировании предмета закупки заказчик не обязан доказывать свою потребность в закупаемых услугах, а участники закупки не вправе в той или иной форме воздействовать на потребность заказчика, как не вправе определять и государственные нужды.

Выбор кода по КТРУ, равно как и определение предмета закупки, является правом заказчика, которое обусловлено требованиями к закупаемому товару, необходимому заказчику.

Закон о контрактной системе не содержит требований к порядку присвоения определенного кода ОКПД2. Заказчики самостоятельно определяют код ОКПД2 путем соотнесения объекта закупки к соответствующему коду и наименованию позиции ОКПД2 с учетом специфики закупки в области применения.

В Коми УФАС России отсутствуют, заявителем не представлены однозначные и бесспорные доказательства того, что заказчиком по закупаемому в рамках закупки  товару по позиции 1 Описания объекта закупки неверно применен код по ОКПД2.

Также необходимо отметить, что в соответствии с требованиями пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчиком при использовании в описании объекта закупки указания на товарный знак, такое указание сопровождено словами «или эквивалент», при этом заказчик обозначил, что закупаемое средство приобретается как расходный материал к настенным локтевым дозаторам Стеризол, используемым заказчиком.

С учетом изложенного, доводы заявителя о неверном применении по позиции 1 Описания объекта закупки кода КТРУ «20.41.31.130-00000001», об указании  дополнительных характеристик, не предусмотренных КТРУ, без обоснования необходимости их применения; о нарушении заказчиком пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе  в части неправомерного указания товара конкретного производителя, признаются несостоятельными.

Вместе с тем, необходимо отметить следующее.

Согласно части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.

Согласно доводам заказчика, к поставке по позиции 1 требуется средство для обработки рук медперсонала, включая обработку рук оперирующего персонала, жидким мылом без антимикробных компонентов в соответствии с подпунктом 1 пункта 3501 СанПиН 3.3686-21.

Однако, в требованиях к закупаемому товару по позиции  1 Описания объекта закупки установлен показатель и его значение: «Наличие антибактериального компонента - да», при этом также содержится требование: «В средстве не должны содержаться антисептические компоненты».

Заказчик - ГБУЗ РК «Воркутинский родильный дом» в возражениях на жалобу от 22.09.2022 № 1057, представленных в составе письма от 23.09.2022 № 1067  (вх. от 23.09.2022  № 5177-э), пояснил, что указание по позиции 1 Описания объекта закупки значение показателя «наличие антибактериального компонента» - да» обусловлено технической ошибкой

Действие заказчика - ГБУЗ РК «Воркутинский родильный дом» в части указания в позиции 1 Описания объекта закупки значение показателя «наличие антибактериального компонента - да», тогда как к поставке требовалось жидкое мыло без антимикробных компонентов в соответствии с подпунктом 1 пункта 3501 СанПиН 3.3686-21, не соответствует части 3 статьи 7, части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе.

Комиссией Коми УФАС России по результатам анализа единственной заявки на участие в закупке установлено, что в предложении участника закупки в отношении объекта закупки по позиции 1 содержится значение показателя «наличие антибактериального компонента» - да», тогда как заказчик пояснил, что указание указанного значения показателя обусловлено технической ошибкой.

2.2. По позициям 2, 3 Описания объекта закупки к поставке требуется товар - мыло туалетное  жидкое  Клиндезин - Софт с антисептическим эффектом или эквивалент, код позиции КТРУ - 20.41.31.130-00000001.

Описание объекта закупки содержит обоснование необходимости использования дополнительной информации, не предусмотренной в позиции КТРУ. «Обоснование дополнительных функциональных, качественных, технических и эксплуатационных характеристик товара: в связи с тем, что характеристики, указанные в КТРУ не являются исчерпывающими и не позволяют точно определить качественные, функциональные и технические характеристики закупаемого товара, дополнительная информация включена заказчиком с целью точного отражения функциональных характеристик товара.  Данные характеристики определяют область применения товара, не влекут за собой ограничения конкуренции. Дополнительные требования обусловлены потребностям заказчика (средство приобретается как расходный материал к настенным локтевым дозаторам Стеризол, используемым заказчиком)».

Заказчиком в соответствии с требованиями пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе при использовании в описании объекта закупки указания на товарный знак, такое указание сопровождено словом «или эквивалент», при этом заказчик обозначил, что закупаемое средство приобретается как расходный материал к настенным локтевым дозаторам Стеризол, используемым заказчиком.

Согласно позиции заявителя, по позициям 2 и 3 Описания объекта закупки к товару «мыло туалетное  жидкое  Клиндезин - Софт с антисептическим эффектом или эквивалент»  установлен код КТРУ 20.41.31.130-00000001 (мыло жидкое туалетное), не соответствующий заявленным характеристикам дезинфицирующего средства кожного антисептика.

Комиссией Коми УФАС России по результатам анализа Каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, размещенного на официальном сайте (далее - КТРУ), установлено о наличии в нем позиции  20.20.14.000-00000005 - «Средство дезинфицирующее».

Согласно справочной информации по коду позиции КТРУ 20.20.14.000-00000005, код товара 20.20.14.000 по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) - средства дезинфекционные, ГОСТ Р 58151.1-2018 «Национальный стандарт Российской Федерации. Средства дезинфицирующие. Общие технические требования» (далее - ГОСТ Р 58151.1-2018).

           По пунктам 1, 3.1.2  ГОСТ Р 58151.1-2018 настоящий стандарт распространяется на все виды дезинфицирующих средств.

Идентификационным признаком средств является их назначение, указанное в маркировке и подтвержденное документально.

Описание товара по коду позиции КТРУ 20.20.14.000-00000005 содержит характеристику, обязательную для применения: форма выпуска - жидкость.

Комиссией Коми УФАС России по результатам анализа дополнительных характеристик Описания объекта закупки по позициям 2 и 3 установлено, что к закупаемому товару по данным позициям установлены характеристики, соответствующие характеристикам  дезинфицирующих средств:

-по позиции 2: «Готовое дезинфицирующее средство (жидкое антисептическое мыло) однородной гелеобразной консистенции. Средство должно обладать бактерицидной (кроме микобактерий туберкулеза) и фунгицидной активностью. В составе средства должно содержаться не менее двух антисептических компонентов* (в т. ч. не менее 0,2 % 5-хлоро-2-(2,4-дихлорофенокси) фенола*, композиция мягких ПАВ, диэтаноламиды жирных кислот кокосового масла, в качестве консервантов не должно содержать парабены.

По параметрам острой токсичности согласно ГОСТ 12.1.007-76 при введении в желудок, нанесении на кожу и при ингаляционном воздействии паров должно относиться к 4 классу малоопасных соединений, местно-раздражающие, кожно-резорбтивные и сенсибилизирующие свойства не должны быть выражены.

Средство должно соответствовать Единым санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим требованиям к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю), ГОСТ 12.1.007-76 (п. п. 1.2)».

-по позиции 3: «Готовое дезинфицирующее средство (жидкое антисептическое мыло) однородной гелеобразной консистенции. Средство должно обладать бактерицидной (кроме микобактерий туберкулеза) и фунгицидной активностью.

 В составе средства должно содержаться не менее двух антисептических компонентов* (в т. ч. не менее 0,2 % 5-хлоро-2-(2,4-дихлорофенокси) фенола*, композиция мягких ПАВ, диэтаноламиды жирных кислот кокосового масла, в качестве консервантов не должно содержать парабены.

По параметрам острой токсичности согласно ГОСТ 12.1.007-76 при введении в желудок, нанесении на кожу и при ингаляционном воздействии паров должно относиться к 4 классу малоопасных соединений,  местно-раздражающие, кожно-резорбтивные и сенсибилизирующие свойства не должны быть выражены.

Средство должно соответствовать Единым санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим требованиям к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю), ГОСТ 12.1.007-76 (п. п. 1.2)».

Доказательством того, что закупаемый товар по позициям 2, 3 Описания объекта закупки, относится к дезинфицирующим средствам, могут свидетельствовать, в том числе, документы, представленные единственным участником закупки в составе заявки на участие в ней: Свидетельство о государственной регистрации продукции от 23.04.2021 № RU 77 99 21 002 E 001368 04 21 на продукцию -  средство дезинфицирующее «Жидкое мыло «Клиндезин®софт» с антисептическим эффектом»; декларация о соответствии  от 25.05.2021 РОСС  RU D-RU.PA01.B.80001/21 по продукции - средству дезинфицирующему «Жидкое мыло «Клиндезин®софт» с антисептическим эффектом», код ОКПД2: 20.20.14.000.

Таким образом, заказчику при осуществлении закупки по позициям 2, 3 Описания объекта закупки надлежало применить код позиции КТРУ  20.20.14.000-00000005 - «Средство дезинфицирующее».

Действие заказчика - ГБУЗ РК «Воркутинский родильный дом» в части применения при осуществлении закупки по позициям 2, 3 Описания объекта закупки кода позиции КТРУ 20.41.31.130-00000001 (мыло жидкое туалетное), тогда как надлежало применить код позиции КТРУ  20.20.14.000-00000005 - «Средство дезинфицирующее», не соответствует части 6 статьи 23 Закона о контрактной системе, подпункту а) пункта 2 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

По подпункту а) пункта 2 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, каталог используется заказчиками в целях обеспечения применения информации о товарах, работах, услугах, в том числе в: извещении об осуществлении закупки, в контракте.

По пункту 5 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать, в том числе, электронный документ: проект контракта.

Согласно части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение, документация о закупке, заявка не предусмотрены.

Извещение об осуществлении закупки содержит в своем составе, в том числе, электронный документ: проект договора.

По пункту 1.1 проекта договора: «В соответствии с Договором Поставщик обязуется в порядке и сроки, предусмотренные Договором, осуществить поставку жидкого мыла (код ОКПД2 - 20.41.31.130) (далее - Товар) в соответствии со Спецификацией  (приложение № 1 к Договору) и надлежащим образом оказать услуги по доставке и разгрузке Товара, а Заказчик обязуется в порядке и сроки, предусмотренные Договором, принять и оплатить поставленный Товар».

По протоколу от 22.09.2022 подведения итогов электронного аукциона, на участие в электронном аукционе подана единственная заявка, признанная аукционной комиссией  соответствующей требованиям извещения об электронном аукционе.

Комиссией Коми УФАС России по результатам анализа единственной заявки на участие в закупке, признанной аукционной комиссией соответствующей извещению о закупке, установлено о предоставлении в её составе документов по предлагаемому к поставке товару по позициям 2, 3 Описания объекта закупки: Свидетельство о государственной регистрации продукции от 23.04.2021 № RU 77 99 21 002 E 001368 04 21 на продукцию -  средство дезинфицирующее «Жидкое мыло «Клиндезин®софт» с антисептическим эффектом»; декларация о соответствии  от 25.05.2021 РОСС  RU D-RU.PA01.B.80001/21 по продукции - средству дезинфицирующему «Жидкое мыло «Клиндезин®софт» с антисептическим эффектом», код ОКПД2: 20.20.14.000.

Таким образом, неверное применение при осуществлении закупки по позициям 2, 3 Описания объекта закупки кода позиции КТРУ 20.41.31.130-00000001 (мыло жидкое туалетное), тогда как надлежало применить код позиции КТРУ  20.20.14.000-00000005 - «Средство дезинфицирующее», с учетом условия пункта 1.1 проекта договора, может иметь своим последствием заключение договора с нарушением объявленных условий.

Согласно части 8 статьи 106 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения жалобы по существу контрольный орган в сфере закупок принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной, о совершении (при необходимости) действий, предусмотренных пунктами 1 и 3 части 22 статьи 99 настоящего Федерального закона, и выдает (при необходимости) предписание об устранении допущенных нарушений, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 настоящего Федерального закона.

В  соответствии с подпунктом 2 пункта 22 статьи 99 Закона о контрактной системе при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

С учетом всех вышеизложенных обстоятельств, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Коми УФАС России,

 

РЕШИЛА:

     

1.   Признать жалобу в части применения заказчиком при осуществлении закупки по позициям 2, 3 Описания объекта закупки кода позиции КТРУ 20.41.31.130-00000001 (мыло жидкое туалетное), тогда как надлежало применить код позиции КТРУ  20.20.14.000-00000005 - «Средство дезинфицирующее» - обоснованной, в остальной части - необоснованной.

2. Признать действие заказчика - ГБУЗ РК «Воркутинский родильный дом» в части применения при осуществлении закупки по позициям 2, 3 Описания объекта закупки кода позиции КТРУ 20.41.31.130-00000001 (мыло жидкое туалетное), тогда как надлежало применить код позиции КТРУ 20.20.14.000-00000005 - «Средство дезинфицирующее», не соответствующим части 6 статьи 23 Закона о контрактной системе, подпункту а) пункта 2 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

3. По результатам внеплановой проверки признать действие заказчика - ГБУЗ РК «Воркутинский родильный дом» в части указания в позиции 1 Описания объекта закупки значение показателя «наличие антибактериального компонента - да», тогда как к поставке требовалось жидкое мыло без антимикробных компонентов в соответствии с подпунктом 1 пункта 3501 СанПиН 3.3686-21, не соответствующим части 3 статьи 7, части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе.

4. С учетом характера установленных нарушений Закона о контрактной системе, стадии закупки, выдать заказчику - ГБУЗ РК «Воркутинский родильный дом», аукционной комиссии заказчика, предписание об устранении установленных нарушений Закона о контрактной системе, Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд посредством отмены процедуры заключения договора, отмены всех протоколов, составленных в ходе определения поставщика, аннулирования закупки.

5. Решить вопрос о передаче  уполномоченному должностному лицу Коми УФАС России материалов жалобы для рассмотрения вопроса о возбуждении  административного дела в отношении должностного лица заказчика, допустившего установленные нарушения законодательства о контрактной системе.

 

 Согласно части 9 статьи 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.

 

 

Председатель Комиссии

 

                                                     <…>

 

 

Члены комиссии                                                                                                                  <…>

 

                                                                                                                         

<…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны