Решение (комиссия) №НГ/810/24 Решение от 9 февраля 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF



Решение





Министерство юстиции

Республики Коми


через Единую информационную систему


Государственное казенное учреждение Республики Коми «Центр обеспечения организации и проведения торгов»


через Единую информационную систему


Общество с ограниченной ответственностью Частное охранное предприятие Межрегиональная корпорация безопасности «ЛАВИНА»


через Единую информационную систему


Акционерное общество «Сбербанк - Автоматизированная система торгов»


через Единую информационную систему




РЕШЕНИЕ

по внеплановой проверке № 011/06/99-98/2024


07 февраля 2024 года № РНП-11-28

г. Сыктывкар


Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по контролю в сфере закупок, созданная приказом Коми УФАС России от 03.11.2022 № 158 «О создании постоянно действующей комиссии по проведению внеплановых проверок осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», в составе: Гуревской Н.В. - руководителя управления, председателя Комиссии; Овериной А.В. - главного специалиста-эксперта управления, члена Комиссии; Растегаевой А.Д. - специалиста-эксперта управления, члена Комиссии (далее - Комиссия Коми УФАС России), рассмотрев обращение Министерства юстиции Республики Коми от 01.02.2024 № 010720000580000001 (вх. от 01.02.2024 № 1034/24) о рассмотрении вопроса о включении сведений об обществе с ограниченной ответственностью Частное охранное предприятие «Межрегиональная корпорация безопасности «ЛАВИНА» (далее - ООО ЧОП «МКБ «ЛАВИНА») в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с уклонением общества от заключения контракта по результатам закупки способом электронного аукциона «Услуги частной охраны (охранный(технический) мониторинг) территориальных отделов загс Республики Коми», извещение № 0307200030623003798 (далее - контракт, обращение),

при участии в заседании:

-Иванова Д.В., представителя Министерства юстиции Республики Коми по доверенности от 06.02.2024 № 07-44/422,

-Моторина А.В., Шулепова Д.Г., директора ООО ЧОП «МКБ «ЛАВИНА» по приказу от 18.09.2018 № 38-од, представителя ООО ЧОП «МКБ «ЛАВИНА» по доверенности от 05.02.2024,

УСТАНОВИЛА:


Согласно частям 1-2, 4, 7 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 № 44- ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе) ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее также реестр недобросовестных поставщиков) осуществляется в единой информационной системе путем размещения в ней федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, информации, предусмотренной настоящей статьей.

В реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.

Заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом «б» пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом «в» пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 настоящего Федерального закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.

В течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта, о расторжении контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или об отсутствии оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.

В соответствии с частью 4 статьи 104 Закона о контрактной системе Министерством юстиции Республики Коми представлено обращение о включении информации об ООО ЧОП «МКБ «ЛАВИНА» в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с его признанием уклонившимся от заключения контракта.

Согласно пункту 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе контрольный орган в сфере закупок проводит внеплановую проверку по следующему основанию: получение обращения о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

В соответствии с подпунктом «а» пункта 13 раздела III Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 № 1078 (далее Правила), не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля осуществляет совокупность действий, в том числе, рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе.

Министерство юстиции Республики Коми, ООО ЧОП «МКБ «ЛАВИНА», государственное казенное учреждение Республики Коми «Центр обеспечения организации и проведения торгов» (далее - ГКУ РК «ЦООиПТ»), акционерное общество «Сбербанк-АСТ» (далее - оператор электронной площадки) надлежащим образом о времени и месте рассмотрения обращения и проведения внеплановой проверки извещены.

Министерством юстиции Республики Коми письмом от 05.02.2024 № 06-24/392 (вх. от 06.02.2024 № 1203/24) в материалы обращения представлены дополнительные письменные пояснения с приложением копий документов.

ООО ЧОП «МКБ «ЛАВИНА» письмом от 05.02.2024 (вх. от 05.02.2024 № 1175-ЭП/24, от 06.02.2024 № 1183-ЭП/23) в материалы обращения представлены письменные пояснения с приложением копий документов.

ГКУ РК «ЦООиПТ» письмом от 06.02.2024 № 09-02/5 (вх. от 06.02.2024 № 1212/24) в материалы обращения представлены письменные пояснения с приложением копий документов.

Оператор электронной площадки письмом вх. 02.02.2024 № 1104-ЭП/24 в материалы внеплановой проверки представил копию единственной заявки на участие в закупке.


С учетом законодательно установленных сроков рассмотрения обращения отсутствие представителей ГКУ РК «ЦООиПТ», оператора электронной площадки не препятствует рассмотрению обращения и проведению внеплановой проверки.

Комиссия Коми УФАС России, по результатам рассмотрения материалов обращения и проведения на основании пункта 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, подпункта «а» пункта 13 раздела III Правил внеплановой проверки, пришла к нижеследующим выводам.

1. Заказчиком закупки явилось Министерство юстиции Республики Коми.

Уполномоченным учреждением, наделенным в соответствии с постановлением Правительства Республики Коми от 04.02.2022 № 45 «О централизации закупок товаров, работ, услуг для нужд Республики Коми» функциями по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков Республики Коми, явилось ГКУ РК «ЦООиПТ».

Объект закупки: «Услуги частной охраны (охранный(технический) мониторинг) территориальных отделов загс Республики Коми».

Начальная (максимальная) цена контракта - 772 426,10 руб.

Извещение о закупке размещено на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее - официальный сайт, ЕИС) 28.12.2023.

Согласно протоколу подведения итогов определения исполнителя от 16.01.2024 № ИЭА1 (далее - протокол подведения итогов) на участие в закупке подана единственная заявка ООО ЧОП «МКБ «ЛАВИНА», признанная соответствующей требованиям извещения о закупке.

2. Согласно части 1, пункту 1 части 2, частям 3, 4, 5 статьи 51 Закона о контрактной системе по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, с иным участником закупки (далее в настоящей статье участник закупки, с которым заключается контракт) не ранее чем через десять дней (если настоящим Федеральным законом не установлено иное) с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), протокола, предусмотренного подпунктом «а» пункта 2 части 6 настоящей статьи, после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона (если требование обеспечения исполнения контракта установлено в извещении об осуществлении закупки). Участники закупки, заявки которых не отозваны в соответствии с настоящим Федеральным законом, обязаны подписать контракт в порядке, установленном настоящей статьей.

Не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения в единой информационной системе протоколов, указанных в части 1 настоящей статьи, заказчик формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта.

Не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем размещения заказчиком в соответствии с частью 2 настоящей статьи проекта контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет одно из следующих действий:

1) подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта и одновременно размещает на электронной площадке и в единой информационной системе (с использованием электронной площадки, без размещения на официальном сайте) подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом). При этом такой участник закупки:

а) в случаях, предусмотренных статьей 37 настоящего Федерального закона, одновременно представляет заказчику информацию и документы, предусмотренные указанной статьей;

б) вносит на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, денежные средства в размере платы, подлежащей внесению за заключение контракта, предложенной таким участником закупки (если по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с настоящим Федеральным законом определен размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта);

2) формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке и в единой информационной системе (с использованием электронной площадки, без размещения на официальном сайте) протокол разногласий в одном или нескольких из следующих случаев:

а) наличие разногласий в отношении информации, включенной в проект контракта в соответствии с пунктом 1 части 2 настоящей статьи, с указанием информации, не соответствующей требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, и положениям заявки такого участника закупки;

б) несогласие заключить контракт, содержащий условия, предусмотренные пунктом 2 части 2 настоящей статьи;

3) формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке отказ от заключения контракта в случае, предусмотренном пунктом 1 части 17.2 статьи 95 настоящего Федерального закона.

Не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения участником закупки, с которым заключается контракт, информации и документов в соответствии с частью 3 настоящей статьи, заказчик осуществляет одно из следующих действий:

1) подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) контракт (за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом, и не ранее срока, предусмотренного частью 1 настоящей статьи) в случае, если участник закупки, с которым заключается контракт, разместил информацию и документы в соответствии с пунктом 1 части 3 настоящей статьи. Если по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с настоящим Федеральным законом определен размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта, действия, предусмотренные настоящим пунктом, осуществляются заказчиком при условии поступления на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, денежных средств в размере платы, подлежащей внесению за заключение контракта, предложенной участником закупки, с которым заключается контракт;

2) формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта с учетом информации, содержащейся в протоколе разногласий, размещенном участником закупки, с которым заключается контракт, в соответствии с пунктом 2 части 3 настоящей статьи;

3) формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта без учета либо с частичным учетом информации, содержащейся в протоколе разногласий, размещенном участником закупки, с которым заключается контракт, в соответствии с пунктом 2 части 3 настоящей статьи. При таком размещении заказчик также формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) информацию о причинах отказа учесть полностью или частично информацию, содержащуюся в протоколе разногласий. При этом информация, предусмотренная подпунктом «б» пункта 2 части 3 настоящей статьи, подлежит обязательному учету.

Не позднее одного рабочего дня, следующего за датой размещения заказчиком информации и документов в соответствии с пунктом 2 или 3 части 4 настоящей статьи, участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет действия, предусмотренные пунктом 1 части 3 настоящей статьи. Заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем осуществления таких действий участником закупки, размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, контракт (за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом, и не ранее срока, предусмотренного частью 1 настоящей статьи). Контракт считается заключенным в день размещения контракта, подписанного усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такой подписанный контракт не размещается на официальном сайте.

Согласно части 6 статьи 51 Закона о контрактной системе в случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, не выполнены требования, предусмотренные частью 3 (за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 части 3 настоящей статьи, а также случая, если таким участником закупки в срок, установленный частью 3 настоящей статьи, не выполнены требования пункта 3 части 3 настоящей статьи) и частью 5 настоящей статьи:

1) такой участник закупки считается уклонившимся от заключения контракта;

2) заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем истечения срока выполнения участником закупки требований, предусмотренных частями 3 и 5 настоящей статьи:

а) формирует с использованием единой информационной системы и подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) протокол об уклонении участника закупки от заключения контракта, содержащий дату подписания такого протокола, идентификационный номер заявки участника закупки, уклонившегося от заключения контракта, указание на требования, не выполненные участником закупки;

б) формирует и направляет в соответствии с порядком, предусмотренным частью 10

статьи 104 настоящего Федерального закона, в день размещения в единой информационной системе протокола, предусмотренного подпунктом «а» настоящего пункта, обращение о включении информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков ( подрядчиков, исполнителей);

3) оператор электронной площадки не позднее одного часа с момента размещения в соответствии с подпунктом «а» пункта 2 настоящей части протокола об уклонении участника закупки от заключения контракта направляет такому участнику закупки уведомление о таком размещении.

Согласно частям 4, 5 статьи 96 Закона о контрактной системе контракт заключается после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом.

В случае непредставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в срок, установленный для заключения контракта, такой участник считается уклонившимся от заключения контракта.

В извещении об осуществлении закупки установлено требование по обеспечению исполнения контракта в размере 5% (38 621,31 руб.).

3. Протокол подведения итогов определения исполнителя от 16.01.2024 размещен на официальном сайте, на сайте оператора электронной площадки 16.01.20204.

Заказчиком - Министерством юстиции Республики Коми 17.01.2024 сформирован и размещен в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта.

ООО ЧОП «МКБ «ЛАВИНА» 17.01.2024 подписан и размещен на электронной площадке и в единой информационной системе (с использованием электронной площадки, без размещения на официальном сайте) подписанный проект контракта, а также документ в подтверждение предоставления обеспечения исполнения контракта - платежное поручение от 17.01.2024 № 40, согласно которому денежные средства в размере 7 724,26 внесены в обеспечение исполнения контракта).

ООО ЧОП «МКБ «ЛАВИНА» 18.01.2024 внесены на счет заказчика денежные средства в размере 38 621,31 руб. в обеспечение исполнения контракта, что подтверждается платежным поручением от 18.01.2024 № 42.

Вместе с тем, разместить на электронной площадке и в единой информационной системе (с использованием электронной площадки, без размещения на официальном сайте) платежное поручение от 18.01.2024 № 42 к подписанному 17.01.2024 ООО ЧОП «МКБ «ЛАВИНА» проекту контракта не представилось возможным.

ООО ЧОП «МКБ «ЛАВИНА» в адрес заказчика направлена письменная информация от 18.01.2024 № 07 с указанием о внесении на счет заказчика денежных средств в полном объеме платежным поручением от 18.01.2024 № 42 в размере 38 621,31 руб., а также платежным поручением от 17.01.2024 № 40 в размере 7 724,26 руб., об отсутствии технической возможности размещения с использованием электронной площадки платежного поручения от 18.01.2024 № 42 к подписанному 17.01.2024 ООО ЧОП «МКБ «ЛАВИНА» проекту контракта, об обращении в техническую поддержку электронной площадки для предоставления возможности размещения платежного поручения от 18.01.2024 № 42 к проекту контракта.

ООО ЧОП «МКБ «ЛАВИНА» обратилось в ФАС России с жалобой от 22.01.2024 № 10 на действия оператора электронной площадки при осуществлении закупки, указав о нарушении прав и законных интересы общества действиями оператора электронной площадки, не обеспечившего надежность функционирования программно-аппаратных средств, используемых при проведении электронного аукциона, в связи с чем у заявителя отсутствовала возможность разместить документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта - платежное поручение от 18.01.2024 № 42.

ФАС России по результатам рассмотрения жалобы и в результате осуществления внеплановой проверки в части действий оператора электронной площадки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе признала жалобу ООО ЧОП «МКБ «Лавина» необоснованной (решение ФАС России от 26.01.2024 по делу № 28/06/105-93/2024 о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок).

Заказчиком - Министерством юстиции Республики Коми 01.02.2024 сформирован с использованием единой информационной системы, подписан усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещен в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) протокол признания участника уклонившимся от заключения контракта от 01.02.2024 №ППУ20_1, содержащего, в том числе, указание на требования, не выполненные участником закупки: «ООО ЧОП «МКБ «ЛАВИНА» (идентификационный номер заявки № 254 от 10.01.2024 ) в регламентированный срок не выполнены действия, предусмотренные ч. 3 ст. 51 Закона о контрактной системе.

Доводы ООО ЧОП «МКБ «ЛАВИНА», приведенные в письменных пояснениях в адрес Коми УФАС России от 05.02.2024 (вх. от 05.02.2024 № 1175-ЭП/24, от 06.02.2024 № 1183-ЭП/23), устные пояснения представителя ООО ЧОП «МКБ «ЛАВИНА», озвученные в ходе заседания по рассмотрению обращения, относительно отсутствия у заказчика оснований для признания общества уклонившимся от заключения контракта, не могут быть приняты во внимание по следующему основанию.

Пунктом 1 части 3 статьи 51 Закона о контрактной системе установлено императивное требование по одновременному размещению на электронной площадке и в единой информационной системе (с использованием электронной площадки, без размещения на официальном сайте) подписанного проекта контракта, а также документа, подтверждающего предоставление обеспечения исполнения контракта, при этом согласно части 6 статьи 51 Закона о контрактной системе в случае невыполнения участником закупки, с которым заключается контракт, требований, предусмотренных частью 3 статьи 51 Закона о контрактной системе, такой участник закупки считается уклонившимся от заключения контракта.

По результатам внеплановой проверки в действиях заказчика - Министерства юстиции Республики Коми, комиссии по осуществлению закупок уполномоченного учреждения ГКУ РК «ЦООиПТ» нарушений установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к определению такого участника закупки лицом, с которым заключается контракт; к направлению ООО ЧОП «МКБ «ЛАВИНА» проекта контракта, заключению контракта, признанию участника закупки уклонившимся от заключения контракта, не установлено.

4. Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.

В определениях Конституционного суда Российской Федерации от 07.06.2001 № 139-О, от 07.02.2002 № 16-О, постановлениях от 21.11.2002 № 15-П, от 30.07.2001 № 13-П, информационном письме ВАС РФ от 20.12.1999 № С1-7/смп-1341 «Об основных положениях, применяемых Европейским судом по правам человека по защите имущественных прав и права на правосудие» указано, что меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Указанные меры не должны подавлять экономическую самостоятельность и инициативу граждан и юридических лиц, чрезмерно ограничивать право каждого на свободное пользование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности.

Согласно части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционной право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законам интересам, а также характеру совершенного деяния.

По смыслу Закона о контрактной системе ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) призвано обеспечивать защиту государственных и муниципальных заказчиков от действий (бездействия) недобросовестных поставщиков при заключении и исполнении государственных и муниципальных контрактов.

Одним из последствий включения в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение) является ограничение прав такого лица на участие в течение определенного срока в закупках товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд (часть 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе).

Системное толкование вышеуказанных норм позволяет сделать вывод о том, что включение в реестр недобросовестных поставщиков выступает в качестве меры ответственности, применяемой в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры осуществления закупки обязательств.

Термин «уклонение от заключения контракта» предполагает не только формальное нарушение требований законодательства, но и отсутствие реального намерения заключить и исполнить контракт, в связи, с чем для включения в реестр недобросовестных поставщиков по данному основанию, помимо факта нарушения, необходимо установить направленность воли и недобросовестный характер поведения победителя аукциона.

Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение от заключения лицом контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий в противоречие требованиям Закона о контрактной системе.

В соответствии с подпунктом «б» пункта 13 раздела III Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 № 1078, орган контроля по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте «а» настоящего пункта, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 настоящих Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона, в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В соответствии с пунктом 14 раздела III Правил орган контроля принимает решение об отказе во включении информации об участнике закупки (если основанием для направления обращения является уклонение участника закупки от заключения контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом «а» пункта 13 настоящих Правил, выявлено хотя бы одно из следующих обстоятельств:

а) заказчиком нарушены установленные законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требования: к определению такого участника закупки лицом, с которым заключается контракт; к направлению такому участнику закупки проекта контракта, заключению контракта, признанию участника закупки уклонившимся от заключения контракта;

б) участником закупки в срок до признания его в соответствии с Федеральным законом уклонившимся от заключения контракта осуществлены действия, свидетельствующие об отсутствии намерения уклониться от заключения контракта;

в) участником закупки не выполнены требования, предусмотренные Федеральным законом для заключения контракта, вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц, и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее меры ограничительного характера). К таким обстоятельствам не относится невыполнение требований, предусмотренных Федеральным законом для заключения контракта, по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.

В рассматриваемом случае в ходе проведения внеплановой проверки в действиях заказчика - Министерства юстиции Республики Коми, комиссии по осуществлению закупок уполномоченного учреждения ГКУ РК «ЦООиПТ» нарушений установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к определению такого участника закупки лицом, с которым заключается контракт; к направлению ООО ЧОП «МКБ «ЛАВИНА» проекта контракта, заключению контракта, признанию участника закупки уклонившимся от заключения контракта, не установлено.


Исходя из представленных ООО ЧОП «МКБ «ЛАВИНА» в письме от 05.02.2024 (вх. от 05.02.2024 № 1175-ЭП/24, от 06.02.2024 № 1183-ЭП/23) письменных пояснений, устных пояснений представителя ООО ЧОП «МКБ «ЛАВИНА», приведенных в ходе заседания по рассмотрению обращения, ООО ЧОП «МКБ «ЛАВИНА» имело намерение заключить и исполнить контракт.

Комиссией Коми УФАС России по результатам рассмотрения материалов обращения установлено, что ООО ЧОП «МКБ «ЛАВИНА» в срок до признания его в соответствии с Законом о контрактной системе уклонившимся от заключения контракта осуществлены действия, свидетельствующие об отсутствии намерения уклониться от заключения контракта: в регламентированный срок подписан проект контракта, на счет заказчика внесены денежные средства платежным поручением от 18.01.2024 № 42 в размере 38 621,31 руб., а также платежным поручением от 17.01.2024 № 40 в размере 7 724,26 руб.; обществом в связи с отсутствием технической возможности размещения с использованием электронной площадки платежного поручения от 18.01.2024 № 42 к подписанному 17.01.2024 ООО ЧОП «МКБ «ЛАВИНА» проекту контракта, направлялось обращение в техническую поддержку электронной площадки для предоставления возможности размещения платежного поручения от 18.01.2024 № 42 к проекту контракта.

В рассматриваемом случае фактические обстоятельства дела свидетельствуют об отсутствии умышленных действий, направленных на уклонение от заключения контракта со стороны победителя закупки, наоборот, свидетельствуют о заинтересованности ООО ЧОП «МКБ «ЛАВИНА» в заключении контракта.

Комиссия Коми УФАС России считает, что признаки недобросовестного поведения при процедуре заключения по результатам закупки контракта в действиях ООО ЧОП «МКБ «ЛАВИНА» отсутствуют.

Министерство юстиции Республики Коми в письме от 05.02.2024 № 06-24/392 (вх. от 06.02.2024 № 1203/24) указало об отсутствии негативных последствий, в том числе ущерба, в результате уклонения ООО ЧОП «МКБ «ЛАВИНА» от заключения контракта.

Из имеющихся в материалах обращения информации и документов не усматривается наличие прямого умысла ООО ЧОП «МКБ «ЛАВИНА», направленного на незаключение контракта. Неустранимые сомнения относительно вины лица трактуются в пользу этого лица. В связи с чем у Комиссии Коми УФАС России отсутствуют достаточные основания полагать, что ООО ЧОП «МКБ «ЛАВИНА» допустило виновное недобросовестное поведение, за которое подлежит применению ответственность в виде включения в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

С учетом вышеизложенного, рассмотрев все обстоятельства дела в совокупности и взаимосвязи, принимая во внимание наличие обстоятельства, содержащегося в пп. «б» п.14 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (участником закупки в срок до признания его в соответствии с Законом о контрактной системе уклонившимся от заключения контракта осуществлены действия, свидетельствующие об отсутствии намерения уклониться от заключения контракта), руководствуясь частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе, Комиссия Коми УФАС России,


РЕШИЛА:


  1. Отказать Министерству юстиции Республики Коми во включении информации об ООО ЧОП «МКБ «ЛАВИНА» (167000, Республика Коми, город Сыктывкар, улица Пушкина, 30, 1, ИНН: 1101041407) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с уклонением общества от заключения контракта по результатам закупки способом электронного аукциона «Услуги частной охраны (охранный(технический) мониторинг) территориальных отделов загс Республики Коми», извещение № 0307200030623003798.

  2. По результатам внеплановой проверки в действиях заказчика - Министерства юстиции Республики Коми, комиссии по осуществлению закупок уполномоченного учреждения ГКУ РК «ЦООиПТ» нарушений установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к определению такого участника закупки лицом, с которым заключается контракт; к направлению ООО ЧОП «МКБ «ЛАВИНА» проекта контракта, заключению контракта, признанию участника закупки уклонившимся от заключения контракта, не установлено.


Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.


Председатель комиссии






Н.В. Гуревская




Члены комиссии:









А.В. Оверина











А.Д. Растегаева









2024-879


Связанные организации

ГКУ РК "ЦООиПТ"
ИНН 1101486861, ОГРН 1111101004420
Общество с ограниченной ответственностью Частное охранное предприятие Межрегиональная корпорация безопасности «ЛАВИНА»
ИНН 1101041407, ОГРН 1041100414882
Министерство юстиции Республики Коми
ИНН 1101056516, ОГРН 1161101050428
АО "Сбербанк-АСТ"
ИНН 7707308480, ОГРН 1027707000441