Определение №ПК/7040/23 Определение от 15 ноября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Определение

 

О ВОЗБУЖДЕНИИ ДЕЛА № 011/05/18.1-968/2023

И НАЗНАЧЕНИИ ДЕЛА К РАССМОТРЕНИЮ

 

15 ноября 2023 года город Сыктывкар

 

Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми (далее – Коми УФАС России) по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, <...> Коми УФАС России, рассмотрев заявление<...> по факту нарушения требований Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Коми УФАС России поступило заявление <...>, направленное письмом Управления Роскомнадзора по Республике Коми от 13.09.2023 № 5006-01/11 (вх. № 6297/23 от 18.09.2023), о ненадлежащей Интернет-рекламе на страницах сообществ в социальной сети «Вконтакте».

Из материалов заявления установлено, что в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в социальной сети «ВКонтакте» в сообществе «Анонимная # Инта» (https://vk.com/anonim_inta) размещена, в том числе следующая информация:

- 11.11.2023 в 12:17 «Замечательная шаурма, самая вкусная в городе! Рекомендую», ссылка на «ШАУРМАНИЯ Инта Блюда Быстрого Питания» (https://vk.com/shaurmaniya_inta),

- 06.11.2023 в 10:00 «Очень уютное место))», ссылка на «клуб-ресторан «Инта» (https://vk.com/clubrestaurantinta),

- 04.11.2023 в 11:00 «Приём заказов на корпоративы))», ссылка на «клуб-ресторан «Инта» (https://vk.com/clubrestaurantinta),

- 03.11.2023 в 11:00 «Отдых только тут!», ссылка на «Ресторан «СПАРТА» г.Инта» (https://vk.com/hotel_restaurant_sparta),

- 03.11.2023 в 10:00 «Приём заказов на корпоративы))», ссылка на «клуб-ресторан «Инта» (https://vk.com/clubrestaurantinta),

- 02.11.2023 в 13:24 «Уборка квартир.», ссылка на https://vk.com/public198610813 (Инта. Уборка квартир и офисов.),

- 02.11.2023 в 10:00 ссылка на «Ресторан «СПАРТА» г.Инта» (https://vk.com/hotel_restaurant_sparta),

- 01.11.2023 в 17:49 «Отдыхаем со «Спартой»))», ссылка на «Ресторан «СПАРТА» г.Инта» (https://vk.com/hotel_restaurant_sparta),

- 19.10.2023 в 12:15 «Вход для девушек бесплатный))», ссылка на «Ресторан «СПАРТА» г.Инта» (https://vk.com/hotel_restaurant_sparta),

- 11.10.2023 в 10:42 «Уборка в Инте. Замечательное предложение!», ссылка на https://vk.com/public198610813 (Инта. Уборка квартир и офисов.),

- 06.10.2023 в 12:00 «Добро пожаловать в Инту, дорогие гости!», ссылка на «Ресторан «СПАРТА» г.Инта» (https://vk.com/hotel_restaurant_sparta),

- 05.10.2023 в 18:00 «Для девушек вход бесплатный))», ссылка на «Ресторан «СПАРТА» г.Инта» (https://vk.com/hotel_restaurant_sparta),

- 04.10.2023 в 11:41 «Видели новость?)», ссылка на «Ресторан «СПАРТА» г.Инта» (https://vk.com/hotel_restaurant_sparta),

- 26.09.2023 в 18:00 «Не знаешь как провести выходные? Телеграм канал Моя и твоя Инта подарит одному из подписчиков сертификат на 3 сеанса любого из фильмов недели…»,

- 20.09.2023 в 8:00 «Завтра в Инте состоится интересное мероприятие - открытие нового сезона игр КВИЗ в кафе Островок…»,

- 19.09.2023 в 16:38 «Друзья, предлагаем вам принять участие в розыгрыше. Главный приз – мотобур Elitech БМ 52Е ПРО Условия участия в розыгрыше:
Вступить в группу или быть участником группы Магазин «Арсенал» г.Инта…»,

- 30.08.2023 в 13:49 «Любите бургеры? Тогда вам в Островок!», ссылка на Кафе «Островок» Инта | Доставка роллы и пицца» (https://vk.com/cafe.ostrovok),

- 18.08.2023 в 17:52 «Хотите выиграть ПИЦЦУ?Переходите в группу ПРОСТО и участвуйте в игре Сейф.», ссылка на «Доставка пиццы и роллов | Просто| Инта» (https://vk.com/prostopizza11).

В соответствии с положениями, установленными п. 1 ст. 3 Закона о рекламе, реклама – информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Вышеуказанная информация содержит все правовые признаки рекламы:

- распространена посредством размещения в сообществе «Анонимная # Инта» в социальной сети «Вконтакте»;

- адресована неопределенному кругу лиц;

- направлена на привлечение внимания к объектам рекламирования: «Шаурмания», клубу-ресторану «Инта», ресторану «Спарта», услугам по уборке квартир и офисов, телеграм-каналу «Моя и твоя Инта», кафе «Островок», магазину «Арсенал», доставке пиццы, формирование или поддержание интереса к ним и их продвижение на рынке.

Таким образом, вышеуказанная информация, распространенная в сообществе «Анонимная # Инта» (https://vk.com/anonim_inta), является рекламой (далее – рассматриваемые рекламы).

В силу положений, установленных ч. 16 ст. 18.1 Закона о рекламе, реклама, распространяемая в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», за исключением рекламы, размещенной в телепрограммах и телепередачах, радиопрограммах и радиопередачах, распространяемых в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», должна содержать пометку «реклама», а также указание на рекламодателя такой рекламы и (или) сайт, страницу сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию о рекламодателе такой рекламы.

Согласно статье 2 Федерального закона от 02.07.2021 № 347-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О рекламе» норма статьи 18.1 Закона о рекламе вступила в силу с 01.09.2022.

Соответственно, с указанной даты размещение любой рекламы в сети «Интернет» должно сопровождаться пометкой «реклама». При этом использование иной пометки для указания на рекламный характер информации в сети «Интернет» не предусмотрено данной нормой. Кроме того, в любой рекламе в сети «Интернет» также должно быть также указание на рекламодателя такой рекламы и (или) сайт, страницу сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию о рекламодателе такой рекламы. Такое указание может быть выполнено или в виде наименования юридического лица - рекламодателя (фамилии, имени, отчества физического лица), или в виде ссылки на сайт (страницу сайта) с данными о рекламодателе, также в рекламе могут быть размещены оба вида таких сведений.

В рассматриваемых рекламах отсутствует пометка «реклама», а также указание на рекламодателя такой рекламы и (или) сайт, страницу сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию о рекламодателе такой рекламы.

Данное подтверждается составленными 25.09.2023 и 14.11.2023 сотрудниками Коми УФАС России актами осмотра Интернет-сайта.

Учитывая изложенное, рассматриваемые рекламы распространены с признаками нарушения требований ч. 16 ст. 18.1 Закона о рекламе.

В силу п. 1 ч. 3 ст. 5 Закона о рекламе недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.

В п. 29 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» указано, что при рассмотрении дел о признании рекламы недостоверной судам необходимо исходить из следующего. Информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах. В связи с этим использование в рекламе сравнительной характеристики объекта рекламирования с иными товарами, например, путем употребления слов «лучший», «первый», «номер один», должно производиться с указанием конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение. Поэтому реклама, не сопровождаемая таким подтверждением, должна считаться недостоверной как содержащая не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, изготовленными другими производителями или реализуемыми другими продавцами (пункт 1 части 3 статьи 5 Закона о рекламе).

В рекламе, размещенной 11.11.2023 в 12:17, указано: «Замечательная шаурма, самая вкусная в городе! Рекомендую». Таким образом, реклама содержит указание на самую вкусную в городе шаурму, тем самым указывая на преимущество рекламируемого товара. Однако реклама не содержит указания конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение.

В связи с чем, вышеуказанная реклама распространена с признаками нарушения требований п. 1 ч. 3 ст. 5 Закона о рекламе.

В силу ч. 6 ст. 38 Закона о рекламе за нарушение требований, установленных п. 1 ч. 3 ст. 5 Закона о рекламе, ответственность несет рекламодатель.

Согласно ч. 7 ст. 38 Закона о рекламе за нарушение требований, установленных ч. 16 ст. 18.1 Закона о рекламе, ответственность несет рекламораспространитель.

В соответствии с ч. 8 ст. 38 Закона о рекламе рекламопроизводитель несет ответственность за нарушение требований, указанных в частях 6, 7 настоящей статьи, в случае, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине.

В соответствии с п. 5 ст. 3 Закона о рекламе рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

В силу п. 6 ст. 3 Закона о рекламе рекламопроизводитель – лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму.

Согласно п. 7 ст. 3 Закона о рекламе рекламораспространитель – лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Из имеющихся материалов усматривается, что рекламораспространителем рассматриваемых реклам, а также рекламодателем рекламы, размещенной 11.11.2023 в 12:17 в рассматриваемом сообществе, является <...>.

На основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктом 24 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.2020 № 1922,

 

ОПРЕДЕЛИЛА:

 

1. Возбудить производство по делу № 011/05/18.1-968/2023 по признакам нарушения п. 1 ч. 3 ст. 5, ч. 16 ст. 18.1 Закона о рекламе.

2. Признать лицами, участвующими в деле:

2.1. заявителя – <...>;

2.2. лицо, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, – <...>.

3. Назначить дело № 011/05/18.1-968/2023 к рассмотрению на 14 декабря 2023 года на 15 часов 30 минут по адресу: Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Интернациональная, д. 160, корпус А.

4. <...> в срок не позднее 12 декабря 2023 года представить следующие копии документов и письменную информацию:

4.1. О рекламопроизводителях и рекламораспространителях рассматриваемых реклам, с указанием по каждому такому лицу: полного наименования, адреса места нахождения – для юридических лиц; Ф.И.О., адреса места регистрации – для физических лиц.

4.2. О рекламодателе рекламы о самой вкусной шаурме, размещенной 11.11.2023 в 12:17 в рассматриваемом сообществе, с указанием по такому лицу: полного наименования, адреса места нахождения – для юридического лица; Ф.И.О., адреса места регистрации – для физического лица.

4.3. Копии всех документов со всеми изменениями, дополнениями и приложениями (в том числе, приказов, распоряжений, заявок, договоров, счетов, счетов-фактур, платежных поручений, актов выполненных работ, электронной переписки), опосредующих производство и распространение рассматриваемых реклам.

4.4. Письменные пояснения каждого последовательно совершенного действия, направленного на производство и распространение рассматриваемых реклам.

4.5. О периоде распространения рассматриваемых реклам, с указанием дат начала и окончания распространения; если распространение продолжается на дату представления ответа – с указанием соответствующей поясняющей информации и даты начала распространения (отдельно по каждой рекламе).

4.6. О причинах распространения рассматриваемых реклам без учета требований ч. 16 ст. 18.1 Закона о рекламе.

4.7. О причинах распространения рекламы о самой вкусной шаурме, размещенной 11.11.2023 в 12:17 в рассматриваемом сообществе, без учета требований п. 1 ч. 3 ст. 5 Закона о рекламе

4.8. Иные документы и письменную информацию, имеющие значение для рассмотрения дела (при наличии).

5. <...> вправе (с паспортом) явиться лично и (или) обеспечить явку представителя (с надлежащим образом оформленной доверенностью) для участия в рассмотрении дела, либо письменно сообщить о возможности рассмотрения дела в свое отсутствие в срок до 12 декабря 2023 года.

6. <...> вправе (с паспортом) явиться лично и (или) обеспечить явку представителя (с надлежащим образом оформленной доверенностью) для участия в рассмотрении дела, либо письменно сообщить о возможности рассмотрения дела в свое отсутствие в срок до 12 декабря 2023 года.

 

Примечание:

 

При ответе на настоящее определение необходимо соблюдение нумерации пунктов, по приложениям необходимо указать, к какому пункту определения они прилагаются, с указанием номера пункта.

В случае отсутствия документов и письменной информации по отдельным пунктам настоящего определения укажите на их отсутствие с пояснением причин отсутствия и указанием источника, где запрашиваемое может быть получено.

Представленное на определение должно быть подписано уполномоченным лицом, прилагаемые копии надлежащим образом заверены, подтверждена их достоверность и полнота.

В соответствии с ч. 6 ст. 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях непредставление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган сведений (информации), предусмотренных законодательством о рекламе, а равно представление таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде либо представление недостоверных сведений (информации) – влечет наложение административного штрафа.

 

Председатель комиссии

<...>

Связанные организации

Связанные организации не указаны