Решение №ПК/6725/23 Решение от 1 ноября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

 

 

01 ноября 2023 года

(изготовление решения в полном объеме)

26 октября 2023 года

(оглашение резолютивной части)

г. Сыктывкар

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми (далее – Комиссия, Коми УФАС России) по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, в составе:

председатель Комиссии – <...>;

члены Комиссии: <...>; <...>;

рассмотрев дело № 011/05/5-627/2023, возбужденное в отношении индивидуального предпринимателя <...>, ОГРНИП <...>, ИНН <...> (далее – ИП <...>) по факту распространения рекламы о проведении поверки приборов учета воды с признаками нарушения пунктов 2, 3 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе),

в отсутствие ИП <...>, <...>, <...>, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Коми УФАС России поступили заявления <...>(вх. № 3892- ИП/23 от 28.06.2023, вх. № 4196-ЭП/23 от 07.07.2023), <...> (вх. № 3948-ИП/23 от 29.06.2023, вх. № 4223-ЭП/23 от 10.07.2023) о нарушении рекламного законодательства при распространении листовок с извещением о проведении поверки приборов учета воды.

По результатам рассмотрения указанных заявлений принято решение о возбуждении дела № 011/05/5-627/2023 в отношении ИП <...> по признакам нарушения пунктов 2, 3 части 3 статьи 5 Закона о рекламе, о чем вынесено соответствующее определение № ПК/4721/23 от 26.07.2023.

Определением № ПК/5359/23 от 25.08.2023 срок рассмотрения дела № 011/05/5-627/2023 продлен до 26.10.2023, рассмотрение дела отложено на 19.09.2023.

Определением № АГ/5827/23 от 19.09.2023 рассмотрения дела № 011/05/5-627/2023 отложено на 26.10.2023.

<...> письмом от 14.09.2023 (вх. № 6238-ЭП/23 от 14.09.2023) просила приобщить к материалам дела копию свидетельства о поверке и информационного письма ООО «ЖКХ-Сервис».

Комиссией указанные документы приобщены к материалам дела № 011/05/5-627/2023.

Из материалов дела № 011/05/5-627/2023 (далее – рекламное дело) усматривается нижеследующее.

Из заявлений следует, что по почтовым ящикам многоквартирных домов, расположенных в г. Сыктывкаре по адресам: ул. Парковая, д. 11, ул. Кутузова, д. 36, ул. Карьерная, д. 3, ул. Оплеснина, д. 58, ул. Оплеснина, д. 58а, ул. Оплеснина, д. 41/1, пр-т Бумажников, д. 23, ул. Комарова, д. 14, Набережный проезд, д. 8, ул. Коммунистическая, д. 36, ул. Малышева, д. 9, распространены листовки в форме извещения «ЖилСервис Сыктывкар» о проведении поверки приборов учета воды.

В листовках, в том числе указано: «Извещение за ИЮНЬ 2023 г. ЖилСервис СЫКТЫВКАР телефон для справок 8 (8212) 33-00-02 ИЗВЕЩЕНИЕ № 6415-14 Предупреждаем Вас, что согласно Федеральному Закону от 26.06.2008 г. №102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» и Постановлению Правительства РФ от 06.06.2011 №354, индивидуальные приборы учета воды ДОЛЖНЫ ПРОЙТИ ОБЯЗАТЕЛЬНУЮ МЕТРОЛОГИЧЕСКУЮ ПОВЕРКУ, без проведения которой приборы считаются непригодными для учета водопотребления. Во избежание начисления платы за потребление по общему нормативу, а также в целях соблюдения Федерального Закона, Вам необходимо согласовать дату и время процедуры проведения поверки приборов учета воды по телефону 8 (8212) 33-00-02. Работы по поверке будут проводиться с 19.06 по 10.07.2023г. В случае невыполнения п. 60 Постановления Правительства № 354 произойдет увеличение оплаты за коммунальные услуги на 50 процентов, т.е. расчет будет производиться по нормативу с повышающим коэффициентом 1,5».

Далее в листовке приведен пример расчета оплаты за коммунальные услуги по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и водоотведению в случае истечения межповерочного интервала.

В материалах рекламного дела также имеются аналогичные листовки в форме извещения «ЖилСервис Сыктывкар» о проведении поверки приборов учета воды с 24.07.2023 по 11.08.2023.

Также в материалы рекламного дела представлены копии листовок, оформленных в виде предписания о соблюдении Федерального закона от 26.06.2008 № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений». В указанных листовках, в том числе сообщается: «Согласно Федеральному закону от 26.06.2008 № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений», а также постановлению Правительства РФ от 06.06.2011 № 354, индивидуальные приборы учета воды должны пройти обязательную метрологическую поверку, без проведения которой приборы считаются непригодными для учета водопотребления. Приборы учета воды, установленные в вашей квартире, имеют межповерочный интервал и нуждаются в обязательной метрологической поверке, без проведения которой приборы считаются непригодными для водопотребления». Далее в листовке указан график проведения поверки приборов и номер телефона для оформления заявки – 8 (8212) 33-00-02.

В соответствии с положениями, установленными пунктом 1 статьи 3 Закона о рекламе, реклама – информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Рассматриваемая информация содержит следующие признаки рекламы:

- распространена в виде листовок в форме извещений и предписаний по почтовым ящикам многоквартирных домов г. Сыктывкара;

- адресована неопределенному кругу лиц;

- направлена на привлечение внимания к объектам рекламирования – «ЖилСервис Сыктывкар» и оказываемым им услугам по поверке приборов учета воды, формирование или поддержание интереса к ним, и их продвижение на рынке.

Таким образом, вышеуказанная информация является рекламой (далее – рассматриваемая реклама).

В силу части 1 статьи 5 Закона о рекламе реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

В соответствии с пунктами 2, 3 части 3 статьи 5 Закона о рекламе недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения:

- о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара;

- об ассортименте и о комплектации товаров, а также о возможности их приобретения в определенном месте или в течение определенного срока.

Целью рекламы является не просто продвижение соответствующего товара (работы, услуги), а доведение до потребителя всех необходимых сведений, способных вызвать у ее потребителя правильное (неискаженное) представление об объекте рекламирования. Недостаточная информированность потребителя обо всех условиях рекламируемого товара (работы, услуги), имеющая место в силу недобросовестного поведения организации, предоставляющей услуги или реализующей товар, может привести к неоправданным ожиданиям потребителя.

Согласно Постановлению Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами ФЗ «О рекламе» информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах.

Использование в рассматриваемой рекламе следующих утверждений: «индивидуальные приборы учета воды должны пройти обязательную метрологическую поверку», «во избежание начисления платы за потребление по общему нормативу... Вам необходимо согласовать дату и время процедуры проведения поверки», «работы по поверке будут проводиться с … по …» создает у потребителей впечатление об обязательности приобретения данной услуги именно у «ЖилСервис Сыктывкар» по указанному в листовках номеру телефона.

Кроме того, учитывая форму изложения рекламной информации в виде извещения за конкретный месяц и предписания с размещенными на них штрих-кодами, такая информация может быть воспринята потребителями как обязательное к исполнению распоряжение снабжающей организации к совершению действий по поверке приборов учета воды в указанные в листовке сроки, а также обязательности приобретения данной услуги у «ЖилСервис Сыктывкар» по указанному в листовках номеру телефона.

Ссылки в рассматриваемой рекламе на нормативно-правовые акты, а также утверждение об обязательности поверки приборов учета могут ввести потребителей в заблуждение, создать впечатление о проведении данных работ определенной организацией и необходимости обращения в «ЖилСервис Сыктывкар» по указанному в листовках номеру телефона для соблюдения требований действующего законодательства.

В рассматриваемой рекламе указано, что поверка будет проводиться в определенный период времени. Такое указание в рекламе создает у потребителей впечатление о плановости проведения работ. Вместе с тем из имеющихся материалов не усматривается, что такие работы являются плановыми, проводятся в соответствии с графиком и т.д.

Как указывает один из заявителей, позвонив по указанному в извещении номеру, выяснилось, что стоимость работ за два счетчика составит 2500 рублей, офиса у компании не имеется, названный адрес не существует, при этом в ресурсоснабжающей организации заявителю объяснили, что срок поверки прибора учета воды заявителя истекает в 2027 г.

При таких обстоятельствах из материалов рекламного дела усматривается, что рассматриваемая реклама содержит недостоверные сведения относительно характеристик и условий потребления рекламируемых услуг, а также возможности их приобретения в определенное время.

В связи с чем, рассматриваемая реклама распространена с нарушением требований пунктов 2, 3 части 3 статьи 5 Закона о рекламе.

В соответствии с частью 6 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за распространение рекламы, не соответствующей требованиям пунктов 2, 3 части 3 статьи 5 Закона о рекламе, несет рекламодатель.

Частью 8 статьи 38 Закона о рекламе предусмотрено, что рекламопроизводитель несет ответственность за нарушение требований, указанных в части 6 настоящей статьи, в случае, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине.

В соответствии с пунктом 5 статьи 3 Закона о рекламе рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Согласно пункту 6 статьи 3 Закона о рекламе рекламопроизводитель – лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму.

Из материалов рекламного дела усматривается, что рекламодателем рассматриваемой рекламы является ИП <...>.

Комиссия неоднократно определениями запрашивала у ИП <...> необходимые для рассмотрения рекламного дела документы и письменную информацию. Однако истребованное ИП <...> в материалы рекламного дела не представлено.

Комиссией в ходе рассмотрения рекламного дела установлено, что нарушение требований пунктов 2, 3 части 3 статьи 5 Закона о рекламе произошло по вине рекламодателя ИП <...>.

Обстоятельств, как исключающих возможность соблюдения ИП <...> требований рекламного законодательства, так и свидетельствующих о принятии им всех зависящих от него мер по соблюдению требований рекламного законодательства, не усматривается.

Таким образом, ИП <...> нарушены требования пунктов 2, 3 части 3 статьи 5 Закона о рекламе.

Из материалов рекламного дела следует, что рассматриваемая реклама распространялась в период с июня 2023 г. по август 2023 г. на территории г. Сыктывкара Республики Коми.

Из материалов рекламного дела усматривается, что на дату вынесения решения рассматриваемая реклама не распространяется. В связи с чем, Комиссия сочла нецелесообразной выдачу ИП <...> предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

На основании изложенного, руководствуясь п. 4 ст. 3, п. 2 ч. 1 ст. 33, п. 7 ч. 2 ст. 33, ч. 1 ст. 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 42, 54 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.11.2020 № 1922,

 

Р Е Ш И Л А:

 

1. Признать рекламу «ЖилСервис Сыктывкар» о проведении поверки приборов учета воды, распространенную по почтовым ящикам многоквартирных домов г. Сыктывкара в виде листовок в форме извещений и предписаний, ненадлежащей, поскольку она распространена с нарушением требований пунктов 2, 3 части 3 статьи 5 Закона о рекламе.

2. Предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе ИП <...>(ОГРНИП <...>, ИНН <...>) не выдавать.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Коми УФАС России для возбуждения в отношении ИП <...> (ОГРНИП <...>, ИНН <...>) дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Решение в полном объеме изготовлено 01 ноября 2023 года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия решения в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

Председатель Комиссии

 

______________ <...>

 

 

 

Члены Комиссии

 

_______________ <...>

 

 

 

 

 

_______________ <...>

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны