Решение №ОД/4144/23 Решение по жалобе 011/06/33-530/2023 от 28 июня 2023 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
реестровый номер жалобы №011/06/33-530/2023
26.06.2023 г. Сыктывкар
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по контролю в сфере закупок в составе: <...> (далее - Комиссия Коми УФАС России), рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью «КСГ инжиниринг» (далее – ООО «КСГ инжиниринг») вх. От 20.06.2023 № 3646/23) на действия заказчика - государственного учреждения «Республиканская детская клиническая больница» (далее – ГУ «РДКБ», заказчик) при проведении уполномоченным учреждением электронного аукциона «Поставка расходных материалов для эндоскопического кабинета », извещение № 0307200030623001547 (далее – электронный аукцион, жалоба),
УСТАНОВИЛА:
19.06.2023 через Единую информационную систему в сфере закупок (далее - ЕИС) в Коми УФАС России поступила жалоба ООО «КСГ инжиниринг» на действия ГУ «РДКБ» при проведении электронного аукциона, согласно извещению № 0307200030623001547 (далее - жалоба).
Жалоба подготовлена в соответствии с требованиями статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе) и подана в срок, установленный пунктом 1 части 2 статьи 105 Закона о контрактной системе. В связи с чем, жалоба принята Коми УФАС России к рассмотрению.
ООО «КСГ инжиниринг», ГУ «РДКБ», общество с ограниченной ответственностью «РТС-Тендер» (далее – оператор электронной площадки) о времени, дате и месте рассмотрения жалобы надлежащим образом извещены.
С учетом законодательно установленных сроков рассмотрения жалобы отсутствие представителей ООО «КСГ инжиниринг», оператора электронной торговой площадки не препятствует рассмотрению жалобы и проведению внеплановой проверки.
В жалобе заявителя содержится указание на следующие допущенные, по его мнению, ГУ «РДКБ» нарушения при определении положений извещения о проведении электронного аукциона, а именно описания объекта закупки и проекта контракта:
1. Заказчик проигнорировал просьбу выделить позиции 3, 5 и 6 перечня закупаемых расходных материалов, технологически и функционально не связанных с позициями 1, 2 и 4, в отдельный лот.
2. Заказчик проигнорировал просьбу конкретизировать в описании объекта закупки размер колб в которые вставляется фильтр по позициям 1, 2 и 4, указав, что описание объекта закупки соответствует потребности Заказчика, изменения в извещение вносить не требуется.
3. Заказчик проигнорировал просьбу внести изменения в п. 6.8 проекта контракта и ликвидировать правовой пробел, в соответствии с которым после получения товара в течение 15 рабочих дней до момента подписания документа о приемке Заказчик не несет ответственность за риск случайной гибели, утраты или повреждения Товара, а Поставщик, передавший товар Заказчику, не имеет физической возможности нести эту ответственность.
Комиссия Коми УФАС России в ходе проведения внеплановой проверки осуществления закупки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, изучив материалы жалобы, ознакомившись с извещением о проведении электронного аукциона, электронными документами, содержащимися при указанном извещении, заслушав представителей сторон, участвующих в рассмотрении жалобы, пришла к нижеследующим выводам.
09.06.2023 в ЕИС в действующей редакции размещено извещение о проведении электронного аукциона для закупки № 0307200030623001547, с содержащимися при нем электронными документами:1580 II. Обоснование НМЦК; 1580 III. Требования к содержанию составу заявке; 1580 Изменения на сайт; 1580 IV. Проект контракта (ред. 09.06.2023); 1580 Изменения на сайт-2; 1580 I. Описание объекта закупки (ред. 09.06.2023).
Заказчиком осуществления закупки являлось ГУ «РДКБ».
Объект закупки – Поставка расходных материалов для эндоскопического кабинета.
Начальная (максимальная) цена контракта составила 1 498 350.00 руб.
Источник финансирования закупки: за счет собственных средств организации.
Дата и время окончания срока подачи заявок –
20.06.2023 07:00 .
Дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) – 22.06.2023 .
Закупка проводилась не в рамках исполнения национальных (федеральных) проектов.
По первому доводу заявителя в жалобе дано было следующее обоснование:
«Позиции 1, 2 и 4 являются фильтрами для воды, которая подается на работающие в моечном помещении моюще-дезинфицирующие машины.
Позиция 3 является реагентом диагностическим, а позиции 5 и 6 — эндоскопическим инструментом, который используется совместно с гибким эндоскопом в ходе малоинвазивного вмешательства в пациента в ходе процедуры.»
Переходя ко второму доводу, также относящемуся к описанию объекта закупки ООО «КСГ инжиниринг» было пояснено, что указание размера (стандарт размера) колб в которые вставляется фильтр является важной характеристикой, дающей понимание поставщику о размере подходящих фильтров.
Но заказчик информацию ни о размерах фильтров ни о размерах колб, в которые вставляются фильтры не сообщил. А в последней корректировке описания объекта закупки характеристики позиций 1 и 4 стали полностью идентичными, без каких-либо отличий.
В обосновании своей позиции по 3 доводу заявителем в жалобе указано, что типовой проект контракта изложен в Приложении № 1 к приказу Министерства здравоохранения РФ от 15 октября 2015 г. 724н «Об утверждении типового контракта на поставку медицинских изделий, ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия, и специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий» (далее — Типовой контракт).
В соответствии со сноской <21> к разделу «6. Порядок приемки Оборудования» типового контракта весь этот раздел может содержать иные положения, вытекающие из характера обязательств по Контракту, не противоречащие законодательству Российской Федерации, иным положениям Контракта, и с учетом специфики закупки.
Таким образом раздел «6. Порядок приемки Оборудования» типового контракта является переменной частью типового контракта и может содержать дополнения и уточнения для ликвидации вышеуказанного правового пробела, необоснованно ущемляющего права Поставщика.В соответствии со ст. 6 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
По совокупности оценив доводы, изложенные в жалобе, а также имеющиеся в материалах жалобы документы и письменные пояснения заказчика и уполномоченного учреждения, проводившего закупку, Комиссия Коми УФАС России пришла к нижеследующему.
Статьей 8 Закона о контрактной системе определено, что конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг.
Согласно ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Частью 2 статьи 19 Закона о контрактной системе предусмотрено, что для целей настоящей статьи под требованиями к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам понимаются требования к количеству, потребительским свойствам (в том числе характеристикам качества) и иным характеристикам товаров, работ, услуг, позволяющие обеспечить государственные и муниципальные нужды, но не приводящие к закупкам товаров, работ, услуг, которые имеют избыточные потребительские свойства или являются предметами роскоши в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктами 1 и 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами.
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости);
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
В силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Исходя из смысла приведенных статей Закона о контрактной системе, потребности Заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований.
В соответствии с ч. 3 ст. 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
В извещении (в ред. От 09.06.2023) определено следующее описание объекта закупки (документ: 1580 I. Описание объекта закупки (ред. 09.06.2023):
Наименование товара |
Характеристика товара |
Картридж фильтра |
Картридж фильтра. Материал: полипропилен. Назначение: для снижения апирогенности воды и освобождения ее от бактерий, без уменьшения скорости потока. Совместим с моечно-дезинфицирующим автоматическим репроцессором для гибких эндоскопов ENDOCLENS NSX**, используемым заказчиком. Размер* поры не более 0,2 мкм. |
Картридж фильтра |
Картридж фильтра. Материал: полипропилен. Назначение: для предварительной механической отчистки воды от посторонних примесей и защиты антибактериального фильтра от преждевременного засорения. Совместим с моечно-дезинфицирующим автоматическим репроцессором для гибких эндоскопов ENDOCLENS NSX**, используемым заказчиком. Размер* поры не более 1 мкм |
Helicobacterpyloriуреаза ИВД, реагент |
Helicobacterpyloriуреаза ИВД, реагент Количество* выполняемых тестов: ≥ 1 Штука Назначение: Для ручной постановки Дополнительные характеристики товара, не предусмотренные КТРУ: Назначение: для быстрой специфической диагностики инфекции Helikobakterpilori по уреазной активности биоптата invitro. Подложка прямоугольной формы с лункой, в которой закреплен индикаторный диск, герметично защищенный прозрачной пленкой. Индикаторный диск на одно обследование. Масса* устройства не более 3,0 г. Время* проведения обследования не более 3 мин. |
Картридж фильтра |
Картридж фильтра. Материал: полипропилен Назначение: для снижения апирогенности воды и освобождения ее от бактерий, без уменьшения скорости потока. Совместим с моечно-дезинфицирующим автоматическим репроцессором для гибких эндоскопов ENDOCLENS NSX**, используемым заказчиком. Размер* поры не более 0,2 мкм |
Щипцы биопсийные для гибкой эндоскопии, многоразового использования |
Щипцыбиопсийные для гибкой эндоскопии, многоразового использования. Экстра большие овальные чашки с окном и иглой. Рукоятка эргономичная в сборе с щипцами не съемная. Отверстия в центральной части каждой чашечки для взятия более крупных образцов ткани с минимальным повреждением биопсийного материала. Рабочая длина* не менее 220 см не более 230 см. Внешний диаметр* не менее 3,2 мм не более 3,4 мм. Шлифованная дистальная спираль -Наличие Изогнутый канал* эндоскопа не менее 10 см. Минимальный диаметр* канала не менее 3,6 мм. |
Катетер смывной
|
Катетер смывной. Материал: полимерный. Назначение: для обмыва слизистой от посторенних наложений и нанесения красящих и контрастных веществ. Длина* не менее 1750 мм Диаметр* рабочей части не более 1,8 мм. Направление струи прямое. Присоединительный разъем типа «Луер-Лок». Пружинный блок для предотвращения перегиба. Многоразовое использование. Применение совместно с гибкими эндоскопами для инструментального канала диаметром 2,0 мм. |
На сегодняшний день законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование заказчиком своего заказа, исходя из потребностей последнего.
Основная задача торгов - эффективное использование бюджета, а не обеспечение возможности для участия максимального количества претендентов. Отсутствие возможности выполнения работ участником закупки не означает, что его права или законные интересы нарушены.
В соответствии с ч.1 ст. 8 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.
Целями регулирования Закона о контрактной системе являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
Медицинским учреждением в извещении об осуществлении закупки могут быть установлены требования к медицинскому изделию (лекарственному препарату) с учетом собственных потребностей и исходя из специфики осуществляемого вида деятельности (пункт 1 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017).
Пунктом 2 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017) предусмотрено, что установление требований к закупаемому товару, которые соответствуют конкретному производителю, в отсутствие специфики использования такого товара является нарушением статьи 33 Закона о контрактной системе.
Немаловажно отметить, что закупаемый товар находится в свободном обороте на территории Российской Федерации, следовательно, любой участник закупки, соответствующий требованиям законодательства, может осуществить поставку такой продукции.
Выбор контрагентов (официальных дистрибьюторов), у которых потенциальный участник закупки может приобретать товар, характеристики которого соответствуют требованиям заказчика, описанием объекта закупки не ограничены.
Потребности заказчика (государственные или муниципальные нужды) не могут рассматриваться как вторичные по отношению к интересам и возможностям участников размещения заказа, а извещение об осуществлении закупки не содержит указаний на конкретные модели оборудования, товарный знак, фирменные наименования, наименования производителей, конкретную страну происхождения товара или иные индивидуализирующие сведения .
Заказчик не обязан формировать описание объекта закупки таким образом, чтобы под установленные заказчиком характеристики подходили все без исключения товары всех имеющихся производителей.
Согласно обзору судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд утвержденному Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017 г. (далее - Обзор) в силу статьи 6 Закона о контрактной системе к числу основных принципов контрактной системы относятся принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд и принцип эффективности осуществления закупки (эффективного использования источников финансирования), который должен соблюдаться наряду с принципом обеспечения конкуренции.
По правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.12.2010 № 11017/10, от 29.01.2013 № 11604/12, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупок для государственных и муниципальных нужд, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов. В этой связи включение в документацию о торгах условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников размещения заказа лиц, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться как ограничение. Аналогичная правовая позиция изложена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 30.10.2014 № 304-КГ14-3003.
ГУ «РДКБ» является социально значимым объектом, и специфика его деятельности влечет за собой необходимость своевременного и качественного оказания пациентам медицинской помощи, в том числе, посредством использования товара, являющегося объектом закупки.
Из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам Закона о контрактной системе, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара, работы, услуги именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
Комиссия Коми УФАС России также отмечает, что при исследовании сведений ЕИС нарушений при даче разъяснений на запросы о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки при проведении электронного аукциона, касающихся описания объекта закупки, заказчиком не допущено.
На основании вышеизложенного, Комиссия Коми УФАС России приходит к выводу, что нарушений Закона о контрактной системе при описании объекта закупки заказчиком не допущено.
Следовательно, доводы заявителя не нашли своего подтверждения и являются необоснованными.
Довод об отсутствии при описания объекта закупки указания на размер (стандарт размера) колб в которые вставляются в фильтр необоснованным поскольку из описания объекта закупки не установлено наличие требования к колбам, на которые указывает заявитель.
Комиссия Коми УФАС России считает необходимым отметить, что заявитель на заседании не присутствовал, представителя не направил, позицию свою документально не подтвердил, доказательств наличия в действиях заказчика нарушений Закона о контрактной системе не предоставил.
Дополнительно Комиссия Коми УФАС России отмечает, что в анализируемых действиях заказчика отсутствуют признаки нарушения требований действующего законодательства о контрактной системе, поскольку объединение заявленных медицинских изделий (п. 1-6) в один лот не противоречит требованиям Постановления № 620 и указанные медицинские изделия функционально взаимосвязаны друг с другом.
Относительно довода, касающегося не внесения заказчиком изменения в пункт 6.8 проекта контракта, являющегося неотъемлемой частью извещения о проведении электронного аукциона, Комиссия Коми УФАС России сообщает следующее.
Согласно ч. 11 ст. 34 Закона о контрактной системе, Правительство Российской Федерации вправе установить типовые условия контрактов, подлежащие применению заказчиками при осуществлении закупок.
Во исполнение указанной нормы Закона Приказом Минздрава России от 15.10.2015 № 724н утвержден типовой контракт на поставку медицинских изделий, ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия, и специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий (далее - типовой контракт).
Пунктами 6.4, 6.8. проекта контракта, содержащегося в составе извещения о проведении электронного аукциона, определены следующие условия:
-Заказчик в срок не более 15 (пятнадцати) рабочих дней со дня получения Поставщика Документа о приемке и на основании результатов экспертизы, проведенной в соответствии со статьей 94 Закона № 44-ФЗ, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени Заказчика, и размещает в единой информационной системе Документ о приемке либо формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени Заказчика, и размещает в единой информационной системе мотивированный отказ от подписания Документа о приемке с указанием причин такого отказа.
-Со дня подписания Документа о приемке Заказчиком риск случайной гибели, утраты или повреждения Товара, указанного в Документе о приемке, переходит к Заказчику.
По мнению заявителя поставщик не должен нести ответственность за риск случайной гибели товара на протяжении 15 рабочих дней.
Типовыми условиями контракта определены следующие условия:
6.3. Заказчик (Получатель) в течение _____ дней со дня получения от Поставщика документов, предусмотренных пунктом 5.3 Контракта, направляет Поставщику подписанный Акт приема-передачи Оборудования (приложение № 4 к Контракту) или мотивированный отказ от подписания, в котором указываются недостатки и сроки их устранения.
6.5. Со дня подписания Акта приема-передачи Оборудования (приложение № 4 к Контракту) Заказчиком (Получателем) все риски случайной гибели, утраты или повреждения Оборудования переходят к Заказчику (Получателю).
Следовательно, заказчиком пункт 6.4 и 6.8 проекта контракта определены в соответствии с условиями типового контракта.
Относительно установления заказчиком в п. 6.4 проекта контракта «15 рабочих дней» Комиссия Коми УФАС России сообщает, что Законом о контрактной системе такой срок не определен.
Частью 7 статьи 94 Закона о контрактной системе определено, что приемка результатов отдельного этапа исполнения контракта, а также поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги осуществляется в порядке и в сроки, которые установлены контрактом, и оформляется документом о приемке, который подписывается заказчиком (в случае создания приемочной комиссии подписывается всеми членами приемочной комиссии и утверждается заказчиком), либо поставщику (подрядчику, исполнителю) в те же сроки заказчиком направляется в письменной форме мотивированный отказ от подписания такого документа. В случае привлечения заказчиком для проведения указанной экспертизы экспертов, экспертных организаций при принятии решения о приемке или об отказе в приемке результатов отдельного этапа исполнения контракта либо поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги заказчик, приемочная комиссия должны учитывать отраженные в заключении по результатам указанной экспертизы предложения экспертов, экспертных организаций, привлеченных для ее проведения.
Заявитель не представил в составе жалобы доказательств, подтверждающих обоснованность заявленного довода, в связи с чем указанный довод не находит своего подтверждения.
В связи с отсутствием в действиях заказчика нарушений требований Закона о контрактной системе при проведении электронного аукциона, предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе выдаче не подлежит.
С учетом всех изложенных обстоятельств, установленных в ходе рассмотрения жалобы, руководствуясь подпунктом «б» пункта 1 части 3, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Коми УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО «КСГ инжиниринг» необоснованной.
2. По результатам проведения внеплановой проверки в действиях заказчика нарушения Закона о контрактной системе не подтверждены.
3. С учетом пунктов 1,2 настоящего решения предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе выдаче не подлежит.
Согласно части 9 статьи 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.