Решение (комиссия) №НГ/5065/23 решение от 14 августа 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF


 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

внеплановая проверка № 011/06/99-648/2023

 

09 августа 2023 года                                                                                    № РНП-11-139

г. Сыктывкар

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по проведению внеплановых проверок в составе: <...> (далее - Комиссия Коми УФАС России), рассмотрев обращение Министерства образования и науки Республики Коми № 010720000040000003 от 02.08.2023 (вх. от 02.08.2023 № 4952/23) о рассмотрении вопроса о включении информации об индивидуальном предпринимателе <...> (далее - индивидуальный предприниматель) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения государственного контракта № 0307200030623000288 от 13.03.2023, заключенного по результатам закупки способом электронного аукциона «Шифр:87-2023-нр5213 поставка стоек для презентационного оборудования в рамках реализации федерального (Е4) и регионального (Е4-87) проекта «Цифровая образовательная среда» национального проекта «Образование» в целях обеспечения образовательных организаций материально-технической базой для внедрения цифровой образовательной среды (север)», извещение № 0307200030623000288 (далее - государственный контракт, обращение, закупка),

при участии в заседании посредством видео-конференц-связи:

-индивидуального предпринимателя,

при участии в заседании:

-<...>, <...>, <...>, представителей Министерства образования и науки Республики Коми по доверенностям от 21.02.2023 №№ 05-54/37, 05-54/35, 05-54/36 соответственно,

УСТАНОВИЛА:

Согласно частям 1-2, 4, 7 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе) ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее также - реестр недобросовестных поставщиков) осуществляется в единой информационной системе путем размещения в ней федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, информации, предусмотренной настоящей статьей.

В реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.

Заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом «б» пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом «в» пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 настоящего Федерального закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.

В течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта, о расторжении контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или об отсутствии оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.

В соответствии с частью 4 статьи 104 Закона о контрактной системе Министерством образования и науки Республики Коми представлено обращение о включении информации об индивидуальном предпринимателе в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения государственного контракта.

Согласно пункту 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе контрольный орган в сфере закупок проводит внеплановую проверку по следующему основанию: получение обращения о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

В соответствии с подпунктом «а» пункта 13 раздела III Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 № 1078 (далее - Правила), не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля осуществляет совокупность действий, в том числе, рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе.

Министерство образования и науки Республики Коми, индивидуальный предприниматель, государственное казенное учреждение Республики Коми «Центр обеспечения организации и проведения торгов» (далее - ГКУ РК «ЦООиПТ»), надлежащим образом о дате и времени, месте рассмотрения обращения и проведения внеплановой проверки извещены.

Индивидуальным предпринимателем письмом вх. от 08.08.2023 № 5124/23) заявлено ходатайство о предоставлении возможности участия в рассмотрении обращения посредством видео-конференц-связи.

Коми УФАС России в связи с наличием технической возможности указанное ходатайство удовлетворено, о чем стороны надлежащим образом извещены.

Министерством образования и науки Республики Коми письмами от 07.08.2023 № 19-11-18/5106 (вх. от 08.08.2023 № 5134-ЭП/23), вх. от 08.08.2023 № 5128-ЭП/23, в материалы обращения представлены дополнительные информация и копии документов.

ГКУ РК «ЦООиПТ» письмом от 07.08.2023 № 09-02/80 (вх. от 07.08.2023 № 5099/23) в материалы внеплановой проверки представлена письменная информация, а также заявлено о рассмотрении обращения в отсутствие своего представителя.

Индивидуальным предпринимателем письмом вх. от 07.08.2023 № 5114-ЭП/23 в материалы обращения представлены письменные возражения относительно доводов заказчика, изложенных в решении об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта, а также копии документов в обоснование своей позиции.

Комиссия Коми УФАС России, по результатам рассмотрения материалов обращения и проведения на основании пункта 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, подпункта «а» пункта 13 раздела III Правил внеплановой проверки, заслушав представителей Министерства образования и науки Республики Коми, индивидуального предпринимателя, пришла к нижеследующим выводам.

1. Заказчиком закупки путем проведения электронного аукциона явилось Министерство образования и науки Республики Коми.

Уполномоченным учреждением, наделенным в соответствии с постановлением Правительства Республики Коми от 04.02.2022 № 45 «О централизации закупок товаров, работ, услуг для нужд Республики Коми» функциями по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков Республики Коми, в том числе путем проведения электронных аукционов, явилось ГКУ РК «ЦООиПТ».

Начальная (максимальная) цена контракта составила 878 220,00руб.

Извещение о закупке размещено на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее - официальный сайт) 14.02.2023.

2. По результатам закупки, на основании протокола подведения итогов определения поставщика от 02.03.2023 №ИЭА1, Министерством образования и науки Республики Коми (заказчик) с индивидуальным предпринимателем (поставщик) 13.03.2023 заключен государственный контракт.

Согласно пунктам 1.1, 1.2 государственного контракта: «Поставщик обязуется поставить стойки для презентационного оборудования в рамках реализации федерального (Е4) и регионального (Е4-87) проекта «Цифровая образовательная среда» национального проекта «Образование» в целях обеспечения образовательных организаций материально-технической базой для внедрения цифровой образовательной среды Шифр:87-2023-нр5213 север (далее - Товар), а Заказчик обязуется принять и оплатить Товар в порядке и на условиях, предусмотренных Контрактом.

Наименование, количество и иные характеристики поставляемого Товара указаны в спецификации (приложение №1 к Контракту), являющейся неотъемлемой частью Контракта».

Спецификация, являющаяся приложением № 1 к государственному контракту, содержит следующие характеристики подлежащего поставке по контракту товара:

 

 

Характеристики товара

п/п

Наименование товара

 

 

п/п

Наименование показателя

Значение показателя, наличие функции

1

Стойка для презентационного оборудования

КТРУ 31.09.11.120-00000011

 

 

 

 

 

1

Характеристики КТРУ:

 

 

 

1.1

Вид стойки по конструктивному исполнению

мобильная

 

 

1.2

Возможность регулировки по высоте

да

 

 

1.3

Максимальный размер диагонали размещаемого оборудования, Дюйм

75

 

 

1.4

Общая максимальная нагрузка, Килограмм

60

 

 

1.5

Тип размещаемого оборудования

интерактивная панель

 

 

1.6

Наличие полки под видеокамеру, фотокамеру

да

 

В пункте 2.1 государственного определена его цена: «Цена контракта составляет 670 713,24 руб. (шестьсот семьдесят тысяч семьсот тринадцать рублей, 24 копейки), НДС не облагается в связи с применением УСН».

Порядок, сроки и условия поставки и приемки Товара регламентированы в разделе III государственного контракта.

В соответствии с пунктами 3.1-3.14 государственного контракта: «Поставщик самостоятельно доставляет Товар Заказчику по адресам Получателей, указанным в приложении №2 к Контракту (далее - место поставки), в срок: в течение 30 календарных дней со дня заключения государственного контракта.

Поставщик не менее чем за 5 календарных дней до осуществления поставки Товара направляет в адрес Заказчика уведомление о времени и дате доставки Товара в место поставки.

При приемке осуществляется:

-проверка наименования, характеристик, количества и цены поставленных товаров на соответствие поставляемого товара спецификации (наименование товара, характеристики товара, единица измерения, количество), указанным в Приложении № 1 к настоящему Контракту и сведениям, содержащимся в сопроводительных документах;

-контроль наличия/отсутствия внешних повреждений;

-проверка комплектности товара;

-проверка работоспособности товара;

-проверка сопроводительной документации производителя товара (на русском языке);

-проверка документов, подтверждающих качество товара, документов об оценке соответствия, предусмотренных правом Евразийского экономического союза и законодательством Российской Федерации, обязательных для данного вида Товара, а также иных документов, подтверждающих качество Товара (если данные требования предъявляются действующим законодательством Российской Федерации);

-проверка документов, подтверждающих гарантии производителя товара (с указанием срока гарантии), документов, подтверждающих гарантии Поставщика (с указанием срока гарантии), копия договора о проведении гарантийного обслуживания и ремонта в течение гарантийного срока (при необходимости);

-проверка документов, подтверждающих обеспечение гарантийных обязательств поставщика (при необходимости).

Оформление и подписание документа о приемке поставленного Товара осуществляется после предоставления Поставщиком обеспечения гарантийных обязательств в соответствии с Законом о контрактной системе в порядке и в сроки, установленные разделом VIII Контракта.

Приемка Товара осуществляется путем передачи Поставщиком товара и документов об оценке соответствия, предусмотренных правом Евразийского экономического союза и законодательством Российской Федерации, обязательных для данного вида Товара, а также иных документов, подтверждающих качество Товара.

Заказчик проводит проверку соответствия наименования, количества и иных характеристик поставляемого Товара, сведениям, содержащимся в сопроводительных документах Поставщика.

Для проверки предоставленных Поставщиком результатов, предусмотренных Контрактом, в части их соответствия условиям Контракта Заказчик проводит экспертизу. Экспертиза результатов, предусмотренных Контрактом, может проводиться Заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации на основании контрактов, заключенных в соответствии с Законом о контрактной системе.

Поставщик при завершении поставки товара с использованием единой информационной системы (далее также - ЕИС), формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени Поставщика, и размещает в ЕИС Документ о приемке.

При отсутствии у Заказчика претензий по количеству и качеству поставленного Товара Заказчик в течение не более 20 рабочих дней следующих за днем поступления Документа о приемке в ЕИС от Поставщика подписывает Документ о приемке в ЕИС.

При выявлении несоответствий в поставленном Товаре (наименования, количества, качества, в том числе в случае выявления внешних признаков ненадлежащего качества Товара, препятствующих его дальнейшему использованию (нарушение целостности упаковки, повреждение содержимого и т.д.), препятствующих его приемке, отсутствии установленных контрактом прикрепленных документов, Заказчик в срок не более 20 рабочих дней, следующих за днем поступления Документа о приемке в ЕИС от Поставщика, отказывает в приемке Товара, направляя Поставщику мотивированный отказ от приемки Товара с указанием причин отказа.

В случае получения мотивированного отказа от подписания Документа о приемке Поставщик вправе устранить причины, указанные в таком мотивированном отказе, и направить Заказчику Документ о приемке в ЕИС в порядке, предусмотренном настоящим разделом.

Внесение исправлений в Документ о приемке осуществляется путем формирования, подписания усиленными электронными подписями лиц, имеющих право действовать от имени Поставщика и размещения в ЕИС исправленного Документа о приемке.

Во всех случаях, влекущих возврат Товара Поставщику, Заказчик обязан обеспечить сохранность этого Товара до момента фактического его возврата.

Возврат (замена) Товара осуществляется силами и за счет средств Поставщика.

Расходы, понесенные Заказчиком в связи с принятием Товара на ответственное хранение и (или) его возвратом (заменой), подлежат возмещению Поставщиком.

Право собственности и риск случайной гибели или порчи Товара переходит от Поставщика к Заказчику с момента приемки Товара Заказчиком и подписания Сторонами документа о приемке в ЕИС.

Заказчик вправе не отказывать в приемке поставленного Товара в случае выявления несоответствия Товара условиям Контракта, если выявленное несоответствие не препятствует приемке этого Товара и устранено Поставщиком.

Датой приемки поставленного Товара считается дата размещения в ЕИС Документа о приемке, подписанного Заказчиком».

По подпунктам 4.1.1-4.1.3 пункта 4.1 государственного контракта: «Поставщик обязан:

-поставить Товар в порядке, количестве, в срок и на условиях, предусмотренных Контрактом и спецификацией;

-обеспечить соответствие поставляемого Товара требованиям качества, безопасности жизни и здоровья, а также иным требованиям безопасности (санитарным нормам и правилам, государственным стандартам), сертификации, лицензирования, установленным законодательством Российской Федерации и Контрактом;

-обеспечить за свой счет устранение выявленных недостатков Товара или осуществить его соответствующую замену в порядке и на условиях, предусмотренных Контрактом.

Подпунктами 4.3.1, 4.3.5 пункта 4.3, подпунктами 4.4.1, 4.4.2, 4.4.6-4.4.8 пункта 4.4 государственного контракта установлено: «Заказчик обязан:

-обеспечить своевременную приемку и оплату поставленного Товара надлежащего качества в порядке и сроки, предусмотренные Контрактом;

-провести экспертизу поставленного Товара для проверки его соответствия условиям Контракта в соответствии с Законом о контрактной системе».

Заказчик вправе:

-требовать от Поставщика надлежащего исполнения обязательств по Контракту;

-требовать от Поставщика своевременного устранения недостатков, выявленных как в ходе приемки, так и в течение гарантийного периода;

-отказаться от приемки и оплаты Товара, не соответствующего условиям Контракта;

-принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством;

-до принятия решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта провести экспертизу поставленного Товара с привлечением экспертов, экспертных организаций».

Согласно пункту 5.1 государственного контракта: «Поставщик гарантирует, что поставляемый Товар соответствует требованиям, установленным Контрактом».

В соответствии с пунктами 12.1, 12.2 государственного контракта: «Срок действия настоящего контракта устанавливается с даты заключения контракта по 31 декабря 2023 года, а в части гарантийного срока, гарантийных обязательств и оплаты - до полного выполнения сторонами своих обязательств.

Окончание срока действия Контракта не влечет прекращения неисполненных обязательств Сторон по Контракту, в том числе гарантийных обязательств Поставщика.

Расторжение Контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда или в связи с односторонним отказом Стороны от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации в порядке, предусмотренном частями 9 - 23 статьи 95 Закона о контрактной системе».

3. Согласно частям 8, 9 статьи 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.

Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.

В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:

1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;

2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);

3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Согласно частям 13, 14 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.

4. В ходе рассмотрения Комиссией Коми УФАС России материалов обращения установлено, в том числе, следующее.

Как следует из материалов внеплановой проверки, товар по контракту поставлен индивидуальным предпринимателем получателям по контракту в срок до 29.05.2023, документ о приемке сформирован на официальном сайте 02.06.2023.

Заказчиком - Министерством образования и науки Республики Коми осуществлена проверка поставленного поставщиком товара на предмет его соответствия условиям государственного контракта, по результатам проверки индивидуальному предпринимателю направлен мотивированный отказ от 10.05.2023 № 19-11/1556 от приемки поставленного поставщиком товара, с указанием, наряду с прочим, следующих несоответствий:

-в представленном поставщиком сертификате соответствия № 1473754 указано наименование продукции «стойки металлические для презентационного оборудования», при этом Поставщиком фактически поставлен товар, включающий в себя элемент «пятилучье (крестовина) пластиковое с колесами», что отражено в представленном Поставщике паспорте изделия. Таким образом, основание стойки для презентационного оборудования не является металлическим, что противоречит требованиям КТРУ и условиям государственного контракта;

-в документации на товар, представленной Поставщиком, не содержатся сведения о проведенных в отношении товара испытаниях, подтверждающих его соответствие вышеуказанным требованиям спецификации; информация о регламентах и методиках испытаний по данным характеристикам товара в документах на товар, представленных Поставщиком, отсутствует; документы о проведении испытаний на максимальную нагрузку при эксплуатации оборудования не представлены. Идентифицировать, что сертификат, представленный Поставщиком, выдан для данного конкретного товара, не представляется возможным, т.к. на поставленном товаре отсутствует какая-либо маркировка;

-товар не соответствует пункту 1.6 спецификации, являющейся приложением к государственному контракту (отсутствует полка под видеокамеру, фотокамеру).

Индивидуальному предпринимателю предложено обеспечить за свой счет устранение выявленных недостатков Товара или осуществить его соответствующую замену в порядке и на условиях, предусмотренных государственным контрактом.

Индивидуальный предприниматель письмом от 17.05.2023 № 47 уведомил заказчика о проведении независимой экспертизы поставленного по государственному контракту товара на его соответствие условиям государственного контракта.

Согласно заключению специалиста негосударственной экспертной организации ООО «Ассоциация независимых судебных экспертов «Экспертиза» от 29.05.2023 № 5/98и-23, по результатам экспертизы установлено, что представленный на исследование товар «стойка для презентационного оборудования» производства ООО «Глобал Сорсинг» полностью соответствует требованиям государственного контракта.

Индивидуальный предприниматель письмом от 02.06.2023 № 98 направил заказчику досудебную претензию с требованием принять и оплатить поставленный товар, с приложением, наряду с прочим, заключения экспертизы от 29.05.2023 № 5/98и-23.

Министерство образования и науки Республики Коми в ответ на досудебную претензию поставщика письмом от 20.06.2023 № 19-11/3197 уведомило индивидуального предпринимателя, что заказчиком инициирована независимая экспертиза с целью определения соответствия результатов исполнения государственного контракта требованиям государственного контракта, а также проведения исследований на безопасность товара с учетом условий его эксплуатации; что по результатам независимой экспертизы, проводимой в аккредитованной экспертной организации, заказчиком будет принято решение о возможности приемки товара.

Индивидуальный предприниматель в письме от 22.06.2023 № 108 просил заказчика предоставить информацию о дате, времени и месте проведения независимой экспертизы, а так же наименовании аккредитованной экспертной организации, проводящей экспертизу, с целью отправки представителя Поставщика.

Министерство образования и науки Республики Коми письмом от 14.07.2023 № 19-12-10/4235 уведомило индивидуального предпринимателя, что проведение независимой экспертизы назначено на 17.07.2023.

Согласно заключению эксперта Центра судебно-экспертной деятельности негосударственной некоммерческой организации в форме союза Торгово-промышленной палаты Республики Коми от 19.07.2023 № 071/1-10/00106 на основании произведенной контрактной экспертизы по приемке результата исполнения государственного контракта установлено, что предъявленные к экспертизе стойки для презентационного оборудования, поставленные по государственному контракту, не соответствуют требованиям п. 4.1.2, п. 5.1, п. 5.2, п. 5.3 контракта и требованиям п. 1.2 (возможность регулировки по высоте); п. 1.4 (общая максимальная нагрузка - 60 кг.) спецификации (приложение № 1 к контракту), стойки не могут использоваться по прямому назначению, имеют критический дефект конструкции - отсутствие устойчивости под нагрузкой, с установленной интерактивной панелью диагональю 75 дюймов и весом 59,1 кг., что не соответствует требованиям механической безопасности (п. 20).

Заказчиком - Министерством образования и науки Республики Коми 19.07.2023 принято решение об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта, в том числе, с учетом заключения Центра судебно-экспертной деятельности Союза «ТПП Республики Коми» от 19.07.2023 №071/1-10/00106.

Решение заказчика от 19.07.2023 об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта размещено в единой информационной системе 19.07.2023, поступило индивидуальному предпринимателю в соответствии с требованиями пункта 2 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе - 19.07.2023.

Таким образом, надлежащее уведомление индивидуального предпринимателя о принятом заказчиком решении об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с требованиями пункта 3 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе - 19.07.2023.

Индивидуальным предпринимателем письмом от 24.07.2023 №131 с целью устранения выявленных несоответствий в части документации и маркировки направлены заказчику паспорта на стойки презентационные в редакции от 24.07.2023 в количестве 68 шт. и маркировочный ярлык.

Индивидуальный предприниматель письмом от 28.07.2023 № 138 направил заказчику возражения на решение об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта, а также на заключение Центра судебно-экспертной деятельности Союза «ТПП Республики Коми» от 19.07.2023 №071/1-10/00106, со ссылкой на экспертизу специалиста негосударственной экспертной организации ООО «Ассоциация независимых судебных экспертов «Экспертиза» от 29.05.2023 № 5/98и-23.

Заказчиком письмом от 04.08.2023 № 19-11-09/5079 индивидуальному предпринимателю направлено мотивированное обоснование относительно несогласия с возражением поставщика на решение об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта.

Согласно статьям 191, 193 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.

Если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.

С учетом требований частей 13, 14 статьи 95 Закона о контрактной системе, дата вступления в законную силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта и дата расторжения контракта - 01.08.2023.

5. Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.

По мнению Конституционного Суда Российской Федерации, изложенному в Постановлениях от 30.07.2001 № 13-П и от 21.11.2002 № 15-П, меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.

В силу части 3 статьи 17, части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации исходящее из принципа справедливости конституционное требование соразмерности установления правовой ответственности предполагает в качестве общего правила ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания.

Внесение информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в процедурах по закупкам.

Следовательно, включение информации о лице в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица.

При этом, помимо факта нарушения необходимо установить направленность воли и недобросовестный характер поведения исполнителя контракта.

Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.

Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения.

С учетом изложенного, контрольный орган в сфере закупок при рассмотрении вопроса о включении или невключении определенного субъекта в реестр недобросовестных поставщиков не может ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 13 раздела III Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 № 1078 (далее - Правила), не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля осуществляет совокупность действий, в том числе, рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе.

Согласно подпункту «б» пункта 13 раздела III Правил по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте «а» настоящего пункта, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 настоящих Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона, в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В соответствии с подпунктом а) пункта 15 раздела III Правил орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом «а» пункта 13 настоящих Правил:

-выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;

-заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;

-поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:

-принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;

-надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.

При рассмотрении обращения Комиссией Коми УФАС России исследованы все имеющиеся в материалах дела документы и информация, в том числе не поименованные в настоящем решении, в том числе приняты во внимание письменные пояснения заказчика, индивидуального предпринимателя, представленные ими документы, учтена и проанализирована вся переписка между заказчиком и исполнителем по вопросу исполнения государственного контракта, имеющаяся в материалах обращения.

Закон о контрактной системе не содержит безусловной обязанности контрольного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков без оценки его действий в каждом конкретном случае. Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое ненадлежащее исполнение контракта, которое предполагает недобросовестное поведение поставщика (подрядчика, исполнителя), совершение им умышленных действий (бездействия), в том числе, приведших к невозможности надлежащего исполнения контракта, намеренное уклонение от его исполнения.

Исходя из этого, для возникновения таких правовых последствий как признание индивидуального предпринимателя недобросовестным поставщиком, контролирующий орган в сфере закупок обязан выяснить все обстоятельства, определить вину лица, характер его действий, и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения победителя закупки в реестр недобросовестных поставщиков.

Комиссия Коми УФАС России по результатам рассмотрения обращения усматривает, что индивидуальным предпринимателем приняты меры по исполнению условий государственного контракта, о чем могут свидетельствовать: поставка товара, организация проведения экспертизы поставленного товара, переписка с заказчиком.

Из материалов дела, устных пояснений индивидуального предпринимателя, представителей заказчика, приведенных в ходе заседания по рассмотрению обращения, следует о наличии гражданско-правового спора между заказчиком и поставщиком по государственному контракту относительно его исполнения (неисполнения).

Указанный спор носит гражданско - правовой характер и разрешается арбитражными судами в установленном законодательством порядке.

В материалы обращения представлено две противоречивые экспертизы, содержащие противоположные выводы, устранение противоречий которых возможно в судебном порядке при помощи механизмов, предоставленных процессуальным законодательством (вызов эксперта для дачи пояснений, назначение дополнительной и повторной экспертиз).

Комиссия Коми УФАС России по результатам рассмотрения материалов обращения, в том числе, с учетом наличия гражданско-правового спора между заказчиком и поставщиком по государственному контракту относительно его исполнения (неисполнения), наличия двух противоречивых экспертиз на предмет соответствия (несоответствия) поставленного индивидуальным предпринимателем товара условиям государственного товара, не может прийти к однозначному выводу о наличии в действиях индивидуального предпринимателя признаков умышленного недобросовестного поведения при исполнении государственного контракта.

Неустранимые сомнения относительно вины лица трактуются в пользу этого лица. В связи с чем, у Комиссии Коми УФАС России отсутствуют достаточные основания полагать, что индивидуальный предприниматель допустил виновное недобросовестное поведение, за которое подлежит применению ответственность в виде включения в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

С учетом вышеизложенного, принимая во внимание, в том числе, наличие обстоятельства, перечисленного в подпункте в) пункта 15 раздела III Правил, для принятия решения об отказе во включении информации о подрядчике в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), а именно наличие со стороны поставщика мер для надлежащего исполнения условий государственного контракта, руководствуясь частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе, Комиссия Коми УФАС России,

РЕШИЛА:

1. Отказать Министерству образования и науки Республики Коми во включении информации об индивидуальном предпринимателе <...>, ИНН <...>, в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения государственного контракта № 0307200030623000288 от 13.03.2023, заключенного по результатам закупки способом электронного аукциона «Шифр:87-2023-нр5213 поставка стоек для презентационного оборудования в рамках реализации федерального (Е4) и регионального (Е4-87) проекта «Цифровая образовательная среда» национального проекта «Образование» в целях обеспечения образовательных организаций материально-технической базой для внедрения цифровой образовательной среды (север)», извещение № 0307200030623000288.

2. По результатам внеплановой проверки при рассмотрении обращения в действиях заказчика - Министерства образования и науки Республики Коми нарушений установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта, направления его поставщику и размещению в единой информационной системе, не установлено.

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель комиссии: <...>

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Члены комиссии: <...> <...>

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2023-2611

 

 

Связанные организации

ИП Аникин Антон Евгеньевич
ИНН 665800673658, ОГРН
Минобрнауки Республики Коми
ИНН 1101481133, ОГРН 1031100405874
ГКУ РК "ЦООиПТ"
ИНН 1101486861, ОГРН 1111101004420