Решение б/н Решение по жалобе ООО "ТехИнвест-М" от 17 июня 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

Управление Федеральной антимонопольной службы

по республике Коми

 

РЕШЕНИЕ

 

 

26 июня 2019 года

 

г. Сыктывкар

                             

№ _____________  

 

                                                                                               ООО «ТехИнвест-М»

 

Овражная ул., д. 10, офис 2,

г. Новосибирск, 630049

 

АО «Коми тепловая компания»

 

Димитрова ул., д. 10, г. Сыктывкар, Республика Коми, 167001

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми (Коми УФАС России)  <…>, рассмотрев жалобу исх. от 17.06.2019 № 001/06-19 (вх. от 17.06.2019 № 2484-э), дополнение к жалобе исх. от 21.06.2019 № 004/06-19 (вх. от 21.06.2019 № 2587-э) ООО «ТехИнвест-М» (ИНН 5402551455, ОГРН 1125476089892) в отношении акционерного общества «Коми тепловая компания» (ИНН 1101205461, ОГРН 1041100412682), далее - АО «Коми тепловая компания», организатор закупки, касающуюся организации и проведения закупки в форме открытого конкурса на право заключения договора на поставку каменного угля для нужд АО «КТК», номер извещения 31907934958 в единой информационной системе (далее – закупка, жалоба)

в присутствии:

-<…> – представителя АО «Коми тепловая компания» по доверенности,

 

УСТАНОВИЛА:

 

Заказчиком закупки явилось АО «Коми тепловая компания».                                                                                                                                                                                           

Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках).

Жалоба рассмотрена в порядке статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

По пункту 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов; акты и (или) действия (бездействие) уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, могут быть обжалованы юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, права или законные интересы которых, по их мнению, нарушены в результате осуществления в отношении таких лиц процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, либо предъявления требования осуществить процедуру, не включенную в исчерпывающий перечень процедур в соответствующей сфере строительства (далее в настоящей статье - заявитель).

Из представленных в материалы жалобы документов следует, что ООО «ТехИнвест-М» заявку на участие в закупке не подало и не может подать.

Доводы жалобы ООО «ТехИнвест-М» о неуказании в документации формы конкурса, а также указанный в дополнении к жалобе довод о том, что часть II «Информационная карта конкурса» конкурсной документации содержит требование к закупаемому товару, которое свидетельствует о его конкретном производителе, не связаны с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах. В связи с этим, жалоба, дополнение к жалобе ООО «ТехИнвест-М» в указанной части не могут быть приняты к рассмотрению в порядке и сроки, предусмотренные статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.

Жалоба ООО «ТехИнвест-М» по пункту 3 в части довода о неуказании в документации формы конкурса, дополнение к жалобе будут рассмотрены в порядке и сроки, установленные статье 44 Закона о защите конкуренции, Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденным приказом Федеральной антимонопольной службы от 25.05.2012 № 339.

Жалоба по пунктам 1, 2 в части возможных нарушений заказчиком Положения о закупке подлежит рассмотрению в порядке и сроки, установленные статьей 18.1 Закон о защите конкуренции.

Как указано в жалобе, в подпункте 10 пункта 13 части II «Информационная карта конкурса» документации в числе требований к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке указана справка об исполнении Поставщиком договоров по поставке данного или аналогичного товара с любым контрагентом, по одному договору на сумму не менее 190 млн. руб. каждый за 2016, за 2017 и за 2018 гг. (форма 6 части IV конкурсной документации, включая обязательные приложения) (критерий оценки заявки). Отсутствие такой заявки является основанием для отклонения заявки.

Заявитель полагает, что указанное положение конкурсной документации является препятствием к участию в закупочной процедуре и нарушает Положение о закупке, а именно:

пункт 1.2.3 Положения, устанавливающий принцип равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

пункт 1.9.2 Положения, устанавливающий, что к участникам закупки не допускается устанавливать требования дискриминационного характера.

Заявитель считает, что установление требования о предоставлении справки, указанной в подпункте 10 пункта 13 части II «Информационная карта конкурса» конкурсной документации, свидетельствует о нарушении принципов проведения закупки, влечет ограничение количества участников закупки – микропредприятий, по причине того, что они не смогут предоставить такие справки в связи с тем, что предельный доход за год микропредприятия составляет менее 190 млн. руб.

Как указывает заявитель, вышеуказанные действия организатора закупки нарушают права и законные интересы ООО «ТехИнвест-М» на допуск к участию в закупке, на участие в закупке, на конкурентное предложение по цене размещаемого товара.

По части 1 статьи 1 Закона о закупках целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

В соответствии с пунктами 2, 3 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

 равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика.

Согласно частям 1, 2 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Положение о закупке товаров, работ, услуг Акционерного общества «Коми тепловая компания», утвержденное Советом директоров АО «Коми тепловая компания» 11.07.2018 (далее – Положение о закупке), с изменениями размещено в единой информационной системе 26.07.2018.

Согласно части 2 статьи 3 Закона о закупках положением о закупке предусматриваются конкурентные и неконкурентные закупки, устанавливается порядок осуществления таких закупок с учетом положений настоящего Федерального закона.

Проводимая закупка являлась конкурентной - проводилась в форме открытого конкурса.

Извещение № 6к19 о проведении конкурса (далее – извещение), конкурсная документация (далее - конкурсная документация) размещены организатором закупки в единой информационной системе 30.05.2019.

Пунктом 1 части 3.1 статьи 3 Закона о закупках одним из способов конкурентной закупки указан открытый конкурс.

В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Согласно пунктам 2, 9, 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны:

- требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке;

-  требования к участникам такой закупки;

- критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке.

Статьей 3.2 Закона о закупках определен порядок осуществления конкурентной закупки.

В соответствии с частью 10 статьи 3.2 Закона о закупках заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика. Форма заявки на участие в запросе котировок в электронной форме устанавливается в извещении о проведении запроса котировок в соответствии с положением о закупке заказчика.

В силу части 16 статьи 3.2 Закона о закупках под конкурсом в целях настоящего Федерального закона понимается форма торгов, при которой победителем конкурса признается участник конкурентной закупки, заявка на участие в конкурентной закупке, окончательное предложение которого соответствует требованиям, установленным документацией о конкурентной закупке, и заявка, окончательное предложение которого по результатам сопоставления заявок, окончательных предложений на основании указанных в документации о такой закупке критериев оценки содержит лучшие условия исполнения договора.

В Законе о закупках не установлены положения, касающиеся требований к документам, входящим в состав заявки на участие в закупке. Следовательно, указанные требования устанавливаются в документации о закупке в соответствии с Законом о закупках и Положением о закупке.

В Положении о закупке даны следующие определения:

конкурс - конкурентная процедура закупки. Победителем конкурса признается участник, заявка (окончательное предложение) которого соответствует требованиям, установленным конкурсной документацией, и содержит лучшие условия исполнения договора согласно критериям и порядку оценки и сопоставления заявок (окончательных предложений), определенным в конкурсной документации на основании настоящего Положени;

победитель закупки - соответствующий требованиям настоящего Положения и документации о закупке (извещения о проведении запроса котировок) участник, предложивший Заказчику наилучшие условия исполнения договора согласно критериям и условиям закупки.

процедура закупки - процесс определения поставщика (подрядчика, исполнителя) с целью заключить с ним договор поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг) для удовлетворения потребностей Заказчика в соответствии с требованиями настоящего Положения и документации о закупке.

В подпункте 2.1.1 пункта 2.1 Положения о закупке указано, что закупка осуществляется путем проведения открытого конкурса (далее также конкурс), когда необходимо закупить товары, работы, услуги в связи с конкретными потребностями Заказчика (в том числе если предмет договора носит технически сложный характер). При этом для выбора наилучших условий исполнения договора Заказчик использует несколько критериев оценки заявок на участие в конкурсе, предусмотренных п. 2.4 настоящего Положения.

Согласно подпунктам 2.4.1, 2.4.2 пункта 2.4 Положения о закупке чтобы определить лучшие условия исполнения договора, заказчик оценивает и сопоставляет заявки на участие в конкурсе по критериям, указанным в документации о закупке.

Критериями оценки заявок на участие в конкурсе могут быть:

2.4.2.1. Цена;

2.4.2.9 Квалификация и опыт работы участника закупки.

В соответствии с подпунктами 2.5.1, 2.5.3 пункта 2.5 Положения о закупке участник подает заявку на участие в конкурсе в порядке, в срок и по форме, которые установлены конкурсной документацией.

Заявка на участие в конкурсе должна включать: документы (их копии) и сведения, необходимые для оценки заявки по критериям, которые установлены в конкурсной документации.

В подпункте 10 пункта 13 части II «Информационная карта конкурса» конкурсной документации в числе требований к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке указана справка об исполнении Поставщиком договоров по поставке данного или аналогичного товара с любым контрагентом, по одному договору на сумму не менее 190 млн. руб. каждый за 2016, за 2017 и за 2018 гг. (форма 6 части IV конкурсной документации, включая обязательные приложения) (критерий оценки заявки).

В пункте 17 части II «Информационная карта конкурса» конкурсной документации установлены критерии и порядок оценки конкурсных заявок:

 

Наименование критерия

Значимость критерия (%)

Цена

60

Опыт участника конкурса

40

Заявки оцениваются в соответствии с требованиями, установленными частью III настоящей документации.

Из письменных и устных в ходе заседания пояснений заказчика следует, что требование о предоставлении справки, указанной подпункте 10 пункта 13 части II «Информационная карта конкурса» документации установлено обществом с целью оценить опыт участника, его надежность и возможность поставить в срок необходимое количество угля по договору для удовлетворения потребностей организатора закупки. В связи с тем, что АО «Коми тепловая компания» является социально значимой компанией, осуществляющей поставку тепловой энергии населению Республики Коми, риск неисполнения обязательств по договору может привести к чрезвычайным ситуациям в отопительном периоде.

Дополнительные требования к участникам закупки, связанные с опытом работы на рынке, направлены на потенциальную предсказуемость надлежащего выполнения условий договора по поставке каменного угля, заключаемого по результатам закупки. Требования, касающиеся положительного опыта оказания аналогичных услуг, в равной мере применяются ко всем участникам закупки, следовательно, не нарушают принцип равенства, установленный пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках. Сама по себе невозможность принять участие в закупке отдельных хозяйствующих субъектов, не отвечающих предъявленным заказчиком требованиям, не означает, что действия организатора торгов повлекли необоснованное ограничение числа участников закупки.

Указание в подпункте 10 пункта 13 части II «Информационная карта конкурса» конкурсной документации в числе требований к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке справки об исполнении Поставщиком договоров по поставке данного или аналогичного товара с любым контрагентом, по одному договору на сумму не менее 190 млн. руб. каждый за 2016, за 2017 и за 2018 гг. (форма 6 части IV конкурсной документации, включая обязательные приложения) (критерий оценки заявки) обусловлено потребностью организатора закупки в целях проведения оценки и сопоставления заявок на участие в открытом конкурсе по критерию «Квалификация и опыт работы участника закупки», указанному в конкурсной документации.

Таким образом, с учетом того, что исчерпывающий перечень требований к участникам закупок, к составу заявки на участие в закупке Законом о закупках не установлен, Положением о закупках предусмотрено право заказчика устанавливать дополнительные квалификационные требования к участникам закупки, в том числе, в виде наличия у участников закупки соответствующей квалификации и опыта работы участника закупки, рассматриваемые требования, установленные заказчиком в равной степени ко всем участникам закупки, о сумме не менее 190 млн. руб. каждый за 2016, за 2017 и за 2018 гг., не противоречат положениям Закона о закупках, в том числе, не нарушают установленные в пункте 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках принципы: равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Данный подход соотносится с позицией, закрепленной в определениях Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 20.07.2017 № 305-КГ17-3423 по делу N А40-60408/2016, от 02.10.2017 N 309-КГ17-7502 по делу N А50-9299/2016.

В связи с этим, нарушение заказчиком требований Закона о закупках, Положения о закупке не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

  1.  Признать жалобу необоснованной.

 

Председатель Комиссии

 

<…>

 

 

 

 

Члены Комиссии

 

<…>

                                                 

<…>

 

 

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны