Решение б/н решение по жалобе от 16 января 2023 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
Управление Федеральной антимонопольной службы по республике Коми |
||
РЕШЕНИЕ |
||
12 января 2023 года |
г. Сыктывкар |
№ 01-119/238 ООО «НТЦ «Практик-Новатор» 1-й Волконский пер., д. 13, стр. 2, этаж 1, помещ./ком. III/1, вн.тер.г. муниципальный округ Тверской, г. Москва, 127473 АО «Коми коммунальные технологии» Ленина ул., д. 74, г. Сыктывкар, Республика Коми, 167000 Оператору электронной площадки РТС-тендер ko@rts-tender.ru |
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми (далее – Коми УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров, порядка осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, в составе: ‹…› (далее – Комиссия), рассмотрев жалобу № 011/07/3-1151/2022 ООО «НТЦ «Практик-Новатор» от 16.11.2022 № 01-0392, направленную в наш адрес для рассмотрения по подведомственности Федеральной антимонопольной службой исх. № 28/114830/22 от 20.12.2022 (вх. № 6870э от 20.12.2022), в отношении АО «Коми коммунальные технологии», касающуюся нарушений при проведении закупки на поставку вакуумного реклоузера в части предъявления к участнику закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке, номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок 32211818023, в присутствии на заседании: … – представителей АО «Коми коммунальные технологии» по доверенностям, … – представителей ООО «НТЦ «Практик-Новатор» по доверенностям (представители ООО «НТЦ «Практик-Новатор» участвовали в рассмотрении жалобы посредством видеоконференц-связи),
УСТАНОВИЛА:
АО «Коми коммунальные технологии» явилось заказчиком и организатором закупки в форме запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на поставку вакуумного реклоузера, номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок 32211818023 (далее – закупка, ЕИС). Заявки подавались на электронной площадке РТС-тендер.
Закупка проводилась на основании Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках).
ООО «НТЦ «Практик-Новатор» явилось участником закупки, заявка была отклонена. ООО «НТЦ «Практик-Новатор» подало жалобу.
Перечень оснований для подачи жалобы по закупкам, осуществляемым по Закону о закупках, является исчерпывающим и перечислен в части 10 статьи 3 Закона о закупках: любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях:
1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;
(п. 1 в ред. Федерального закона от 31.12.2017 N 505-ФЗ)
2.1) нарушение оператором электронной площадки при осуществлении закупки товаров, работ, услуг требований, установленных настоящим Федеральным законом;
3) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;
4) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;
5) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;
6) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.
Из содержания жалобы следовало, что обжалуется предъявление к участнику закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке. В указанной части жалоба рассмотрена в порядке и сроки, предусмотренные статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
При этом, согласно части 13 статьи 10 Закона о закупках рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования. Согласно части 6 статьи 18.1 Закона о закупках жалоба на акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей (далее - жалоба), подается в письменной форме в антимонопольный орган. Таким образом, жалоба ООО «НТЦ «Практик-Новатор» рассмотрена в части доводов, письменно указанных в жалобе.
Срок принятия решения по жалобе был продлен однократно на основании статьи 14.1 Закона о защите конкуренции.
Также в жалобе указано на нарушение части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции. В указанной части жалоба подлежит рассмотрению в порядке, предусмотренном статьей 44 Закона о защите конкуренции. Ответ заявителю будет направлен дополнительно.
Согласно частям 1, 2 статьи 2 Закона о закупках:
1. При закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).
2. Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), включая порядок определения формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора (далее - формула цены), определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора, порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Положение о закупках товаров, работ, услуг АО «Коми коммунальные технологии» (далее – Положение о закупках) утверждено Советом директоров АО «Коми коммунальные технологии» - протокол от 19.09.2022 №16-2022, размещено в ЕИС 28.09.2022.
Согласно части 20 статьи 3.2 Закона о закупках под запросом котировок в целях настоящего Федерального закона понимается форма торгов, при которой победителем запроса котировок признается участник закупки, заявка которого соответствует требованиям, установленным извещением о проведении запроса котировок, и содержит наиболее низкую цену договора.
По пунктам 3, 4, 7 части 9 статьи 4 Закона о закупках в извещении об осуществлении конкурентной закупки должны быть указаны следующие сведения: 3) предмет договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги, а также краткое описание предмета закупки в соответствии с частью 6.1 статьи 3 настоящего Федерального закона (при необходимости); 4) место поставки товара, выполнения работы, оказания услуги; 7) порядок, дата начала, дата и время окончания срока подачи заявок на участие в закупке (этапах конкурентной закупки) и порядок подведения итогов конкурентной закупки (этапов конкурентной закупки).
По пункту 3 части 6.1 статьи 3 Закона о закупках при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами:
3) в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова "(или эквивалент)", за исключением случаев:
а) несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
б) закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
в) закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта;
г) закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров Российской Федерации или условиями договоров юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, в целях исполнения этими юридическими лицами обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами.
Исходя из части 5 статьи 4 Закона о закупках проект договора является неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки.
Особенности организации, проведения конкурентной закупку в электронной форме, участниками которой могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства установлены в статье 3.4 Закона о закупках.
По пункту 10 части 19.1 статьи 3.4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке заказчик вправе установить обязанность представления следующих информации и документов: 10) предложение участника конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства в отношении предмета такой закупки.
Согласно части 19.7 статьи 3.4 Закона о закупках заявка на участие в запросе котировок в электронной форме должна содержать информацию и документы, предусмотренные частью 19.1 настоящей статьи, в случае установления заказчиком обязанности их представления.
Извещение, документы к нему, проект договора размещены в ЕИС – 03.11.2022, с изменениями – 11.11.2022. В разделе 3 извещения содержалось техническое задание, согласно которому заказчику требовалось поставить вакуумный реклоузер TER_Rec15_Al1_R5* или эквивалент. В примечании было указано: «К поставке допускаются качественные эквиваленты по каждой позиции Технического задания Извещения о закупке. В случае предложения участником закупки эквивалента товару, указанному в техническом задании, указывается также название, точная марка, модель, полная маркировка, артикул(код) изготовителя, торговая марка (бренд), изготовитель предлагаемого товара и иная информация для эквивалентного товара, предусмотренная требованиями Технического задания и позволяющая однозначно идентифицировать товар, предлагаемый к поставке. Характеристики эквивалентного товара должны соответствовать характеристикам, указанным для соответствующего товара в Техническом задании Извещения о закупке».
Также в техническом задании приводились требуемые поставщику характеристики товара, в том числе: механический ресурс, циклов 30000 ВО.
В разделе 2 извещения – информационная карта запроса котировок указаны требования к содержанию и формам документов, входящих в состав заявки на участие в закупке (пункт 2.21). Так, в составе заявки участник должен представить предложение участника в отношении предмета закупки в соответствии с требованиями документации о закупке, а именно:
Участник предоставляет:
1) Технико-коммерческое предложение.
Предложение должно быть оформлено по установленной Форме 2 (Раздел 5 Извещения о закупке).
Также в извещении указано место поставки товара, выполнения работ, оказания услуг - поставка товара осуществляется до склада Покупателя, находящегося по адресу: Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Колхозная, 44. Также в документах к извещению указывалось место установки - Строительство электрических сетей для электроснабжения Эжвинского садоводческого комплекса» г. Сыктывкар.
Таким образом, в соответствии с требованиями Закона о закупках заказчик в извещении установил предмет договора, описание предмета закупки, требования к заявке, место поставки товара.
ООО «НТЦ «Практик-Новатор» подало заявку на участие в закупке. Согласно форме 2 – Технико-коммерческое предложение в составе заявки ООО «НТЦ «Практик-Новатор» предлагало к поставке товар – устройство комплексное распределительное мачтовой установки для автоматизации электрических сетей КРУмАЭС, производитель унитарное производственно-торговое предприятие «АЭС-Комплект», страна происхождения товара – Республика Беларусь. Также была указана одна из требуемых характеристик - механический ресурс, циклов 30000 ВО.
При этом, к заявке было приложено руководство по эксплуатации ФЭПГ.674241.001 РЭ, на странице 5 которого в таблице 2 приводились основные технические характеристики коммутационного модуля, в том числе - механический ресурс, циклов, В-О – 30000*. При этом, приводилось примечание * – механический ресурс циклов «ВО» коммутационного модуля – 30000 – обеспечивается при условии соблюдения регламентного обслуживания вакуумного выключателя в соответствии с действующим СТП332.43.20.366-16.
В извещении указан порядок рассмотрения заявок и основания для отклонения участника. По пункту 5.4 раздела I извещения рассмотрение, оценка и сопоставление заявок осуществляется в соответствии с Положением о закупках Заказчика, Извещением о закупке и регламентом ЭТП, в следующем порядке:
5.4.1. Рассмотрение заявок:
- Не позднее срока, указанного в Извещении о закупке, Заказчик рассматривает заявки на участие в закупке.
- Проводится проверка участников закупки на соответствие требованиям установленным заказчиком и проверка их заявок и документов на соблюдение требований Извещения о закупке к составу, содержанию и оформлению заявок, проверка предлагаемых товаров, работ, услуг на соответствие установленным требованиям в извещении о закупке.
- Принимается решение об отклонении заявок, которые, по мнению членов комиссии, не соответствуют требованиям, установленным извещением о закупке, и принимается решение об отказе участникам закупки, подавшим такие заявки, в допуске к участию в закупке.
Согласно подпунктам 3, 6 пункта 6.2 раздела I извещения заявка участника запроса котировок отклоняется комиссией по закупкам при рассмотрении в следующих случаях:
(3) несоответствия предлагаемых товаров, работ, услуг требованиям Извещения о запросе котировок;
(6) предоставления в составе заявки заведомо недостоверных сведений, намеренного искажения информации или документов, входящих в состав заявки.
В Положении о закупке содержатся аналогичные положения и основания для отклонения участника.
На участие в закупке подано 6 заявок, в том числе ООО «НТЦ «Практик-Новатор». Это следует из протокола 156-ЗК22-ККт (протокол рассмотрения и оценки заявок, подведения итогов) от 06.12.2022, протокол размещен в ЕИС 08.12.2022. в протоколе указаны следующие основания для отказа в допуске к участию в закупке для ООО «НТЦ «Практик-Новатор»:
«Предоставление в составе заявки заведомо недостоверных сведений, намеренного искажения информации или документов, входящих в состав заявки (пп. 6.2 (6), п.6 Извещения о закупке, пп.11.6.5 (6), п.11.6 Положения о закупках товаров, работ, услуг Заказчика), несоответствие предлагаемых товаров, работ, услуг требованиям Извещения о запросе котировок (пп. 6.2 (3), п.6 Извещения о закупке, пп.11.6.5 (3), п.11.6 Положения о закупках товаров, работ, услуг Заказчика), а именно: - Согласно руководству на предлагаемый Участником вакуумный реклоузер, по характеристике «механический ресурс, циклов ВО» значение составляет 20 000 ВО, что не соответствует требованиям ТЗ Извещения о закупке (30 000 ВО), в технико-коммерческом предложении участника по данной характеристике заявлено значение в 30 000 ВО, что не соответствует данным, указанным в руководстве на товар и означает предоставление в составе заявки заведомо недостоверных сведений, намеренного искажения информации или документов, входящих в состав заявки».
Из пояснений заказчика в Коми УФАС России следует, что СТП332.43.20.366-16, на которые указано в руководстве по эксплуатации ФЭПГ.674241.001 РЭ, являются – Нормы и объем испытаний электрооборудования Белорусской энергосистемы. Т.е. согласно указанному руководству, приложенному к заявке при подаче такой заявки на участие в закупке, характеристика требуемого к поставке товара – механический ресурс, циклов 30000 ВО – будет обеспечиваться при условии соблюдения регламентного обслуживания вакуумного выключателя в соответствии с СТП332.43.20.366-16, т.е. с нормативами для Белорусской энергосистемы. Заказчик пояснил, что АО «Коми коммунальные технологии» в своей деятельности руководствуются требованиями, действующими на территории Российской Федерации, нормативными правовыми актами, регулирующими эксплуатацию и испытания энергооборудования, а именно:
- Приказ Минэнерго России от 19.06.2003 N 229 "Об утверждении Правил технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации";
- Приказ Минэнерго России от 12.08.2022 N 811 "Об утверждении Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей электрической энергии";
РД 34.45-51.300-97. Объем и Нормы испытаний электрооборудования, утв. РАО "ЕЭС России" 08.05.1997.
Таким образом, место поставки и установки товара является территория Российской Федерации, где заказчик руководствуется требованиями действующего на территории Российской Федерации законодательства. Из условий извещения не следует, что заказчик при эксплуатации товара в совей деятельности будет руководствоваться требованиями СТП332.43.20.366-16, т.е. с нормативов для Белорусской энергосистемы. Также в письменных и устных пояснениях при рассмотрении жалобы на это указано заказчиком и его представителями.
Из требований извещения следовало, что рассматриваемая характеристика товара должна быть обеспечена безусловно, т.е. без соблюдения каких-либо дополнительных условий.
Заказчику при формировании технического задания предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности, которые являются для него значимыми и необходимы для его деятельности.
Таким образом, предлагаемый к поставке ООО «НТЦ «Практик-Новатор» товар не соответствовал требованиям извещения. В таком случае у заказчика имелись основания для отклонения такого участника – в соответствии с подпунктом 3 пункта 6.2 раздела I извещения, подпункта 3 пункта 11.6.5 Положения о закупках. Такое основание было указано в протоколе от 06.12.2022.
В связи с этим, при проведении закупки к участнику закупки - ООО «НТЦ «Практик-Новатор» требования, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке (в данном случае извещением) заказчиком не предъявлены. Необоснованное отклонение заявки отсутствует.
В связи с этим, жалоба явилась необоснованной.
На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия
РЕШИЛА:
- Признать жалобу ООО «НТЦ «Практик-Новатор» необоснованной.
Председатель Комиссии |
‹…› |
|
Члены Комиссии |
‹…› ‹…› |
Решение может быть обжаловано в суд в течение трех месяцев со дня его принятия.