Решение б/н - от 13 апреля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

Управление Федеральной антимонопольной службы

по республике Коми

 

Общество с ограниченной ответственностью

 «Промышленно-бытовое Строительство»

 

(через Единую информационную систему)

 

Администрация муниципального образования

муниципального района «Корткеросский»

 

через Единую информационную систему

 

Управление финансов администрации

 муниципального образования

 муниципального района «Корткеросский»

 

через Единую информационную систему

 

Общество с ограниченной ответственностью

 «РТС-тендер»

через Единую информационную систему

 

РЕШЕНИЕ

по жалобе № 011/06/31-312/2023

 

13 апреля 2023 года

 

 

 

                               № 03-06/2583

г. Сыктывкар

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по контролю в сфере закупок в составе: <……> (далее - Комиссия Коми УФАС России), рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью «Промышленно-бытовое Строительство» (далее – ООО «ПромбытСтрой») (адрес: 167026, Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Калинина, д.1; ОГРН: 1051101094340, ИНН: 1121014063, КПП: 112101001)  от 06.03.2023 № 107 (вх. № 1694э. от 06.04.2023) на действия заказчика - администрации муниципального образования муниципального района «Корткеросский» (далее – администрация муниципального района «Корткеросский») (адрес: 168020, Республика Коми, Корткеросский район, село Корткерос, Советская улица, 225, ОГРН: 1021101017960, ИНН: 1113001350, КПП: 111301001) при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона «Постройка наплавного моста», извещение № 0107300010223000025,

           при участии в рассмотрении жалобы посредством видео-конференц-связи:

- <……>, представителя Управления финансов администрации муниципального образования муниципального района «Корткеросский», по доверенности от 13.04.2023,

при участии в рассмотрении жалобы, находясь в помещении Коми УФАС России:

- <…….>, представителя ООО «ПромбытСтрой», по доверенности от 12.04.2023 № б/н,

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми посредством официального сайта Единой информационной системы в сфере закупок  ООО «ПромбытСтрой» 06.04.2023 направлена жалоба № 107 от 06.03.2023 (вх. № 1694э. от 06.04.2023) на действия заказчика - администрации муниципального района «Корткеросский» при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона «Постройка наплавного моста», извещение № 0107300010223000025 (далее – жалоба, электронный аукцион, закупка).

             Жалоба подготовлена в соответствии с требованиями статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе) и подана в срок, установленный пунктом 1 части 2 статьи 105 Закона о контрактной системе. В связи с чем, жалоба принята Коми УФАС России к рассмотрению.

            ООО «ПромбытСтрой», администрация муниципального района «Корткеросский», Управление финансов администрации муниципального образования муниципального района «Корткеросский» (далее - Управление финансов администрации муниципального района «Корткеросский»), общество с ограниченной ответственностью «РТС-тендер» (далее - оператор электронной площадки) о времени, дате и месте рассмотрения жалобы надлежащим образом извещены.

          Администрацией муниципального района «Корткеросский», Управлением финансов администрации муниципального района «Корткеросский» заявлены ходатайства от 12.04.2023 № 02-22-689 (вх. № 1825э. от 13.04.2023), от 12.04.2023 № 04/111 (вх. № 1824э. от 13.04.2023) о рассмотрении жалобы в формате видео-конференц-связи.

           Согласно части 2 статьи 106 Закона о контрактной системе лица, имеющие право действовать от имени участника закупки, подавшего жалобу, от имени субъекта (субъектов) контроля, действия (бездействие) которого (которых) обжалуются, вправе участвовать в рассмотрении жалобы по существу, в том числе с использованием систем видео-конференц-связи при наличии в контрольном органе в сфере закупок технической возможности осуществления видео-конференц-связи.

В связи с наличием технической возможности осуществления видео-конференц-связи при рассмотрении жалобы и проведения внеплановой проверки, ходатайства  администрации муниципального района «Корткеросский», Управления финансов администрации муниципального района «Корткеросский» удовлетворены, о чем стороны надлежащим образом уведомлены письмом от 13.04.2023 № 03-06/2451.

Рассмотрение жалобы осуществлено в формате видео-конференц-связи c использованием бесплатного сервиса для видеосвязи TrueConf.

           С учетом законодательно установленных сроков рассмотрения жалобы отсутствие представителей администрации муниципального района «Корткеросский», оператора электронной площадки не препятствует рассмотрению жалобы и проведению внеплановой проверки.

  1. ООО «ПромбытСтрой» обжаловано действие заказчика - администрации муниципального района «Корткеросский» в виде установления в пункте 2 Требований к содержанию, составу заявки на участие в закупке требования о наличии исключительно свидетельства о признании Российского Речного Регистра (Российского Классификационного общества) на строительство, модернизацию, переоборудование и ремонт судов и плавучих объектов с доковым весом до 100 т., в том числе маломерных м прогулочных судов, с классом Речного Регистра (пункт 4 статьи 35 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации).

Заявителем указано, что в ведении Министерства транспорта Российской Федерации, являющимся федеральным уполномоченным органом исполнительной власти, находятся два классификационных общества: федеральное автономное учреждение «Российское Классификационное общество» и федеральное автономное учреждение «Российский морской регистр», имеющие равные полномочия в области надзора за постройкой новых судов.

           Отмечает, что в пункте 4 статьи 35 (Классификация и освидетельствование судов и плавучих объектов) Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации прямо указано:

           «Плавучие объекты подлежат классификации и освидетельствованию на возмездной основе за счет средств их владельцев организациями, уполномоченными федеральным органом исполнительной власти в области транспорта на классификацию и освидетельствование судов, или иностранными классификационными обществами, уполномоченными федеральным органом исполнительной власти в области транспорта на классификацию и освидетельствование судов, в соответствии с правилами классификации и освидетельствования плавучих объектов с выдачей свидетельств о соответствии плавучих объектов, подтверждающих соответствие плавучих объектов этим правилам. Организации, уполномоченные федеральным органом исполнительной власти в области транспорта на классификацию и освидетельствование судов, или иностранные классификационные общества, уполномоченные федеральным органом исполнительной власти в области транспорта на классификацию и освидетельствование судов, при невыполнении этих правил не выдают свидетельства о соответствии плавучих объектов, приостанавливают или прекращают действие ранее выданных ими свидетельств о соответствии плавучих объектов».

            Заявитель считает, что, исходя из положений законодательства Российской Федерации, требование Заказчика о наличии исключительно свидетельства о признании Российского Классификационного общества является незаконным и необоснованным. Действия Заказчика приводят к ограничению конкуренции и к необоснованному ограничению числа участников закупок, исключая из числа участников организации, имеющие действующее свидетельство о признании федерального автономного учреждения «Российский морской регистр судоходства» на строительство, модернизацию, переоборудование и ремонт судов и плавучих объектов.

          Отмечает, что аналогичные дискриминирующие положения содержатся в проекте контракта в пунктах 2.2, 3.1.2, 3.1.6, 3.1.13, 3.1.14, 4.1, 4.3, 4.4.4, 7.2, 4.7.4, 4.7.5, 5.7.

          Заявляет, что Заказчиком нарушены требования статьи 8, части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе, а также требования статьи 17Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», что привело или может привести к ограничению или устранению конкуренции.

           Просит признать жалобу обоснованной, выдать Заказчику предписание об устранении нарушений путем внесения изменений в положения извещения о проведении закупки, путем замены в Требованиях к содержанию, составу заявки на участие в закупке и проекте Контракта определение «Российское Классификационное общество» на предусмотренное действующим законодательством определение «классификационное общество, уполномоченное федеральным органом исполнительной власти в области транспорта на классификацию и освидетельствование судов».

           Администраций муниципального района «Корткеросский», Управлением финансов администрации муниципального района «Корткеросский» в отзывах от 12.04.2023 № 02-22-690 (вх. № 1826э. от 13.04.2023), от 12.04.2023 № 04/110 (вх. № 1827э. от 13.04.2023) на жалобу ООО «ПромбытСтрой» заявлены возражения относительно позиции заявителя.

