Постановление №02-01/1043 о нарушении срока технологического присоединения объекта к т... от 10 февраля 2023 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

Управление Федеральной антимонопольной службы

по республике Коми

 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о назначении административного наказания по делу №­­­­­ 011/04/9.21-1076/2022

об административном правонарушении

 

 

 

09 января 2023 года

 

 

 

  № _______________

г. Сыктывкар

 

       

«……..»

(по адресу)

 

ПАО «Россети Северо-Запад»

площадь Конституции, д. 3,

литер А, помещение 16Н,

г. Санкт-Петербург, 196247

 

филиалу ПАО «Россети Северо-Запад»

в Республике Коми

Интернациональная ул., д.94,

г. Сыктывкар, Республика Коми, 167000

 

Заместитель руководителя управления – начальник отдела защиты конкуренции и контроля рекламы Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми «……» (адрес места нахождения: г. Сыктывкар, ул. Интернациональная, д. 160, корпус А), рассмотрев протокол об административном правонарушении № 011/04/9.21-1076/2022 от 22.12.2022, материалы дела № 011/04/9.21-1076/2022 об административном правонарушении, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту - КоАП РФ), в отношении публичного акционерного общества  «Россети Северо-Запад» (далее по тексту – Сетевая организация), адрес места нахождения: 196247, г. Санкт-Петербург, площадь Конституции, д. 3, литер А, помещение 16Н, зарегистрировано за основным государственным регистрационным номером 1047855175785 Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы №15 по Санкт-Петербургу, свидетельство серии 78 № 005502120 от 23.12.2004, ИНН 7802312751, КПП 781001001,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ поводом к возбуждению дел об административных правонарушениях являются сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.

На основании части 3.3. статьи 28.1 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 9.21 настоящего Кодекса, могут быть возбуждены федеральным антимонопольным органом, его территориальным органом без проведения контрольных (надзорных) мероприятий в случае, если в материалах, сообщениях, заявлениях, поступивших в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган, содержатся достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми поступило заявление «……» на нарушение со стороны ПАО «Россети Северо-Запад» срока технологического присоединения к электрическим сетям Сетевой организации объекта Заявителя, расположенного по адресу: «……» (далее по тексту – Объект).

Определением Коми УФАС России от 01.12.2022 № 02-06/9370 в отношении ПАО «Россети Северо-Запад» возбуждено дело об административном правонарушении № 011/04/9.21-1076/2022, назначено проведение административного расследования, у ПАО «Россети Северо-Запад», потерпевшего «……» запрошены копии документов и информация.

В соответствии с частью 6 статьи 28.7 КоАП РФ по окончании административного расследования составляется протокол об административном правонарушении либо выносится постановление о прекращении дела об административном правонарушении.

По результатам рассмотрения 22.12.2022 материалов административного дела № 011/04/9.21-1076/2022 в отношении ПАО «Россети Северо-Запад» был составлен протокол об административном правонарушении по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ.

Дело об административном правонарушении 011/04/9.21-1076/2022 назначено к рассмотрению на 09.01.2023.

Дело об административном правонарушении 011/04/9.21-1076/2022 рассмотрено в отсутствие законного представителя ПАО «Россети Северо – Запад», надлежащим образом уведомленного о времени и месте рассмотрении административного дела.

От потерпевшего «……» поступило заявление от 23.12.2022 (вх. № 6939-э от 23.12.2022) о рассмотрении административного дела 011/04/9.21-1076/2022 в его отсутствие.

На рассмотрении административного дела 011/04/9.21-1076/2022 09.01.2023 присутствовала защитник ПАО «Россети Северо-Запад» «……», действующая на основании доверенности № 44-22/5 от 07.07.2022.

Права и обязанности, предусмотренные частью 5 статьи 25.5 КоАП РФ, защитнику «……» разъяснены, ходатайств, отводов не поступило.

Рассмотрев 09.01.2023 материалы административного дела № 011/04/9.21-1076/2022, должностное лицо Коми УФАС России установило следующее.

Из содержания статьи 3, части 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» следует, что субъектом естественной монополии является хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии. Услуги по передаче электрической энергии отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

ПАО «Россети Северо-Запад» осуществляет деятельность по передаче электрической энергии. Таким образом, ПАО «Россети Северо-Запад является субъектом состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.21 КоАП РФ.

Согласно абзацу 1 пункта 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Закон об электроэнергетике) технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее также - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.

В соответствии с абзацем 3 пункта 1 статьи 26 Закона об электроэнергетике технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.

 В соответствии с абзацами 5 и 8 пункта 1 статьи 26 Закона об электроэнергетике порядок технологического присоединения, утверждаемый Правительством Российской Федерации, устанавливает правила заключения и исполнения договоров об осуществлении технологического присоединения, в том числе существенные условия такого договора.

Порядок технологического присоединения установлен в Правилах технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям (далее – Правила № 861), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861.

Согласно пункту 2 Правил № 861 действие настоящих Правил распространяется на случаи присоединения впервые вводимых в эксплуатацию, ранее присоединенных энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых увеличивается, а также на случаи, при которых в отношении ранее присоединенных энергопринимающих устройств изменяются категория надежности электроснабжения, точки присоединения, виды производственной деятельности, не влекущие пересмотр величины максимальной мощности, но изменяющие схему внешнего электроснабжения таких энергопринимающих устройств.

В соответствии с пунктом 3 Правил № 861 сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.

В соответствии с пунктом 6 Правил № 861 технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные настоящими Правилами. Заключение договора является обязательным для сетевой организации. При необоснованном отказе или уклонении сетевой организации от заключения договора заинтересованное лицо вправе обратиться в суд с иском о понуждении к заключению договора и взыскании убытков, причиненных таким необоснованным отказом или уклонением.

Согласно пункту 8 Правил № 861 для заключения договора заявитель направляет заявку в сетевую организацию, объекты электросетевого хозяйства которой расположены на наименьшем расстоянии от границ участка заявителя, с учетом условий, установленных пунктом 8(1) настоящих Правил. Заявка направляется по формам согласно приложениям N 4 - 7 любым способом ее подачи (очно, почтой, с использованием официального сайта сетевой организации или в случае обеспечения сетевой организацией, в которую подается заявка, возможности реализации прав и обязанностей заявителей, возникающих в ходе осуществления процедуры технологического присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям, с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)».

В пункте 14 Правил № 861 определена категория заявителей, обратившихся в сетевую организацию с заявкой: физическое лицо, обращается в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств), которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и электроснабжение которых предусматривается по одному источнику.

Согласно пункту 16 Правил № 861 договор (в редакции, действовавшей 25.05.2022, на дату заключения договора) должен содержать в качестве существенного условия срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, который исчисляется со дня заключения договора и не может превышать:

6 месяцев - для заявителей, указанных в пунктах 12(1), 13(3), 13(5), 14 и 34 настоящих Правил, если технологическое присоединение осуществляется к электрическим сетям, уровень напряжения которых составляет до 20 кВ включительно, и если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.

Перечень мероприятия по технологическому присоединению определен пунктом 18 Правил № 861 и включают в себя:

а) подготовку, выдачу сетевой организацией технических условий и их согласование с системным оператором (субъектом оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах), а в случае выдачи технических условий электростанцией - согласование их с системным оператором (субъектом оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах) и со смежными сетевыми организациями;

разработку сетевой организацией проектной документации согласно обязательствам, предусмотренным техническими условиями;

в) разработку заявителем проектной документации в границах его земельного участка согласно обязательствам, предусмотренным техническими условиями, за исключением случаев, когда в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности разработка проектной документации не является обязательной;

г) выполнение заявителем и сетевой организацией технических условий, включая осуществление сетевой организацией мероприятий по подключению энергопринимающих устройств (объектов микрогенерации) под действие устройств сетевой, противоаварийной и режимной автоматики, а также выполнение заявителем и сетевой организацией требований по созданию (модернизации) комплексов и устройств релейной защиты и автоматики в порядке, предусмотренном Правилами технологического функционирования электроэнергетических систем, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2018 г. N 937 "Об утверждении Правил технологического функционирования электроэнергетических систем и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее - Правила технологического функционирования электроэнергетических систем) (за исключением заявителей, указанных в пунктах 12(1) и 14 настоящих Правил, кроме случаев, если технологическое присоединение энергопринимающих устройств (объектов микрогенерации) таких заявителей осуществляется на уровне напряжения выше 0,4 кВ);

д) проверку выполнения заявителем (за исключением заявителей, указанных в пунктах 12(1), 13(2) - 13(5) и 14 настоящих Правил, кроме случаев, если технологическое присоединение энергопринимающих устройств таких заявителей осуществляется на уровне напряжения выше 0,4 кВ) и сетевой организацией технических условий в соответствии с разделом IX настоящих Правил;

д(1)) выполнение мероприятий по вводу объектов электроэнергетики заявителя, сетевой организации и иных лиц, построенных (реконструированных, модернизированных) в рамках выполнения мероприятий по технологическому присоединению, а также входящих в их состав оборудования, комплексов и устройств релейной защиты и автоматики, средств диспетчерского и технологического управления в работу в составе электроэнергетической системы в соответствии с Правилами технологического функционирования электроэнергетических систем;

д(2)) выполнение мероприятий по обеспечению возможности вывода из эксплуатации объекта по производству электрической энергии (мощности) заявителя, присоединенного к электрическим сетям этой сетевой организации, в случае технологического присоединения вновь сооружаемого (реконструируемого) объекта по производству электрической энергии (мощности) заявителя к электрическим сетям той же сетевой организации в целях замещения им такого объекта по производству электрической энергии (мощности).

Согласно пункту 19 Правил № 816 стороны составляют акт об осуществлении технологического присоединения по форме, предусмотренной приложением N 1 к настоящим Правилам, не позднее 3 рабочих дней после осуществления сетевой организацией фактического присоединения объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств, объектов микрогенерации) заявителя к электрическим сетям и фактического приема (подачи) напряжения и мощности.

Особенности технологического присоединения заявителей, указанных в пунктах 12(1), 13(2) - 13(5) и 14, определены в разделе X Правил № 861. Так, в соответствии с пунктом 104 Правил № 861 договор считается заключенным на условиях, предусмотренных настоящими Правилами, со дня оплаты заявителем счета, предусмотренного пунктом 103 настоящих Правил.

Согласно пункту 105 Правил № 861 в отношении заявителей, указанных в пунктах 12(1), 13(2) - 13(5) и 14 настоящих Правил, сетевая организация в течение 10 рабочих дней со дня поступления заявки размещает на своем официальном сайте или едином портале (в случае обеспечения сетевой организацией, в которую подается заявка, возможности реализации прав и обязанностей заявителей, возникающих в ходе осуществления процедуры технологического присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям, с использованием единого портала) в отдельном разделе (далее - личный кабинет потребителя):

условия типового договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям в соответствии с настоящими Правилами для соответствующей категории заявителей;

счет, предусмотренный пунктом 103 настоящих Правил;

технические условия, содержащие перечень мероприятий по технологическому присоединению в соответствии с пунктами 25(1), 25(6) и 25(7) настоящих Правил, а также срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению со стороны заявителя и сетевой организации, и проект договора, обеспечивающего продажу электрической энергии (мощности) на розничном рынке, подписанный усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного лица гарантирующего поставщика, указанного в заявке в соответствии с подпунктом "л" пункта 9 настоящих Правил (в случае, если заявитель указал гарантирующего поставщика в качестве субъекта, у которого он намеревается приобретать электрическую энергию);

инструкцию, содержащую последовательный перечень мероприятий, обеспечивающих безопасное осуществление действиями заявителя фактического присоединения и фактического приема напряжения и мощности.

В свою очередь согласно пункту 106 Правил № 861 заявитель обязан в течение 5 рабочих дней со дня выставления сетевой организацией счета, предусмотренного пунктом 103 настоящих Правил, оплатить указанный счет.

Согласно пункту 108 Правил № 861 результатом исполнения обязательств сетевой организации по выполнению мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств заявителей, указанных в пунктах 12(1), 13(2) - 13(5) и 14 настоящих Правил, кроме случаев, если технологическое присоединение энергопринимающих устройств таких заявителей осуществляется на уровне напряжения выше 0,4 кВ, является обеспечение сетевой организацией возможности действиями заявителя осуществить фактическое присоединение объектов заявителя к электрическим сетям и фактический прием (подачу) напряжения и мощности для потребления энергопринимающими устройствами заявителя электрической энергии (мощности) в соответствии с законодательством Российской Федерации и на основании договоров, обеспечивающих продажу электрической энергии (мощности) на розничном рынке. Исполнение сетевой организацией указанных обязательств осуществляется вне зависимости от исполнения обязательств заявителем (за исключением обязательств по оплате счета, предусмотренного пунктом 103 настоящих Правил).

В соответствии пунктом 17 Правил № 861 плата за технологическое присоединение энергопринимающих устройств максимальной мощностью, не превышающей 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств), устанавливается исходя из стоимости мероприятий по технологическому присоединению в размере не более 550 рублей при присоединении заявителя, владеющего объектами, отнесенными к третьей категории надежности (по одному источнику электроснабжения), при условии, что расстояние от границ участка заявителя до объектов электросетевого хозяйства на уровне напряжения до 20 кВ включительно необходимого заявителю класса напряжения сетевой организации, в которую подана заявка, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.

К материалам административного дела представлены копии следующих документов:

Заявки «……» от 22.05.2022 на присоединение по одному источнику электроснабжения энергопринимающих устройств с максимальной мощностью до 15 кВт включительно (используемых для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельностью).

Выписки от 19.07.2021 из ЕГРН о нежилом помещении с кадастровым номером «……», расположенном по адресу: «……», принадлежащем на праве собственности «……».

Платежного поручения от 25.05.2022 № 225843 на сумму 550 руб., уплаченную «……» получателю (ПАО «Россети Северо-Запад») за технологическое присоединение по договору № «……».

Типовых условий договора об осуществлении технологического присоединения к электрически сетям.

Технических условий № «……», в соответствии с пунктами 3, 4, 5, 14 которого максимальная мощность присоединяемых электроустановок - 15 кВт, класс напряжения электрических сетей, к которым осуществляется технологическое присоединение – 0,4 кВ, категория надежности электроснабжения – третья, срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению – 6 месяцев. Исходя из технических условий на Сетевую организацию были возложены: установка распределительного щита типа ЩМП-7, строительство ВЛИ-0,4 кВ от опоры № 6 ВЛ-0,4 кВ фидер «Гаражи» (КТП № 53 проектируемого распределительного щита «ул. Эвинска, 29/1» КТП № 53), установка и допуск в эксплуатацию прибора учета электрической энергии, на заявителя – приобретение и монтаж энергопринимающей установки.

Счета № «……» на оплату услуг по осуществлению технологического присоединения на сумму 550 руб.

Графика оплаты услуги по технологическому присоединению в полном объеме, в соответствии с которым услуга должна быть оплачена в течение 5 рабочих дней со дня выставления счета.

Инструкции по осуществлению заявителями фактического присоединения и приема напряжения и мощности энергопринимающих устройств, объектов электросетевого хозяйства, объектов по производству электрического энергии на уровне напряжения 0,4 кВ и ниже.

Письма Сетевой организации, из которого следует, что договор на осуществление технологического присоединения объекта к электрическим сетям «……» заключен с Заявителем 25.05.2022.

Исходя из представленных документов установлено, что 25.05.2022 между «……» и ПАО «Россети Северо-Запад» в лице производственного отделения «Южные электрические сети» филиала в Республике Коми был заключен договор на осуществление технологического присоединения Объекта Заявителя к электрическим сетям.

Ко дню истечения срока 6 месяцев (25.11.2022) Сетевая организация мероприятия по осуществлению технологического присоединения Объекта к электрическим сетям не выполнила, о чем известно из письма ПАО «Россети Северо-Запад» от 16.12.2022 № МР2/5/0116-119-11-2/1769кнф.

Из информации, представленной Сетевой организацией в соответствии с определением Коми УФАС России 01.12.2022 № 02-06/9370 письмом от 16.12.2022 № МР2/5/016-119-11-2/1769кнф, следует, что причинами невыполнения в установленный срок мероприятий по осуществлению технологического присоединения Объекта к электрическим сетям были: несвоевременная поставка приборов учета электрической энергии, загрузка персонала Сетевой организации при выполнении мероприятий по технологическому присоединению по другим договорам.

Коми УФАС России полагает, что указанные причины не носят объективный характер, не относятся к обстоятельствам непреодолимой силы, не препятствовали технологическому присоединению Объекта к электрическим сетям в установленный Правилами № 861 срок.

Письмом от 26.12.2022 № МР2/5/016-119-11-2/1769кнф Сетевая организация уведомила Коми УФАС России о том, что присоединение Объекта Заявителя к электрическим сетям ПАО «Россети Северо-Запад» осуществлено 22.12.2022. В настоящее время готовятся документы о технологическом присоединении Объекта к электрическим сетям.

09.01.2023 ПАО «Россети Северо-Запад» представило копии актов от «……» о выполнении технических условий и об осуществлении технологического присоединения, акта от «……» допуска прибора учета в эксплуатацию.

Поскольку технологическое присоединение Объекта ПАО «Россети Северо-Запад» осуществило 28.12.2022, а не в установленный срок (25.11.2022), Сетевая организация нарушила пункт 16 Правил № 861, определяющий порядок подключения (технологического присоединения).

В соответствии с частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Согласно части 2 статьи 9.21 КоАП РФ повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 данной статьи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.

Статья 4.3 КоАП РФ разъясняет, что повторным является совершение однородного административного правонарушения, то есть совершение административного правонарушения в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию в соответствии со статьей 4.6 КоАП РФ за совершение однородного административного правонарушения.

Срок, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию, определяется с учетом статьи 4.6 КоАП РФ: лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления.

Ранее ПАО «Россети Северо-Запад» привлекалось к административной ответственности по ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ постановлением Коми УФАС России от 02.12.2021 № 02-06/9117, которое было оставлено в силе решением Арбитражного суда Республики Коми от 24.03.2022 и постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 20.05.2022 по делу № А29-15411/2021. Таким образом, постановление Коми УФАС России от 02.12.2021 № 02-06/9117 вступило в силу 20.05.2022. ПАО «Россети Северо-Запад» исполнило постановление 26.05.2022.

Следовательно, ПАО «Россети Северо-Запад» считается подвергнутым административному наказанию с 20.05.2022 по 26.05.2023.

Таким образом, ПАО «Россети Северо-Запад» допустило нарушение части 2 статьи 9.21 КоАП РФ.

Место совершения правонарушения – Республика Коми, г. Сыктывкар.

Время совершения правонарушения – 26.11.2022.

В соответствии с частью 6 статьи 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за административное правонарушение за нарушение законодательства об электроэнергетике составляет один год со дня совершения административного правонарушения. Таким образом, срок давности привлечения ПАО «Россети Северо-Запад» к административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, не истек.

Из материалов административного дела № 011/04/9.21-1076/2022 не усматривается обстоятельств, как исключающих возможность соблюдения ПАО «Россети Северо-Запад» требований Правил № 861, так и свидетельствующих о принятии им всех зависящих от него мер по соблюдению требований Правил № 861.

Правила № 861 являются основным нормативным правовым актом, регламентирующим процедуру технологического присоединения, и в соответствии с ними обязаны действовать все участники рынка электроэнергетики. Так законодателем урегулированы общественные отношения в области подключения заявителей к электрическим сетям путем принятия общеобязательных правил, позволяющих более слабой стороне в данных отношениях - заявителю, - рассчитывать на безусловную возможность получения доступа к ресурсу (электрической энергии) безотносительно субъективного усмотрения на то сетевой организации.

ПАО «Россети Северо-Запад» нарушило законодательство, возлагающее на сетевую организацию обязанность по соблюдению Правил № 861, в том числе в части сроков осуществления технологического присоединения объекта к электрическим сетям.

Таким образом, вина ПАО «Россети Северо-Запад» в совершении административного правонарушения, административная ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, является установленной.

В соответствии с частью 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Должностное лицо считает возможным учесть в качестве обстоятельства, смягчающего административную ответственность ПАО «Россети Северо-Запад», - оказание лицом, совершившим административное правонарушение, содействия органу, уполномоченному осуществлять производство по делу об административном правонарушении, в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении.

Обстоятельств, отягчающих административную ответственность ПАО «Россети Северо-Запад», предусмотренных статьей 4.3 КоАП РФ, обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 КоАП РФ, в ходе рассмотрения административного дела не установлено.

На рассмотрении административного дела 011/04/9.21-1076/2022 09.01.2023  защитник ПАО «Россети Северо-Запад» «……», действующая на основании доверенности № 44-22/5 от 07.07.2022, просила признать правонарушение малозначительным в соответствии с пунктом 2.9 КоАП РФ и снизить размер административного штрафа ниже низшего предела в соответствии с пунктами 3.2. и 3.3. статьи 4.1. КоАП РФ.

Должностное лицо Коми УФАС России не находит оснований для применения статей 2.9 КоАП РФ ввиду следующего.

В соответствии со статьей 2.9. КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности.

Из положений п. 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» следует, что квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях, при квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Согласно пункту 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учётом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Должностное лицо, оценив конкретные обстоятельства рассматриваемого дела, не находит исключительности в характере совершенного ПАО «Россети Северо-Запад» административного правонарушения. Доказательств наличия в рассматриваемом случае исключительных обстоятельств ПАО «Россети Северо-Запад» в материалы административного дела не представлено. Правонарушение совершено в сфере электроснабжения, что представляет собой существенную опасность для охраняемых законом общественных отношений. Правонарушение совершено в сфере электроснабжения, что представляет собой существенную опасность для охраняемых законом общественных отношений.

Более того, как было установлено, срок технологического присоединения Объекта Заявителя к электрическим сетям был нарушен Сетевой организацией, поскольку истек 25.11.2022, технологическое присоединение состоялось 28.12.2022.

Именно нарушение срока осуществления технологического присоединения Объекта Заявителя к электрическим сетям повлекло обращение «……» в антимонопольный орган за восстановлением нарушенного права, что свидетельствует о нарушении правового интереса Заявителя.

Доказательств наличия обстоятельств непреодолимой силы ПАО «Россети Северо-Запад» не представило. Те же обстоятельства, на которые ссылается Сетевая организация, не носили исключительного характера, их последствия могли быть предотвращены при необходимой степени заботливости и осмотрительности со стороны ПАО «Россети Северо-Запад» при предоставлении услуг на коммерческой основе.

Таким образом, отсутствуют основания для освобождения ПАО «Россети Северо-Запад» от административной ответственности ввиду малозначительности правонарушения в соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ.

В соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьёй или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

Из имеющихся материалов не следует, что ПАО «Россети Северо-Запад» принимало меры по недопущению, предотвращению нарушения конкретно в рассматриваемом случае. Кроме того, Сетевая организация осуществила технологическое присоединение Объекта заявителя к своим электрическим сетям с нарушением установленного договором о технологическом присоединении срока, тем самым нарушив требования Правил № 861, что свидетельствует о пренебрежительном отношении Сетевой организации к возложенным на нее обязанностям как на субъекта естественной монополии.

Кроме того, при рассмотрении дела об административном правонарушении № 011/04/9.21-1076/2022 должностное лицо Коми УФАС России учитывает следующее.

Постановлением Коми УФАС России о назначении административного наказания по делу № 011/04/9.21-713/2021 об административном правонарушении от 25.11.2021 № 02-06/8887 ПАО «Россети Северо-Запад» назначен административный штраф в размере 650 000 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.

  Постановлением Коми УФАС России о назначении административного наказания по делу № 011/04/9.21-833/2021 об административном правонарушении от 30.11.2021 № 02-06/9069 ПАО «Россети Северо-Запад» назначен административный штраф в размере 700 000 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.

  Постановлением Коми УФАС России о назначении административного наказания по делу № 011/04/9.21-753/2021 об административном правонарушении от 01.12.2021 ПАО «Россети Северо-Запад» назначен административный штраф в размере 150 000 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.

  Постановлением Коми УФАС России о назначении административного наказания по делу № 011/04/9.21-821/2021 об административном правонарушении от 02.12.2021 ПАО «Россети Северо-Запад» назначен административный штраф в размере 750 000 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.

  Постановлением Коми УФАС России о назначении административного наказания по делу № 011/04/9.21-861/2021 от 12.01.2022 № 02-06/274 ПАО «Россети Северо-Запад» назначен административный штраф в размере 200 000 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.

  Постановлением Коми УФАС России о назначении административного наказания по делу № 011/04/9.21-954/2021 об административном правонарушении от 03.02.2022 № 02-06/1011 ПАО «Россети Северо-Запад» назначен административный штраф в размере 800 000 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.

Постановлением Коми УФАС России о назначении административного наказания по делу № 011/04/9.21-929/2021 от 01.03.2022 № 02-06/1736 ПАО «Россети Северо-Запад» назначен административный штраф в размере 850 000 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.

Постановлением Коми УФАС России о назначении административного наказания по делу № 011/04/9.21-136/2022 от 22.04.2022 № 02-06/3302 ПАО «Россети Северо-Запад» назначен административный штраф в размере 900 000 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.

Постановлением Коми УФАС России о назначении административного наказания по делу № 011/04/9.21-220/2022 от 01.06.2022 № 02-06/4435 ПАО «Россети Северо-Запад» назначен административный штраф в размере 600 000 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.

Постановлением Коми УФАС России о назначении административного наказания по делу № 011/04/9.21-290/2022 от 16.06.2022 № 02-06/4898 ПАО «Россети Северо-Запад» назначен административный штраф в размере 600 000 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.

Постановлением Коми УФАС России о назначении административного наказания по делу № 011/04/9.21-1028/2021 от 02.03.2022 № 02-06/1782 ПАО «Россети Северо-Запад» назначен административный штраф в размере 300 000 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.

Постановлением Коми УФАС России о назначении административного наказания по делу № 011/04/9.21-977/2021 от 10.03.2022 № 02-06/1966 ПАО «Россети Северо-Запад» назначен административный штраф в размере 250 000 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.

Постановлением Коми УФАС России о назначении административного наказания по делу № 011/04/9.21-530/2022 от 07.09.2022 № 02-06/7048 ПАО «Россети Северо-Запад» назначен административный штраф в размере 650 000 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.

Постановлением Коми УФАС России о назначении административного наказания по делу № 011/04/9.21-656/2022 от 10.11.2022 № 02-06/8728 ПАО «Россети Северо-Запад» назначен административный штраф в размере 750 000 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.

Постановлением Коми УФАС России о назначении административного наказания по делу № 011/04/9.21-778/2022 от 10.11.2022 № 02-06/8732 ПАО «Россети Северо-Запад» назначен административный штраф в размере 750 000 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.

Постановлением Коми УФАС России о назначении административного наказания по делу № 011/04/9.21-890/2022 от 24.11.2022 № 02-06/9099 ПАО «Россети Северо-Запад» назначен административный штраф в размере 800 000 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.

Постановлением Коми УФАС России о назначении административного наказания по делу № 011/04/9.21-842/2022 от 08.12.2022 № 02-06/9616 ПАО «Россети Северо-Запад» назначен административный штраф в размере 600 000 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.

Постановлением Коми УФАС России о назначении административного наказания по делу № 011/04/9.21-869/2022 от 15.12.2022 № 02-06/9797 ПАО «Россети Северо-Запад» назначен административный штраф в размере 300 000 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ

В связи с чем, отсутствуют основания для снижения размера административного штрафа ниже низшего предела.

Согласно статье 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Согласно части 3.4-1 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания в виде административного штрафа за совершение административного правонарушения, выявленного в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случае, если предусмотренный санкцией применяемой статьи или части статьи раздела II настоящего Кодекса либо закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях размер административного штрафа имеет нижнюю и верхнюю границы, при наличии обстоятельств, предусмотренных пунктами 5 и 6 части 1 статьи 4.2 настоящего Кодекса, административный штраф назначается в минимальном размере, установленном за совершение соответствующего административного правонарушения, за исключением случаев, предусмотренных частями 2.2 и 3.2 настоящей статьи, статьей 4.1.1 настоящего Кодекса.

Штрафная санкция за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ имеет нижнюю и верхнюю границу административного штрафа в размере от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.

Вместе с тем, на дату рассмотрения дела № 011/04/9.21-1076/2022 об административном правонарушении, выявленное Коми УФАС России в действиях (бездействии) ПАО «Россети Северо-Запад» нарушение требований Правил № 861 в части нарушения срока осуществления технологического присоединения объекта Заявителя к электрическим сетям устранено. В связи с чем, в рассматриваемом случае у должностного лица Коми УФАС России имеются основания для назначения административного штрафа в размере минимальной границы размера административного штрафа, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.

С учётом вышеизложенного, административный штраф, подлежащий применению в отношении ПАО «Россети Северо-Запад», в рассматриваемом случае составит 600 000 (шестьсот тысяч) рублей.

Штрафная санкция, назначенная ПАО «Россети Северо-Запад» Коми УФАС России, соразмерна правонарушению, а само наказание, в то же время, имеет существенный предупреждающий эффект и способствует предотвращению совершения новых аналогичных правонарушений.

На основании вышеизложенного, принимая во внимание цели административного наказания, установленные ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ, учитывая характер совершенного ПАО «Россети Северо-Запад» административного правонарушения, наличие обстоятельства, смягчающего административную ответственность, отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность, с учетом финансового и имущественного положения ПАО «Россети Северо-Запада», подтвержденного копиями бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах организации за 2022 год, информацией об остатках денежных средств на расчетных счетах Общества, в соответствии со статьями 4.1, 4.2, ч. 1, ч. 2 ст. 9.21, статьями 23.48, 29.9, 29.10 КоАП РФ,

 

ПОСТАНОВИЛА:

 

1. Признать ПАО «Россети Северо-Запад» (ОГРН 1047855175785, ИНН 7802312751) виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.

2. Назначить ПАО «Россети Северо-Запад» (ОГРН 1047855175785, ИНН 7802312751) административное наказание в виде административного штрафа в размере 600 000 (шестьсот тысяч) рублей, что является минимальной санкцией для такого рода нарушений.

В соответствии с частью 1 статьи 32.2. КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен в полном размере лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, за исключением случаев, предусмотренных частями 1.1, 1.3 - 1.3-3 и 1.4 настоящей статьи, либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 настоящего Кодекса.

На основании части 1.3-3 статьи 32.2 КоАП РФ при уплате административного штрафа за административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, лицом, привлеченным к административной ответственности за совершение данного административного правонарушения, либо иным физическим или юридическим лицом не позднее двадцати дней со дня вынесения постановления о наложении административного штрафа административный штраф может быть уплачен в размере половины суммы наложенного административного штрафа, за исключением административных правонарушений, предусмотренных статьями 13.15, 13.37, 14.31, 14.31.2, частями 5 - 7 статьи 14.32, статьями 14.33, 14.56, 15.21, 15.30, 19.3, частями 1 - 8.1, 9.1 - 39 статьи 19.5, статьями 19.5.1, 19.6, 19.7.5-2, 19.8 - 19.8.2, 19.23, частями 2 и 3 статьи 19.27, статьями 19.28, 19.29, 19.30, 19.33, 19.34, 20.3, частью 2 статьи 20.28 настоящего Кодекса. В случае, если копия постановления о назначении административного штрафа, направленная лицу, привлеченному к административной ответственности, по почте заказным почтовым отправлением, поступила в его адрес после истечения двадцати дней со дня вынесения такого постановления, указанный срок подлежит восстановлению судьей, органом, должностным лицом, вынесшими такое постановление, по ходатайству лица, привлеченного к административной ответственности. Определение об отклонении указанного ходатайства может быть обжаловано в соответствии с правилами, установленными главой 30 настоящего Кодекса. В случае, если исполнение постановления о назначении административного штрафа было отсрочено либо рассрочено судьей, органом, должностным лицом, вынесшими такое постановление, административный штраф уплачивается в полном размере.

 

Реквизиты для уплаты штрафа:

Отделение-НБ Республики Коми БАНКА РОССИИ/УФК по Республике Коми г. Сыктывкар

БИК

048702001

 

Сч. №

 

40102810245370000074

 

Банк получателя

 

ИНН  1101481197

КПП  110101001

Сч. №

03100643000000010700

 

УФК ПО РЕСПУБЛИКЕ КОМИ (КОМИ УФАС РОССИИ)

 

Вид оп.

01

Срок плат.

 

 

Наз. пл.

 

Очер. плат.

5

 

Получатель

Код

 

Рез. поле

 

 

 

16111601091010021140

87701000

0

0

0

0

0

 

ШТРАФ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ ПО ДЕЛУ № 011/04/9.21-1076/2022 СОГЛАСНО ПОСТАНОВЛЕНИЮ ОТ 09.01.2023        

 
                 

 

Согласно части 5 статьи 32.2. КоАП РФ при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, и информации об уплате административного штрафа в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах по истечении срока, указанного в части 1, 1.1 или 1.4 настоящей статьи, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, изготавливают второй экземпляр указанного постановления и направляют его в течение десяти суток, а в случаях, предусмотренных частями 1.1 и 1.4 настоящей статьи, в течение одних суток судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. В случае изготовления второго экземпляра постановления о наложении административного штрафа в форме электронного документа, юридическая сила которого подтверждена усиленной квалифицированной электронной подписью в соответствии с законодательством Российской Федерации, указанный второй экземпляр направляется судебному приставу-исполнителю в электронном виде по информационно-телекоммуникационным сетям. Кроме того, должностное лицо федерального органа исполнительной власти, структурного подразделения или территориального органа, иного государственного органа, рассмотревших дело об административном правонарушении, либо уполномоченное лицо коллегиального органа, рассмотревшего дело об административном правонарушении, составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 настоящего Кодекса, в отношении лица, не уплатившего административный штраф. Протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 настоящего Кодекса, в отношении лица, не уплатившего административный штраф по делу об административном правонарушении, рассмотренному судьей, составляет судебный пристав-исполнитель. Протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 настоящего Кодекса, не составляется в случае, указанном в примечании 1 к статье 20.25 настоящего Кодекса.

На основании части 1 статьи 31.5 КоАП РФ при наличии обстоятельств, вследствие которых исполнение постановления о назначении административного наказания в виде административного ареста, лишения специального права, принудительного выдворения за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства или в виде административного штрафа невозможно в установленные сроки, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, могут отсрочить исполнение постановления на срок до шести месяцев.

В соответствии со ст. 30.2, 30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления вышестоящему должностному лицу, в вышестоящий орган либо в суд.

Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу:

 1) после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано;

 2) после истечения срока, установленного для обжалования решения по жалобе, протесту, если указанное решение не было обжаловано или опротестовано, за исключением случаев, если решением отменяется вынесенное постановление;

3) немедленно после вынесения не подлежащего обжалованию решения по жалобе, протесту, за исключением случаев, если решением отменяется вынесенное постановление.

Срок предъявления постановления к исполнению – 2 года.

 

 

 

Заместитель руководителя управления -

начальник отдела защиты конкуренции

и контроля рекламы                                                                                                 «……»

Связанные организации

АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "КОМИ ТЕПЛОВАЯ КОМПАНИЯ"
ИНН 1101205461, ОГРН 1041100412682