2. Комиссия Коми УФАС России в ходе проведения внеплановой проверки осуществления закупки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, изучив материалы жалобы, ознакомившись с извещением о проведении электронного аукциона, электронными документами, содержащимися при указанном извещении, заслушав представителей ООО «ПромбытСтрой», Управления финансов администрации муниципального района «Корткеросский», пришла к нижеследующим выводам.

2.1. Заказчиком осуществления закупки путем проведения электронного аукциона явилась администрация муниципального района «Корткеросский».

 Уполномоченным органом, наделенным постановлением администрации муниципального района «Корткеросский» от 29.01.2019 № 69 полномочиями по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для муниципальных заказчиков муниципального района «Корткеросский», явилось Управление финансов администрации муниципального района «Корткеросский».

Объект закупки - «Постройка наплавного моста».

Начальная (максимальная) цена контракта составила 73 112 320,00 руб.

           Извещение о проведении электронного аукциона для закупки № 0107300010223000025 с содержащимися при нем электронными документами размещено на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее - официальный сайт) 29.03.2023.

Дата и время окончания срока подачи заявок – 06.04.2023 11:00.

           Дата проведения процедуры подачи предложений о цене контракта либо о сумме цен единиц товара, работы, услуги – 06.04.2023.

Дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) – 07.04.2023.

           2.2. В силу частей 1, 2 статьи 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Одним из конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является, согласно пункту 2 части 2 статьи 24 Закона о контрактной системе, в том числе аукцион (открытый аукцион в электронной форме (далее - электронный аукцион).

            В соответствии с пунктом 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее, в том числе, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).

         Согласно части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать, в том числе следующие электронные документы:

1) описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;

2) обоснование начальной (максимальной) цены контракта. Заказчик, осуществляющий деятельность на территории иностранного государства, также указывает информацию о валюте, используемой для определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, для оплаты поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги, и порядок применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги;

3) требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки;

5) проект контракта.

         Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкция по ее заполнению размещены в составе извещения о закупке в виде отдельного электронного документа (приложение № 4) (далее - Требования).

          В пункте 2 Требований Заказчиком установлено условие о соответствии участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, которые подтверждаются действующим свидетельством о признании Российского Речного Регистра (Российского Классификационного общества) на строительство, модернизация, переоборудование и ремонт судов и плавучих объектов с доковым весом до 100 т, в том числе маломерных и прогулочных судов, с классом Речного Регистра  (пункт 4 статьи 35 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации).

          Комиссия Коми УФАС России считает, что установленное Заказчиком требование к участникам закупки в той редакции, в которой оно изложено в пункте 2 Требований, не противоречит действующему законодательству.

          К такому выводу Комиссия Коми УФАС России пришла в связи с нижеследующим.

          В статье 3 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации от 07.03.2001 № 24-ФЗ (далее - Кодекс) определено понятие «плавучий объект» - несамоходное плавучее сооружение, не являющееся судном, в том числе дебаркадер, плавучий (находящийся на воде) дом, гостиница, ресторан, понтон, плот, наплавной мост, плавучий причал, и другое техническое сооружение подобного рода.

          В соответствии с пунктом 4 статьи 35 Кодекса плавучие объекты подлежат классификации и освидетельствованию организациями, уполномоченными федеральным органом исполнительной власти в области транспорта на классификацию и освидетельствование судов в соответствии с правилами классификации и освидетельствования плавучих объектов с выдачей свидетельств о соответствии плавучих объектов, подтверждающих соответствие плавучих объектов этим правилам.

          Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 № 121 (в ред. Постановления Правительства РФ от 25.10.2021 № 1821) установлено, что российскими организациями, осуществляющими классификацию и освидетельствование судов, подлежащих государственной регистрации, судов, зарегистрированных в Государственном судовом реестре, в бербоут-чартерном реестре, в Российском международном реестре судов или в Российском открытом реестре судов, являются федеральное автономное учреждение «Российский морской регистр судоходства» и федеральное автономное учреждение «Российский Речной Регистр».

          В соответствии с Уставом федерального автономного учреждения «Российское Классификационное общество», утвержденного распоряжением Министерства транспорта Российской Федерации от 05.05.2022 № ВС-117-р, федеральное автономное учреждение «Российский Речной Регистр» переименовано в федеральное автономное учреждение «Российское Классификационное общество».

          В силу подпункта «1» пункта 12 Устава федерального автономного учреждения «Российское Классификационное общество», Учреждение осуществляет, в соответствии с пунктом 1 статьи 35 КВВТ, классификацию и освидетельствование судов, подлежащих государственной регистрации, за исключением маломерных судов, используемых в некоммерческих целях, в соответствии с пунктом 4 статьи 35 КВВТ, классификацию и освидетельствование плавучих объектов, в том числе:

 - присваивает, подтверждает, возобновляет, восстанавливает классы судов и плавучих объектов, переклассифицирует суда и плавучие объекты с выдачей соответствующих документов;

         -  в соответствии с пунктом 2 статьи 35 КВВТ разрабатывает, утверждает и издает, в том числе правила классификации и освидетельствования плавучих объектов,

 - осуществляет освидетельствование судов и плавучих объектов, находящихся в эксплуатации, на соответствие Правилам, а также на соответствие требованиям международных договоров Российской Федерации;

 - выдает на суда и плавучие объекты с классом Учреждения документы, предусмотренные Правилами, а также документы, подтверждающие соответствие судов и плавучих объектов требованиям международных договоров Российской Федерации.

 В рамках реализации части 4 статьи 35 Кодекса федеральным автономным учреждением «Российский речной регистр» разработаны и утверждены Приказом от 17.03.2017 № 35-п  Правила классификации и освидетельствования плавучих объектов.

         При этом следует отметить, что целями деятельности федерального автономного учреждения «Российский морской регистр судоходства» (далее – Регистр), определенными в Уставе Регистра, утвержденного распоряжением Министерства транспорта Российской Федерации от 10.03.2021 № ВС-45-р, является обеспечение безопасности мореплавания судов, а также плавучих буровых установок, морских стационарных платформ различного назначения, морских плавучих нефтегазодобывающих комплексов, морских подводных трубопроводов и иных морских плавучих и стационарных объектов (далее - объекты морского транспорта), указанных в подпункте 1 пункта 11 и подпунктах 2 - 3 пункта 12 настоящего Устава, и используемых в целях торгового мореплавания, охраны человеческой жизни на море, сохранности перевозимых грузов, экологической безопасности, участия организаций и предпринимателей в международном, экономическом, научно-техническом сотрудничестве и международной торговле.

 Согласно пункту 11 Устава Регистр осуществляет следующие основные виды деятельности:

 1) классификация и освидетельствование судов, зарегистрированных в Государственном судовом реестре, в бербоут-чартерном реестре, на соответствие правилам, указанным в подпункте 1 пункта 12 настоящего Устава, и требованиям международных договоров Российской Федерации;

 2) выдает на суда, указанные в подпункте 1 пункта 11 настоящего Устава, документы, предусмотренные правилами, указанными в подпункте 1 пункта 12 настоящего Устава;

 3) выдает на суда, указанные в подпункте 1 пункта 11 настоящего Устава, документы, подтверждающие соответствие данных судов требованиям международных договоров Российской Федерации.

  Пункт 12 Устава содержит перечень иных видов деятельности Регистра, в том числе приносящие доходы.

  Комиссией Коми УФАС России установлено, что из определенного в Уставе перечня деятельности Регистра как основного, так и иных не следует, что федеральное автономное учреждение «Российский морской регистр судоходства» осуществляет классификацию и освидетельствование плавучих объектов.

          Администрацией муниципального района «Корткеросский» в письме от 12.04.2023 № 02-22-690 (вх. № 1826э. от 13.04.2023) пояснено, что в соответствии с 1.1 -1.4 раздела 1 «Общие сведения» Спецификации» «Наплавной мост» СТ.НМ. 2277-90-3, размещенной в составе Технического проекта: «Назначение моста – обеспечение пропуска через реку автотранспортной техники в виде одиночного утяжеленного автомобиля полной массой до 30 т.

          Район установки – малые реки с береговыми подъездными дорогами (Река Нившера в д. Пасвомын на автомобильной дороге общего пользования местного значения муниципального района «Корткеросский «Богородск-Троицк» на участке с 9,73 км-13,93 км.

          Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 № 504 (ред. от 24.04.2020) «О перечне имущества, относящегося к федеральным автомобильным дорогам общего пользования, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов» утвержден перечень имущества, относящегося к федеральным автомобильным дорогам общего пользования, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов.

          Согласно указанному Постановлению, элементы паромной переправы в случае разрыва федеральной автомобильной дороги общего пользования при отсутствии автодорожного моста, а также элементы наплавных мостов, используемых для проезда транспорта и прохода людей с берега на берег в случае разрыва федеральной автомобильной дороги общего пользования при отсутствии автодорожного моста, являются имуществом, относящимся к федеральным автомобильным дорогам общего пользования, а также сооружениям, являющимся их неотъемлемой технологической частью.

        Исходя из изложенного, по мнению Заказчика, наплавной мост, расположенный на автомобильной дороге, сооружение, являющееся технологической частью автомобильной дороги, который обеспечивает пропускную способность на реке и не является судом мореплавания.

        С изложенной позицией Заказчика Коми УФАС России согласно.

Заявителем не представлено безусловных доказательств ограничения конкуренции при установлении заказчиком требований к участникам закупки, а именно требования о наличии действующего свидетельства о признании Российского Речного Регистра (Российского Классификационного общества) на строительство, модернизация, переоборудование и ремонт судов и плавучих объектов с доковым весом до 100 т, в том числе маломерных и прогулочных судов, с классом Речного Регистра.   

          Не представлено каких-либо доказательств, свидетельствующих о том, что сформулированное заказчиком требование привело к нарушению принципов проведения закупок для государственных (муниципальных) нужд, каких-либо доказательств, подтверждающих невозможность участия в рассматриваемой закупке, также не представлено.

           Следует отметить, что согласно Протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) № 0107300010223000025 от 07.04.2023 на участие в закупке подано две заявки, обе заявки содержали действующие Свидетельства о признании, выданные федеральным автономным учреждением «Российское Классификационное общество». Указанные заявки признаны аукционной комиссией соответствующими требованиям извещения об осуществлении закупки.

           Таким образом, Комиссия Коми УФАС России, оценив условия Извещения о проведении электронного аукциона, считает, что установленное Заказчиком в Извещении о проведении электронного аукциона требование к участникам закупки, а именно требование о наличии действующего свидетельства о признании Российского Речного Регистра (Российского Классификационного общества) на строительство, модернизация, переоборудование и ремонт судов и плавучих объектов с доковым весом до 100 т, в том числе маломерных и прогулочных судов, с классом Речного Регистра, не противоречит действующему законодательству, соответствует пункту 4 статьи 35 Кодекса, пунктам 2.1.2, 2.1.9 Правил классификации и освидетельствования плавучих объектов.

           Следовательно, довод заявителя является необоснованным.

3. Касаемо довода ООО «ПромбытСтрой» о нарушении заказчиком статьи 17 Федерального закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006  № 135-ФЗ, Комиссия Коми УФАС России считает необходимым отметить, что доводы жалобы о нарушении заказчиком  антимонопольного законодательства образуют самостоятельный предмет для рассмотрения в соответствии с порядком, предусмотренным Федеральным законом от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», вследствие чего выходят за пределы рассмотрения жалобы о нарушении законодательства о контрактной системе в предусмотренном Законом о контрактной системе порядке.

            Таким образом, доводы заявителя о нарушении заказчиком антимонопольного законодательства будут рассмотрены Коми УФАС России в соответствии с Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденным приказом ФАС России от 25.05.2012 № 339.

С учетом всех вышеизложенных обстоятельств, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Коми УФАС России,

 

РЕШИЛА:

     

 Признать жалобу ООО «ПромбытСтрой» необоснованной.

 

 Согласно части 9 статьи 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.

 

 

Председатель Комиссии

 

                                               <………>

 

 

Члены комиссии                                                                                                           <………>

 

                                                                                                                         

         <………>

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны